Реферат по предмету "Социология"


Маргинальность в современной России

Оглавление Введение ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРГИНАЛЬНОСТИ 1.1.Концепция маргинальности в западной социологии 1.2.Теория маргинальности в современной отечественной социологии ГЛАВА 2.МАРГИНАЛЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОЬЩЕСТВА
2.1.Влияние маргинальной среды на адаптацию личности в социуме 2.2.Профессиональная маргинальность в контексте проблем современного российского общества 2.3.Маргинальность как социальная и духовная проблема ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ МАРГИНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 3.1.Цели и задачи исследования 3.2.Описание исследования Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность темы. Глобализация современного мира сопровождается исключительно напряженными и противоречивыми социокультурными явлениями. Эти процессы, в свою очередь, вызывают усложнение социальной структуры. Особенно актуальной представляется проблема коммуникации в условиях современного общества. Потребность в понимании, адекватном и эффективном взаимодействии делает необходимым изучение тех явлений, которые содержат в себе дополнительный, не раскрытый до конца коммуникативный потенциал. В качестве носителей таких способностей ярко проявляются маргинальные образования. Под маргинальностью будем понимать состояние индивида или группы, занимающих промежуточное положение между какими-либо социальными группами или крайнее положение в обществе. Что приводит к неполному включению в данные социальные образования, изменению или утрате прежнего социального статуса и сопровождается изменением поведения индивида.[1] Характер инноваций, возникающих в обществе, их интенсивность и направленность прямо связаны с наличием социальных структур, готовых принимать новое. Возникает вопрос о социальных группах или отдельных личностях, которые стоят у истоков изменений. Обращает на себя внимание то, что многие из них обладают чертами или признаками, выводящими их за рамки определенной социокультурной среды в пограничную, маргинальную сферу. Совершенно определенно можно сказать, что особенно четко фактор маргиальности проявляется при росте политической и экономической нестабильности. Особенно это касается России. Кроме того, проблема маргинальности малоизучена. Её дальнейшая разработка актуальна для развития самой науки. Итак, можно утверждать, что концепция маргинальности на современном этапе является востребованной теоретической моделью для анализа состояния российского общества и может сыграть важную роль в исследовании его социальной структуры. Объектом данного исследования является маргинальность как социальное явление. Предметом исследования являются социологические характеристики маргинальности в социальной структуре современного российского общества. Целью работы является обоснование теоретико-эмпирической концепции маргинальности для исследования социальной структуры современного российского общества. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи: 1. Выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы к проблеме маргинальности. 2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества. 3. Определить основные маргинальные группы, дать их социальную характеристику. 4. Выявить представленность индивидов, обладающих маргинальным сознанием и поведением среди населения. 5. Провести анализ социальных процессов, используя результаты, полученные в ходе эмпирического исследования маргинального сознания и поведения населения. ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРГИНАЛЬНОСТИ. 1.1.Концепция маргинальности в западной социологии. Возникнув в 30-е годы в США как теоретический инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп, концепция маргинальности рассматривалась в социологической литературе с разных точек зрения. Отправным пунктом для самой постановки проблемы маргинальности стало изучение процессов миграции. В частности, понятие “маргинальная личность” было предложено Р.Э. Парком для обозначения культурного статуса и самосознания иммигрантов, оказавшихся в ситуации необходимости адаптации к новому для них урбанистическому образу жизни, т.е. Парк говорил, главным образом, о “культурной маргинальности” и трактовал феномен маргинальности как промежуточность положения человека, волей судьбы обреченного одновременно существовать в двух разных культурных группах. С точки зрения Парка, необходимым условием возникновения маргинальных ситуаций является пространственное перемещение, мобильность, миграция. Однако сама постановка проблемы принадлежит, скорее, Г.Зиммелю, впервые рассмотревшему социальный тип “чужака” как социальную универсалию Последующие исследования (У.Г.Самнер, Э.Стоуквист, Р.Мертон, Э.Дюркгейм) показали, что культурная маргинальность - всего лишь один из видов маргинальности. Кроме этого, выделяют социальную, структурную, ролевую и другие виды маргинальности. История термина богата нюансами. Маргинальность стала пониматься не только как результат межкультурных этнических конфликтов, но и как следствие, социально-политических процессов. Кроме того, возможно более широкое, формальное понимание маргинальности как универсального культурного феномена, коренящегося в групповых условиях человеческого существования. [2]. В рамках собственно социологического подхода проблема маргинальности затрагивалась и исследовалась чаще всего фрагментарно. Обобщая имеющиеся в литературе определения маргинальности, И.П. Попова дает структуру этого понятия, исходя из того, что это: 1.Многозначное и многоуровневое понятие; 2.Разработка концепция маргинальности предполагает опору на междисциплинарный подход; и предлагает следующее понимание маргинальности: Маргинальность-состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, изменять свое социальное положение. Приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентации. В рамках такой структурной модели маргинальность может пониматься как положение индивида между двумя группами, делающего его более или менее чужим для обеих групп. При этом личностные, социальные, культурные дистанции между членами групп не обязательно накладываются на географическую разобщенность. Маргинальный человек остается “чужим” даже при пространственной близости. Таким образом, мы можем выделить следующие составляющие характеристики маргинальной ситуации: · промежуточность, окраинность, пограничность положения индивида; · погруженность индивида в процесс переходности, которая характеризуется дезадаптацией (частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальноц среды). Все эти аспекты в своей совокупности формируют особый “гибридный” тип личности, имеющий отличительные характеристики. В ряду специфических свойств маргинального человека обычно указывают следующие качества:
· обостренные рефлексы и самосознание; · критическое, скептическое, иногда циническое отношение к миру; · безоценночность мировоззрения; · отстраненность, психологическая отчужденность; · замкнутость, одиночество, внутренняя противоречивость.
