Содержание
Введение……………………………………………… .………… стр. 3.
1. Качество жизни как социально-экономическая категория… .стр. 4.
2. Факторы влияющие на качество жизни населения……………стр. 7.
3. Методы оценки качества жизни населения……………………стр. 11.
4. Система социальной защиты населения……………………….стр. 13.
5. Список стран по качеству жизни составленный ООН… ……стр. 16.
Заключение…………………………………………………….……стр. 17.
Список использованной литературы……………………….…… стр. 18.
Введение
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.
Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.
Качество жизни предполагает:
- чистую окружающую среду;
- личную и национальную безопасность;
- политические и экономические свободы;
- и другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.
Качество жизни — это категория не столь стандартизованная, как понятие "качество", представленное в международных стандартах ISO. Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах идея качества стала национальной идеей. Под качеством жизни понимается, как правило, финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое.
1. Качество жизни как социально-экономическая категория
Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей:
Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.
Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению, с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.
С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.
Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:
· степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;
· удовлетворенность качеством жизни самих людей.
В третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.
Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.
Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.
Что же касается благосостояния в целом, то это некоторый синтез, обобщающее представление социального организма, включающее все вышеуказанные аспекты.
Достижение максимально высокого качества жизни населения является приоритетной целью социальной рыночной экономики. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни граждан.
Качество жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей.
При этом возможны два подхода:
· составление сводного перечня показателей в соответствии со структурой потребностей и интересов;
· более предпочтительный аналитический подход, при котором показатели качества жизни прежде всего группируются по сферам жизни в соответствии со структурой самих процессов жизни людей, с последующим синтетическим обобщением.
И методологически, и для практических целей весьма важно оценить качество жизни не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер.
К таким сферам относятся:
· трудовая жизнь;
· сфера развития способностей людей;
· семейная жизнь;
· быт и поддержание здоровья;
· жизнь нетрудоспособных;
· досуг;
· окружающая среда;
· жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.
Особую сферу жизни людей образует забота о будущем.
Каждая из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма сложная и обширная структура. Так, например, переход к рыночной экономике изменил качество труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Позитивность социально-экономических преобразований выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения
2. Факторы влияющие на качество жизни населения.
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.
Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
· политические факторы;
· экономические факторы;
· социальные факторы;
· научно-технический прогресс;
· экологические факторы и др.
Под условиями жизни следует понимать непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища и имущественная обеспеченность семей, развитие общественных фондов и социальной инфраструктуры). Уровень жизни – это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Главная черта социально-экономической категории «уровень жизни» - это характер и масштабы реализации потребностей не только населения в целом, но и отдельных групп. В основе определения образа жизни как способа деятельности лежит ориентация поведения человека, коллектива, социальной общности, связанная с их целевыми установками (например, пассивному образу жизни противостоит активный). Уровень жизни характеризуется посредством таких показателей, как:
o среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике;
o денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
o средний размер назначенных пенсий;
o прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
o численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
o соотношение с прожиточным минимумом среднедушевых доходов, среднемесячной начисленной заработной платы, среднего размера назначенной месячной пенсии;
o соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
Среди факторов влияющих на качество жизни важное значение имеют такие, как прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительством Российской Федерации.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина разрабатывается для трех основных социально-демографических групп населения", трудоспособное население, пенсионеры, дети; как в целом по России, так и по субъектам федерации. Постановлением правительства РФ от 18 февраля 1998 года №214 координация работы по разработке методических рекомендаций по определению потребительской корзины возложена на Министерство труда и социального развития РФ. При определении потребительской корзины должны учитываться природно-климатический условия, национальные традиции и местные особенности потребления соответствующих субъектов.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг. По прожиточному минимуму фиксируется официальная черта бедности. Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина все пособия и выплаты гражданам должны обеспечивать уровень дохода не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Доход населения – это материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы населения делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.
Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.
Натуральные доходы населения включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.
Денежные и натуральные доходы образуют личный доход населения.
Номинальные доходы населения характеризуют уровень денежных доходов населения независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги.
Располагаемые доходы – это номинальные доходы населения за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем, он не учитывает динамики уровня цен. Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы. Под ним понимаются располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.
Основными компонентами денежных доходов населения в рыночной экономике являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, а также социальные трансферты.
Для любой экономической системы характерна дифференциация населения по уровню доходов. Дифференциация доходов – это объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения, регионов. Дифференциация есть результат комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Дифференциация доходов связана с дифференциацией заработной платы и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различие в потреблении населением товаров и услуг, то есть в его уровне жизни. Становление рыночных отношений объективно углубляет социальное расслоение общества. Объективные причины отражают общественную полезность занятий. В их основе лежит территориальная, отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровня оплаты труда, образовательный уровень, владение собственностью. Субъективные причины связаны с характеристиками личности. Специфические же причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды, конъюнктурой рынка.
3. Методы оценки качества жизни населения
Что касается методов оценки качества жизни населения , то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, их типовой неоднородности можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистических, социологических, экономико-математических. Причем каждое из трех основных структурных составляющих качества жизни населения нуждается в своем наборе методов. Очевидно, например, что первая группа показателей (здоровье) будет изучаться преимущественно по данным текущей статистики и отчетности; анализ уровня жизни потребует использования также данных бюджетных исследований семей, а в мониторинге образа жизни будут преобладать социологические методы.
На сегодняшний день наиболее перспективным методом при оценке качества жизни населения представляется социологический метод, позволяющий получить богатую информацию о социальной дифференциации качества жизни, о проблемах удовлетворения специфических потребностей различных групп и слоев населения.
Анализ полученной в ходе социологических опросов информации позволяет местной администрации получить более детальную картину функционирования городских служб, оказывающих непосредственное влияние как на жизнь города в целом, так и отдельных его районов.
Социологические исследования являются в настоящее время тем методологическим инструментарием, который позволяет через частные мнения и суждения жителей города определить болевые точки в социальной инфраструктуре, наметить пути их преодоления.
Существуют различные виды социологических исследований, позволяющие увидеть город как единое целое.
К их числу относятся:
1. Зондажно-информационное обследование, основными этапами которого являются сбор сведений о состоянии инфраструктуры города, сбор статистической информации о численности, составе и динамике миграционных процессов, что позволяет комплексно описать реальное положение дел в изучаемом городе.
2. Контент-анализ или информативно-целевой анализ печатных изданий, выходящих в городе и районе, теле- и радиопередач, писем граждан в редакции газет, в местные органы власти позволяет определить круг формальных и неформальных лидеров городского сообщества, помогает выявить различные социальные группы населения, их потребности и ожидания от местных органов власти.
3. Собственно социологические опросы, основной целью которых является более глубокое изучение выявленных в ходе предыдущих этапов проблем.
Существуют два основных метода опроса:
- интервью
- и анкетные опросы.
Имеется множество разновидностей интервью: документальные (изучение событий прошлого, уточнение фактов), интервью мнений (выявление оценок, взглядов, суждений); интервью со строгой предварительной организацией вопросов и без нее. Интервью может быть интенсивным, глубоким (цель - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах) и фокусированным (цель – получить информацию о реакции опрашиваемого на определенные действия); может представлять собой беседу, в которой инициатива принадлежит самому опрашиваемому, он как бы «изливает душу». Для быстрого зондажа мнений применяют телефонные интервью.
Анкетные опросы предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, который регистрируется либо заочно, либо в присутствии интервьюера. Основная цель анкетных опросов – определить отношение населения к проводимым администрацией города мероприятиям, что позволяет местным органам власти корректировать среднесрочные и долгосрочные планы развития городской среды.
4. Опросы экспертов по определенным проблемам функционирования и развития муниципальных образований, которые позволяют взглянуть на выявленные населением через социологические опросы проблемы с другой стороны, дать им более объективную оценку.
5. Специализированные прогнозные методы, главной целью которых является определение логической последовательности развертывания деятельности по решению выявленных проблем, определение перспектив развития города в целом. Метод моделирования связан с поиском альтернатив развития, дает возможность отобрать оптимальный для имеющихся в городе условий вариант.
В комплексном использовании всего арсенала источников данных о социальных процессах и явлениях как естественно функционирующей информации – текущей статистики, отчетности, единовременных учетов, переписей, социально-демографических обследований и т.п., так и специально организованных исследований, опросов населения для реализации целей управления и состоит сущность социального мониторинга.
4. Система социальной защиты населения.
Под термином социальная защита населения подразумевается система экономических отношений, гарантирующая каждому человеку достойный уровень жизни и обеспечивающий его необходимыми благами при утрате тех или иных его способностей.
Основными составляющими системы соц. Защиты являются:
· защита от безработицы;
· обеспечение пособий для нетрудоспособных, инвалидов, обездоленных;
· оплата труда и пособия, обеспечивающие нормальный образ жизни;
· минимальное обеспечение жильем, услугами культуры, здравоохранения, образования и др.
Социальная защита населения проявляется в разных формах таких как соцстрах, государственный трансферты, индексация и др. Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи нуждающимся, не связанные с их участием в хозяйственной деятельности. Механизм индексации доходов связан с увеличением номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Этот механизм может применяться только в бюджетной сфере. Социальное страхование это вид социальной защиты, направленный на обеспечение соцгарантий по защите граждан от социальных и профессиональных рисков. К государственному социальному страхованию относятся пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование (ОМС), выплата пособий по государственной социальному страхованию в случае безработицы, потери трудоспособности и т.п.
В настоящее время основную работу по соцзащите населения выполняют следующие органы:
· Государственные органы социальной защиты населения;
· Специализированные общественные и профессиональные организации;
· Негосударственные коммерческие структуры;
· Фонды благотворительности и милосердия;
· Религиозные организации;
· Профессиональные организации педагогов, юристов, социальных работников;
· Политические партии и общественные движения.
В РФ разработана госпрограмма социальных реформ на период 1996 – 2000 гг., основными целями которой является: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; достижение эффективной занятости; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения жильем; переориентация социальной политики на семью; улучшение демографической ситуации.
Можно привести некоторые социальные гарантии, предоставляемые государством населению: минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий по старости, единовременное пособие при рождении каждого ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком.
В сфере соцобслуживания наблюдается недостаточная материально-техническая база и финансирование отрасли. Необходимо принять меры по преодолению дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания и обеспечению всех нуждающихся в социальной помощи и услугах в стационарных условиях и на дому. Важна разработка стандартов социального обслуживания населения и порядка лицензирования этой деятельности. Должна быть продолжена работа по расширению сети учреждений.
Существуют также установленные законодательством нормативы бюджетных расходов на:
· образование – не менее 10% национального дохода;
· высшее образование – не менее 3% расходной части федерального бюджета;
· науку – не менее 4% расходной части федерального бюджета;
· культуру и искусство – не менее 2% расходной части федерального бюджета.
5. Список стран по качеству жизни составленный ООН
Россия открыла шестой десяток в списке стран мира, составленном ООН по целому ряду критериев, в совокупности названных “качеством жизни в них”. Первое место уже, который год подряд в этом перечне занимает Норвегия. Второе, третье, четвертое и пятое, соответственно, - Швеция, Канада, Бельгия и Австралия. На шестом месте - США. Исландия - на седьмом, Нидерланды - на восьмом, Япония занимает девятое место, замыкает первую десятку Финляндия.
Во второй десятке - страны, жизнь в которых не так хороша и безоблачна, как в государствах первой десятки, но все-таки на достаточно высоком уровне для XXI века. В ней места с 11 по 20 достались соответственно Швейцарии, Франции, Великобритании, Дании, Австрии, Люксембургу, ФРГ, Ирландии, Новой Зеландии и Италии.
Замыкает список на 173 месте Сьерра-Леоне. Согласно данным ООН, в Восточной Европе, в странах бывшего СССР, а также во многих государствах Африки сейчас уровень жизни ниже, чем в конце “холодной войны” (т.е. в конце 80-х - начале 90х гг.). Люди там живут беднее и умирают раньше.
Официально список ООН называется “списком стран, в которых лучше всего жить”. При его составлении учитывались такие факторы, как уровень образования, продолжительность жизни и доход на душу населения.
Заключение.
Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Надеюсь, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально незащищенных слоев населения.
Список используемой литературы:
1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебник под редакцией Т.Г. Морозовой, Москва, ЮНИТИ.1999г.
2. Государственной регулирование экономики и социальный комплекс. Учебное пособие под редакцией профессора Т.Г. Морозовой и доцента А.В. Пикулькина. Москва. Финстатинформ,1997.
3. Экономика. Учебник под редакцией А. С. Булатова. Москва. Бек.1997
4. Черныш Е.А., Молчанова И.П., Новикова А.А., Салтыкова Т.А., Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Москва. Финстатинформ.1999
5. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат России. Москва.1999
6. Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.
7. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
8. Институт качества жизни, адрес в интернете http://qol.ur.ru/index.html