Понятие полового диморфизма очень популярно и рассматри вается во многих аспектах и формах на примере индивидуумов и целых популяций. Самые популярные энциклопедические справочники определяют диформизм как "наличие двух разных форм особи в пределах одного и того же вида животных или растений , отличающихся морфологически и физиологически; . различается половой диморфизм, связанный в основном с наличием вторичных и третичных черт" [6].
"Словарь польского языка" дает такое определение диморфизма: " наличие в пределах одного и того же вида животных или растений двух форм, отличающихся внешним видом, строением и физиологией; .половой диформизм "различие самца и самки того же вида животных, отличающихся строением, величиной, цветом и др". [13].
Это, естественно, очень общие определения и, по мнению некоторых ученых, даже "неконкретные". Они активно развиваются в той области исследований, где они подробно анализируются или где возникает необходимость их глубокого изучения.
Если человек двигательно активен, половой диморфизм проявляется уже на самых ранних стадиях онтогенеза. Этот вопрос рассматривался нами раньше на симпозиуме в г. Катовице [1], но стал особенно актуален в настоящее время в связи с нарастанием феминистических движений, стремящихся предоставить женщинам возможность заниматься всеми формами активности.
В спортивной деятельности это явление начало получать неожиданные направления, так как возникли два основных вопроса:
1. Способен ли организм женщины реализовать все формы спортивного движения, а в связи с этим - не влияет ли отрицатель но спортивная тренировка на основную функцию организма женщины - воспроизведение потомства.
2. Не создает ли отклонение женщины от образца телосложения и функций организма мужчины более выгодных для нее условий в спортивной деятельности? Результаты рассмотрения поставленных вопросов привели к разным, часто крайним, выводам: от принятия предложений, вытекающих из концепции, которая признаёт тезис маскулинизации организма женщины под влиянием спортивной активности остроорганизационным вмешательством, которое предпринимается по отношению к женщинам, активно занимающимся спортом.
В интересующих нас вопросах эта проблематика рассматрива лась в разных аспектах. Наш интерес к ним периодически изменялся. В нашей работе мы предпринимаем попытку не только рассмотреть проблему полового диморфизма и женского спорта, но и научные исследования по этим вопросам в целом. Надо заметить, что проблема полового диморфизма всерьез начала исследоваться в 20 - 30-е годы нашего столетия и нашла отражение в формулировке взглядов о маскулинизации организма женщины под влиянием спортивной активности. Исходя из польских антропологических данных, эти взгляды подвергались острой критике профессора Х. Милицеровой. Результатом этого была задержка в исследовании данного вопроса на несколько лет.
В 60-х годах обсуждаемая проблема нашла отражение в поисках организационных решений в женском спорте, фиксирующих случаи существования спортсменок с половым расстройством. Эти факты послужили основой для научных генетических и медицинских исследований. Их результаты, к сожалению, не вызвали широкого интереса в научных кругах, несмотря на значительный отклик в печати и на радио, часто отрицательный.
Факт появления единичных работ в небольших исследовательских коллективах, занимающихся проблематикой полового диморфизма, повлиял на организацию в 1979 году в Познани научной конференции "Половой диморфизм и его отражение в спорте" в Познани. Материалы конференции быстро исчезли с полок книжных магазинов, что свидетельствовало о большой заинтересованности в рассматриваемой проблематике.
Однако организационных решений не последовало. Научные коллективы, принимающие участие в конференции, не сумели поддержать организационных связей. Не было им также оказано достаточного материального поощрения. И, на- конец, мы занялись, как нам тогда казалось, более интересными проблемами.
Перелом наступил в 1993 году, когда известный своими организаторскими способностями, профессионально связанный со спортом и динамичный научный коллектив под руководством профессора С. Сохи из Академии физического воспитания в г. Катовице предпринял попытку сосредоточить вокруг себя всех тех научных работников, которым была близка эта проблема. Мы имели честь принимать участие в этой встрече и вместе с моими коллегами с кафедры антрополо гии и биометрии Академии физического воспитания в Познани - в трех очередных конференциях. Мы высоко оцениваем возможность в широком кругу обменяться мнениями, которые касаются полового диморфизма не только в спорте, но и в физической активности человека.
Подводя итоги катовицких встреч, мы хотели бы подчеркнуть следующее:
1. Намеченная организаторами в ходе очередных встреч проблематика постоянно расширялась в смысле как разработки новых аспектов полового диморфизма, так и числа заинтересованных ней польских и зарубежных ученых.
2. В ходе очередных встреч постепенно расширялся тематический круг вопросов, касающихся широко понимаемых аспектов полового диморфизма не только в спорте, но и в профессиональной деятельности, что, по нашему мнению, является важным процессом, ведущим к расширению изучаемых областей физической культуры.
3. В ходе очередных симпозиумов постоянно расширялся круг заинтересованных проблематикой ученых, которые независимо от места работы предпринимали разные попытки сотрудничества, результатом чего были совместные доклады. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время формируются научные коллективы, заинтересовавшиеся названными вопросами.
4. Важно и систематическое внедрение результатов проводимых исследований в спортивную практику.
