Реферат по предмету "Социология"


Социально-экономическое планирование

Содержание 1. Введение 2. Понятие и сущность СЭС 3. Логическая модель управления СЭС 4. Информационная база прогнозирования СЭС 5. Заключение
1. Введение Основной целью социальной политики государства является обеспечение высокого уровня качества жизни, улучшение жизненных стандартов для всего общества. Эффективное управление социально-экономической системой страны (СЭС) невозможно без прогнозирования основных тенденций ее развития. Прогнозирование является важнейшим этапом в системе государственного управления СЭС. Под прогнозом понимается эмпирическое или научно обоснованное представление о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем. Процесс прогнозирования состоит в том, чтобы конкретным методом, с использованием определенного инструментария обработать имеющуюся информацию о состоянии изучаемого объекта, о наблюдавшихся ранее тенденциях и условиях его функционирования в данный момент и превратить полученные данные в систему представлений (информацию) о будущем состоянии или поведении объекта. В Федеральном законе Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 г. приведена такая формулировка: «Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации .». Базой для социально-экономических прогнозов является познание конкретных факторов, определяющих развитие социально-экономических процессов, количественных зависимостей между факторами и показателями развития экономики. Значение прогнозов для целей управления социально-экономическими процессами трудно переоценить ввиду того, что всякое управленческое решение по своей природе является прогнозным. На этапе прогнозирования формируются возможные цели развития как на общенациональном, так и на отраслевом и региональном уровнях управления. Прогнозированием занимаются государственные подразделения разного уровня и Центральный банк страны силами своих научно-исследовательских институтов, специализированные коммерческие фирмы, частные промышленные, банковские, страховые и торговые корпорации. Прогнозы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях учитывают результаты прогнозных исследований, проводимых вышеназванными частными организациями и корпорациями. Следовательно, можно сказать, что прогнозирование составляет фундамент предпринимательской и менеджерской деятельности в любой сфере при выполнении любой из присущих им функций. Система социально-экономического прогнозирования означает определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность. Цель данной работы – исследование этапов логической модели управления СЭС и использования информационной базы прогнозирования. 2. Понятие и сущность СЭС. Социально-экономическая система страны (СЭС) представляет собой глобальную систему, характеризующуюся многообразием составляющих ее элементов, объединяемых в крупные подсистемы — экономическую (производственно-технологическую) и социальную. Большинство авторов рассматривают СЭС как постоянно развивающийся комплекс человеческих отношений, связанных с распределением ограниченных ресурсов в целях удовлетворения личных и общественных потребностей. В общем случае можно определить СЭС страны как систему социальных (общественных) и производственных отношений по поводу производства, обмена, распределения и перераспределения и в конечном счете — потребления социальных и материальных благ. В соответствии с системным подходом СЭС является подсистемой такой глобальной системы как страна. Кроме социальной и экономической подсистем в состав страны входят и другие подсистемы, например политическая, экологическая, морально-этическая и религиозная. Цели развития каждой страны многообразны, но, ранжируя комплекс целей функционирования и развития страны, необходимо учитывать, что именно социальные цели объединяют людей в рамках страны, тогда как экономические цели могут быть общими и с иностранными субъектами (например, совместные предприятия или предприятия с иностранным капиталом на территории страны, транснациональные корпорации и т.п.). Характер социальной политики определяется государственной властью, её отношением к понятиям «справедливое распределение доходов», «социальные гарантии», «социальная защита», степенью развитости общественных организаций, в том числе профсоюзов. Следовательно, прогнозируя и планируя, а в конечном итоге и управляя развитием материального производства, необходимо решать и социальные вопросы, ибо в противном случае социальная напряженность разрушит не только экономику, но и весь организм общества, страны. Если СЭС достаточно развита, и система крупных предприятий (фирм) — мезоуровень управления — достаточно эффективно решает производственные и даже не­которые социальные вопросы, у фирм достаточно собственных средств для развития, в стране много финансово-промышленных групп, то сдерживающая дискреционная налоговая (фискальная) политика, а также бюджетная и кредитная политика не ломают экономическую систему страны, а гармонизируют ее, нивелируя чрезмерную инфляцию, чрезмерно высокую рентабельность в сфере торговли и услуг и т.