Реферат по предмету "Управление"


Японское управление

Содержание: 1. Характерные черты японского опыта организации работ по улучшению качества продукции. 2. Особенности японского управления качеством. 3. Сущность японского управления качеством. 4. Управление качеством и обеспечение качества.
5. Подготовка кадров и обучение методам управления качества. 6. Деятельность кружков качества. 7. Проверка управления качеством. 8. Применение статистических методов. 9. Список используемой литературы. Характерные черты японского опыта организации работ по улучшению качества продукции. 1. Многолетнее, последовательное и целеустремленное решение проблем качества на основе передового, современного, что накапливала теория и создает практика с этой области. Начиная с конца 40-х годов шаг за шагом, японская промышленность поднималась по ступеням к комплексному управлению качеством.
2. Последовательная и настойчивая работа по налаживанию системы изучения запросов потребителя. Постепенно воспитывалось уважительное отношение к потребителю и его требованиям. 3. Стремление к всеобщему участию. Реализация этого положения достигается очень широким спектром действий – от национального законодательства до углубленной оценки ошибок, допущенных изготовителями продукции. 4. Понимание того, что даже отлично работающая система управления качеством со временем будет терять свою эффективность. В японской промышленности практикуются регулярные проверки функционирования систем. 5. Организация работ по обеспечению высокого качества непосредственно мастерами и бригадирами. Учитывая их ведущую роль в борьбе за качество, для этой категории работников проводятся специальные учебные мероприятия. 6. Мобилизация физического и интеллектуального потенциала рабочих. Формой, получившей очень широкое распространение, в Японии стали так называемые кружки качества. 7. Широко развитая и постоянно действующая система пропаганды значения высокого качества продукция для обеспечения устойчивых темпов экономического роста. 8. Государственное влияние на кардинальных направлениях улучшения качества национальной продукции, а также обязательная государственная сертификация продукции, предназначенной для продажи на внешнем рынке.


























Особенности японского управления качеством. После войны в Японию проникли многие методы хозяйственного управления. Однако ничто так прочно не укоренилось в Японии и не нашло такого широкого применения, как управление качеством, которое позднее было реэкспортировано на Запад. За счет специфических особенностей управления качеством уровень качества японской продукции стал самым высоким в мире, и Япония получила возможность экспортировать свои изделия во все страны. В декабре 1967 г. на седьмом симпозиуме по управлению качеством были названы следующие 6 особенностей японской системы управления качеством, отличающие ее от западной системы. 1. Управление качеством на уровне фирмы – участие всех звеньев в управлении качеством. 2. Подготовка кадров и обучение методам управления качеством. 3. Деятельность кружков качества. 4. Инспектирование деятельности по управлению качеством (премия Деминга предприятию и проверка деятельности руководства). 5. Использование статистических методов. 6. Общенациональные программы по контролю качества. Сущность японского управления качеством. Что такое управление качеством? Японская система управления качеством предусматривает перестройку сознания руководителей фирм и предприятий. Это – новый образ мышления в хозяйственном управлении. В японских промышленных стандартах дано следующее определение управления качества: «Система методов производства, способствующая экономичному выпуску качественных товаров или предоставлению качественных услуг, которые удовлетворяют требованиям потребителей. Современное управление качеством основано на использовании статистических методов и часто называется статистическим контролем качества». Оставив в стороне определение можно выделить несколько признаков, характерных для реализации функций управления качеством: 1. Целью японского метода управления качеством является выпуск продукции, уровень которой может удовлетворять требованиям потребителей. Недостаточно простого соответствия требованиям национальных стандартов и технических условий. Японские промышленные стандарты и международные стандарты, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО) или Международной электротехнической комиссией (МЭК), не являются идеальными. В них много недостатков. Продукция, соответствующая требованиям японских промышленных стандартов, может не отвечать интересам потребителей. Также необходимо иметь в виду, что запросы потребителей меняются с каждым годом. Даже внося изменения в промышленные стандарты, можно не поспевать за растущими требованиями потребителей. 