Содержание:
I. Введение.
II. Основная часть.
1.Биография Петра Францевич Лесгафта.
2. Система физического образования
III. Заключение.
IV. Литература.
I. Введение.
Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения. Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда.
Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ – начале ХХ в.
Многое в трудах Петра Францевича Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В российской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.
Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья «О физическом образовании в профессиональной школе» и другие сохранили свою научную значимость и могут быть весьма полезны современным педагогам, педагогической общественности и родителям.
II. Основная часть.
1.Биография Петра Францевич Лесгафта.
8 (20) сентября 1837 г. в семье ювелира, члена Цеха золотых художеств, Петра Карловича Лесгафта родился сын. Это и был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, разносторонний ученый и «вдохновенный учитель», как называл его академик И.П.Павлов. Из скупых воспоминаний о детских годах Петр Францевич Лесгафт мы узнаем, что отец весьма сурово относился к мальчику и настойчиво приучал его к труду : с малых лет заставлял носить дрова ,убирать тротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду ,нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие, заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертами характера Петра Францевич Лесгафта.
С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку его мать была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи.
В январе 1848 г., после получения домашнего первоначального образования, Петр Францевич Лесгафт был определен в «большую приму», так назывался первый класс в Петрешуле - Главном народном училище.
Учился Лесгафт неплохо. Ему хорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда. Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над книгами и учебниками. Но в 1851 году отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю .
Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери.
Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле».
Для поступления в медико-хирургическую академию летом 1856 года явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека, среди них и Петр Францевич Лесгафт.
Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении.
По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изучения, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых.
Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Очень скоро Лесгафт стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время.
Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Лесгафта существенное влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл, несомненно, профессор Венцеслав Леонидович Грубор. Это был исключительно трудолюбивый, искусный в препарировании, блестяще знающий анатомию, человек. Фанатично преданный анатомии Грубер почти целые дни, проводил в своем «царстве мертвых»- препаровочной, отыскивал в тканях трупов все новые и новые аномалии, в открытии и описание которых он не знал себе равных в Европе.
Грубер первым открыл для женщин, интересующихся наукой, двери анатомического зала .Тоже самое по примеру своего учителя сделал вскоре после окончания академии и Лесгафт, убежденный поборник женского медицинского образования .
Многие черты Грубера казались Лесгафту идеальными, совершенно необходимыми в человеке науки. Он терпеливо воспитывал в себе груберовскую увлеченность делом, неутомимость в работе, принципиальность, научную честность, чувство долга и справедливости, а главное независимость суждений, сознание значения собственной личности.
Студент Лесгафт довольно быстро стал одним из самых любимых учеников Грубера. Теперь не химическая реторта и спиртовка, а скальпель и пинцет стали постоянными орудиями труда Петра Лесгафта. Он настолько увлекся препарированием и выполнял его так артистично, что в последствии его начали называть «поэтом анатомии». Очень быстро, благодаря постоянной работе, Лесгафт хорошо освоил и бальзамирование. В 1860 году за успешно выполненное бальзамирование студенту 5-го курса Петру Лесгафту была вручена щедрая награда- триста рублей. (Он помогал бальзамировать тело императрицы). Студенческая жизнь Лесгафта не ограничивалась, конечно, только лекциями, занятиями и экзаменами. Вместе с товарищами он любил посещать итальянскую оперу, концерты, цирковые представления.
В 1861 года начались окончательные экзамены, до них дошли лишь 140 человек из 254 поступивших в 1856 году. По тогдашним правилам экзамены проводились одновременно на степень лекаря и на звание уездного врача. Степень лекаря требовала удовлетворительных оценок 24 предметам. На звание уездного врача - отдельно удовлетворительные отметки по судебной медицине, медицинской полиции, токсикологии и эпизоотии. Петр Францевич Лесгафт с честью выдержал все экзамены, получив степень лекаря и звание уездного врача. Ему была вручена серебреная медаль. Академия закончена, но лишь немногие из выпускников нашли работу в военно-медицинском ведомстве. Не хватало вакансий и в гражданском ведомстве, поэтому вновь испеченным лекарям было назначено ежемесячное вспомоществование, нечто вроде стипендии и предоставлена возможность проявить себя в роли вольнопрактикующих врачей.
По предложению В. Л. Грубера Лесгафт согласился частным образом, без вознаграждения, работать у него на кафедре в анатомическом институте, выполняя обязанности нештатного прозектора. Материальное положение Лесгафта в это время было незавидным. Не имея постоянного заработка, он подрабатывал репетиторством, преподавал анатомию и химию в Военно-фельдшерской школе при Медико-хирургической академии. Там же, при помощи Грубера, Лесгафту выделили отдельное помещение, где он оборудовал подсобную препаровочную. В ней он пропадал все свое свободное время, кропотливо исследуя сложные анатомические взаимоотношения мышечных слоев промежности. По совету Грубера он решил положить эти исследования в основу своей диссертации.
В конце 1861 года Лесгафт сдал экзамены для получения высшей степени доктора медицины, а в начале 1862 года на следующую степень доктора медицины и хирургии. Стало определяться и его положение. 23 марта 1863 года приказом по военному ведомству о чинах гражданских Петр Францевич Лесгафт был назначен сверхкомплектным ординатором без денежного содержания во Второй военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А. А. Китера. Такое положение довело возможность Лесгафту довольно свободно распоряжаться своим временем. Он руководит практическими занятиями студентов 2-го курса, читает лекции по анатомии студентам 5-го курса. Он трудится над своей диссертацией.
