Введение
Жилые районы города в настоящее время разделяются на микрорайоны, являющиеся основной структурной единицей жилого района.
Градостроительное решение жилых районов и микрорайонов должно отвечать новым социальным требованиям, возникшим в советский период. Преобразование быта на основе развития общественных форм обслуживания населения, освобождающих женщину от непроизводительного домашнего труда, развитие общественных форм воспитания детей (детские ясли и сады, школы-интернаты и школы продленного дня), обязательное среднее образование с полным охватом всех детей школьного возраста придают системе культурно-бытового обслуживания населения чрезвычайно большое значение в формировании структуры селитебной территории в целом, жилых районов и микрорайонов.
Учреждения культурно-бытового обслуживания имеют разную периодичность пользования, в соответствии с чем они могут быть разделены на группы – ступени с установлением для учреждений каждой такой ступени определенных расстояний пешего подхода или подъезда (радиусов обслуживания), обеспечивающих удобное пользование ими.
Различают четыре ступени обслуживания.
Первая ступень состоит из учреждений и устройств, которыми население пользуется повседневно.
К ним относятся: детские ясли и сады, школы, продовольственные и первой необходимости промтоварные магазины, столовые, кафе, аптеки, ателье бытового обслуживания (ремонтные мастерские, приемные пункты). Радиус обслуживания принимается в пределах 350–500 м.
Вторая ступень – Дома культуры, клубы, кинотеатры, библиотеки, торговые центры, рестораны, учреждения связи (почта, телеграф), поликлиники, родильные дома и районные больницы, спортивные центры (спортивные залы, плавательные бассейны, спортивные тренировочные площадки), которые посещаются населением периодически. Радиус обслуживания учреждений и устройств второй ступени принимается в 1000–1200 м, что позволяет подойти к ним пешком за 15–20 мин, не прибегая к услугам транспорта.
Третья ступень – учреждения и устройства, которые посещаются населением значительно реже, чем учреждения первых двух ступеней. Сюда входят: административные и хозяйственные учреждения, Дворцы культуры, музеи, выставки, театры, цирки, концертные залы, крупные кинотеатры, городские спортивные центры (стадионы, плавательные бассейны, водные станции), городские торговые центры, специализированные больницы и медицинские центры, научные и учебные центры. Все эти учреждения имеют общегородское, областное, а иногда, в столицах союзных и автономных республик, республиканское значение. Подъезд к ним обычно осуществляется средствами городского транспорта.
Четвертая ступень – учреждения и устройства массового кратковременного и длительного отдыха, расположенные в пригородных зонах. Сюда относятся: водные станции и пляжи, рестораны, кафе, гостиницы, мотели, рыболовные, лыжные и туристские базы, дома отдыха, санатории, загородные детские учреждения и др.
В микрорайонах размещаются учреждения и устройства первой ступени обслуживания с соблюдением указанного выше радиуса обслуживания (350–500 м). Исходя из этого можно считать, что оптимальное количество населения в микрорайоне при пятиэтажной застройке и плотности жилого фонда 2800–3200 м2 жилой площади на 1 га будет составлять 6–9 тыс. человек (из расчета 9 м2 жилой площади на 1 человека). При смешанной (5, 9, 16 и более этажей), преимущественно девятиэтажной, застройке численность населения микрорайонов может достигать 16–18 тыс. человек.
В зависимости от численности населения, этажности застройки и расчетной плотности жилого фонда размеры территории микрорайонов могут колебаться в пределах 17–25 га, а в некоторых случаях по природным и планировочным условиям и несколько больше. Следует иметь в виду, что чрезмерные размеры микрорайона ведут к ухудшению транспортного обслуживания из-за недостаточной плотности сети улиц.
Предметом исследования является обслуживание жилых районов.
Объект исследования: нормативы, связанные с культурно – бытовым обслуживанием микрорайона.
Цель: получение более полного определения понятия «Культурно-бытовое обслуживание микрорайона» и выявление основных подходов к деятельности, связанной с обслуживанием микрорайона.