2. Необходимо акцентировать внимание на потребительской направленности продукции. Изготовитель должен изучать мнения и требования потребителей и принимать их во внимание при разработке, производстве и реализации своих изделий. Разрабатывая новый вид продукции, он должен предвидеть требования и нужды потребителей. Право выбора изделий принадлежит потребителю. 3. Важно и то, как трактуется понятие «качество». В вышеприведенных определениях под качеством понимают качество продукции. Но здесь имеется в виду более широкое толкование. В широком смысле качество означает качество работы, обслуживания, информации, процесса, работы подразделений, работы персонала (включая рабочих, инженеров, руководящих и административных работников), качество функционирования системы, фирмы, задач и т.п. Основной подход состоит в управлении качеством в любом его проявлении. 4. Даже при достаточно высоком уровне качества продукция не может удовлетворить заказчика, если на нее установлена слишком высокая цена. Управление качеством невозможно без регулирования цен, доходов и издержек. То же можно сказать и об объеме производства. Если на предприятии нет данных об объеме производства, количестве отходов производства, проценте брака или необходимых переделок, невозможно определить долю дефектных изделий и частоту устранения отказов на предприятии. Не имея этих показателей, невозможно заниматься управлением качеством. Недостаточное предложение продукции, пользующейся спросом, причиняет неудобство потребителям. Чрезмерное предложение означает перерасход трудовых ресурсов, сырья и энергии. Для эффективного регулирования затрат необходимо эффективное управление качеством. Но когда приходится регулировать объем производства, когда колеблется процент дефектных изделий или когда бракуются партии изделий, не может быть и речи об эффективном управлении производственным процессом. Нужно всегда стремиться к поставке продукции в точно заданном объеме, с заданным уровнем качества и по определенной цене.
Заниматься управлением качеством означает: 1) использовать контроль качества как основу; 2) комплексно регулировать издержки, цену и доходы; 3) контролировать количество и сроки поставки. Когда в комплексном управлении качеством участвуют все подразделения и все работники фирмы, они занимаются управлением качеством. В широком смысле этого слова, включая регулирование затрат и контроль количества. В противном случае управление качеством невозможно даже в узком смысле. Вот почему комплексное управление качеством также называют всесторонним управлением качеством, массовым управлением качеством и управлением качеством руководства.
Как осуществлять управление? Тэйлор характеризовал управление следующими словами: «планируй – делай – смотри». Чтобы стал понятнее смысл, который Тэйлор вкладывал в слово «смотри» перефразируем его формулу следующим образом: «планируй – выполняй – проверяй – воздействуй» (PCDA)*. Это то, что называется «кругом управления» (рис. 1). Японский профессор К. Исикава счел целесообразным уточнить действия в этом круге и разделил его на шесть секторов: «Управление следует организовывать на основе шести комплексов мероприятий, которые уже доказали свою эффективность». 1. Определение целей и задач. 2. Определение способов достижения целей.}P 3. Обучение и подготовка кадров. 4. Выполнение работ. }D 5. Проверка результатов выполнения работ. }C 6. Осуществление соответствующих управляющих воздействий.}A Воздействия Планирование Осуществ- Определе- ление ние соответст- целей и Опре- вующих задач деление управляющих способов воздействий достижения целей Обучение и Проверка подготовка результатов кадров выполнения Выпол- работ нение работ Проверка Исполнение Рис. 1 1. Определение целей и задач. Их можно определить на основе стратегии фирмы. Стратегия, или политика, фирмы определяется руководством высшего звена. Для выработки стратегии необходимо четко определить ее отправные моменты и информационное обеспечение. Директор-распорядитель является тем человеком, который определяет главную политику фирмы, но сбором данных, их анализом и созданием необходимых условий для реализации этой стратегии должны заниматься его подчиненные и работники аппарата. При определении стратегии руководителями подразделений или начальниками участков аналогичную работу должны проводить их помощники и референты. * Plan - Do – Check - Action После определения стратегии очевидными становятся и задачи. Эти задачи должны быть выражены в конкретных цифрах. Задачи также должны преследовать определенную, ясную всем цель. Определяя задачи, необходимо установить конечный срок их выполнения. Кроме того, необходимо определить верхние и нижние границы выполнения задач. Например, должны быть задачи, которые следует решить во что бы то ни стало, а также другие задачи, к решению которых следует стремиться. Задачи следует определять на основании стоящих перед фирмой проблем. Они должны определяться таким образом, чтобы обеспечить совместные действия всех подразделений. 2. Определение способов достижения целей. Нормализация деятельности. Если цели и задачи установлены, но не определены способы их достижения и решения, управление качеством так и останется голой теорией. Без определения научных и рациональных способов достижения целей ничего добиться нельзя. На рис. 2 результат показан с правой стороны. Получение определенных показателей качества является целью реализации системы. Ответвления от основной линии представляют собой причины. При управлении качеством причины, приведенные на рисунке, называются причинными факторами. Совокупность таких причинных факторов называется процессом (проектирование, материально-техническое снабжение, реализация – все это процессы). Материал Станок Измерения Результат Показатели качества

Характеристики Человек Метод

Причинные факторы Процесс Рис. 2 На рисунке показана взаимосвязь между характеристиками и факторами, поэтому она называется причинно-следственной диаграммой. При управлении качеством нельзя просто поставить задачу и требовать ее безусловного выполнения. Необходимо понять смысл и рычаги управления процессом, овладеть им и создать в рамках этого процесса способы выпуска продукции более высокого качества, постановки более перспективных задач и достижения необходимых результатов. 3. Обучение и подготовка кадров. Руководители несут ответственность за обучение и воспитание своих подчиненных. Обучение не ограничивается оформлением нормативных документов и формальными заседаниями. Руководитель должен учить своего подчиненного индивидуально на практике. После такой подготовки ему можно передать полномочия и предоставить свободу действий. Идеальным управлением является такое, при котором все работники хорошо подготовлены, всем можно доверять и никого не нужно излишне контролировать. Обучение и подготовка кадров способствует формированию надежных работников.
4. Выполнение работ. Если управление будет подчинено описанной выше процедуре, ничто не будет мешать решению поставленных задач. Можно заставить подчиненных выполнять работу, отдав соответствующие распоряжения, но такой процесс не будет протекать гладко. Условия постоянно меняются, и распоряжения никогда не будут точно поспевать за изменяющимися условиями. По этой причине особое внимание уделяется добровольному началу в управлении качеством.
5. Проверка результатов выполнения работ. Как проверить, гладко ли идет выполнение работы? Отдать распоряжение, дать указание или провести подготовку кадров? Этим не должны ограничиваться обязанности директора-распорядителя, руководящего работника или сотрудника центрального аппарата. При осуществлении руководства фирмой особо важное значение приобретает принцип управления по отклонениям. Цель контроля заключается в обнаружении отклонений от запланированного. Для эффективного решения этой задачи необходимо иметь четкое представление об основных целях политики фирмы, ее задачах, методах стандартизации и подготовки кадров. Как же обнаружить отклонения? Прежде всего необходимо установить, контролируются ли все причинные факторы и убедиться, что они соответствуют заданным техническим требованиям. Затем провести проверку процесса или работы по результатам, иными словами, проверку характеристик, показанных на причинно-следственной диаграмме. Наблюдая изменения, происходящие в каждой из позиций, можно контролировать процесс, работу и управление ими. 6. Осуществление соответствующих управляющих воздействий. Проверка по результатам для выявления отклонений или каких-либо непредвиденных обстоятельств не может сама по себе служить интересам фирмы. Необходимо установить причинные факторы таких отклонений и принять соответствующие меры. При осуществлении корректирующих воздействий важно принять меры во избежание повторения этих отклонений. Следует устранить причинные факторы, которые их вызвали. Устраняя причины отклонений, необходимо обратиться к истокам проблемы и принять меры по предотвращению их повторения.
Управление качеством и обеспечение качества. Обеспечение качества – это основа основ управления качеством. При внедрении и осуществлении комплексного управления качеством японские фирмы руководствуются принципом «качество – прежде всего». Этот принцип позволил японским промышленным предприятиям выпускать высококачественную продукцию при низких затратах и высокой производительности труда, тем самым обеспечив им преимущество в борьбе за рынки сбыта. При рассмотрении вопросов обеспечения качества необходимо принять во внимание три важных обстоятельства. 1. Фирма должна обеспечивать уровень качества продукции, который отвечает требованиям потребителей. 2. То же относится и к вывозу товаров за границу. Вся продукция, экспортируемая в другие страны, должна отвечать требованиям зарубежных заказчиков. 3. Руководители высшего звена фирмы должны проникнуться сознанием важности обеспечения качества и обеспечить активное участие всех работников фирмы в этой деятельности. Что такое обеспечение качества? Обеспечение качества означает гарантирование такого уровня качества продукции, который позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя. Чтобы быть уверенным в правильности своего выбора, потребитель должен питать доверие к конкретной продукции конкретной фирмы, которая давно зарекомендовала себя поставщиком надежной продукции. Второе звено в этой цепи – удовлетворение запросов потребителей. Кроме того, что продукция не должна иметь дефектов, она еще должна отвечать своему функциональному назначению, чего и ждет от нее потребитель. Непременным требованием является эффективное и квалифицированное дообслуживание, то есть фирмы должны придерживаться следующего принципа: «Мы будем осуществлять снабжение запасными частями до тех пор, пока наша продукция используется». Полное обеспечение качества невозможно без участия в этом процессе каждого, включая всех работников фирмы. Хорошо организовано обеспечение качества, например, на автомобильной фирме «Тойота», где следуют лозунгу: «Обеспечение качества – наше общее дело». Принципы обеспечения качества. Ответственность за обеспечение качества несет изготовитель. Качество его изделий должно удовлетворять требованиям заказчиков. Если продукция является результатом совместной деятельности, ответственность за обеспечение качества ложится на поставщика. В рамках фирмы ответственность за обеспечение качества лежит на конструкторском отделе и производственном отделении, а не на отделе технического контроля. Последний просто проверяет продукцию с позиций потребителей и не несет ответственности за обеспечение качества. Исторически обеспечение качества в Японии развивалось в следующих направлениях: 1. Обеспечение качества, основанное на контроле. 2. Обеспечение качества, основанное на управлении производственном процессом. 3. Обеспечение качества, уделяющее основное внимание разработке новых видов продукции. Подготовка кадров и обучение методам управления качеством. Для стимулирования управления качеством с участием всех звеньев обучение методам управления качества должно быть организовано среди всех работников фирмы - от президента до рабочего на конвейере. Управление качеством предусматривает перестройку механизма управления всех компании, что требует изменения мышления всех работников предприятия. Разработанный ЯСУИ начальный курс управления качеством, который служит образцом для учебных курсов по управлению качеством в Японии, рассчитан на 6 месяцев, причем занятия проводятся пять раз в месяц. Учащиеся занимаются в течение одной недели, а затем в течение трех недель применяют полученные знания на практике, на своем рабочем месте. Экспериментальные данные, необходимые для занятий, они получают на рабочем месте. Затем они переходят к следующему этапу обучения, уже вооруженные результатами трехнедельной практической деятельности. Иными словами, курс представляет собой попеременное чередование теории и практики. Такое обучение помогает не только учащимся, но и преподавателю, который из такого контакта может составить представление о том, как обстоят дела в различных отраслях промышленности. Указанные мероприятия осуществляются специализированными организациями и могут не удовлетворять всем нуждам данной отрасли промышленности или фирмы. Вместо этого фирма может прибегнуть к своей собственной программе обучения. На некоторых фирмах разрабатываются свои учебные пособия и осуществляются свои программы обучения и подготовки кадров. Обучение методам управления качеством проводится в Японии на постоянной основе начиная с 1949 г. Ежегодно комплексная программа обучения пополняется новыми учебными курсами. Каждый человек становится старше еще на год, и каждый год на фирму приходят новые работники. Процесс обучения должен строится таким образом, чтобы отвечать нуждам фирмы и ее работников.
