В современных социально-экономических условиях отлаженная система управления физкультурно-спортивными организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности приобретает особую значимость [5]. Совершенствование этой деятельности тесно связано с использованием социальной информации, в частности с таким ее видом, как правовая. В последнее время в стране разработаны различные нормативные документы, регулирующие вопросы взаимодействия субъектов социально-правовых отношений в отрасли "физическая культура и спорт". Законодательные акты приняты как на федеральном уровне, например закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", так и на региональных. Учеными активно анализируется правовая база физической культуры [1, 2, 4].
Особое значение приобретают нормативные акты, принимаемые в самих физкультурно-спортивных организациях. Использование на практике разнообразной правовой информации заставляет руководителей всех уровней искать оптимальные пути по ее сбору, обработке, хранению и использованию. В этой связи возникает ряд вопросов, которые пока не нашли своего решения в спортивной науке. Прежде всего, какая правовая информация необходима, каким специалистам физкультурно-спортивной организации она нужна, каким образом доставлять информацию, каким требованиям она должна отвечать?
В данной статье представлены результаты исследования роли правовой информации в процессе управления в различных физкультурно-спортивных организациях разнообразных организационно -правовых форм и форм собственности. Возможные их виды мы рассмотрели ранее [3]. Исследование проводилось в Санкт-Петербур ге, в нем приняли участие представители физкультурно-спортивно го общества профсоюзов "Россия", физкультурно-спортивного общества "Юность России", работники районных спорткомитетов города, председатели городских федераций по различным видам спорта, педагоги детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), сотрудники частных физкультурно-спортивных организаций. Всего было опрошено 108 человек.
Все физкультурно-спортивные организации, сотрудники которых приняли участие в исследовании, были разбиты на три группы: государственные, общественные и частные организации (табл. 1).
Таблица 1. Контингент опрошенных специалистов, %
Респонденты
Физкультурно-спортивные организации
государственные, n=43
общественные, n=34
частные, n=31
Всего
39,8
31,5
28,7
Женщины
34,9
29,4
35,5
Мужчины
65,1
70,6
64,5
Кроме изучения роли правовой информации в управлении конкретными физкультурно-спортивными организациями мы посчитали важным выделить соответствующие категории специалистов, непосредственно участвующих в процессе управления. Поэтому мы распределили их по трем группам соответствующего управленческого уровня (табл. 2): а) высший уровень - руководители организаций (в эту группу вошли директора ДЮСШ, председатели федераций по видам спорта, председатели районных спорткомитетов, руководите ли частных физкультурно-спортивных организаций); б) средний уровень - специалисты, у которых в подчинении есть работники этих организаций (в эту группу вошли заместители директоров ДЮСШ, заместители председателей федераций по видам спорта, заместители руководителей частных физкультурно-спортивных организаций); в) низший уровень - специалисты, у которых работников этих организаций в подчинении нет (в эту группу вошли тренеры по видам спорта; преподаватели; массажисты, то есть специалисты, которые непосредственно занимаются с различными категориями населения физкультурно-оздорови тельной и спортивной работой).
Такой подход к изучению использования правовой информации в управлении позволил уточнить: существует ли влияние статуса как физкультурно-спортивной организации, так и должностного положения специалиста в структуре управления на указанные информационные процессы.
В табл. 3 представлены результаты, отражающие оценки значимости для профессиональной деятельности респондентов конкретных видов правовой информации. В данном вопросе содержится отношение специалистов к конкретным законодательным и нормативным актам федерального, регионального и отраслевого характера.
Специалистам предлагалось оценить виды правовой информации по 3-балльной шкале. Оценочная шкала включала: 1 балл - информация незначима; 2 балла - информация используется иногда; 3 балла - информация значима.
Анализ полученных результатов показал следующее. Для государственных физкультурно -спортивных организаций большое значение имеет блок нормативных документов, регламентирующий спортивную деятельность.