Пытаясь наметить дальнейшие направления развития полового димофизма, мы хотели бы обратиться к предложениям, выдвинутым в ходе третьей научной конференции, которая состоялась в г. Катовицы в 1995 году. Мы предложили тогда следующие направления развития этого вопроса [2] :
1. Определение морфологических, функциональных, общественных, моторных и психических различий диморфизма в тех видах спорта, в которых эти характеристики еще не разработаны.
2. Внедрение в практику многолетних исследований, направленных на изучение биологических изменений, происходящих в организме женщин, занимающихся "мужскими" видами спорта.
3. Продолжение исследований, направленных на создание биопсихо-общественных основ тренировочного процесса женщин в тех видах спорта, в которых эти вопросы еще не разработаны, и в тех видах спорта, которые только формируются.
4. Исследование биообщественных основ женского спорта.
5. Разработка биообщественных следствий общественно-экономической трансформации в разных государствах, в том числе в Польше, а также последствий, которые вызывает в женском спорте интеграционный процесс Европы.
Нам кажется, что особое внимание должно уделяться социальным процессам, рассматривае мым в контексте биологических изменений. Мы хотели бы в будущем заниматься научной разработкой этих процессов также потому, что некоторые из них уже исследуются и получили государственную поддержку, т.е. одобрены вне нашей научной среды. Этот факт является подтверждением правильности выбора направлений научных исследований.
Возникает вопрос: как в дальнейшем будут развиваться исследования полового диморфизма в спорте, что будет с весьма интересными организационными решениями, проверенными жизнью за последние годы? Ответы на эти вопросы непосредственно связаны с вопросом эволюции спорта, в том числе женского, с проникновением спортивной проблематики в разные области повседневной жизни и профессионального спорта.
В настоящей работе мы попытались остановиться только на тех вопросах, которые непосредственно связаны с необходимостью определения главных направлений развития женского спорта в ближайшее время.
На наш взгляд, с некоторым упрощением можно предложить для научной разработки следующие темы:
1. В связи с освоением женщинами традиционно "мужских" дисциплин возникает вопрос: отличается ли их морфологическое, функциональное строение, моторное, психическое и общественное развитие от типичного женского? Зарождается научная проблема, которую предлагаем назвать: "Биообщественная (морфологическая, функциональная, моторная, психическая и общественная) характеристика женщин, занимающихся традиционно "мужскими" видами спорта". Исследования в этом направлении очень важны из-за неповторимости этих процессов.
2. Появляются всё новые спортивные дисциплины, а также формы движения спортивного характера, которые превращаются в новые виды спорта. Они тоже привлекают женщин. Это вызывает к жизни и научную проблему: какие биообщественные (в широком понимании этого термина) характеристики привлекают в этих видах спорта женщин?
3. Продолжение исследований реакции женского организма на физическую нагрузку, связанную с процессом спортивной тренировки во время постоянного повышения спортивных результатов, и результаты этого процесса. Исследования в данной области - неотъемлемая часть работ, связаных с теорией спортивной тренировки. Однако в них следовало было бы подчеркнуть специфические аспекты женского организма. Нам кажется, что эти исследования можно бы объединить темой: "Проявления полового диморфизма в спортивной тренировке".
4. Плановое продолжение исследуемых вопросов, систематический сбор информации должны составлять банк данных, из которого можно было бы получать информацию в ходе будущих научных исследований. Предлагаем для разработки следующую тему: "Банк данных с результатами исследований полового диморфизма в женском спорте".
5. Попытаться систематически разработать существующие исследования полового диморфизма в женском спорте, для чего целесообразно разделить этоту проблему на вопросы, которые затрагивают отдельные характеристики: морфологическую, функциональную, моторную. Предлагаем, чтобы формой подведения итогов стал сборник: "Морфологические признаки и последствия полового диморфизма женщин, активно занимающихся спортом" на основе материалов очередных симпозиумов, посвященных рассматриваемой тематике, и аналогичные сборники по отношению к другим исследуемым вопросам.
6. В рассматриваемых в настоящее время вопросах антропомоторики и спортивной антропологии особое внимание уделяется эволюции моторики человека. Нам кажется, что видное место должна занимать проблема, которую можно назвать: "Место женщин в эволюции спорта". Лекции по этой тематике вызвали большой интерес слушателей.
7. Представляется, что в ближайшее время возрастет интерес к результатам исследований взаимоотношений между спортивной моторикой женщин и их профессиональной активностью. Затем можно предложить тему: "Физическая и профессиональная активность женщин: симптомы, обусловленности и последствия".
Отвечая на вопросы, связанные с дальнейшим организационным развитием исследуемых проблем, предлагаем:
1. Сохранить существующую форму обмена информацией в виде симпозиумов "Проблемы полового диморфизма в спорте" при поддержке заинтересованных лиц под руководством профессора Станислава Сохи из Академии физического воспитания в Катовицах.
2. Рассмотреть возможность организации специализированных методических встреч в годы, когда основные научные конференции не планируются.
3. Рассмотреть целесообразность расширения круга вопросов, предлагаемых на встречах. Например, включить вопрос физической активности, в частности профессиональной рекреации.