Реферат по предмету "Трудовое право"


Субъекты трудового права

ПЛАН РЕФЕРАТА ВВЕДЕНИЕ 3 § 1. Понятие и виды субъектов трудового права 4 § 2. Физическое лицо как субъект трудового права 7 § 3. Юридические лица (работодатели) как субъекты трудового права 9 § 4. Профессиональные союзы, объединения работодателей, иные представители работников и работодателей, органы социального партнерства как субъекты трудового права 11
§ 5. Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права 14 Заключение 15 Список использованной литературы . 16
ВВЕДЕНИЕ Прежде чем говорить о субъектах трудового права, надо вспомнить, что означает понятие – субъект права. Субъект права – лицо (физическое и юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.[1] Субъект права это необходимый элемент любого правоотношения, но в каждой отрасли права имеет свою специфику. Основной характеристикой субъекта права являются его права и обязанности. Таким образом, субъектами трудового права будут являться стороны правоотношений, составляющих предмет трудового права, а это, как известно, трудовые и тесно связанные с трудовыми правоотношения. Отсюда можно сделать вывод, что субъектами трудового права являются—стороны трудовых и тесно связанных с трудовыми правоотношений, а именно: общественные отношения, которые складываются при включении гражданина в трудовой коллектив организации для выполнения личным трудом определенной работы за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку[2] ;отношения по трудоустройству и занятости; отношения по повышению квалификации непосредственно на производстве; организационно-управленческие правоотношения; отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства; отношения по рассмотрению трудовых споров; процедурные отношения. Теперь мы видим, что трудовое право, благодаря своеобразию своего предмета, имеет и своеобразный круг субъектов, который будет рассмотрен в данной курсовой работе. Хотелось бы отметить, что само по себе трудовое право достаточно специфично, и имеет две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны оно нацелено на правовое обеспечение производства, а с другой - на защиту человека и его прав в сфере применения труда. Первая функция касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а другая – как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. На социальную роль трудового права указывает Ю.А. Тихомиров, который, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, говоря о том, что оно предназначено не только для реализации и защиты отдельных прав граждан, но и их совокупной охраны. А С.А. Иванов указал, что трудовое право сложилось на базе не только частного, но и публичного права, что обусловило своеобразный социальный характер трудового права, которое развивается, главным образом по своим собственным законам, в значительной мере отличающимися от гражданско-правовых[3]. Отсюда и такая своеобразность субъектов трудового права.
§ 1. Понятие и виды субъектов трудового права Субъектами права признаются физические и юридические лица, которые на основании правовых норм могут быть участ­никами возникающих правоотношений - носителями опреде­ленных субъективных прав и обязанностей. Каждая отрасль права, включая трудовое, в силу специфики общественных отношений, составляющих ее предмет, имеет свой состав субъектов. Поскольку предмет трудового права составляет комплекс общественных отношений, включающий собственно трудовые отношения и отношения, непосредственно связанные с трудо­выми, состав субъектов отличается многообразием и имеет осо­бенности в зависимости от вида регулируемых отношений. В трудовых отношениях одной из сторон всегда является физи­ческое лицо (работник). Но нередко в научной и учебной лите­ратуре вместо понятия «физическое лицо» как участник трудо­вых и непосредственно связанных с ними отношений пользу­ются понятием «гражданин», имеющим иное юридическое содержание. Между тем если для некоторых категорий работников (физи­ческих лиц) наличие гражданства Российской Федерации является необходимым условием для вступления в трудовые отношения (например, для поступающих на должности государственной службы), то в других видах трудовой деятельности это требование о наличии гражданства Российской Федерации может быть уста­новлено только для определенных категорий работников. Так, в ст. 56 КТМ РФ «Гражданство членов экипажа судна» установле­но, что в состав экипажа судна, плавающего под Государствен­ным флагом Российской Федерации, кроме российских могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, однако не на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Другой стороной трудового отношения (работодателем) мо­гут быть как физические, так и юридические лица любой орга­низационно-правовой формы (коммерческие и некоммерче­ские организации, а