Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Оптимизация методики тестирования специальной выносливости у юношей римской борьбой

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВЫВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ В современной спортивной борьбе в связи с сокращением продолжительности соревновательных поединков и ужесточением санкций к борцам, ведущим малоактивную борьбу, значительно возросли требования к их специальной выносливости. Необходимо не только владеть техникой и тактикой, но быть способным вести схватку в высоком темпе, с сохранением эффективности и надежности технико-тактических действий до конца поединка и соревнования в целом. Для оценки уровня специальной выносливости в спортивной борьбе специалистами предложено достаточно большое количество специальных контрольных упражнений (тестов). Однако в доступной нам литературе не удалось обнаружить адресных рекомендаций по тестированию специальной выносливости у борцов-юношей, занимающихся греко-римской борьбой. Данное положение позволяет считать изучение этой проблемы достаточно актуальным. В связи с этим целью нашего исследования была выбрана проблема оптимизация методики тестирования специальной выносливости юных борцов. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1. изучена и проанализирована специальная научная и методическая литература по вопросам выносливости и способах её оценки; 2. определено влияние тестов для оценки специальной выносливости борцов на вегетативную систему юношей, занимающихся греко-римской борьбой; 3. экспериментально обоснован выбор оптимального теста для оценки специальной выносливости борцов-юношей. Гипотезой данного исследования было предположение о том, что для эффективного тестирования специальной выносливости борцов-юношей необходимы тесты с адекватной юношескому организму нагрузкой при исключении контрольных упражнений с большим объемом работы и высокой интенсивностью. Объектом исследования являлась специальная выносливость борцов. Предметом – методика тестирования специальной выносливости юных борцов греко-римского стиля. Научной новизной работы можно считать установление влияния различных тестирующих нагрузок на организм юношей, занимающихся греко-римской борьбой с последующим выявлением оптимального варианта тестирования. Практическая значимость полученных в работе результатов заключается в том, что оптимизированная нами методика тестирования специальной выносливости юных борцов может быть широко использована в работе тренеров секций и ДЮСШ по спортивной борьбе. Структура выпускной квалификационной работы. Работа изложена на 45 страницах и состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений. В работе имеется три таблицы. Список литературы содержит 63 источника отечественных авторов. ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Морфо-функциональная характеристика организма юных спортсменов Морфологические и функциональные свойства организма, претерпевающие закономерные изменения в ходе индивидуального разви­тия и инволюции организма, определяют возрастную динамику силы, скорости, ловкости, выносливости. Мышечная система у юношей и подростков отличается как количественно, так и качественно от мышечной системы взрослых. Мышечный вес подростков в возрасте 15-16 лет в среднем составляет 32,6 % от общего веса тела, в возрасте 17-18 лет - 44,2 %. Однако главным фактором является качественное соотношение. Мышцы подростков и юношей беднее бел­ковыми веществами, жирами, углеводам и минеральными солями. Это обуславливает их быструю утомляемость, и, следовательно, ограни­чивает возможность нагрузки на силу и выносливость (Н.В.Зимкин, 1956). Так как главнейшей составной частью организма являются белки, то с биохимической точки зрения процесс роста и развития организма - это, прежде всего, синтез различных белков. В связи с этим потребность в пищевых белках и интенсивность белкового обмена в растущем организме значительно выше, чем у взрослых. Taк суточная потребность в белках у взрослого человека, составляет 1-1,5 г на т кг веса тела, у пятнадцатилетнего подростка 2 г, у подростков 12-13 лет - 2,5 г. Синтез белков, как и все биологические процессы, идёт с поглощением энергии, поэтому он требует больших затрат энергии, чем у взрослых. Данная энергия черпает­ся из процессов биологического окисления. Так, если мы посмотрим поглощение кислорода, рассчитанное на 1 м3 тела, то в возрасте 9 лет он составляет на 3 % больше, чем у взрослого челове­ка. Подобные результаты были получены и по отношению к ткане­вому дыханию. Содержание гемоглобина в крови и миоглобина в мышцах у детей ниже, чем у взрослых, поэтому кислородная ёмкость орга­низма у детей значительно меньше. При расчёте на 1 кг веса тела ребёнок и подросток поглощает при каждом вдохе меньше кисло­рода, чем взрослый. А с каждым сокращением сердца у них прино­сится относительно меньше кислорода к мышцам, нервной системе и другим органам. Из вышеуказанного видно, что в связи с большой долей пластического обмена в использовании энергии, освобождаемой в результате процессов окисления, возможности энергетического обеспечения мышечной деятельности у детей и подростков меньше, чем у взрослых (Н.Н Яковлев, 1974). Ограничение мышечной деятельности усиливается и рядом других особенностей. В.Н.Волков (1973) указывает о меньшей экономичности энергетических систем подростков. Например, рабо­та с интенсивностью 12-14 кгм/сек приводит подростков 12-14 лет к утомлению быстрее, чем взрослых, которые могут выполнять ра­боту с интенсивностью 20 кгм/сек и более. Кроме того, подростки 12-14 лет прекращали работу, имея кислородный долг 1500-1600см3 а взрослые имели 2000-2100 см3. Г.В.Гончаров (1957) указывает, что необходимо учитывать также состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем под­ростков и юношей. Кровеносные сосуды у них значительно уже, а сердце относительно слабое, что затрудняет ему проталкивать во время работы на выносливость кровь через узкие сосуды. Это приводит к повышению кровяного давления при мышечной работе. Нервы, регулирующие сокращение сердца, также недостаточно развиты, что приводит к временному повышению сердцебиений и нарушению ритма сердца (аритмии). Основная особенность дыхательной системы подростков и юношей состоит в так называемом физиологическом узкогрудии, заклю­чающееся в отставании роста грудной клетки в ширину от общего роста тела в длину. Дополнительной особенностью дыхательной системы растущего организма является нередкое нарушение нормальное равномерного ритма дыхания, обуславливающая недостаточным разви­тием нервов, регулирующих деятельность органов дыхания (П.В.Зимкин, 1972). В процессе занятий физической культурой и спортом вышеу­казанные недостатки устраняются. В частности жизненная ёмкость лёгких и максимальная вентиляция лёгких юношей, занимающихся спортом, больше, чем у юношей не занимающихся спортом. Дыхание у юношей-спортсменов более экономично и полноценно (Н.И.Волков, Р.Е. Мотылянская, В.Г. Хволес и др., 1965).
А.М. Дякин (1966) советует при развитии выносливости необ­ходимо научить юношей правильно дышать, а также дыхание не дол­жно быть прерывистым, особенно акцент нужно делать на выдох. Также нужно научить дышать юношей в затруднённых ситуациях и положениях. Подобное мнение высказывает Г.Ф. Федичев (1970), в частности он указывает, что для выполнения циклических упражне­ний дыхание необходимо совершать на определённое число счетов.
