Реферат по предмету "Историческая личность"


Эгон Эрвин Киш о журналистике и журналистах

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Факультет журналистики ВНИМАНИЕ НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЮ СДАВАТЬ ЭТУ РАБОТУ В.Е. АНИКЕЕВУ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ, МГУ - У НЕГО ЖЕЛЕЗНАЯ ПАМЯТЬ Реферат Эгон Эрвин Киш о журналистике и журналистах по очеркам писателя Преподаватель Аникеев В.Е. Москва 2003 Прежде чем начать разговор о теме журналистов и журналистики


в очерках Киша, я позволю себе небольшое отступление. Киш Kisch Эгон Эрвин 1885-1948, чешско-австрийский писатель. В 1937-38 сражался в Интернациональной бригаде в Испании в 1940-46 в антифашистской эмиграции. Художественная публицистика. Острые политические репортажи. Вот и все, что увидит в современных словарях человек, захотевший больше узнать об этом талантливом


и интересном журналисте. Хотя даже странно, откуда этот заинтересовавшийся мог вообще узнать о Кише ведь в иных справочных изданиях, как, например, в Биографическом энциклопедическом словаре, он и вовсе в списках не значится. Любознательному читателю не помогут и фонды многих российских библиотек. Критическая литература, посвященная трудам этого автора, на русский язык чаще всего не переведена,


и прочитать эти книги могут лишь те, кто владеют немецким или чешским языками. И мне кажется это странным. Ведь Киш один из самых интересных очеркистов ХХ века, сумевших, наряду с Джоном Ридом и Юлиусом Фучиком, заявить о работе журналиста и, в частности, репортера, как о новой форме литературного творчества. Единственным подспорьем в написании этой работы мне послужило подробное, хотя имеющее несколько общий


характер, предисловие к книге Э.Э. Киша Путешествия на пяти континентах автор предисловия М. Зоркая. Не могу сказать, что отсутствие критической литературы облегчает анализ произведения. Но, во всяком случае, появляется возможность дать свою, независимую оценку статей и понять, почему же Киш, так скоро и беспричинно забытый потомками действительно блестящ как журналист и писатель. Эгон Эрвин Киш начал свою журналистскую деятельность довольно рано и сразу поставил перед собой определенную


цель в профессии. Журналистика воспринималась им не как или, по крайней мере, не только как способ добычи средств к существованию, но как путь в мир большой художественной литературы посредством малого журналистского жанра репортажа. Поначалу стремление Киша к художественности и красоте слова шло вразрез с принципами журналистской морали. И репортажи Киша, изобиловавшие красотой пера, не отличались, однако, правдивостью или хотя бы правдоподобием. Впоследствии он начнет очерк


Победа над басмачами так Это рассказ о событиях, которые происходили 23 июня 1931 года. Более искусный автор на нашем месте непременно растянул бы во времени события этого дня и ночи, отчего, наверное, наша история показалась бы читателю более правдоподобной. Но нам важно не правдоподобие, а правда, поэтому мы будем следовать той хронологической последовательности, какой следовала жизнь. Но будучи на пожаре мельниц первой серьезной пробе пера, будучи зеленым юнцом,


молодой Киш, единственный среди журналистов, не смог ничего разнюхать и разведать, а потому этот дебют на пожаре Киш, со свойственным ему чувством юмора, ироничен к себе обернулся для него полным фиаско. Он с ужасом думал, что о нем пойдут распространенные в журналистских кругах анекдоты как о бездарном репортере. Но Киш сразу же добавляет Именно потому, что первая охота за истиной не удалась, я решил всю жизнь неотступно идти за ней по следу. Киш рассказывает, как, взвесив все pro и contra, он сформулировал


сам для себя, что же такое репортаж и где границы дозволенного в нем Репортаж это произведение, может быть, даже художественное, хотя и малого жанра вроде песен слепого Мефодия или тюремных татуировок. Своеобразие репортажа в том, что его темой является подлинное событие. А если воображаемое выдается за действительно происшедшее, можно ли такой текст назвать репортажем Нет, нельзя. Журналистикой, говорят, можно достичь всего на свете, если ее вовремя бросить написал он


в очерке Репортер становится солдатом. Были времена, когда в силу сложившихся обстоятельств Киш переставал быть журналистом если можно с полной уверенностью сказать, что из профессии журналиста можно на время уйти. Так, попав на войну не корреспондентом, а солдатом, он увидел изнутри то, что было в сто крат важнее всего публикуемого прессой. Киш негодует газеты пишут не о том, что происходит на самом деле. О войне в газетах тоже пишут. Но сплошь одно вранье.


И я сам себя спрашиваю будь я военным корреспондентом, тоже строчил бы подобную чушь. И капрал Киш пробует писать о том, что видит воочию Запиши это, Киш - посмеиваются однополчане. Чуть позже он говорит Целая пропасть лежит между специальным корреспондентом и простым солдатом, между газетой и записной книжкой, между днем, изображенным в газете и днем, прожитым в окопе.


Но основными работами, проливающими свет на понимание Кишем журналистики и журналистов, являются очерк Сущность репортера и отрывок речи Репортаж как форма искусства и форма борьбы, произнесенной им на конгрессе в защиту культуры в Париже. Статьи являются итогом его журналистской деятельности, наблюдениями над жанром репортажа. В Сущности репортера Киш говорит о том, что не только каждый журналист, но и беллетристы и ученые,


в сущности репортеры, так как без поиска и обнаружения соответствующего фактического материала не может быть и речи о строго логическом анализе явления. Без объективного взгляда на действительность, не владея фактами, репортер становится жалок, даже по сравнению с беллетристами, заполняющими газетные полосы пустопорожней болтовней. Киш несколько раз подчеркивает, что журналист должен зависеть от факта, от реального события, ведь даже самая крохотная репортерская корреспонденция результат патрульного обхода,


поездки, случайного разговора или звонка по телефону. Киш говорит о том, что журналист может, не вставая с кресла, написать необходимую статью. Но тогда все факты, обработанные им, будут носить вторичный характер, в то время как репортер должен стремиться к добыче информации из первых рук, а значит, по Кишу из жизни. Киш говорит о том, что скрывать факты еще постыднее, чем кичиться своей информированностью,


небрежно сваливая в одну кучу все подряд, не пытаясь самостоятельно во всем этом разобраться. Но Киш добавляет реальный факт всего лишь буссоль Буссоль - инструмент для измерения магнитного азимута направлений на местности. Применяют при геодезических работах, в маркшейдерии в артиллерии при управлении огнем. для репортера на него еще нужно взглянуть в перископ логической фантазии дара анализа и обобщения доподлинно известных


фактов, дар перекидывать мостики между прошлым, настоящим и будущим, домысливать внешние связи между отдельными фактами. Киш допускает, что полное совпадение вероятностной кривой логической фантазии с фактической линией, связывающей все события, невозможно. Но как можно более плавный изгиб этой прямой и максимальное количество пересечений вполне достижимы. Здесь-то и обнаруживается мера его таланта. Киш называет репортера сочинителем баллад в прозе и утверждает,


что Ивиковы журавли Ф. Шиллера, стоит разбить их на колонки с подзаголовками, чистейший репортаж об убийстве греческого певца. Очень интересна параллель репортера с художником и фотографом. Киш говорит о том, что, хорошему художнику необязательно иметь под рукой палитру и краски он сумеет сделать сначала только набросок, а при необходимости удержит картину в памяти, одним своим художническим воображением. Фотографу для фиксации события одной памяти мало, ему нужна еще и светочувствительная


пластинка. Духовно пустому человеку не хватает этой пластинки, а художественного дара у него нет. Хороший же репортер, по Кишу, как раз и должен стать промежуточным звеном между художником и обывателем, чтобы терпеть нападки как от тех, так и от других. А иначе репортер не будет отвечать объективным законам высокой эстетики. Так Киш выражает свое мнение уже в следующей статье.


Но пора перейти к речи Репортаж как форма искусства и форма борьбы, произнесенной на конгрессе в защиту культуры. Киш утверждает, что высокая литература часто таковой не является, и вполне можно было бы показать, как часто она грешит против собственных принципов, какой материализм движет героями романов, а следовательно, и авторами. Киш, говорит о том, что репортаж также форма художественной литературы, которую несправедливо низвели до такого уровня, к которому даже работники пера относятся с нескрываемым пренебрежением.


Киш приводит пример свою поездку на остров Цейлон. Прочитав массу путеводителей и справочников, где воспевали необычайную красоту жемчужного острова, очарование морского прибоя, таинственность джунглей, развалины древнего королевского замка, у него волосы встали дыбом, когда, приехав на остров, он обнаружил полную нищету и бесправность населения. Киш говорит о том, что нельзя упрекнуть авторов подобных брошюр во-первых, потому что они не лгут,


а во-вторых нельзя же ограничивать их свободу слова Но такие несовпадения режут глаза всякому человеку, обладающему социальным чутьем и тем более истинному репортеру. И тут важно не нарушить баланс между художественной и фактологической частью повествования. Трудно не перечислить все ужасы тамошней жизни, то есть и впрямь остаться на поверхности явлений. Не менее трудно при виде всех этих ужасов удержаться и не возопить от возмущения, рискуя тем самым


навлечь на себя обвинение в демагогии. Не менее трудно также удержаться и не предоставить этой груде фактов самим говорить за себя, то есть оказаться человеком, лишенным фантазии, пишет он. Но писатель истины должен соединить изображение мрачного жизненного материала так, чтобы получилось художественное произведение и в то же время обвинительный акт. Истина самое благородное сырье для искусства, достоверность его высшая добродетель для нас высшими


ценностями являются человек и его жизнь ему, его бытию и сознанию и должна служить наша литература так Киш завершает свою речь. А теперь вспомним Дебют на пожаре, где истина не имела для него особого значения позиции автора немного изменились, не правда ли Хочу отметить одну интересную черту очерков Киша. Не всегда писатель произносит в форме правила или хотя бы утверждения, каким должен быть журналист. Очень часто автор доказывает и показывает на примере собственных статей правильный способ стать интересным


читателю. И главное, что выгодно отличает Киша от других репортеров, что делает его повествование притягательным для читателя способность Киша удивляться и интересоваться. Это нетрудно заметить на примере, очерка Победа над басмачами. Автору удивительно буквально все Самая интересная часть состязания борцов Европейцу здесь есть на что подивиться Но еще больше поражает одежда борцов


Мы не смогли им поверить и целую ночь просидели у костра, думая над их словами Все смотрели вверх появление самолета показалось чудом курсив мой С.О И таковы почти все описательные очерки Киша. Способность удивляться одно из важнейших качеств корреспондента. В очерке Убивает ли буква Киш наглядно демонстрирует, что не всегда в журналистике нужно идти по проторенной дорожке кажущегося неоспоримым факта. Нужно стоять на своем, если есть на то основания, доказывать свою


правоту, даже если это неугодно тем, кто думает иначе. Итак, подведем некоторый итог работы. Если немного переиначить слова Киша, можно сказать, что его книги не стали непременным атрибутом каждого немецкого дома, его имя не произносят с благоговением гимназические учителя, его биографию не должен заучивать наизусть каждый ученик. Как заметил в Сущности репортера сам Киш, чем лучше сделан репортаж, тем меньше вероятности,


что его вообще заметит читатель, так как средний читатель скорее склонен восхищаться буйной фантазией сочинителей бульварных романов. Но с творчеством Киша должен быть знаком каждый, кто так или иначе связывает свое будущее с журналистикой. Неслучайно, его именем названа единственная чехо-словацкая литературная премия, которую вручают за вклад в литературу факта. Эгон Эрвин Киш с помощью метода логической фантазии смог слить воедино две, казалось бы, полярные черты


журналистского текста педантичную точность фактов и эссеистскую вольность рассуждений. Читая его работы, чрезвычайно лаконичные и в то же время образные и яркие, понимаешь, что мастерство репортажа и заключается в том, чтобы уравновесить эти категории так, чтобы читателю захотелось этот очерк перечитать снова и снова. Ведь именно тогда, когда репортаж может одновременно быть и сообщением о реально случившемся событии, и независимым по авторской позиции рассуждением, он превращается из тусклого


однодневного материала в высокохудожественное произведение.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.