Введение
Самбо – вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Боевое самбо помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.
Техническая подготовка – процесс овладения самбистом системой движения (техникой самбо) с целью достижения высоких спортивных результатов.
Тактическая подготовка самбиста – процесс овладения приемами спортивной тактики, ее видами, формами и средствами их реализации в условиях соревнований.
Одним из наиболее существенных резервов дальнейшего повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочным процессом.
Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема оценки состояния спортсмена.
Цель работы – изучить процесс оценки технико-тактической подготовленности юных спортсменов в боевом самбо.
Задачи работы:
1. рассмотреть самбо как вид спорта: технику и правила борьбы;
2. дать общие представления о технико-тактической подготовленности спортсменов;
3. раскрыть содержание технико-тактической подготовки самбистов;
4. изучить оценку технико-тактической подготовленности юных самбистов;
5. предложить практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в боевом самбо.
1. Теоретические основы технико-тактической подготовленности спортсменов в боевом самбо
1.1 Самбо как вид спорта: техника и правила борьбы
Самбо (от «самозащита без оружия») – вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Борьба самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое. [1; с. 72]
Спортивное самбо – вид борьбы с большим арсеналом болевых и удушающих приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере.
Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.
Зародившись в СССР, спортивное самбо со временем получило широкое распространение за пределами страны. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди мужчин и женщин, др. соревнования.
В основу самбо положены приемы и технические элементы многих национальных видов борьбы народов СССР (узбекской кураш, грузинской чидаоба и др.), а также дзюдо кодокан. Формирование самбо как самостоятельного вида борьбы началось в 1920-е, центром его развития стал московский клуб «Динамо». Первые соревнования прошли в 1923. Сразу наметились два направления дальнейшего развития самбо – спортивное и прикладное. Первоначально борьба называлась «сам», «самоз», «вольная борьба», «борьба вольного стиля», пока – уже в 1940-е – официально не утвердилось привычное для нас название. [7; с. 54]
По классификации создателя самбо А. Харлампиева, техника этого вида борьбы делится на: технику борьбы стоя, борьбу лежа и переход от борьбы стоя к борьбе лежа, включающий комбинации из бросков и приемов борьбы лежа.
Техника борьбы стоя. Включает: стойки, захваты (основные, ответные, предварительные и оборонительные), передвижения и обманные движения, броски и комбинации бросков, защиты от бросков и контрброски.
Броски делятся на: броски с участием ног – подножки, зацепы, подсечки, подбивы; броски с участием корпуса – через тазовый пояс, через спину, через плечевой пояс, через грудь; броски с участием рук или выведение из равновесия, захваты ног, броски кувырком, перевороты. К работе в стойке относится и контроль дистанции. В самбо различают пять дистанций. Дистанция вне захвата – самбисты не касаются друг друга и маневрируют, передвигаясь по ковру без захватов. Дальняя дистанция – борцы захватывают друг друга за рукава куртки. Средняя дистанция – захваты проводятся за куртку и туловище. Ближняя дистанция – захваты проводятся за рукав и куртку на спине или за ворот куртки, пояс, ногу противника и т.д. Дистанция вплотную – самбисты захватывают друг друга, прижимаясь туловищем. Техника борьбы лежа (в партере). В нее входят: заваливания (перевод противника из положения стоя на колене или коленях в положение лежа на спине), перевороты, удержания, болевые приемы на суставы рук и ног, защитные и контрприемы (борец отвечает на атаку соперника своим атакующим действием – броском, захватом и прочее).
Место проведения непосредственной встречи противников представляет собой квадрат 10 на 10 или 13 на 13 м из синтетического материала (толщиной не менее 5 см). Поверхность ковра закрывается специальным покрывалом. Рабочая площадь ковра, на которой происходит схватка, – круг диаметром 6 – 9 м. Ширина остальной части ковра (зона безопасности) должна быть не менее 2 м в любой точке.
Два противоположных угла ковра обозначаются синим (слева от судейского стола) и красным (справа) цветом. Состоит из специальной куртки красного или синего цвета, спортивных трусов и борцовской обуви. Мужчинам разрешается надевать защитный бандаж (или раковину), женщинам – топ или закрытый купальник. На время выступления запрещено надевать кольца, цепочки и другие предметы, которые могут нанести травму самому спортсмену или его сопернику.