Кроме этого необходимо также учитывать особенности нерв­ной системы растущего организма, которые кроются не в анатоми­ческом строении, а в функциональной деятельности, в частности на устойчивость нервной системы у подростков, 7 них процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что приводит к быстрому утомлению. Для подростков также характерна неуравновешенность, потеря интереса к занятиям. Для этого интересно, насыщенно проводить занятия, ставить конкретные цели (освоить тот или иной сложный прием, выполнить разряд, введение в тренировку элемента соревнования). Немаловажное значение имеет так называемый процесс психического возмужании. Подростки и юноши хотят, чтобы их уже не считали детьми, они стремятся ко всему героическому и мужественному, стремятся во всём походить на взрослых. В связи с этим у них отмечается склонность к переоцен­ке своих сил и возможностей, что также важно учитывать при раз­витии физических качеств, особенно силы и выносливости (Г.В. Гончаров, 1957). Наряду с недостатками, растущий организм имеет и ряд преимуществ по сравнению с взрослым организмом. Эластичность крове­носных сосудов, повышенный обмен веществ в организме ведёт к быстрому восстановлению организма подростков. При скоростных нагрузках, а также при непродолжительных и индивидуализированных силовых упражнениях и статических усилиях (соответствующих воз­растному уровню развития силы) восстановление у подростков проис­ходит быстрее, чем у взрослых (В.Н.Волков, 1973).
Существенным моментом в воспитании физических качеств у юношей является акселерация, когда некоторые подростки опережа­ют своих сверстников в физическом развитии. В.П. Филин, Б. А. Си­ротина (1969) указывают, что обучение подростков с повышенным темпом физического развития целесообразно проводить по програм­мам, сориентированным не на класс и календарный возраст, а в со­ответствии с биологическим возрастом. Так в экспериментах экспе­риментальная группа выполнила нормативы по таким видам, обучение которым в предыдущих классах не проводится (в частности, бег на 300 м и прыжки в длину в 4-ом классе, толкание ядра в 6-ом классе). Р.Е.Мотылянская (1975) имеет подобное мнение и отмечает, что ранняя специализация ведет к положительному изменению кардиореспираторной системы, двигательного аппарата и других сис­тем организма юных спортсменов. И что необходимо уделять внима­ние соответствию паспортного возраста и биологического, пас­портного пола - генетическому. Результатами проведённых исследований было установлено, что на этапе детского и подросткового возраста необходимо уде­лять повышению скоростных качеств и ловкости, а подросткового и юношеского возраста - воспитанию силы и выносливости (Р.Е.Мотылянская, 1969). Особенности физической подготовки в спортивной борьбе В спортивной борьбе большое значение придается физической подготовке. Для борьбы характерны нестандартные ациклические движения переменной интенсивности с большими мышечными усилиями при активном противостоянии противнику, интенсивность соревновательной деятельности преимущественно субмаксимальная. Скоростно-силовые напряжения сопровождаются элементами натуживания и задержкой дыхания, при выполнении отдельных приемов преобладают статические усилия (удержания на мосту и т.п.). В то же время повторное проведение схваток в турнире требует от спортсмена оптимального соотношения аэробной и анаэробной производительности (В.А.Геселевич, 1981). Специалистами по спортивной борьбе (В.Г.Ивлев с соавт., 1983; В.Г.Оленик с соавт., 1983; К.С.Олзоев, 1981; К.С.Олзоев, В.А.Геселевич, 1983; Ю.И.Чуйко, 1984) отмечается, что тактика ведения поединка, стиль борца в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, среди которых наибольшее значение имеют физические и психические особенности. Следовательно, необходима дифференцированная подготовка борцов с различными физическими данными. Специальная выносливость, базирующаяся на общей, характеризуется мощностью анаэробного и аэробного механизмов энергообеспечения. Аэробная производительность включает комплекс свойств организма, связанных с поглощением, транспортировкой и утилизацией кислорода. Аэробные механизмы мышечной деятельности основываются на окислении углеводов и жиров кислородом, поступающим из воздуха. Их развертывание достигает максимума через 1,5-3 минуты после начала выполнения работы (Н.И.Волков, 1969). Поскольку борцу приходится неоднократно в течение дня проводить 6-минутные схватки, то эффективность продуцирования энергии в аэробных условиях играет весьма важную роль для эффективного восстановления работоспособности, как между схватками, так и в процессе схваток между спуртами (В.А.Геселевич, 1981; А.А.Шепилов, В.П.Климин, 1979). Для повышения аэробной производительности эффективны многократные тренировочные и соревновательные поединки с продолжительностью работы на 20-30% превышающей соревновательную, а также вольные схватки невысокой интенсивности и значительной продолжительности (до 20 минут). Оптимальной при этом интенсивностью считается такая, которая достигает порога анаэробного обмена (ЧСС – 150-160 уд/мин). Сокращая интервалы между схватками и используя борьбу переменной интенсивности, можно активизировать дыхательные процессы (В.М.Зациорский, 1966, 1970). Анаэробное энергообеспечение реализуется двумя механизмами – алактатным и лактатным. При этом восстановление АТФ может происходить без участия кислорода с помощью креатинфосфокиназной реакции (субстрат – креатинфосфат) и гликолиза (субстрат – глюкоза). Мощность креатинфосфокиназного механизма невелика – 7-12 секунд, поэтому он имеет значение лишь как пусковой механизм в начале любой работы. Мощность гликолиза значительно больше и достигает максимума к 30-50 секундам, но он в 13 раз менее эффективен, чем окислительное фосфорилирование (Н.И.Яковлев, 1974). Поэтому анаэробные механизмы энергообеспечения имеют существенное значение лишь в кратковременных спуртах высокой мощности или в начале работы, когда потребление кислорода отстает от потребности организма в нем. В работе А.А.Шепилова и В.П.Климина (1979) было показано, что максимальные величины кислородного долга способны накопить лишь спортсмены, имеющие высокий уровень аэробной производительности (максимальное потребление кислорода). В то же время можно, применяя короткие интервалы работы с высокой интенсивностью, значительно повысить анаэробную производительность при отставании аэробной, но в этом случае борей, хотя и способен накопить большой кислородный долг, быстро закончит работу субмаксимальной мощности, так как продукты гликолиза будут устраняться очень медленно, нарушая деятельность митохондрий.
Лактатный механизм (гликолиз) обусловлен наличием в печени и мышцах гликогена, который расщепляется с образованием молочной кислоты, АТФ и фосфокреатина. При развитии специальной выносливости в спортивной борьбе, необходимо совершенствовать оба пути анаэробного энергообеспечения. Алактатные возможности развиваются за счет повышения количества макроэргических соединений в мышцах, лактатные – за счет совершенствования гликолитических процессов (Н.И.Волков, 1969). С этой целью рекомендуется применять тренировочные и соревновательные схватки, а также специальные упражнения. Продолжительность работы от нескольких десятков секунд до нескольких минут А.А.Шепилов, В.П.Климин (1979). Повторная работа следует через 2-3 минуты, что препятствует полному выведению из организма продуктов промежуточного обмена. Например, несколько серий бросков манекена по 20-25 раз в максимальном темпе при пульсе от 170 до 185 уд/мин. с интервалами отдыха от 1 до 3 минут.
