Введение
С каждым годом возрастает число людей, посещающих зарубежные государства в качестве туристов и деловых партнеров. В международный бизнес активно вклю- чается все больше людей, часто не обладающих опытом международного общения. Ими в сферу бизнеса вносится существенный элемент национальной специфики. Хотя участники международного общения придерживаются в общем-то сходных этических норм и правил, тем не менее национальные и культурные особенности способны оказаться весьма значимыми в межличностных и деловых отношениях.
Обычно при близком совпадении интересов сторон, то есть при сотрудничестве, различия национального, характера, манер поведения и образа мышления заметно не проявляют себя. Однако стоит только возникнуть разногласиям или конфликтам, как эти различия начинают играть важную роль. Таким образом, необходимо быть гото- вым к возможному проявлению «непредвиденных» действий, поступков, решений со стороны своих иностранных коллег и заблаговременно выработать оптимальные тактику и стратегию во взаимоотношениях с ними. А для этого надо знать особен- ности их национального характера, специфику их образа жизни и манеры пове- дения.
Под национальным характером нужно понимать нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Это традиционные формы реакции народа па окружающий мир, установившиеся нормы поведения и деятельности. Это, наконец, совокупность важнейших способов регулирования общения, сложивших- ся на основании системы ценностей общества, причем эти способы усвоены как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
Имеется несколько мощных факторов, способных заметно влиять на нацио- нальный характер. Среди них — тип общества, в котором живут люди, их язык, доминирующая религия, психофизиологическаяприрода нации, а также среда обитания
Под национальным стилем следует понимать манеру поведения, типичную для жителей той или иной страны, а не для представителей отдельных входящих в нее национальностей. Так, китаец, живущий в США и выступающий от имени американской компании, в известной мере может сохранить черты, присущие китайскому национальному характеру, и это будет влиять на его попедение при общении. Однако его стиль будет скорее американским, поскольку на формиро- вание переговорных процессов в большей степени оказывают влияние те усло- вия, в которых человек работает, и то, от имени какой страны он выступает.
1. Жители туманного Альбиона
Несмотря на островное положение Великобритании, к ее историческому развитию «приложили руки» многие завоеватели: кельты, римляне, саксы, скандинавские викинги, норманны.
В итоге сформировалась английская нация, вобравшая в себя многочисленные противоречивые черты. Только история дает правильные ответы на вопросы: как может быть одна нация одновременно столь аристократической и столь демократической; как приверженность традициям и практический расчет могут уживаться друг с другом; как лавочник способен уравновешиваться завоевателем, а обыватель — мечтателем.
Итак, в английском характере воплотились англосаксонская практичность с кельтской мечтательностью, пиратская храбрость викингов с дисциплиной норман- нов. Национальный характер живуч у всех народов. Но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам, которые, судя по всему, имеют нечто вроде патента на живучесть своей натуры. Таким образом, первая и наиболее очевидная черта этой нации — стабильность и постоянство характера составля- ющих ее индивидов. Они меньше других подвержены влиянию времени, преходящим модам. Если авторы, пишущие об англичанах, во многом повторяют друг друга, то объясняется это прежде всего неизменностью основ английского характера. Важно, однако, подчеркнуть, что при всей своей стабильности характер этот состав- лен из весьма противоречивых, даже парадоксальных черт, одни из которых весьма очевидны, другие же — трудноуловимы, так что каждое обобщение, касающееся англичан, легко может быть и оспорено.
Любознательность англичан позволила им познакомиться с лучшим из того, чем обладают другие народы, и все-таки они остались верны своим традициям. Являя собой воплощение конформизма, англичане в то же время сохраняют индивидуаль- ность.
Нельзя утверждать, будто англичане никогда не менялись. Перемены происхо- дят постоянно, но эти различия, столь заметные внешне, не затрагивают нации.
Хорошо это или плохо, но исконные черты: английской натуры по-прежнему оста- ются неким общим знаменателем, оказывают глубокое влияние на национальный характер и общий стиль жизни.
Когда речь заходит о «жесткой верхней губе» англичанина, за этим стоят два понятия — способность владеть собой (культ самоконтроля) и умение подоба- ющим образом реагировать на жизненные ситуации (культ предписанного пове- дения). Ни то, ни другое не было свойственно англичанам вплоть до начала XIX столетня. Невозмутимость и самообладание, сдержанность и обходительность отнюдь не были чертами английского характера для «веселой старой Англии», где верхи и низы общества скорее отличались буйным, вспыльчивым нравом, где для вызывающего поведения не было моральных запретов.