д. Критическая масса изменений в стабильной СЭС накапливается медленно, и обычно нет необходимости пересматривать траекторию движения СЭС ежегодно. В условиях недостаточно развитой, но достаточно гармонически развивающейся СЭС, диапазон действий инструментов государственного регулирования обычно шире, чем в развитых СЭС, и быстрее происходит накопление изменений, приводящее к кардинальным изменениям в стратегии развития. Эта картина становится еще более выпуклой и резкой в условиях нестабильности и неопределенности развития СЭС. 3. Логическая модель управления СЭС. 1. Этап ретроспективного анализа. Принято говорить, что на данном этапе проводятся прогнозно-аналитические расчеты. Этим подчеркивается, что специфика его в отличие от этапа текущего анализа в том, что все аналитические расчеты по своей методике, подходу направлены на разработку прогнозов. Анализ называется ретроспективным, так как используются данные за ряд лет, предшествующих прогнозируемому периоду, или, как еще говорят, периоду опережения прогноза. Основной целью ретроспективного анализа является подготовка (сбор, обработка и систематизация) информации о развитии и функционировании СЭС для разработки различных вариантов прогнозов. Получение такой информации предполагает: • анализ реализации федеральных, региональных и отраслевых программ, государственного плана и выполнения государственного бюджета в прогнозном периоде; • качественный и количественный анализ установленных ранее целей развития СЭС, правильности приоритетов целей развития, ранжирования поставленных ранее целей;
• качественный и количественный анализ установленных ранее социальных и материальных потребностей населения, регионов, отраслей страны по важнейшей промежуточной и конечной продукции и сфере услуг; • анализ степени достижения целей развития и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в предпрогнозном периоде;
• выявление основных тенденций развития СЭС в предпрогнозном периоде, как положительных, так и отрицательных; • анализ действенности проводимой в прошлые годы государственной социально-экономической политики по всему ее широком спектру; • выявление неиспользованных резервов и ресурсов, а также определение потенциальных ресурсов; • анализ отраслевой структуры СЭС, динамики структурных сдвигов. (Здесь необходимо выяснить, насколько правильно в прошлом была определена рациональная отраслевая структура СЭС и насколько соответствует она в момент анализа изменившейся конъюнктуре национального и мирового рынков, развитию науки и технологии и т.д.); • анализ основных пропорций, обеспечивающих равновесие СЭС, внутренних и внешних условий функционирования системы, их изменения в процессе развития СЭС; • анализ выявленных в ретроспективном периоде причин дисбалансов и кризисных ситуаций в СЭС; • определение степени прогрессивности норм и нормативов, в особенности использования и расходования ресурсов в сфере производства и в социальной сфере, коэффициентов эффективности, их динамики; • разработка краткосрочного прогноза развития СЭС до конца базового года (т.е. года, в котором заканчиваются прогнозные исследования). Как правило, это последний год перед началом прогнозного периода. Например, если ретроспективный анализ заканчивается в апреле базового года, то имеется в наличии статистическая отчетность и другие данные за предыдущие годы и за первый квартал базового года. Но для прогнозирования необходима информация по функционированию СЭС вплоть до 1 января первого года прогнозного периода. Поэтому прогнозируется развитие СЭС до 31 декабря базового года, т.е. на предстоящие 9 месяцев; • если позволяет информационная база ретроспективного периода, то на ее основе и на базе выявленных существенных факторов развития СЭС разрабатываются так называемые эконометрические модели. 2. Этап разработки прогнозов развития СЭС. Социально-экономическая политика государства, государственные целевые программы и государственные планы (план-прогнозы) напрямую зависят от качества прогнозно-аналитических исследований. Такие исследования и прогнозы, разработанные на их основе, должны свести к минимуму непредвиденные и негативные последствия принимаемых управленческих решений, уменьшить неопределенность их конечного результирующего эффекта. Поэтому к прогнозам выдвигаются определенные требования, или, лучше сказать, комплекс требований: • высокий уровень достоверности прогнозов, или достаточно высокая степень вероятности прогнозных оценок; • комплексность, т.