Деятельность кружков качества. Кружок качества является небольшой группой рабочих одного и того же цеха, занимающихся на добровольных началах проблемами управления качества. Эта небольшая группа работает на постоянной основе в рамках общей деятельности в области управления качеством, обеспечивая процесс саморазвития его членов, совершенствование деятельности на своем рабочем участке посредством повсеместного применения методов управления качеством.
Задачами кружка качества в рамках общей деятельности по управления качеством на предприятии являются: 1. Содействие совершенствованию и развитию предприятия. 2. Создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке. 3. Всестороннее развитие способностей работников и, как результат, ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы. При решении основных задач, стоящих перед кружками качества, следует руководствоваться следующими принципами: - саморазвития. Члены кружка должны проявлять желание учиться; - добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде «сверху»; - групповой деятельности; - участия всех служащих в работе кружков, то есть участие всех, кто трудится вместе в одном подразделении, на одном участке; - применения методов управления качеством; - взаимосвязи с рабочим местом; - деловой активности и непрерывности функционирования. Кружки качества должны функционировать постоянно, а не какой-то установленный период времени, после которого их деятельность прекращается; - взаиморазвития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков. - атмосферы новаторства и творческого поиска; - осознания важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области. В Японии создан штаб по кружкам качества и соответствующие региональные организации. Существующие в рамках страны кружки качества не связаны с правительством. Ни один кружок не имеет официального статуса и функционирует на принципе добровольности. Первоочередной задачей является создание или определение отдела, ответственного за обеспечение деятельности кружков качества. Затем осуществляется подбор работника, ответственного за деятельность этого отдела. Если на фирме уже есть отдел управления качеством, кружки качеством должны функционировать под его началом. Созданный отдел осуществляет надзор за деятельностью кружков качества, планированием подготовки кадров на предприятии, проведением конференций кружков качества и конференций в рамках самих кружков, а также за системой присуждения премий и принятия предложений. При ознакомлении специалистов с деятельностью других кружков качества этот отдел занимается их подбором и осуществляет необходимые формальности. Успешная деятельность кружков качества целиком и полностью зависит от правильного выбора руководством высшего звена работника, ответственного за обеспечение управления качеством на фирме. В деятельности кружков качества большое значение имеет приобретение опыта в решении проблем. По мере приобретения новых знаний расширяется не только кругозор членов кружка, но и возможности. В результате они начинают решать проблемы, которые не под силу даже специалистам с высшим образованием. Проверка управления качеством. При внедрении управления качеством одной из наиболее важных задач является регулирование этого процесса и выявление слабых мест. В результате проверки управления качеством система управления качеством должным образом оценивается и представляются рекомендации по устранению недостатков. Проверка управления качеством предусматривает проведение анализа функционирования системы управления качеством, методов обеспечения качества на предприятии, управления выполнением работ по субподрядам, методов рассмотрения рекламаций потребителей и внедрения обеспечения качества на каждом этапе производства, начиная с разработки нового изделия. Одним словом, такая проверка предусматривает определение эффективности системы управления качеством. Четыре категории проверок управления качеством. 1. Проверка заказчиком системы управления качеством на предприятии поставщика. 2. Проверка управления качеством в целях сертификации. 3. Проверка управления качеством на соответствие критериям, установленным для присуждения премии Деминга за трудовые успехи и медали за успехи в управлении качеством. 4. Проверка управления качеством консультантом. Помимо проверки управления качеством в последнее время практикуется проведение проверки системы комплексного управления качеством, предусматривающей анализ функционирования всей системы управления. Под эту категорию подпадают и критерии, установленные для присуждения премии Деминга за трудовые успехи: 1. Политика и задачи. 2. Организация и ее функционирование. 3. Обучение и степень его распространения. 4. Сбор информации, ее распространение и применение. 5. Анализ. 6. Стандартизация. 7. Контроль. 8. Обеспечение качества. 9. Результаты. 10. Планы. Премия Деминга может присуждаться отдельным лицам за достигнутые результаты в управлении качеством и применении статистических методов. Премия Деминга может присуждаться отдельному отделу или небольшому предприятию. Фирмы, представившие заявки на присуждение данной премии, получают независимо от результатов проверок замечания и рекомендации комитета, касающиеся эффективных и неприемлемых сторон деятельности фирмы, и конструктивные предложения. В Японии премии Деминга присуждаются уже более 30 лет, и их популярность неизменно растет, поскольку присуждение премии свидетельствует об эффективности функционирования системы управления качеством на фирме. Применение статистических методов. В 1949 г. Японский союз ученых и инженеров создал исследовательскую группу по контролю качества, которая стала заниматься анализом применения статистического контроля качества и статистических методов в промышленности. Статистические методы по степени трудности подразделяются на три категории. 1. Элементарный статистический метод. Этот метод применяется всеми без исключения – от главы фирмы до простого рабочего. 2. Промежуточный статистический метод, рассчитанный на инженеров и специалистов в области управления качеством. 3. Передовой (с использованием ЭВМ) статистический метод. Этому методу ограниченное количество инженеров и техников, поскольку он применяется при проведении очень сложных анализов процесса и качества. Параллельно с применением этих методов рабочие должны понимать концепцию качества, основывающуюся на том, что следующий производственный процесс является потребителем твоей продукции. Рабочие должны мыслить статистическими категориями, знать о разработке данных и применять их при определении статистической оценки, принимать решения о проведении необходимых мероприятий и определять действенные статистические категории. Проблемы, связанные с применением статистических методов.
Такими проблемами являются, например, ложные данные и данные, не соответствующие фактам. Различные данные и факты представляются в двух случаях. Первый случай касается искусно созданных или неверно подготовленных данных, а второй касается неверных данных, подготовленных без применения статистических методов. Недостоверная информация представляется в том случае, если руководство выи руководство выриентируется на разброс данных в статистике.
Ошибки в применении статистических или аналитических методов являются результатом отсутствия опыта, поскольку начинающие специалисты не имеют четкого представления о статистических теориях и структурных моделях. В таких случаях опытные специалисты должны помогать своим еще неопытным коллегам. Статистические методы и технический прогресс. Технический прогресс Японии нельзя отделить от применения статистических методов, обеспечивших повышение качества выпускаемой продукции, повышение надежности и снижение расходов на качество. Это стало возможным благодаря постоянному проведению анализа процесса и анализа качества в течение многих лет. После второй мировой войны Япония закупала новую технологию у западных стран, а теперь она экспортирует в эти страны свою передовую технологию. Это стало возможным в значительной степени благодаря применению статистического контроля качества, а также проведению статистического анализа, анализа процесса и анализа качества. Конечно, нельзя сказать, что все проблемы решены.
Список используемой литературы. 1. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. 2. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 3. Управление качеством продукции. Справочник. – М.: Издательство стандартов, 1985. 4. Исикава Каору Японские методы управления качеством. – М.:Издательство «Экономика» 1988. 5. Лебедева И.М. Японский экономический феномен: роль государства// Проблемы теории и практики управления. – 1995. - №1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.