Возрастные группы и весовые категории участников соревнований: [4; с. 108]
Различают следующие возрастные группы (мужские и женские): подростки – 11 – 12 лет, младший возраст – 13 – 14 лет, средний возраст – 15 – 16 лет, старший возраст – 17 – 18 лет, юниоры 19 – 20 лет, взрослые – 19 лет и старше, ветераны – от 35 лет (подразделяющиеся, в свою очередь, на несколько категорий). Деление на весовые категории различается в зависимости от возрастной группы борцов.
Подростки и младший возраст: 28 – 30 кг, 32 кг, 35 кг, 38 кг, 41 кг, 45 кг, 49 кг, 53 кг, 57 кг, 62 кг, 67 кг, (мальчики); 26 кг, 28 кг, 30 кг, 32 кг, 34 кг, 36 кг, 38 кг, 41 кг, 45 кг, 49 кг, 53 кг, +53 кг (девочки);
Средний возраст: 38 – 40 кг, 42 кг, 45 кг, 48 кг, 51 кг, 55 кг, 59 кг, 63 кг, 68 кг, 73 кг, 78 кг, +78 кг (мужчины); 32 кг, 34 кг, 36 кг, 38 кг, 40 кг, 42 кг, 45 кг, 48 кг, 51 кг, 55 кг, 59 кг, +59 кг (женщины);
Старший возраст: 48 кг, 52 кг, 56 кг, 60 кг, 65 кг, 70 кг, 75 кг, 81 кг, 87 кг, +87 кг (мужчины); 40 кг, 44 кг, 48 кг, 52 кг, 56 кг, 60 кг, 65 кг, 70 кг, 75 кг, +75 кг (женщины);
Юниоры и взрослые: 52 кг, 57 кг, 62 кг, 68 кг, 74 кг, 82 кг, 90 кг, 100 кг, +100 кг (мужчины); 48 кг, 52 кг, 56 кг, 60 кг, 64 кг, 68 кг, 72 кг, 80 кг, +80 кг (женщины);
Ветераны: 62 кг, 68 кг, 74 кг, 82 кг, 90 кг, 100 кг, +100 кг (мужчины). Могут проводиться соревнования без учета весовой категории – абсолютная весовая категория. Взвешивание участников происходит один раз: за день до начала соревнований или в первый день – за два часа до соревнований.
Схватку борцов судит бригада в составе: руководитель ковра, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, технический секретарь и судья-информатор. Действия борцов оценивает нейтральная судейская тройка: руководитель ковра, арбитр и боковой судья. Каждый из них принимает соответствующие решения самостоятельно. Первым на ковер выходит борец в красной куртке и занимает место в соответствующем углу, затем – борец в синей куртке. После представления соперники сходятся в центре ковра и обмениваются рукопожатиями.
1.2 Общие представления о технико-тактической подготовленности спортсменов
Под «технической подготовкой» спортсмена принято понимать обучение и совершенствование его техники движений и действий с последующей реализацией их в условиях противоборства). «Техническая подготовка» спортсмена – процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае, относящихся к технике двигательных действий). На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. [1; с. 86]
Центральная задача в технической подготовке – сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.
Необходимые предпосылки реализации данной задачи обеспечивает общая разносторонняя подготовка спортсмена, в том числе общая техническая подготовка, которая заключается, прежде всего, в пополнении фонда двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в спортивных единоборствах. В ней широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в процессе общей подготовки, входят – обычно в преобразованном виде – в состав возникающих на их основе специфических навыков и содействуют их совершенствованию. Кроме того, расширение фонда двигательных умений и навыков способствует проявлению экстраполяции – возможности выполнять движения «с листа», без предварительной подготовки. Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, избираемых в качестве дополнительных средств физической подготовки (понятно, что раньше, чем использовать то или иное упражнение как средство воспитания физических качеств, нужно научиться технически правильно его выполнять). Кроме освоения навыков существенной стороной этого раздела подготовки должно быть воспитание координационных способностей, от которых в решающей мере зависит степень технического совершенствования. [10; с. 211]
Во всех полиструктурных видах спорта, к каковым, несомненно, относятся спортивные единоборства, технический арсенал спортсмена в принципе не ограничен: он обновляется по собственной инициативе тренера и спортсмена. В связи с этим возникают проблемы оптимального распределения во времени чрезвычайно обширного учебного материала и другие специальные проблемы. Особенно тесная взаимосвязь техники и тактики в этих видах спорта требует, чтобы в процессе подготовки технические навыки были представлены главным образом в форме единых структур – технико-тактических действий. Поэтому техническая подготовка в единоборствах не только на этапе совершенствования навыков, но и на этапе формирования их, непосредственно переходит в тактическую подготовку.
