Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Влияние занятий оздоровительной аэробикой на физическое здоровье девочек 10-11 лет в условиях детского дома

Основную часть такой категории детей составляют воспитанники детских домов, приютов, домов ребенка. В настоящее время вследствие сложившихся за последнее десятилетие неблагоприятных социальных и экономических условий в нашей стране увеличилось количество детей, попадающих в такие учреждения [8].
Подобных учреждений явно не хватает, они переполнены детьми. Не случайно президентом Российской Федерации перед вице-премьером В.И. Матвеенко поставлен вопрос о задачах по предупреждению и профилактике беспризорности. В связи с этим огромное значение приобретает решение проблем коррекционно-воспитательной работы (в частности, средствами физической культуры) с детьми, воспитывающимися в детских домах и имеющими отклонения в развитии. На психическое и общее развитие таких детей сильное влияние оказывает тот факт, что они перенесли разного рода травмы и насилия. Экспериментальные исследования (И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бердышевской, 1995; С.Н. Сатышевой, 1999) подтверждают, что у детей, растущих без попечения родителей, замедленные темпы психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, наблюдаются значительные отклонения в поведении, нарушения социализации, выражающиеся в неспособности адаптироваться к незнакомой среде, новым обстоятельствам. Для многим из них характерно отсутствие ценностных ориентацией, воровство, жестокость, агрессивность, лень, лживость, отсутствие норм морали и нравственности. По данным Т.И. Шульги и Л.Я. Олиференко (1998), к психотравмирующим факторам, вызывающим отклонения в психическом развитии, которым дети подверглись в условиях неблагополучных семей, относят: - шоковые психические травмы, способствующие утрате чувства безопасности (драки, пьянство, избиение и т. п.); - постоянные психотравмирующие ситуации, способствующие проявлению беззащитности (противоречия в воспитании, появление отчима, мачехи, помещение в детские учреждения); - эмоциональные депривации. Наряду с этими отклонениями для данной категории детей характерно: слабое физическое развитие, низкий уровень двигательной подготовленности, особенно нарушения моторики (в большинстве случаев в сфере координационных способностей - КС). У детей, имеющих различные аномалии в развитии, возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений (Г.В. Чирки-на,1969; Е.М. Мастюкова,1982, 1985; А.А. Дмитриев, 1989; Т.Б. Филичева,1997). КС - одни из наиболее существенных составных элементов двигательной функции. По мнению многих исследователей, они являются базой и создают предпосылки успешного формирования и совершенствования физических качеств (В.И. Лях, 1986; И.И. Сулейманов, 1986). Доказано, что у детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и получающих соответствующее возрасту физическое воспитание, все виды базовых КС развиты гармонично. Дети с аномалиями в развитии имеют нарушения в работе анализаторной системы, следствием этого являются и отклонения в формировании механизмов координационных проявлений. На фоне низкого функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхагельной систем дети с отклонениями в развитии плохо справляются с физическими нагрузками. На сегодняшний день не существует единых принципов классификации нарушений в развитии. В.А. Лапшиной и Б.П. Пузановой (1990) приводится следующая классификация детей с нарушениями в развитии: 1) дети с сенсорными нарушениями (нарушение слуха и зрения); 2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с ЗПР); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с комплексными дефектами развития; 5) дети с искаженным развитием. На данный момент уже есть некоторый опыт применения средств и методов физической культуры в работе с лицами, имеющими отклонения в развитии, особенно в лечебных учреждениях. Проводятся также исследования частных проблем адаптивной физической культуры, но разработанных программ и методик, с учетом дифференциации в подборе средств физической культуры, преимущественно оздоровительной направленности, с целью физической реабилитации и педагогической коррекции до сих пор недостаточно. Это связано с тем, что в нашей стране профессиональное высшее образование в сфере физической культуры в большинстве случаев получают только здоровые люди, как правило бывшие и действующие спортсмены, и ориентировано оно на работу специалистов со здоровыми и двигательно одаренными детьми и взрослыми, а не на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии. В связи с вышеизложенным представляется актуальным поиск инновационных подходов к разработке новых методик и технологий в процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с целью физической реабилитации и педагогической коррекции с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики. Цель данного исследования - обоснование эффективности предложенной методики занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе детского дома №4 г. Томска в течение трех лет. В нем приняли участие девочки-сироты 10-11 лет, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья и обучающиеся в коррекционных классах VII вида. Педагогические наблюдения и результаты предварительного исследования показали необходимость поиска наиболее адекватных педагогических мероприятий, обеспечивающих положительные изменения в физическом, морфофункциональном и психоэмоциональном состоянии, а также в развитии психических процессов девочек-сирот. В основу методики занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики были положены следующие положения: - оздоровительно-коррекционная направленность занятий; - широкое использование физических упражнений аэробной направленности умеренной интенсивности и амплитуды; - использование музыки, так как она является регулятором движения, задает темп, характер, динамическую и эмоциональную окраску; - использование предметов художественной гимнастики для развития ловкости и координации движений. Данная методика разрабатывалась с учетом: - интересов занимающихся; - формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; - развития физических качеств (выносливости, силы, гибкости) и КС, уровень развития которых требовал коррекции; - подготовленности функциональных систем. Физкультурные занятия с девочками-сиротами строились на основе общепедагогических принципов и методов обучения и тренировки [ 1 ]. При подборе видов двигательной активности мы руководствовались рекомендациями авторов [6, 9, 10]. Результаты специальных исследований убедительно показали, что занятия аэробными упражнениями оказывают положительное влияние на показатели здоровья, эмоционального фона, физической подготовленности [4]. Регулярные занятия физическими упражнениями, в частности аэробикой, интенсивно влияют на органы пищеварения, способствуя ускорению обменных процессов, улучшению работы кишечника [7]
Большое внимание на занятиях уделялось музыкальному сопровождению. Многочисленные научные исследования показывают, что музыка не только влияет на психику, но и оказывает сложные регулирующие воздействия на деятельность самых различных органов и систем (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную).
Определение и регулирование нагрузки в процессе занятия осуществлялось с помощью наиболее информативного показателя реакции организма на физическую нагрузку - частоты сердечных сокращений (ЧСС), а также по внешним признакам утомления. Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и систем организма детей. Основное содержание занятий составляло комплексное сочетание средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики. Занятия проводились 3 раза в неделю по 60 мин, подготовительная часть составляла 10 - 15%, основная - 60 -70% и заключительная 10 -15% общего времени занятий. Темп музыкального сопровождения составлял от 80 до 160 музыкальных акцентов в минуту. По данным исследований [2, 3], такой режим занятий физическими упражнениями достаточен для возникновения оздоровительного эффекта и повышения работоспособности. Пользуясь рекомендациями Ю.С. Филипповой (1997), для разучивания базовых элементов аэробики использовались методы, обеспечивающие разнообразие танцевальных движений: метод усложнения, метод сходства, метод блоков и "калифорнийский стиль". На основе результатов предварительного исследования было выявлено, что все показатели психоэмоционального состояния выше нормы, поэтому в процессе занятий для нормализации психоэмоционального состояния (тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности) наряду с физическими упражнениями использовались педагогические приемы. Применяя на занятиях педагогические приемы, мы опирались на положительные стороны личности девочек-сирот, способствуя тем самым преодолению состояния фрустрации, так как повышенный уровень этого состояния вызывает напряжение всех систем организма, затрудняет общение и отрицательно влияет на учебный процесс. Нейтрализовать психическое состояние фрустрации могут правильно подобранные педагогические приемы: - расстановка детей на занятиях. Занимающимся с высоким уровнем тревожности, агрессивности, фрустрации предлагалось встать на вторые и третьи линии. Это способствовало снижению тревожности и уровня фрустрации; - комплектование групп, пар. Прием, используемый с целью снижения фрустрации, тревожности, агрессивности. Группы формировались в зависимости от уровня подготовленности и взаимных симпатий детей Тревожные девочки выполняли задания предпоследними или последними, с тем чтобы они могли сосредоточиться на его выполнении. Это способствовало предупреждению ошибок в результате осмысления заданного упражнения; - скрытие недостатков. Прием, способствующий, снижению тревожности и фрустрации. На занятиях умалчивались недостатки и подчеркивались положительные стороны выполнения упражнений занимающимися; - этапность разучивания. Прием для снижения тревожности и фрустрации. Поэтапное разучивание базовых элементов комплекса позволило исключить боязнь, неуверенность, робость; - поощрение. Прием способствовал закреплению уверенности в правильности выполнения задания Занимающиеся поощрялись за незначительный минимальный успех, тем самым преодолевалось состояние фрустрации; - переключение внимания. Прием использовался при появлении первых признаков утомления. Внимание переключалось на другой вид деятельности, чтобы снизить процесс возбуждения и предупредить развитие утомления; - использование шуток, юмора. Прием способствовал более благоприятному протеканию психических процессов, исключал дискомфорт во время занятия, повышал настроение занимающихся; - исключение лидерства. Прием, препятствующий развитию состояния фрустрации, ригидности, тревожности, агрессивности путем умалчивания преимуществ у той или иной занимающейся; - исключение отрицательных оценок. Тревожные испытуемые наиболее болезненно переносят неудачу. С учетом этого было исключено обсуждение результатов перед всеми занимающимися. Большое внимание уделялось индивидуальной форме работы; - перенос ошибок. Прием, препятствующий возникновению тревожности. Возникающие у тревожных занимающихся ошибки исправлялись путем показа более подготовленными правильного выполнения (с помощью преподавателя). Таким образом исключалась излишняя напряженность, смягчались фрустрационные ситуации; - использование цветных предметов. На занятиях использовались предметы преимущественно желтого цвета: он успокаивает возбужденное состояние, стимулирует мозг, активизирует умственную работу. В работе с девочками, имеющими отклонения в развитии, использовались также предметы оранжевого цвета, поскольку он способствует ускорению психических процессов, оказывает стимулирующее действие, повышает настроение, работоспособность. С такими предметами занимались наиболее ленивые девочки; - использование релаксационных упражнений в сочетании с медленной музыкой. Прием, способствующий снятию утомления, перенапряжения, усталости, возбуждения; - использование ритмичной музыки, способствующей возникновению положительных эмоций, повышению интереса к занятиям. Результаты и их обсуждение. С целью выявления влияния занятий на организм занимающихся определялась динамика исследуемых показателей: морфофункционального состояния, двигательной подготовленности и уровня развития психических процессов, а также проводился сравнительный анализ показателей, характеризующих психоэмоциональное состояние девочек-сирот. Результаты представлены в табл. 1-4. Морфофункциональное состояние определялось по общепринятой методике в конце каждой четверти ( см. табл. 1). Полученные результаты свидетельствуют о незначительных изменениях всех показателей, причем достоверно только в показателе, определяющем силу правой кисти (р 0,01). Так как наблюдается тенденция к росту измеряемых показателей, то есть приближения к среднестатистической норме, можно говорить о положительном влиянии предложенной методики занятий на организм девочек-сирот с отклонениями в состоянии здоровья ( табл. 1). Анализируя результаты тестирования общей двигательной подготовленности девочек-сирот 10- 11 лет (см. табл. 2), можно констатировать положительные изменения во всех контрольных упражнениях. Так, в тесте "Удержание в висе на согнутых руках", используемом для оценки силовой выносливости рук, наблюдается наибольший абсолютный сдвиг (АС) - 6,7 с, прирост оказался статистически достоверным при высоком уровне значимости (р
С целью установления влияния предложенной методики занятий на уровень развития психических процессов (кратковременной памяти и устойчивости внимания) определялась динамика показателей тестирования за период педагогического эксперимента. Для оценки устойчивости внимания использовался тест на основе таблицы Шульте - Горбова, а кратковременная память оценивалась с помощью методики "12 слов" ( табл. 3).
Таблица 1. Динамика показателей морфофункционального состояния девочек-сирот 10-11 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья за период педагогического эксперимента Показатели n Результаты, X ± m Абсолютный сдвиг p начальные конечные Длина тела, см 25 135,4 ± 0,2 137.5 ± 0,06 2,1 >0,01 Масса тела, кг 25 27,4 ± 0,09 28,1 ± 0,08 0,7 >0,01 Окружность грудной клетки, см 25 63 ± 0,07 64 ± 0,06 1 >0,01 Динамометрия: сила правой кисти, кг сила левой кисти, кг 25 9,4 ± 0,3 10,5 ± 0,2 10,7 ± 0,02 10,8 ± 0,18 1,3 0,3 0,01 ЧСС в покое за 10 с, колич. ударов 25 12,7 ±0,3 12,2 ± 0,22 0,5 ЖЕЛ, мл 25 1570 ±0,2 1580 ± 0,8 10 >0,01 Таблица 2. Динамика показателей общей двигательной подготовленности девочек-сирот 10-11 лет за период педагогического эксперимента Контрольные упражнения n Результаты, X ± m Абсолютный сдвиг p начальные конечные Прыжок в длину с места, см 25 147,6 ± 0,64 151 ± 1,06 3,4 Вис на согнутых руках, с 25 18,4 ± 1,16 25,1 ± 1,06 6,7 Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми ногами за 60 с, колич. раз 25 35 ± 0,7 40,6 ± 0,6 5,6 Наклон туловища вперед в положении сидя, см 25 14,9 ± 0,9 18,7 ± 0,41 3,8 Таблица 3. Динамика показателей психических процессов у девочек-сирот с отклонениями в развитии Показатели n Результаты, X ± m Абсолютный сдвиг p начальные конечные Кратковременная память, колич. слов 25 5,7 ± 0,35 8,1 ± 0,22 2,4 Устойчивость внимания, баллы 25 52,5 ± 0,8 56,6 ± 0,8 4,1 Таблица 4. Сравнительный анализ показателей психоэмоционального состояния испытуемых за период педагогического эксперимента Показатели n Результаты, X ± m P Девочки, воспитывающиеся в семьях Девочки-сироты Тревожность 25 7,8 ± 0,56 10 ± 0,27 Фрустрация 25 7,7 ± 0,4 9,2 ± 0,56 >0,01 Агрессивность 25 11,5 ± 0,5 11,1 ± 0,57 >0,01 Ригидность 25 10,8 ± 0,34 >0,01 Анализ данных табл. 3 позволяет говорить о влиянии занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики на активизацию кратковременной памяти и устойчивости внимания у испытуемых. Психоэмоциональное состояние девочек исследовалось с помощью опросника Айзенка, позволяющего определить уровень тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности Для выявления эффективности применяемых средств, методов и педагогических приемов на занятиях проводился повторный сравнительный анализ динамики показателей психоэмоционального состояния (тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности) девочек, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и здоровых школьниц такого же возраста, воспитывающихся в семьях (см. табл. 4). Значительные изменения произошли в показателях тревожности у девочек-сирот: данный показатель снизился на 3 балла и приблизился к среднему значению (10), а различия в группах оказались статистически существенными (р0,01). Так, показатель фрустрации у девочек-сирот составил 9,2 балла (на 0,8 балла ниже среднего), а у девочек, воспитывающихся в семьях, - 7,7 балла; на предварительном этапе исследования этот показатель был значительно выше у девочек-сирот. Также незначительно снизились, но остались на уровне выше среднего показатели агрессивности, а различия в группах были недостоверными (р>0,01), как и на предварительном этапе исследования.
Это говорит о том, что данный показатель трудно поддается коррекции из-за того, что девочки, воспитывающиеся в детском доме, часто подвергаются оскорблениям, ссорятся, т.е. попадают в ситуации, вызывающие отрицательные эмоции, а это ведет к учащению случаев проявления агрессивности и грубого отношения к сверстникам.
Показатели ригидности в обеих группах так же, как и в начале исследования, существенно не различались (р>0,01), но незначительно снизились, т.е. девочки-сироты стали более уверенными в выполнении намеченного благодаря систематическим занятиям, рациональному использованию средств, методов и педагогических приемов. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что предложенная нами методика занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики не только положительно влияет на уровень двигательной подготовленности девочек-сирот 10-11 лет, но и способствует коррекции их психоэмоционального и морфофункционального состояния и повышению уровня развития психических процессов.
Список литературы 1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований. М., 1990 2. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах М., 1974. 3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 4. Иноземцева Е.С. Влияние занятий физической культурой на уровень психоэмоционального напряжения: Матер. IV междунар. научно-практ. конф. Томск, 2001, с. 165 - 167. 5. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М., 1980. 6. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М., 1987. 7. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика. - М.: ФиС, 1985. 8. Сатышева С.Н. Компенсация отклонений и деформаций в психическом развитии воспитанников детского дома: Метод, руководство для воспитателей детских домов. Томск, 1999. 9. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. М , 1997. 10. Эдвард Т. Хоули, Б. дон Френкс. Оздоровительный фитнесс. Киев, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.