Принципы «джентльменского поведения», были возведены в культ при королеве Виктории. И они возобладали над крутым нравом «старой Англии». Англичанину и теперь приходится вести постоянную борьбу с самим собой, с естественными страстями своего темперамента, рвущимися наружу. И такой жесткий самоконтроль забирает слишком много душевных сил. Этим можно отчасти объяснить то, что англичане тяжелы на подъем, склонны обходить острые углы, что им присуще желание быть вне посторонних взглядов, порождающее культ частной жизни.
Англичанина с детства приучают спокойно сносить холод и голод, преодолевать боль и страх, обуздывать привязанности и антипатии. Считая открытое, раскован ное проявление чувств признаком невоспитанности, англичане под час превратно судят о поведении иностранцев, точно так же как и иностранцы нередко превратно судят об англичанах, принимая маску невозмутимости за само лицо или же не сознавая, зачем нужно скрывать свое подлинное душевное состояние под такой маской. Англичане отличаются умеренностью, о которой они не забывают как во время труда, так и в наслаждениях. В англичанине почти нет ничего показного. Он весь живет прежде всего и больше всего для себя. Его природе свойственны любовь к порядку, комфорту, стремление к умственной деятельности. Он любит хороший транспорт, свежий костюм, богатую библиотеку.
Англичане простого сословия чрезвычайно дружелюбны и услужливы. Обратившегося с каким-нибудь вопросом иностранца англичанин возьмет за плечо и начнет показывать ему дорогу с разными наглядными приемами, неско- лько раз повторяя одно и то же, а потом еще долго будет смотреть вслед, не веря, что спрашивающий мог так скоро все понять.
Англичане не только умеют обходить все препятствия, избегая ненужной ломки, но и сама работа выполняется у них с совершенным спокойствием, так что даже бли- жайший сосед часто и не подозревает, что рядом с ним кипит гигантская работа.
В стране, обуреваемой свирепыми ветрами, дождями и туманами, созданы условия, в которых человек больше чем где бы то ни было уединен в своем жилище и удален от своих ближних.
Нет народа в Европе, у которого бы обычай возводился в такой неприкосновен- ный закон. Раз обычай существует, как бы он ни был странен, смешон или ориги- нален, ни один хорошо воспитанный англичанин не осмелится его нарушить. Хотя англичанин политически свободен, он строго подчиняется общественной дисцип- лине и укоренившимся обычаям.
Феноменом является также распространение клубов. Клуб считается домом, семейным святилищем, тайны которого никому нельзя нарушать безнаказанно. Изгна- ние из клуба — величайший позор для англичанина.
Англичанин чувствует сильную потребность в обществе, но никто лучше него не умеет уединяться среди многочисленных друзей. Не нарушая приличия, он спосо- бен отлично быть самим с собой среди огромной толпы, предаваться своим размышлениям, делать все, что ему угодно, никогда не стесняя ни себя, ни других.
Никто не умеет так строго распределять свое время и деньги, как англичанин. Он чрезвычайно много работает но всегда находит время и отдохнуть. В часы труда он работает, не разгибая спины, напрягая все умственные и физические силы, в свобод- ное время он охотно предается удовольствиям.
На каждом англичанине, где бы он аи жил, лежит печать его национальности. Куда бы он ни явился, он всюду внесет свои обычаи, свою манеру поведения, нигде и ни для кого не изменит своих привычек, он везде — у себя дома. Это ориги- нальный, самобытный, в высшей степени цельный характер.
Англичанин очень тщеславен. Он уверен, что в его отечестве все идет лучше, чем у других. Поэтому он смотрит на иностранца высокомерно, с сожалением и нередко с полным презрением. Этот недостаток у англичан развился вследствие отсутствия общительности и преувеличенного сознания своего превосходства над другими.
Деньги - кумир англичан. Ни у кого богатство не пользуется таким поче- том. Каково бы ни было общественное положение англичанина, будь то ученый, адвокат, политический деятель или священнослужитель, прежде всего он коммерсант. Его первая забота всегда и везде — нажить как можно больше. Но при этой необузданной алчности и страсти к наживе англича- нин вовсе не скуп: любит жить с большим комфортом и на широкую ногу.
Флегматик по натуре, он способен страстно .увлекаться всем великим, новым, оригинальным. Если жизнь англичанина складывается таким образом, что он лишен возможности вести тяжелую борьбу с житейскими препятствиями, то он начинает страдать, невыносимой хандрой. Тогда от давящей скуки он принимает- ся искать развлечения , в самых странных приключениях.
Идеалом англичан служат независимость, образованность, достоинство, чест- ность и бескорыстие, такт, изящество манер, изысканная вежливость, способ- ность пожертвовать временем и деньгами для хорошего дела, умение руководить и подчиняться, настойчивость в достижении поставленной цели, отсутствие чван- ства.
