ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Глава 1.
1.1.Методология и методы социальной работы
1.2. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних
1.3. Динамика правонарушений несовершеннолетних
2. Глава 2.
2.1. Социальное пространство воспитательного процесса
2.2. Работа специалиста по социальной работе с несовершеннолетними
2.3. Особенности социальной работы с криминальными семьями
Заключение
3. Список литературы
Введение
Рост преступности в России, в том числе среди несовершеннолетних, стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин, таких как самоценность личности каждого человека, стремление к доброте, любовь к Отечеству и забота о ближних утратили свое значение. В связи с этим задача духовно-нравственного обновления современного общества через духовно-ориентированное воспитание подрастающего поколения россиян становится вместе с тем и задачей профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Актуальность этой работы заключается в том, что в концепциях государственной политики борьбы с правонарушениями все большее внимание уделяется соотношению процесса криминализации общественных отношений с процессами, происходящими в духовной сфере общества.
В разделе третьей концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 17 декабря 1997 года № 1300, среди основных причин роста правонарушений названо снижение духовно-нравственного потенциала общества.
В данной работе под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и учебных заведений дошкольного и среднего общего образования, иных государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них здорового сознания, социально-полезных навыков и интересов.
По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних обладает четырьмя отличительными признаками. Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения. Во-вторых, «объектами» профилактики является все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении. В-третьих, в соответствии с этой концепцией элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения. В четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и учебные заведения дошкольного и среднего общего образования.
Раскрытие перечисленных отличительных черт профилактики правонарушений несовершеннолетних в совокупности с концепцией необходимости формирования устойчивых социально-полезных навыков, развития духовных, нравственных и правовых ценностей составляют новизну работы. Новизна этой работы дополняется тем, что данная тема в целости составляющих ее аспектов, несмотря на свою актуальность и востребованность является мало исследованной в криминологии.
Первая задача заключается в обосновании необходимости в современных условиях реализации концепции профилактики правонарушений несовершеннолетних задолго до того, как возникает опасность социально-опасного поведения ребенка.
Вторая задача – раскрытие основных принципов профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Третья задача – необходимо проводить анализ социально-опасных условий воспитания детей в неблагополучных семьях и предложения мер по повышению, педагогической компетентности и ответственности родителей.
Четвертая задача заключается в анализе трудностей современной школы как субъекта профилактики и предложении концепции педагогики не насилия, педагогики здорового потребительства, педагогики правового воспитания.
ГЛАВА I.
1.1. Методология и методы социальной работы.
«Методология» выступает как одно из самых неопределенных, многозначных и даже спорных понятий. Неясность начинается с самого определения методологии. Само слово «методология» связано с сознанием многим с чем-то абстрактным, далеким от жизни, идеологических и административных документов, слабо связанных с социальной работой вообще и текущими нуждами социологической теории и практики в частности. В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. В современной литературе речь идет, прежде всего, о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности. За последние десятилетия методология получила существенное развитие, усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Чтобы определить место методологии в общей системе методологического знания, нужно учесть, что различают несколько уровней методологии. Первое из них – философские знания. Второй уровень – общенаучная методология. Третий уровень – конкретно-научная методология, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур. Четвертый уровень, образуемый методикой и техникой исследования.
Зачем нужно знать методологию, видно сразу – без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или другое исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят методологическая рефлексия, способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определения концепций форм и методов познания, управления конструирования. Самым важным признаком методологической культуры социального педагога остается умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования своей работы. Методологическая грамотность – это предпосылка плодотворной работы. Социальному работнику важно представить себе, как связаны наука и практика, какое место занимает социальный работник в системе этой связи, какое применение могут найти методы исследования в его практической работе.
Что касается профилактики правонарушений несовершеннолетних, органичную основу методики мер профилактики составляет социально-педагогический подход. Приоритет социально-педагогических и культурно-воспитательных средств в качестве ведущих направлений профилактики основан на признании, с одной стороны – эффективности культурно-творческого развития ребенка, обеспечивающего его включение в систему ценностей традиционно-гуманистической культуры, а с другой стороны – необходимости этого для устойчивой профилактики правонарушений.
1.2. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Под профилактикой правонарушений понимается предохранение людей, общества, государства от правонарушений, а точнее – система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий правонарушений, удержания от совершения правонарушений.