В это же время Лесгафт увлекся антропологией, изучает варианты строения черепа, особенности роста и формирование его у лиц разного возраста и пола. Выезжая летом заграницу: в Австрию, Германию, Францию, он посещал анатомические музеи и подробно знакомился с коллекцией черепов.
8 мая 1865 года был назначен дискет, где Лесгафт должен был отстаивать свое право на ученую степень. Защита прошла блестяще. К этому времени Лесгафт был уже как полгода женат на Елизавете Андреевне Юргенс. Вместе с ней он отпраздновал свой успех.
1 января 1866 года у молодых родился сын, Борис. В этом же году Петр Францевич наконец был определен на оплачиваемую должность ордината при глазном отделении в том же госпитале. Это давало ему постоянный заработок, который был так нужен. Приобщаясь к офтальмологии, он заинтересовался одним из заболеваний органа зрения - слезоточивостью. Проведя множество таких анатомических исследований, он нашел ответ на вопрос, занимавший врачей- окулистов, и 1 декабря 1866 года выступил на заседании русских врачей в Петербурге с сообщением «О круговой мышце глаза и влияние ее на механизм всасывания слез». Новая работа Лесгафта поразила специалистов глубиной и убедительностью исследования, и Петр Францевич Лесгафт был избран членом Общества русских врачей столицы.
Вскоре за усердную службу Лесгафт был награжден орденом. Св. Станислава 3-й степени.
Весной 1868 года, по ходатайству В. Л. Грубера, Лесгафт уже признанный всеми как один из лучших анатомов, получил, наконец, оплачиваемое место прозектора анатомии, оставаясь одновременно и ординатором в госпитале.
Этот год принес Петру Францевичу Лесгафту еще и степень доктора медицины и хирургии за сочинение «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения». В сентябре он получил сообщение, что он избран по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден экстраординарным профессором физиологической анатомии. В Казани Лесгафт пробыл 3 года. Он был учредителем Общества естествоиспытателей при Казанском университете, ему принадлежит идея создания антропологического музея, организация экспедиций для его пополнения, открытие лектория по современным проблемам науки. Но через 3 года Лесгафта, по велению царя, уволили из Казанского университета без права преподавания. Поводом послужил конфликт с профессором А.В.Петровым, который самовольно принял экзамены у студентов вместо Лесгафта. Изгнание блестящего профессора взбудоражило весь город. Студенты вывешивали прокламации в защиту Лесгафта, а 7 лучших профессоров университета положили свои заявления об отставке на стол ректора.
24 октября 1871 года, оставив жену и сына в Казани, Лесгафт выехал в Петербург. Там ему пришлось согласиться на единственную работу, которую мог предложить ему Грубер, - частным порядком изготавливать анатомические препараты для ветеринарного отделения. Это дало скудные средства к существованию. Он начинает посещать лекции профессора М.М.Руднева по патологической анатомии и изучает гистологические препараты. Антропология давно занимала Петра Францевич Лесгафта и он пишет большую статью «Задача антропологии и метод ее изучения», которая привлекла новизной и оригинальностью взглядов автора на совсем еще новую отрасль знания. Петр Францевич Лесгафт понимал антропологию как науку о человеке, которая рассматривает не только строение, развитие и отправление различных органов и тканей человека, но и влияние на него окружающей среды. Лесгафт писал: «Познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных». Материалистическое понимание неразрывной связи человека с окружающей внешней средой, с воздействием этой среды на анатомическое строение органов и тканей и на их функцию составляло сущность нового прогрессивного учения, получившего вскоре отражение в «функциональной анатомии», создателем и блестящем представителем которой явился Петр Францевич Лесгафт.
Зимой 1871-1872 годов он делал еще первые шаги на этом новом пути, прославившем затем его имя. Неопределенность положения «профессора без кафедры» заставляла его не раз обращаться с прошением в Медицинский департамент для принятия его на службу. 27 апреля 1872 года он был определен сверхштатным младшим чиновником при Медицинском департаменте и летом того же года направлен на борьбу с холерой, вначале в Киевскую, а затем в Могилевскую губернии. Лесгафт успешно справился с порученным ему делом: сумел быстро выявить и изолировать заболевших, убедил жителей деревни соблюдать правила гигиены.
После возвращения Лесгафт вновь занялся анатомическими исследованиями, опубликовал ряд интересных работ по анатомии в медицинских журналах. К этому времени относится начало его работы над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. Изучая анатомические особенности органов движения, он вновь и вновь убеждался в теснейшей связи формы органа с его функцией: развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует. Если орган не тренировать, не давать ему нагрузку, то он неизбежно слабеет и атрофируется.
Анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. Только постоянная деятельность утверждает и поддерживает в человеке его специфические качества и свойства. Вот почему упражнения, тренировку органов и систем Лесгафт считал необходимой предпосылкой для их нормального функционирования, для здоровой и активной жизни человека.
В сентябре 1872 года Лесгафт начинает работать в качестве консультанта в гимнастическом заведении А. Г. Берглинда, где он мог на практике осуществлять те принципы и представления, которые впоследствии составляли научно-теоретические основы его рациональной гимнастики. «Только знание потребностей и возможностей человеческого организма, убеждал он, только научный подход к проведению любого вида гимнастики могут сделать ее веским орудием в совершенствовании человека, как физическом, так нравственном.
Одновременно с работой в гимнастическом заведении Берглинда он занимается изготовлением препаратов, проводит антропологические изыскания и анатомические исследования. А с неофициального согласия градоначальника, он открывает у себя на квартире общеобразовательные курсы, которые постепенно выросли в знаменитые курсы Лесгафта.
