Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Спорт и нейроэндокринная система

Влияние физической активности на нейроэндокринную систему внешне не столь выражено, как, например, в случае роста мышечной массы. По этой причине приходится иной раз сталкиваться с утверждением, будто физическая активность идет в ущерб интеллектуальному развитию, так как работающие мышцы, усиливая потребление крови, забирают ее у мозга, и деятельность после него от этого якобы ухудшается.
Результаты научных исследований говорят о другом. В связи с физической нагрузкой кровоток в мышцах действительно увеличивается многократно. Но мозг при этом совершенно не страдает, поскольку кровоток увеличивается в результате возросшего минутного объем сердца и частично вследствие перераспределения кров Установлено, что в состоянии покоя скелетные мышц потребляют 21% от минутного объема кровообращения, органы брюшной полости 24%, а мозг 13%. И если минутный объем сердца составит 5800 мл, то абсолютные цифры потребления крови будут соответственно для скелетных мышц 1200, органов брюшной полости 1400, мозга 750 мл в минуту. При средней физической нагрузке (минутный объем равен примерно 17500 мл) скелетные мышцы получат 71 % (12500 мл), органы брюшной полости 3% (600 мл), мозг 4% (750 мл). Как видим, уменьшился лишь процент потребления крови общего возросшего кровотока, абсолютная же величин мозгового кровотока практически не меняется при любых физических нагрузках. Таблица 3. Распределение кровотока в состоянии покоя и при физических нагрузках различной интенсивности Покой Физическая нагрузка легкая средняя максимальная мл/мин % мл/мин % мл/мин % мл/мин % Органы брюшной полости 1400 24 1100 12 600 3 300 1 Почки 1100 19 900 10 600 3 250 1 Мозг 750 13 750 8 750 4 750 3 Коронарные сосуды 250 4 350 4 750 4 1000 4 Скелетная мускулатура 1200 21 4500 47 12500 71 22000 88 Кожа 500 9 1500 15 1900 12 600 2 Другие органы 600 10 400 4 400 3 100 1 Всего 5800 100 9500 100 17500 100 25000 100 Некоторые исследователи считают, что мозговой кровоток даже улучшается под воздействием физической деятельности и связанной с ней гипервентиляции легких, поскольку верхушки легких, ритмически заполняясь воздухом, при глубоком полном дыхании массируют крупные сосуды, отходящие от аорты и питающие мозг, что стимулирует продвижение крови к мозгу. Под влиянием регулярных физических нагрузок (кровоснабжение мозга не только не страдает, но даже улучшается. Систематические занятия физкультурой и спортом улучшают общее состояние нервной системы на всех ее уровнях (кора головного мозга, подкорка, нервно-мышечный аппарат). При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга. В результате частых повторений определенных двигательных приемов создаются новые очаги возбуждения, которыми устанавливается временная условно-рефлекторная связь. Появление таких стойких центров возбуждения в коре головного мозга помогает методом отрицательной индукции подавлять другие патологические очаги возбуждения, связанные, к примеру, с болезнью и поддерживающие ее. Так, при некоторых неврозах занятия физкультурой заставляют отступить болезнь. Физическая активность расширяет пластичность нервной системы, ее способность приспосабливать организм к новой обстановке, новым видам деятельности исключительно благотворно влияет на психическую деятельность человека: повышается его тонус, появляются бодрость, жизнерадостность, уверенность в себе. Исключительно большое влияние оказывает физкультура на вегетативную нервную систему, управляющую функцией внутренних органов. Она состоит из двух отделов: симпатического и парасимпатического. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что симпатическая нервная система возбуждает, стимулирует и усиливает работу внутренних органов, а парасимпатическая оказывает как бы сдерживающее, тормозящее влияние. Составляя диалектическое единство, они управляют всеми жизненно важными процессами в организме.
Симпатический отдел нервной системы тесно связан с надпочечниками, выделяющими биологически активные вещества — адреналин и норадреналин. Симпатико-адреналовая система, поддерживая постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), обеспечивает нормальную регуляцию всех жизненно важных процессов, а также приспособляемость организма к различным внешним неблагоприятным условиям. Без этой системы жизнь человека была бы невозможна.
Симпатико-адреналовая система играет основную роль в механизме адаптации к стрессовым ситуациям. Согласно концепции канадского ученого Г. Селье, стресс — это как бы ответ организма на любые чрезвычайные к нему требования. Стресс состоит их трех фаз: тревоги, когда мобилизуются все основные защитные механизмы; повышенной сопротивляемости, когда эти защитные механизмы вступают в работу, стремясь возвратить организм к оптимальному для его жизнедеятельности состоянию; и наконец, если воздействие повреждающего фактора продолжается, а резервные силы иссякли, наступает фаза истощения, во время которой происходит разрушение приспособительных механизмов и наступление болезни. Так вот, в процессе регулярных занятий физкультурой симпатико-адреналовая система перестраивается, совершенствуется и мобилизует большее количество гормонов адаптации. К ним относятся названные уже адреналин и норадреналин (катехоламины), а также кортикостероиды, вырабатываемые корковым веществом надпочечников. Это главные гормоны, управляющие всей энергетикой организма и обеспечивающие его адаптацию в основных фазах стресса. Физическая нагрузка, сама являясь стрессором, но физиологическим, постепенно и дозировано воздействуя на механизмы защиты, тренирует их, развивает, увеличивает резервы. Ученые установили, что у спортсменов уровень катехоламинов в крови выше, чем у незанимающихся спортом, а у высококвалифицированных спортсменов выше, чем у спортсменов низших разрядов, и что между количеством катехоламинов и кортикостероидов в крови и спортивным результатом существует прямая связь: чем больше этих гормонов, тем лучше спортивный результат. В тренированном организме, постоянно готовом к отражению экстремальных влияний, выделяющиеся в больших количествах в ответ на стрессовые воздействия гормоны адаптации быстрее и восстанавливаются до исходного уровня. Таким образом, физические упражнения развивают и укрепляют симпатико-адреналовую систему, увеличивая в итоге способность организма противостоять любым экстремальным воздействиям, будь то переохлаждение, болезнь или нервно-психическое перенапряжение. Повышенный функциональный уровень нейроэндокринной системы при отсутствии стрессовых ситуаций повышает работоспособность человека, увеличивает заряд бодрости и оптимизма. Естественно, организм не может находиться в условиях постоянного стимулирования и активного функционирования всех основных систем. Ему необходимы и периоды восстановления. Тогда наступает черед парасимпатического отдела нервной системы и главного ее представителя во всех органах — блуждающего нерва. Это время относительного физического покоя, а также ночного сна. В этот период дыхание и сердцебиение становятся реже, снижаются артериальное давление, температура тела. В организме происходит восстановление энергии и белков — строительного материала тканей. Регулярная физическая активность тренирует и парасимпатический отдел нервной системы, приучает организм экономно расходовать и распределять резерв. Например, у велосипедистов утром в постели пульс — 38-40 ударов в минуту, артериальное давление — 100/60 мм рт. ст., дыхание — 6-8 в минуту. Так работает тренированный организм на экономном режиме. Организм человека — целостная система, и целостность эта обеспечивается объединяющей функцией нервной системы. Вся она — от коры головного мозга до периферических рецепторов — вовлекается в ответные реакции на физические упражнения. И если сам орган управления функционирует активно, то, естественна регуляция подчиненных ей систем происходит лучше и целесообразней, т.е. реакции исполнительных органов становятся совершеннее. Вот почему физическая культура часто несет выздоровление при различных болезненных состояниях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.