Тактическая подготовка является своего рода объединяющим началом и по отношению к другим разделам содержания тренировки, так как на завершающем этапе подготовительного периода каждого большого тренировочного цикла общий эффект всех разделов подготовки должен вылиться, образно говоря, в единую форму – форму целесообразной тактики выступления в основных состязаниях. С другой стороны, реализация задач тактической подготовки спортсмена зависит, так или иначе, от содержания всех других разделов его подготовки. Тактическая подготовка является интегральным показателем всех разновидностей тактических решений спортсмена: тактики соревнования, тактики поединка и тактики подготовки атакующих действий.
Таким образом, в процессе тактической подготовки спортсмена, как и в других разделах подготовки, сочетаются задачи ближайшие и перспективные, образовательные и воспитательные, общеподготовительные и специально-подготовительные. Решение их составляет одну из основных сторон интеллектуальной подготовки спортсмена и наряду с этим входит в практическое содержание спортивной тренировки. Высшей же практической формой тактической подготовки являются состязания. [7; с. 96]
Важнейшим разделом тактической подготовки является овладение практическими элементами спортивной тактики:
– целесообразными средствами и способами соревновательных действий, обуславливающими эффективность соревновательной борьбы;
– способами рационального распределения сил в процессе соревнований;
– приемами психологического воздействия на соперников и маскировки собственных намерений. [10; с. 214]
Следует отметить, что в спортивных единоборствах не удаётся предвидеть все возможные варианты развёртывания спортивной борьбы. Поэтому в процессе тактической подготовки следует разрабатывать несколько моделей тактических действий, которые могли быть реализованы в зависимости от условий, сложившихся в конкретном поединке. Одновременно следует предусматривать и возможность оперативной коррекции разработанных моделей, адекватной требованиям соревновательной ситуации, что обуславливает лабильность, вариативность и, в конечном счёте, эффективность применяющихся моделей. Способность интуитивно находить и реализовывать правильные решения в сложных и вариативных условиях единоборства связана с творческими возможностями спортсмена, особенностями его мышления, своеобразным талантом.
1.3 Содержание технико-тактической подготовки самбистов
Техническая подготовка – процесс овладения самбистом системой движения (техникой самбо) с целью достижения высоких спортивных результатов. Техническая подготовка логически связана с физической, тактической, психологической и интеллектуальной. [1; с. 82]
Существует прямая зависимость между количеством приемов, которыми владеет самбист, и эффективностью тактических задач, которые необходимо решать в процессе соревновательной деятельности. На содержание технической подготовки самбиста существенно влияет развитие тактики в этом виде единоборств и правила соревнований.
В процессе технической подготовки спортсмен овладевает базовыми и вспомогательными приемами и действиями.
Приемы – это специализированные положения и движения самбистов, которые выполняются вне соревнований, действия – один или несколько приемов, которые реализуются в условиях соревнований.
Базовые приемы и действия – это обязательный объем технической подготовки самбиста, вспомогательные – элементы отдельных движений, которые являются результатом творческой работы спортсменов. Они характеризуют их индивидуальные особенности. [8; с. 217]
Различают три основные уровни процесса технической подготовки – формирование двигательных представлений, умений и навыков. Особенностями последнего является стабильность, надежность и автоматизм.
Критерием тактической подготовки является результативность техники. Включают пять показателей результативности: эффективность, стабильность, вариативность, экономичность и минимальная тактическая информированность соперника.
Тактическая подготовка самбиста – процесс овладения приемами спортивной тактики, ее видами, формами и средствами их реализации в условиях соревнований. [1; с. 80]
Структуру тактической подготовки в самбо составляют действия, направленные на формирование тактических знаний, умений, навыков и мышления в целом.
Тактические знания самбиста – это представление про приемы, виды, формы тактики и их использование в процессе тренировок и соревнований. Тактические умения – действия, которые диктуются тактическими знаниями: прогнозировать план соперника и соревновательную ситуацию, способность корректировать свой по ходу поединка, тактические навыки – целостные тактические действия, которые реализуются в процессе тренировки и соревнований. Тактическое мышление самбиста – это способность принимать правильные тактические решения при дефиците времени и высоком тактическом напряжении.