Первый ранг, согласно данным результатам, у документа "Положение о спортивных соревнованиях" - 2,77 балла; 2-й - у документов "Правила соревнований по видам спорта" и "Календарный план соревнований, массовых мероприятий" - по 2,56 балла.
С 4-го по 6-й ранг в этой группе физкультурно-спортивных организаций занимают нормативные документы отраслевого характера: Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму и Городского комитета по физической культуре и спорту (см. табл. 3).
Практически такое же положение зафиксиро вано и в данных общественных физкультурно -спортивных организаций, только с перераспределением ранговых позиций у некоторых нормативных документов.
Несколько иные итоги получены при анализе данных частных физкультурно-спортивных организаций. Респонденты этих организаций также считают для себя значимыми нормативные документы отраслевого характера ("Календарный план соревнований, массовых мероприятий" - 2-й ранг (2,44 балла); "Правила соревнований по видам спорта" - 3-й ранг (2,41 балла).
Таблица 2. Контингент опрошенных специалистов в зависимости от занимаемой должности, %
Респонденты
Высший уровень, n=30
Средний уровень, n=38
Низший уровень, n=40
Всего
27,8
35,2
37,0
Женщины
16,7
39,5
40,0
Мужчины
83,3
60,5
60,0
Физкультурно-спортивные организации
Государственные
13,3
73,6
27,5
Общественные
33,3
13,2
47,5
Частные
53,4
13,2
25,0
Таблица 3. Оценки значимости различных видов правовой информации для специалистов физкультурно-спортивных организаций, баллы
Наименования документов
Государственные
Частные
Общественные
Средний балл
балл
ранг
балл
ранг
балл
ранг
балл
ранг
1. Указы и распоряжения Президента РФ
2,21
7
2,24
6
1,84
11
2,11
9
2. Распоряжения Правительства РФ
2,09
11
2,38
4
2,06
9
2,18
8
3. Федеральные законы
2,35
6
2,56
1
2,19
7
2,37
5
4. Нормативные акты Министерства образования РФ
2,12
9
1,94
11
1,61
12
1,92
11
5. Нормативные акты Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму
2,51
4
2,38
4
2,42
3
2,44
3
6. Нормативные акты Законодательного собрания СПб
1,79
13
1,88
12
1,94
10
1,86
12
7. Нормативные акты Правительства СПб
2,12
9
1,97
10
2,13
8
2,07
10
8. Нормативные акты Комитета по образованию СПб
2,05
12
1,76
13
1,45
14
1,79
13
9. Нормативные акты Комитета по физической культуре и спорту
2,49
5
2,09
9
2,23
6
2,29
6
10. Нормативные акты других организаций
1,42
14
1,50
14
1,48
13
1,46
14
11. Правила соревнований по видам спорта
2,56
2
2,41
3
2,26
5
2,43
4
12. Положение о спортивных соревнованиях
2,77
1
2,24
6
2,32
4
2,47
2
13. Календарный план соревнований, массовых мероприятий
2,56
2
2,44
2
2,61
1
2,57
1
14. Всероссийская спортивная классификация
2,16
8
2,24
6
2,48
2
2,28
7
Вместе с тем Федеральные законы для этой группы специалистов оказались самыми значимыми - 1-й ранг (2,56 балла). Распоряжения Правительства РФ - 4-й ранг (2,38 балла) и Указы и распоряжения Президента РФ - 6-й ранг (2,24 балла) (cм. табл. 3). Иначе говоря, деятельность частных физкультурно-спортивных организаций требует учета не только отраслевых нормативных документов, но и федеральных законов и подзаконных актов.
Анализ содержания табл. 3 показывает также, что из предложенных в анкете 14 видов правовой информации в группе государственных физкультурно-спортивных организаций 12 получили оценку более 2 баллов, а в группе частных и общественных физкультурно-спортивных организаций таких документов оказалось 9. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что практически все названные виды правовой информации значимы и используются в деятельности физкультурно -спортивных организаций различных организаци онно-правовых форм и форм собственности. Вместе с тем видно и различие в использовании правовой информации, которое определяется видом физкультурно-спортивной организации.