также их представительства и филиалы, наделенные правом приема и увольнения работников). В отношениях, непосредственно связанных с трудовыми, участниками могут быть и юридические, и физические лица. Так, в отношениях по надзору и контролю за соблюдением за­конодательства о труде и охране труда сторонами являются юридические лица (например, орган государственного надзора в лице федеральной инспекции труда, с одной стороны, и юри­дическое лицо - с другой). Но поднадзорным субъектом может быть индивидуальный предприниматель без образования юри­дического лица или любое физическое лицо, нанимающее ра­ботника для выполнения определенных работ по социально-бытовому обслуживанию работодателя и его семьи (водитель автомобиля, охранник, дворник, повар и т. д.). В социально-партнерских отношениях по согласованию ин­тересов сторон трудовых отношений (работников и работодате­лей) и регулированию социально-трудовых отношений могут участвовать как представители сторон в лице выборных органов профсоюзов и объединений работодателей, так и представители государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления. Необходимым условием участия физических и юридических лиц в трудовых и непосредственно связанных с ними отноше­ниях является обладание ими трудовой правосубъектностью. Трудовая правосубъектность как категория трудового права характеризуется наличием трех элементов, составляющих в единстве ее содержание: правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Трудовая правоспособность - это обеспеченная государством и установленная законодательством о труде равная возмож­ность вступать в трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Трудовая дееспособность - это установленная законодатель­ством о труде способность и юридическая возможность своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.
В трудовом праве они (право- и дееспособность) нераздели­мы и действуют одновременно, в отличие от гражданского пра­ва, которое допускает существование правоспособности при от­сутствии дееспособности, когда возможность вступления в иму­щественные отношения реализуется через представителей.
Это связано с тем, что труд - личная волевая деятельность работника, осуществляемая им самим. Поэтому в науке трудо­вого права принято говорить о единой праводееспособности. Единая трудовая праводееспособность дополняется деликто-способностью. Деликтоспособностъ как элемент трудовой пра­восубъектности - это способность субъекта трудового права отвечать за совершенные им трудовые дисциплинарные и мате­риальные правонарушения. Трудовая правосубъектность является необходимой предпо­сылкой, обязательным условием для возникновения трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Только обла­дая трудовой правосубъектностью физическое или юридиче­ское лицо может быть субъектом трудового права. Это позволя­ет определить понятие «субъект трудового права». Субъект трудового права - обладающий трудовой правосубъ­ектностью участник (сторона) трудовых и непосредственно свя­занных с ними отношений, составляющих предмет трудового права. Следует отметить, что трудовая правосубъектность как неот­делимое свойство субъекта трудового права имеет пределы сво­его существования. Используя соответствующие положения гражданского пра­ва, можно считать, что трудовая правосубъектность юридиче­ских лиц прекращается в случае их ликвидации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам (ст. 61 ГК РФ), а физических лиц - в случае их смерти (ст. 17 ГК РФ). Как уже было отмечено, состав субъектов трудового права многообразен и включает всех участников отношений, регули­руемых трудовым правом. В современных условиях состав субъ­ектов трудового права значительно расширился. Так, в сфере занятости и трудоустройства наряду с государственной службой занятости появились коммерческие, негосударственные службы занятости, деятельность которых урегулирована не только на­циональным законодательством, но и международным. В связи с массовыми нарушениями трудовых, социальных и иных прав работников и других категорий граждан были созда­ны и начали действовать специальные государственные органы в лице уполномоченных по правам человека в Российской Фе­дерации и ее субъектах, правовой статус которых установлен специальными законами. С целью усилить судебную защиту прав граждан, включая трудовые права, и приблизить органы правосудия к населению в рамках единой судебной системы страны начинают действовать суды субъектов Федерации в лице мировых судей, правовой ста­тус которых установлен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и соответствующими законами субъектов РФ. К компетенции мирового судьи отнесено рассмотрение по первой инстанции дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе. Исходя из этого можно сказать, что к видам