Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Профилактика нарушения осанки

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - Виды нарушений осанки. - Профилактика нарушений осанки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ К настоящему времени под влиянием многочисленных факторов социально-экономического и экологического характера здоровье детей и подростков ухудшилось и находится в критическом состоянии. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России на 1995 год лишь 14% детей практически здоровы, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние детей ухудшается в 4-5 раз, в 5 раз - нарушение осанки (см. приложение 1) Показатели нарушения осанки возросли с 153,5 в 1999 году до 190,5 в 2000 году, сколиоза - с 9,5 до 13,5. Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные условия для функционирования органов и систем. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращения, дыхания, пищеварения. Таким образом, формирование правильной осанки важно не только с эстетической точки зрения, но, главным образом – в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма. Виды нарушений осанки. В основу классификации типов осанки положен морфологический принцип (состояние кривизны позвоночного столба в сагиттальной плоскости). Сложность определения типов осанки зависит в основном от того, что нормально сформированный позвоночный столб имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости.(1) И так, нарушения осанки бывают двух типов: 1. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости—неправильное соот­ношение физиологических изгибов позвоночника. В этих случаях можно наблюдать сглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение поясничного лордоза при слабо выраженном шей­ном и грудном кифозе (плоско-вогнутая спина), увеличение всех физи­ологических изгибов (кругло-вогнутая спина) и увеличение грудного кифоза при уменьшенном шейном и поясничном лордозе (сутулость). Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических из­гибов позвоночника. Поясничный лордоз едва намечается, иногда он смещается кверху, наклон таза уменьшен. Поскольку при плоской спине физиологические изгибы, особенно в поясничной области, стер­ты, рессорная функция позвоночника снижена, что отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга при беге, прыжках и ряде других упражнений. Грудная клетка уплощена, узкая, живот в нижней части выдается вперед. Мышцы спины ослаблены, лопатки чаще всего отстоят от позвоночника. Плоская спина, как правило, результат функциональной неполноценности мускулатуры. Именно недостаточ­ная мышечная тяга не обеспечивает нормальный наклон таза и формиро­вание физиологических изгибов позвоночника. Дети с плоской спиной предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Круглая спина характеризуется дугообразно увеличенным грудным кифозом на фоне сглаживания поясничного и шейного изгибов позво­ночника. При этом голова часто наклонена вперед, плечи опущены и приведены, крыловидные лопатки, выпяченный живот, запавшая! грудная клетка, уплощенные ягодицы, уменьшенный угол наклона таза. В начальной стадии это состояние называется сутулостью. При круглой спине нередко подросток сохраняет устойчивое поло­жение тела лишь при согнутых коленях в ногах, а иногда в локтях рук, У детей с круглой спиной связки и мышцы растянуты, а грудные мыш­цы укорочены. Это укорочение ограничивает движения в плечевом су­ставе, поэтому подростки с круглой спиной часто не могут поднять руки до отказа. При кругло-вогнутой спине отмечается увеличение всех изгибов по­звоночника. Угол наклона таза при этом выше физиологической нор­мы. Вследствие увеличения угла наклона таза резко увеличена пояс­ничная кривизна, поясничная область сильно прогнута вперед, брюш­ная стенка вялая, растянута. Из-за дряблости и функциональной несостоятельности брюшного пресса и связанной с этим недостаточно­стью связочного аппарата органов брюшной полости может возникать опущение внутренних органов — висцероптоз. Голова, шея, плечи на­клонены вперед, а живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты, может возникать даже избыточное разгибание коленных суставов (рекурвация). 2. Нарушение осанки во фронтальной плоскости характеризуется асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлени­ем позвоночника (остистые отростки позвоночника как бы образуют букву С или S). Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различных стадиях — от чуть заметных до резко выраженных. Наиболее часты на­рушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевре­менно отличить от сколиоза. Для бокового искривления позвоночника характерно нарушение сре­динного расположения линии остистых отростков позвонков и сме­щение ее при вертикальном положении ребенка на том или ином уровне вправо или влево. При боковом искривлении позвоночника нарушается симметричное расположение тела и конечностей относитель­но позвоночного столба: голова наклонена вправо или влево, одно над-плечье выше другого, лопатки на разных уровнях — на стороне вогну­тости ниже, асимметричны и треугольники талии. К этому следует добавить слабое развитие мышц туловища и снижение физической рабо­тоспособности. Профилактика нарушений осанки. Для рациональной организации условий обучения и своевременного проведения профилактических мероприятий, направленных на воспитание правильной осанки детей, необходимо всесторонне оценить степень участия и роль опорно-двигательного аппарата в обеспечении рабочих поз, свойственных учебной и трудовой деятельности школьников. Основная рабочая поза, сопутствующая большинству видов деятельности в процессе обучения - это сидение. Сидение - активный процесс, требующий противодействия силы тяжести тела. В нем участвует примерно половина всех мышц, имеющихся у человека. Следует тренировать статическую выносливость мышц детей, используя специальные упражнения, формирующие осанку. В системе мероприятий по обеспечению формирования правильной осанки детей существенное место занимает рациональная организация рабочего места. Мебель и тесно связанная с ней правильная рабочая поза детей во время занятий имеют большое значение для полноценного проведения учебно-воспитательного и трудового процессов, общего состояния здоровья школьников, профилактики нарушения осанки и близорукости. В связи с этим необходимо осуществлять систематический контроль за гигиенически рациональной организацией рабочего места, соответствием его современным и возрастно-ростовым особенностям детей. На основании изучения пропорций тела и определения центра тяжести при разных положениях корпуса наиболее физиологически и гигиенически целесообразной признана прямая поза. При прямой посадке центр тяжести корпуса располагается над плоскостью опоры, что делает позу более устойчивой и экономной в отношении энергозатрат по сравнению с наклонной позой. Работы, основанные на физиологических исследованиях, внесли существенные коррективы в определение физиологической позы.
Поза школьника во время занятий при отсутствии строгой ее регламентации характеризуется разнообразием положений туловища, головы и конечностей. Для чтения и письма типичны позы с различной степенью наклона корпуса вперед. Выпрямленное положение или отклонение его назад встречается при выслушивании объяснений, не сопровождающихся записями, рассмотрении демонстрационного материала в момент отдыха.
В процессе занятий увеличивается наклон туловища и головы, что является проявлением утомления мышц спины и шеи, поза детей периодически изменяется, причем наибольшие нарушения отмечаются в положении головы и конечностей. Позы с легким и средним наклоном, когда угол наклона грудной части тела по отношению к поясничной составляет 160-170 градусов, можно характеризовать как благоприятный. Проекция центра тяжести не выходит за пределы опоры, отсутствуют значительные сдавления внутренних органов и крупных сосудов, расстояние от стола до глаз в большинстве случаев соответствует гигиеническим рекомендациям (30-35см). Эти позы, особенно с легким наклоном, отличаются устойчивостью. Выпрямленная поза не может быть отнесена к благоприятным. Учащиеся отмечают неудобство и утомительность вынужденной прямой позы. Наблюдается большой диапазон колебания центра тяжести и амплитуды физиологического тремора. Обнаруживаются признаки мышечного утомления к 10-12 минуте урока. Таким образом, нередко предъявляемое в педагогической практике требование к учащимся сохранить на уроках неподвижную выпрямленную позу не соответствует их физиологическим особенностям. Так же в формировании правильной осанки, как упоминалось ранее, большое значение имеет рациональная организация рабочего места. Удобство позы детей зависит от размеров учебной мебели, которые должны обосновываться пропорциями тела учащихся. Школьная мебель должна быть удобной, а ее размеры и конструкция - соответствовать анатомическим и функциональным особенностям школьников разного возраста и роста, способствовать формированию правильной позы во время занятий и не вредить здоровью. Изучение позы детей и антропометрические исследования дали основание для внесения поправок в конструкцию школьной мебели, позволили уточнить общую ростовую шкалу. Высота сидения является одним из основных функциональных размеров учебной мебели. Наибольшее удобство позы при чтении и письме за столом обеспечивает высота сидения, соответствующая длине голени со стопой в обуви. Изменение высоты сидения в пределах 2-х см (особенно в сторону его повышения) существенно не влияет на характер и удобство позы. На позу учащегося воздействует также высота стола. Она складывается из высоты стула и дифференциации (высота локтя над сидением плюс п см). При высоте столов, где дифференциация равна высоте локтя над сидением плюс 5-6 см, наблюдается благоприятное соотношение углов наклона корпуса и устойчивая поза. Несоответствие дифференциации возрастно-ростовым особенностям учащихся увеличивает асимметрию положения