Принято выделять общесоциальное и специальное предупреждение правонарушения. В случае общесоциального предупреждения речь идет о том, что общее совершенствование различных сфер общества благоприятно воздействует на нейтрализацию роста правонарушений и даже на ее уменьшение. Социальные предупредительные меры осуществляются в интересах предупреждения правонарушений. Применяют различные меры предупреждения:
1. Общегосударственные, относящиеся к большим государственным группам;
2. Меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;
3. Индивидуальные.
По содержанию меры предупреждения правонарушений бывают экономические, политические, социальные, правовые и другие. Каково соотношение понятий «профилактика» и «предупреждение» правонарушений? В плане общесоциальных мер борьбы с правонарушениями эти понятия являются синонимами, но в плане специального предупреждения правонарушений эти понятия не являются равнозначными: здесь профилактика выступает лишь одной из стадий предупреждения правонарушений. Сама профилактика представляет собой меры по выявлению, устранению, замещению причин и условий правонарушений. Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних является Федеральный Закон от 24 июня 1997года № 120-ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних». В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики. Применение этого закона на практике обеспечивается принятием на федеральном уровне специальных программ, утвержденных постановлениями Правительства РФ. Так, например, 25 августа 2000 года было принято постановление № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации 2001-2002 гг.», среди которых важное место занимает «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2001-2002)». Профилактические функции реализуют не только нормативные акты, направленные на профилактические правонарушения молодежи, но и акты в сфере образования, социальной защиты, оказания медицинской и психологической помощи, трудоустройства.
Прежде всего, объектами мер профилактических правонарушений являются несовершеннолетние, которые находятся в социально-опасном положении вследствие безнадзорности, беспризорности, нахождения в обстановке, не соответствующей требованиям воспитания или содержания, а также вследствие совершения правонарушений или антиобщественных действий. Субъектами этой системы в соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, по делам молодежи, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства и службы занятости. Основная задача комиссии по делам несовершеннолетних (далее КДН) – предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этих возрастных групп населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних. На практике основное время в работе КДН уделяется рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, подготовке материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием молодежи в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. Социальные функции КДН заключаются в оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве, социальной реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи. КДН осуществляет координацию с другими организациями, занимающимися неблагополучными подростками, которые были поставлены на учет в комиссии по делам несовершеннолетних. В настоящее время при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления действует 2560 КДН. Но штатных сотрудников в них работает всего 2329 человек. Это говорит о том, что характер деятельности КДН с советского периода не изменился, и по-прежнему функционируют по «любительскому принципу».
В 2004 году за 6 месяцев на территории Егорьевского района отмечается снижение преступности среди несовершеннолетних на 42,9%. Удельный вес преступности несовершеннолетних снизился с 12% в 2002 году до 8,9% в 2003 году, то есть на 3,1%. Из 89 преступлений, совершенных на территории Егорьевского района, 35 были совершены одним несовершеннолетним, 13 группой несовершеннолетних, 41 – группой, в состав которых входит взрослое лицо.
В 2004 году отмечается снижение количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности на 50,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее АППГ).
В 2004 году к уголовной ответственности привлечено 64 несовершеннолетней молодежи, в АППГ – 130 несовершеннолетних. Вызывает озабоченность не снижающийся уровень алкоголизации молодежи. В Егорьевске Администрацией города запрещена продажа пива и алкогольной продукции на дискотеках города. Причина подростковой преступности кроется в семейном неблагополучии. Отсутствует надлежащий контроль за поведением детей со стороны родителей. Причина преступности среди молодежи кроется в недостаточной воспитательной работе со стороны учебных заведений, в которых они обучаются.
Вторым элементом системы органов профилактики правонарушений несовершеннолетних являются органы социальной защиты – это территориальный центр социальной помощи, психолого-педагогические помощи, центр экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Главное, что они нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Сюда входят и бесплатное оказание социальных услуг, тесная связь с семьей, помощь в организации досуга молодежи.
Третьим элементом системы профилактики являются специализированные учреждения молодежи, которые нуждаются в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, которые оказались в трудной жизненной ситуации. К таким учреждениям относятся: социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Четвертым элементом системы профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относятся: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования; помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних.
Кроме того, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения, тоже являются ответственными за профилактические функции.
Пятым элементом профилактики правонарушений молодежи являются органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры и спорта, туризма, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Основные задачи органов по делам молодежи – координация деятельности молодежных организаций, оказание им финансовой поддержки на конкурсной основе.