Задачи:
1. Ознакомление с основными аспектами и определениями в градостроительной деятельности, в особенности в строительстве микрорайона и инфраструктуры.
2. Рассмотрение основных документов, регламентирующих данную сферу.
В общественный центр микрорайона входят учреждения культурно-бытового обслуживания местного значения одного или нескольких микрорайонов, размещенных в пределах территорий, которые ограничены магистральными улицами общегородского значения. Кроме того, в общественном центре микрорайона могут располагаться общественные здания и сооружения районного и городского значения, зеленые насаждения общего пользования, а также площадки для стоянки автомобилей.
При размещении учреждений обслуживания учитывают климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для районов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца минус 32°С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Для зданий выбирают ориентацию с максимальным использованием естественного облучения помещений.
При размещении учреждений обслуживания учитывают климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для районов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца минус 32°С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Для зданий выбирают ориентацию с максимальным использованием естественного облучения помещений.
1. Планировка дошкольных и школьных учреждений
Планировка и озеленение детских садов-яслей. Детские учреждения для детей дошкольного возраста включают в себя сады и ясли. Их проектирование нормирует СНиП 2.08.02–89*, а размещение – СНиП 2.07.01–89*.
С повышением комфортности жилой застройки при обеспеченности 18…21 м2 и более общей площади на одного жителя микрорайона, нормативы наполняемости групп будут снижаться с 20…25 до 15…20 детей ясельных и дошкольного возраста. Разуплотнение групп и пересчет емкости детских дошкольных учреждений целесообразен при охвате яслями-садами до 95% детей микрорайона от 1 до 5 лет включительно. На базе детских садов в качестве подготовительной группы целесообразно проводить обучение шестилеток по школьной программе.
Площадь участка принимается не менее 2000 м2. На одного ребенка в детском учреждении должно приходиться 35…40 м2 его территории. При реконструкции допускается уменьшение территории на 20%. Расстояние границ участка от красных линий не меньше 15 м, а самого здания – 25 м. От жилых домов участок должен быть удален не менее чем на 5…10 м, а от коммунальных предприятий – на 50 м и более. Ограждение участка должно быть высотой 2 м. Основная территория участка отводится под зеленые насаждения с игровыми площадками. Кроме них около здания детских садов-яслей располагается хозяйственный двор, а также пешеходные дорожки и проезды.
Расположение зданий должно обеспечить наибольшую защиту детских игрально-столовых и игровых комнат от уличного шума и пыли. Расстояние от них до соседних зданий должно составлять не менее 2,5h, где h – высота самого высокого сооружения.
Детские игровые площадки располагаются на участке отдельно для каждой группы. Они помогают организовать прогулку детей, проводить закаливание и разного рода игры.
Площадь площадок для детей до 3 лет не менее 150 м2, а площадок для детей в возрасте от 3 до 7 лет – 180 м2. Для образования тени в жаркую погоду устраивают навесы над каждой площадкой, совмещенные с ветрозащитными стенками и скамейками для тихих игр, чтения. Форма площадок должна позволять воспитателю следить одновременно за всеми детьми. От здания к каждой игровой площадке прокладывают садовые дорожки шириной 1,0…1,5 м. Основной принцип их прокладки – это выбор кратчайших расстояний при условии изоляции каждой площадки. Групповые площадки должны быть оборудованы устройствами для игры с песком, а также для изучения правил уличного движения и подвижных игр. Площадь, занимаемая устройствами разных видов, нормируется в зависимости от возраста детей.
Детские сады-ясли размещают на обособленных участках. Радиус их обслуживания до 300 м.
Количество мест в детских садах устанавливают в зависимости от демографической структуры данного города на основе данных Госкомстата РФ. На первую очередь строительства детскими садами-яслями должно быть охвачено 60% всех детей дошкольного возраста и 75…80% – на расчетный срок. Размер территории, отводимой на одно место, определен в зависимости от величины детского учреждения: в детских садах-яслях до 100 мест – 40 м2, свыше 100 мест – 35 м2, свыше 500 мест – 30 м2.
Вокруг всех площадок, связывая их, сооружают дорожку для катания на велосипедах, санках, лыжах. Кроме игровых на участке располагают физкультурную площадку площадью 250 м2, рассчитанную на посещение детей от 3 до 7 лет.
В небольших детских садах-яслях рекомендуется сооружать плескательный бассейн площадью 25…30 м2 с глубиной 0,25…0,5 м. В детских учреждениях более чем на 250 чел. вместо плескательных устраивают открытые бассейны с размерами 3х7x0,8 м и обязательно ванночки глубиной 0,15 м для мытья ног перед плаванием. Такие бассейны являются элементами благоустройства и одновременно служат для занятий спортом. Их располагают вблизи физкультурных площадок. На общих площадках часто устраивают ручейки для пускания корабликов.
Хозяйственный двор располагают между входами в здание со стороны подсобных помещений и границей участка. Таким образом, исключается попадание сюда детей. Хозяйственный двор предназначается для расположения площадки с навесом для двух контейнеров мусоросборников (2,85x2,6 м) и площадки для сушки белья. Рядом размещают площадку для животных и птиц – «живой уголок».
Планировка участков школ. Общеобразовательные школы располагают на обособленных участках. Радиус их обслуживания допускается 500 м. Размер территории определяют исходя из количества классов: для начальных школ – 0,2…0,5 га, для неполных средних – 1,2…1,7, для средних – 2…4, для школ-интернатов – 2…2,5 га.
По существующим нормам площади школьных участков рассчитывают из следующих условий: на одного жителя реконструируемого квартала приходится 0,9…1,2 м2, а на одного жителя нового микрорайона – 2,2 м2 территории. На одного учащегося в строящемся районе должно приходиться 16…17 м2, а в реконструированном – 11…15 м2 пришкольного участка.
Школьный участок располагают с отступом от красной линии не менее чем на 15 м, а здание школы – не менее чем на 25 м. Для обеспечения нормального хода занятий и предотвращения вредных воздействий на учащихся нормами установлены расстояния до промышленных зданий в зависимости от их характеристики. Коммунальные предприятия должны отстоять от границ школьного участка не менее чем на 50 м, жилые дома – не менее чем на 10 м.
Здание школы должно быть правильно ориентировано по сторонам горизонта для обеспечения достаточной инсоляции. Правильной считается такая ориентация, которая позволяет солнечным лучам максимально инсолировать помещения в первой половине дня.
Вокруг здания на расстоянии от его стен не менее 8 м прокладывают проезд шириной 3,5 м. Участок при школе обносят железобетонным забором высотой не менее 1 м, вдоль него высаживают в один-два ряда деревья и живую изгородь кустарника.
Школа дает детям всестороннее образование, воспитывает в них физическую культуру, любовь к природе, интерес к окружающей среде. Для таких занятий необходимо приспособить пришкольный участок, расчленив его на четыре функциональные зоны.
Физкультурно-спортивная зона состоит из набора спортивных комбинированных площадок, обеспечивающих каждому классу 2 ч занятий в неделю, и беговой дорожки. В эту пришкольную зону могут входить следующие плоскостные устройства:
круговая беговая дорожка 250 м с габаритными размерами 118x48 м;
комбинированная площадка с габаритными размерами 24х20 м для проведения учебных занятий по баскетболу, волейболу и другим играм младших школьников;
комбинированная площадка с габаритными размерами 52х22 м для проведения учебных занятий по гимнастике, баскетболу, волейболу и отдельным элементам легкой атлетики.
При недостаточном размере участка вместо спортивного ядра и площадки применяют комбинированные площадки с круговой беговой площадкой длиной 200 м.
Учебно-опытная зона включает участки для практических занятий по биологии для выращивания полевых и овощных культур, плодовый сад, теплицы с парниками, площадки для занятий по географии и астрономии общей площадью 1690 м2.
Зона отдыха включает отдельные площадки для разных возрастных групп (с 1-го по 4-й и с 5-го по 8-й классы), продленного дня и площадки отдыха общей площадью 1200…1950 м2.
Хозяйственная зона примыкает к выходу из пищеблока, складских и производственных территорий. Ее назначение – обеспечить подъезд и разворот грузового транспорта, погрузоразгрузочные и хозяйственные работы. Площадка для разворота транспорта должна быть размером не менее 12x12 м. На площади хозяйственной зоны располагают сарай и место для мусоросборников.
Планировка территории участка заключается в размещении площадок и распределении пешеходных потоков между ними. Все площадки должны быть строго распределены по зонам. Площадки для занятий по географии и астрономических наблюдений должны располагаться вдалеке от спортивных и игровых площадок.
Основные пешеходные дорожки, подводящие к входу и спортивной зоне, устраивают шириной 3 м. Между разными зонами дорожки делают шириной 2,25 м. Площадки соединяют между собой дорожками шириной 1,5 м.
градостроительный строительство микрорайон планировка
2. Планировка территорий общественных учреждений
В условиях города все большее значение приобретают учреждения культурно-бытового назначения: клубы, библиотеки, предприятия торговли и бытового обслуживания, автозаправочные станции, поликлиники, учебные заведения и т.д. Их место расположения в городе обусловлено потребностями жителей в этих учреждениях. Подходы к ним и участки, прилегающие к этим учреждениям территории, должны быть озеленены и распланированы для удобства посетителей. Если учреждение не имеет обособленного участка или встроено в здание другого назначения, то следует предусмотреть подходы и площадку отдыха у основного входа.
У здания клуба организуют площадки для посетителей из расчета 0,15 м2 мощения площадок на 1 место в зрительном зале. Из них организуют три зоны: зону отдыха, зону спорта и детскую зону. При здании клуба следует устроить автомобильную стоянку. Все площадки должны быть связаны прогулочными дорожками. Перед входом могут быть установлены тематические и информационные стенды, декоративные малые формы.
Планировка участка при кинотеатрах должна обеспечить одновременный независимый и удобный подход и выход зрителей между сеансами. Для этого перед кинотеатром создают площадку с покрытием из асфальта или плитки из расчета 0,2 м2 на 1 место в кинотеатре.
По границе тротуара и проезжей части сажают деревья, устраивают цветник и устанавливают переносные цветочные вазы.
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания располагают в торговом центре. Торговый центр может обслуживать один или несколько микрорайонов, не разделенных магистральными улицами общегородского значения. Радиус обслуживания этих предприятий составляет 500 м. Их вместимость регламентируют нормы. Торговую площадь магазинов продовольственных товаров на 1000 человек принимают 70…100 м2, магазинов промышленных товаров – 30…180 м2. Предприятия общественного питания рассчитывают исходя из 8…40 мест на 1000 жителей. Площадь торговых центров принимают в зависимости от размеров микрорайонов. Для микрорайона с населением до 10 тыс. чел. торговый центр принимают площадью 0,5…0,8 га, до 20 тыс. чел. – 1,0…1,5 га, до 30 тыс. чел. – 1,52 га.
Планировка и озеленение территорий предприятий общественного питания и магазинов предполагает членение участка на две зоны: зону для посетителей и хозяйственную зону для разгрузки товаров и размещения мусоросборников. Эти зоны должны быть изолированы: мусоросборники должны быть расположены на расстоянии не менее 20 м от окон и входов в здание. Зона посетителей включает площадки отдыха, сезонной торговли, летних кафе, отдельно стоящих витрин и т.д. Хозяйственная зона должна быть расположена у торцевой части здания, имеющей выход из подсобных помещений. Над участком разгрузки устраивают навес.
Предприятия бытового обслуживания устраивают из расчета на каждую 1000 жителей по следующим нормам: для комплексных приемных пунктов с мастерскими и парикмахерскими – 2…9 производственных рабочих и приемщиков; для приемных пунктов прачечной – 10…120 кг сухого белья в смену; для предприятий химчистки – 4…11,4 кг обрабатываемых вещей в смену. Для химчистки отводят территорию площадью 0,1…0,2 га на один объект.
Планировка и озеленение предприятий бытового обслуживания организует главным образом распределение пешеходных потоков и площадок отдыха. Им отводится основное место. Предприятия бытового обслуживания должны быть хорошо связаны с входами в жилые дома, остановками общественного транспорта и автостоянкой.
Колледжи, гимназии, профессионально-технические училища располагают на специально отведенных территориях. Их размер зависит от величины учебного заведения и составляет 3…6 га. Профессионально-техническими училищами охватывается 3…5% городского населения.
Поликлиники на городской территории размещают из расчета одна поликлиника на 10 тыс. чел. Поликлиника может быть встроена в здание другого назначения или располагаться в отдельно стоящем здании.
Аптеки располагаются исходя из условия наилучшей доступности населения. Каждая аптека обслуживает 10 тыс. чел.
Физкультурные и спортивные сооружения проектируют на специально отведенных участках отдельно для разных возрастных групп. Размер участков зависит от численности населения микрорайона из расчета 0,7…0,9 га на 1 тыс. чел.
Отделения связи в городских микрорайонах размещают из расчета одно отделение на 6…6,5 тыс. чел.
Сберегательные банки размещают из расчета обслуживания одной операционной кассой 10…30 тыс. чел.
Жилищно-эксплуатационные службы – ЖЭКи, ДЭЗы, РЭУ и др. могут включать клубные помещения для размещения общественных организаций, опорного пункта милиции и диспетчерского пункта инженерного оборудования микрорайона. Конторы располагают исходя из следующей нормы: одна контора на микрорайон с населением 12 тыс. чел.
Пункты приема вторичного сырья устраивают из расчета один на 20 тыс. чел., причем он должен размещаться на расстоянии не менее 50 м от окон жилых домов и не менее 20 м от границ участков школ, клубов, детских и лечебных учреждений. При этом необходимо устройство защитной полосы зеленых насаждений и подъездных путей для автомобильного транспорта.
Около жилых домов должны располагаться проезды, тротуары и пешеходные дорожки, площадки для тихого отдыха, детские, спортивные и хозяйственные, площадки для мусоросборников. На всех видах площадок должно быть установлено специальное оборудование.
Заключение
В организации культурно-бытового обслуживания населения микрорайонов имеется еще ряд спорных и неясных положений. Вместе с тем от их организации зависят такие важные вопросы, как размер территорий микрорайона, его архитектурно-планировочная структура и др. Следовательно, стоимость строительства наших городов в значительной мере будет зависеть от решения градостроительных задач культурно-бытового обслуживания.
До настоящего времени основное внимание проектировщиков и научных работников уделялось двум вопросам – набору обслуживающих учреждений и их размещению в квартале, микрорайоне, городе. Особенно большое влияние на практику размещения культурно-бытовых зданий в городах оказали конкурс в 1959 г. на проектирование экспериментального жилого района для юго-запада Москвы и последовавшие за ним обобщающие и экспериментальные работы научно-исследовательских институтов Академии строительства и архитектуры Союза ССР. Эти работы представляют интерес прежде всего потому, что, учитывая специфику и возможности советского градостроительства, они в сравнении с зарубежной практикой решают по-новому задачи размещения культурно-бытовых учреждений в микрорайонах, особенно состав и функциональную характеристику новых видов и типов зданий и их комплексов, связанных с перспективой.
Однако многие важные задачи градостроительной проблемы культурно-бытового обслуживания населения недостаточно решены: например, вопросы очередности строительства учреждений культурно-бытового обслуживания, набора помещений, их связь и взаимозаменяемость и др.
В отечественной практике в зависимости от конкретных условий предложен ряд способов организации общественного обслуживания. В каждом микрорайоне, как правило, размещаются одна или две школы и несколько совмещенных или раздельных детских садов и яслей.
Список литературы
1. Городков А.В., Федосова С.И. «Основы территориально-пространственного развития городов»
2. Петерс Е.В., «Градостроительство и планирование населенных мест»