Но неожиданно из Министерства народного просвещения пришло распоряжение немедленного отстранения его от работы. Только после многочисленных прошений Грубера и самого Лесгафта 7 октября 1874 года Александр II разрешил ему поступить «на службу по ученой части». Однако минует 4 года, прежде чем Лесгафта признают вторым прозектором в Медико-хирургической академии, и он сможет начать читать лекции, и не только там. Осенью 1875 года он начинает читать лекции на Владимирских курсах. Эти лекции вызвали много разговоров в столичном обществе. Петр Францевич Лесгафт отрицал всякое «божественное начало» и прочно связывал психические процессы с физиологическими. Такие идеи были признаны вредными, и министр запретил дальнейшее чтение публичных лекций.
Тогда Петр Францевич Лесгафт отдался новому, захватившему его делу- разработке вопросов физического воспитания. Начало было положено в Гимнастическом институте Бергмана. Наблюдая за проведением занятий, Лесгафт вносил в них коррективы, давал советы, устанавливал последовательность и интенсивность нагрузки при отдельных упражнениях, вел антропометрические исследования. Мало- помалу у него стал вырабатываться свой метод рациональной гимнастики, который мог позволить добиться большего эффекта и был свободен от ряда ошибочных положений шведской, немецкой и других систем гимнастики, Петр Францевич Лесгафт обратился в Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) с предложением своих услуг. С декабря 1874 года он начал занятия гимнастикой с воспитанниками Второй Петербургской военной гимназии, а с 15 марта 1875 года по просьбе директора гимназии Медицинский департамент принял Лесгафта на должность чиновника для особых поручений. Первое «особое поручение»- поездка за границу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». В остальное время он продолжает специальные занятия по немецкой и шведской системам, а также по системе, предложенной им самим.
В течение 2-х лет он объездил 13 европейских государств, побывал в 26 городах, где посетил все учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики. Он присутствовал на занятиях, беседовал с педагогами, медицинскими работниками, изучал устройства гимнастических снарядов и даже давал свои рекомендации по улучшению их конструкций. В конце каждого года он представлял в ГУВУЗ отчет о командировке. Один такой отчет был опубликован в виде отдельного приложения под названием «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». Выводы, сделанные Петром Францевичем Лесгафтом в отчете, подчеркивали, что в основу физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии человека. Важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки, обязательный учет индивидуальных способностей учащихся.
Петр Францевич добивается организации 2-х годичных учебно-гимнастических курсов, которые открылись в сентябре 1877 года при Второй Петербургской военной гимназии. На них Лесгафт читал лекции по анатомии и руководил на 2-ом курсе всеми практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование. Практические задания по физике, химии, гигиене и анатомии проводились в лабораториях и кабинетах Медико-хирургической академии, а курс лекций по физиологии читал И. М. Сеченов, который до конца жизни поддерживал дружеские отношения с Петром Францевичем
Лесгафтом.
По сути дела Лесгафт сумел создать настоящий институт по подготовке специалистов физического воспитания. Но началась русско-турецкая война. Курсы были закрыты. Было выпущено только 14 учителей, которые заняли преподавательские должности в военных гимназиях Петербурга, Москвы, Киева, Орла и других городов. Все они получили подробные инструкции, которые были составлены Лесгафтом. В них он сформулировал 3 принципа проведения занятий.
Первый принцип состоит в постепенности и последовательности. Только при соблюдении его можно добиться хороших результатов.
Второй принцип - необходимость отчетливого представления исполнителем, что он должен сделать, чего достичь.
Третий принцип - соответствие физических упражнений анатомо-физиологической структуре организма.
Весь процесс образования Лесгафт также разделял на 3 этапа.
Первый этап заключается в обучении ребенка правильным движениям.
Второй этап состоит в постепенном увеличении нагрузки с учетом физиологических особенностей подростка.
Третий этап - обучение умению точно рассчитывать свои силы во времени и пространстве.
Система образования П.Ф.Лесгафта не смогла в то время получить большого распространения в России. Лишь много лет спустя основы физического образования, им разработанные, были оценены по достоинству и многие его элементы включены в систему преподавания.
В начале 1876 г. (по некоторым источникам в 1877 г.) Лесгафту было разрешено баллотироваться на должность второго прозектора, и большинством голосов он был избран на эту должность. Он опять начинает работать на кафедре Грубера г де за 20 лет работы (1861- 1868 и 1871- 1885 г.г.) провел большое количество исследований по анатомии. Он опубликовал свыше 20- ти оригинальных работ, под его руководством были выполнены 22 диссертации. Работа увлекала и радовала Лесгафта. Улучшилось его материальное положение и бытовые условия. Окрыленный, он испытывал большой творческий подъем и чрезвычайно трудился над собственными исследованиями.
Последовательно разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей, Петр Францевич выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей. Одним из первых он установил, что особенности функции мышц зависят от способа соединения друг с другом пучков мышечных волокон. Серьезные анатомические исследования в сочетании с математическими расчетами легли в основу изучения простых и сложных суставов. Такие его труды, как «Архитектура костей», «О соединение костей между собой», «О причинах, влияющих на форму костей», глубокие исследования архитектоники таза, и позволили сделать важные выводы для практической медицины, в частности травматологии и ортопедии.
29 января 1881 г. Лесгафт читает доклад в Обществе русских врачей столицы «О положении желудка и об отношении его формы к отправлению». Доклад основывался на результатах, полученных при исследовании очень большого материала, позволившего автору доклада опровергнуть существовавшее мнение о горизонтальном расположении желудка. Он явился своего рода сенсацией, ибо прозвучал настолько убедительно и неопровержимо, что заставил известного европейского анатома В. Гиса признаться в том, что его рисунок желудка в анатомических атласах не верен.
Работу на кафедре Петр Францевич Лесгафт успешно сочетал с участием в комиссии по школьной гигиене при Педагогическом музее военно-учебных заведений.
Целиком, отдаваясь служебным и общественным делам, Петр Францевич не мог уделять достаточно внимания жене и сыну. Отношения в семье складывались не просто, поэтому Елизавета Андреевна - приняла решение жить отдельно. Лесгафт помогал своей семье деньгами, следил за духовным и физическим развитием сына, но, видимо, решение, принятое Елизаветой, его устраивало.
В 1881 году изменилось наименование академии, где трудился Лесгафт : вместо Медико-хирургической она стала называться Военно-медицинской. А в 1884 году в академии восстановили первые 2 курса, незадолго перед тем упраздненные, и возникла необходимость учредить должность еще одного прозектора для чтения лекций и проведения занятий по описательной анатомии. Были выдвинуты две кандидатуры: Лесгафт и Таренецкий, и голосованием был выбран последний. Это решение Лесгафт воспринял как незаслуженное оскорбление и подал в отставку. Этот шаг дался ему нелегко. Он терял слишком многое, терял то, что любил, что считал своим предназначением.
Уйдя из академии, он лишился постоянного заработка, а именно сейчас ему были нужны деньги как никогда: умер его брат, оставив 4- х детей, и Петр Францевич Лесгафт был назначен их опекуном, а также нужно было помогать жене и сыну. Источником для существования могли служить только платные лекции и публикация научных работ. По счастью, возможность читать лекции представилась ему почти сразу после увольнения. Он начинает читать каждую неделю лекции в Педагогическом музее военно-учебных заведений, в Соляном городке. И время от времени на страницах столичных газет появляются непременно положительные отзывы об этих лекциях.
Свободное время Лесгафт использовал для завершения начатых в академии работ, писал статьи и переводы. В 1885 году вторым изданием вышло «Семейное воспитание ребенка и его значение», опубликовалась первая часть «Общей анатомии». Лишившись возможности преподавать в академии, он перенес всю свою энергию на домашние анатомические курсы. Лекции на этих курсах оказывали огромное воздействие на слушателей и слушательниц. Они заставляли задуматься о смысле жизни, о ценностях истинных и ложных. Часто родители слушателей писали жалобы на Лесгафта в Жандармское управление и Министерство народного просвещения, о его вредном влиянии на умы молодежи. В это же время Лесгафт ходатайствует о разрешении читать лекции в университете на правах приват-доцента, но получает отказ, так как находился под полицейским надзором как лицо неблагонадежное и нежелательное в стенах учебных заведений.
В 1885 году он получил разрешение императора на преподавательскую деятельность и был приглашен руководить организацией занятий гимнастикой в «Фихтовально- гимнастическом кадре». Новый учебный центр должен был заниматься усовершенствованием учителей гимнастики и фехтования для армии. Но командиры частей не видели необходимости в током учебном центре и он был закрыт. Лесгафт оказался не у дел и вновь подал прошение с просьбой предоставить ему возможность читать лекции в университете. На этот раз высочайшее соизволение было получено, и в начале сентября 1886 года Лесгафт начинает работать. Помимо лекций он ведет и практические занятия по анатомии, делает многочисленные опыты по изучению строения и функций опорно-двигательного аппарата, выявляет устойчивость костной и мышечной тканей к различным внешним механическим воздействиям. Лесгафт впервые в истории отечественного медицинского образования организовал занятия со студентами в механической мастерской Института инженеров путей сообщения. Здесь он проводит опыты для исследования свойств костно-мышечной ткани. Анатом, владеющий методом математического анализа, он был новым типом ученого-исследователя в области анатомо-физиологических наук, он учил студентов использовать математические расчеты при проверке данных.
Казалось, чтение лекций в университете, проведение практических занятий, работа в комиссии по техническому образованию, домашние курсы не оставляют никакого времени для других дел. Однако Лесгафт умудряется еще читать публичные лекции, выступать с докладами на заседаниях Русского антропологического общества, два - три раза в неделю вести занятия в училище лекарских помощниц и фельдшериц. За лечение на дому Лесгафт не брал, но если какой-нибудь состоятельный посетитель настаивал на выплате «докторского гонорара», он просил передать деньги в приют для детей - калек. Этому принципу он следовал всю жизнь. Ни один пациент не мог сказать, что Лесгафт лечил его за деньги. А лечить ему приходилось многих. И в Петербурге в дни приемов, и летом, когда выезжал на Волгу в село Красное отдохнуть, и даже в Швейцарии, в Ливорно, где он часто бывал и любил совершать пешие прогулки в горы.
Особенностью врачебной деятельностью Лесгафта была исключительная вера в простых, доступных каждому средств. Он назначал больным прогулки, плавание, лечебную гимнастику, свободную и удобную одежду и обувь. Он ненавидел модные корсеты и узкую обувь, заметив бледную девушку с туго перетянутой талией, он тут же ставил диагноз: деформация печени.
В 1893 году один из учеников Лесгафт а, И. М. Сибиряков, владелец многомиллионного состояния, передал в распоряжение Лесгафта 200 тысяч рублей и дом, стоивший 250 тысяч рублей. В доме было решено открыть «Естественноисторический музей», где сосредоточить богатые анатомические, зоологические и антропологические коллекции, созданные за годы существования курсов, и развернуть в музее разнообразную учебную и научно- исследовательскую работу. Но прежде нужно было получить разрешение на открытие музея. Долго занимались составлением устава, который бы устроил все, и только в октябре 1894 года было получено разрешение на открытие Биологической лаборатории. В ней предполагалось 4 отдела: по ботанике, зоологии, сравнительной анатомии с эмбриологией и по геологии. Петр Францевич Лесгафт начинает заказывать в Париже, Неаполе, Праге скелеты зверей и рыб, разнообразие эмбриологические и анатомические препараты, закупал ботанические и зоологические коллекции. Устраивают террариум, несколько больших аквариумов, ставят клетки для птиц и грызунов. Благодаря щедрой закупке материалов и поступлению частных коллекций, Биологическая лаборатория через какие-нибудь полтора- два года превратилась в крупный, прекрасно оснащенный научный центр, позволявший проводить экспериментальные и исследовательские работы в области анатомии, физиологии, ботаники, зоологии и других естественных наук. Руководство отделениями лаборатории приняли на себя видные ученые: А. О. Ковалевский, И. Р. Тарханов, В. В. Половцев, О. А. Гримм.
Ко времени открытия Биологической лаборатории авторитет самого Петра Францевич Лесгафта был признан повсеместно, он был избран почетным членом многих научных обществ. Желающих заниматься в лаборатории было больше чем достаточно. Уже в год ее открытия здесь начали ставить опыты по воздействию света на рост живых организмов, изучать симпатическую нервную систему приматов, выполнять такие анатомические работы и другие исследования. Исследователи из лаборатории совершали поездки с научной целью в разные районы России и за границу, возвращаясь, они привозили гербарии, минералогические и энтомологические коллекции, антропологический и этнографический материал. С 1896 года началось издание специального журнала- «Известия Санкт- Петербургской Биологической лаборатории», в котором читались научные труды Петра Францевич Лесгафта, его учеников, учениц, начинающих или признанных ученых. Редактировал все статьи, устанавливал очередность всех публикаций, определял объем каждого выпуска журнала сам Лесгафт. Он никому не передавал эту работу.
Одним из первых Петр Францевич Лесгафт откликнулся на открытие «лучей Рентгена». Уже в 1897 году Петр Францевич Лесгафт поместил в «Известиях» свою небольшую статью - «О применении лучей Рентгена к анатомическим исследованиям живого человека».
Не оставляет Петр Францевич Лесгафт свои исследования в области биомеханики мышц и суставов, продолжает внедрять математический анализ в изучение анатомического строения и функций опорно-двигательного аппарата, он вместе с математиком И. П. Долбней выполнил интересную работу - «Теория простых суставов».
Очень радовало его, что сын Борис, окончивший в 1890 году Военно-медицинскую академию, тоже проявил интерес к научной работе. Петр Францевич Лесгафт помогает ему составить программу исследований, обеспечивает кроликами и морскими свинками для проведения опытов в изучении влияния света и темноты на развитие организма животных .
С получением достаточного числа помещений в лаборатории Петр Францевич Лесгафт осуществил еще одну свою мечту - организовал на строгих научных основах курсы по подготовке руководительниц и воспитательниц физического образования. Создается «Общество содействия физического развития» (ОСФР), в котором Лесгафту предложили должность ученого секретаря . Петр Францевич Лесгафт читает много лекций в ОСФР, устраивает загородные экскурсии для детей.
В январе 1897 года Петр Францевич Лесгафт подал в отставку и покинул стены университета, а в 1899 году он ставит свою подпись под «Протестом 99- ти». Его передовые взгляды, его поездки заграницу- все это сыграло свою роль в том, что Лесгафту запрещают читать лекции и высылают его на жительство в Териоки. Приходится оставить и курсы, и Биологическую лабораторию. В мае 1901 года он пишет прошение на имя царя, но получает отказ. Но и в Териоках Петр Францевич Лесгафт продолжает работать: пишет статьи, делает переводы, занимается физикой и математикой. Не оставляет и медицинской практики.
В1902 году он вновь пишет прошение на имя Плеве и получает разрешение вернуться в Петербург, и вступить в обязанности директора Биологической лаборатории. Не смотря на свои 65 лет, Петр Францевич Лесгафт с новой энергией окунулся в работу.
10 ноября 1905 года подает в Министерство народного просвещения прошение на учреждение Вольного института, в котором существующие Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования составили бы самостоятельное «практическое отделение». Название министру не понравилось, но в конце декабря Лесгафту разрешили открыть высшее учебное заведение под именованием «Курсы по наукам биологическим, педагогическим и социальным». Это название сохранилось только в официальных документах. А все эти курсы называли «Вольная высшая школа». В первый год открытия школы на 3- х отделениях числилось 1500 слушателей. Их привлекало не только громкое имя Лесгафта, но и прекрасный подбор преподавателей. Многие слушатели Вольной школы активно занимались политикой, а после обыска в Биологической лаборатории и Вольной школе нависла угроза закрытия. Летом во время отдыха Петр Францевич Лесгафт получает известие о закрытии школы. И опять начинается бесконечная борьба за возрождение Вольной высшей школы.
Лишенный возможности читать анатомию в школе, Петр Францевич Лесгафт пишет большую работу «общая анатомия органов растительной жизни», ведет исследовательскую работу в Биологической лаборатории. Он торопиться завершить все начатое.
Весной 1909 года после длительных хлопот открывается Естественноисторические курсы, и Петр Францевич Лесгафт с радостью согласился предоставить для курсов помещение в Биологической лаборатории. А с сентября согласился читать на них анатомию. Он по-прежнему бодр духом, но здоровье стало сдавать. Он со всей силой духа старался бороться с недомоганиями, однако с каждым днем ему становилось все хуже. В октябре совет Биологической лаборатории освобождает Лесгафта от руководства лабораторией и советует ему ехать на лечение в санаторий Рабиновича в Гелуане. Это был небольшой египетский городок, где расположился санаторий с серными ваннами, массажем и хорошим уходом.
Уже 13 ноября Петр Францевич Лесгафт был в Гелуане, для лечения были использованы все известные средства, но состояние его быстро ухудшалось. Отказали почки. Последние 9 дней Петр Францевич Лесгафт был уже без сознания. В субботу вечером сердце его остановилось. Гроб с телом Лесгафта был отправлен в Россию. 19 декабря состоялись похороны Петра Францевича на Волковском кладбище. Почти все газеты России откликнулись на смерть Петра Францевич Лесгафта. Он был одним из лучших представителей отечественной науки. Его творчество оставило неизгладимый след в истории анатомии, он является основоположником физической культуры в нашей стране.
2. Система физического образования.
Петром Францевичем Лесгафтом подробно разработана теория дошкольного воспитания. Им были определены главные основы воспитания детей в семье: чистота, движение, гуманность в образовании, последовательность слова и дела, отсутствие произвола, насилия и угнетения.
Особое внимание Лесгафт обращал на использование народных игр. Он видел в них большое воспитывающее значение. В играх дети повторяют то, что видят вокруг себя. Его советы предоставлять детям больше времени для свободных игр и упражнений на свежем воздухе актуально звучат и в наше время. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, такая игра, как «Волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.
Петр Францевич Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».
В двухтомном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 и 1901) П. Ф. Лесгафт научно обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе. В основу системы физического образования он положил дидактические принципы сознательности, наглядности, активности, доступности, постепенности и последовательности, которые следовало неукоснительно соблюдать при занятиях физическими упражнениями. Основываясь на данных физиологии, анатомии и антропологии, он разработал классификацию физических упражнений и игр, состоявшую из четырех основных отделов.
В первый вошли простые упражнения (движения головой, туловищем, конечностями) и сложные (ходьба, бег, метания). Следовало научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов — 7 — 12 лет.
Второй отдел состоял из упражнений с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метание деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазанье и др.). Применялись упражнения с более высокой физической нагрузкой, т. е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся напряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 12—15 лет.
В третьем были представлены упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыжки на определенное расстояние и т. п.). Этот этап физического образования Лесгафт называл периодом обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т. п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних условиях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста — 15—18 лет.
Четвертый отдел включал в себя систематические упражнения в виде сложных действий (игры простые и сложные, плавание, бег на коньках и на лыжах, фехтование, походы и экскурсии).
Для проверки приобретенных умений и их закрепления использовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях.
В 1888 году в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так:
— для младшего возраста (7—12 лет): 25% времени урока уделялось элементарным и сложным действиям, 25 % — ходьбе, бегу
и метаниям и 50% — играм (главным образом — одиночным);
— для среднего возраста (12—15 лет): одна треть — элементарным и сложным движениям с бегом, одна треть — прыжкам, метаниям с постепенно увеличивающимся напряжением, борьбе, одна треть — играм (главным образом со сложными двигательными заданиями);
— для старшего возраста (15—18 лет): 50% времени урока отводилось упражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25% — движениям с отягощениями, 25% — играм.
Лесгафт, как и Г. Демени, считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических упражнений, игр, экскурсий. Он был противником снарядовой гимнастики.
В методике проведения занятий по физическому образованию можно выделить следующие особенности. В основу физического образования должна быть положена связь физического и духовного: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь . Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».
В своих трудах Лесгафт уделил большое внимание методам обучения физическим упражнениям. Он впервые в России создал учение о методах «слова» и «показа» в процессе физического воспитания. Ученый требовал, чтобы каждое упражнение было предварительно четко и кратко объяснено. Ученики, в свою очередь, должны были выполнять упражнения осознанно, а не механически. Лесгафт не отрицал показа, но считал, что его надо применять после того, как упражнение осознано занимающимися.
Лесгафт стремился через ощущения и их проверку создать правильное представление об окружающем мире. В практике заданий, например, учащимся давали предметы из различного материала, различного веса, формы и т. п. Дети должны были определить, не видя этих предметов, какие они: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба, цилиндра и т. п. Предпочтение отдавалось варианту, когда упражнение выполнялось после словесного объяснения, а не методом показа. Если же применялся показ, то преподаватель должен был его образцово продемонстрировать. Ученики, освобожденные от урока, должны были присутствовать на нем и зрительно усваивать упражнения. На уроке требовалась тишина, даже во время игр. Лесгафт осуждал шумные игры и требовал придерживаться правила: « .Кто шумит — выходи вон из игры и жди, пока она закончится .», положительно относился к подвижным играм, которые подбирались в соответствии с целью занятия, отрицал применение гимнастических снарядов и массажа, так как они « .дают вредные добавочные раздражители».
Петр Францевич Лесгафт писал: «Если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически, он не сумеет применить данный метод к частному случаю».
Опытные воспитатели старших групп, используя, в процессе обучения приемы словесного задания, стремятся вызвать в представлении ребенка образ того движения, которое он должен выполнить. Например, воспитатель говорит: «Вы все будете, поднимать флажки вперед-вверх. Выпрямитесь и посмотрите на них, а затем разведете руки в стороны и опустите их со словом «вниз». Изменяя интонацию, воспитатель подчеркивает опорные моменты упражнения (поднять вперед-вверх, посмотреть на них, развести в стороны). Это создает возможность предварительной ориентировки в условиях выполнения задания без наглядного показа. Таким образом, у детей создается представление о движении, что и в какой последовательности они должны выполнить. Этот момент является исходным и чрезвычайно важным. Он обеспечивает правильности выполнения детьми упражнения.
По определению П. Ф. Лесгафта, понятие «представление о движении» складывается из представления о движущихся частях тела, амплитуды, направления, скорости, напряжения и других компонентов движения. Следовательно, в таких случаях у ребенка возникает образ движущихся частей его тела, в совокупности со всеми ощущаемыми им составными компонентами.
Вслед за самостоятельным выполнением детьми упражнения по словесному заданию педагог уточняет правильность выполнения отдельных его элементов путем любого, необходимого в этом случае приема: указания, наглядного показа, разъяснения. Это служит уточняющей практической проверкой уже осмысленного детьми задания.
Высокие требования Лесгафт предъявлял к преподаванию физического воспитания. Он отмечал, что педагог должен отлично знать свой предмет, обладать достаточными знаниями по анатомии, физиологии и психологии. По его мнению, хороший преподаватель отличается дисциплинированностью, сдержанностью, любовью к ученикам, внешней опрятностью, изящностью в движениях.
По этическим мотивам он отрицательно относился к соревновательному спорту, придавал большое значение тому, чтобы в процессе выполнения физических упражнений включалось мышление, т. е. осознание того, что делает обучающийся.
Физическое образование- есть понятие новое и в том значении, которое ему придает Петр Францевич Лесгафт. «Ограничение произвола в действиях» составляет цель физического образования, по его определению. И затем: «Наши педагоги и не подозревают существования физического образования, – говорит Лесгафт, – в лучшем случае они говорят о необходимости школьной гимнастики, т.е. физических упражнений с санитарной точки зрения, чтобы развить здоровое тело; поэтому всегда советуются с врачами по вопросу о физическом развитии ребенка. На самом деле, врач не компетентное лицо по физическому образованию в школе, он не педагог, у него другие задачи». Так характеризует Лесгафт задачу физического образования в школе.
Петр Францевич Лесгафт, разрабатывая анатомию как основу для понимания физического образования и развития, создавая научную базу в этих отраслях воспитания, он дал возможность применять данные анатомии к разработке экспериментальной гимнастики. Работы Вундта по психофизиологии открыли дорогу педагогам в области экспериментальной педагогической психологии. Анатомия Лесгафта или, вернее, анатомическая механика его, хотя и незаконченная, дает основы для разработки экспериментальной соматологии. Давая новое направление своему узкоспециальному предмету, Лесгафт смело нарушил традиции кабинета науки и привлек анатомию к служению педагогике. В этом его способе искания истины – великая заслуга перед потомками. Еще в 1880 году в своем этюде о физическом развитии в школах он в существенных чертах намечает все, что впоследствии вошло в его «Руководство по физическому образованию». Ясными, точными, немногочисленными чертами он обрисовывает заброшенность соматического воспитания и печальные итоги такого положения. Задача воспитания, говорит он, состоит в том, чтобы гармонически развить и научить управлять всеми существующими в человеческом организме органами движения, сменяя деятельность одного деятельностью другого как возможно чаще, но, не доводя каждый из них до утомления; тогда для произведения известного эффекта воспитываемый употребит только те органы, которые для этого эффекта необходимы, и часто, так сказать, оттенками движения он достигает того же результата, для которого человек неразвитый, т.е. необразованный физически, употребит несоразмерно большую силу. Задача воспитания состоит в том, чтобы научить наименьшим трудом в известный промежуток времени производить наибольшую работу.
Из приведенных взглядов П.Ф. Лесгафта видно, что последующие положения, которые высказывались им в различных частях его «Руководства», последняя часть которого вышла 21 год спустя, т.е. в 1901 г., представляли собой лишь разработку и систематизирование того, что им было намечено вначале.
Руководствуясь принципом, что только истинное знание может дать правильное направление в системе образования, знание, которое не должно входить в сделки с авторитетом и с традицией, он долгие годы посвятил разработке системы упражнений.
Глубокие знания анатомии человека в связи с физиологией, психологией, эмбриологией, сравнительной анатомией и механикой составили собой основные материалы, из которых П.Ф. Лесгафт созидал свою систему физического образования в школе.
Основными принципами ее служат научно обоснованные положения, которые можно сформулировать, по возможности, точно словами их автора и группировать несколько произвольно ради ясности их изложения в порядке постепенности:
1. Физическое образование должно быть неотъемлемой частью умственного образования в школе.
2. Оно должно совершаться под руководством учителя, получившего основательное специальное образование.
3. Обучение должно производиться обязательно по слову, т.е. по ясно, кратко, просто сказанному требованию или письменному описанию, а не по показанному, не по образцу. Сущность этого требования сводится к тому, что, приучаясь производить каждое действие по слову, ребенок развивает способность представления в сознании соответствующих образов и таким путем упражняет интеллект; вызывая в своем сознании образ по слову, ребенок не подражает, а сочетает, созидает из отдельных понятий цельный умственный образ, который затем усилием воли он проецирует вовне, т.е. воспроизводит реально движением.
4. Обучение должно производиться в последовательности, постепенности упражнений, располагаемых соответственно биологическим свойствам данной группы учащихся.
5. Начиная с элементарных суставных движений в младшем возрасте, обучение необходимо здесь разнообразить осложнениями этих движений в виде ходьбы, бега, метания; также производить осложнения движений по группам, по увеличению скорости и числа их производства.
6. Увеличение напряжения, продолжительности и стойкости в производстве упражнений должно совершаться лишь в период, когда молодой человек приучается рассуждать логически, знакомится со значением отвлеченных образов и понятий; в этом периоде, около 12–15 лет, физическая деятельность становится более стройной, производительной; в этом возрасте необходимо научиться производить работу настойчиво, отличать существенное от неважного. В это время вырабатываются общие способы деятельности, и выясняется их значение при работе. В этом возрасте упражнения должны быть сложные по всем направлениям (направления скорости, количества, сочетания); присоединяются здесь прыжок и борьба в определенных пределах.
7. Обучение в старшем отделе (15–18 лет) состоит в ознакомлении с пространственными отношениями, с непосредственными измерениями единиц меры и веса, пространственными измерениями, с ознакомлением со способами определения удельного веса; упражнения становятся еще более сложными по всем направлениям; особенно осложняются здесь метание и прыжок, отчасти бег.
8. Никаких специальных аппаратов для производства упражнений не должно употреблять. Это требование профессора Лесгафта основано на весьма важных положениях, что все упражнения, при которых руки служат опорой телу, не способствуют более совершенному исполнению работы, делаемой руками в жизни.
Профессор Лесгафт доказывает, что наиболее ходовые аппаратные упражнения (какими являются параллельные брусья, мачта, кобыла, козел, турник и лестница) не способствуют анатомо-физиологическим основаниям строения тела учащегося юноши и содействуют нарушению равновесия в развитии организма, перемещая функции мышечных аппаратов так, что упражняющийся движется на руках, а не на ногах. Эти упражнения относятся к профессиональным, военным, акробатическим и т.д., но не могут никаким образом быть предметом изучения в общеобразовательной школе.
Он поясняет, что изучение их в германской школе вызывалось и вызывается национально-политическими тенденциями.
Что касается психологического значения аппаратной гимнастики, то она только понижает чувствительность мышечную и нервную, приучая к грубым ощущениям в том возрасте, когда более всего надо заботиться о сохранении впечатлительности и способности различения ощущений, понижая чувствительность и дифференцирование, такая гимнастика понижает психическую восприимчивость юноши. Подобно гимнастике аппаратной, на юный организм отрицательно влияет велосипедный спорт, создающий сильные ощущения и понижающий впечатлительность.
Придавая очень большое значение игре как образовательному средству, П.Ф. Лесгафт так характеризует ее: игра составляет такую форму упражнения, которая связана с возвышающим ее чувством удовольствия; игра производится с возможно большей ловкостью и по строго определенным правилам, постепенно осложняющимся. Насколько известно, говорит он, нигде молодые люди не были так хорошо развиты, как в Древней Греции и в современной Англии: в указанных странах такие результаты достигались и достигаются применением игр и других упражнений без всяких искусственных приспособлений.
Поэтому профессор Лесгафт дал в своем «Руководстве» распределенные по группам игры: это общеупотребительные, видоизмененные игры, но расположенные в систематическом порядке по степени их осложнения. В каждом отделе упражнений приводятся указания: какая из указанных групп игр соответствует этому отделу по своему содержанию.
9. Но не одни упражнения и игры обладают образовательными свойствами в физическом отношении.
К группе средств, имеющих также общеобразовательное значение, профессор Лесгафт относит еще прогулки, плавание, фехтование, бег на коньках, посещение различных образовательных учреждений, промышленных и фабричных заведений.
В своем «Руководстве» он характеризует обстоятельно роль каждого из указанных средств и его место в ряду остальных.
Лишь в отношении ручного труда взгляды профессора Лесгафта не сходятся с все более распространяющимися в педагогическом мире мнениями о целесообразности применения этого средства в школе.
Окончательный вывод П.Ф. Лесгафта тот, что ручной труд в общеобразовательной школе не должен применяться как предмет общеобразовательный.
Основные системы Лесгафта сводятся к следующим категорическим директивам:
Сообразуйтесь с требованиями природы организма ребенка. Для выяснения этих требований им разработаны указания, характеризующие состояние различных органов в различных периодах развития организма, они помещены частью в брошюре, озаглавленной «Об отношении анатомии к физическому образованию», отчасти же в «Руководстве по теоретической анатомии».
Щадите и оберегайте восприимчивость ребенка как наиболее ценное его свойство.
Развивайте правдивость.
В этих директивах, даваемых для руководителя и воспитателей по физическому образованию, собрано все, что имеет направляющее значение. Выбор методических приемов Лесгафт предоставляет руководителю, от которого требуется образование и умение работать.
Базис системы Лесгафта может быть охарактеризован девизом: «Ничего лишнего, так как истинное образование должно вести именно к тому, чтобы устранить в человеке ложное, бесполезное, грубое».
Научная обоснованность системы Лесгафта делает ее, безусловно, сильной и во многих случаях неотразимой; практическое ее приложение может быть не везде одинаково удобоисполнимо; невозможно требовать, чтобы практические формы выходили реальными, жизненными и окончательными.
Их модификация и трансформация будут совершаться постоянно в руках умелого и образованного руководителя, работа которого должна лишь направляться общими непреложными принципами.
В методике физического образования Лесгафт именно так и смотрит на пользование даваемым материалом. Методика – это дело руководителя.
III. Заключение.
Система физического образования Лесгафта для своего времени была одной из передовых в мире. Многие её положения не утратили своего значения до настоящего времени. Она, к сожалению, не стала в России основой для национального физического воспитания. Так как царское правительство не имело государственной программы в этой области образования, а страна не располагала ни квалифицированными педагогами, ни специальной материально-технической базой.
IV. Литература.
1. Столбов В.В. История физической культуры. – М.: Просвещение, 1989
2. Иконников С.К. Доктор Пирусский. – Томск, 2005.
3. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г
4. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2001.
5. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988 г.
6. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 г.