Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Спортивный отбор в системе управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Значение отбора как важного фактора роста спортивных достижений на всех этапах спортивной подготовки общепризнанно. Система отбора и ориентации является сложным социальным механизмом, который не только работает на спорт, но и тесным образом связан с другими сферами деятельности. Поиск новых форм отбора юных спортсменов и определение информативных тестов, используемых при этом, - вот те задачи, которые ставят перед собой тренеры и ученые.
У специалистов нет единого мнения относительно средств и методов оценки перспективности спортсменов. Однако при отборе в первую очередь необходимо определить уровень развития наиболее консервативных качеств и способностей. К ним можно отнести быстроту, координационные способности, оперативное мышление, предвидение ситуаций, а также стремление к достижению высоких спортивных результатов [1-4, 7, 9, 13]. Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта, для которых характерным является высокий уровень развития выносливости и специальной психической работоспособности. Хорошо известно, что способность к определенной деятельности - сложное, интегральное качество психики. Умственная деятельность ориентировщика отличается сложной, аналитико-синтетической работой мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, в извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и долговременной памяти. Изучение подобных явлений предполагает их анализ и разложение на более простые компоненты. Поэтому один из ключевых вопросов активного отбора - вопрос интегральной оценки перспективности ребенка в данном виде спорта. Такая оценка развития всех изучаемых показателей объективно отражает уровень подготовленности юных спортсменов и позволяет достоверно осуществлять надежный прогноз успешности по годам обучения. Несомненно, что дальнейшие успехи в развитии спортивного ориентирования во многом обусловлены результатами научных исследований, направленных на обоснование технологии спортивного отбора на ранних этапах многолетней подготовки. Констатируя значимые достижения в разработке основ юношеского спорта, следует отметить наличие в спортивном ориентировании ряда практических проблем. Например, не определены доминантные факторы, обуславливающие высокий уровень специальной подготовленности юных ориентировщиков на различных этапах многолетней тренировки, не выявлены информативные тесты для определения перспективности. Всё это ограничивает возможности управления учебно-тренировочным процессом и снижает эффективность комплексного контроля, отбора и ориентации спортсменов. Понятно, что данные проблемы требу.т незамедлительного научно-методического решения. Результаты исследования. Анализ специальной литературы по спортивному отбору показывает [1-7, 9, 10, 13], что спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Это требует всестороннего анализа физических и психических качеств спортсмена, а предрасположенность детей и подростков к определенной спортивной деятельности можно выявить в раннем возрасте. Если исходить из того, что отбор - начало многолетнего процесса спортивной подготовки, то совершенствование системы контрольных испытаний для отбора с ориентацией на высшее спортивное мастерство имеет актуальное значение в спортивном ориентировании. Поскольку при проведении практического отбора большой объем показателей займет много времени, необходимо выбрать наиболее надежные тесты, которые бы отражали все основные стороны подготовленности юных спортсменов, были доступны и информативны. С этой целью был проведен 4-летний педагогический эксперимент, направленный на разработку методики отбора детей из групп начальной подготовки в учебно-тренировочные. На первом этапе исследований изучались тесты, которые можно применять на практике для контроля уровня специальной подготовленности юных спортсменов-ориентировщиков, и определялась факторная структура специальной подготовленности. Отобранные для исследования тесты проходили проверку на их соответствие условиям стандартизации. В результате проведения поискового эксперимента была сформирована батарея тестов, состоящая из 28 контрольных испытаний, включающая тесты для оценки выносливости, скоростно-силовой, скоростной, силовой и технико-тактической подготовленности, уровня развития памяти, внимания и мышления. По результатам исходных контрольных испытаний нами была образована экспериментальная группа (30 мальчиков 9-10 лет). Суть эксперимента заключалась в сравнении эффективности различных критериев условного отбора после четырех лет тренировочных занятий. Прогностическая значимость психофизических критериев оценивалась по уровню их взаимосвязи со спортивным результатом. В течение всего педагогического эксперимента тестирование проводилось по разработанной программе один раз в полгода. За это время было проведено 1160 измерений, в результате которых получено и проанализировано около 9700 различных параметров. Исследование выявило различный характер взаимосвязи между результатами в тестах и уровнем специальной подготовленности юных ориентировщиков. Корреляционный анализ показал, что на начальном этапе подготовки высокую прогностическую значимость имеют тесты, характеризующие общую выносливость (r=0,361-0,554), а также тесты, которые отражают психическую работоспособность юных спортсменов: оперативная память (r=0,562), распределение внимания (r=0,512) и оперативное мышление (r=0,532). Через год и два года тренировки корреляционная связь между результатами в беговых тестах и рангом спортсмена значительно возрастает (r изменяется в пределах 0,529-0,952). Это можно объяснить тем, что на данном этапе тренировка приняла более специализированную направленность, позволившую отдельным спортсменам проявлять специальную выносливость на хорошем уровне (табл. 1). Изменился и характер взаимосвязи между результатами в контрольных испытаниях, отражающих уровень специальной психической подготовленности, и спортивным результатом у ориентировщиков 13-14 лет. Показатели в таких тестах, как "Моторная координация" (r=0,570), "Наглядно-образное мышление" (r=0,719) и "Оперативное мышление" (r=0,733) значительно улучшились. Таблица 1. Корреляционная взаимосвязь критериев психофизической подготовленности юных ориентировщиков на этапе предварительной тренировки и спортивного результата, показанного через 4 года Контрольные испытания Этапы тестирования исходный через полгода через год через 1,5 года 5-кратный прыжок в длину с места 0,152 0,283 0,188 0,337 Челночный бег 4x9 м 0,212 0,502 0,581 0,695 Комплексное упражнение на силу 0,476 0,560 0,581 0,567 Бег на 30 м с ходу 0,214 0,599 0,637 0,792 5-минутный бег с учетом пройденного расстояния 0,554 0,602 0,529 0,404 20-минутный бег с учетом пройденного расстояния 0,481 0,636 0,455 0,950 Бег в подъем 200 м 0,361 0,658 0,530 0,510 Наглядно-образная память 0,276 0,406 0,654 0,400 Оперативная память 0,562 0,825 0,424 0,402 Распределение внимания 0,512 0,550 0,527 0,698 Переключение внимания 0,207 0,194 0,425 0,547 Моторная координация 0,134 0,250 0,364 0,570 Наглядно-образное мышление 0,375 0,771 0,568 0,719 Оперативное мышление 0,532 0,847 0,328 0,733 Таблица 2. Информативность различных критериев отбора спортсменов-ориентировщиков 9—12 лет Критерии отбора Этапы тестирования
исходный через полгода через год через 1,5 года Уровень развития ОФП 0,379 0,565 0,536 0,611 Темпы прироста психофизических показателей подготовленности - 0,470 0,453 0,542 Результат в соревнованиях 0,451 0,487 0,619 0,536 Интегральная оценка перспективности 0,581 0,715 0,861 0,856 Рост информативности этих показателей, на наш взгляд, можно объяснить тем, что к концу этапа начальной подготовки спортивный результат стал определяться не только физической подготовленностью, но и способностью осмысленно совершать оперативные технико-тактические действия в условиях соревнований, в основе которых - способность сохранять высокий уровень психических процессов на фоне нарастающего физического утомления. Иными словами, наиболее важными задатками в определении потенциальных возможностей будущих ориентировщиков следует считать способность к проявлению специальной выносливости, уровень развития внимания, памяти и мышления. На последующих этапах подготовки взаимосвязь между результатом в таких контрольных упражнениях, как "20-минутный бег с учетом пройденного расстояния" (r улучшается с 0,48 до 0,95), "Бег в подъем 200 м" (r улучшается с 0,36 до 0,87), "Распределение внимания" (r улучшается с 0,51 до 0,90), наглядно-образное мышление (r улучшается с 0,37 до 0,92), "Оперативное мышление" (r улучшается с 0,53 до 0,81), "Бег на 30 м с ходу" (r улучшается с 0,21 до 0,79) и спортивным результатом заметно возрастает. Хорошо известно, что для повышения надежности прогнозирования необходимо применять комплексное тестирование. С этой целью мы сравнили различные критерии отбора в спортивном ориентировании. На основании разработанной тестовой модели и весовых коэффициентов определялись интегральная оценка перспективности (ИОП), а также уровень развития ОФП, исходный результат в соревнованиях и темпы прироста психофизических качеств за первые 1,5 года. Практический опыт показывает, что большинство тренеров при определении пригодности занимающихся для спортивного ориентирования в основном опираются на уровень развития у них физических качеств. Однако информативность этого критерия отбора - самая низкая (r=0,379) из всех рассматриваемых (табл. 2). Возрастные особенности взаимосвязи ОФП таковы, что с 9-10 до 12-13 лет степень этой взаимосвязи несколько увеличивается (с 0,379 до 0,611), а с 13 лет наблюдается тенденция к ее уменьшению (до 0,486). Исходный уровень развития психофизических качеств и темпы их прироста за первые 1,5 года тренировки по эффективности уступают ИОП. Однако данный показатель улучшает свою информативность по мере роста спортивного мастерства с 0,470 до 0,542. Поэтому, несмотря на то что этот критерий по эффективности стоит на третьем месте, тенденция к улучшению информативности увеличивает его ценность. Сроки проведения педагогического эксперимента позволили также проследить взаимосвязь исходного результата в соревнованиях с рангом спортсменов через 4 года тренировки. Выяснилось, что результат в соревнованиях несущественно меняет ранговый порядок в первые 2 года тренировки (r изменяется с 0,45 до 0,54). Следовательно, невысокий уровень взаимосвязи успешности соревновательной деятельности на начальных этапах подготовки с рангом спортсменов через 4 года тренировки не позволяет применять его в качестве ведущего критерия отбора юных ориентировщиков. Была исследована возможность прогнозирования способностей начинающих ориентировщиков на основе интегральной оценки перспективности, включающей показатели, характеризующие специальную выносливость, силовую и скоростную подготовленность, а также уровень психической работоспособности. Было установлено, что информативность ИОП наивысшая из всех представленных за первые 1,5 года тренировки. Поэтому экспериментально зарегистрированные средние значения и стандартные отклонения показателей специальной подготовленности в исследуемой совокупности людей (в нашем случае совокупность - это мальчики 9-14 лет, занимающиеся спортивным ориентированием), факторная структура их подготовленности легли в основу разработанной технологии отбора детей из групп начальной подготовки в учебно-тренировочные (табл. 3-5). Таблица 3. Тестовая модель для отбора и прогноза потенциальных способностей к спортивному ориентированию мальчиков 9—12 лет Этапы тестирования Контрольные испытания Оценка в баллах 6 4 2 Первоначальный (дети 9-10 лет) 5-минутный бег с учетом пройденного расстояния, м 900 800 700 Комплексное упражнение на силу, колич. раз 38 33 28 Бег на 30 м с ходу, с 5,3 5,5 5,7 Моторная координация, усл. ед. 170 150 130 Распределение внимания, с 150 180 210 Наглядно-образное мышление, усл. ед. 5 3 1 Переключение внимания, усл. ед. 22 18 13 Оперативное мышление, усл. ед. 3 2 1 Через год 20-минутный бег, м 3900 3700 3500 Комплексное упражнение на силу, колич. раз 42 37 32 Бег на 30 м с ходу, с 4,5 4,7 4,9 Моторная координация, усл. ед. 180 160 140 Распределение внимания, с 130 150 170 Наглядно-образное мышление, усл. ед. 6 4 2 Переключение внимания, усл. ед. 30 25 20 Оперативное мышление, усл. ед. 5 3 1 Через 1,5 года 20-минутный бег, м 4000 3800 3600 Комплексное упражнение на силу, колич. раз 46 41 36 Бег на 30 м с ходу, с 4,3 4,5 4,7 Моторная координация, усл. ед. 190 170 150 Распределение внимания, с 120 140 160 Наглядно-образное мышление, усл. ед. 7 5 3 Переключение внимания, усл. ед. 40 35 30 Оперативное мышление, усл. ед. 7 5 3 При определении интегральной оценки перспективности по показателям психофизической подготовленности значение каждого результата контрольных испытаний в соответствии с оценочными шкалами сначала переводится в баллы, затем оценки в баллах умножаются на соответствующие коэффициенты значимости (табл. 4) и суммируются.
В зависимости от общего количества баллов, которое набирает юный спортсмен, его можно отнести к категории высокого, среднего или низкого уровня перспективности (табл. 5). Таким образом, анализ и теоретическое обобщение результатов многолетних исследований позволяют сформулировать основные положения спортивного отбора в ориентировании. Первое. Отбор юных спортсменов и их специальная подготовка являются единым, органически связанным процессом, поскольку в их основе лежат психофизические показатели, при помощи которых можно вносить управленческие коррективы в учебно-тренировочные занятия и тем самым повышать их эффективность. Второе. Отбор спортсменов должен опираться на комплексную оценку их потенциальных возможностей, поэтому необходимо применять тесты, отражающие уровень развития выносливости и психической работоспособности с учетом темпов прироста этих показателей. Это дает возможность выявить юных ориентировщиков, обладающих комплексом врожденных психофизических качеств, которые необходимы в спортивном ориентировании на различных этапах подготовки и по которым можно предсказать успешность соревновательной деятельности. Отбор спортсменов - это многолетний многоступенчатый процесс, охватывающий все периоды многолетней подготовки, а эффективность спортивного отбора в первую очередь определяется комплексным исследованием возрастной динамики показателей психофизического развития. Это положение разделяет абсолютное большинство ведущих специалистов в области организации спортивного отбора [2, 4, 6, 7-13]. Исходя из этого, технология спортивного отбора в ориентировании включает несколько этапов. На первом этапе отбираются дети 9-11 лет для предварительной, строго не связанной с ориентированием, подготовки с целью всестороннего физического развития и формирования интереса к систематическим занятиям спортом. Группы начальной подготовки формируются по результатам сплошного тестирования, к занятиям привлекается большое число кандидатов с общей двигательной одаренностью. Таблица 4. Весовые коэффициенты, используемые для определения интегральной оценки перспективности юных спортсменов-ориентировщиков Контрольные испытания Весовые коэффициенты 20-минутный бег, м 0,22 Оперативное мышление 0,17 Переключение внимания 0,15 Распределение внимания 0,14 Моторная координация 0,13 Наглядно-образное мышление 0,11 Комплексное упражнение на силу 0,05 Бег на 30 м с ходу с 0,03 Сумма коэффициентов 1,0 Таблица 5. Прогноз способностей к спортивному ориентированию по данным комплексного обследования Сумма баллов Прогноз способностей 5 и выше Высокий уровень перспективности от 4 до 5 Выше среднего от 3 до 4 Средний от 2 до 3 Ниже среднего 2 и ниже Низкий На втором этапе предварительного отбора (11-13 лет) проводится целенаправленная оценка двигательных и психических способностей на основании разработанных тестовых моделей. Вторая ступень отбора решает задачи оценки темпов роста психофизических способностей, определяющих достижение высокого спортивного результата в ориентировании. Сочетание высокого исходного уровня и высоких темпов роста говорит о большой одаренности ребенка. На этапе углубленной тренировки (13-16 лет) отбор должен быть направлен на определение способностей спортсменов в достижении вершин мастерства. Необходимы анализ индивидуальных данных и сопоставление их с показателями спортсменов высокой квалификации (МС-МСМК), что позволяет определить преимущественную направленность воздействия на слабые стороны специальной подготовленности. При наличии природной одаренности и правильной системе тренировки дальнейшая спортивная ориентация должна быть направлена на выбор для каждого, отдельно взятого ребенка вида спортивной специализации (в летнем или зимнем ориентировании он сможет достичь высоких результатов?), а затем и конкретной спортивной дисциплины. При этом необходимо учитывать динамику спортивных результатов и их уровень на протяжении всего отборочного этапа, психическую устойчивость, надежность выступлений, переносимость возрастающих тренировочных нагрузок и состояние здоровья. В этом случае определение перспективности юных ориентировщиков даст возможность выявить спортсменов, способных к максимальной реализации индивидуальных возможностей.
Список литературы 1. Брянкин С.В. Отбор и ориентация спортсменов: Автореф. канд. дис. Малаховка, 1982. - 22 с. 2. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: ФиС, 1983. - 176 с. 3. Воронов Ю.С. Отбор и прогнозирование результатов в спортивном ориентировании: Учеб. пос. - М.: ФСО РФ, 1998. - 65 с. 4. Губа В.П. Современные проблемы ранней спортивной ориентации/ Губа В.П., Вольф М., Никитушкин В.Г. М., 1998. - 72 с. 5. Зеличенок В.Б. Легкая атлетика: критерии отбора/ Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. - М.: Терра-Спорт, 2000, с. 39-160. 6. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: ФиС, 1982, с. 85-126. 7. Плохой В.Н. Экспериментальное обоснование критериев отбора юных лыжников-гонщиков: Автореф. канд. дис. М., 1979. - 16 с. 8. Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва. - Киев: Здоровье, 1990. - 150 с. 9. Сирис П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. - М.: ФиС, 1983. - 102 с.
10. Система подготовки спортивного резерва / Под ред. В.Г. Никитушкина. - М., 1994. - 317 с. 11. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980, с. 185-207. 12. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС, 1987, с. 55-68. 13. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивного отбора. - М.: ФиС, 1984.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.