Современные правила соревнований по греко-римской борьбе предъявляют высокие требования к тренированности скоростно-силовых качеств. При их совершенствовании нагрузка должна вызывать стимулирующие приспособительные изменения, лежащие в основе проявления быстроты и силы, которые в сумме определяют уровень скоростных возможностей спортсмена. Интенсивность упражнений должна быть 90-100% от максимума, при меньших величинах поставленные задачи не решаются. Продолжительность упражнений не более 1-2 минуты. Однако следует иметь ввиду, что бесконтрольное применение упражнений максимальной интенсивности может привести к образованию скоростного барьера (В.М. Зациорский, В.П. Филин, 1962). Во избежании этого необходимо использовать широкую вариативность применяемых средств (В.М. Зациорский, 1966, 1970; Н.Г.Озолин,1970). Время пауз между упражнениями должно обеспечивать относительно полное восстановление работоспособности, а к началу следующего повторения возбудимость центральной нервной системы должна оставаться повышенной при завершении нейтрализации физико-химических сдвигов в организме (В.М.Зациорский, 1966). Для воспитания скоростно-силовых качеств целесообразно использовать кратковременные (до 1-2 минут) соревновательные схватки, схватки с 10-20 секундными спуртами, а также специальные упражнения. Например, 10-15 бросков манекена в максимальном темпе, интервалы отдыха после каждой серии бросков должны быть достаточными для восстановления работоспособности (1-2 минуты). Скоростные качества борца зависят не только от развития у него собственно быстроты, но и других факторов – динамической силы, гибкости, степени освоения техники (В.М.Зациорский, 1970). Поэтому, для развития скоростных качеств необходимо совершенствовать техническое мастерство параллельно с развитие быстроты и силы. Для развития скорости рекомендуется использовать силовые упражнения (И.П.Ратов,1962; А.А.Тер-Ованесян, 1971). Силовые упражнения, применяемые для развития скоростных качеств, должны быть направлены на проявление максимальной силы в минимальный промежуток времени («взрывная» сила). Необходимо обращать внимание на выполнение технического приема без остановки, так как остановка может закрепиться и мешать в дальнейшем. Для развития динамической силы полезно использовать ударные движения молотом по автомобильной покрышке, метание камней, толкание ядра, прыжковые упражнения на одной ноге, на двух, вверх, вперед, спиной вперед и т.п. Для развития абсолютной силы рекомендуется использовать метод максимальных усилий и повторный метод. упражнения для развития динамической и абсолютной силы можно применять в комплексе в виде «круговой» тренировки. Силовые упражнения по координационной структуре необходимо максимально приближать к структуре излюбленных технических приемов, наиболее часто используемых борцом в соревнованиях. При этом отягощения выбираются небольшими, чтобы не нарушить координационную структуру приема и не разрушать соревновательного навыка (В.М. Зациорский, 1970). Существенное влияние на скорость выполнения приема оказывают его технически правильное выполнение. Д.Д.Донской (1961) рекомендует проводить обучение с быстротой, близкой к максимальной, но не равной ей («9/10 силы»), а также часто изменять быстроту выполнения движения от сравнительно небольшой до максимальной. Кроме специальных упражнений и технических приемов, для развития скоростных качеств используют спортивные игры: настольный и большой теннис, баскетбол, гандбол с небольшим количеством играющих и т.п. В перечисленных типах тренировочных занятий, наряду с решением задач, направленных на развитие физических качеств, осуществляется технико-тактическая подготовка. Соотношение общей и специальной выносливости при ранней специализации Опыт передовых педагогов и результаты исследований пока­зывают» что воспитание выносливости юношей является важной частью их всесторонней физической подготовки. В.П.Филин, К.П. Субботина и др. (1969) указывают, что тренировка, в которой достаточное место отводится упражнениям на выносливость в рациональном со­четании с другими средствами общефизической подготовки, способ­ствует повышению не только выносливости, но и других физических качеств. Многие специалисты, в частности Н.Г.Озолин (1959) счита­ют, что в процессе многолетней тренировки спортсменов первые го­ды должны быть посвящены воспитанию общей выносливости и дости­жению всесторонней физической подготовки, а уже затем на осно­вании этого осуществлять воспитание специальной выносливости С.П. Летунов, Р.Е.Мотылянская (1965), изучая вопрос ранней специализации, указывают на сходство вегетативного компонента динамического стереотипа при многих упражнениях циклической структуры движений, что позволяет использовать разнообразные виды спорта для развития общей выносливости и других физических качеств. Е.И.Степанов (1972) утверждает, что повышение уровня об­щей выносливости ж всесторонняя физическая подготовка детей младшего школьного возраста может быть достигнута за счёт вы­полнения в занятиях объёма бега и ходьбы на лыжах умеренной ин­тенсивности в комплексе с различными физическими упражнениями и сочетающимися с подвижными и спортивными играми. Автор рекомен­дует следующую нагрузку для детского возраста: в начале подго­товительного периода от 500 до 1500 м, в его конце от 1500 до 3500 м. В начале основного периода до 5000 м, в конце - от 8000 до 10000 метров. Примерный объём нагрузок в недельных циклах мо­жет быть доведён в беге до 28-30 км, при передвижениях на лыжах до 30-32 км. Подобного мнения придерживаются болгарские специалисты К.Рогачев, П.Христосков, Д.Динев (1978). На этапах предваритель­ной подготовки целесообразно повысить аэробную производитель организма, а уже затем другие физические качества и спе­циальную выносливость. Далее авторы отмечают, что тренировки, направленные на повышение выносливости, не приводят к ухудшению скоростных качеств юных спортсменов. К тому же по объёму работа на выносливость постепенно адаптирует организм к высоким трени­ровочным нагрузкам.
Чан Ван Нгоан (1979) показывает, что нагрузки, направленные на развитие общей выносливости юных бегунов на этапе начальной специализации, способствуют повышению работоспособности, что создаёт запас прочности функциональных систем организма, необ­ходимых для перспективной подготовки бегунов на средние дистан­ции. Для развития общей выносливости он рекомендует следующие средства, соотношение средств тренировки в подготовительном периоде: на совершенствование общефизической подготовки – 60% времени, на развитие общей выносливости 40%, а в соревновательном периоде: 50% времени на ОФП и 50% - на развитие быстроты и выносливости.
Р.Е.Мотылянская (1969) рассказывает об изменениях, кото­рые произошли в методике спортивной подготовки юных легкоатле­тов ГДР. Раннее и разнообразное воспитание общей выносливости является незыблемой основой высоких результатов в беге на сред­ние дистанции, а также на длинные дистанции. Немецкие специали­сты рекомендуют продолжительный бег (80-90 % всей беговой тренировки). По возрастам они высказывают следую­щие рекомендации: в детском возрасте 3-4 раза в неделю (20 км); в младшем юношеском возрасте 4-6 раз (40 км); в старшем юношеском возрас­те 5-6 раз (60 км). Существенным в развитии общей выносливости, как считают В.П.Филин, В.М.Киселёв, Л.С.Романовский (1978), является соот­ношение средств общефизической и специально-физической подгото­вки. Повышение спортивно-технических результатов лыжников-гон­щиков можно достичь не за счёт общего увеличения общей трениро­вочной нагрузки, а рациональным соотношением средств ОФП и СФП. Причём средства ОФП в подготовительном периоде распределяются по возрастающей от начала к концу, а средства ОФП - по убывающей. В.П.Филин (1967), Р.Е.Мотылянская (1969) рекомендуют для более эффективного развития общей выносливости у юных спортсме­нов комплексный подход всех методов: повторного, переменного, равномерного. Подобного мнения Б.С.Толкачёв (1971), А.В.Дадаян (1996), Ф.Г.Ситдиков, А.А.Арсланов (2000) и другие. Они счита­ют, что в работе с юными спортсменами можно достичь сущест­венного повышения общей выносливости при использовании равно­мерного бега в комплексе с играми (футболом, баскетболом, регби). Большую эффективность на развитие общей выносливости оказывают средства круговой тренировки И.И.Шмельков (1968). Таким образом, анализ передового опыта и результаты экспериментальных исследований показывают, что основы общефизической подготовки должны быть заложены в детском возрасте (Р.Е.Мотылянская,1969). Вместе с тем, рядом исследований установлено, что в подго­товке юных спортсменов для воспитания выносливости (особенно специальной) эффективно могут быть использованы многократные повторения и скоростные нагрузки. Tак Н.Н. Булгакова (1968) рекомендует при подготовке юных пловцов уделять особое внимание скоростному плаванию с повышением объёма нагрузок. При этом даются ре­комендации о необходимости одновременного развития силы и вы­носливости средствами плавательной подготовки. Наряду с этим В.П.Филин, А.М.Якимов (1973) указывает так­же на применение значительных тренировочных нагрузок при подго­товке юных спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции, что приводит к повышению работоспособности и росту спортивно-технических результатов, сопровождающихся улучшением функциональных возможностей дыхательно-циркуляторных систем ор­ганизма юных бегунов. В. А. Николаев (1977), исследуя вопрос вос­питания специальной выносливости у юных хоккеистов II-I3 лет, отмечает о необходимости использования дополнительной нагрузки в подготовительном и переходном периодах (10-минутный бег по пе­ресечённой местности в переменном темпе). В основном периоде применения дополнительной нагрузки в проведении серийно-интер­вальной тренировки, в процессе которой юные хоккеисты выполня­ют челночный бег на коньках с тремя повторениями в каждой серии и активным двухминутным отдыхом между ними, в течение которого используются скользящий шаг по большому кругу. Было установле­но, что, выполняя вышеуказанную работу, значительно улучшились физические качества юных хоккеистов, в том числе и специальная выносливость. Исследуя интенсификацию тренировочного процесса (увеличение километража, пройденного со скоростью 85-92% от предельной) с целью развития специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков, М. А. Алиев (1978) отмечает влияние её не только на прирост спортивных результатов, но и на показатели физической работоспособности. Лучшие спортивные результаты показали те спортсме­ны, у которых километраж дистанции, пройденной со скоростью 35-92 % от предельной, составил 60 % от общего километража, пройденного лыжником в течение пяти месяцев осеннего и зимнего эта­пов подготовительного периода. Аналогичные данные получил В.П.Филин (1965). На основании экспериментальных данных автор подошел к решению вопроса об интенсивности и объёме тренировочных нагрузок для юношей 15-17 лет. Большие нагрузки, по его утверж­дению, применяются один раз в недельном цикле, остальные нагру­зки должны оказывать умеренное воздействие. Подобного мнения придерживается Н.В.Волков (1973). Автор указывает, что при напряжённых соревнованиях и тренировочных нагрузках у юных велосипедистов восстановительные процессы бо­лее продолжительны, чем у взрослых. Исходя из этого, можно сде­лать вывод, что применение больших нагрузок в недельном трени­ровочном цикле более одного раза могут привести к переутомле­нию юного организма и затормозить дальнейший прогресс его спор­тивного мастерства. Кроме того, Г.В. Гончаров (1957), Р. Е. Мотылянская (1969), А.Н.Блеер, В.В.Шиян (2000) и другие указывают, что выносливость находится в тесной взаи­мосвязи с техникой выполнения данного упражнения, так как чем точнее выполняется техническое действие, тем меньше энерготрат у спортсмена, тем эффективнее его работоспособность. Из всего ранее сказанного видно, что все системы организма юношей и подростков недостаточно развиты, следовательно, необходимо осторожно подходить к развитию физических качеств юных спортсменов, в особенности выносливости. А ввиду того, что для организма юношей характерны быстрая утомляемость и быстрое восстановление функций, необходимо давать упражнения непродолжительными сериями с короткими интервалами отдыха. В период отдыха включать упражнения на расслабление, подвижные и спор­тивные игры (Г.В.Гончаров, 1957). М.А.Штайнцайг (1976), М.В.Тарасенко (2000) указывают на комплекс методов и средств восстановления в процессе тренировки у юных спортсменов. Важными средствами они считают психологические: аутогенная тренировка и психорегулирующая тренировка, приёмы мышечной ре­лаксации, специальные дыхательные упражнения. Другим важным средством они выделяют медико-биологические средства восстанов­ления, которые при рациональном использовании повышают устойчи­вость организма к тренировочным нагрузкам. Сюда входят: рацио­нальное питание, различные физиотерапевтические средства, мас­саж и самомассаж, сауна и парная баня и другие средства восста­новления.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие выносливости у юношей играет в тренировочном процессе большую роль. Для ее воспитания у юных спортсменов использует­ся множество методов: равномерный, различные варианты переменного, интервальный, повторный, круговой, игровой, соревновательный. С применением большого разно­образия средств: кросс, бег, ходьба на лыжах, подвижные и спортивные игры, катание на коньках, плавание и многие другие (Р.Е. Мотылянская, 1969; Г.В. Гончаров, 1957, и др). Подобного мнения Н.И. Волков, 2000; А.З.Колчинская, 1998; З.А. Погосян (1972), Н.Г. Озолин (1959), В.П. Филин (1967). Они указывают, что для воспитания общей выносливости используется переменный и равномерный методы тренировки, что благоприятно влияет на функциональные сдвиги в организме юных спортсменов. . Для воспитания специальной выносливости используется интерваль­ный и переменный метода.
Тестирование специальной выносливости в спортивной борьбе В спортивной практике широкое распространение получили тесты для оценки уровня развития того или иного физического качества, готовности спортсмена к соревнованиям. Они рассматриваются также как средства тренировки, благодаря которым может стать более интенсивном и экономичным (А.Г.Станков, 1997). Тесты играют значительную роль в технической подготовке, ставящие перед спортсменом конкретные задачи в форме количественных и качественных требований. Они да­ют возможность тренеру быстрее увидеть недостатки в подготовленности спортсмена, соответственно планировать тренировку, реально оценивать уровень достижений и систематически управлять ростом спортивных достижений. О.Д.Юшков (1975) предлагает целую систему контрольных упражнений по общефизической и специальной подготовке, а также по технической для достижения, лучших результатов. Автор отмечает, что параллельно этому развиваются и физические качества, в том числе и выносливость юных спортсменов. А.А.Шепилов, В.П.Климин (1979), исследуя специальную выносливость, выявил, что для тестирования аэробной производительности используются специфические для борьбы упражнения (броски манекена) и работа на велоэргометре. Максимальная аэробная ём­кость определяется способностью спортсмена как можно дольше вы­полнять нагрузку на уровне максимального потребления кислорода (МПК). Время работы в данном случае, как правило, 10-12 минут, величина максимальной аэробной ёмкости рассчитывается по предель­ному времени работы с критической мощностью, умноженной на значение МПК, за вычетом кислородного дефицита нагрузки. Тест составлял: 2 минуты работы, 2 минуты отдыха, 2 минуты работы, 1 минута отдыха, 2 минуты работы. Затем в течение 30 минут берутся пробы выдыхаемого воздуха. Целую систему тестов по выносливости предлагают немецкие специалисты Х. Бубэ, Г. Фэк и др. (1968). Авторы рекомендуют для оценки общей выносливости следующий тест: пробегание наибольше­го числа метров за определённое время. Другой тест федерации плавания ГДР - пробегаете дистанции от 400 до 800 метров, в за­висимости от возраста, пола. В тесты федерации борьбы входят специальные упражнения борца (забегания на мосту, перевороты и другие упражнения), а также выполнения приёмов с учётом времени. Широкое применение в практике для тестирования выносливости в борьбе получили специальные тесты. В.А.Геселевич, А.А. Новиков (1961) предложили тест: броска манекена прогибом или через спину в двух сериях по 30 секунд с 3-х минутным отдыхом между се­риями. Вес манекена равен 1/3 собственного веса спортсмена, А.И. Колесов (1969) рекомендует тест: броски манекена за 6 минут по формуле - 50 сек - 6 бросков + 10 сек - максимальное количество бросков + повторение серий в течение 3 минут + 1 мин.- отдыха + 20 секунд максимальное количество бросков + 40 секунд 4 броска + повторение серии в течение 3 минут (моделирование высокоэффективной, спуртовой, технически насыщенной схватки). А.Г. Бурындин (1972) предлагает 2 теста: тест №1 - 3-х ми­нутный тест - броски манекена прогибом по формуле: 40 секунд -4 броска с интервалом между бросками 10 секунд + 20 секунд - максимальное количество бросков; тест №2 заключается в макси­мальном количестве бросков за 20 секунд. В.С. Дахновский, С.С. Лещенко, Ю.В. Жильцов (1979) советуют для тестирования специальной выносливости использовать 2 теста: тест № 1 - броски манекена по формуле: 40 секунд - 5 бросков, 20 секунд - спурт; тест № 2 - 15 бросков манекена прогибом в максимальном темпе. П.А.Рожков, В.А.Никуличев, В.К.Крутьковский (1982) рекомендуют для этапного контроля тест - броски манекена прогибом по формуле: 40 секунд - 5 бросков + 8 бросков в максимальном темпе с фиксацией времени + повторение серии 6 раз согласно формуле поединка. Вес манекена - 35-40 % от веса спортсмена. Для текущего контроля они рекомендуют сокращённый вариант пер­вого теста, т.е. вместо 6 сочетаний бросков используются толь­ко 3 серии бросков. Для оперативного контроля советуют исполь­зовать тест - 8 бросков манекена в максимальном темпе. Коэффи­циент специальной выносливости (KСB) определяют по специальной формуле. Однако все эти предложенные тесты используются для тестирования специальной выносливости взрослых, особо же остро стоит проблема тестирования выносливости, особенно специальной, в юношеском спорте, здесь необходимо подобрать тесты, которые бы соответствовали функциональным возможностям юных спортсменов. Частично данная проблема затрагивалась в работах Г.И.Ковальчука, В.Н.Лузгина (2000), В.А. Медведева, В.А.Коледы (2000), Э.А.Гордниченко (2000) и ряде других. ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ При решении поставленных в работе задач нами использовались следующие методы исследования: 1. Анализ научной и научно-методической литературы. 2. Педагогические наблюдения. 3. Метод пульсометрии. 4. Педагогический эксперимент. 5. Методы математической статистики. Анализ научной и научно-методической литературы был посвящен изучению следующих вопросов: характеристика различных видов выносливости, морфофункциональная характеристика организма юных спортсменов, соотношение общей и специальной выносливости при ранней специализации, её тестирование в спортивной борьбе. Проведенный анализ позволил нам выбрать проблему исследования, сформулировать цель и гипотезу работы, определить задачи и методы. Педагогические наблюдения заключались в оценке по пятибалльной шкале качества выполнения тестирующих упражнений (бросков борцовского манекена прогибом) с последующей регистрацией этих оценок в специальных протоколах. Метод пульсометрии применяли для определения реакции сердечно-сосудистой системы на тестирующую нагрузку. ЧСС измеряли пальпаторно в области запястья по известной методике. Педагогический эксперимент заключался в создании специальных условий, позволяющих провести обследование физиологический реакции юношеского организма на контрольные упражнения, применяемые для оценки специальной выносливости в спортивной борьбе. Его продолжительность была выбрана такой, чтобы испытуемые могли выполнять после полного восстановления все включенные в программу исследования специальные тесты.
В испытании были использованы следующие тесты: · тест А.Г.Бурындина (1972) – броски борцовского манекена прогибом в течении трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд, 20 секунд – спурт (броски в максимальном темпе). Выполнялось три таких серии без перерыва; · сокращенный вариант теста П.А.Рожкова с соавторами (1982) – 2 периода по 3 минуты по той же схеме с минутным перерывом между периодами;
· измененный тест А.Г.Бурындина - 2 периода по 2 минуты по схеме первого теста, с минутным перерывом между периодами. Во время выполнения тестирующих упражнений регистрировали качество бросков в каждом спурте и их количество. Затем следили за динамикой восстановления ЧСС на 1, 3 и 5 минутах. Данные записывали в специальные протоколы и в дальнейшем обрабатывали методами математической статистики. Методы математической статистики. Математическая обработка результатов исследований осуществлялась по общепринятым в педагогике методикам (А.Б.Ашмарин, 1978; В.А.Долгов, 1998). Рассчитывали следующие показатели: - среднюю арифметическую величину (х): где, Σ – знак суммирования; xi – полученные в исследовании значения (варианты); n – число вариант. - среднее квадратическое отклонение (): - среднюю ошибку среднего арифметического (m): - сравнение данных осуществляли по t-критерию Стьюдента: Организация исследования. Исследование проводили в 3 этапа: На 1 этапе с сентября 1999 года по май 2000 года осуществляли изучение научной и специальной литературы, овладевали методами исследования. На 2 этапе с октября 2000 года по декабрь 2000 года проводили педагогический эксперимент и педагогическое тестирование. На 3 этапе в период с января 2001 года по май 2001 года анализировали полученные результаты, писали и оформляли выпускную квалификационную работу. В исследовании приняли участие юноши (12 человек), занимающиеся греко-римской борьбой в Новороссийской ДЮСШ (приложение 1). Стаж их занятий этим видом спорта на начало эксперимента составлял 2,5 года. Возраст был между 14 и 16 годами (1984-85 года рождения). Спортивная квалификация – 1-2 юношеские разряды. Тестирование проводили в начале недельных микроциклов по понедельникам, причем каждый из трех тестов выполнялся отдельно друг от друга. До и во время педагогического эксперимента у испытуемых было пять тренировочных занятий в неделю. В субботу проводились восстановительные мероприятия (активный отдых, сауна). В воскресенье – отдых. ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Проведенное тестирование специальной выносливости юных борцов показало, что все три теста в основном посильны для юношеского организма. При сравнении тестов «2 периода по 3 минуты» и «2 периода по 2 минуты» установлено (таблица 1), что имеются достоверные различия в Таблица 1 Результаты сравнения тестов «2 периода по 2 минуты» и «2 периода по 3 минуты» Статистические показатели Кол-во бросков на посл. мин. теста Пед. оценка за технику бросков (балл) Восстановление ЧСС (уд/мин) на 1-й мин на 2-й мин на 3-й мин М±m 4,09±0,18 4,48±0,10 30,90±0,27 24,16±0,20 20,92±0,30 М±m 3,21±0,18 3,65±0,14 32,18±0,33 25,37±0,29 22,28±0,43 t 3,52 4,88 2,95 3,46 2,66 P количестве бросков, проведенных на последних минутах тестов в пользу второго (t=3,52; P В ходе всего исследуемого перио­да отмечаются достоверные различия в темпах восстановления (t = 2,66; 3,46; Р Сравнение теста «2 периода по 2 минуты» с тестом «3 минуты» по первым двум показателям не выявило различий в оценках количества и качества бросков (таблица 2), везде P>0,05, однако нагрузка в первом случае оказалась выше, о чем свидетельствуют величины ЧСС в ходе восстановления. Тест «2 периода по 2 минуты» даёт более оптимальные сдвиги в организме и, как выявлено в исследовании, более эффективен, так как техника бросков манекена изменяется в незначительных преде­лах. В ходе пятиминутного восстановительного периода удаётся выявить степень функциональной подготовленности борца. Тест «2 периода по 2» поэтому можно применять непосредственно в условиях подготовки к соревнованиям, где он будет играть двоякую роль: во-первых, как тренирующий фактор, во-вторых - как контролирующий. Кроме того, этот тест легче переносится юношами и более применим в практике, особенно на борцах 1 и 2 юношеских разрядов.
При сравнении тестов «2 периода по 2 минуты» и «3 минуты» в ходе исследования выявлены достоверные различия в темпах восстановления (t = 2,58; 3,66; Р Таблица 2 Результаты сравнения тестов «2 периода по 2 минуты» и «3 минуты» Статистические показатели Кол-во бросков на посл. мин. теста Пед. оценка за технику бросков(балл) Восстановление ЧСС (уд/мин) на 1-й мин на 2-й мин на 3-й мин М±m 4,09±0,18 4,48±0,10 30,90±0,27 24,16±0,20 20,92±0,30 М±m 4,24±0,14 4,50±0,08 29,30±0,37 23,20±0,26 19,95±0,24 t 0,68 0,14 3,66 3,09 2,58 P >0,05 >0,05 Тест «3 минуты» не даёт необходимых функциональных сдвигов в организме, так как пульс после теста составляет всего 168-174 уд/мин. Быстро протекает и восстановление, на 5-й минуте пульс равен 108-120 уд/мин (приложение 4). Следовательно, тест «3 минуты» неп­риемлем для тестирования специальной выносливости. Достоверность различий между бросками манекена на последних минутах спурта не выявлено (0,05) (таблица 3). Также не выявлено достоверных различий в педагогической оценке за технику выполнения бросков (t = 0,14; Р>0,05) (табл.2). При сравнении тестов «2 периода по 3 минуты» и «3 минуты» выявлены наибольшие различия по всем регистрируемым показателям (таблица 3): количество бросков t=3,72; P Анализ 5-ти минутного восстановления также свидетельствует о более глубоких сдвигах в организме борцов после теста «2 периода по 3 минуты». Так в хо­де всего исследуемого периода отмечаются достоверные различия в темпах восстановления (t=4,75; 5,76; PВвиду того, что в тесте «3 минуты» сдвиги со стороны кардиореспираторной системы незначительны (пульс после теста равен 168-174 уд/мин) и восстановление наступает быстрее (пульс на 5 минуте составляет 108-120 уд/мин) (приложение 4), он не может быть применён для тестирования специальной выносливости. Одна­ко, ввиду того, что количество бросков при тесте на всех мину­тах падает незначительно и техника выполнения бросков сохраняется, тест может быть применён в тренировочных занятиях как до­полнительное средство для совершенствования скоростных качеств. Таблица 3 Результаты сравнения тестов «2 периода по 3 минуты» и «3 минуты» Статистические показатели Кол-во бросков на посл. мин. теста Пед. оценка за технику бросков(балл) Восстановление ЧСС (уд/мин) на 1-й мин на 2-й мин на 3-й мин М±m 3,21±0,18 3,65±0,14 32,18±0,33 25,37±0,29 22,28±0,43 М±m 4,24±0,18 4,50±0,08 29,30±0,37 23,20±0,26 19,95±0,24 t 3,72 5,31 5,76 5,56 4,75 P Следовательно, первый из этих двух тестов вызвал наибольшие функциональные сдвиги в организме юных борцов, второй – наименьшие. На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что оптимальным для тестирования специальной выносливости юных борцов можно считать тест «2 периода по 2 минуты», применение «3-х минутного» теста малоэффективно из-за низкой получаемой нагрузки. Использование теста «2 периода по 3 минуты» мы не рекомендуем по причине больших физиологических сдвигов вызываемых им в организме борцов-юношей, что по нашему мнению может вызвать чрезмерное утомление. ВЫВОДЫ 1. Анализ научной и научно-методической литературы подтвердил отсутствие глубоких исследований по оценки специальной выносливости юных борцов греко-римского стиля. 2. Экспериментальная проверка воздействия различных тестирующих нагрузок на юношеский организм показала, что тест «3 минуты» вызывает незначительные физиологические сдвиги в организме испытуемых, тест «2 периода по 3 минуты» – чрезмерные, тест «2 периода по 2 минуты» –близкие к оптимальным.
3. Для тестирования специальной выносливости у юношей 14-16 лет занимающихся греко-римской борьбой наиболее пригоден тест «2 периода по 2 минуты». ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Полученные результаты позволяют сделать следующие практические рекомендации: 1. Для оценки специальной выносливости борцов-юношей 14-16 лет целесообразно использовать тест, заключающийся в бросках манекена прогибом по схеме: 40 секунд - 4 броска, 20 секунд – спурт (максимальное количество бросков), выполнить две таких серии, затем после минутного перерыва упражнение повторить. Получаем тест «2 периода по 2 минуты».
