Святой Владимир План. 1. Языческая Русь до крещения. 2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси. 3. Первые годы правления Владимира. 4. Поход на Корсунь. Крещение Руси. 5. Владимир и Русь после крещения. 6. Владимир как военный , политический деятель. 7. Последние годы правления
Владимира и смерть. 8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства Российского. Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна и наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в
IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни основы без которых , собственно , для народа нет истории.
С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племенами чудского и тюркского , а в западной половине кроме народов литовского и чудского племени , примыкавшим своими поселениями к балтийскому побережью , жили славяне под разными местными названиями , держась берегов рек Западной Двины , Волхова , Днепра , Припяти , Сожи , Горыни ,
Стыри , Случи , Буга , Днестра , Сулы , Десны , Оки с их притоками. Они жили небольшими общинами , которые имели сво средоточение в городах - укрепленных пунктах защиты , народных собраний и управления. Никаких установлений , связующих между собой племена и признаки государственной жизни , не было. Славянорусские племена управлялись своими князьями , вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя , а потому часто были покоряемы.
Религия их состояла в поклонении природе , в признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы , в поклонении солнцу , небу , воде , земле , ветру , деревьям , птицам , камням и т. п. и в разных баснях , верованиях , празднествах и обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании этого поклонения природе. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов , но у них не было ни храмов , ни жрецов а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости.
Наиболее распространенная вера была - язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую древность. В его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы лишены возможности непосредственного видения духовных источников , но все же можем судить о них , памятуя слова господа По плодам их узнаете их.Плоды язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют сомнений в богоборческой сущности
того начала , которое стремится к воплощению через многочисленные языческие культуры. И славянское язычество не было исключением. Древние славяне рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и злым Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности , рождая культурные формы славянского сатанизма , обретшие позднее свое законченное воплощение в почитании
Перуна - верховного божества языческого пантеона дохристианской Руси. Летописи IV века , рассказывая о столкновении славян с Византией , самым мрачным образом изображают их жестокость. Пленных распинали , расстреливали из луков , вбивали гвозди в черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя после себя горы трупов и груды дымящихся развалин.
Столь же беспощадны были и семейные обычаи. У них были неясные представления о существовании человека после смерти загробный мир представлялся их воображению продолжением настоящей жизни. Поэтому вместе с умершим воином на погребальном костре сжигались и его жены одна или несколько - славяне признавали множество.Они чествовали умерших прародителей , считали их покровителями и приносили им жертвы. Закон позволял умертвить новорожденную дочь , если е рождение казалось излишним.
В свою очередь , признавалось право детей на убийство родителей, обременяющих семейство старостью или болезнью. Междородовые распри передавались из поколения в поколение , подогреваемые обычаем кровной мести , удовлетворявшейся лишь смертью обидчика или его потомков. Справедливости ради надо сказать , что современные историки отмечали и привлекательные черты славян , говоря , что они не знали ни хитрости , ни обмана , хранили древнее простодушие и простоту нравов.
С пленными , оставшимися в живых . наши предки обходились дружелюбно , назначая лишь определенный срок их рабства , по истечению которого пленник мог , по выбору , либо покинуть своих бывших хозяев , либо остаться с ними на равных правах , как вольный человек. Свято соблюдаемый обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными для путешественников , и хозяин головой отвечал обществу за безопасность гостя-чужеземца.
Купцы тем охотнее посещали славян , что между последними не было ни воров , ни разбойников , хотя выгодной торговли в славянских землях ждать не приходилось - суровые войны не знали роскоши и не ценили золота. Соответственно такому духовному развитию было состояние их житейской умелости. Они умели строить себе деревянные жилища , укреплять их деревянными стенами , рвами и земляными насыпями , делать ладьи и рыболовные снасти , возделывать землю , занимались скотоводством , умели прясть , ткать
, шить приготовлять кушанья и напитки пиво , мд , брагу , ковать металлы , обжигать глину на домашнюю посуду знали употребление веса, меры , монеты имели свои музыкальные инструменты на войну выходили с метательными копьями , стрелами и отчасти мечами. Все познания их переходили от поколения к поколению очень медленно , но отношения с Византийской империею и отчасти с арабским Востоком мало-помалу оказывали на русских славян образовательное влияние.
Из Византии заходило к ним христианство. В половине XI века киевские князья Аскольд и Дир , собрав дружину , на двухстах ладьях по Днепру вышли в Черное море , опустошили на свом пути побережье и осадили Константинополь. Нападение оказалось неожиданным и стремительным. Императора Михаила III в столице не было - он возглавлял армию в войне с мусульманами и , несмотря
на все старания , даже вернувшись в город , не мог организовать надежную оборону. Царьград спасся чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь города - ризу Божией Матери , хранившуюся во Влахернской церкви. Налетевший после этого шторм разметал корабли русов , уничтожив большую часть флота и сделав дальнейшую осаду невозможной. Пораженные князья прислали в Константинополь посольство с просьбой о крещении.
Это было первое , Аскольдово крещение Руси. Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград , в южных русских областях святой Кирилл , просветитель славян , крестил двести семейств , у которых нашл Евангелие и Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил , крестивший все племя во главе со старейшинами. И этому крещению предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников в костер
Евангелие не сгорело. Но и это крещение Руси не оказало влияния на е судьбу. Очаг православия на юге земли Русской со временем то ли угас , то ли оказался столь слабым , что не смог просветить окрестную языческую тьму. Такой варварский склад общественной жизни изменяется с принятием христианской религии , с которою из Византии - самой образованной в те времена державы , перешли к нам как понятия юридические и государственные , так и начало умственной и литературной деятельности.
Принятие христианства было переворотом , обновившим Русь и указавшим ей историческую дорогу. Этот переворот совершен Владимиром , сыном воинственного Святослава , киевского князя и рабыни Малуши , ключницы его бабки княгини Ольги. Святослав отец Владимира, уезжая в Болгарию , разделил вс государство сво на три части старшему сыну
Ярополку - отдал он Киев , второму - Олегу - Землю Древлянскую , младшему - Владимиру - Новгород. От разделения Земли русской предки наши сделались очень несчастливы вместо одного государя было у них три в одно время. После смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Первыми поссорились Ярополк с Олегом. Виноват в этом был старый воевода
Свенельд. В 975 году сын Свенельда , по имени Лют , вышел из Киева в лес на охоту увидев его , Олег , князь древлянский , спросил у своих Кто это такой Ему ответили Сын Свенельда тогда Олег напал и убил Свенельдича за то , что тот охотился с ним вместе в одном лесу. Отсюда пошла ненависть между Ярополком и Олегом Свенельд , желая отомстить за сына , вс подговаривал
Ярополка Пойди на брата и отними у него владения. На третий год Ярополк пошл на Олега , в древлянскую землю. Князь киевский победил древлянского. Когда Олег с воинами своими бежал в город Овручь , то на мосту , перекинутом через ров к городским воротам , столпилось множество беглецов , и они столкнули нечаянно своего князя в глубокий ров. За ним упало туда множество людей и лошадей. Олега раздавили насмерть.
Между тем Ярополк вошл в город Олегов , захватил там всю власть и послал искать своего брата во рву. С утра до полудни вытаскивали трупы изо рва наконец нашли Олега на самом дне , внесли во дворец и положили на ковр. Ярополк , который хотя был легковерен , но совсем не имел злого сердца. Когда пришл , долго плакал над Олегом , забыв , что он победитель.
Олега погребли у города Овруча. Владимир узнав , что Ярополк захватил Древлянскую землю и убил Олега , испугался и убежал со своим дядею Добрыней в Швецию. Ярополк скоро забыл о свом сбежавшем брате , а в Новгород послал посадников. После этого варяги сказали Владимиру Город то наш ведь мы его взяли , и потому хотим брать окуп на гражданах , по две гривны с
человека. Владимир отвечал им Подождите немного , пока сберут деньги за месяц. Варяги ждали , ждали - и ничего не получили тогда они сказали Владимиру Обманул ты нас позволь нам по крайней мере идти в Грецию. Владимир отвечал Ступайте. Потом выбрал из них мужей добрых , смышлных и храбрых и роздал им города другие же пошли в Царь-град , к грекам.Но Владимир ещ прежде них послал сказать императору
Идут к тебе варяги не держи их в городе , а не то наделают они тебе бед , какие и у нас здесь лучше разошли их по разным местам , а сюда к нам не пускай ни одного. С большой достоверностью можно принять вообще известие о том , что Владимир , будучи еще язычником , был повелителем большого пространства нынешней России и старался как о распространении своих владений , так и об укреплении своей власти над ними.
Таким образом , он повелевал Новгородской землю - берегами рек Волхова , Невы , Мсты , Луги землю Белозерскою , землю Ростовскою , землю Смоленскую в верховьях Днепра и Волги , землю Полоцкою на Двине , землю Северскою на Десне и Семи , землю полян , или Киевскою , землю Древлянскою и , вероятно , также западною
Волынью. Радимичи , жившие на Сожи , и вятичи , жители берегов реки Оки и е притоков , хотели отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже отдельных ятвягов , полудикий народ , живший в лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не должно , однако , думать , чтобы это обладание имело характер государственный оно ограничивалось собиранием дани , где можно было собирать е , и такое собирание имело вид грабежа.
Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью скандинавов , называемых у нас варягами и раздал им в управление города , откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей. После смерти Ярополка Владимир , 17-летний юноша начал княжить один в Киеве и поставил себе на холме разных богов за княжеским двором Перуна деревянного с серебренной головой и золотыми усами ,
Хорса , Стрибога , Даждь-бога солнца , Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы , называя богами своими , приводили сыновей и дочерей своих и приносили жертвы.И осквернилась кровью земля Русская и холм тот под 980 год. В благодарность богам за победу , одержанную над ятвягами 983 год решено было принести человеческую жертву. Старцы и бояре сказали Бросим жребий на мальчиков и девиц на кого падет того и зарежем богам.
В это время жил в Киеве один варяг двор его стоял там , где теперь церковь св. Богородицы , построенная Владимиром варяг этот пришл из Греции , держал веру христианскую , и был у него сын прекрасный лицом и душою на него то и пал жребий. Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали На твоего сына пал жребий боги выбрали его себе , чтоб мы принесли его им в жертву.
Варяг отвечал То не боги , а дерево ныне есть , а завтра сгнит ни едят , не пьют , ни говорят сделанные руками из дерева бог же один , которому служат греки и кланяются он сотворил небо и землю , звзды и луну , и солнце , и человека и дал ему жить на земле а эти боги что сотворили Они сами сделаны руками человеческими не дам сына своего бесам. Посланные пересказали слова варяга гражданам тогда народ , взяв оружие , пошл на варяга и разломал
забор около его дома. Варяг стоял на сенях с сыном ему кричали Отдай сына нам нужно принести его в жертву богам. Он отвечал Если то в самом деле боги , то пусть пошлют одного бога взять моего сына а вы из чего так хлопочете В народе раздался яростный крик толпа бросилась , подрубили сени под обоими варягами и таким образом убили их , и никто не знает , где их похоронили. Руководимый язычником
Добрыней , которому , после великих успехов последних лет , не мог не доверять , юный Владимир , естественно , поддался обаянию власти , могущества , богатства и роскоши Киевского двора. Действительно , за два года стать в 17-литнем возрасте из мальчика-эмигранта повелителем огромной страны , от Балтийского моря до Черного , победителем могучих князей Рогволода и Ярополка , обладателем многочисленных теремов и богатств , народным героем , победившим
иноземное влияние это ли не обстановка , в которой юноша может увлечься своим счастьем и дать волю страстям К двум своим жнам , Олове и Рогнеде , он присоединяет красавицу вдову Ярополка. От этих жн у него вскоре родится по сыну от Оловы - Вышеслав , от Рогнеды - Изяслав , от несчастной вдовы брата - Святополк , уже в самом рождении которого лежит как бы печать его будущих злодеяний.
Чешская княжна Мальфреда и ещ одна чешка становятся его 4-ой и 5-ой жнами. Огромные гаремы появляются в местах его княжеских резиденций по 200-300 женщин живет у него в теремах в Белгороде , Вышгороде и Берестове. На ряду с теремною жизнью , князь любит пиры и веселья с дружиной. Широко льтся вино и громко славят князя густеры Не мало знает история примеров когда молодые государи , подпадая таким же искушениям , погибали духовно и физически среди роскоши и разврата.
Но молодой князь не дат себе изнежиться в Киевской роскоши. Почти непрерывно , один за другим следуют его победоносные походы. Оба царя услыхав это сильно огорчились и отвечали Не прилично христианам выдавать сестер своих за неверных , если крестишься , то и сестру нашу получишь , а вместе с нею и царство небесное . а с нами будешь единоверник если же не хочешь креститься , то
не можем выдать за тебя сестры. Владимир отвечал послам императорским Скажите царям , что я готов креститься , потому что и прежде испытал ваш закон , и мне нравится ваша вера и богослужение.Цари , услыша это , обрадовались и послали ко Владимиру сестру свою , именем Анну , которую насилу уговорили идти она села на корабль , простилась с родными и с плачем поплыла через море. Когда царевна
Анна прибыла в Корсунь. Владимир крестился , а после крещения обвенчался на Анне , и пошел с нею в Киев. Пришедши туда , он объявил чтобы все и бедные и богатые крестились. Услыхав это люди шли с радостью , говоря Если б эта вера была не хороша , то князь и бояре не приняли бы е. На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр , куда собралось множество людей все вошли в воду и стояли в ней - одни по шею , другие по грудь
, малолетние у берега , возрастные же дальше , и держали на руках младенцев , а священники читали молитвы. Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала согласился было на увещание корсунских духовных , находившихся около него в Киеве , но потом , с совета бояр и городских старцев , установил наказывать преступников только денежною
пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая при этом ,что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска. Сохраняя племенную славянскую веслость , Владимир примирял е с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества , но пировал не с одними своими боярами , а хотел делиться своими утехами со всем народом - и с старыми и малыми он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники
или по случаю освящения церквей. Владимир деятельно занимался распространением веры , крестил народ по землям , подвластным ему , строил церкви по тем местам , где прежде стояли кумиры , назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Святого Василия на холме , где прежде стоял Перун и где приносили жертвы , и церковь Богородицы , так называемую Десятинную , названную так оттого , что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства е десятую
часть княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси , какие-нибудь лет двадцать , возросло поколение людей , по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперед от того состояния , в каком находились
их родители эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси , но также проводниками переходившей вместе с религиею образованности , борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже показывает во Владимире истинно великого человека он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начал новой жизни , которые хотел привить своему полудикому народу , и проводил сво намерение , несмотря на встречаемые затруднения.
Тот час после крещения на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники-любители просвещения . собиравшие и переписывающие книги. Летописец говорит , что матери , отпуская детей в школы , плакали о них как о мртвых. Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство , став господствующей религией на Руси , выразилось не только в проповеди и богослужении , но и в целом ряде новых установлений и учреждений.
Из Греции пришла на Русь иерархия в Киеве стал жить русский митрополит , поставляемый Константинопольским патриархом в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу , а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю
Русь и объединяла вс духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность. Как ни слабо она была на первых порах , она все же оказывала огучее влияние на познавших е людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке - славянвком . том самом . на котором изложили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен русским , и книжное
учение было поэтому не затруднено. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так , как это делалось в греческой церкви , на основании особого сборника законов Номоканона , получившего на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались церковные правела Апостольские и Вселенских соборов , также гражданские законы православных византийских императоров.
Церкви принадлежали земли , на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему , руководствуясь византийскими обычаями и законам , устанавливая такие юридические отношения к земледельцам , какие были приняты в Греции. Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти , новое просвещение , новые законы и суды , новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии то вс новое ,что пришло вместе с верою , имело византийский характер
и служило проводником византийского влияния на Русь. Для того чтобы понять , как именно сказывалось это влияние , необходимо несколько ознакомиться с теми чертами общественного быта Руси в дохристианское время , которые наиболее характеризуют первобытность тогдашних общественных отношений. Одной из наиболее ярко выраженных черт общественного быта Руси , как уже говорилось ранее , в дохристианское время был обычай кровной мести и вообще мести , он
был так хорошо распространен , что признавался законом как нормальное правило. Родовой быт первоначально вел людей к обособлению. Роды жили замкнуто . чуждались один другого и враждовали один с другим. А между тем каждому роду было необходимо со стороны добывать невест для браков своих родичей. Отсюда возник обычай добывать их насилием и хитростью , посредством умычки или увоза.
Впоследвтвии этот обычай смягчился если невесту умыкали , то по предварительному с ней уговору. В то же время возникли и другие формы заключения брака жених мирно приходил за невестой и выкупал е у рода , уплачивая за не вено. Кое-где , там , где нравы были мягче , брак заключался ближе к нашим обычаям невеста приезжала в дом жениха и за ней привозили е приданное. Но так бывало , по словам летописца , только у полян.
В прочих же местах семейный быт отличался грубостью , тем более , что везде существовал обычай многожнства. Предание говорит , что сам князь Владимир до крещения своего держался этого обычая. Положение женщины в семье . особенно при многоженстве , было очень тяжело . о чм свидетельствуют народные песни. В них горько оплакивается судьба девушки , отдаваемой или продаваемой в чужой род. В языческое время на Руси было лишь одно сословное различие люди делились на свободных и несвободных
, или рабов. Свободные назывались мужами , рабы носили название челядь в единственном числе холоп или раба. Положение рабов , очень многочисленных , было тяжко они рассматривались как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственного имущества , не могли быть свидетелями в суде , не отвечали за свои преступления. За них ответствовал господин , который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам , как хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах
холоп мог найти себе защиту только у господина когда же господин отпускал его на волю или прогонял , раб становился изгоем и лишался всякого покровительства и пристанища. Христианская церковь не могла примириться с такими порядками. Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь византийскую культуру. Уча язычников вере , она стремилась улучшить их житейские порядки.
Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы , шли вслед Христу и являли примеры нравственной христианской жизни и даже подвижничества. О самом князе Владимире предание говорит , что он смягчился под влиянием новой веры , стал милостив и ласков. Среди дружины и земских людей появилось много благочестивых христиан , почитавших церковь , любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное жить.
Через свою иерархию и примеры ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала , как надо жить и действовать в делах личных и общественных. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила , как они должны управлять воспрещать злым и казнить разбойников. Ты поставлен от Бога на казнь злым , а добрым на милование говорило духовенство князю
Владимиру , указывая ему , что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу на своей земле , что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении , что княжеская власть , как и вся земная власть , учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как всяка власть от Бога и так как князь есть Божий слуга , то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить.
Церковь требовала от подданных князя , чтобы они имели приязнь к князю , не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение языческой Руси на князей , как на дружинных конунгов , которые берут дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять , если они не угодны , и даже убивать как древляне Игоря. Церковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей , смотря на них ,
как на прирожднных и богоданных государей. Когда князья сами роняли сво достоинство в грубых ссорах и междоусобиях , духовенство старалось мирить их и учить , чтобы они чтили старейших и не переступали чужого предела. Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка , имея перед собою пример Византии , где царская власть стояла очень высоко. Найдя на Руси ряд союзов , родовых и племенных , дружинных и городских , церковь образовала собою особый
союз - церковное общество. В состав его вошло духовенство , затем люди , которых церковь опекала и питала , и , наконец , люди , которые служили церкви и от не зависели. Церковь опекала и питала тех , кто не мог сам себя кормить нищих , больных , убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям , потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь получала в сво владение сла , населнные рабами.
И изгои , и рабы становились под защиту церкви и делались е работниками. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону по Кормчей книге и по церковным обычаям все эти люди выходили из подчинения князю и становились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек , церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека. Для церковного сознания все были братья во
Христе , и не было перед Господом ни раба , ни господина. В церкви не существовало рабства рабы , подаренные церкви , обращались в людей , лично свободных они были только прикреплены к церковной земле , жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом , церковь давала светскому обществу пример нового , более совершенного и гуманного устройства , в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.
Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного закона , принятого и подтвержднного первыми русскими князьями в их церковных уставах , все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому , а церковному. Церковные суды , во-первых , судили за святотатство , еретичество , волшебство , языческие моления. Церковные суды , во-вторых , ведали все семейные дела , возникавшие между мужьями и жнами ,
родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту многожнство , умыкание и покупку жн , изгнание жены мужем , жестокости над жнами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские законы , более развитые , чем грубые юридические обычаи языческого общества , духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси , насаждало лучшие порядки. В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на
Руси. В поучениях и проповедях , в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить , что раб - такой же человек и христианин , как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать , но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар , церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях по примеру
церкви иногда то же делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были редки , хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства , однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба , и дурное обращение с рабами стало почитаться грехом. Оно ещ не каралось законом , но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным. Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества.
Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей , так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время , как княжеская власть на Руси была ещ слаба и киевские князья , когда их становилось много , сами стремились к разделению государства церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю
Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви , и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу. Наконец , христианская вера на Руси совершила переворот в области искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство привело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах.
Киевский храм Успения БогоматериДесятинная церковь был древнейшим каменным храмом в Киеве. За тем были построены киевская церковь св. Софии , новгородская церковь св. Софии и другие храмы и церкви. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и другие искусства и художественные ремсла ,
в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были , конечно , греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развивалось таким образом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером , и поэтому известно в науке
под именем русско-византийского. В 866 году в своей окружной грамоте , разосланной восточным епископам , патриарх Фотий писал Россы , славные жестокостью , победители народов соседних , в гордости рискнувшие воевать с Римской империей , уже оставили суеверие , исповедуют Христа и суть друзья наши , быв ещ недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника , имея живое усердие к христианскому богослужению.
В это время Россия числится 60-м архиепископством среди епархий константинопольского патриарха. Казалось бы , крещение Руси состоялось. Но , увы - оно не оставило заметного следа в русской истории. Следствием его стало лишь появление христиан в княжеской дружине , никак не повлиявшее на распространение христианства в народе. Третий раз Русь была крещена в 957 году в лице святой равноапостольной княгине Ольги , приехавшей для этого в Константинополь. Крестил е сам патриарх , благословивший
Ольгу по совершении таинства дарственным крестом с надписью Земля русская воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги. И опять , несмотря на то , что в отсутствии сына - воинственного Святослава - Ольга была правительницей страны , христианство на Руси , даже пользуясь е покровительством , не прививалось.
Были и церкви и христианские общины , но лишь в больших торговых городах , где всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Народ же продолжал коснеть в язычестве. Вс это , однако , были только приготовительные явления. При князьях так называемого Рюрикова дома господствовало полное варварство. Они облагали русские народы данью , подчиняли их себе , объединяли но их власть имела не государственные
а разбойничьи черты. Они окружали себя дружиною , составляли из охотников разных племен рать и делали набеги на соседей - на области Византийской империи , на восточные страны , прикаспийские и закавказские. Цель их была - приобретение добычи. Но Владимир не даром жил у варягов. Через два года в 980 году он собрал там сильное войско и пришл в свой Новгород , выгнал оттуда посадников Ярополка и послал их сказать брату
Владимир идт на тебя , пристроивайся к битве. Отпустив посадников , Владимир сел в Новгороде и послал в Полоцк , к тамошнему князю Рогволоду свататься к его дочери Рогнеде. Рогнеда сказала Не хочу разуть сына рабы , попрекнув его низостью происхождения по матери. Послы Владимира , возвратясь , пересказали ему речи
Рогнеды тогда Владимир , собрав большое войско варягов и славян , чудь и кривичей , пошл на Рогволода. В то самое время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку , пришл Владимир на Полоцк , убил Рогволода , двоих сыновей его , и женился насильно на Рогнеде. Когда Владимир пришл к Киеву со множеством войска , то Ярополк не мог противиться ему и затворился в городе с людьми своими и воеводою
Блудом. К этому Блуду Владимир прислал с такими речами Возьми мою сторону если мне не удастся убить брата , то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь , ведь не я начал убивать братьев , а он я же пришл на него из страха , чтоб он и меня не убил. Блуд отвечал послам Владимира , что будет помогать их князю. Блуд замыслил победить Ярополка коварством и начал отговаривать выходить из города на битву , говоря
Беги скорей из Киева киевляне пересылаются с Владимиром , зовут его на приступ к городу , обещали предать тебя ему. Ярополк послушался , выбежал из Киева и затворился в Родне , а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне , где скоро сделался страшный голод. Тогда Блуд стал уговаривать Ярополк помириться с братом и отправиться к нему в киевский дворец.
Ярополк послушался и в этом. Но как только он вошл в сени , два варяга бросились на Ярополка и умертвили его. В 981 году идет Владимир на ляхов , берет Перемышль на реке Сане , Червен за Западным Бугом и другие города , дойдя таким образом до долины реки Сана , то есть до западного рубежа расселения восточных славян , в это время усваивающих название русских. С этого западного рубежа он идет на рубеж восточный и снова подчиняет
Киеву вятичей. В 982 году приходится ему снова идти на вятичей и окончательно их замирить. В 983 году Владимир идет на ятвягов за Неманом и подчиняет себе их землю. В 984 году - новый поход - на радимичей на реке Соже и их окончательное подчинение Руси. В 985 году - поход на болгар. Князь имеет успех , но , по совету Добрыни , решает не делать здесь завоеваний , а лишь заключить прочный мир.
В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь , город греческий , корсунцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать им Если не сдадитесь , то три года простою здесь, но они его не послушались. Тогда Владимир , устроив свое войско , велел делать насыпи около города но корсунцы , подкопав городскую стену , уносили насыпанную землю к себе в город. В это время один корсунский житель именем Настас - пустил стрелу в стан русский , а на стреле было
написано На Восток от тебя колодезь из него вода идет в город откопай колодезь и перейми воду. Владимир в тот час велел копать , и точно , воду переняли у граждан тогда последние , изнеможенные от жажды , сдались. Владимир вошел в город с дружиной и послал сказать императорам Василию и Константину Вот я взял Ваш славный город слышу , что есть у вас сестра девица если вы не отдадите ее за меня , то и оставшемуся городу вашему будет тоже , что
Корсуню. В 991 году пошел Владимир на хорватов. Только что возвратился он с Хорватской войны , и вот печенеги пришли с той стороны , от реки Сулы Владимир пошел против врагов и встретил их на реке Трубеж. Русские стали на этой стороне , а печенеги на той , и не смели ни наши перейти на печенежскую сторону , ни печенеги на нашу. Тогда приехал князь печенежский к реке , позвал
Владимира и сказал ему Выпусти ты своего воина , и я своего - пусть борются , и если твой осилит моего , то не будем воевать три года , если же наш одолеет , то будем разорять вашу землю целые три года. После этого разговора князья разошлись розно Владимир , пришедши к себе в стан , послал кликать по шатрам Нет ли такого , кто бы взялся биться с печенегом - и не сыскался никто. На другое утро приехали печенеги и привели своего бойца , а у наших никого не было.
Стал тужить князь Владимир и опять кликать по всему войску тогда пришел к князю старик и сказал ему Князь Вышел я сюда на войну с четырьмя сыновьями , а пятый , меньшой , остался дома с самого детства не было человека , кто бы одолел его однажды он мял воловью кожу , а я стал его за что-то бранить , так он , на меня рассердясь , прорвал кожу руками. Князь , слыша это , обрадовался и послал за силачом когда он пришел , то князь рассказал ему в чем дело
то отвечал Не знаю , князь , могу ли биться с печенегом но пусть испытают меня нет ли здесь большого и сильного быка Нашли быка , большого и сильного , велели разъярить его горячим железом и пустили на волю когда бык бежал мимо силача , тот схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом. Владимир , видя это , сказал ему Можешь биться с печенегом. На другое утро пришли печенеги и начали опять кричать
Что же Нашелся ли боец А наш уже готов Владимир еще за ночь велел своему бойцу вооружиться , и вот оба показались. С печенежской стороны вышел великан , страшный видом выступил и Владимиров богатырь он был среднего роста, и потому печенег, увидав его, начал смеяться. Размерили место между обоими полками , пустили борцов те схватились и начали крепко щемить друг друга наш стиснул печенега руками и ударил его о землю тогда с обеих сторон раздался крик печенеги побежали
русские ударили вслед за ними и погнали их. Владимир был очень рад , сделал богатыря знатным человеком , и отца его тоже потом возвратился в Киев с победою и славою великою. В 995 году опять пришли печенеги к городу Василеву. Владимир вышел против них с малою дружиною , и когда вступил в битву , то не мог удержаться , побежал и едва укрылся от врагов под мостом. Тут обещался Владимир поставить церковь св.
Преображения в Василеве , потому что в тот день было Преображение. Избавившись от беды , Владимир точно поставил церковь и сделал большой праздник , наварил меду и созвал бояр своих , и посадников , и старшин изо всех городов , и всяких людей много , а нищим роздал триста гривен. Праздновав восемь дней , Владимир возвратился в Киев на Успение Богородицы и тут опять сделал большой праздник , созвав бесчисленное множество народа.
Он приказал всякому , нищему и убогому , приходить на княжий двор и брать все что надобно питье , кушанье и деньги из казны. Князь говорил также Ведь больные и слабые не могут дойти до моего двора - и потому велел сделать телеги , накладывать на них хлеб , мясо , рыбу , овощи разные , мед , квас и развозить по городу , спрашивая Где больные и нищие , кто ходить не может - тем раздавали все это. Каждое воскресенье завел он на дворе своем пиры , куда приходили бояре , дворяне , соцкие , десяцкие
, лучшие люди , при князе и без князя на тех пирах бывало множество мяса говядины и дичины , было много всего. Вот , бывало как подопьют , то и начнут роптать на князя , говоря Что это наше здесь за житье горькое дает нам есть деревянными ложками , а не серебряными Владимир , услыхав ропот , велел подавать серебряные ложки и сказал С серебром и золотом не найдешь дружины , а с дружиною найду и серебро и золото , как дед мой и отец
с дружиною доискались золота и серебра. Владимир любил свою дружину и думал с нею обо всяких делах об устройстве земском , о войнах , об уставах земских. С окольными князьями жил он мирно , и с польским князем , и с венгерским, и с богемским были между нимии мир и любовь. В 997 году Владимир пошел к Новгороду за войском на печенегов , потому что войны были беспрестанные. В это время печенеги , узнав , что князя нет , пришли и стали около
Белгорода , не давая никому выхода , от чего сделался вдруг большой голод. В такой беде граждане собрали вече и сказали Пришлось помереть с голода , а от князя нет помощи сдадимся печенегам кого убьют , а кого в живых оставят нам все равно помирать же голодною смертию. Так и решили. На этом вече не было одного старика и когда он после спросил Зачем это собирали вече - то ему отвечали , что завтра хотят сдаться печенегам.
Старик послал за городскими старшинами и сказал им Что это я слышал , будто вы хотите сдаться печенегам Те отвечали Да что ж будешь делать Люди не хотят терпеть голода. Тогда старик сказал им Послушайте же меня , не сдавайтесь еще денька три и сделайте так , как я вам скажу. Когда те обещали слушаться его , старик продолжал
Сберите хоть по горсти овса , или пшеницы , или отрубей. Старшины исполнили его волю. Тогда он велел женщинам сделать раствор , на чем кисель варят велел также выкопать колодезь , вставить в него кадку и налить ее раствором велел выкопать и другой колодезь и в него вставить кадку. Потом велел сыскать где-нибудь меду ему принесли его целое лукошко спрятано оно было в княжеском погребе старик приказал сделать из него сыту пресладкую и вылить в кадку , которая
стояла в другом колодезе. На другой день он велел послать за печенегами граждане пошли и сказали им Возьмите у нас заложников , а сами подите , человек с десять в город и посмотрите , что у нас делается. Печенеги обрадовались , думая , что хотят им сдаться взяли заложников , а сами выбрали лучших мужей и послали в город проведать , что там такое делается. Когда печенеги пришли в город , то жители сказали им
Зачем вы себя губите Хоть десять лет стойте под нашим городом , ничего не сделаете у нас сама земля дает корм если же не верите , посмотрите своими глазами. Сказав это , привели их к колодезю , где был раствор , почерпнули из него ведром и налили в котлы когда сварили кисель , то взяли печенегов , и привели к другому колодцу , почерпнули сыты , и начали есть , сперва сами , а потом дали и печенегам. Те удивились и сказали
Ни за что не поверят наши князья , если сами не отведают. Тогда граждане налили горшок раствора и сыты из колодца и дали печенегам те пошли к своим и рассказали им все , что с ними случилось. Князья печенежские сварили себе кисель , поели , подивились , потом собрались и пошли прочь от города. Владимир прожил долгий век и княжил почти полста лет , возвеличив и укрепив Киев и всю Русь. У Владимира было большое семейство.
У него до греческой царевны Анны , последней супруги его , были ещ жны. Одна из них прекрасная , но несчастная Рогнеда , дочь Рогвольда , оскорблнная , осиротевшая , опозоренная , ставшая лишь по имени женою ненавистного князя , была им скоро забыта. Она взращивала рожденного от него сына , мучимая чувством мести , ревностью и оскорблнным самолюбием. И когда однажды он е посетил и , случайно , у не заснул , она решилась на
мужеубийство. К счастью , Владимир проснулся вовремя и удержал занеснную над ним руку с ножом. Мужеубийство и у норманнов , и у славян влекло не минуемо смерть для виновной. Княгиню же по норманнской традиции , мог казнить только сам князь. И Владимир приказывает надеть Рогнеде княжеское платье , сесть на богатой постели и ждать его. Но когда он вошл с мячом в руке , его встретил наученный матерью маленький ,
4-5-летний Изяслав , став , тоже с мечом на защиту матери. И грозный язычник не посмел свершить то , что повелевала ему норманнская честь. Он растерянно говорит А кто же тебя знал , что ты здесь Бросает меч и идт собирать бояр и просить их совета. А бояре советуют простить жену и даже вернуть ей и
Изяславу землю Рогвольда. Мало того , Рогнеда опять была в чести. От не у Владимира было ещ три сына Мстислав , Всеволод , в том числе и Ярослав , родоначальник всей последующей династии Рюриковичей , и две дочки. Другие же летописи противоречат этому , сообщая , что Владимир имел от несчастной княжны полоцкой одного только сына ,
Изяслава , и отпустил е с сыном в землю отца с тех пор потомки Рогнеды княжили особо в Полоцке и между ними и потомством Ярослава существовала постоянная родовая неприязнь , поддерживаемая преданиями о своих предках. От других чехини , гречанки , вдовы Яролополка , чехини второй и болгарки Вышеслав , Святослав , Борис , Глеб , Станислав , Судислав ,
Позвизд. Кроме того он усыновил Святополка , сына убитого брата своего Ярополка. В конце жизни постигло Владимира сильное огорчение. В 1014 году его сын , Ярослав , который княжил в Новгороде и давал каждый год в Киев по две тысячи гривен , а тысячу раздавал в самом Новгороде дружине , что делали и все прежние посадники новгородские , в этот год вдруг не захотел давать
дани отцу своему. Владимир сказал Поправляйте дороги и мостите мосты потому что хотел идти на Ярослава войною , да вдруг разболелся. Между тем послышали , что печенеги идут на Русь Владимир выслал против них сына Бориса , а сам сильно разболелся в этой болезни и умер. После кончины Владимира бояре испугались , что его сыновья начнут борьбу за престол. Приближнные Владимира хотели помочь сыну Владимира
Борису , которого отец накануне отправил в военный поход против печенегов. Чтобы скрыть смерть князя до тех пор , пока не вернтся Борис , бояре тайно проломили заднюю стену терема и ночью отнесли тело Владимира в церковь. Но народ узнал об этом , и к церкви сошлось огромное количество людей. И плакали по нм. Бояре как по заступнику земли , бедные как по кормильцу.
Тело Владимира положили в мраморный гроб и похоронили в каменной церкви Святой Богородицы Удивления достойно , сколько добра сотворил он Русской земле сказал о нм летописец. Имя князя Владимира Святого - Владимира Красное Солнышко - навсегда связано с крещением Руси. На самом высоком холме Киева ему воздвигнут памятник.
Холм этот получил название Владимирская горка. А сам князь Владимир причислен к лику святых. Список использованной литературы. 1. Амелькин А. О Кретинин С. В Филюшкин А. И. Всемирная история в лицах для детей. Книга для чтения Воронеж Центрально-Чернозмное книжное издательство , 1996 год - 558 стр. 2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах
Раннее средневековье. Энциклопедия для школьников. Серия Детский плутарх Москва издательство ОЛМА-ПРЕСС , 1999 - 320 стр. 3. Ошимова А. О. История государства Российского с его возникновения до времн Петра I Москва издательство ТКО АСТ , 1996 год - 464 стр. 4. Петухов Ю. Д. Научно-популярный литературно-художественный журнал 3
Москва культурно просветительское издательство История , Метагалактика , 1997 год - 288 стр. 5. Потапчук И. Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников Тула издательство Пересвет II , фирма Ослябя , 1995 год - 592 стр. 6. Поспелов Н. П Лисовой Н. Н. Российские судьбы.
Святая Ольга - Владимир Святой Москва издательство Новатор , 1996 год - 400 стр. 7. Русская Православная Церковь 988 - 1988 Москва издание Московской Патриархии , 1988 год. 8. Соловьв С. М. Чтение и рассказы по истории Москва издательство Правда , 1989 год - 768 стр.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |