Введение
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.
В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом - снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.
Изучение теоретических запросов, затрагиваемых в научных публикациях по качеству продукции, а также анализ связанных с проблемой качества практических потребностей предприятий различных отраслей народного хозяйства позволяют сделать следующий вывод: предметом науки о качестве продукции являются свойства продуктов труда и их соотношения с потребностями и возможностями общественного воспроизводства.
Наука о количественной оценке качества – квалиметрия - привлекает внимание все большего числа научных работников и специалистов, занятых в промышленности.
Квалиметрия (от лат. qualis – какой по качеству и греч. метрео – мерить, измерять) – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер (естественно, что объектом приложения методов квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическпму анализу).
Квалиметрия – область практической и научной деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественной оценки качества. Квалиметрия является составной частью квалитологии - науки о качестве.
Объект квалиметрии - это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности.
1 Теоретическая часть
1.2 Краткая история возникновение квалиметрии
Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.
Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к 15 веку до н.э Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей,- способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости. Первая кафедра товароведения была организована в 1549 г. В Италии при Падуанском университете.
Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце 19-начале 20 в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.
Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.
В 20-30 года 20-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.
Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции.
В те годы «холодной войны» двух социальных систем особенно обострилась не только военно-политическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой продукции.
В первой половине прошлого века в экономически развитых странах Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качества использовались и в СССР. Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и иные решения в отношении качества продукции.
Кроме того, решение различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объеденных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудования, приборов и т. д. с другой стороны, требовались методики количественных оценок различных объектов. Все это привело к тому, тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».
Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере 1968г. журнал «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и неодушевленных , предметов и процессов , продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.
В 1971 г. нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали наши авторы. В 1972г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии.
1979 г. – Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».
Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятие. Термины и определения». ЕОКК на своих международных с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.
В последующие годы до наших дней в стране изданы десятки монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия преподается студентам многих технических вузов, готовящих инженеров по специальности «Метрология, стандартизация и управление качеством», а также будущим инженерам-менеджерам новой специальности «Управление качеством». Есть учебники и учебные пособия по квалиметрии. Госстандарт периодически издает руководящие и методические материалы по использованию методов квалиметрии на практике. Методы квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управление качеством продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами.
Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, известно, что в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оценивания качеств.
Итак, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.
Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли наши соотечественники, в частности: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Белик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.В. Субето, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.
1.2 Понятие квалиметрии, ее объект и структура.
Квалиметрией, от латинского корня «квали» (образующего слова qualitas - качество, свойство, характер, и qualis - какой, какого качества) и древнегреческого слова «метрео» - мерить, измерять.
Корень «метрео» стал общеупотребительным в международном научном лексиконе. Что же касается корня «квали», то производные от него как в русском языке (квалификация, квалифицировать и т. д.), так и в языках большинства стран мира означают «качество». Например, в английском -quality («кволити»), в испанском- cualidad («квадидад:»), во французском - qualite («калите»), в итальянском - qualita («квалита»), в голландском - kwaliteit («квалитайт»), в немецком - qualitat («квалитет»).
Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира.
Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.
Объектами квалиметрии является - категории и свойства продукции.
Продукции - сложное многоаспектное понятие, она обладает потребительскими свойствами, совокупность которых составляет ее потребительскую стоимость. Потребительское свойство - это объективная особенность, которая проявляется в процессе использования и потребления продукции.
По стандартам России объектами, обладающими определенными потребительскими свойствами, является продукции, услуга, интеллектуальный продукт.
Также существует международный стандарт ISO 9000 выделено четыре категории продукции:
1. Оборудование (технические средства)
2. Перерабатываемые материалы (жидкость, газ, слитки, и др.) материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние.
3. Интеллектуальная продукция.
4. Услуги (разработка проекта, снабжение изделиями и т.д.)
Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.
Структура квалиметрии состоит из трех частей:
– общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;
- специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;
- предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.
Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.
Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:
- общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;
- специальные квалиметрии классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);
- предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции — технических устройств, изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве,состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.
У квалиметрии как науки имеются статусы ; экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.
Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.
Технический статус обусловлен взаимосвязью технического аспекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.
Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.
Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.
Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.
Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать социологическим и правовым статусами. Очевидно, что перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую в целом междисциплинарный статус.
Квалиметрию обычно подразделяется на теоретическую квалиметрию, изучающую проблемы оценки качества в общем плане, и прикладную квалиметрию, рассматривающую вопросы измерения качества применительно к конкретным объектам. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий. Конечной целью квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.
1.3 Принципы и задачи квалиметрии.
Так как определение качества объектов реального мира есть, по существу, познание их важнейших свойств и по сути, то, следовательно, квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии – теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.
Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем.
1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования.
В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными.
Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции (как комплексных, так и дифференциальных), которые учитывают интересы, как производителей, так и потребителей. Тем более что комплексная оценка качества и не всегда необходима. В некоторых случаях достаточно иметь только дифференциальную оценку одного из свойств качества (например, в ситуации, когда при сравнении двух образцов с целью выбора лучшего из них все остальные свойства одного образца оказываются равными соответствующим свойствам другого)
2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей.
Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.
3. Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.
Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества и такого е показателя базового, эталонного образца.
4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.
Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.
5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.
6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости.
7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.
8. Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей.
9. При количественной оценки качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.
10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.
Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности.
1.4 Роль квалиметрии в управлении качеством.
Учение об измерении и количественной оценке качества объектов и процессов деятельность людей называется - квалиметрия. Роль квалиметрии - создание таких методов, приемов и средства оценивания качества продукции, которые способны учитывать интересы общества. Она формируется на основе науке об экономических измерений «эконометрика», и науке занимающаяся процессами, методами и средствами измерения «метрология - создание эталонов и образцовых средств, в проверке средств и мер измерений»
Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:
- прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;
- разработка методов определения численных значений показателей качества:
- разработка принципов и методов оценки качества;
- выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;
- определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;
- определение научно-технического уровня НТД;
- расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;
- установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;
- планирование разработки и освоения новых видов продукции;
- определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;
- оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;
- определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;
- планирование повышения качества изготовления продукции;
- планирование технического уровня и качества;
- проведение контроля и испытаний;
- установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;
- выбор моделей сертификации продукции и СМ К:
- проведение внешними организациями оценок СМ К смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.);
- проведение внутренних оценок своих СМ К и ее различных подсистем;
- сертификация СМ К;
- аттестация производства;
- выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);
- определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;
- изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;
- подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;
- выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции.
Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством.
Задача повышения качества продукции в настоящее время стала одной из главных как в нашей стране, так и за рубежом. Значимость этой задачи в ближайшем будущем, без сомнения, еще больше возрастет, что объясняется рядом причин, вытекающих из уровня производительных сил, состояния и перспектив развития экономики.
Но для того чтобы улучшить качество, нужно, прежде всего, уметь его количественно определять, так как применение численных методов - одна из важнейших предпосылок правильности принимаемых управляющих решений.
Оценка качества - первый и основной этап системы управления качеством. Для решения вопросов организации и внедрения государственной системы управления качеством, включающей вопросы планирования, прогнозирования, оптимизации и другие, необходимо разработать объективные методы оценки качества. Причем в первую очередь - методы комплексной оценки, потребность в которых становится все более настоятельной. Вызвана она целым рядом серьезных причин и главным образом-необходимостью оценки продукции до поступления ее в сферу распределения.
Трудности реализации многих видов продукции связаны с неумением правильно оценивать ее качество на различных стадиях: технического задания, рабочего проекта, опытного образца и, наконец, серийной продукции. Это приводят к замедлению ее реализации, а иногда и к невозможности продажи, что приносит народному хозяйству громадные убытки.
Фирма «Жилетт», выпускающая лезвия для бритья, считается одной из лучших в мире. Поэтому понятна тревога отдела по продаже, когда конкурирующая фирма начала выпускать полуавтоматический магазин лезвий. Отделение потребовало от конструкторского и производственного отделов внедрения чего-либо подобного. Но когда отдел обеспечения качества произвел оценку, то выяснилось, что роль новинки суммарной оценке качества сравнительно невелика и выпуск ее нецелесообразен. Однако расчеты показали, что по некоторым другим показателям изделия «Жилетт» отстают от конкурирующих, что значительно снижает комплексную оценку. На эти показатели отдел обеспечения качества и предложил обратить внимание.
Вопрос правильного ценообразования также тесно связан с умением объективно оценивать качество продукции.
Целесообразность учета качества при назначении цены продукции признает большинство экономистов. Естественно, что для нахождения зависимости цены от качества нужно уметь измерять их. Цена по самой своей сути уже имеет числовую форму. Вот почему практические потребности ценообразования в нашей стране настоятельно требуют разработки научно обоснованных принципов комплексной количественной оценки качества.
Такие оценки стали особенно необходимы и в связи с появлением различных систем автоматического проектирования.
Однако самое главное в этих системах проектирования не то, что они являются автоматическими, а то, что они выдают оптимальное - самое лучшее с точки зрения выбранного критерия решение. Критерий оптимальности, закладываемый в программу работы этих комплексов, может быть самый различный. Как правило, такое проектирование ведется на основе критерия минимальной стоимости объекта. Но очень часто нас интересуют не минимальные затраты на продукцию, а ее максимальное качество. Переналадка системы проектирования на решение этой задачи не представляет принципиальных трудностей. Единственно, что требуется, - математическое выражение, описывающее проектируемый объект как совокупность отдельных его свойств, т. е. моделирующее его качество.
Общая тенденция технического прогресса предопределяет все большее внедрение оптимального автоматического проектирования в самые различные отрасли материального производства. И одна из главных предпосылок для широкого их распространения - разработка методов комплексной количественной оценки качества самых разнообразных продуктов труда.
Одной из важнейших форм управления качеством продукции является ее аттестация. Показатели аттестуемой продукции « .должны превышать показатели, предусмотренные действующими стандартами, и соответствовать высшим показателям качества, достигнутым в современной отечественной и зарубежной промышленности».
Государственная аттестация качества продукции должна базироваться на объективных и надежных методах оценки качества. Необходимо дальнейшее развитие этой системы с тем, чтобы, во-первых, аттестации подвергалась б6льшая часть выпускаемой продукции, и, во-вторых, чтобы определялось не только соответствие продукции мировому уровню, но и степень отставания от него.
Все сказанное, а также необходимость обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке, разработки принципов материальной и моральной заинтересованности за повышение качества, стандартизации показателей качества продукции и т. д. обусловливают потребность в количественной оценке качества и, особенно в комплексной оценке.
Однако в настоящее время оценка качества продукции встречается с все большими и большими трудностями, которые носят объективный характер и имеют устойчивую тенденцию к росту, определяемую особенностями современного массового промышленного производства и развитием товарообмена.
В прошлом экономический риск, связанный с выпуском новой продукции был сравнительно невелик, так как перестройка производства требовала относительно небольших капиталовложений и небольших сроков освоения. В последние десятилетия в промышленно развитых странах мира положение резко изменилось: выпуск более качественной продукции, как правило, связан с крупными затратами на налаживание производства, а период подготовки производства порой затягивается на несколько лет. Поэтому возрастает риск, вызываемый опасностью понести большие убытки, если продукция не будет пользоваться достаточным спросом.
Таким образом, объективные условия современного, производства и сбыта все более настоятельно требуют надежных методов оценки качества как готовой продукции, так и опытно-конструкторских разработок.
2 Практическая часть
2.1 Оценка уровня качества изделий методом сравнения с идеальным изделием
Оценка качества продукции производится методом с использованием Идеальной продукции.