Современная концепция маргинальности подчеркивает полифункциональность этого понятия и предлагает его многоуровневую трактовку. Так, в исследовании И.П. Поповой центральное место отводится выяснению сущности динамики социальной структуры и социальной мобильности, их сложной причинно-следственной взаимосвязи. Автор приводит двухуровневую трактовку маргинальности в контексте социальной мобильности: широкомасштабная маргинальная ситуация (маргинальность на высоком уровне).[3] 1.2. Теория маргинальности в современной отечественной социологии. В контексте современной социальной реальности можно говорить о всеобщей маргинализации. Чем выше дифференциация общества, тем больше плохо отграниченных друг от друга "групп". Соз дающих свои условия жизни, свои особые "социальные логики". Чем больше замкнуты и обособлены друг от друга индивиды, тем больше возможность попадания индивида в "двойной зажим", что дало основание К.Г.Юнгу говорить о "проклятии" расщепления личности современного человека, который "напоминает психически больного". Действенная деконструкция общественных основ современной России, и как следствие, противоречивость ценностных стандартов осуществляются с понятием маргинальности, маргинального состояния личности. Современные социологические исследования процесса трансформации российского общества фиксируют крайнюю неустойчивость структуры, что позволяет подчеркнуть стихийный, непоследовательный характер социальной деформации. В результате чего, довольно сложно представить четкую схему социальной объединенности из-за социальной мобильности, индивидуальности жизненных и культурных стилей. Так, в качестве “новых объединений” в социологической литературе выделяются новые сложные структуры - кластеры, поскольку возрастает количество классификационных критериев. (I. 1-имущественное положение и доход; 2 - образование; 3 - позиция во властной структуре; 4 - социальный статус; 5 - социально - психологические критерии - т.е. используются разные шкалы и их комбинации в зависимости от целей исследования); или (II. На основании новых систем отношений; 1. Равенство - неравенство; 2. Интеграции - дезинтеграции и др.). Кроме того, разрушаются стабильные классово - культурные идентификации, присущие традиционной вертикальной классификации. Иными словами, общая композиция социальной структуры пока не устоялась. Сложность классификации современного общества усугубляется наложением друг на друга двух стратификационных сеток. [4] Доминирующими тенденциями новой стратификации являются: 1. Их биполярная направленность (богатые: “новые русские”, элита - бедные: основная масса населения), которая формирует новую вертикальную иерархию, основанием которой служит материальный показатель доход, собственность, капитал; 2. Процесс маргинализации значительной части населения - процесс размывания границ между группами и слоями, возникновение множества промежуточных групп. Попытаемся проанализировать характерные черты разнородного маргинального слоя и выявить объективные основания для типологизации этих черт. Выделяют три условные группы разнонаправленных стратегий поведения, т.е. различные уровни “потенциальной маргинализации”: 1. Стабилизирующая : ориентир на сохранение социального статуса (профессии, специализации) оценивается как “нулевая маргинализация” (“О”); 2. Понижающая - ориентир на любую, в т.ч., менее квалифицированную работу - оценивается как отрицательное значение потенциальной маргинализации (“-”); 3. Продвинутая - ориентир на новую профессию, более квалифицированную, хорошо оплачиваемую - общая направленность на повышение социального статуса - потенциальная маргинальность положительная (“+”). Такое деление потенциальных стратегий позволяет сделать вывод о внутренней иерархии маргинальных групп, ее вертикальной оси ( верх- “+”, низ - “-”, точка равновесия - “О”). Различают позитивную социально - экономическую адаптацию и негативную. Позитивная характеризуется тенденцией к поддержанию уровня жизни, который бы позволял сохранить или повысить социальный статус.К такой категории можно отнести следующие маргинальные группы: 1.Позитивная адаптация: Специалисты, работавшие в государственном секторе экономики, имевшие в прошлом высокий уровень образования и социальный, профессиональный статус, оказавшиеся в ситуации вынужденной его смены (бывшие кадровые военные, специалисты военно-промышленного комплекса, научные, инженерно-технические работники). Ситуация невостребованности в условиях изменившегося общества приводит их к резкому несоответствию уровня материального положения достаточно высокому социально-профессиональному статусу. В целом, эту группу можно обозначить как “адаптированных”, характеризующийся относительным жизненным успехом, наличием социального статуса, высоким уровнем образования, двойной, тройной занятостью, надеждой на свои силы с целью улучшения уровня жизни. 2.Негативная адаптация, трактуемая через понятие социально-экономической зависимости, социально-экономическое иждивенчество и социальный паразитизм. Это варианты кризисной адаптации, сопровождаемые тенденцией к деградации маргинализированных слоев. Этому виду социальной адаптации соответствует понижающий отрицательный заряд потенциальной маргинализации. 1-я группа (негативной адаптации) - паразитарно-иждивенческая модель адаптации - характеризуется нестабильной занятостью, случайными заработками, особый способ жизнеобеспечения за счет других. Слабая степень адаптации к новым социальным условиям проявляется в отсутствии собственности, очень низком уровне доходов (нищие, просящие подаяния, бомжи, лишившиеся жилья, беспризорники – социальные аутсайдеры). Главные психосоциальные особенности этой группы: экономическая пассивность и осознанное убеждение в своем праве на гарантированную помощь государства. Интересная особенность этой маргинальной группы заключается в том, что ее относят к “стойким” (не временным) социальным группам, имеющим свою многовековую и незавершившуюся историю, и подвергавшуюся тщательному изучению, выявлению психологических черт и анализу их субкультуры. 2-я группа (негативной адаптации) - модель социального паразитизма. Этому виду негативной адаптации присущ противоположный способ существования, при котором социальный субъект удовлетворяет свои потребности за счет других. Классическими проявлениями этого паразитизма являются воровство, шантаж, отмена “ценности” труда и т.п. Т.е. данную маргинальную группу можно обозначить как “ криминальную группу” с ярко выраженной девиантной адаптацией, насильственным, незаконным присвоением материальных благ. Исследователи социальных корней криминализации современного российского общества подчеркивают, что благоприятным фактором для этого явления служит деформация социальной структуры, который создает криминальный потенциал.