е. в прогнозе должна быть дана достаточно полная характеристика всех важнейших сфер экономики и динамика происходящих процессов в хозяйственной и социальной областях жизни; • сбалансированность прогнозных оценок, т.е. сбалансированность различных структурных блоков прогноза между собой; • вариантность прогноза; • непрерывность прогнозирования, т.е. прогнозы различных периодов прогнозирования должны быть сопряжены между собой и логически, и функционально, и информационно. На этапе прогнозирования разрабатывается комплекс прогнозов в вариантной постановке. Варианты прогнозов могут отличаться: • намеченными целями; • объемами ресурсов; • распределением капитальных вложений между экономической, социальной и научно-технической сферами; • различными значениями внешних по отношению к СЭС страны факторов; • различными наборами инструментов государственного воздействия на процессы развития СЭС страны, т.е. различиями в государственной политике. Комплекс прогнозов СЭС можно разделить на две части: базовые прогнозы и социально-экономические прогнозы. Базовые прогнозы, безусловно, имея свои цели и задачи, служат как бы базой для разработки социально-экономических прогнозов. В свою очередь по отношению к социально-экономическим прогнозам базовые прогнозы можно разделить на два блока. Первый (ресурсный) блок базовых прогнозов предоставляет социально-экономическим прогнозам информацию по возможным значениям и дальнейшим изменениям ресурсной базы страны. Поэтому первый блок включает прогнозы: а) демографический, в том числе прогноз трудовых ресурсов; б) природных ресурсов; в) зоологический; г) научно-технического прогресса. Второй блок (внешних факторов) определяет внешние по отношению к социально-экономическому развитию факторы, которые влияют на параметры социально-экономического развития страны (фон развития). Ко второму блоку относятся прогнозы: а) экологический; б) внешнеэкономический: в) внешнеполитический; г) военно-стратегический: д) внутриполитический. 3. Этап разработки концепции и основных направлений развития. Концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах их реализации. По сути, концепция является долгосрочным документом, разрабатываемым обычно на десятилетний период. Государственные органы — заказчики прогнозов развития СЭС на основании разработанных прогнозов на 10 — 15 лет пересматривают и конкретизируют цели развития СЭС, возможные пути и средства их достижения. В идеальном случае правительство может принять цели и показатели одного из прогнозов, который по тем или иным критериям будет рассматриваться как наиболее рациональный из всех представленных вариантов. Определяя стратегию развития СЭС, правительство и другие государственные органы (Центробанк, парламент) вырабатывают политику государственного управление функционированием и развитием СЭС, определяют основные направления и показатели том числе целевые) развития. Принятый комплекс показателей развития является, по сути, долгосрочным планом развития СЭС. Основным блоком на этапе выработки социально-экономической политики является блок структурно-инновационной политики. Базовыми блоками для него служат: демографическая, социальная политика, политика занятости, экологическая политика, внешнеэкономическая и оборонная политика. Кроме оборонной политики, которая выражается в военной доктрине, все блоки создаются в режиме итерации. Структурно-инновационная политика формирует в свою очередь политику в области профессионально-технической подготовки и профессиональной ориентации, а также антимонопольную политику. Достаточно самостоятельным и крупным блоком является региональная политика. Для России на современном этапе развития большое значение имеет политика стабилизации. 4. Этап разработки федеральных целевых программ и планов. На основе долгосрочного прогноза и концепции развития СЭС разрабатываются долгосрочные федеральные целевые программы по решению наиболее важных социальных, военно-стратегических, а также научно-производственных задач, имеющих к тому же межотраслевой характер. Известны такие федеральные программы, как: программа освоения космоса, программа освоения целинных земель, продовольственная программа, жилищная программа.
В программе конкретизируются и детализируются показатели долгосрочного прогноза, при этом степень детализации увеличивается по мере приближения к году начала реализации программы. Конкретизируется и детализируется вся информация — задачи, мероприятия по их решению, исполнители, сроки, ресурсы (финансовые, материальные, людские). Если в стране принято разрабатывать долгосрочные и среднесрочные прогнозы одновременно, то данные среднесрочного прогноза используются для детальной проработки первых лет долгосрочной программы. Если же нет, то, наоборот, проработки первых лет долгосрочного прогноза являются ориентиром для разработки среднесрочного прогноза.