Идеальная продукция выбирается следующим образом: из приведенных 3-х изделий по каждому техническому параметру выбирается наилучший и ставится в графу «Идеальное изделие», то есть подразумевается, что Идеальное изделие на 100% удовлетворяет потребность потребителя. В дальнейшем параметры каждого изделия сравниваются с Идеальным изделием и так далее.
Параметры, характеризующие качество продукции, подразделяют на следующие группы:
технические (параметры назначения, эргономические, нормативные, эстетические и другие);
- экономические (формирующие цену производителя и потребителя);
- организационные (система скидок, условия платежа, гарантии и так далее).
В группе технических параметров особое значение имеют нормативные параметры, показывающие, соответствует ли продукт стандартам, нормам, правилам, которые регламентируют границы, из-за которых данный параметр не имеет право выходить. Продукт, не отвечающий этим требованиям, просто не может быть передан в эксплуатацию.
При оценке качества продукции используются единичные, групповые, интегральные показатели качества.
Анализ технических параметров начинается с расчета единичного и группового показателей качества по нормативным параметрам.
Единичный показатель качества qi рассчитывается по формуле:
qi = pi/pu или qi=pu/pi (1)
где pi - величина параметра оцениваемой продукции,
pu - величина параметра условного Идеального продукта/
Идеальный товар берется за базу сравнения в силу отсутствия данных об эталоне.
Единичный показатель по нормативному параметру может принимать значения от 0 до 1. Каждому показателю по отношению к продукции в целом устанавливается некоторый вес аi, различный для каждого показателя. После того как будут вычислены все единичные показатели, становится возможным вычисление группового показателя, характеризующего соответствие изделие существующим нормам.
Группового показателя качества по техническим параметрам, который находится по формуле:
Iтп = Σ qiai (2)
где qi - единичный параметрический показатель по i -му параметру;
ai - вес i - го параметра;
n - число параметров, подлежащих рассмотрению.
Показатель качества Ктп данного изделия по отношению к другому изделию другой фирмы равен:
Ктп = Iтп1/ Iтп2 (3)
где Iтп1/ Iтп2 - соответствующие групповые технические показатели 1-го (оцениваемого изделия) и 2-го (другого изделия).
Групповой параметрический показатель по экономическим параметрам сводится к простому сложению составляющих элементов цены потребления на исследуемом отрезке времени.
Индекс экономических параметров Iэп рассчитывается по следующей формуле:
Iэп = Цп1 / Цп2 (4)
где Цп1, Цп2- соответственно цена потребления 1-го (оцениваемого изделия) и 2-го (конкурирующего изделия)
На следующем этапе рассчитывается интегральный показатель уровня качества:
П = Ктп / Iэп (5)
На основании рассчитанного показателя делается вывод о качестве данного товара по сравнению с другим изделием.
После оценки качества продукции на основе имеющихся данных производится расчет экономического эффекта от повышения качества продукции. В качестве базового изделия берется изделие с параметрами, у которого себестоимость единицы работы изделия равна затратам на эксплуатацию. Параметры нового изделия должны соответствовать параметрам Идеального изделия.
Таблица 1 – Определение качества продукции
Показатели
Параметры
Экономические параметры
Технические
База
Вместимость цистерны
Способ наполнения цистерны
Способ опорожнения цистерны
Время заполнения цистерны
Время опорожнения цистерны
Масса снаряжения
Скорость транспортная максимальная
Габаритные размеры
Цена прода-жи
Затраты на эксплуатацию
Цена потребления
автопоезда
полуприцепа
Длина
Высота
Идеальное изделие
3 балла
20000 л.
Насосом 2 балла
Насосом 2 балла
25 минут
25 минут
14510
8040
90 км/ч
8,65
2,5
3,49
1026
3816
4770
Единичные параметры,
Показатель (qi)
q1 = 1изд./Ид.
q2 = 2изд./Ид.
q3 = 3изд./Ид.
0,67
1
1
0,6
0,6
1
1
1
1
1
1
1
1
0,83
0,42
1
0,28
0,31
0,57
0,94
1
0,47
0,9
1
0,78
1
0,89
0,82
0,86
1
1
1
1
0,89
1
1
Единичный параметр, показатель с учетом К весомости (ai)
Jтп = qi * ai
Jтп1
Jтп2
Jтп3
0,09
0,14
0,14
0,11
0,11
0,18
0,09
0,09
0,09
0,09
0,09
0,09
0,075
0,06
0,03
0,075
0,2
0,02
0,04
0,07
0,07
0,03
0,06
0,07
0,05
0,065
0,06
0,05
0,05
0,055
0,045
0,045
0,045
0,04
0,045
0,045
Таблица 2 – Определение уровня качества продукции
№
п/п
Показатели
Изделия
1 изделие
2 изделие
3 изделие
А
1
2
3
1
Групповой показатель качества по техническим параметрам, Jтп = qiai
0,785
1,025
0,895
2
Уровень качества по техническим параметрам,
Ктп1 = Jтп1/Jтп2
Kтп2 = Jтп2/тп3
Kтп3 = Jтп1/Jтп3
0,766
1,145
0,877
2
Индекс экономических параметров,
Jэп1 = Цп1/Цп2
Jэп2 = Цп2/Цп3
Jэп3 = Цп1/Цп3
0,967
0,962
0,93
4
Интегральный показатель уровня качества
П1 = Ктп1/Кэп1
П2 = Ктп2/Кэп2
П3 = Ктп3/Кэп3
0,792
1,19
0,943
2.2 Определение экономического эффекта от повышения качества продукции
Величина годового экономического эффекта Эпотр в сфере потребления от повышения показателей качества изделий определяется по формуле:
Эпотр = (И1+ЕнК’1)γ - (И2 + ЕнК’2), (6)
где И, И2 – себестоимость единицы работы (эксплуатационные издержек, выполняемой изделием, принятым за базу для сравнения вариантов, и изделием с повышенными показателями качества, руб.;
К1’, К2’ - капитальные вложения (цена) потребителя, использующего изделие, принятое за базу сравнения, и изделие с повышенными показателями качества, руб.;
Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений;
γ - коэффициент учитывающий соотношение показателей качества изделия для определения тождества эффекта, определяется по формуле:
γ = ω * α * β * δ, (7)
где ω - коэффициент эквивалентности по техническим показателям (параметрам) базового изделия и изделия с улучшенными показателями, если сопоставляются изделия только с повышенными параметрами качества (новое) и изделия, принятые за базу для сравнения, определяется по формуле:
ω = Σ аi Кiн’,
где аi – коэффициент весомости i –го показателя (параметра) качества (в сумме коэффициенты равны единице);
Кiн’ – значение каждого i-го показателя качества изделия более высокого качества по отношению к изделию, принятому за базу, определяется по формуле:
Кiн’ = Вiн / Вiб или Кiн= Вiб/ Вiн , (8)
где Вiн , Вiб - значение каждого показателя ( технического параметра) качества сравниваемых нового и базового изделия;
αn – коэффициент, учитывающий дополнительные потребительские свойства изделия, определяемые экспертным путем а баллах, рассчитывается по формуле:
α n = Σ Бн / Σ Бб, (9)
где Бб, Бн – оценка в баллах потребительских свойств изделий базового и с улучшенными показателями (параметрами) качества;
β - коэффициент, учитывающий надежность изделия в эксплуатации, определяется по формуле:
β = Тн / Тб , (10)
где Тб, Тн – наработка на отказ базового и нового изделия (с более высокими показателями качества), ч.;
δ - коэффициент, учитывающий срок службы изделия, определяется по формуле:
δ = (1/ tб + Ен) / (1/ tн + Ен), (11)
где tб ,tн - соответственно срок службы базового и нового изделия, год.
Кiн = 10,4;
ω = 10,4;
α = Σ Бн / Σ Бб = 6 / 7 = 0,86;
β = Тн / Тб = 1;
δ = (1/ tб + Ен) / (1/ tн + Ен) = (1 / 6 + 0,15) / (1 / 6,5 + 0,15) = 1,05;
γ = ω * α * β * δ = 10,4 * 0,86 * 1 * 1,05 = 9,4;
Эпотр = (3948 + 0,15 * 987) * 9,4 – (3956 + 0,15 * 985) = 34399,12
Величина годового экономического эффекта в сфере потребления от повышения показателей качества изделий составляет 34399,12.
Новое (идеальное) изделие должно отражать основные функциональные и стимулирующие характеристики качества. При этом речь идет о том качестве, которое определяется потребителем. Нужно исходить из того, что покупатель вряд ли будет говорить о многих показателях качества. Его интересует не больше двух-трех. Поэтому возникает проблема инженерного воплощения качества в изделии.
Качество заказывается по существу потребителем, который хочет иметь изделия или услуги, в течение всего срока их службы соответствующих его потребностям, ожиданиям по цене, имеют соответствующую ценность.
Расчет годового экономического эффекта имеет широкое применение в практике экономических расчетов. Его величина показывает общую экономию годовых затрат по сравниваемым вариантам.
Годовой экономический эффект является одним из основным элементов расчета экономической эффективности капитальных вложений и новой техники.
Заключение
Квалиметрия - отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества. Основные задачи квалиметрии: обоснование показателей качества, разработка методов их определения, расчета и оптимизации, совершенствование типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка обобщенных показателей и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством. Объектами квалиметрии могут быть любые товары и услуги, к которым применимо понятие «качество».
Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.
Актуальность квалиметрии, как науки и ее роли в управлении качеством заключается в том, что она позволяет:
- определять соответствие качества продукции требуемому, выявлять характер и степень влияния на него различных факторов, принимать обоснованные решения о целесообразности его повышения и находить для этого наиболее рациональные пути;
- решать задачи, связанные с оптимизацией качества продукции, т.е. с нахождением такой совокупности ее характеристик, которая обеспечивает максимально эффективное использование продукции по назначению при минимально возможных затратах ресурсов и соблюдении принятых норм безопасности и охраны окружающей среды;
- совершенствовать технику и технологию производства и эксплуатации продукции;
- управлять качеством продукции, т.е. находить наиболее эффективные управляющие воздействия, анализировать информацию об изменениях в качестве управляемого объекта, вызванных этими воздействиями и т.д.;
- сравнивать альтернативные варианты продукции и выбирать наиболее предпочтительные из них;
- ограничивать номенклатуру продукции (сырья, материалов и др.) до некоторого рационального минимума, необходимого и достаточного для удовлетворения основных потребностей в различных сферах ее применения, что создает предпосылки для концентрации и специализации ее производства.
При этом, пожалуй, самым важным является то, что количественная оценка обеспечивает возможность оптимизации качества продукции на стадии ее проектирования и тем самым обеспечивает уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.
Список использованных источников
1 Басовский Л.Е. , Протасьев Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 212с.
2 Мазур И.И. Шапиро В.Д. Управление качеством. – М.: Высшая школа, 2003. – 334с.
3 Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 303с.
4 Швандар В.А., Панов В.П., Купряков Е.М. Стандартизация и управление качеством. – М.: Юнити, 2000. – 487с.
5 Управление качеством: Учебное пособие / Под ред. Н.И. Новицкого. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 199с.
6 Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 160с.
7 Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002.
8 Федюкин В.К. Квалинтология: Учебное пособие. Часть 1. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2002.
9 Федюкин В.К.Основы квалиметрии. - М.: Изд-во «ФИЛИНЪ»,2004.
10 Швандар В.А., Панов В.П., Купряков Е.М. Стандартизация и управление качеством. – М.: Юнити, 2000. – 487с.