Сделанная нами попытка типологизации разнородных маргинальных групп современного российского общества через понятие потенциальной маргинализации и адаптации носит условный характер, поскольку для процесса маргинализации характерно взаимопроникновение вызванные социальной мобильностью и динамикой трансформации общества.[5]
Особую группу маргиналов составляют биосоциальные группы молодежи/подростков и пенсионеров/инвалидов, находящиеся на периферии производственно процесса. Маргинализации молодежи способствует не только ущербная система социализации, блокирование каналов самореализации, но и отсутствие в ее сознании социокультурных механизмов этой самореализации, что приводит к уродливым формам самовыражения, к различным видам дивиантного поведения, (наркотики, воровство, вандализм, национальная нетерпимость и др.) и дезориентации. Еще один источник маргинальной массы составляют пенсионеры и инвалиды. Это наиболее обездоленный отряд социальной периферии. Одиночество, изоляция и, в связи с этим, чувство своей ненужности, а также низкий жизненный уровень - два этих фактора создают постоянно действующую стрессовую ситуацию, делая эту группу маргинализированного населения наиболее уязвимой для самого процесса маргинализации. Схема, основанная на идее вертикальной классификации, характеризует разные уровни социальной адаптации населения к меняющимся условиям жизни. Но анализ процессов маргинализации был бы неполным без рассмотрения еще одного вида маргинальности. Условно его можно определить как сознательно выбранную маргинализацию. Дифференциация в этом случае происходит по социально-психологическому принципу. В эту группу можно включить: 1. маргинализацию в результате миграции (оппозиция “город-село”); 2. подчиненное положение этноменьшинств в контексте “доминирующей культуры”; 3. нонконформисты - особая категория маргиналов, которую характеризуют смена социально-психологических установок, сознательное отчуждение. В общих чертах, анализируя эту группу на “русском материале”, М.Вебер приводит пример русских разночинцев - “народных неформальных интеллектуалов”. Трансформационные процессы в современной России повлекли смешение психологических, политических, экономических, религиозных мотивировок маргинализации, что позволяет говорить о зыбкости, подвижности социальных статусов и характеризовать всю социальную систему как динамическую и качественно новую. [6] Таким образом, исследование маргинальности одна из актуальных проблем российского общества. Маргинальность в современной России вызвана массовой нисходящей социальной мобильностью, и ведет к нарастанию социальной энтропии в обществе. По Поповой, само понятие маргиналов теряет свой отдельный от других слоев общества элемент и потому «выделять маргиналов просто как структурный элемент, противоположный «немаргиналам» уже не имеет смысла». Есть другие подходы в источниках и механизмах формирования маргинальности. Так, акцентируется внимание на одновременном нахождении индивида в социальной структуре общества и его политических институтов и нахождении его одновременно в пограничном пороговом состоянии по отношению к культурным ценностям данного социума. ГЛАВА 2. МАРГИНАЛЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 2.1. Влияние маргинальной среды на адаптацию личности в социуме. В недавние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни, падения нравственных ценностей наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Ребёнок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие, начинает отстаивать своё право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными. Это приводит к побегам, девиантному поведению[7]. Наряду с этим, можно отметить, что социализация человека в процессе его развития проходит ряд этапов, которые он успешно или неуспешно может преодолевать. Так, Р.М. Грановская и И.М. Никольская выделяют три основные формы адаптации человека к внешней среде: - поиск человеком той среды, которая благоприятна для его функционирования; - изменения, которые он совершает в среде для приведения её в соответствии со своими потребностями; - внутренние психические изменения человека, с помощью которых он приспосабливается к среде. Эти формы можно рассматривать как определённый момент в развитии защитного поведения человека. [8] С помощью механизмов психологической защиты, по мнению Р. Плутчика, которые формируются на непроизвольном уровне, происходит успешная адаптация человека к общим и специфическим условиям его жизни и деятельности. Условно-компенсаторный характер психологической адаптации придаёт её преимущественная нацеленность на сохранение субъективного комфорта личности, а не на объективные задачи деятельности. Своевременное обнаружение действия защитных механизмов, установление причин их запуска служат предпосылками повышения эффективности деятельности при сохранении целостности и гармоничности «Я». Нарушению процесса адаптации способствуют различные виды депривации, которые влияют на адаптационную способность человека. Перечень причин такого явления довольно разнообразен. Главная причина заключается в том, что в момент выявления детей, которые оказались в тяжёлых жизненных ситуациях, значительно отстаёт от самой возможности оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также семей группы риска затрудняет процесс реабилитации, как самого ребёнка, так и его семьи, в результате чего родителей лишают родительских прав и помещают ребёнка в государственные учреждения разного типа или пытаются найти ему новую семью. При этом поступающий ребёнок имеет целый комплекс последствий позднего выявления семейного неблагополучия, наличие комплекса проблем, связанных с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитанием, социализацией.[9] 2.2.Профессиональная маргинальность в контексте проблем современного российского общества. Развитие современных общественных отношений столь противоречиво, что возникает необходимость искать категории, способные объяснить те или иные социальные процессы и явления на разных уровнях их формирования. Тема приобретает большую актуальность в связи с Национальными проектами Российской Федерации, которые сегодня позиционируются как ключевой вопрос внутренней государственной политики. Это важно, прежде всего, потому, что основными факторами качества жизни взрослого населения России являются средний доход на одного члена семьи. Исследовательский интерес к проблеме профессиональной маргинализации обусловливается также тем, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по данным Росстата постоянно возрастает[10].
Причем именно профессиональная маргинальность выступает как основная форма и ведущий фактор социальной маргинальности в России, в силу подавляющей роли профессии и трудовой занятости в формировании экономического и социального статуса. По утверждению Л. М. Путиловой, маргинализация, которая характеризует все слои общества, не ведома ни одной цивилизованной стране мира.