субъектов тру­дового права относятся участники (субъекты) всех видов отно­шений, являющихся предметом трудового права, т. е. трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, независимо от их числа, поскольку процесс развития общественных отно­шений, которые могут быть предметом трудового права, про­должается, о чем было сказано при рассмотрении проблем предмета и системы трудового права. Учитывая сказанное, в состав субъектов трудового права можно включить: 1) работников (физические лица); 2) работодателей (физические лица и юридические лица лю­бой организационно-правовой формы, включая законодатель­ные органы, исполнительные органы государственной власти, органы судебной власти, органы местного самоуправления и др); 3) представителей работников в организациях (первичная профсоюзная организация и иные представители, избираемые работниками); 4) представителей работников в социальном партнерстве (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюз­ные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работника­ми в случаях, предусмотренных ТК РФ); 5) представителей работодателей в организациях в лице руководителя организации или уполномоченных им лиц; 6) представителей работодателей в сфере социального партнерства в лице соответствующих объединений работодателей; 7) органы по рассмотрению индивидуальных и коллектив­ных трудовых споров (КТС, федеральные суды и суды субъек­тов Федерации, включая мировых судей); 8) органы государственного надзора и контроля за соблюде­нием трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права; 9) уполномоченных по правам человека в Российской Феде­рации и ее субъектах; 10) иных субъектов отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями. Вместе с тем следует отметить, что в условиях перехода к рыночной экономике из состава субъектов трудового права фактически исчезла такая категория субъектов, как трудовой коллектив, хотя в утратившем силу с 1 февраля 2002 г. КЗоТ РФ имелась гл. XV-A «Трудовой коллектив», содержавшая нор­мы, определявшие статус этого вида субъектов трудового права. В новом ТК РФ нет ни одного упоминания о трудовых коллек­тивах. Речь в нем идет только о работниках и работодателях, а также их представителях в лице соответствующих профессио­нальных организаций, представляющих интересы сторон трудо­вых отношений. Каждый вид субъектов трудового права имеет свой правовой статус. Этот статус определяется не только актами трудового законодательства, но и нормами трудового права, содержащими­ся в комплексных актах, регулирующих ту или иную специфи­ческую сферу трудовой деятельности (ВзК РФ, КТМ РФ, Феде­ральный закон о физической культуре и спорте и др.). Обычно в содержание правового статуса субъектов включа­ют следующие его элементы: 1) трудовую правосубъектность; 2) основные (статутные) трудовые права и обязанности, ус­тановленные законодательством, что упорядочивает взаимоот­ношения между основными субъектами трудового права (работником и работодателем), в связи с чем в ст. 21 и 22 ТК РФ дан расширенный перечень их трудовых прав и обязанностей; 3) юридические гарантии (общие и специальные), обеспечи­вающие реализацию основных (статутных) прав и обязанно­стей; 4) установленная законодательством ответственность за нарушение трудовых обязанностей (за их неисполнение или не­надлежащее исполнение). Все эти элементы правового статуса субъектов трудового права устанавливаются трудовым законодательством, включая нормы трудового права, содержащиеся в комплексных законах и иных нормативных правовых актах. Рассмотрим более подробно особенности правового статуса отдельных видов субъектов трудового права.
§ 2. Физическое лицо как субъект трудового права В современных условиях рыночной экономики практически все физические лица имеют двойной статус, получив законода­тельно закрепленную возможность участия в трудовых отноше­ниях либо в качестве работника, либо в качестве работодателя, и даже одновременно в качестве того и другого. Поэтому в со­держании трудовой правосубъектности физического лица нуж­но различать обе правовые возможности и предпосылку их од­новременного существования, т. е. в отличие от традиционной трактовки трудовой правосубъектности физических лиц как возможности участвовать в трудовых отношениях в качестве ра­ботника сейчас следует говорить и о работодательской право­субъектности физических лиц. К сожалению, эта сложная про­блема не получила достаточной разработки в научной и учеб­ной литературе по трудовому праву.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что сложилось фактически три разновидности правового статуса физических лиц как субъектов трудового права, а точнее - субъектов тру­довых отношений. Первый - общий правовой статус физического лица, опре­деляющий его правовое положение как потенциального работ­ника.
В соответствии с ним возможность быть субъектом трудо­вого права связывается с достижением определенного возраста, когда физическое лицо юридически признается обладающим способностью к регулярному труду и способностью отвечать за свое поведение и отношение к труду. Согласно Конвенции МОТ № 138 (1973) «О минимальном возрасте для приема на работу» возраст, с наступлением которого физическое лицо признается обладающим общей трудовой правосубъектно­стью, не должен быть ниже 15 лет или возраста получения обязательного школьного образования. С наступлением этого возраста физическое лицо признается обладателем права са­мостоятельно распоряжаться своими способностями к труду. Действующее российское законодательство о труде, допуская в порядке исключения возможность приема на работу моло­дежи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях, по достижении ими 14-летнего возраста, с согласия родителей, усыновителей или попечителя, отступает от международных норм. Кроме того, надо учитывать принятую на 86-й сессии Меж­дународной конференции труда 18 июля 1998 г. Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, которая обязывает государства - члены МОТ, независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции, со­блюдать, содействовать применению и претворять добросовест­но принципы основополагающих прав, в частности «запреще­ние детского труда», т. е. труда лиц, возраст которых ниже 15 лет. Видимо, этим обусловлено включение в ТК РФ нормы, ус­танавливающей три возрастные категории лиц, с которыми до­пускается заключение трудового договора: общий - с лицами, достигшими 16-летнего возраста, и два специальных (15 лет - для лиц, получивших к этому возрасту основное общее образо­вание либо оставивших обучение в общеобразовательном учре­ждении; 14 лет - для учащихся, желающих, с согласия родите­лей, заниматься в свободное от учебы время легким трудом, не причиняющим вреда здоровью и не нарушающим процесса обучения). Однако принятие такой нормы не устраняет проти­воречий с международными положениями о минимальном воз­расте приема на работу, а, учитывая постоянные жалобы на пе­регрузку учащихся, можно полагать, что работа как причинит вред их здоровью, так и нарушит процесс обучения. Следует отметить, что основной принцип запрещения при­нудительного труда, закрепленный в Конституции РФ (ст. 37) и ТК РФ (ст. 4), не обязывает трудоспособных физических лиц вступать в трудовые отношения, поскольку принцип свободы труда дает возможность выбора рода деятельности, профессии, вида занятости. В частности, предоставление такой возможности и привело к изменению норм о трудовом договоре, так как физическое лицо, занявшееся предпринимательской деятельностью и заре­гистрированное в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, выступает уже не в каче­стве работника (его работа - предпринимательская деятель­ность), а работодателя. Вопросы работодательской трудовой правосубъектности фи­зических лиц не урегулированы трудовым законодательством, и поэтому на практике они решаются на основе норм ГК РФ, ре­гулирующих предпринимательскую деятельность граждан (фи­зических лиц). Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспо­собности граждан (физических лиц) входит и возможность за­ниматься предпринимательской деятельностью, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Но возмож­ность полной реализации гражданско-правовой правосубъект­ности ограничена отсутствием полной дееспособности у лиц в возрасте до 18 лет. При использовании процедуры эмансипа­ции, установленной ст. 27 ГК РФ, несовершеннолетний, дос­тигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родите­лей, усыновителей или попечителей занимается предпринима­тельской деятельностью. Эмансипированный несовершенно­летний в этом случае наделяется работодательской правосубъ­ектностью в сфере труда и может нанимать работников на основе заключения трудовых договоров наравне с юридически­ми лицами (ст. 23 ГК РФ). Наконец, физическое лицо, обладающее трудовой право­субъектностью, может одновременно являться как работником, так и работодателем. Например, реализуя возможность вступле­ния в трудовые отношения, физическое лицо может заключить трудовой договор о выполнении высококвалифицированной и высокооплачиваемой работы в конкретной организации, высту­пая в качестве потенциального работника. Одновременно, с учетом предполагаемой большой нагрузки на новой работе, это физическое лицо дает объявление о найме работников для ведения домового хозяйства в собственном доме, а также управления и обслуживания автомобилей, являю­щихся его собственностью. Здесь физическое лицо выступает уже в другом качестве - как работодатель. В этом случае права и обязанности работодателя, установленные законодательством о труде, осуществляются им самим (физическим лицом). Содержание правового статуса работника определяют ос­новные (статутные) права и обязанности работника, которые закреплены в ст. 21 ТК РФ и по сравнению с КЗоТ РФ зна­чительно расширены, что отвечает интересам сторон и служит гарантией соблюдения прав сторон и исполнения обязанно­стей. При этом стороны имеют возможность использовать все способы защиты нарушенных прав и меры принуждения к ис­полнению обязанностей (санкции), установленные законода­тельством о дисциплинарной и материальной ответственно­сти. Статутные права и обязанности распространяются на все ка­тегории работников в соответствии с тарифно-квалификацион­ными актами Минтруда России, к которым относятся Квалифи­кационный справочник должностей руководителей, специали­стов и других служащих и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
§ 3. Юридические лица (работодатели) как субъекты трудового права Юридические лица любой организационно-правовой формы в отличие от физических лиц, которые имеют двойной статус, всегда выступают в трудовых отношениях в качестве работода­теля. В связи с этим основой их трудовой правосубъектности является работодательская правоспособность. Последняя заклю­чается в их способности заключать с физическими лицами тру­довые договоры (контракты) о выполнении работы по опреде­ленной трудовой функции (по одной или нескольким профес­сиям и должностям). Конкретно содержание трудовой правосубъектности юри­дических лиц определяется их уставами, разрабатываемыми на основе норм не только гражданского, но и трудового законодательства (в первую очередь разделами устава, регламенти­рующими порядок управления деятельностью юридического лица). Трудовая работодательская правосубъектность юридических лиц возникает, как правило, одновременно с гражданской пра­восубъектностью на основании акта государственной регистра­ции. Именно с момента государственной регистрации юриди­ческое лицо считается созданным и может выступать как субъ­ект трудового права.
Трудовой работодательской правосубъектностью-могут обла­дать представительства и филиалы юридических лиц, являю­щихся их обособленными подразделениями. Они не являются юридическими лицами, но выполняют его определенные функ­ции, действуют на основании утвержденных юридическим ли­цом положений. Если по положению представительство или филиал наделены правом приема и увольнения работников и реализация этого права на основании доверенности предостав­лена руководителю представительства, филиала, то они пользу­ются производной трудовой работодательской правосубъектно­стью и выступают в качестве работодателя в пределах предос­тавленных им юридическим лицом полномочий.
Иногда в научной и учебной литературе утверждается, что юридические лица (организации) всегда обладают специальной трудовой правосубъектностью. Это не вполне соответствует положениям гражданского за­конодательства, устанавливающего правовой статус юридиче­ских лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельно­сти, предусмотренным в его учредительных документах, причем коммерческие организации (за исключением унитарных пред­приятий и иных видов организаций, предусмотренных зако­ном) могут иметь гражданские права и нести гражданские обя­занности, необходимые для осуществления любых видов дея­тельности, не запрещенных законом. Последнее означает, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, как правило, сами определяют набор видов деятельности, не запрещенных законом, и могут для их осуществления принимать работников соответствующих профессий. Поэтому их трудовая правосубъектность не может считаться специальной. Несколько иное положение у государственных и муници­пальных унитарных предприятий и некоммерческих организа­ций. Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий (уставах, учредительных договорах) должны быть определены предмет и цели их деятельности. Поэтому для них выбор видов деятельно­сти ограничен рамками учредительных документов. Особенно­сти правового положения большинства некоммерческих орга­низаций (учреждения, общественные и религиозные объедине­ния, потребительские кооперативы) определяются законами и иными нормативными актами. Например, правовой статус такой категории учреждений, как образовательные, установлен Законом РФ «Об образова­нии». В соответствии с ним в федеральную компетенцию вхо­дит установление порядка создания, реорганизации и ликвида­ции образовательных учреждений, определяющего в том числе их статус как субъектов трудового права, а также регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях. Согласно данному Закону к компетенции образовательного учреждения относятся: 1) подбор, прием на работу и расстанов­ка кадров, ответственность за уровень их квалификации; 2) ус­тановление структуры управления, штатного расписания, рас­пределение должностных обязанностей; 3) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в преде­лах собственных средств и с учетом ограничений, установлен­ных федеральными и местными нормативами, а также надбавок и доплат к должностным окладам работников, порядка и раз­меров их премирования; 4) разработка и принятие правил внут­реннего трудового распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов. Все образовательные учреждения вправе привлекать допол­нительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг (научно-исследовательских, экспертных, консультацион­ных) без снижения нормативов и (или) абсолютных размеров гго финансирования. Таким образом, в законодательстве прослеживается тенден­ция к наделению их правом самостоятельно определять содер­жание их трудовой правосубъектности путем расширения видов осуществляемой ими деятельности. Поэтому основная специ­альная работодательская правосубъектность юридических лиц, определяемая учредителем (учредителями), расширяется ими за счет самостоятельного инициативного расширения видов дея­тельности, обеспечивающих дополнительное финансирование. Эта тенденция, как следует из сказанного, касается даже бюджетных организаций, которые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеют право вести предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, по­скольку это служит достижению целей, ради которых они соз­даны, и соответствует этим целям (ст. 50 ГК РФ).
§ 4. Профессиональные союзы, объединения работодателей, иные представители работников и работодателей, органы социального партнерства как субъекты трудового права На современном этапе в новых экономических условиях, сложившихся при переходе к рыночной экономике, значитель­но возрастает роль и значение социального партнерства в сфере труда как системы взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), орга­нами государственной власти, органами местного самоуправле­ния, направленной на регулирование трудовых и иных непо­средственно связанных с ними отношений. Эта тенденция характерна для многих государств с развитой рыночной экономикой и приобрела международный характер в рамках МОТ. Развитие социального диалога между трехсторонними участ­никами социального партнерства (работниками, работодателя­ми и правительствами) и функционирование системы глобаль­ного партнерства МОТ предусматривает в качестве первосте­пенной задачи создание достойных условий труда каждому работнику. Трудовой кодекс значительно расширил круг участников со­циального партнерства на всех уровнях, установив, что сторо­нами социального партнерства являются работники и работода­тели в лице уполномоченных в установленном порядке пред­ставителей (ст. 25). Состав представителей работников и представителей работо­дателей как субъектов трудового права по сравнению с КЗоТ РФ и трудовым законодательством, действовавшим до приня­тия ТК РФ, включает не только традиционные виды субъектов в лице профессиональных союзов, иных профсоюзных организаций, объединений работодателей, но и другие категории представителей. Так, по общему определению, данному в ст. 29 ТК РФ, представителями работников в социальном партнерстве явля­ются: профессиональные союзы и их объединения, иные проф­союзные организации, предусмотренные уставами общероссий­ских профсоюзов, или иные представители, избираемые работ­никами в случаях, предусмотренных ТК РФ. Конкретный состав представителей работников, выступаю­щих в качестве субъектов трудового права, определяется в зави­симости от уровня социального партнерства. На уровне отдельной организации интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и измене­нии коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров ра­ботников с работодателем представляют первичная профсоюз­ная организация или иные представители, избираемые работ­никами.
Если в организации, кроме работников, являющихся члена­ми профсоюза, - имеются работники, не являющиеся членами профсоюза, то они обладают правом уполномочить орган пер­вичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. При отсутствии в организации первичной профсоюзной ор­ганизации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собра­нии (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Наличие иного представителя не может являться препятст­вием для реализации профсоюзной организацией своих полно­мочий. Какой конкретно представительный орган работников, из­бираемый ими, может выступать в качестве иного представите­ля работников, в ТК РФ не указывается (ст. 52). На практике название представительного органа устанавли­вается общим собранием или конференцией работников, кото­рые определяют статус этого органа, обычно путем принятия соответствующего положения (например, Положение о Совете работников организации). Важно, что ТК РФ, исходя из равенства всех представителей работников как субъектов трудового права, устанавливает, что работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие дея­тельность представителей работников, в соответствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 32). Подробнее вопросы прав и гарантий деятельности профес­сиональных союзов изложены в разделах настоящего учебника, посвященных социальному партнерству и защите трудовых прав работников профессиональными союзами. Представителем работодателя на уровне организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изме­нении коллективного договора являются руководитель органи­зации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учреди­тельными документами организации и локальными норматив­ными актами (ст. 33 ТК РФ). Представителями работодателей, уполномоченными пред­ставлять их интересы при проведении коллективных перего­воров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении дея­тельности комиссий по регулированию социально-трудовых от­ношений, являются объединения работодателей. По своему статусу объединение работодателей - это неком­мерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодате­лей как субъектов права устанавливаются федеральным законом. Наряду с этим в качестве представителей работодателей -государственных и муниципальных предприятий, а также орга­низаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (феде­рального, региональных и муниципальных образований), могут выступать органы исполнительной власти, органы местного са­моуправления, уполномоченные на представительство законо­дательством или работодателями. Трудовой кодекс, помимо представителей работников и работодателей, рассматривает в качестве специфического субъекта трудового права комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создавае­мые по соглашению сторон социального партнерства. Указанные комиссии образуются из числа наделенных необ­ходимыми полномочиями представителей сторон в целях обес­печения регулирования социально-трудовых отношений, веде­ния коллективных переговоров и подготовки к заключению коллективного договора и соглашений, а также для организа­ции контроля за выполнением коллективного договора и согла­шений на всех уровнях на равноправной основе. Правовой статус этих комиссий и их деятельность будут подробнее рассмотрены при характеристике института социаль­ного партнерства.
§ 5. Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права К числу приоритетных целей трудового законодательства, предусмотренных ст. 1 ТК РФ, относится защита прав и инте­ресов работников и работодателей. Чтобы обеспечить ее реали­зацию, трудовое право предусматривает формирование системы государственных, паритетных и общественных органов. В первую очередь можно назвать юрисдикционные органы, осуществляющие правосудие по делам, вытекающих из трудо­вых и иных отношений, тесно связанных с ними, в лице феде­ральных судов общей юрисдикции и мировых судей, Являю­щихся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Однако федеральные суды и мировые судьи, хотя и осущест­вляют правосудие по делам, вытекающим из трудовых отноше­ний, не являются «чистыми» субъектами трудового права. Их правовое положение и полномочия при осуществлении право­судия определяются специальным законодательством о судеб­ной системе и процессуальным законодательством, в частности Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее - ГПК РФ). Субъектами трудового права, осуществляющими досудебное рассмотрение индивидуальных трудовых споров, являются КТС, образуемые по инициативе работников и (или) работода­теля из равного числа представителей работников и работодате­ля, т. е. на паритетных началах. КТС, как правило, выступают в качестве первичного органа, рассматривающего многие виды трудовых споров, за исключе­нием споров, по которым ТК РФ и иными федеральными зако­нами установлен другой порядок их рассмотрения. В связи с этим надо отметить, что ТК РФ в отличие от прежнего КЗоТ РФ не рассматривает КТС в качестве обязательного первичного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Статьей 391 ТК РФ предусмотрено, что в судах рассматривают­ся индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников и в том случае, когда последние обращаются в суд, минуя в КТС. Подробнее вопросы, связанные с правовым статусом и ком­петенцией органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, порядком рассмотрения индивидуальных трудовых споров и т. д., изложены в гл. 17 «Трудовые споры». Определенные функции по защите трудовых прав работни­ков и восстановлению нарушенных прав выполняют специфи­ческие (особые) субъекты трудового права в лице государст­венных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. К их числу относятся: 1) феде­ральная инспекция труда; 2) федеральные надзоры, осуществ­ляющие надзор за соблюдением правил по безопасному веде­нию работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда (например, специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью Российской Федерации, - Госатомнадзор России). Вопросы правового ста­туса, полномочий и порядка деятельности органов государст­венного надзора и контроля за соблюдением трудового законо­дательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будут рассмотрены в соответствующем разделе настоящего учебника. К числу специфических субъектов трудо­вого права можно отнести органы, образуемые из представите­лей работников и работодателей по инициативе любой из сто­рон. Так, в интересах обеспечения прав работников на охрану труда в организациях по инициативе работодателя и (или) ра­ботников либо их представительного органа создаются комите­ты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного орга­на (например, совета работников организации, если такой представительный орган образован по инициативе работников решением общего собрания или конференции работников ор­ганизации). Правовой статус комитета (комиссии) по охране труда определяется на основе соответствующего Типового по­ложения, утверждаемого уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти (в настоящее время - Министер­ством труда и социального развития РФ).
Приведенный выше состав иных субъектов трудового права не является исчерпывающим. Например, в случае принятия фе­деральных законов, устанавливающих особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции и т. д., могут поя­виться новые участники такого рода отношений. Заключение В заключении своего реферата мне бы хотелось сказать о том, что круг субъектов трудового права очень велик и каждый из них имеет свои характерные особенности, которые обусловлены характеристикой тех отношений, субъектами которых они в свою очередь являются. Их правовой статус как субъектов трудового права определяет тот круг прав и обязанностей, который им принадлежит во всех отраслях права. А тот круг прав и обязанностей, который характеризует положение субъектов в трудовом праве, определяет их трудовую правосубъектность. Благодаря этим характеристикам мы смогли рассмотреть основные субъекты трудового права, с точки зрения их прав и обязанностей, и положения в системе трудового права как субъектов. На основе рассмотренного материала можно сказать, что основными субъектами трудового права являются: работник, работодатель, трудовой коллектив, администрация, профсоюз. Это не все субъекты трудового права, и я уже отмечала это в своем реферате, но именно они чаще всего выступают субъектами правоотношений, составляющих предмет трудового права.
Список использованной литературы 1. ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. - № 1 (ч.1). – С.3 2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Панина. – М., 2002. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 4. Закон РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения Российской Федерации» // Российская газета. - № 84. – 6 мая 1996 г. 5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральной инспекции труда» от 28 января 2000 г. // СЗ РФ. 2000. Ст. 760 6. Постановление Правительства РФ «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» от 9 сентября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4546. 7. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 640 с. 8. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 496 с. 9. Российское трудовое право / под ред. А.Д.Зайкина. – М., 1998 10. Энциклопедический юридический словарь. – М., 1998 [1] Энциклопедический юридический словарь.М. 1998. с 307 [2] Российское трудовое право, под ред. А.Д.Зайкина.М.1998. с.13 [3] Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. №1. с 5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эффективность производства кисломолочных продуктов
Реферат Приятные ночи (Le Piacevoli Notti)
Реферат Елизавета II и королевская семья
Реферат Регистрация статистических деклараций с 1 мая 2009 года
Реферат Психиатрия (психосоматические болезни)
Реферат Цели уголовного наказания и практика их применения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
Реферат Геродот книга 4 Мельпомена
Реферат Проектирование основных составляющих процесса управления по функциям планирования, организации, мотивации и контроля для некоммерческого образовательного учреждения Автошкола — СТМО
Реферат Homosexuality Morality And Human Rights Essay Research
Реферат Вопросы земельного права
Реферат Преступность порождается самим обществом
Реферат «Особенности национального отдыха»
Реферат Curiosity In Hitchcock Essay Research Paper Curiosity
Реферат Инновационная деятельность нефтегазового комплекса
Реферат Социальные технологии в социальной работе: понятие, сущность