Шестой элемент системы профилактики – это органы управления и учреждения здравоохранения. В условиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации и наркотизации, социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи, осуществление лечебно-восстановительного лечения существенно возрастают.
Седьмым элементов профилактики правонарушений несовершеннолетних – являются органы внутренних дел, среди которых ведущую роль играют подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (статья 21 Закона – далее ОППМ). Среди многочисленных функций ОППМ выделяют две. Это проведение индивидуальной профилактики работы с несовершеннолетними, которые находятся не только в трудной жизненной ситуации, а представляют опасность для общества. К компетенции ОППМ относится профилактика рецидивирующих преступлений: эти органы должны работать с несовершеннолетними, которые освободились из мест заключения; осужденных условно, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в них не допускали нарушения режима, и после освобождения нуждаются в социальной помощи и реабилитации. Кроме того, ОППМ обязаны проводить работу с законными представителями, не исполняющими своих обязанностей о воспитанию указанных выше категорий несовершеннолетних.
Вторая функция – это выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественным действиям. Среди органов внутренних дел профилактическую роль выполняют центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Кроме того, задачи профилактики решают и подразделения криминальной милиции, ОВД, к компетенции которых относится предотвращение преступлений, выявление молодых правонарушителей или групп, входящих в организованные преступные группировки и сообщества. Вспомогательными элементами профилактики правонарушений несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Названы они вспомогательными потому, что носят преимущественно распорядительно-контрольный характер, не связанный с содержательной работой с несовершеннолетними.
Центральным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств по профилактике правонарушений несовершеннолетних является Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве
РФ, положение о которой было утверждено постановлением Правительства от 5 июня 1994 года № 646.
В систему профилактики входит и прокуратура Российской Федерации, которая выполняет надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних и координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних.
1.3. Динамика правонарушений несовершеннолетних.
В 2003 году было зарегистрировано 185379 преступлений среди несовершеннолетних, что на 5,1% меньше, чем в 2002 году (195426) и на 12% меньше, чем в 2001 году (208313).
Налицо двухлетняя динамика снижения преступлений несовершеннолетних. Но есть ли основание говорить о том, что в течение двух лет наметилась новая тенденция стабилизации криминальной активности молодежи, «насыщение порога» преступности этой социальной группы? Авторы сборника «Криминогенная ситуация в РФ в начале 21-го века», пишут о явлении, синусоидного роста этого вида правонарушений, когда за фазой роста происходит фаза стабилизации, а через некоторый период времени снова начинается рост преступлений, но уже выше предыдущего периода.
Кроме того, для выяснения вопроса об устойчивости стабилизации правонарушений несовершеннолетних требуется изучение практики регистрации правонарушений, а ее анализ вызывает большую тревогу. Так, из более чем 5 миллионов обращений граждан в 2003 году по поводу криминальных посягательств только по 44,5% были возбуждены уголовные дела. По подавляющей части остальных заявлений было отказано в возбуждении уголовных дел.
Несмотря на количественную стабилизацию правонарушений несовершеннолетних, нельзя сказать о качественной стабилизации. В 2003 году на 20% увеличилось участие несовершеннолетних в совершении убийств и покушений; в 2003 году каждый 15 несовершеннолетний был привлечен за убийство или покушение на убийство. В течение 2000-2001 и 2002гг динамика количества несовершеннолетних привлеченных к уголовной ответственности за разбои, составляла соответственно 2,3%, 9,4% и 6,2%.
Если говорить о качественных изменениях в состоянии правонарушений несовершеннолетних, то можно отметить повышение уровня организованности, профессиональности, общественной опасности и тяжести совершения уголовных деяний, агрессивности, жестокости совершаемых действий.
Если в 1990-х годах в Егорьевске половина общественных опасных деяний среди молодежи составляли кражи из квартир, карманов пальто, в раздевалках школ, краж сигарет, то сегодня среди несовершеннолетних все большее распространение получили такие виды правонарушений, которые были ранее присущи взрослым – это торговля оружием и наркотиками, притоносодержательства и сутенерства; разбойные нападения на предпринимателей; мошеннические действия с валютой и ценными бумагами, торговля краденным, изнасилования, рэкет в своей среде.
В структуре правонарушений несовершеннолетних 3.4% составляли преступления против жизни и здоровья, 77,8% - преступления против собственности, 7,2% - посягательства на общественную безопасность, 6.2% составили преступления против здоровья населения и общественной нравственности. Корыстные преступления в 2002 году занимали 68,7% в 1997 году – 69,4%), корыстно-насильственные – 10,4% (в 1997г – 10%); насильственные – 2,5% (в 2000 г. – 2,5%); преступления против общественности безопасности – 12,5% (в 2000 г. – 12,4%). Анализ этих данных показывает, что доминирующим мотивом правонарушений несовершеннолетних выступает корыстная мотивация в разных ее проявлениях. В 2003 году несовершеннолетними и при их участии совершено 1795 преступлений (- 92; -4,9% к АППГ). Вместе с тем, анализ структуры и динамики преступлений подростковой преступности свидетельствует о том, что несовершеннолетние продолжают составлять наиболее криминально-активную часть населения Подмосковья.
С 26 до 21 сократилось число совершенных ими убийств, каждое второе – на бытовой почве. В 2003 году зарегистрировано 1054 (-289 к АППГ) преступлений против семьи и несовершеннолетних. Выявлено 52 преступления, связанных с жестоким обращением с детьми.
На 19,5% возросло число совершенных разбоев, на 25% - мошенничеств, на 4,5 – фактов неправомерного завладения транспорта; на 7,9% - хулиганств. Выявлено 4 факта, связанных с хранением оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств и веществ.
Количество совершенных несовершеннолетними краж и грабежей сократилось по сравнению с АППГ соответственно на 5,1% и 20,7%. Однако, каждый второй несовершеннолетний принимал участие в совершении преступлений, связанных с тайным хищением чужого имущества, 25% из них совершили кражи из квартир. Все более активную роль в совершении преступлений играют лица женского пола. Нередко они выступают в роли наводчиц, соучастниц в грабежах, вымогательствах, мошенничествах и даже убийствах.
Беспокоит криминальная активность детей в возрасте до 14 лет, которая составляет 30% от числа состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних. Количество совершенных ими общественно-опасных деяний не входит в общую уголовную статистику, однако, существенно влияет на криминогенную обстановку, а по своей тяжести они не отличаются от преступлений, совершенных подростками более старшего возраста, являются более дерзкими и циничными. Каждое третье из совершенных подростками преступлений относится к категории тяжких и особенно тяжких.
На 22% возросло число подростков, находящихся в розыске, без вести пропавших, самовольно ушедших из семьи, детских домов и интернатов. Дети с социально отклоняющимся поведением, требующиеся специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при главах муниципальных образований должны направляться в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа органов управления образования.
Причины преступности несовершеннолетних самые различные. Корни проблемы, по мнению специалистов и ученых, находят подпитку в социально-экономической сфере общества. Они считают, что существующая система молодежной государственной политики не может противостоять надвигающемуся негативу и тем более не может изменить дело в положительном направлении.
К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие: крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы; безработица; появление в условиях хаоса, неразберихи множества лазеек для преступной деятельности; переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям не может не сказаться на психологии, самосознании, поведении; резко ухудшающиеся жизненные условия всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией; падение престижа образования, культуры, отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе; крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национальный экстремизм.
В стране разрушена существовавшая ранее система воспитания подростков и молодежи, в том числе и профилактическая работа по предупреждению преступности. С воспитательной арены ушли комсомол и пионерская организация, утрачивают свое бывшее значение комиссия по делам несовершеннолетних при исполнительной власти. От воспитательной работы зачастую отказывается и школа. Утрачивается воспитательная работа и дворцов пионеров, разного рода клубов, юношеских спортивных секций, которые все больше переходят во власть коммерсантов.
Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней преступности не утешительны. Будет расти число подростков, вовлекающихся в проституцию, торговлю и сбыт наркотиков, азартные игры, хищение оружия, изготовление и сбыт произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Может значительно увеличиться рецидивная преступность.
Сегодня можно говорить о том, что преступность стала проблемой всего общества. В России активно проявляют себя многие социальные причины роста преступности. Эти проблемы приобрели критическую массу, устранить их не так легко, прежде всего, в силу осложнения экономического положения общества, но они должны решаться в меру возможного.
В Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» предусмотрены некоторые меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержки социально значимых инициатив молодежи, стимулирование ее участия в разработке программ, касающихся детей, молодых граждан и общества в целом. Указом предложено реорганизовать систему государственных органов, осуществляющих функции по предупреждению безнадзорности, преступности и иных правонарушений несовершеннолетних, создать соответствующие структуры по защите прав несовершеннолетних в системе исполнительной власти всех уровней. Эти функции Правительством РФ возложены на Министерство социальной защиты населения России.