На наш взгляд, использование правовой информации в значительной степени зависит от того, какое место в управленческой иерархии занимает специалист. В табл. 4 приведены итоги оценок значимости различных видов правовой информации в зависимости от должностного положения специалистов.
Таблица 4. Оценки значимости видов правовой информации для специалистов различных уровней, баллы
Наименование документов
Высший
Средний
Низший
балл
ранг
балл
ранг
балл
ранг
1. Указы и распоряжения Президента РФ
2,23
10
2,18
10
1,95
8
2. Распоряжения Правительства РФ
2,50
5
2,18
10
1,93
9
3. Федеральные законы
2,80
1
2,37
5
2,05
6
4. Нормативные акты Министерства образования РФ
1,83
12
2,21
8
1,70
12
5. Нормативные акты Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму
2,80
1
2,42
4
2,20
5
6. Нормативные акты Законодательного собрания СПб
2,33
8
1,74
13
1,63
13
7. Нормативные акты Правительства СПб
2,23
10
2,29
7
1,75
10
8. Нормативные акты Комитета по образованию СПб
1,53
14
2,05
12
1,73
11
9. Нормативные акты Комитета по физической культуре и спорту СПб
2,57
3
2,34
6
2,03
7
10. Нормативные акты других организаций
1,67
13
1,39
14
1,38
14
11. Правила соревнований по видам спорта
2,33
8
2,53
1
2,40
3
12. Положения о спортивных соревнованиях
2,47
6
2,45
3
2,50
2
13. Календарный план соревнований, массовых мероприятий
2,53
4
2,53
1
2,55
1
14. Всероссийская спортивная классификация
2,43
7
2,21
8
2,23
4
Из табл. 4 видно, что группа респондентов высшего управленческого уровня в своей деятельности прежде всего опирается на нормативную базу, включающую в себя акты федеральных органов, подзаконные федеральные акты, подзаконные акты субъекта Федерации. Определенное значение для них имеют и нормативные документы отрасли, регламентирующие физкультурно-спортивную деятельность. Обращают на себя внимание высокие оценки различных видов правовой информации, подтверждающие их высокую значимость для респондентов. Так, документ, получивший 1-й ранг, имеет среднюю оценку в 2,80 балла (самую высокую), а документ, имеющий 10-й ранг, - 2,23 балла. Всего три документа, включенные в анкету, имеют оценку ниже 2 баллов.
Оценки респонденов, представляющих средний и низший управленческие уровни, оказались очень схожими. Наиболее значимые виды правовой информации для них - "Календарный план соревнований, массовых мероприятий", "Положения о спортивных соревнованиях" и "Правила соревнований по видам спорта". Перечисленные документы заняли первые три места с незначительной разницей в баллах ( см. табл. 4). Значимы для респондентов также федеральные законы и отраслевые нормативные акты. У респондентов среднего управленческого уровня только два документа получили среднюю оценку меньше 2 баллов, в то время как у их коллег, представляющих низший управленческий уровень, таких документов семь.
Материалы табл. 4 позволяют утверждать, что на значимости различных видов правовой информации сказывается должностное положение специалистов в системе управления физкультурно -спортивной организации.
Полученные в ходе исследования данные могут использоваться при создании системы правовой информации в отрасли "Физическая культура и спорт", поскольку дают четкое представление о значимых для специалистов различных физкультурно-спортивных организаций видах правовой информации.
Список литературы
1. Воронин С.Э. Автореф. канд. дис. СПб, 1999.
2. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями. СПб., 2000. - 206 с.
3. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4.
4. Душанин А.П., Виноградов П.А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 59.
5. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью "Физическая культура и спорт" в России в рыночных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 56.
6. С.С. Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, С.Э. Воронин, кандидат педагогических наук. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями.