Введение
1.Теоретический анализ темы
2.Актуальность темы исследования
3.Цели и задачи исследования
4.Проблемы исследования
5.0бьект и предмет исследования
6.Метод исследования
7.Коммуникация: понятие и виды
8.Рабочие гипотезы
9.Анкета
10.Анализ результатов исследования
10.1Краткое описание исследования
10.2Анализ выборки
10.3 Анализ анкеты
10.4 Обобщение и анализ результатов опроса
10.5 Интерпретация результатов
10.6 Анализ гипотез и основные выводы
11.Основные рекомендации
12.Список используемой литературы
Введение
Современное общество живёт в информационной эре, когда человек не мыслит своё существование без информации, которая помогает ему сориентироваться в жизни и выжить.
Проблема в том, что информация, которую получает человек, может быть не только конструктивной, но и способной влиять деструктивно на сознание, подсознание и, в итоге, поведение людей.
Один из основных каналов, по которым общество получает информацию-это СМИ, которые стремятся осветить максимально возможное количество явлений действительности. В том числе - и о насилии. Опасение вызывает не только количество информации о насилии, но и качественные её характеристики, то есть характер, способ подачи материала. R последнее время много внимания уделяется электронным СМИ, но на наш взгляд, печатные не утратили ещё своих позиций и оказывают значительное влияние на массовое сознание. Главный инструмент печатных СМИ - слово. Именно через него совершается воздействие на сознание и подсознание. Поэтому нельзя исследовать явление эскалации насилия в СМИ, не затрагивая лингвистический аспект проблемы.
В обыденном языке слово "агрессия" означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение.
Медианасилие - это не только психологическая проблема, но также социальная и философская. Это проблема общества, принимающего эстетическую и инструментальную ценность насилия. Иначе трудно объяснить принятые модели воспитания, когда теленасилие будто бы скрывается от детей и почти одновременно, при достижении совершеннолетия, этим же детям разрешается пить, курить, смотреть в кинотеатрах порнографию, приобретать оружие. Клив Берне как-то заметил: «телевидение - первая действительно демократическая культура, доступная каждому и полностью управляемая тем, что люди хотят. Наиболее ужасающая вещь - что именно хотят люди». И, несмотря на возрастающее беспокойство о психическом здоровье детей, программы телевещания с изображение жестокости создаются по желаниям широкой публики.
Первые попытки выявить влияние медианасилия на молодежную преступность относятся к началу 20 века. А.Лацис и Л. Кейлина в работе «Дети и кино» ( 1928 г .) указывают, что «наглядевшись в кино авантюрных картин, некоторые подростки перенимают приемы кинобандитов и предводителей шаек и переносят их в жизнь . Американские кинотрюки воспитывают русских хулиганов». Вопрос негативного влияния телевидения с тех пор обеспокоил множество исследователей. Большинство из них пришли к неутешительным выводам, которые выражены в словах Энна Лаидерса, утверждавшего, что «телевидение производит [насилие]». Таким образом, телевидение стало рассматриваться в качестве одной из вероятных причин агрессии. И по мнению профессора Университета штата Айова Брэда Бушмана, «связь между телевидением и агрессией, а также снижением интеллектуального уровня у детей более доказана, чем связь между курением и раком».
1.Теоретический анализ темы исследования
1.1 Основные подходы к исследованию массовой
коммуникации
Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в
обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение. Указанный спектр функций задает концептуальную основу, важнейшие подходы к исследованию массовой коммуникации. В рамках данною подхода находятся работы, отвечающие на вопрос: как конкретно функционируют в обществе средства массовой коммуникации?
Авторы многих из этих работ стремились объяснить, каким образом и насколько эффективно массовая коммуникация воздействует на общество и его членов. В начале нынешнего столетия господствовало убеждение во всесильное™ влияния массовой коммуникации на сознание человека. Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации (СМИ) выражено непосредственно и осязаемо. Однако в дальнейшем такие вилицы изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния массовой коммуникации была признана минимальной. Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения («opinion leaders») в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации.
В частности, было обнаружено, что на решение избирателей о поддержке того или иного кандидата мнение друзей влияет в большей степени, чем позиция СМИ. «Лидеров мнения» трудно отличить от других людей: в разные периоды времени и по разным проблемам лидерами бывают разные люди (экспериментально установлено разнообразие лидеров в таких
областях, как экономика, мода, общественная жизнь). Интерес к какой-то проблеме — важная детерминанта лидера, однако для того, чтобы человек стал выполнять данную роль, необходим некоторый уровень интереса к этой проблеме и у других членов группы. В качестве критики указанных взглядов можно высказать следующее замечание: в них постулируется однонаправленность влияния массовой коммуникации на человека, а также людей друг на друга.
В 60-х гг. считалось, что хотя массовые коммуникации и оказываю! влияние на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. Воздействие сообщений СМИ на аудиторию имеет не непосредственный, а опосредованный некоторыми промежуточными переменными характер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент, или позиция ее отдельных членов, а также селективность, т.е. склонность человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями и мнениями. В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая.
Начиная с 70-х гг., все больше сторонников приобретает тезис о возрастающем влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. В частности, именно она задает спектр обсуждаемых людьми тем. Массовая коммуникация в большей степени воздействует на то, о чем говорит человек (тема), нежели на его конкретную позицию по данной теме. Экспериментальные исследования, проведенные с целью подтверждения данного постулата, показали: действительно, чем больше говорят о некоторой теме по радио и на телевидении, тем чаше она обсуждается на уровне межличностных контактов.1
Воздействует массовая коммуникация и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни. Такого рода воздействие осуществляется следующим образом: некоторые индивиды, сознавая, что их
Колесников Ю.С.,Прикладная социология: учебное пособие,Ростов-на-Дону, «Феникс»,2001г.
мнение совпадает с мнением оолыпинства, высказывают его, в то время как другие лица, имеющие отличную от общепринятой позицию, оставляют ее при себе. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса. Такого рода «спираль умолчания», по-видимому, вызывается страхом изоляции. Согласие с общепринятым — не только способ быть на стороне «победившей стороны», но и попытка избежать изоляции от группы. Угроза критики — значимый фактор для «умалчивающих» людей (запускающих спираль умолчания). Массовая коммуникация играет важную роль в «спирали умолчания». С ее помощью люди узнают, какие мнения популярны в обществе, а какие — нет.
В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены многочисленные теории. Наиболее популярны из них теория использования и удовлетворения и теория зависимости. В первой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Он осуществляет отбор сообщений СМИ для того, чтобы удовлетворять некоторые свои потребности. Таким образом, аудитория СМИ активна и целеустремленна, а человек — инициатор выбора сообщения — хорошо осведомлен о своих желаниях и потребностях. Он, зная собственные потребности, ищет различные способы их удовлетворения, одним из которых и являются СМИ: они как бы вступают в спор с другими источниками удовлетворения потребностей. Например, потребность в развлечениях можно удовлетворить не только сидя у телевизора, но и встретившись с друзьями, посетив футбольный матч или пивную.
Данная теория внесла свежую струю в исследования массовой коммуникации, обратив внимание на активность личности при восприятии сообщений. Это контрастировало с распространенным ранее взглядом на реципиента как на пассивного, бездумного приемника информации. Однако у
теории использования и удовлетворения были и некоторые слабости: она игнорировала негативные результаты влияния массовой коммуникации в обществе, а также постулировала чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо. Подобному тезису противоречат данные многочисленных исследований, согласно которым люди, как правило, не до конца осознают причины своего поведения.
Под несколько иным углом зрения рассмотрена роль массовой коммуникации в обществе в теории зависимости. Центральное положение данной теории таково: реципиент зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои потребности и достигать различных целей. Степень влиятельности СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества (если в обществе возникает ситуация социальных изменений и конфликтов, то она заставляет людей переоценивать сложившиеся у них системы ценностей и норм, что порождает потребность в дополнительной информации, в том числе из СМИ, повышая тем самым зависимость людей от них) и самих СМИ (потенциал их влияния зависит от их количества и близости к нормам и ценностям группы объекта воздействия).
По мнению Болл-Рокич и ДеФлюер можно говорить о когнитивных, эмоциональных и поведенческих результатах воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание. К когнитивным результатам воздействия они относят: разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических и др.); уточнение ценностных
ориентации населения (СМИ сообщают о конфликте некоторых систем ценностей, например, в области гражданских прав, что заставляет читателей занять по данному вопросу определенную позицию, а значит, уточнить собственные взгляды). Воздействие СМИ на эмоциональную сферу приводит к появлению у людей страха, тревоги, отчуждения. Влияние на поведение людей осуществляется и по линии активации (провоцирования тех или иных действий), и по линии деактивации (прекращения некоторых действий).
Синтезируя рассмотренные подходы, можно процесс влияния массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание описать следующим образом. Социальные институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.
1.2 Влияние СМИ на формирование агрессии среди молодежи
Отдельные исследования, а также сообщения, поступающие из средств массовой информации, позволяют говорить о том, что вопрос о влиянии СМИ на формирование агрессии молодежи вполне актуален. Большая часть исследований посвящена выявлению корреляции агрессии с уровнем потребления медианасилия. Вуд, Уош и Чачере в 1991 г . рассмотрели результаты 23 экспериментов, в которых участвовали дети и подростки, и заключили, что «изображение насилия в средствах массовой информации усиливает агрессию детей и подростков при их взаимодействии с незнакомыми, одноклассниками и друзьями». Результаты метаанализа, проведенного Пейк и Комсток, включающего обзор 217 исследований, опубликованных с 1957 г . по 1990 г оказались похожими. В результате метаанализа Хогберна (1998) была выявлена умеренная, по убедительная взаимосвязь между наблюдением медианасилия и агрессивным поведением. В сборнике «Насилие в СМИ» под редакцией К. Вексера (С, Wckesser), приводятся данные о том, что из S5 исследований медианасилия только в одном не было выявлено связи между теленасилием и реальным насилием в обществе, и это исследование было оплачено телекорпорацией NBC. По некоторым оценкам, вклад телевидения в увеличение склонности к насилию оценивается не более чем в 5% 7. Согласно другим исследователям, величина эффекта последующего агрессивного поведения составляет от 5 до 15% ( Comstock Paik , 1994).
Стойкая связь между криминализацией населения и появлением телевидения была зафиксирована в ряде исследований. Так, было установлено, что в 2 раза выросло число убийств в период наиболее бурного развития телевидения в 60-е годы в США и Канаде. Аналогичный эффект последовал за возникновением национального телевещания в Южной Африке, где телевидения не было до 1975 года ( Williams ,1986; Centerwall .1989)
Сравнительное исследование Польши и США, проведенное в 1980 г . показало, что Польша на тот момент имела наименьший процент преступности. Тогда она находилась на предпоследнем месте по числу использования телевизоров; на последнем месте по числу показа сюжетов агрессивного содержания и по проценту показа фильмов или сюжетов, связанных с насилием. США, которые в 1980 году являлись рекордсменом по преступности, имели наивысший процент содержания сцен насилия в телевизионных программах. Таким образом, прослеживается четкая зависимость - уровень преступности в той или иной стране возрастал через 10-15 лег после появления в ней телевидения 10. Подобные выводы подтверждались не всеми исследованиями. Хепнииген с коллегами сравнили уровень преступности в американских городах с наличием или отсутствием телевидения в период с 1949 и 1952 гг. Они обнаружили, что введение телевидения не привело к повышению уровня насильственных преступлений.
С другой стороны, социолог Д.Филипс установил связь между боями боксеров-профессионалов и уровнем убийств. Это послужило основанием для заявления о том, что «СМИ действительно провоцируют агрессию в реальной жизни». Суть наблюдения заключалась в том, что н а протяжении нескольких дней, после широко освещавшихся телевидением поединков, в США отмечался рост числа убийств. Нел и проигрывал белый боксер, увеличивалось число убитых белых американцев. Если поражение терпел чернокожий спортсмен, то возрастало число убийств чернокожих.
Выводы различных работ и практические исследования убедительно говорят о том, что длительная экспозиция насилия по телевидению может приводить к: а) увеличению агрессивности поведения; б) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию, в) притуплению чувствительности к агрессии; г) формированию образа социально! реальности, на котором основываются многие из таких действий; д) виктимизации зрителя.
Выделяют следующие основные способы негативного воздействия телевидения на общественное сознание
призыв к применению насилия, беспричинной агрессивности по отношению к себе подобным или «инициация агрессии»;
излишне детализированная демонстрация насильственных актов расправы над жертвами преступлений;
намеренное акцентирование внимания аудитории на жестоких, насильственных действиях как норме повседневной жизни; культ грубой силы в СМИ, создание жестокого образа супергероя, пренебрегающего выбором средств для постижения поставленной цели; описание технологии криминальной агрессии;
нагнетание чувства страха, беспомощности, размывание установок на борьбу с преступностью:
стирание грани между нравственным и безнравственным в межличностных отношениях.
Отношение подростков к насилию на экране в целом скорее положительное. Опрос 1152 школьников Москвы, проведенный центром социологии образования РАО, показал, что около трети подростков (30.8%) считают, что в телетрансляциях «слишком много» сцен насилия. Практически столько же (31,6%) думают, что эти сцены существуют «в допустимом количестве». Остальные 37,6%, вообще «никогда не задумывались» над этим вопросом.
Приведенные сведения говорят о том, что увлечение натуралистическими сценами насилия имеет прямое отношение к процессу получения удовольствия, и нередко к идентификации с агрессором. Воздействие медианасилия на подростковую преступность может проявляться в нескольких формах:
нелинейное воспроизведение агрессии - наблюдение агрессии повышает вероятность общей криминализации несовершеннолетних; линейное воспроизведение агрессии - демонстрируется поведение, представляющее собой прямую имитацию наблюдавшегося на телеэкране (патологическая, умышленная);
косвенные влияния (снижение сопротивления со стороны жертв насилия, виктимизация населения).
Во-первых, наблюдение агрессии повышает вероятность общей криминализации несовершеннолетних. Это означает, что подросток не обязательно будет копировать увиденное насилие. Достаточно того, что антиобщественное поведение несовершеннолетнего сопровождается или предваряется активным просмотром телепередач преимущественно со сцепами насилия. Вопрос о том,что изначально агрессивные дети могут предпочитать передачи с насилием, и по сей день остается дискуссионным. Социологические опросы российских подростков показываю], что телевидение является основным источником информации о противоправных действиях несовершеннолетних. 81 % законопослушных подростков, 62 % состоящих на учете и 50 % учащихся закрытых спецшкол, по их словам, черпают информацию о молодежной преступности именно из телевизионных программ и фильмов. В опросах американских заключенных США 63% из них заявили, что совершили преступление, подражая телевизионным героям, а 22% переняли из передачи телевидения «технику преступления». По данным Дж. Кэнтор 51% несовершеннолетних преступников назвали своим любимым фильмом картину, содержащую сцены насилия. Таким образом, насилие на телевидении является одним из условий становления агрессивной личности. Оно не принимается как руководство к действию, но, входя в дом, убеждает детей в ничтожности человеческой жизни.
Преступления могут быть имитацией увиденного насилия. Это феномен подражания, имитации, а подобные правонарушения, совершенные фанатами фильмов, называются - «соруса! crimes* или преступления-имитации. Во-первых, реакции имитации, которая проявляются в стремлении подростка «подражать во всем определенному лицу или образу . Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может стать, когда примером для подражания служит антисоциальный «герой». Не случайно культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание удачливого «преступника-супермена» в американском кино, телевидении, бестселлерах способствовал росту в США преступности малолетних». Особенно выражена реакция имитации, подражание асоциальным «героям» у подростков неустойчивого типа. По мнению К. С. Лебединской и соавт. (1978). это связано с тем, что среди них много инфантильных.
Во-вторых, реакции протеста, когда тяга к экранному насилию проявляет себя, если родители ограничивают доступ детей к жестоким телесиенам, делая их тем самым более привлекательными. Психолог Е.Николаева отмечает, что демонстрация сцен насилия выступает в качестве катализатора агрессивного поведения лишь у фрустрированных детей. В России, по данным американского агентства Ketchum, чаще всего подростки склонны верить телевидению и газетам (по 77 % опрошенных). Подобный авторитет телевидения можно объяснить влиянием нескольких факторов: с одной стороны, педагогической запущенностью детей, с другой, примером, который подают сами родители, неуемно потребляющие продукцию СМИ и культурной политикой государства.
2. Анализ актуальности темы исследования
Ни газеты, ни радио не смогли взять человечество в плен информации так крепко, как телевидение - домашний источник связи с миром. Его назначение оказывается примерно таким же, какое в народных сказках имело волшебное зеркальце; заглянул в него и узнаешь, где что делается. В отличие от других СМИ телевидение не только информирует о том, что происходит в мире, но и дает изображение происходящего, создавая иллюзию непосредственного присутствия зрителей на месте событий.
Усиливающееся влияние телевидения является, вероятно, важнейшим достижением в области средств массовой информации за последние тридцать лет. Если сегодняшние тенденции сохранятся, то к восемнадцати годам каждый родившийся сейчас ребенок будет проводить у телевизора больше времени, чем за любым другим занятием, кроме сна. Практически каждая семья имеет сейчас телевизор. В Великобритании средний телевизионный приемник работает от пяти до шести часов в день. Практически та же картина наблюдается и в Соединенных Штатах, и в других западных странах. Число часов, которое отдельный индивид проводит перед телевизором, конечно, меньше, поскольку разные члены семьи включают его в разное время, однако подсчитано, что средний взрослый житель Британии смотрит телевизор по три часа в сутки.
Приход телевидения оказал значительное влияние на структуру повседневной жизни, поскольку многое люди строят распорядок дня вокруг определенных программ. В исследовании, проведенном в одиннадцати странах, была поставлена задача проанализировать влияние телевидения на повседневную жизнь, при этом сравнивались виды деятельности тех, кто имеет телевизор, и тех, у кого его нет. Исследование проводилось в Соединенных Штатах, в ряде западно- и восточноевропейских стран и в Перу. Опрашиваемых попросили перечислить все виды их деятельности в течение 24 часов. Во всех странах владельцы телевизоров отдавали меньше
времени, чем остальные, дружеским встречам, общению, домашним делам и сну.
Особенно актуальна проблема влияния ТВ в связи с ростом насилия в современном обществе. Возникла необходимость в изучении взаимосвязи содержания телепродукции и агрессивного поведения ее потребителей, особенно детей и молодежи. Суть проблемы можно выразить словами одного американского политика: "Любое телевидение является образовательным. Вопрос лишь в том, чему оно учит .". Поэтому, начиная с 50-х гг. на Западе начались систематические исследования влияния телевидения па агрессивное поведение зрителей. В США за период с 1957 по 1985 гг. количество показанных по телевидению сцен насилия возросло в 4 раза. В России с начала 90-х гг. прослеживается га же тенденция. Подобная значительная представленность насилия в СМИ ставит проблему их воздействия на реальное агрессивное поведение людей.
На сегодняшний день проблема развития насилия и агрессии в реальной жизни крайне актуальна, в связи с тем. что многие фильмы и телепередачи насыщены сценами жестокости и насилия, а телевидение стало неотъемлемой частью жизни людей. Наиболее это опасно для молодого поколения, так как они более подвержены влиянию извне, а большую часть своего времени проводят у экранов телевизоров.
3. Цели и задачи исследования:
Цель исследования: Изучение массовой коммуникации и ее влияние на развитие агрессии в реальной жизни.
Задачи:
1.Изучение основных видов коммуникации
2. Выяснить, влияют ли СМИ на формирование агрессии.
3. Изучение результатов воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание
4. Изучение воздействия различных жанров игрового кино на развитие агрессивного поведения среди молодёжи.
4.Проблемы исследования
Проблема данного социологического исследования заключается в выявлении формирования агрессии у студентов под действием СМИ в реальной жизни.
5.Объект и предмет исследования.
Объект: студенты МГУПП
Студент - (лат.) ученик высшего учебного заведения, университета, академии. Осуществлялся опрос студентов МГУПП в возрасте от 18 до 25 лет.
Предмет: агрессия
АГРЕССИЯ (лат. aggredio – нападать) - понятые, используемое в настоящее время для обозначения самых разнообразных видов и форм поведения - от реплик и элементов пародий до применения различных мер физического воздействия, включая и такие из них, которые заканчиваются индивидуальным или массовым летальным исходом. Подлинный смысл понятия "агрессия" можно весьма часто установить только на уровне контекста. К тому же в силу установившейся традиции в работах одного и того же автора понятие агрессия нередко употребляется в различных значениях, не говоря уже о специфике употребления его представителями различных наук, каждая из которых привносит свое понимание этого феномене.
6.Метод исследования
Метод исследования - опрос (анкетирование).
Анкетирование - это разновидность опроса, проводимого с применением анкеты, составленной в соответствии с программой исследования.
Анкета - методическое средство для получения первичной социологической информации на основе вербальной коммуникации. Представляет собой набор вопросов ,каждый из которых логически связан с целями и задачами исследования. Анкета в принципе считается наиболее оперативным видам опроса.
7. КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Определение. Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communicatio — способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.
Коммуникация — явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, политологией, теорией коммуникации. Существуют различные виды коммуникации: массовая, межличностная, организационная, групповая и др. В связи с такой многоликостью, многосторонностью данного явления встает задача отбора материала, адекватного интересам и традициям социологического анализа. Эта задача может быть решена следующим образом: основное внимание уделить теориям и эмпирическим исследованиям в области массовой коммуникации, а также затронуть ту область неформальной коммуникации, которая ближе всего к межгрупповым взаимодействиям и обычно называется «функционирование слухов».
Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.
• Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов — слов, картин, графиков и др.
•Коммуникация - это процесс, связывающий отдельные части мира друг с другом.
• Коммуникация — это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких.
• И наконец, коммуникация — это механизм, посредством которого реализуется власть.
В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов:
1) Кто? (передает сообщение) — коммуникатор
2) Что? (передается) — сообщение
3) Как? (осуществляется передача) — канал
4) Кому? (направлено сообщение) — аудитория
5) С каким эффектом? — эффективность
Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований. Например, выделяются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Для того чтобы выступление человека оказало нужный эффект, этот человек должен, по мнению слушателей, обладать такими качествами, как компетентность (наличие соответствующих знаний и навыков), надежность (способность вызывать доверие), динамизм (личностная открытость, активность, энтузиазм).
Всесторонне исследовались и особенности аудитории, располагающие к принятию сообщения. Так, обнаружено, что Я-включенность в содержание коммуникации (близость ее содержания наиболее значимым для аудитории проблемам) снижает эффективность убеждения: у людей в областях, наиболее близких им, существуют наиболее обоснованные и проверенные опытом мнения, изменить которые крайне сложно. Активное ролевое проигрывание изначально неприемлемой позиции способствует ее принятию в будущем.
Важной является степень идентификации человека с группой. Люди, наиболее сильно привязанные к группе, вероятно, менее подвержены
влиянию сообщения, не соответствующего групповым нормам. Влияние группы проявляется и в том плане, что мнения, которые люди сообщают публично, труднее изменить, чем те, которые широко не афишировались. Замечено также, что поддержка даже одного человека ослабляет давление большинства на индивидуальное мнение.
Основные виды коммуникации.
Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию, наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.
Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный, «лицом к лицу» контакт людей. Такая коммуникация предполагает известную психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона (в узком смысле слова) межличностной коммуникации состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос — ответ, просьба — отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.
В тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах (количество их членов может быть от 3 до 20-30 человек), принято говорить о групповой коммуникации. В групповой коммуникации продолжают
действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач: процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, т.е. совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.
Массовая коммуникация — это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.
8.Рабочие гипотезы
№
Формула
гипотезы
Тип гипотезы
Условия
верификации
Условия
фальсификации
1.
Средства массовой информации влияют на формирование агрессии в реальной жизни
Основная
61.07
38.93
2.
Студенты предпочитают фильмы и программы развлекательного характера
Основная
58.35
41.65
3.
Студенты редко смотрят передачи о природе, животном мире
Дополнительная
56.7
43.3
9.Анкета
Уважаемые студенты!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты ,анонимность и конфиденциальность гарантируется. Большинство вопросов подразумевают выбор одного из предложенных вариантов ,не относящиеся к Вам вопросы можете пропустить.
1)Ваш пол
а) мужской
б) женский
2)Ваш возраст, укажите
3)Какой из данных видов коммуникации Вы чаще всего используете?
а) радио
б) телевидение
в) пресса
г) телефония(WAP-Интернет, Интернет)
4) Какой из видов данной коммуникации Вам больше всего нравится?
а) радио
б) телевидение
в) пресса
г) телефония(WAP-Интернет, Интернет)
5) Любите ли Вы кино?
а) Да
б) Нет
6) Часто ли Вы смотрите кино?
а) Да
б) Нет
7) Какой жанр Вы предпочитаете?
а) комедия
б) ужасы
в) фантастика
г) мелодрама
д) боевик
8) Часто ли Вы смотрите фильмы ужасов?
а) часто
б) редко
в) никогда
г) несколько раз
9) Смотрели ли Вы фильм ужасов хотя бы 1 раз?
а) Да
б) Нет
10) Какое чувство Вы испытываете после просмотра фильмов ужасов (криминальных программ)?
а) ненависть
б) страх
в) угнетение
д) удовлетворение
е) спокойствие
11) Какой канал телевидения Вы чаще всего смотрите?
Укажите _
12) Если бы у Вас были (или есть)дети, как бы Вы относились к просмотру ими фильмов ужасов ( криминальных, жестких программ)?
а) положительно
б)отрицательно
Почему? _
13) Часто ли Вы смотрите передачи о природе, животном мире и т.п.?
а) Да
б) Нет
в)иногда, когда нечего смотреть
г) никогда
14) Считаете ли Вы, компьютерные игры переполнены кровавыми сценами?
а) Да
б) Нет
15) Влияют ли жестокие сцены фильмов на психику и поведение человека?
а) Да
б) Нет
в) затрудняюсь ответить
г) только на детей и беременных женщин
16) Какую роль в фильме Вы бы хотели сыграть?
а) положительную
б) отрицательную
в) никакую
17) Часто ли реклама вызывает у Вас раздражение?
а) часто
б) редко
в) никогда
18) Оказывает ли на Вас влияние «желтая пресса»?
а) Да
б) Нет
19) Необходимы ли преобразования в современных СМИ?
а) Да
б) Нет
в) затрудняюсь ответить
P.S. Благодарим за участие в данном социологическом опросе!
10. Анализ результатов исследования.
10.1 Краткое описание исследования
Опрос проводился с 18.04.08 по 24.04.08 среди студентов дневного отделения Московского Государственного Университета Пищевых Производств.
10.2 Анализ выборки
Выборочной совокупностью данного исследования являлось 30 студентов, среди них было 13 юношей и 17 девушек. Принимая во внимание то, что в МГУПП учится больше девушек, чем юношей, полученные данные не могут быть достоверными на 100%.Также в этом исследовании исключена категория молодежи старше 25 лет, хотя они тоже учатся в данном учебном заведении. Это могут быть студенты, бравшие академический отпуск иди поступившие в институт после армии. Из-за наличия этих факторов мы не можем рассчитывать на высокую точность полученных данных.
10.3 Анализ анкеты
Анкета содержит 19 вопросов. Чтобы полученные результаты были наиболее точны и понятны, в некоторых вопросах требовалось обосновать свой ответ. Вопросы расположены таким образом, чтобы постепенно либо удостоверится в правильности выдвигаемых гипотез, либо опровергнуть их.
10.4 Обобщение и анализ результатов опроса
№
Вопро
са
Содержание
вопроса
Индекс и содержание
вариантов ответа
Таблица
ответов
респондентов
Результаты
в % по каждому варианту ответов
Анализ
вопроса
Тип вопроса
Степень соответствия цели и задачам исследования
1
Ваш пол?
А. мужской
Б. женский
А. 13
Б.17
А. 43
Б.57
закрытый
второстепенная
2
Ваш возраст?
А. меньше 1 7
Б.18-20
В.21 и больше
А.0
Б.19
В.11
А.0
Б.63
В.37
закрытый
второстепенная
3
данных видов коммуникации Вы чаще всего используете?
А. Радио
Б.Телевидение
В.Пресса
Г.Телефония(WAP-Интернет,Интернет)
А. 11
Б.20
В.4
Г.21
А. 37
Б.67
В.13
Г.70
закрытый
второстепенная
4
Какой из видов коммуникации Вам больше всего нравится?
А. Радио
Б.Телевидение
В.Пресса
Г.Телефония(WAP-Интернет,Интернет)
А.4
Б.15
В.1
Г.19
А.13
Б.50
В.3
Г.63
закрытый
второстепенная
5
Любите ли Вы Кино?
А. Да
Б.Нет
А.30
Б.0
А. 100
Б.0
закрытый
второстепенная
6
Часто ли Вы смотрите кино?
А.Да
Б.Нет
А.25
Б.5
А.83
Б.17
закрытый
второстепенная
7
Какой жанр Вы
предпочитаете?
А. Комедия
Б. Ужасы
В.Фантастика
Г.Мелодрама
Д.Боевик
А.20
Б.7
В.6
Г.5
Д.4
А.67
Б.23
В.21
Г.15
Д.13
закрытый
прямая
8
Часто ли Вы смотрите фильмы
ужасов?
А.Часто
Б.Редко
В.Никогда
Г.Несколько раз
А.6
Б.18
В.4
Г.3
А.20
Б.60
В.13
Г.10
закрытый
прямая
9
Смотрели ли Вы фильм
ужасов хотя бы 1 раз?
А. Да
Б.Нет
А.ЗО
Б.0
А. 100
Б.0
закрытый
второстепенная
10
Какое чувство Вы испытывали после просмотра
А.Ненависть
Б.Страх
В.Спокойствие
Г.Угнетение
Д.Удовлетворение
А.5
Б.14
В.5
Г.5
Д.4
А.17
Б.53
В.17
Г.17
Д.13
закрытый
прямая
11
Какой канал
Телевидения
Вы чаще всего
Смотрите?
ТВ 3
СТС
ТНТ
Ren TV
МУЗ ТВ
НТВ
Россия
Домашний
ДТВ
А.4
Б.10
В.13
Г.3
Д.5
Е.8
Ж.6
З.1
И.1
А.13
Б.33
В.43
Г.10
Д.16
Е.27
Ж.20
З.3
И.3
Открытый
Второстепенный
12
Если бы у Вас были (или есть)дети, как бы Вы отнеслись к просмотру ими фильмов ужасов?
А.Положительно
Б.Отрицательно
А.3
Б.27
А.10
Б.90
Полузакрытый
Прямая
13
Часто ли Вы смотрите передачи о природе, животном
мире и т.п.?
А.Да
Б.Нет
В.Иногда, когда нечего смотреть
Г.Никогда
А.9
Б.3
В.16
Г.2
А.30
Б.10
В.53
Г.7
Закрытый
Второстепенный
14
Считаете ли Вы, что компьютерные игры переполнены кровавыми сценами?
А.Да
Б.Нет
А.23
Б.7
А.77
Б.23
Закрытый
Прямая
15
Влияют ли жестокие сцены фильмов на поведение и психику человека?
А.Да
Б.Нет
В.Затрудняюсь ответить
Г.Только на детей и беременных женщин
А.19
Б.0
В.10
Г.1
А.63
Б.0
В.33
Г.3
Закрытый
Прямая
16
Какую роль в фильме Вы бы хотели сыграть?
А.Положитель
ную
Б.Отрицатель
ную
В.Никакую
А.17
Б.10
В.3
А.57
Б.33
В.10
Закрытый
Второстепенный
17
Часто ли у Вас вызывает раздражение реклама?
А.Часто
Б.Редко
В.Никогда
А.13
Б.13
В.4
А.43
Б.43
В.13
Закрытый
Второстепенный
18
Оказывает ли на Вас влияние «Желтая» пресса?
А.Да
Б.Нет
А.7
Б.23
А.23
Б.77
Закрытый
Второстепенная
19
Необходимы ли преобразования в современных СМИ?
А.Да
Б.Нет
В.Затрудняюсь ответить
А.13
Б.8
В.9
А.43
Б.27
В.30
Закрытый
Второстепенная
РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ
Массовая коммуникация - феномен, буквально пронизывающий все стороны современного общества и воздействующий на массовое и групповое сознание самыми разнообразными способами и совершенно неоднозначно.
Позитивное воздействие массовой коммуникации.
Позитивное воздействие массовой коммуникации заключается в том, что она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам также относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям. Следует отметить, что позитивное воздействие такого рода передач зависит от соотношения характера героя и его действий.
Так, если герой — гуманист, например супермен, действует все же агрессивно, то это не вызывает у зрителей желания помогать и поддерживать других людей.
Негативное воздействие массовой коммуникации.
Массовая коммуникация оказывает не только позитивное влияние на массовое сознание. К негативным последствиям массовой коммуникации можно отнести формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.
Массированное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения детей, уменьшать количество игр со сверстниками. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшать межличностные контакты.
Герои теле- и видеофильмов некоторым людям в какой-то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет избежать, скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что в ряде случаев усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество. В связи с чрезмерным интересом к телевидению и видео говорят даже о формировании нации «видеотов» (по аналогии с идиотами).
Отмечается влияние СМИ и на развитие у людей неадекватного страха перед преступностью. Такого рода страх в наибольшей степени зависит от характера освещения преступлений: страх, и тревога оказываются более сильными в том случае, когда дается информация о преступлениях местного уровня., а также о преступлениях, жертва которых никак не провоцировала преступника, и наконец, о преступлениях «сенсационных», отличающихся от большинства других.
Насилие и агрессия.
Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто.
Тема насилия в телевизионных программах исследована достаточно хорошо. В обширных исследованиях, проведенных Гербнером и его сотрудниками, ежегодно, начиная с 1967 года, анализировалась выборка программ, идущих в течение «лучшего времени» и днем в выходные, всех крупных вещательных сетей Америки. Фиксировались количество и частота насильственных актов и эпизодов в различных типах программ, В этом исследовании насилие определялось как угроза применения или применение физической силы, направленное против себя или других, в результате которого причиняются физические увечья или наступает смерть. Телевизионные постановки оказались чрезвычайно насыщенными насилием: в среднем 80% таких программ содержа! элементы насилия, случающиеся с частотой 7,5 насильственных эпизода в час.1
Группой исследователей на протяжении 1998-2000 гг. был проведен комплекс исследований по выявлению социально-психологических факторов агрессивного поведения молодежи. Полученные результаты позволяют узнать о влиянии на агрессивность человека такого фактора, как телевидение. Первое исследование проводилось на протяжении 1998-1999 гг. с использованием методов анкетирования и психолого-диагностического тестирования. Испытуемых просили выбрать три наиболее предпочитаемых вида телепродукции.
Так, наиболее предпочитаемым жанром в исследуемых группах молодежи, выявились комедия (более 67% от числа опрошенных оценили его как "предпочитаемый").
Этот жанр по распространенности его выбора оказался на первом месте как у юношей, так и у девушек. Такая популярность комедийного жанра
связана, по всей видимости, как с непростой социально-экономической ситуацией в обществе (и, как следствие, желанием людей найти какую-то "разрядку", "расслабиться"), так и возрастными особенностями (определенная инфантильность современных подростков).
Жанр фантастики занимает второе место по популярности по всей выборке. В качестве "предпочитаемого" он был назван более чем 23% от числа опрошенных представителей молодежи. В целом, данный жанр имеет достаточно высокую популярность среди молодых людей (72% юношей назвали его предпочитаемым; среди девушек - только 23%), что с одной стороны выглядит естественным, но с другой вызывает определенные опасения. Последние связаны с проблемой влияния сцен насилия на телеэкране на агрессивное поведение зрителей.
На данный момент в социальной психологии существует три основных гипотезы, объясняющих механизм влияния телевизионных сцен насилия на агрессивное поведение людей. Первая - "гипотеза модели", разработанная А.Бандурой, согласно которой агрессивное поведение оказывается результатом наблюдения и подражания (научения) агрессивным действиям других людей и телевизионных персонажей.
Таким образом, агрессия на телеэкране служил своего рода примером для моделирования реального поведения. Вторая гипотеза - "гипотеза катализатора". Л. Берковитц предполагает, что сцены насилия служат своеобразными стимуляторами возбуждения и импульсивного поведения у зрителей (по принципу катализатора, ускоряющего ход химической реакций).Такие сцены выступают с эмуляторами, запускающими определенные когнитивные процессы (вызывают агрессивные воспоминания, идеи), что уже в свою очередь, приводит к агрессивному поведению. Третья гипотеза ("гипотеза катарсиса") появилась в результате исследований, которые, наоборот, указывали на то, что демонстрация сцен насилия приводит к ослаблению агрессивности. Происходит своего рода "катарсис" - сброс эмоционального напряжения. Так или иначе, результаты большинства проведенных исследований
Подтверждают «гипотезу модели». Так, в 1972 г. Комитет по изучению телевидения и социального поведения Министерства здравоохранения США в своем отчете признал существование причинно-следственной связи между насилием на телеэкране и насилием в жизни. Аналогичный вывод был сделан экспертами Национального Института психического здоровья США в 1982 г. и Американской Психологической Ассоциации в 1993 г. Косвенно все эти выводы подтверждаются фактом выявленной взаимосвязи между распространением телевидения в различных странах, и ростом в них насильственной преступности, в частности, убийств. Полученные в нашем исследовании результаты также свидетельствуют о корреляции между увлечениями боевиками и склонностью к агрессивному поведению.
Третье место заняли мелодрамы. В качестве "предпочитаемых" их оценили 21% от числа опрошенных. Популярность фильмов ужасов для значительной части молодежи вполне понятна: в данном возрасте у людей существует потребность в "острых ощущениях". Однако большинство триллеров, как известно, включает сцены насилия, поэтому их популярность также вызывает озабоченность.
Четвертое место в генеральной выборке занимает жанр ужасы (оценивают как "предпочитаемый" 15% от числа опрошенных).
Жанр боевик занимает пятое место (является "предпочитаемым" для 13% от числа опрошенных). При этом он имеет достаточно высокий
Несмотря на то, что по данной проблеме накоплен большой объем эмпирических данных, все-таки полной ясности здесь не наблюдается. Так, сообщается о сильном эффекте показа телевизионных сцен агрессии, и в то же время есть данные о том, что насилие на экранах телевизоров не оказывает влияния на агрессивное поведение детей, а если и имеет, то слабое влияние, в некоторых группах детей и вовсе способствует снижению агрессивности. В результатах лабораторных исследований единства больше: просмотр агрессивных фильмов в лабораторных условиях, как правило, вызывает агрессивное поведение.
Указанная «разнонаправленность» результатов связана с тем, что влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся:
• особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя. Поскольку дети часто
не в состоянии соотносить действия с их мотивами и последствиями, они просто имитируют агрессивные действия, не понимая их последствий. Телевизионное насилие имеет максимальный негативный эффект в возрасте от 8 до 12 лет. Воздействие телевизионного насилия на мальчиках отражается сильнее, чем на девочках. Значим и социально-экономический статус: дети из семей с более низким статусом чаще смотрят и одобряют насилие, получают от него больше удовольствия и отчетливее идентифицируют себя с телегероями, а также хуже успевают в школе. Лица, изначально более агрессивные, значительно сильнее подвержены воздействию насилия в СМИ;
• контекст, в котором предстает акт насилия на телеэкране (манера подачи, жанр передачи). Реальная агрессия минимальна в том случае, если агрессор на телеэкране наказывается, если демонстрируются негативные последствия агрессии и сам агрессор выглядит отрицательным героем; максимальна реальная агрессия в случае, если агрессия на телеэкране поощряется, не имеет негативных последствий и социально одобряется;
• особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения). Воздействие телевизионной агрессии снижается при наличии в обществе эффективных методов социального контроля. Позитивные отношения в семье, принятие ребенком родителей снижают эффект теленасилия.
Способствует агрессии просмотр актов реального насилия, а также просто сообщения о такого рода действиях. Отмечается связь между появлением в СМИ сведений о громких преступлениях или судебных процессах и уровнем преступности. Причем прослеживается следующая закономерность: если сообщалось только о преступлении, то количество преступлений через несколько дней после такого сообщения возрастало, если же упоминалось не только о преступлении, но и о наказании за него, то количество преступлений снижалось.
В целом большинство ученых в последнее время склоняется к мнению о том; что насилие, акцентируемое СМИ, оказывает, хотя и не очень выраженное, воздействие на агрессивное поведение в реальных жизненных условиях.
10.5 Интерпретация результатов
В результате моего исследования выяснилось, что из различных видов средств коммуникации большинство опрашиваемых используют интернет (70%) и телевидение (67%) и больше нравится также Интернет и телевидение.
Наиболее предпочитаемым жанром в исследуемой группе молодежи оказалась комедия, чтобы расслабиться и отдохнуть, посмеявшись. Второе место занял жанр фантастика(23%),третье место- мелодрама (21%).Как это ни странно, на последних местах оказались : четвертом месте- жанр ужасы(15%),на пятом месте - боевик(13%). Но необходимо учесть, что каждый опрашиваемый смотрел фильм ужасов хотя бы 1 раз.
При этом большинство, а именно 53%, после просмотра испытывал и страх, но 17 % из числа опрашиваемых испытывали ненависть и угнетение. Однако 16% опрошенных испытывали спокойствие и даже удовлетворение(13%), что немало важно!
Однако большинство, а именно 90% отрицательно относились бы к просмотру их детьми жестоких программ (фильмов) и лишь малая доля опрашиваемых студентов (10%) считает, что дети сами вправе выбирать, что им смотреть.
77% опрошенных уверены, что компьютерные игры переполнены
кровавыми сценами, а значит способны формировать агрессию
Важно отметить далее, что 63% опрошенных признали , жестокие сцены
фильмов негативно влияют на психику и поведение человека и ни один
студент не ответил отрицательно на данный вопрос (0%)
Реклама вызывает раздражение у многих. Однако, удивительно, что наиболее
часто у 43% опрошенных и лишь 13% никогда.
На вопрос о преобразованиях в СМИ 43%(и это большинство) дало согласие, 30% затрудняются делать какие-либо выводы.
10.6Анализ гипотез и основные выводы
Анализируя результаты данного исследования, можно сделать следующие выводы:
1 ) Большинство студентов (61%) согласно с мнением, что СМИ негативно влияют на психику человека и тем самым формируют агрессию. 2)Студенты больше симпатизируют таким жанрам кино, как комедия и фантастика. К тому же из телевизионных программ в приоритете также остаются каналы развлекательного характера (58.35%). Данный факт можно считать положительным, так как смех и радость продляют жизнь. 3)Студенты не с большим желанием смотрят телепрограммы о животных, о природе, «когда больше нечего» (53%), а это поможет укрепить психофизиологическое состояние и успокоить нервы.
11. Основные рекомендации
Несмотря на то, что по данной проблеме накоплен большой объем эмпирических данных, все-таки полной ясности здесь не наблюдается. Так, сообщается о сильном эффекте показа телевизионных сцен агрессии, и в то же время есть данные о том, что насилие на экранах телевизоров не оказывает влияния на агрессивное поведение детей, а если и имеет, то слабое влияние, в некоторых группах детей и вовсе способствует снижению агрессивности. В результатах лабораторных исследований единства больше; просмотр агрессивных фильмов в лабораторных условиях, как правило, вызывает агрессивное поведение.
1) В ходе проведения мной данного социологического исследования было установлено, что СМИ оказывают негативное влияние на психофизиологическое состояние человека. Это может быть связано с рядом причин, но сегодня на экранах телевидения слишком много кровавых сцен, также как и в компьютерных играх, поэтому хотелось бы уменьшить их количество. Очень удивителен тот факт, что большинство студентов осознают это отрицательное влияние.
2) Если молодежь любит смотреть кинофильмы и телепередачи развлекательного характера, то это положительный вклад. Они легки и приятны и наверняка после просмотра не останется чувство угнетения и страха, значит нужно более интенсивно развиваться в этой области.
3)Студенты могут посмотреть программу о природе, когда скучно и больше нечего. Следовательно, заменив на телевидении рекламу различными роликами о красочном мире природы, можно полюбоваться небывалым разнообразием животных и отдохнуть психологически.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гидденс Э., Социология: учебник, Москва, «Эдитория УРСС», 1999 г.
2. Дроздова А. Ю., «Агрессивное» телевидение: социально психологический анализ феномена, журнал «Социс» №8, 200! г., Москва, «Наука»
3. Колесников Ю. С, Прикладная социология: учебное пособие. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г,
4. Пиронкова О. Ф., «Живые новости», или о времени и пространстве в телевизионном эфире, журнал «Социс» №8, 2000 г., Москва, «Наука»
5. Социология. Основы общей теории: учебное пособие, под редакцией Осипова Г. В., Москвичёва Л. Н., Москва, «Аспект Пресс», 1996 г.