Наиболее часто встречающийся пример. Разрабатываются на 10‑летний период: прогноз, на его основе — концепция развития и, кроме того, федеральные программы. Через пять лет в стране вновь проводится долгосрочное прогнозирование на 10-летний период. Естественно, последние пять лет этой программы становятся первыми годами прогноза, их цели и показатели конкретизируются и еще более детализируются на основании уже имеющегося среднесрочного прогноза. 5. Этап разработки среднесрочных прогнозов в вариантной постановке. На данном этапе за основу берутся выбранный наиболее рациональный вариант долгосрочного прогноза, концепция развития СЭС и основные показатели долгосрочных федеральных программ. В прогнозе находят отражение основные показатели развития государственного сектора, отраслей СЭС и регионов. На основании среднесрочного прогноза разрабатывается среднесрочный государственный план, теория формирования которого будет рассмотрена достаточно подробно ниже ввиду ее сложности и неоднозначности отношений различных экономических школ и правительств стран к сущности, содержанию и необходимости государственного планирования. Далее на основании среднесрочного плана разрабатываются среднесрочные федеральные целевые программы. Имеющиеся наработки позволяют разработать краткосрочный прогноз развития СЭС на один — три года и на его основе — краткосрочный государственный план социально-экономического развития страны (один — два года). 4. Информационная база прогнозирования СЭС. В развитых странах макроэкономическое прогнозирование опирается на сформированную из статистической информации схему основных взаимосвязей в национальной экономике, получившую название система национальных счетов (СНС). СНС основана на балансовом методе и представляет собой национальный учет, который на макроуровне представляется набором показателей, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики, имеющиеся в стране ресурсы, их использование и т.п. Построена СНС в форме балансовых таблиц и счетов, создающих как бы макет функционирования элементов (звеньев) национальной экономики. В качестве первичных элементов в СНС выступают экономические операции и хозяйствующие субъекты. Под экономической операцией понимается процесс, в котором один из хозяйствующих субъектов передает (или продает), а другой хозяйствующий субъект получает (или покупает) материальные или финансовые ценности либо услуги. Экономические операции фиксируются в счетах, построенных на принципе двойной записи, в соответствии с которым каждая операция фиксируется дважды — в разделе «Ресурсы» и в разделе «Использование». По каждому счету выводится балансирующее сальдо — разности между ресурсами и их использованием. При избытке ресурсов сальдо записывается в раздел «Использование», при недостатке — в раздел «Ресурсы». В целях использования данных для анализа и прогнозирования счета объединяются в группы по видам деятельности и секторам национальной экономики. Таким образом, СНС молено представить как систему взаимосвязанных счетов, каждый из которых описывает тот или иной аспект экономического процесса, а взятые вместе, они обеспечивают описание общей картины экономического процесса. СНС России содержит в себе счета для внутренней экономики и счета внешнеэкономических связей («остального мира»). Система показателей прогнозирования включает перечень как стандартных основных показателей, так и нестандартных показателей, которые не входят в систему национальных счетов, но крайне необходимы для достижения целей исследований. Система показателей несовершенна, и об этом надо помнить при их использовании в прогнозно-аналитических расчетах. Покажем это на примере одного показателя — ВВП, который занимает центральное место в СНС. ВВП — важнейший показатель уровня социально-экономического развития страны (наряду с ЧИП и НД). Но объем произведенной продукции и услуг не может отражать такие показатели, как здоровье нации, продолжительность жизни, в том числе ее активной части, и другие показатели качества жизни. В целом недостатки ВВП как показателя качества жизни выражаются в следующем: • переоценке материальных товаров и военного производства и недооценке сектора услуг; • игнорировании ценностей многих национальных достижений (активов) уровня образованности населения страны, состояния окружающей среды, инфраструктуры производственной, социальной, рыночной; • игнорировании неоплачиваемой работы в домашних хозяйствах, добровольной общественной работы и т.п.; • отражении потоков доходов, но недооценке запасов ресурсов, потребности в их сохранении. Проблема повышения качества прогнозно-аналитических исследований во многом зависит от их информационной обеспеченности. Основными требованиями к используемой информационной базе являются: • достоверность количественных характеристик показателей: • достаточность и комплексность предоставляемой информации, подразумевающая в первую очередь достаточно полные характеристики основных сфер экономики, а также негативных и позитивных процессов, происходящих в стране в целом и в ее регионах; • системность предоставляемой информации, предполагающая возможность взаимной увязки показателей различных информационных блоков и уровней; • сопоставимость, т.е. непротиворечивость количественных характеристик различных показателей друг другу. Прогнозно-аналитические расчеты проводятся на основании статистической информации, получаемой от регионов, предприятий, финансовых организаций. Используется информация, характеризующая экономическую конъюнктуру других стран и мирового хозяйства в целом и ее регионов. Часть информации формируется в результате опросов населения и предпринимателей, а также из экспертных данных, получаемых от специалистов в той или иной области знаний. Информацию (показатель) можно разделить на эндогенную и экзогенную. Информация, которая формируется внутри национальной экономики и зависит от эффективности функционирования хозяйствующих субъектов, называется эндогенной т.е. информацией внутреннего происхождения. Информацию, не зависящую от характера функционирования национальной экономики, относят к экзогенной, т.е. к информации внешнего происхождения. Однако информацию, используемую для прогнозирования, можно классифицировать и по функциональному признаку, т.е. по тому, в каком качестве используется тот или иной показатель в целях прогнозирования. В этом случае информация может быть управляемой, неуправляемой и управляющей (инструментальной).
Неуправляемая информация — это, естественно, экзогенная информация, что справедливо как для всей экономической системы, так и для отдельных моделей. А вот эндогенная информация может быть и управляемой, и управляющей. Управляемый показатель — показатель, значение которого может меняться в будущем (прогнозе) в зависимости от изменения значений факторов, его определяющих. Например, если моделируется спрос населения на товары длительного пользования как функция от доходов населения и уровня налогов, то прогнозируемый спрос является управляемым показателем. При этом сами факторы в модели спроса могут быть и управляемые, и управляющие. Так, если показатель «доходы населения» определяется в рамках данной модели как функция от других факторов, то он — управляемый показатель, а уровень федеральных налогов для правительства (для которого, в сущности, и разрабатываются прогнозы развития СЭС страны) является управляющим показателем.
Управляющий показатель — это любой показатель, представляющий инструмент государственной политики, государственного регулирования национальной экономики и ее объектов. Приведем примерный перечень инструментальных переменных прогнозирования: 1) система экологических стандартов; 2) налоги косвенные; 3) налоги прямые; 4) амортизационные отчисления; 5) трансфертные платежи предприятий во внебюджетные фонды; 6) минимальная заработная плата: 7) минимальный размер пенсии; 8) минимальный размер пособий по безработице; 9) расходы госбюджета общие; 10) структура расходов госбюджета; 11) инструменты денежно-кредитной политики: учетная ставка, норма обязательных банковских резервов; 12) цены на продукцию «казенных» предприятий и естественных монополистов; 13) объем таможенных пошлин в целом; 14) структура таможенных пошлин: 15) льготы по налогам; 16) льготы по кредитам. В прогнозировании и планировании широко используется система норм и нормативов. По сути прогнозно-аналитические и плановые расчеты основаны на системе норм и нормативов, которая в литературе называется еще нормативно-справочной информацией и нормативно-справочной базой. Примером могут служить нормы расходования промежуточной продукции, которые применяются в межотраслевых балансах в натуральном выражении — так называемые технологические коэффициенты, нормы амортизационных отчислений. Широко используются трудовые, финансовые, экологические и социальные нормативы. К нормативной базе с определенной долей условности можно отнести и всевозможные коэффициенты, присутствующие в моделировании социально-экономических процессов — например коэффициенты эффективности освоения достижений науки и техники по различным производствам («чистым» отраслям), соотношение темпов роста средней заработной платы и производительности труда, соотношение между государственными и частными инвестициями, объемом экспорта и импорта и т.п. К системе норм и нормативов можно отнести и систему индикаторов функционирования и развития СЭС. Индикатором считается тот макроэкономический показатель, по которому устанавливаются пороговые значения показателей развития СЭС, за пределами которых нарушается условие равновесия и СЭС переходит в нестабильное состояние. Причем создавшиеся условия могут угрожать национальной безопасности страны (экономической, в том числе продовольственной, экологической, политической и т.п.). Такие индикаторы и их пороговые (допустимые) значения утверждены ООН. На основании этой международной системы индикаторов каждая страна определяет свои значения индикаторов. В России, например, они утверждены Советом безопасности РФ. Основными из них являются: 1) расходы на научные исследования, % к ВВП; 2) среднечасовая заработная плата; 3) соотношение доходов 10% высокооплачиваемых к 10% низкооплачиваемых групп населения; 4) дифференциация населения по прожиточному минимуму; 5) доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, %; 6) объем инвестиций, % к ВВП; 7) доля импорта во внутреннем потреблении — всего, %, в том числе продовольствия. Термин «индикатор» используется и в других значениях. Так, индикатором является любой показатель, который дает качественную характеристику той или иной стороне СЭС. Например, показатели ВВП и НД на душу населения являются индикаторами показателя уровня жизни населения страны. 5. Заключение Таким образом, следует рассматривать не отдельно экономическую систему, а социально-экономическую систему как симбиоз социальной и производственной сфер жизнедеятельности страны. Если государство заботится в первую очередь о достижении материальных целей, то социальные цели общества отходят на задний план и обеспечиваются государственным бюджетом по остаточному принципу, т.е. в первую очередь финансируется и стимулируется экономическая система, а остающиеся средства достаются социальной сфере. Неопределенность и нестабильность СЭС России переходного периода усиливают федеральных прогнозов и планов. Государственное прогнозирование и планирование, стать процессом общественного обсуждения путей развития экономики и общества в целом. Вместе с тем, многие аспекты теории и практики прогнозирования до сих пор недостаточно ясны и определены: пока еще нет единой, принятой всеми, классификации прогнозов, нет четкой границы между прогнозом и планом и т.п. Многие понятия и определения, относящиеся к прогнозированию, находятся в стадии формирования, и надо отметить, что различные авторы пользуются собственными формулировками рассматриваемой категории. В связи с этим в макроэкономических моделях, разрабатываемых в разных странах, пользуются не всегда совпадающими по своему экономическому содержанию показателями, что находит отражение в перечне переменных, классификациях отраслей и т.д. Основной интерес аналитиков и прогнозистов в настоящее время концентрируется в области оценки возможностей развития реального сектора экономики и инвестиционных процессов, решения финансовых, социальных и региональных экономических проблем. Сейчас, когда известны задачи, решаемые на этапе ретроспективного анализа, видно, что все они направлены на осознание и четкое формулирование целей прогнозирования ГЭС факторов ее развития, структуризацию целей развития, т.е. формирование дерева целей и задач, которые необходимо решить для достижения этих целей. Таким образом, на подготовительном исследовательском этапе создается не только информационная база для проведения прогнозных исследований, но и формируется исходная гипотеза о механизме функционирования и развития СЭС страны. Что касается процесса формирования и верификации (испытания) эконометрической модели (моделей), то он по сути своей относится и к этапу ретроспективного анализа, и к этапу прогнозирования, т.е. к этапу прогнозно-аналитических расчетов. Ввиду того, что на федеральном уровне в прогнозно-аналитических расчетах используются макроэкономические показатели, особую важность приобретает проблема а грегирования информации, иначе говоря, «конденсации», или «сжатия», информации. Например, чтобы получить показатель «валовой национальной продукт», суммируют показатели объема выпуска конечной продукции по всем предприятиям национальной экономики. Такое «сжатие» информации позволяет снижать размерность задач (моделей) прогнозирования без изменения их постановки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Алтайская пищуха
Реферат Achieving Knowledge Essay Research Paper Achieving KnowledgeNewman
Реферат Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации как специализированного органа конституцио
Реферат Cat Scans Essay Research Paper Cat Scans
Реферат Обыкновенная чайка
Реферат Выполнение необходимых задач в составе компьютера
Реферат Особенности гендерных различий языковой личности
Реферат Жертвы политических репрессий в Республике Алтай
Реферат Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села (на примере Назаровского района Красноярского края)
Реферат Инновационный путь развития технологии создания новых лекарственных средств
Реферат Ру сско-япо нская война
Реферат Демократическая Кампучия
Реферат Армяно-азербайджанская война 1918 1920
Реферат Развитие отечественной психологии в первой половине ХХ века
Реферат Иван Грозный 7