2. При тренировке специальной выносливости юных борцов возможно применение тестирующей нагрузки «2 периода по 3 минуты» (содержание ее каждой минуты соответствует упражнению описанному выше в тесте «2 периода по 2 минуты»). Однако, ввиду значительных физиологических сдвигов в организме юношей, использование таких режимов должно быть только при их достаточной тренированности и под обязательным контролем тренера. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алиев М.А. Интенсификация тренировка с целью развития специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков // Теория и практика физической культуры. – 1978. - № 11. - С. 33-38. 2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с. 3. Блеер А.Н., Шиян В.В. Влияние физического утомления спортсмена на надежность проявления двигательного навыка борца// Теория и практика физической культуры. – 2000. - № 6. - С. 36-37. 4. Бубе Х., Фэк Г. Тесты в спортивной практике. - М.: Физкульту­ра и спорт, 1968. - 238 с. 5. Булгакова H.Ж. Оценка некоторых видов тренировочных нагрузок в плавания по изменению содержания молочной кислоты в крови // Теория и практика физической культуры. – 1968. - №3. - С. 50-53. 6. Бурындин А. Г. Экспериментальное обоснование средств срочной информации для оперативного планирования тренировочных нагру­зок в спортивной борьбе: Автореф. дис…канд. пед. наук. - М., 1972. - 18 с. 7. Волков В. Н. Тренеру о подростке. - М.:Физкультура и спорт,1973.- 143 с. 8. Волков Н.И., Мотылянская Р.Е., Хволес В.Г. Внешнее дыхание, газообмен и выносливость // Тренировка юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1965. – С.249-325. 9. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности: Автореф. дис…канд. биол. наук. – М., 1969. – 18с. 10. Волков Н.И. Прерывистая гипоксия – новый метод тренировки, реабилитации и терапии// Теория и практика физической культуры. – 2000. - №4. - С. 20-24. 11. Геселевич В. А., Новиков А. А. Функциональная проба борца // Теория и практика физической культуры. – 1961. - №3. - С. 63-64. 12. Гончаров Г. В. Классическая борьба для юношей. - М.: Физкультура и спорт, 1957. - 213 с. 13. Гордниченко Э.А. Приспособительные реакции физиологических систем в оценке функциональных резервов организма // Теория и практика физической культуры. – 2000. - №9. - С. 8-10. 14. Дадаян А.В. Эффективность применения нагрузок аэробной направленности для повышения работоспособности борцов разной квалификации: Автореф. дисс…канд.пед.наук. – М., 1996. – 26с. 15. Дахновский В.С., Лещенко С.С., Жильцов Ю.В. Восстановление работоспособности после максимальной нагрузки // Спортивная борьба. Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – С.31-33. 16. Долгов В.А. Математическая статистика в спорте / Учебно-методическое пособие для студентов физкультурных ВУЗов. – Краснодар: КГАФК, - 1998. – 136 с. 17. Дякин А.М. Юношам о борьбе. - М.: Физкультура и спорт, 1956. – 206с. 18. Зациорский В.М., Филин В.П. К теоретическому обоснованию современой методики воспитания быстроты движения // Теория и практика физической культуры. – 1962. - №6. – С.23-27. 19. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 200с. 20. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200с. 21. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. – М.: Физкультура и спорт, 1956. – 206с. 22. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1972. – 185с. 23. Ивлев В.Г., Петрунев А.А., Акопян А.О. Особенности мастерства борцов высокой квалификации в зависимости от двигательных способностей // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – С.78-81. 24. Катулин А.3. Спортивная борьба. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - С. 187-215. 25. Ковальчук Г.И., Лузгин В.Н. Системный комплексно-типологический подход к диагностике спортивной одаренности: Поиск талантов // Физическая культура. – 2000. – №2.- С.2-6. 26. Колесов А. И, Физическая подготовка в классической борьбе // Физическая подготовка спортсменов высшего класса. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 125-164. 27. Колчинская А.З. Биологические механизмы повышения аэробной и анаэробной производительности спортсменов // Теория и практика физической культуры. – 1998. - №3. - С. 2-7. 28. Летунов С.П. Выносливость у спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1962. – 188с. 29. Медицинский справочник тренера. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Сост. В.А. Геселевич. - М.: Физкультура и спорт, 1981. – 271с. 30. Медведев В.А., Коледа В.А. О критериях оценки функционального состояния учащейся молодежи // Физическая культура. – 2000. - №4. – С.11-13. 31. Методы исследования в физической культуре / Под ред. Д.Д.Донского. – М.: Физкультура и спорт, 1961. – 296с 32. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1969. – 223с. 33. Мотылянская Р.Е. Возрастные проблемы спортивной медицины // Теория и практика физической культуры. – 1975. - №5. – С.35-38. 34. Николаев В.А. К вопросу о воспитании специальной выносливости у юных хоккеистов // Подросток спортсмен. – Смоленск: СГИФК, 1977. – С. 131-172. 35. Озолин Н.Г. Развитие выносливости у спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1959. - 128 с. 36. Оленик В.Г., Каргин Н.Н., Рожков П.А. Специфика физической подготовленности борцов различных тактических манер ведения схватки // Спортивная борьба: Ежегодник.- М.:Физкультура и спорт,1983.– С.21-24. 37. Олзоев К.С. Подготовка к главным соревнованиям // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт,1981. – С.17-18. 38. Олзоев К.С., Геселевич В.А. Показатели стиля спортивной деятельности борца // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – С.59-60. 39. Погосян З. А. Сравнительный анализ методов воспитания выносливости у пловцов // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 4. - С. 47-50. 40. Ратов И.П. Экспериментальное обоснование условий применения упражнений с отягощением при обучении и тренировке легкоатлетов-метателей: Автореф. дис…канд.пед.наук. – М., 1962. – 18с. 41. Рачев К., Христосков П., Динев Д. Исследование эффективности средств и методов воспитания выносливости у подростков // Теория и практика физической культуры. - 1978. - №10. - С.46-51.
42. Рожков П.А., Никуличев В. А., Крутьковский В. К. Тестирование специальной выносливости в спортивной борьбе // Спортивная борьба. Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт. - 1982. - С.61-64. 43. Ситдиков Ф.Г., Арсланов А.А. Влияние занятий борьбой дзюдо на функциональное состояние организма мальчиков 10-12 лет // Физическая культура. – 2000. - №4. – С.4.
44. Сорокин Н.Н. Спортивная борьба. - М.: Физкультура и спорт, 1960. – 484с. 45. Станков А.Г. Научно-педагогические основы системы подготовки борцов высшей спортивной квалификации: Автореф. дисс…доктора пед.наук. – Омск, 1997. – 50с. 46. Степанов Е.И. Исследование методики воспитания общей выносливости и всесторонней подготовленности // Теория и практика физической культуры. – 1972. - №12. – С.44-48. 47. Тарасенко М.В. Средства восстановления и адаптации к нагрузкам в процессе предсоревновательной подготовки борцов // Теория и практика физической культуры. – 2000. - №6. - С. 8-10. 48. Тер-Ованесян А.А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 208с. 49. Толмачёв Б.С. Развитие общей выносливости у детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. – 1971. - №3. – С.43-46. 50. Федичев Г. К. Методика обучения рациональному дыханию школьни­ков на уроках физической культуры // Теория и практика физи­ческой культуры. - 1970. №7. - С. 59-66. 51. Филин В.П. Тренировка юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1965. - 255 с. 52. Филин В.П. Вопросы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 232 с. 53. Филин В.П., Сиротина Б. А. Эффективность дифференцированного подхода к учащимся в связи с акселерацией // Теория и практика физической культуры. - 1969. - С. 51-53. 54. Филин В.П., Субботина К.П. Об уровне развития выносливости у юных спортсменов // Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1969. – С.165-201. 55. Филин В.П., Якимов А.М. О применении значительных нагрузок в процессе подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 11. - С. 13-25. 56. Филин В.П., Киселёв В.М., Роганский Л. С. О рациональном соот­ношении средств ОФП и СФП в тренировке лыжников-юниоров // Теория и практика физической культуры. – 1978. - №1. - С. 35-38. 57. Чан Ван Нгоан. Развитие выносливости у юных бегунов // Тео­рия и практика физической культуры. - 1979. - № 5. - С. 36-39. 58. Чуйко Ю.И. Рациональное планирование подготовки борцов с учетом их индивидуальных особенностей. – Автореф.дис…канд.пед.наук. – М., 1984. – 22с. 59. Шепилов А. А., Климин В.П. Выносливость борцов. - М.: Физкультура и спорт, 1979. – 128с. 60. Шмельков И.И. Исследование возрастных изменений выносливости у школьников и обоснование некоторых методов ее развития. - М.: Физкультура и спорт, 1968. – 208с. 61. Штайнцайг М.А. Комплекс и методика применения восстановления в процессе тренировки юных спортсменов. - Минск, 1978. – 107с. 62. Юшков О.П. Новое в системе подготовки детей, занимающихся спортивной борьбой // Теория и практика физической культуры. – 1975. - №6. – С.37-40. 63. Яковлев Н.Н. Основы методики занятий физическими упражнениями с людьми разного возраста // Биохимия, - М.: Физкуль­тура и спорт. - 1974. - С. 321-326. П Р И Л О Ж Е Н И Я Приложение 1 Общая характеристика юношей экспериментальной группы №№ Фамилия, имя Год рождения Стаж занятий Сп. разряд Вес 1 Быков М. 1984 2,5 года 2 56 кг 2 Антипов С. 1984 2,5 года 1 52 кг 3 Бойко М. 1984 2,5 года 1 60 кг 4 Малыгин А. 1985 2,5 года 1 65 кг 5 Черненко Т. 1985 2,5 года 2 75 кг 6 Карпов Р. 1984 2,5 года 2 70 кг 7 Тимофеев А. 1984 2,5 года 1 75 кг 8 Аракелян Р. 1984 2,5 года 1 65 кг 9 Борисенко А. 1985 2,5 года 1 65 кг 10 Харченко Р. 1984 2,5 года 2 75 кг 11 Тесля Р. 1984 2,5 года 1 56 кг 12 Лещенко Р. 1985 2,5 года 1 80 кг Приложение 2 Средние результаты оценки специальной выносливости в «3-х минутном» тесте
№ Ф.И. Кол-во бросков в спуртах
Восст. ЧСС за 10 с. Пед. оценка 1-й 2-й 3-й 1 мин 2мин 3мин 1 Б.М. 5,83 4,16 3,83 29,83 23,83 20,66 4,16 2 А.С. 6,00 4,66 4,00 30,16 24,16 19,16 5,00 3 Б.М. 5,33 5,16 4,16 29,00 23,33 21,50 4,66 4 М.А. 6,00 5,33 5,16 30,50 24,00 20,16 5,00 5 Ч.Т. 5,16 4,83 4,16 28,83 22,66 18,83 4,33 6 К.Р. 5,16 5,16 4,00 29,00 23,16 20,66 4,33 7 Т.А. 5,00 4,16 3,50 28,66 22,33 19,66 4,00 8 А.Р. 5,16 4,50 4,16 28,50 23,16 19,50 4,50 9 Б.А. 6,16 5,33 5,16 30,50 24,00 20,50 5,00 10 Х.Р. 5,16 4,83 3,66 28,83 22,83 19,16 4,00 11 Т.Р. 5,50 4,66 4,16 29,00 23,83 20,83 4,66 12 Л.Р. 5,16 4,66 3,83 26,33 21,16 18,83 4,33 Σ 66 57 50 351 278 230 54 М 5,46 4,78 4,24 29,30 23,20 19,95 4,50 σ± 0,35 0,35 0,50 1,27 0,92 0,81 0,30 m± 0,10 0,10 0,14 0,37 0,26 0,24 0,08 Приложение 3 Результаты оценки специальной выносливости в тесте «2 периода по 2 минуты» № Ф.И. Кол-во бросков в спуртах Восст. ЧСС за 10 с. Пед. оценка 1-й 2-й 3-й 4-й 1 мин 2мин 3мин 1 Б.М. 6,00 4,50 4,66 4,33 31,00 24,16 21,16 4,00 2 А.С. 6,00 5,16 5,00 4,33 31,00 25,00 20,00 5,00 3 Б.М. 5,66 5,16 5,00 4,16 30,66 24,33 20,33 4,16 4 М.А. 6,33 5,16 5,50 5,00 32,00 23,83 20,83 5,00 5 Ч.Т. 5,50 4,50 4,50 4,16 30,50 25,16 21,33 4,16 6 К.Р. 5,16 4,33 4,66 4,16 31,50 24,66 21,83 4,50 7 Т.А. 5,16 4,16 4,00 3,00 30,50 23,83 20,50 4,16 8 А.Р. 5,16 4,33 4,33 3,50 31,00 23,16 18,50 4,16 9 Б.А. 6,33 5,33 5,33 4,83 31,66 25,00 21,50 5,00 10 Х.Р. 5,16 4,50 4,00 3,33 29,00 23,66 21,16 4,00 11 Т.Р. 5,83 5,00 5,00 4,33 31,16 24,33 21,16 4,83 12 Л.Р. 5,16 4,50 4,16 3,66 30,00 22,83 20,83 4,83 Σ 67 57 56 49 371 290 251 54 М 5,62 4,71 4,67 4,09 30,92 24,16 20,92 4,48 σ± 0,35 0,35 0,46 0,61 0,92 0,71 1,02 0,35 m± 0,10 0,10 0,13 0,18 0,27 0,20 0,30 0,10 Приложение 4 Результаты оценки специальной выносливости в тесте «2 периода по 3 минуты» №
Ф.И. Кол-во бросков в спуртах Восст. ЧСС за 10 с. Пед. оценка 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 1 мин 2мин 3мин 1 Б.М. 5,8 5,33 4,00 4,50 3,66 2,83 32,66 25,16 22,50 3,33 2 А.С. 5,8 5,33 4,16 4,50 3,66 3,66 33,33 25,33 24,00 4,83 3 Б.М. 5,7 4,50 4,16 4,33 3,66 2,83 33,00 26,16 23,83 3,83 4 М.А. 6,3 5,50 4,50 5,16 4,16 3,83 33,83 26,00 23,83 4,83 5 Ч.Т. 5,5 4,66 3,83 4,33 3,66 3,00 32,50 26,16 22,33 3,16 6 К.Р. 5,2 4,50 3,66 3,33 3,50 3,00 32,66 25,66 23,00 3,66 7 Т.А. 5,0 3,83 3,66 4,16 3,66 2,00 31,33 25,83 22,00 3,83 8 А.Р. 5,5 4,50 3,66 4,00 3,66 3,50 32,33 24,33 19,16 3,83 9 Б.А. 6,3 5,33 4,50 5,33 4,50 4,00 33,83 27,00 23,83 4,83 10 Х.Р. 5,1 4,50 3,50 4,33 3,66 3,16 30,00 25,83 22,16 3,33 11 Т.Р. 5,7 4,66 4,16 4,16 3,66 3,50 33,16 24,83 23,33 3,66 12 Л.Р. 5,2 4,16 3,66 4,00 3,50 2,66 32,83 23,66 22,83 3,16 Σ 67 57 48 53 45 39 395 313 276 44 М 5,6 4,73 3,95 4,74 3,21 3,21 32,18 25,67 22,28 3,65 σ± 0,4 0,51 0,30 0,46 0,30 0,61 1,17 1,02 1,48 0,51 m± 0,1 0,14 0,08 0,13 0,08 0,17 0,33 0,29 0,43 0,14


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.