Содержание тактики ведения соревновательной деятельности в самбо составляют средства тактической подготовки, которые создают благоприятные условия для атаки. Их можно разделить на четыре группы:
- направленные на возникновении у соперника защитной реакции – угрозы, сковывания, выведение из равновесия;
- направленные на возникновение у соперника атакующей реакции;
- направленные на отсутствие или ослабление реакции соперника – повторная атака, двойной обман;
- направленные на использование преимущественно силового воздействия. [5; с. 114]
Показателями качества процесса тактической подготовки является активность и эффективность тактических действий. Активность тактических действий реализуется тактикой беспрерывных и эпизодических атак, эффективность тактических действий обеспечивается способностью самбиста предвидеть соревновательные ситуации.
сабо спорт тактический борьба
2. Оценка технико-тактической подготовленности юных самбистов
Одним из наиболее существенных резервов дальнейшего повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочным процессом.
Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема оценки состояния спортсмена.
Индивидуализация режима тренировки должна осуществляться на основе комплексного педагогического контроля, в содержание которого входит контроль за: тренировочными нагрузками; текущим состоянием; технико-тактической подготовленностью; снижением веса.
Центральное место в педагогической оценке занимает контроль за состоянием спортсмена, в данном случае за текущим состоянием, на основе которого происходит управление режимом тренировочных нагрузок.
Комплексный контроль осуществляется на всех этапах подготовки самбиста. Его специфика зависит от уровня квалификации спортсмена и этапа подготовки последнего к соревнованиям. Контроль физической и технической подготовленности является составной частью системы подготовки начинающих самбистов и осуществляется не реже двух раз на протяжении года. Его цель – оптимизация процесса подготовки, которая реализуется путем решения разных задач. Среди основных – комплексное медицинское обследование и контроль подготовки учеников. [5; с. 119]
Таблица 1. Оценка уровня подготовленности начинающих самбистов
№
Тест
Методические указания
Физическая подготовка
Скоростные качества
1.
Бег 30 метров, секунды
С высокого старта
2.
Броски на протяжении 10 секунд, количество раз
Стандартный приём, с партнером без сопротивления
3.
5 бросков, секунды
Темп максимальный
Силовые качества
1.
Прыжок в длину, сантиметры
С места
2.
Удержание ног в положении угла 900, секунды
В висе на перекладине (кольцах, гимнастической стенке)
3.
Прыжок в высоту, санти–метры
С места
4.
Подтягивание на перекладине (кольцах), количество раз
До уровня подбородка
5.
Борьба за владение мячом, количество раз
Стоя на коленях, по сигналу тренера
6.
Кистевая динамометрия, килограммы
Максимальное усилие левой и правой рук
Выносливость
1.
Бег 400 метров, минуты, секунды
На стадионе или по месту (в лесу)
2.
Броски манекена 2 минуты, количество раз
Тренер определяет стандартный прием
3.
Броски партнера 3 минуты, количество раз
Тренер определяет стандартный прием
Гибкость
1.
Гимнастический мост
На ковре
2.
Борцовский мост
На ковре
3.
Наклон вперед
Стоя на ковре
4.
Наклон вперед
Стоя на гимнастической скамье
5.
Подъем ноги (пятки) к голове (за голову)
Сидя на ковре, с захватом ступни (левой, правой ноги) руками посередине
Координационные способности
1.
Комплекс упражнений
Общего и вспомогательного характера (10–12), составляются тренером, выполняются вместе
2.
Имитация технико-тактических действий (комбинаций), секунды
Тренером составляются 2–3 комбинации (стандартные) с двумя-тремя технико-тактическими действиями
3.
Эстафета с элементами технико-тактических действий, секунды
Тренер использует в эстафетах кроме бега, прыжков, бросков элементы технико-тактических действий (имитация) или выполнение их на спарринг-партнерах (без сопротивления)
Техническая подготовленность
1.
Выполнение отдельных технико-тактических приемов
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления
2.
Выполнение отдельных технико-тактических комплексов (2–3 приема), секунды
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления
3.
Выполнение отдельных приемов (имитация)
Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером)
4.
Выполнение отдельных технико-тактических комплексов (2–3 приема), секунды
Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером)
5.
Выполнение отдельных элементов технико-тактических действий
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления
6.
Выполнение отдельных технико-тактических приемов (имитация с резиновым бинтом)
Стоя возле гимнастической стенки (с воображаемым партнером)
7.
Выполнение комплекса специально-подготовительных (подводящих) упражнений (10–12)
Комплексы подбираются тренером к основным технико-тактическим приемам. Подводящие упражнения должны соответствовать приему по форме, структуре и механизму воздействия на организм.