Особенностью профессиональной маргинальности в России является то, что она действует не только на периферии профессионального поля, а повсеместно. Особый интерес представляют случаи, когда маргинальность (по отношению к требуемой сути и нормативам профессии) становится социально терпимым явлением или даже социально-приемлемой нормой. В профессиональном поле сдвиг равновесия между профессионалами и маргиналами в сторону маргинальности снижает порог социальной приемлемости качества профессионального труда, что в сфере социально значимых профессий означает переход черты безопасности специалистов для общества. [11] M. Павалко связывает термин «профессиональная маргинальность» со многими значениями. В итоге, «значение маргинальности соотносится с индивидами, которые могут обладать некоторыми атипичными характеристиками». В настоящий момент не существует строгой формулировки, обозначающей ситуацию невыплаты зарплат на российских предприятиях. Как известно, «занятость» неразрывна с понятием «оплачиваемая», а «безработица» — с отсутствием каких-либо контрактных отношений с работодателем. Так формируется еще одна маргинальная идентичность — «работников без зарплаты». Противоречие состоит и в том, что зачастую размер заработной платы трудящегося ниже минимального прожиточного уровня в целом по стране и в регионе. В данном контексте профессиональную маргинальность можно рассматривать как феномен социокультурного поля. При конструировании профессионального поля формируется его внутренняя иерархия, и условно выделяются, на наш взгляд, четыре основных сектора. 1. Основатели. Производители идей, профессиональных ценностей, хотя и воплощенных иногда в неких осязаемых продуктах, но не тождественных им. 2. Элита. Особая группа, выполняющая миссию мозгового, культурного и управляющего центра. 3. Профессионалы высокой квалификации. Группа определяется преимущественно позитивной идентичностью, которая проявляется в стремлении профессионального совершенствования до уровня современного образца. Дипломированные специалисты. Должностные функции работников продиктованы жесткими правилами; основной критерий профессионализма состоит в степени приближения выполнения функций к установленным инструкциям. 4. Профессиональные маргиналы — люди, находящиеся на окраине, границе профессионального поля, чаще всего, не имеющие специального образования, не являющиеся профессионалами. Из их числа со временем могут быть пополнены сектора внутреннего плана, но в некоторых случаях это специалисты, вытесненные из других секторов. [12] Факторы, влияющие на возникновение и распространение профессиональной маргинальности, условно разделены на две группы - собственно социальные и социально-экономические. К первой из них относятся: – демографический фактор, который характеризуется увеличением числа населения пенсионного возраста; естественная убыль значительно превышает прирост населения, хотя частично она компенсирована положительным сальдо миграции; – здоровье — распространение инфекционных и психических заболеваний, рост социальных болезней (пьянство, наркомания и т. п.), увеличение числа инвалидов и др.; – маргинализация — одни люди не обладают профессиональной идентичностью, так как она не была сформирована изначально; другие первоначально ее имели, но со временем, в силу объективных причин, утратили. Вторую группу факторов составляют: – внешняя интеллектуальная миграция — выезд за рубеж специалистов, составляющих интеллектуальный потенциал страны; особой формой является наем ученых и специалистов иностранными компаниями, функционирующими на территории России; – внутренняя миграция (во много раз превышает внешнюю) — переход ученых в бизнес, торговлю, финансовые институты; вовлечение ученых и профессионалов в деятельность криминальных структур; – «неформальная занятость» — работники, не оформленные официально в зарегистрированных организациях. – качество жизни — низкий уровень здравоохранения, образования, социального обеспечения, состояние коммуникаций и жилья, социальная и правовая незащищенность граждан, увеличение доли расходов населения на платные услуги и др.; [13] В России социальные процессы, определяющие специфику маргинального статуса, усложнили состав затронутых маргинализацией групп: беженцы, безработные, мигранты и т.д. Проблема наглядно может быть показана на примере изучения социального статуса профессиональной группы российских врачей, проведенного международным коллективом ученых Европы. Важное значение при изучении проблемы профессиональной маргинальности может иметь самоидентификация, когда человек относится к одной профессии (реально работает), но идентифицирует себя с референтной для него группой (совсем другой) и во всем ориентируется на нее. Поэтому можно заключить, что в основе формирования ролевых и ценностно-нормативных комплексов новых профессиональных групп (предпринимателей, народных целителей и др.) лежат маргинальные практики. В подобном случае маргинальность человека в профессии может проявляться: 1) в плане самосознания — не отождествление себя с профессиональным полем (отсутствие идентичности) — как предмет исследования в психологии и социологии личности; 2) в сфере поведения — действие под влиянием мотивов, выходящих за рамки профессиональных функций и этики — как предмет изучения бихевиоризма, а также социологии профессий и профессиональных групп. [14] Опираясь на модель анализа социальных проблем ,предложенной Т.М. Симоновой, выделим субъекты проблематизации. Сравнительный анализ утверждений, полученных на вопрос «Кто я?», у вынужденных переселенцев и местных жителей показывает определенные различия в их «Образах Я». Идентификационные матрицы показали, что, в первую очередь, с профессией идентифицировали себя: среди мигрантов - 18,1%; среди коренных жителей - 12,4% (то есть значительно меньше). У большой части перемещенного населения профессиональная принадлежность оказалась актуальной, а в отдельных случаях - утрированной. Так, одна 32-летняя женщина-переселенка из Таджикистана, проживающая с 1993 г. в одном из крупных городов России, на просьбу дать пять ответов на вопрос «Кто я?» пять, раз подряд ответила: «Я - бухгалтер». Это подтверждает высокую ценность профессиональной идентичности в условиях маргинализации. Кроме того, в качестве субъектов, причастных к проблеме, выделяются ее носители. По мотивационно-реализационному критерию, на мой взгляд, различаются маргиналы: 1) бихевиоральные; 2) ментальные. Среди бихевиоральных маргиналов по стилю профессионального поведения можно выделить две категории: а) имитаторы профессиональной деятельности - люди, принявшие профессиональные ценности чисто формально;
б) саботажники - индивиды, приявшие ценности профессии не полностью. Обе группы, с точки зрения социальной приемлемости, характеризуются профессионально-функциональной непригодностью. По ценностно-мотивационной ориентации среди ментальных маргиналов можно выделить две категории:
а) ментально-интериоризированные, ценности, которых хотя и лежат внутри профессии, но это - узкие специалисты, не выходящие в выполнении должностных функций за рамки личных интересов; они видят не работу, а себя в ней (крайнее проявление - «фанатизм»); б) ментально-экстериоризированные, не принявшие профессиональной морали, не сделавшие профессию личностно-значимой ценностью для себя; они готовы сменить вид профессиональной деятельности, если подвернется более удобная или выгодная работа. Выделенные формы наблюдаемого сегодня в нашей стране ментального профессионального маргинализма социально неприемлемы. Сверхценные идеи «фанатиков дела» часто оказываются опасными для общества, и если эти люди остаются в профессии, то по ценностным установкам они становятся «сектантами». В случае их полного отвержения обществом или отчуждения ими самими от своей прежней идентичности вероятна криминализация отдельных профессионалов или их профессиональных функций, а при массовости этого процесса - криминализация профессии в целом[15]. В настоящее время особый интерес в плане изучения ценностей профессиональной идентичности представляют две группы маргинализованных специалистов: 1)«экс-профессионалы» - группа, основную массу которой составляют безработные; 2) «работающий контингент» - работники, включенные в трудовой процесс (трудно доступные для непосредственного изучения в силу целого комплекса причин). Принадлежность к одной из этих групп потенциально деструктивна: если это «экс-профессионалы», то уже почти не способные найти подходящую работу самостоятельно; если «работающий контингент», то выполняющий свои функции исключительно формально, имитационно. Как среди «экс-профессионалов», так и среди «работающего контингента» могут быть условно выделены: маргиналы - «активные отрицатели инноваций» - люди, которые на основе сохранения прежней профессиональной ментальности упорно отстаивают отжившие профессиональные ценности; маргиналы - «пассивные неприятели современности» - работники, полностью дезориентированные утратой профессиональной идентичности, так как имевшаяся ранее была ведущей в их системе ценностей[16]. Субъекты, вовлеченные в проблему профессиональной маргинальности, могут быть привлечены к ней либо в силу исполнения профессиональных функций. (Представители власти, научно-исследовательские центры, учреждения системы социальной защиты населения, занятости и здравоохранения, образовательные учреждения, юридические, педагогические, психологические службы и т. д.). Либо в целях достижения личных интересов (родственники, члены трудового коллектива, соседи профессионального маргинала, представители общественных организаций, политических партий, волонтеры и т. п.). В настоящее время проблема профессиональной маргинализации находится на стадии общественного признания. Хотя в сфере социальной политики совершаются некоторые попытки решения этой проблемы, реализация их на практике пока затруднена. В службах занятости населения РФ, в практике социальной работы с безработными общепризнанным является выделение следующих стадий переживаний одной из маргинальных групп - незанятого населения: 1) шок, неприятие действительности - происходит отказ поверить, признать факт потери работы (наиболее остро эта стадия протекает у людей предпенсионного возраста и бывших руководителей); 2) гнев - человек испытывает сильное возмущение, негодование; 3) депрессия - переживание подавленности, отчаяния; 4) переоценка ценностей в ту или иную сторону. Последняя стадия может иметь следствием как профессиональную маргинальность, так и обретение новой (или сохранение старой) профессиональной идентичности. Важное значение здесь приобретает социальная политика государства и ее реализация через социальную работу.[17] Логика позитивного преобразования общественной жизни требует построения концепции социальной работы. Такая концепция призвана обеспечить необходимый уровень социальной помощи, создать равные возможности профессиональной мобильности для всех групп и слоев населения, их активного участия в управлении обществом, что проявляется в трудовой, предпринимательской активности, самореализации имеющихся способностей. В социальной работе все клиенты традиционно рассматриваются дифференцированно (разграниченно), в зависимости от принадлежности к одной из трех подгрупп: 1) социально незащищенные; 2) девиантные; 3) маргинальные. Следовательно, специалисты с маргинальной идентификацией изначально являются объектами социальной помощи, а планомерная деятельность социальных работников может сыграть позитивную роль в формировании профессиональной идентичности. Можно построить две модели профессиональной деятельности: 1) адаптивное поведение, основанное на приспособлении личности к условиям труда; 2) профессиональное развитие, основанное на том, что личность не останавливается на достигнутом. Профессиональные конфликты в большинстве профессий - это, прежде всего, столкновение между субъектами (по вертикали или горизонтали служебных отношений), так или иначе обусловленные несовпадением ментальных позиций их участников по поводу профессии и своей роли в ней. То есть это конфликты в сфере «субъект - субъект» профессиональной деятельности. Здесь требуется социальная работа по преодолению профессиональной маргинальности на микроуровне[18]. По мнению ряда исследователей, социальный маргинальный статус не является однозначно негативной характеристикой, а может стимулировать творческую активность личности и социальный прогресс. Творчески одаренный человек с формальным маргинальным статусом реализует свой потенциал, скорее, не благодаря окраинному положению, а вопреки ему. Он способен использовать преимущества своего «пограничного» существования, но лишь при наличии соответствующего внутреннего потенциала «творческого разрушения стереотипов». В целом, более устойчивая идентификация с той или иной профессиональной группой может помогать разрешению конфликтов, присущих маргинальности, однако двойная идентификация может иметь результатом скорее обогащение, чем конфликт.[19] Процесс социальной работы над профессиональной идентичностью можно представить как ряд последовательно обуславливающих друг друга этапов: 1) маргинализация; 2) профессионализация; 3) формирование и расширение среднего слоя. Механизм прохождения данных этапов: бизнес-школы; дополнительное образование; возможности трудоустройства; взаимодействие различных институтов (система образования, рынок труда, конкретные субъекты) и т. д. Ответ на вопрос, можем ли мы сегодня считать вузы профессионализирующими институтами, в специфических российских условиях маргинализации общества будет, скорее всего, отрицательным, поскольку многие выпускники работают не по полученным специальностям, а там, где можно - любым доступным способом - трудоустроиться. Профессиональная занятость, не основанная на свободном самоопределении, препятствует идентификации субъекта труда с его деятельностью.
О решении социальной проблемы профессиональной маргинальности и об эффективности социальной работы по профессиональной идентификации следует говорить при ликвидации у общества и специалиста расхождений в идентификационных признаках профессий, где важны показатели: а) способствует ли такое несоответствие стабильному функционированию социума;
б) удовлетворяет ли оно общество; в) возможно ли при этом развитие или происходит регресс; г) приводит ли данное явление к формированию устойчивого двойного стандарта в отношении общества к профессии.[20] 2.3. Маргинальность как социальная и духовная проблема Проведенные исследования проблемы социальных маргиналов в системе современного общества позволило определить следующие параметры модели социальной маргинализации населения России. Ключевое представление о социальной реальности современной России заключается, по мнению ряда авторов, в торжестве социального Постмодерна.Главная же болезнь постмодернистского общества - неспособность к созданию высших духовных ценностей, новых идей, способных обеспечить качественный прорыв во всех сферах жизни общества. Колоссальным социальным экспериментом над человеком в нашей стране является искусственное создание бедности как следствие неолиберальных реформ. В 2010 году децильный коэффициент составил по разным оценкам от 15 до 25 раз. «Россия вышла из системы справедливого общества»,- сказал в своем докладе на ХI Всемирном русском народном Соборе в марте 2010 года митрополит Смоленский и Ладожский Кирилл. Однако власть постоянно подчеркивает незыблемость своего экономического курса. Национальные проекты, меры по преодолению бедности не носят системного характера. Продолжается расширенное воспроизводство массовых маргинальных групп. Это создает благоприятную обстановку для структурной деформации обширных сфер общественной жизни страны. Таким образом, в сфере социальной практики противоречие между потребностью общества в мобилизационном развитии, и целостной социально-экономической политикой власти, не находит пока своего разрешения. [21] В определении понятия «маргинальность» до сих пор имеется немало трудностей. Во-первых, в практике использования самого термина сложилось несколько дисциплинарных подходов. Во-вторых, в процессе развития понятия утвердился ряд значений, относящихся к различным типам и видам маргинальности, зачастую смешиваемых. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение самого явления, его анализ в социальных процессах. Понимание и использование термина маргинальность в отечественной науке заимствовано из западноевропейской традиции, т.е. связано в основном со структурным типом. Этот тип маргинальности относится к той части населения, которая лишена гражданских прав и чье отсутствие доступа к средствам производства и системе распределения приводят к бедности, есть неизбежное следствие экономической системы. "Социальное дно" в России находится вне рамок законов и норм Конституции. Маргиналы в силу ограниченности социально-существующих позиций не имеют возможности реализовать свои потенциальные способности. В современной России маргинальный цикл жизнедеятельности стал нормой существования многих миллионов людей. В то же время велико значение и психологических, аксиологических причин попадания на социальное дно общества. Специальное социально- экономическое исследование проблемы "социального дна" в России, проведенное ИСЭПН РАН в 2010 году в шести крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Воронеже, Екатеринбурге, позволяет выделить четыре группы людей, составляющих "социальное дно": 1) нищие, открыто просящие подаяние (3,4 млн. человек); 2) "бомжи", лишившиеся своего жилья, как известно, прежде всего вследствие возникновения рынка жилья (3,3 млн.); 3) беспризорные дети, которые потеряли родителей либо убежали из дома (2,8 млн.); 4) уличные проститутки (включая детей), ведущие асоциальный образ жизни (1,3 млн.). Среди обитателей «социального дна» две трети - мужчины и одна треть - женщины. "Дно" в России молодо: средний возраст нищих и бомжей приближается к 45 годам; у беспризорников он равен 13 годам, у проституток - 28. Минимальный возраст нищих - 12 лет, а проституток - 14 лет; беспризорничать же начинают уже с 6 лет. Большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специальное образование, а 6% нищих, бомжей и проституток - даже высшее. Такого «дна» не бывало в истории человечества ни в одной стране.[22] Изучение современного российского «социального дна» определило такую его особенность, как изолированность от социальных институтов «большого общества» и политическая пассивность, компенсируемые включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя. Особенностью географии маргинальных процессов в России становится их распространенность не только в городе, но и в сельской местности, хотя именно город является главной средой обитания социальных маргиналов. Именно маргинализация является ведущей причиной ускорившейся алкоголизации, ухудшения качества, деградации трудоспособного населения России. О маргинализации как новом, но систематическом, повсеместно действующем механизме формирования смертности свидетельствует деградация структуры причин смерти. На смену «цивилизованной» по структуре смертности от внешних причин, сформировавшейся в России к 1989г., пришла сверхсмертность от маргинальных причин. Исследователи пришли к выводу, о том, что динамика изменения социальной структуры общества, многоликость социальных групп, возникающих в ходе нелиберальных реформ, маскируют процесс сущностной маргинализации населения. В преодолении маргинальности, решении проблем «социального дна» приоритетной является ответственность государственной власти. Необходима неотложная разработка и реализация государственной программы социально-правовой реабилитации маргиналов при участии общественных объединений и активной позиции самих социальных маргиналов. Дальнейшее отставание социо - гуманитарного знания в этом плане недопустимо, является тормозом для выработки эффективной социальной политики. [23] Таким образом анализ маргинальности в сфере труда в условиях перехода предприятий на новые принципы предпринят Симоновой. Основная проблема, которую ставит автор – пути и организационные формы поглощения маргинально отвергнутого населения в условиях изменения структуры занятости. Симонова предложила выделить весь комплекс знаний о маргинальности в отдельную область знания – социальную маргиналистику, так как эта проблема актуальна во многих областях науки. ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ МАРГИНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
3.1. Цели и задачи исследования. В онлайн социологическом исследовании, а именно анкетный опрос, проведённым «КоллЦентр24». Было рассмотрено маргинальное сознание населения, его отношение к маргинальному слою и поведение населения различных возрастных групп.
Цель данного исследования: определить потенциал маргинальности в современном российском обществе. Задачи данного исследования: -выявить отношение населения к маргиналам -проанализировать данные и выявить степень маргинального сознания -сделать вывод об особенностях отношения к маргиналам в современном российском обществе.
Гипотезы исследования: Основная гипотеза: Количество маргиналов в нашей стране будет расти, потому что неустойчивая социальная, экономическая, психологическая сферы благоприятствуют этому процессу. Рабочиегипотезы: 1) Население нейтрально относиться к такому социальному явлению, как проституция. 2) У большинства населения в окружении есть представители маргинального слоя. 3) Население нейтрально относиться к безработице. 3.2. Описание исследования Исследование проводилось с использованием метода онлайн анкетирования (анкетного опроса). Анкетный опрос — один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Анкетный опрос широко используется в социологии, психологии, педагогике и других областях науки и практики. Данное исследование является учебным, однако выборочная совокупность качественно и количественно представительна, опрос проводится согласно утвержденной выборке методом онлайн анкетирования в сети Интернет. Данное исследование носит описательный характер. Анкета «Выявление потенциала к маргинальному сознанию» Многоуважаемый респондент, ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. 1) Знакомо ли Вам понятие маргинальности? 1.1.Да 1.2.Нет Уважаемый респондент! Если в 1 вопросе Вы ответили "нет" то опрос для Вас окончен, если ответили "да" пожалуйста, продолжите отвечать на вопросы анкеты. 2)Как Вы относитесь к безработным людям, которым по факту работа необходима? 2.1.Нормально, это индивидуальный выбор каждого 2.2.Прекрасно, ведь работа отнимает практически все время 2.3.Негативно. 3) Как Вы относитесь к людям, не имеющим жилья? 3.1.Нейтрально 3.2.мне нравится такой образ жизни 3.3.негативно, на мой взгляд, они опасны 4) Как Вы относитесь к проституции? 4.1.Негативно 4.2.Нейтрально 4.3.Каждый зарабатывает, как может. 5)Как Вы обычно действуете в сложных ситуациях? 5.1. Моя активность повышается в стрессовых ситуациях 5.2.Я опускаю руки 5.3.Начинаю паниковать. 6)Как Вы относитесь к одиночеству? 6.1.Плохо переношу его 6.2.Мне все равно 6.3.Люблю быть один (одна) 6.4.По-разному 7) Считаете ли Вы себя социально-адаптированным человеком? 7.1.Да, считаю 7.2.Нет, но стремлюсь к этому 7.3.Нет 7.4.Затрудняюсь ответить 8)Есть ли в вашем окружении маргиналы? 8.1.Есть 8.2.Нет 8.3.Затрудняюсь ответить 9)Относите ли Вы себя к каким-либо маргинальным группам? 9.1.Да 9.2.Нет 9.3.Затрудняюсь ответить. Благодарю за участие! Ваш ответ учтен! Проверка рабочих гипотез: 1) Гипотеза 1 Большинство (21 человек - 47%) опрошенных на вопрос « Как Вы относитесь к проституции?» ответили «Негативно», 15 человек -33% ответили «Нейтрально», и «Каждый зарабатывает, как может» 20% - 9 человек. Поскольку ответ «Каждый зарабатывает как может» можно отнести к категории нейтрального отношения, то делаем вывод, что большинство опрошенных респондентов ( 24 человека - 53%) к проституции относятся нейтрально, что подтверждает мою первую гипотезу. Гипотеза 2 Большинство ответивших на вопрос «Есть ли в Вашем окружении маргиналы?» ответили «Есть» (30 человек - 67%), «Нет» 10 человек- 22%, и «Затрудняюсь ответить» 5 человек – 11%, отсюда следует, что данная гипотеза подтверждается, и у большинства ответивших имеются в своём окружении представителей маргинального слоя. Гипотеза 3 На вопрос «Как Вы относитесь к безработным людям, которым по факту работа необходима?» большинство респондентов ответили «Нормально, это индивидуальный выбор каждого» 29 человек -64% , «Прекрасно, ведь работа отнимает практически все время» ответило 6 человек – 13%, и лишь 10 человек-22% ответили «Негативно». Данная гипотеза о том,что население относиться нейтрально к безработице населения оказалась верна. Выводы: Рабочие гипотезы подтвердились полностью, из этого следует сделать вывод о том, что подтверждается основная гипотеза, которая звучит следующим образом: «Количество маргиналов в нашей стране будет расти, потому что неустойчивая социальная, экономическая, психологическая сферы благоприятствуют этому процессу» Ведь если большинство респондентов данного опроса не видят ничего негативного в асоциальных процессах, то это несет в себе потенциальную маргинальность, и что, возможно, в будущем люди, проходившие опрос данного исследования, будут сами принадлежать маргинальному слою, например, безработному слою.
Заключение. Таким образом, проведя исследование на тему «Маргинальность в современной России», можно сделать следующие выводы. Маргинальность в современной России вызвана массовой нисходящей социальной мобильностью, и ведет к нарастанию социальной энтропии в обществе. По Поповой, само понятие маргиналов теряет свой отдельный от других слоев общества элемент и потому « выделять маргиналов просто как структурный элемент, противоположный «немаргиналам» уже не имеет смысла». Есть другие подходы в источниках и механизмах формирования маргинальности. Так, акцентируется внимание на одновременном нахождении индивида в социальной структуре общества и его политических институтов и нахождении его одновременно в пограничном пороговом состоянии по отношению к культурным ценностям данного социума. Анализ маргинальности в сфере труда в условиях перехода предприятий на новые принципы предпринят Краснодемской. Основная проблема, которую ставит автор – пути и организационные формы поглощения маргинально отвергнутого населения в условиях изменения структуры занятости. Путилова предложила выделить весь комплекс знаний о маргинальности в отдельную область знания – социальную маргиналистику, так как эта проблема актуальна во многих областях науки. Источники маргинальности в Российском обществе можно привести к следующим моментам. Характер современных социальных процессов в России делает это явление и его формы проявлений с одной стороны, совершенно специфичными, с другой стороны – в них можно найти черты и закономерности, характерные для состояния общества в период его глубинного переструктуирования. Общей причиной возникновения маргинальных явлений выступает изначально хаотичное и почти неуправляемое движение общества к другой, пока еще неопределенной социально-экономической и политической системе с новой социальной структурой в условиях общего кризиса и радикального реформирования. На примере России образца 2010 года видно, что процесс маргинализации, который в настоящее время уже не носит острый характер, привел государство не только к относительной пока стабильности, но и дал некоторую политическую концепцию в виде суверенной демократии.
Существенно то обстоятельство, что маргиналы не исключаются полностью из социально-экономических, культурных, политических связей и отношений, но их положение и роли существенно и резко изменяются. От того какова степень трансформации, деформации или разрушения прежних структур зависит степень и характер маргинализации.
Специфика маргинальной ситуации порождает различные типы маргинальных позиций и типы социального поведения и это может иметь различную направленность. В настоящее время, как представляется, маргинальность способствует формированию среднего класса российского общества. Известно, что средний класс в зависимости от его численности может явиться опорой государства. Поэтому согласно одной из версий – маргинальность вынуждает индивидов под влиянием внешних факторов изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса. Но поскольку в 90 годы создалась благоприятная ситуация для реализации своих творческих, духовных или предпринимательских возможностей, то следует предположить, что маргинальность, несмотря на ее те или иные негативные стороны, является трамплином для формирования нового общества в форме среднего класса. Тем более что в динамике маргинальной ситуации выделяются два периода: с 1991 до середины 90 годов, когда существовало наиболее неопределенное, практически неуправляемое состояние маргинальных структур и с середины 90 годов при относительной стабилизации и начала структур и формирования более устойчивых социальных отношений. Именно в это время стабилизировались основные показатели структуры занятости – соотношение занятых в экономически активном населении, по отраслям экономики, в государственном и негосударственном секторах экономики, структуре населения по доходам. Даже дефолт 1998 г. не надолго поколебал складывающуюся стабильность российского общества, хотя и существенно затормозил этот процесс. Тем не менее, основные тенденции – изменения в отраслевой структуре экономики, углубление региональной дифференциации, рост имущественного расслоения и бедности пока еще не преодолены и продолжают оставаться факторами способствующими маргинализации. И здесь следует рассмотреть структуру наших, так называемых « новых маргиналов». Маргиналы как термин еще не прижился в современной исследовательской литературе. Подходы к нему можно найти в особенностях процесса маргинализации в Западной Европе. Они связаны с периодом кризиса занятости, когда вследствие научно-технической революции в эту группу стали входить, слои населения, характерными чертами которых являлась высокая образованность, развитые потребности, большие социальные ожидания и политическая активность. Список использованной литературы 1. Александров Е. П. Социология: учебное пособие / Е. П. Александров. −Таганрог: Изд-во Таганрогского институтата упр. и экономики, 2010 – 200 с. 2. Арефьева Н. Т. Прогнозирование социокультурного развития и перспективы человечества / Н. Т. Арефьева. −Иваново: Ивановский государственный ун-т, 2010 – 410 с. 3. Беляев В. А. Современные социально-политические проблемы: учебное пособие / В. А. Беляев, А. А. Ахметшина, Ю. В. Каткова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего проф. образования "Казанский государственный технический ун-т им. А. Н. Туполева", Каф. Казань: Изд-во Казанского государственного технического ун-та: Отечество, 2010 – 380 с. 4. Воронцова М. В. Социальная работа с девиантными подростками: учебное пособие для студентов факультетов социальной работы / Воронцова М. В., Дубровская Т. А. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего проф. образования "Российский государственный университет. Таганрог: Российский государственный социальный ун-т, 2011 – 400 с. 5. Деханова Н. Г. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям социологии / Н. Г. Деханова ; Московский государственный ун-т им. М. В. Ломоносова, Социологический факультет, Кафедра государственного и муниципального упр. Москва: Альма Матер Академический проект, 2011 – 350 с. 6. Дмитриев А. В. Общая социология [учебник для вузов по дисциплине "Социология"] / А. В. Дмитриев, А. А. Сычев. Москва: Альфа-М, 2011 – 300 с. 7. Дроздецкая И. А. Социальная политика: учебное пособие / И. А. Дроздецкая; Государственное образовательное учреждение высшего проф. образования "Томский государственный педагогический ун-т". Томск: Изд-во ТГПУ, 2010 – 360 с. 8. Зубова Я. В. Социология: учебное пособие / Я. В. Зубова; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего проф. образования Ухтинский государственный технический ун-т (УГТУ). Ухта: УГТУ, 2011 – 420 с. 9. Киреев Е. В. Социология: курс лекций / Е. В. Киреев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный ун-т, Институт экономики, упр. и права, Кафедра социальных наук и государственного упр. Москва: Изд-во МГОУ, 2011 – 360 с. 10. Кошарная Г. Б. Социология : учебное пособие / [Г. Б. Кошарная и др.] ; Министерство образования и науки РФ, Государственное образовательное учреждение высшего проф. образования "Пензенский государственный ун-т" (ПГУ). Пенза: Изд-во ПГУ, 2010 – 280 с. 11. Кравченко А. И. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / А. И. Кравченко. Москва: Юрайт, 2011 – 340 с. 12. Кравченко С. А. Учебный социологический словарь / / Рос. общество социологов, Московский государственный институт международных отношений МИД РФ; Общ. ред. С. А. Кравченко. М.: Анкил, 2007 – 340 с. 13. Кувшинова О. А. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080504.65 - Государственное и муниципальное управление, 080507.65 - Менеджмент организации / О. А. Кувшинова ; Уральская акад. государственной службы, Фил. в г. Оренбурге. Оренбург: Оренбургский государственный ун-т, 2010 – 510 с. 14. Махмутов Т. А. Маргинальность в общественных трансформациях / Т.А. Махмутов. М.: Гуманитарий: Акад. гуманитарных исслед., 2003 – 280 с. 15. Попова И. П. Маргинальность Социол. анализ / И. П. Попова; Моск. гос. соц. ун-т. М.: Союз, 2006 – 300 с. 16. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика /Е.С. Романова, Л.Г.Гребенников М.: – Талант, 2006г. - 144 стр. 17. Терентьева И. Н. Социология: учебное пособие (практикум) для студентов вузов / И. Н. Терентьева; Министерство образования и науки РФ, Государственного образовательное учреждение высшего проф. образования "Нижегородский государственный технический ун-т им. Р. Е. Алексеева", Дзержинский политехнический институт (фил.). Нижний Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2010 – 600 с. 18. Тумбаева И. Д. Социология социальной сферы, [сост.: Тумбаева Ираида Дмитриевна, Зыкова Надежда Николаевна]. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011 – 390 с.
19. Харченко К. В. Удовлетворенность: методология и опыт муниципальных исследований / К. В. Харченко. Москва: Альперия, 2011 – 290 с. [1] Александров Е.П. Социология: учебное пособие/Е.П. Александров - Таганрог: Изд-во Таганрогского института упр.и экономики,2010-с.89. [2] Тумбаева И. Д. Социология социальной сферы [сост.: Тумбаева Ираида Дмитриевна, Зыкова Надежда Николаевна]. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011 – с. 64.
[3] Попова И.П. Маргинальность. Социол.анализ /И.П. Попова;Моск.гос.соц.ун-т.М.:Союз,2006-с.147 [4] Махмутов Т.А. Маргинальность в общественных трансформациях /Т.А. Махмутов. М.: гуманитарий: Акад. Гуманит. Исслед.,2003 –с.34. [5] Тумбаева И. Д. Социология социальной сферы.−Йошкар-ОлаМарГТУ, 2011 – с. 71-76 [6] Деханова Н.Г. Социология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям социологии /Н.Г. Деханова - Москва: Альма Матер акад. Проект,2011 –с.102. [7] Махмутов Т. А. Маргинальность в общественных трансформациях / Т.А. Махмутов. М.: Гуманитарий: Акад. гуманит. исслед., 2003 – с. 46. [8] Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М. Грановская .М.: Речь.,2006-с.115 [9] Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика /Е.С. Романова, Л.Г.Гребенников М.: – Талант, 2006г [10] Деханова Н. Г. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям социологии / Н. Г. Деханова;−Москва: Альма Матер Академический проект, 2011 – с. 119-120. [11] Путилова Л.М. ,Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учеб. пособие./Л.М. Путилова, В.Н. Лавриненко - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.-с 98. [12] Харченко К. В. Удовлетворенность: методология и опыт муниципальных исследований / К. В. Харченко. Москва: Альперия, 2011 –с.154. [13] Беляев В. А. Современные социально-политические проблемы: учебное пособие / В. А. Беляев, А. А. Ахметшина, Ю. В. Каткова. − Казань: Изд-во Казанского гос. технического ун-та: Отечество, 2010 – с. 94. [14] Симонова Т.М. Социальные проблемы в интерпретации П.Люсси им. А.И.Герцена.- СПб., 2008-С.182-186 [15] Кувшинова О. А. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080504.65 - Государственное и муниципальное управление, 080507.65 - Менеджмент организации / О. А. Кувшинова ; Уральская акад. государственной службы, Фил. в г. Оренбурге. Оренбург: Оренбургский государственный ун-т, 2010,с-88-100. [16] Киреев Е. В. Социология: курс лекций / Е. В. Киреев. −Москва: Изд-во МГОУ, 2011 – с. 82. [17] Дмитриев А. В. Общая социология [учебник для вузов по дисциплине "Социология"] / А. В. Дмитриев, А. А. Сычев. Москва: Альфа-М, 2011,с -119. [18] Зубова Я. В. Социология: учебное пособие / Я. В. Зубова; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего проф. образования Ухтинский государственный технический ун-т (УГТУ). Ухта: УГТУ, 2011,с-133. [19] Махмутов Т. А. Маргинальность в общественных трансформациях / Т.А. Махмутов. М.: Гуманитарий: Акад. гуманит. исслед., 2003 – с. 93. [20] Кошарная Г. Б. Социология : учебное пособие / [Г. Б. Кошарная и др.] ; Министерство образования и науки РФ, Государственное образовательное учреждение высшего проф. образования "Пензенский государственный ун-т" (ПГУ). Пенза: Изд-во ПГУ, 2010,с-147. [21] Тумбаева И. Д. Социология социальной сферы [сост.: Тумбаева Ираида Дмитриевна, Зыкова Надежда Николаевна].− Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011 – с. 93-94. [22] Харченко К. В. Удовлетворенность: методология и опыт муниципальных исследований / К. В. Харченко. Москва: Альперия, 2011-с.103 [23] Киреев Е. В. Социология : курс лекций / Е. В. Киреев. − Москва: Изд-во МГОУ, 2011 – с. 91.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.