Глава 2.
2.1. Социальное пространство воспитательного процесса.
Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого совершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющим свои пространственные рамки. Социальное пространство – это протяженность социальных отношений, которые ежедневно разворачиваются перед ребенком либо в области слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, аппаратов, транспорта и прочего. Социум формирует представление о существующих связей общества с миром и в обществе. Если связи традиционные, ребенок быстро осваивает эту картину реальности и принимает воспринимаемое за единственно возможное. Когда говорят «среда воспитывает», подразумевается, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, которое ему представило социальное пространство. В социуме, как в предназначенном для жизни человека пространстве, ребенок проявляет и утверждает свое «Я», функционируя как социальное существо и в этом обретя свою социальную сущность. Когда говорят «среда воспитывает», понимают под сказанным, что в социальной среде рождается «Я», только в единении с другими эмансипируется, автоматизируется личность. Но, разумеется, социальное пространство, как такое во всем своем ответе, не может выступать субъектом воспитательного процесса и ставить цель через слагаемые социального пространства, социум оказывает формирующее социальное влияние. И, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия – это основной перечень социальных пространств. Индивидуальная поочередность их влияния на личностное становление, но столь же индивидуальна сила влияния на характер становления. Для малыша решающим будет семейное пространство. Его влияния первичны и во многом не исправимы, поэтому часто говорят, будто основы воспитания ребенок получает в семье. Школьная среда предоставляет ребенку больше возможности для личностного роста, так как в школе он непосредственно выступает членом группы равных и в этой роли связан множеством нитей социальной зависимости. К тому же, эмансипируясь с возрастом от родителей, он обретает в одноклассниках референтную группу, и в ходе школьной жизнедеятельности играет новую для себя социальную роль. Высоко оценивая роль семьи как первичного социума, школа не может не выходить на связь, взаимодействие, союз и сотрудничество. Наблюдая за детьми «трудными», приходится признавать, что истоки проблематичности в развитии личности. Отсутствие одного из элементов в модели социального пространства порождает психологические проблемы ребенка.
2.2. Работа специалиста по социальной работе с несовершеннолетними.
В 90-е годы преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебных заведений, которые ранее считались благополучными (школы, техникумы, ВУЗы). Отклонение в поведении подростка – это результат психологической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. Так как результат – реакция протеста, неповиновения, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя. Интересны результаты исследования Н.Вайзмана об особенностях поведения трудных подростков. К первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников». Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. «В школе такие учащиеся паясничали, демонстративно не подчинялись. Прогуливали занятия».
Ко второй группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышенной аффектностью, возбудимостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.
В третьей группе подростков «преобладало расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков». Чаще всего они из семей, где родители вели асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.
Н.Вайзман пишет, что у подростков с остаточной ограниченной патологией снижена работоспособность, неустойчивое внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до 5-7 классов, не могут трудиться, в ПТУ тоже не могут заниматься, так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25% с ограниченной патологией впоследствии смогли организовать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникумах. В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностями подросткового самоубийства являются психологические особенности полового созревания, крушения любви, обиды. Подросткам характерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто, абстрагируя от своей личности понятие смерти, они покушением на убийство стремятся познать ее сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия окружающими. Они становятся объектом осуждения, угроз, что также приводит к попытке самоубийства. Психологами разработаны типы детей с различными отклонениями, которые требуют самого разного подхода со стороны специалиста в социальной работе (далее – специалиста). Так, одному ребенку требуется вмешательство специалиста, чтобы помочь ему обрести самостоятельность и стойкость, другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером. В работе специалиста встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни. Все эти особенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному работнику в работе.
Среди беглецов зафиксировано больше всего подростков. Основная причина – плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60-70%), чем отца. Ученые объясняют это как психологическими причинами, так и социальными: тяжелым экономическим положением семьи, безработицей, неполным составом семьи, слишком юным или преклонным возрастом родителей. Подростки-беглецы чаще всего ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семье никогда не возвращаются. Часть подростков-беглецов уходит из семьи под влиянием стремления к свободе, независимости.
Социальный работник должен, прежде всего, знать возрастные особенности психического развития ребенка. Л.С.Выгодский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14-17 лет. В 17 лет характер возраста критически стабильный. В период кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми. Специалист должен помнить, что перестройка поведения подростка связана с половым созреванием. Работа с трудными подростками обязательно предполагает психологический процесс перевоспитания. Перевоспитание – это трудный процесс и для воспитанника и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его в прошлом. Социальному работнику приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь подростку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремление, чувства и волю, его деятельность. Перед специалистом стоит вопрос: как изменить отношения подростка к труду и спорту? Что может стимулировать его на положительную деятельность, как отвернуть его от нравственно постыдных поступков? Как подвести подростка к процессу самовоспитания и самообразования?
Все эти вопросы встают перед специалистом в работе с каждым воспитанником. Цель социального работника в работе с трудными подростками состоит в том, чтобы помочь им перешагнуть через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.
Социальному работнику важно еще до встречи познакомиться с личным делом подростка и в школе, и в комиссии по делам несовершеннолетних. Важно выяснить причину педагогической запущенности, важно овладеть приемом направления подростка к деятельности самосовершенствования.
Задача специалиста состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности. Подробная технология достичь контакта работника с подростком разработана психологом Л.Б.Филоновым.
2.3. Особенности социальной работы с криминальными семьями.
Ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» свидетельствуют о сложной ситуации в стране. Несовершеннолетние сегодня составляет самую криминальную часть населения: ежегодно несовершеннолетние или при их участии совершается 300тысяч преступных деяний (в том числе детьми, не достигшим возраста уголовной ответственности), 700тыс. административных правонарушений. Число больных наркоманией за десятилетие увеличилось семикратно.
Среди поставленных на учет ОВД подростков каждый третий имеет лишь зачатки среднего образования, и 10тысяч, по официальной статистике, полностью неграмотны. Растет число разводов, которые ежегодно оставляют «безотцовщиной» 500тыс. детей. Известно, что девиантное поведение детей, подростков связано с проблемой неполноценной семьи. Появляется огромное количество неблагополучных семей, в которых дети становятся жертвами обращения, объектами эксплуатации, в том числе сексуально предметом торговли. Реакция детей проявляется дезадаптацией, правонарушениями, алкоголизмом, наркоманией. Специалист призван оказать помощь детям и подросткам, родителям в решении проблем конфликтов, в разрешении безвыходных ситуаций. Он должен выступать посредником между личностью ребенка и семьей, учреждения, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств. В случаях, когда ребенок не может находиться в семье, специалист обращается в органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, правоохранительные органы. Социальному работнику необходимо знать и руководствоваться в своей профессиональной деятельности соответствующими законами, Указами, постановлениями, нормативными документами: Конституцией Российской Федерации (1993г), Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным Кодексом РФ (1995г), Законом РФ «Об образовании» (1992,1995г).
Социальный работник в своей работе опирается на решение Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования, основу социальной политики: Гражданское, Семейное, Трудовое и Жилищное право; Уголовный кодекс РФ.
Правовая некомпетентность населения типичное явление в нашей жизни, это усложняет социальную работу. Если родители, специалист, дети получают своевременно психолого-педагогическую консультацию по социально-правовой защите детей, реализуемой при помощи социально-педагогического права детей, воспользуются советами и рекомендациями в воспитании образовании детей, то развитие личности ребенка будет гармоничным и положительным.
Заключение.
В данной работе была предложена концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних, значительно расширяющая временные рамки и основания проведения профилактической работы.
По своей природе такая концепция относится к общесоциальным культурно-воспитательным мерам и теснейшим образом связана с процессом социального воспитания несовершеннолетних. Аванесов Г.А. по этому поводу писал «Как ни парадоксально, но воспитание не может ограничиваться только собственовоспитанием. Воспитание, имеющее профилактический потенциал – это нечто большее, чем просто воспитание».
Основываясь на принципах «эффекта положительной цели», приоритета духовности и национальной культурной преемственности, профилактика ориентирована не на «нейтрализующее» предупреждение риска появления преступного поведения, а на «позитивное» формирование у молодежи здорового правосознания, основанного на духовном и нравственном развитии личности. И поэтому, вместо вопросов о том: Можно ли воспитать своих детей так, чтобы предупредить в будущем их конфликты с законом? Можно ли их так воспитывать, чтобы выработался своего рода « иммунитет» козлу, к нарушениям закона - это концепция задает вопросы другого рода: Можно ли сегодня воспитать детей, имеющих социально-полезные потребности и интересы? Можно ли воспитать детей, строящих свои межличностные отношения на принципах солидарности и ненасилия?
И на основании изучения криминологической, психологической, педагогической литературы вполне убедительную подтвержденность получил вывод о том, что направленность на себя при эгоизме и эгоцентризме - это корень всех отрицательных проявлений личности, таких патологических качеств как эффекта неадекватности, обидчивости, неудовлетворенности, агрессивности, потребительства, имеющих самое непосредственное криминогенное значение. И, поэтому, одной из основных целей при осуществлении профилактики правонарушений несовершеннолетних должно быть формирование диалогизма личности как одного из важнейших качеств, обеспечивающих активное устойчивое здоровое правосознание человека.
Основной смысл заключается в повышении социально-воспитательной функции школы. Итогом рассмотрения отдельных компонентов социального воспитания стали предложения по внесению изменений в статью 14 Закона «Об образовании». Так, важнейшими изменения должны быть дополнения, в соответствии с которыми содержание образования должно быть также ориентировано на:
· формирование у обучающегося гражданской ответственности, правового самосознания, культуры здорового потребления;
· формирование у обучающегося культуры мира и межличностных отношений на принципах терпимости и ненасилия;
· воспитание личности, ориентированной на создание крепкой, здоровой семьи и обладающей высокой культурой чистоты половых отношений.
И, наконец, как уже говорилось выше, предложенная концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних направлена преимущественно на индивидуальное воздействие на подростка в целях его воспитания как автономной личности, сознающей свое духовное достоинство и ответственность, способного ориентироваться и противостоять неблагополучному воздействию окружающего мира. Однако социальное воспитание, ценное и важное само по себе, не может быть достаточно успешным без соответствующих изменений макросреды. Для требований же профилактики правонарушений несовершеннолетних такие изменения касаются необходимости реального формирования у несовершеннолетних атмосферы «нравственной гигиены» - гарантированной государством возможности жить в благоприятной нравственно-этической среде, в которой подростки были бы максимально защищены от проявлений культа агрессии. Жестокости и низменных проявлений современной массовой культуры.
Для перехода системы образования к новым экономическим отношениям необходимо: систематически изучать потребности несовершеннолетних в образовании; изучать и формировать предоставление образовательных услуг; перевести профтехучилища, средние специальные учебные заведения на подготовку рабочих и специалистов по прямым договорам с предприятиями, организациями, регионами; пересмотреть учебные программы и привести их в соответствие с требованиями, предъявляемыми заказчиками. При этом учесть необходимость обеспечения многопрофильности подготовки кадров по тем профессиям, спрос на которые в условиях рыночной экономики может сокращаться.
Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. Конвенция о правах ребенка ООН , 1-е изд., 2001 г
2. Семейный кодекс РФ с изменениями, 1-е изд., 2004г.
3. Уголовный кодекс РФ, изд. Дело, 2004г.
4. Федеральный Закон от 24.06.1999г «Об основах системы профилактики
и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» № 120 ф.3.
Используемая литература:
1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М, 1980г.
2. Антология социальной работы./Ин-т психосоциальной работы. Сос. М.В. Фирсов. М.: «Сварогъ-НВФ СПТ», 1995г. т.2
3. Барилло Т.С., Демина И.С. Профилактика правонарушений среди учащихся. Киев, 1983г.
4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996г.
5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., AKADEMA, 2000г.
6. Дети улиц. Выпуск 3, Издательство ИКАР, М., 1999г.
7. Информационный бюллетень молодежная политика № 13-15 (38-40) под редакцией Ильинского И.М., Антонова М.Г. М, 1993г.
8. Куфаев В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. М., 1927г.
9. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988г.
10. Педагогика, Уч. Пособие для студентов педвузов. Ю.К. Кабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др., под редак. Ю.К. Кабанского, 2-е перераб., М., просвещение, 1988 г.
11. Педагогика. Учебное пособие под редакцией Пидкасистого, М., 2002г.
12. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Под ред. В.А.Никитина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002г.
13. Справка о состоянии комиссии по делам несовершеннолетних на
территории Московской области от 03.07.2004г, г. Москва.
14. Справка о состоянии подростковой преступности на территории
Егорьевского района за 2003-2004 гг., г.Егорьевск, июнь 2004 г.
15. Сукало А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга/Сукало А.А.-СПб, 1996г.
16. Технологии социальной работы: Учебник /под общей ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002г.