Также осуществляется контроль специальной подготовленности спортсмена. На протяжении года регулярно проводятся врачебно-медицинские обследования: один раз в году – диспансеризация (углубленное медицинское обследование); два раза в году – этапное медицинское обследование. Кроме того, в процессе обследования осуществляется контроль за уровнем физической и технической подготовленности.
Оценка уровня технической подготовленности содержит показатели качества выполнения: [4; с. 186]
1. Имитационных, стандартных, технических заданий, которые включают броски (вперед, назад, влево, вправо). Оцениваются экспертами (тренер и не менее двух специалистов, желательно с других спортивных организаций);
2. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера, который стоит на месте, без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
3. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении по ковру без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
4. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении с сопротивлением до 25% максимального (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
5. Стандартных технических заданий, которые выполняются сверху на партнере (в борьбе лежа: переворотов, удержаний, болевых приемов) без сопротивления – экспертная оценка.
Контроль уровня соревновательной деятельности включает показатели разнообразия техники и ее эффективности. Они определяются путем анализа результатов учебно-тренировочных поединков, которые проводятся с сопротивлением 25–50% от максимального. Продолжительность схваток 1,5–2,5 минуты.
Разнообразие техники определяется по количеству приемов, используемых в поединке, ее эффективность – величиной коэффициента (%) соотношения успешно завершенных приемов к общему количеству попыток в поединке: [4; с. 189]
1. Стоя с сопротивлением до 25% от максимального;
2. Лежа с сопротивлением до 25% от максимального;
3. Стоя и лежа с сопротивлением до 25% от максимального;
4. Стоя с сопротивлением до 50% от максимального;
5. Лежа с сопротивлением до 50% от максимального;
6. Стоя и лежа с сопротивлением до 50% от максимального.
Кроме определения показателей разнообразия и эффективности техники проводится экспертный анализ соревновательной деятельности: уровень сопротивления до 25% от максимального и длительность поединка до 1,5 минуты, используя для развития у спортсменов скоростно-силовых качеств (ССК), сопротивлением до 50% от максимального – для развития у самбистов силовой выносливости и ее силового компонента (СВСК).
Таблица 2. Рекомендованные критерии оценки физической подготовленности самбистов
Физические качества
Тест
Год обучения
1-й
2-й
3-й
ССК
СВСК
ССК
СВСК
ССК
Скоростные качества, секунды
10 бросков в максимально быстром темпе
24
25
23
24
22
Сила (максимальная), баллы
Освобождение от захвата (5 попыток)
3
4
4
5
5
Взрывная сила, баллы
Выполнение захвата с сопротивлением партнера и дальнейшем удержании захвата 5 секунд
4
3
5
4
5
Силовая выносливость, баллы
Удержание партнера спиной к ковру 2 минуты (3 попытки)
3
4
4
5
5
Гибкость, сантиметры
«высота» борцовского моста
+8
+10
+10
+11
+11
Координационные способности, баллы
Выполнение 5 приемов с логическим переходом от одного к другому
4
3
5
4
5
Специализированное восприятие, чувство времени, секунды
Выполнение бросков в максимальном темпе, 10 секунд (фиксируется время каждого броска)
1,3
1,5
1,1
1,3
1,0
Специализированное восприятие усилий, баллы
Выведение из равновесия партнера – 3 попытки: с усилием 25%, 50%, 75% максимального
3
4
4
5
5
Специальная выносливость
3 минуты: каждая минута состоит из выполнения по команде 4 бросков на протяжении 40 секунд и 8 бросков в максимальном темпе
16
17
17
18
18
Контроль является обязательной составной частью системы тренировки, обеспечивает ее эффективность, направленную на достижение спортивных результатов. Система контроля способствует решению задач: сохранение здоровья, достижение запланированного уровня, подготовленности и рациональная его реализация в условиях соревнований.
Таблица 3. Примерная процедура контроля подготовленности и соревновательной деятельности самбистов
Регистрируемые показатели
Тесты, единицы измерения
Методические указания
Скоростные
Выполнение стандартных бросков манекена 10 секунд, количество раз
Манекены соответствующих размеров
Выполнение стандартных бросков партнера 10 секунд, количество раз
Без сопротивления
10 повторений стандартных бросков, секунды
Без сопротивления
Скоростно-силовые
Выполнение стандартных бросков партнера 15 секунд, количество раз
С сопротивлением 25% максимального (слева и справа)
Уход от удержания 15 секунд, количество раз
Удержание с боку, сопротивление 25% максимального (слева и справа)
Максимальная сила
Освобождение от стандартных захватов 10 секунд, количество раз
Захваты: рукава, отвороты, за пояс (сопротивление максимальное)
Взрывная сила
Выведение партнера из равновесия 10 секунд, количество раз
Сопротивление до 80% максимального (влево, вправо)
Силовая выносливость
Приседание с партнером на плечах, количество раз
Выполняется до отказа: комбинационный тип – вес партнера до 50% от собственного; темповой и силовой – до 80%
Гибкость
«Высота» борцовского моста, сантиметры
Перевороты через голову стоя на борцовском мосту, количество раз
Выполняется с и без опоры руками в ковер
Координационные способности
Выполнение 5 логических приемов от одного приема к другому, баллы
Выполняется во время передвижения по ковру вперед, назад, вбок
Выносливость
5-минутный тест: коэффициент специальной выносливости
Для комбинационного типа – минимальное время (секунды) выполнение 1–2 подходов, для темпового и силового – 3–4
Соревновательная деятельность
Количество применяемых самбистом технико-тактических действий из разных классификационных групп; эффективность применения технико-тактических действий (коэффициент эффективности); умение навязывать сопернику свой тип борьбы (баллы)
Таким образом, комплексная оценка имеет огромное значение на всех этапах подготовки юных самбистов.
3. Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в боевом самбо
В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70–75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы – около 25–30% времени урока. А во второй год соответственно 65–70 и 30 -35%. В боевом самбо уровень силовой подготовленности играет решающую роль. При этом сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения, а также выносливость и ловкость. Поэтому доступная силовая подготовка борцов 9–11 лет осуществляется систематически начиная с первых же занятий. Развитие в этот период сводится к укреплению основных мышечных групп. [9; с. 106]
С этой целью хорошо использовать следующие упражнения динамического характера, выполняемые в разных вариантах и личных исходных положений: подтягивания, отжимания, перетягивания, выталкивания грудью и спиной за установленные границы; лазанье по канату и гимнастической лестнице; прыжки в длину и высоту толчком илидвумя ногами, с места и с разбега; толкание и бросание набивных мячей разного веса руками и ногами, в различных направлениях; приседания на двух ногах с выпрыгиванием вверх; приседания на одной ноге держась за гимнастическую стенку; держа набивной мяч за головой, наклоны вперед и в стороны, круговые вращения туловища, прогибания, лежа на животе; упражнения на гимнастических снарядах и т.п.
Большое внимание следует уделять развитию мышц брюшного пресса, а хороший мышечный корсет, охватывающий брюшную полость, способствует нормальному функционированию внутренних органов и, следовательно, прямо сказывается на состоянии здоровья.
Для укрепления прямой мышцы применяются упражнения трех типов: поднимание ног при фиксированном туловище, поднимание туловища при фиксированных нижних конечностях, встречные движения туловищем и ногами.
Для тренировки косых мышц живота эффективно использовать упражнения, связанные с движением позвоночного столба в стороны особенно с его скручиванием.
В числе других наиболее полезных упражнений для развития силы юных спортсменов следует назвать простейшие виды борьбы и игры с элементами сопротивления: борьба за набивной мяч, «петушиный бой», борьба за захват туловища, рук, ног, шеи, борьба ногами, лежа на спине и так далее.
Особая ценность этих упражнений, а также борьбы грудью или спиной, борьбы в кругу, борьбы за территорию и т.п. заключается в том, что при их выполнении сила проявляется в тех же движениях, что и в соревновательных схватках борцов. Это позволяет одновременно решать задачи технической и физической подготовки.
Силовые упражнения в какой-то степени излишне повышают тонус мышц, что может привести к их закрепощению.
В целях профилактики после таких упражнений необходимо выполнить одно – два упражнения на расслабление мышц (встряхивание руками, внезапное расслабленное сгибание ног или туловища, размахивание ногами).
Учитывая, что любое упражнение при его однообразном исполнении станет привычным и будет оказывать со временем все меньший и меньший эффект, необходимо постепенно усложнять условия выполнения упражнений, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся. Например: юный борец отжимается в упоре лежа с опорой ногами о пол, а руками – о гимнастическую скамейку; как только его силовая подготовленность повысится настолько, что он сможет выполнить это движение 20 раз, упражнение целесообразно усложнить – он должен выполнять его уже с опорой руками о пол, а впоследствии то же самое, но с опорой ногами о скамейку, что еще более усложнит упражнение.
В связи с тем что попытки развивать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются малоэффективными и только силовая работа «до предела» является наилучшим залогом повышения функционального уровня мышечной силы, периодически следует предлагать юным борцам выполнять доступные им силовые упражнения (подтягивания, отжимания, удержание ног в положении прямого угла в висе, приседания на одной ноге и т.п.) до предела в данном подходе.
Особо следует указать, что, хотя очень эффективным средством для развития силы считаются упражнения с отягощениями (штанга, гири, гантели и т.п.), с использованием отягощений более 5–6 кг следует несколько лет подождать.
Это связано с тем, что применение более тяжелых отягощений оказывает большую нагрузку на позвоночник, в результате чего происходит сдавливание межпозвоночных дисков.
А так как в 9–11-летнем возрасте происходит усиленный рост тела в длину и позвоночник еще полностью не сформировался, то упражнения с большим отягощением могут вызвать замедление роста или различного рода искривления позвоночного столба.
В целях коррекции после силовых упражнений в конце подготовительной и в начале заключительной частей урока очень полезно предложить юным борцам несколько движений ногами (вперед, назад, в стороны, скрестные движения, круговые вращения), различные повороты туловища в висе на перекладине, кольцах или на гимнастической лестнице.
Для более ясного представления о силовой подготовке юных самбистов непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий приведем пример урока, направленного преимущественно на развитие силы.
Примерный конспект урока для да занятий.
Основные задачи:
1. Развитие силы.
2. Изучение техники борьбы:
а) изучение переворота забеганием хватом шеи из-под плеча;
б) совершенствование перевода в партер рывком за руку.
План – конспект занятия
Части урока
и их продолжительность
Содержание
Дозировка
упражнения
Методические указания
Вводная часть (5 минут)
1. Построение, рапорт, объяснение задач урока
2. Повороты на месте и перестроения, заканчивающиеся построением в колону по два
2–3 минуты
2–3 минуты
Обратить внимание на внешний вид и осанку занимающихся
Подготовительная
часть
(30 минут)
1. Спортивная ходьба и спокойный бег с переменой направления
2. Прыжки на одной ноге
3. Прыжки вверх толчком двумя ногами, прогнувшись, с отведением рук вперед, назад
4. Прыжки в длину с места толчком двумя ногами
5. Кувырки вперед
6. Кувырки назад
7. Исходное положение (и. п.) – основная стойка. 1 – руки за голову. 2 – руки вверх, поднять левую ногу назад и потянуться. 3 – руки за голову, приставить ногу. 4- и. п.
8. И. п. – основная стойка, руки перед грудью. 1 – 3 – пружинистые разведения рук в стороны. 4 – и. п.
9. И. п. – основная стойка, держа набивной мяч за головой. 1 – наклон туловища вперед. 2 – и. п.
10. И. п. – то же. 1 – наклон туловища влево. 2 – и. п. 3 – наклон туловища вправо. 4 – и. п.
11. И. п. – основная стойка. 1 – упор присев. 2 – выпрямляя ноги, упор согнувшись. 3 – выпрямиться, руки к плечам. 4 – и. п.
12. И. п. – упор лежа с опорой руками о гимнастическую скамейку. 1 – согнуть руки. 2 – отжаться до исходного положения.
13. И. п. – лечь на спину, руки вдоль туловища. 1 – понять ноги вверх до касания носками ковра за головой. 2 – и. п.
14. И. п. – лежа на спине, поднять ноги на 450. 1 – 10 – быстрые скрестные движения ног вниз-вверх. 1 – 10 – тоже влево-вправо
15. И. п. – то же. 1 – 4 – большой круг ногами влево. 1 – 4 – то же вправо.
16. Соревнования по толканию набивных мячей: левой, правой и двумя руками
17. И. п. – в парах, стоя на коленях, взаимно захватить набивной мяч руками крест-накрест. По сигналу – борьба за овладение мячом.
18. Сводные махи ногами вперед и назад.
3–4 минуты
По 10 раз на каждой ноге
7–8 раз
3–4 раза
4–5 раз
4–5 раз
6–8 раз
6–8 раз
5–6 раз
6–8 раз
5–6 раз
2 подхода
5–6 раз
2–4 серии
8–10 раз
По 1 разу
3 раза (до результата)
10–20 секунд
По сигналу мгновенно менять направление бега поворотом на 1800
Прыгать как можно дальше
Начало силовых упражнений делать быстрым, взрывным движением
Обратить внимание на технику выполнения
Правую и левую ногу отводить поочередно
При разведении не опускать руки ниже груди
При наклоне не сгибать ноги
В каждом подходе выполнять максимально возможное для себя количество отжиманий. Отдых между подходами 1–2 минуты
Ноги в коленях не сгибать, носки вытянуть
При выполнении движений ноги должны быть вытянуты
Вес мячей не более 3–4 кг
Стараться овладеть мячом не столько силой, сколько ловкостью
Основная часть (45 минут)
1. Специальные упражнения для развития мышц шеи и спины:
а) наклоны головы вперед, назад и в стороны
б) повороты головы в стороны
в) круговые движения головы влево и вправо
г) в упоре согнувшись головой и ногами в ковер – сгибание шеи вперед, назад, в стороны и круговые движения
д) встав на мост – движения вперед и назад
е) из упора головой и ногами в ковер – забегания вокруг головы в обе стороны.
2. Повторить ранее изученный бросок через бедро.
3. Соревнования на лучшее техническое выполнение броска через бедро.
4. Изучение броска через бедро с забеганием и с захватом под лопатку.
5. Совершенствование перевода в партер рывком за руку.
6. Прослушивание какого-либо интересного случая из соревновательной практики тренера.
7. Учебные схватки в партере на закрепление изученного приема
8. Движения вперед назад на мосту
20 секунд
15–20 секунд
30 секунд
40–60 секунд
10–15 раз
По 5 раз
3–5 минут
По 3 попытки
10–12 минут
4 минуты
3 минуты
3 минуты
10 раз
Преодолевая удерживающие усилия партнера, держащего рукой за голову
Последние движения делать с поочередными поворотами головы налево и направо
Обратить внимание на правильность захвата
С партнером равного веса
Выполнять прием в обе стороны
Заключительная часть (10 минут)
1. В висе на перекладине повороты туловища в стороны
2. Спокойная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями. Упражнения на расслабление мышц рук и ног.
3. Разбор проведенных схваток.
4. Задание на дом.
8–10 раз
2.5 минуты
5 минут
1–2 минуты
С привлечением к критическому обсуждению всех занимающихся
Заключение
Самбо (от «самозащита без оружия») – вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Борьба самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое. Спортивное самбо – вид борьбы с большим арсеналом болевых и удушающих приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере. Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.
Техническая подготовка спортсмена – процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм спортивной техники. Техническая подготовка – процесс овладения самбистом системой движения (техникой самбо) с целью достижения высоких спортивных результатов.
Тактическая подготовка самбиста – процесс овладения приемами спортивной тактики, ее видами, формами и средствами их реализации в условиях соревнований.
Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема оценки состояния спортсмена.
Индивидуализация режима тренировки должна осуществляться на основе комплексного педагогического контроля, в содержание которого входит контроль за: тренировочными нагрузками; текущим состоянием; технико-тактической подготовленностью; снижением веса.
Оценка уровня технической подготовленности содержит показатели качества выполнения:
- Имитационных, стандартных, технических заданий, которые включают броски (вперед, назад, влево, вправо). Оцениваются экспертами (тренер и не менее двух специалистов, желательно с других спортивных организаций);
- Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера, который стоит на месте, без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
- Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении по ковру без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
- Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении с сопротивлением до 25% максимального (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
- Стандартных технических заданий, которые выполняются сверху на партнере (в борьбе лежа: переворотов, удержаний, болевых приемов) без сопротивления – экспертная оценка.
Список использованных источников и литературы
1. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 2004. – 308 с.
2. Мошков В.Н. Общие основы физической культуры. – М.: Медицина, 2003. – 284 с.
3. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 527 с.
4. Спортивная борьба: Учебник для институтов ФК / Под ред. А.П. Купцова. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 236 с.
5. Спортивная борьба: классическая, вольная, самбо. Учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. Галовского Н.М., Катулина А.З. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 340 с.
6. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1997. – 264 с.
7. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика. В 4-х книгах. Книга 1-я. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 188 с.
8. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие / Под общ. ред. Волковой Л.М., Половникова П.В. – СПб.: Вектор, 2003. – 358 с.
9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Инфра-М, 2002. – 264 с.
10. Шашурин А.В. Физическая подготовка. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 317 с.
11. Щедрина Ю.С. Физическая культура. – М.: Юнити, 2005. – 350 с.
12. Юдин В.Д. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Инфра-М, 2004. – 280 с.