туловища. На формирование рабочей позы, физиологические и эргометрические показатели значительно влияют формы, конструкции спинки и сидения стула. Для школьной мебели наиболее удобны профилированная поясничная и пояснично-подлопаточная спинка с отклонением верхней части на 12-18 градусов и горизонтальное профилированное сидение. Удобство позы определяется также соотношениями в положении стола и стула по горизонтали, то есть характером и величиной дистанции. Для письменных занятий край стула должен заходить под край стола (отрицательная дистанция) на 4-5 см. При этом рациональной считается такая поза, когда позвоночный столб опирается на спинку парты, предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно (чуть ниже локтевых суставов). Надплечья находятся на одном уровне, а голова чуть наклонена вперед так, что расстояние от глаз до стола (тетради, книги) составляет 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов (угол, открытый справа образуется краем стола и нижним краем тетради). Нижний угол листа, на котором пишет или рисует ученик, должен соответствовать середине груди. Левая рука поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх. Не рекомендуется переставлять правую руку. Передвигать тетрадь следует, когда будет заполнена страница. Ученическая мебель не соответствующая возрастно-ростовым особенностям учащихся, способствует увеличению наклона корпуса во время занятий и кифозированию позвоночного столба, приводит к уменьшению устойчивости позы, возрастанию напряжения мышц, увеличению числа жалоб детей на неудобство и утомление. Рациональная организация рабочего места в школе и дома и систематический контроль за соблюдение правильной рабочей позы детей является необходимым условием для формирования нормальной осанки и обеспечения благоприятных условий учебно-воспитательной работы. Таким образом, профилактика нарушений осанки должна проводиться педагогами, родителями и ребенком совместно. Должны иметь место не только индивидуальные замечания, но и установка на взаимопомощь. Если дети будут тактично напоминать друг другу о необходимости правильной посадки во время учебных занятий, то вам удастся достичь сразу две цели - у учеников не будет портиться осанка и они будут внимательно относиться к здоровью своих товарищей. Очень важно привить с раннего возраста интерес к чужому физическому состоянию. Необходимо для укрепления осанки детей следить за чередованием периодов труда и отдыха во время учебных занятий. Большое значение имеют физкультурные паузы, проводимые педагогом во время урока, игры и упражнения для формирования правильной осанки, а также дыхательные упражнения. О чем и будет сказано далее. Учебное место ребенка должно соответствовать не только и не столько его календарному возрасту, сколько возрасту биологическому. Два - три учебных комплекта «стол-стул» могут выбиваться из общего размера, но если есть слишком крупные или очень маленькие дети, о них нужно позаботиться особо. Заключение Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса. Его интенсификация в последнее время привела к появлению у школьников патологий различных органов и систем, а также к снижению общей работоспособности и нарастанию психофизической перегрузки. Но для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактике нарушений осанки отводится ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Снижение двигательной активности, недостаточное пребывание на свежем воздухе также способствует возникновению нарушений осанки детей. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.
Правильная осанка даёт экономию сил в работе мышц, способствует правильному положению нормальной деятельности внутренних органов, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Поэтому профилактика нарушений осанки является важным звеном в гармоничном психофизическом развитии детей и должна проводится педагогом, родителями и ребенком совместно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 256с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Доминантность степеней сравнения в произведении Л Керролла Алиса в Зазеркалье
Реферат Статистика продукции промышленности
Реферат Проблема обучения в теории Ж Пиаже достоинства и недостатки
Реферат Защита владения от изъятия в административном порядке
Реферат Алмеи - восточные "гейши" древности
Реферат Feliz Navidad Essay Research Paper In Mexico
Реферат Використання засобів педагогічного малювання у процесі удосконалення навичок образотворчої діяльності
Реферат Уголовное судопроизводство по делам частного обвинения
Реферат Technology Is Changing The Way We Listen
Реферат Материализм философов-просветителей Д. Дидро и П. Гольбаха
Реферат Ответственность за уклонение от уплаты налогов 2
Реферат Old Testament Allusions In Beowulf Essay Research
Реферат Глобальная история Вселенной (физика)
Реферат Slave Trades Essay Research Paper African slave
Реферат Магнитные цепи. Величины и законы, характеризующие магнитные поля в магнитных цепях