Человеку, который не любит домашних животных или которого, упаси Бог, невзлюбят они, трудно завоевать расположение англичан. Последние убеждены, что собака способна безошибочно распознать характер или намерения человека, которого видит впервые. Если собака проявляет неприязнь к кому-либо из гостей, в доме станут относиться к нему настороженно.
Человеку, впервые попавшему в Англию, нетрудно обнаружить, как безупречно воспитаны здесь дети и как бесцеремонно ведут себя собаки и кошки. По мнению же англичан, многие народы, в частности итальянцы, слишком жестоки с животными и слишком либеральны с детьми. В глубине души англичане убеждены, что родителям лучше быть чересчур строгими, чем мягкими. Здесь еще бытует пословица: «Пожалеть розгу — значит испортить ребенка». В Британии принято считать, что наказывать детей — это не только право, но и обязанность родителей. Здесь не стыдятся даже случаев жестокого обращения с детьми. Не случайно, что до сих пор не отменены телесные наказания в учебных заведениях этой страны. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. В их традициях относиться к детям сдержан- но, даже прохладно. Это заставляет родителей обуздывать свои чувства, а детей — волей-неволей свыкаться с этим. Даже коляску с младенцем принято ставить так, чтобы плач его не был слышен матери и не рождал у нее соблазна подойти к ребенку и успокоить его.
В Англии существует давняя традиция отсылать детей учиться подальше от роди- тельского дома: дети едут себя лучше среди чужих людей, нежели под родитель- ским кровом. Считается, что так они скорее приучатся стоять на собственных ногах.
Все члены английской семьи называют друг друга на «вы». Здесь меньше, чем где бы то ни было сентиментальных пустых девушек, жизнь которых посвящена только нарядам или чтению книг. Очень редко встречаются английские отцы-самодуры, которые, чтобы настоять на своем, портят жизнь жены и детей.
Ребенок получает отличное физическое воспитание, его стараются закалить к житейским невзгодам и суровому климату страны. Он обучен мужеству, терпению, способен выносить всевозможные лишения и физические страдания. Люди других народов, если они много перенесли и испытали в своей жизни, обыкновенно стараются избавить своих детей от подобных испытаний и страданий. Англичанин - никогда: какой бы борьбой ни приобрел он свое благосостояние, он никогда не станет стараться избавить детей от тяжелых испытании.
Отец является властелином и главой семейства. Он пользуется в семье полнейшим авторитетом. Воля отца исполняется детьми беспрекословно. Между детьми в английской семье нет равенства. Основная доля наследства достается старше му сыну - поэтому братья редко относятся друг к другу искрение и дружелюбно. Женившись, дети никогда не живут в доме родителей. Точно так же никогда не жи- вут вместе два женатых брата. Еще живя под родительским кровом, каждый сохра- няет собственный уголок, вторжение в который считается насилием
С 19—20 лет юноши и девушки начинают самостоятельную жизнь. В этой ранней самостоятельности английской молодежи много хорошего, но в то же время эта лихорадочная страсть к наживе, суровая борьба и тяжелый труд только для того, чтобы свить себе теплое гнездышко, убивают в юноше романтические стремления и он на всю жизнь остается прежде всего приобретателем.
Английские девушки очень просты в общении, несмотря на свои обширные познания, обычно застенчивы в обществе. Вообще, англичанки скорее хорошие подруги, любящие сестры, добрые товарищи, прекрасные хозяйки, но далеко не светские женщины. Они не обдадут вас потоками красноречия, сарказмов и остроумия француженок и составляют им совершенную противоположность.
2. Немцы - “зоргфальт унд орднунг”
Современные немцы пользуются репутацией нации с хорошим характером. Им присущи честность и домовитость. Из всех цивилизованных наций немцы легче всего и дольше всего способны подчиняться правительствам, под властью которых они живут, больше всего далеки от жажды перемен и сопротивления существу- ющим порядкам. Но при этом немец - человек всех местностей и климатов. У него нет страстной привязанности к родине, и он легко переселяется в другие места. В чужих землях, где поселяются немцы, они скоро заключают с местными народами нечто вроде гражданского союза, который, благодаря единству, языка, а отчасти и религии, превращает переселенцев в небольшой народ, который под началом высших властей при спокойном, справедливом управлении выгодно отличается от других народов - прилежанием, чистоплотностью и бережливостью.
По своему темпераменту немцев нужно отнести к флегматикам. Им присущи холодная рассудительность и выдержка в преследовании целей, а также способ- ность переносить связанные с этим трудности.
Характерная черта немца в обиходе — скромность. Он больше, чем другие народы изучает чужие языки. В науках часто является первооткрывателем. Его результаты позже нередко с шумом используют другие. У немцев нет выраженной национальной гордости. Негативная сторона немцев - склонность к подражанию, невысокое мнение о своей оригинальности, страсть к методичнос- ти, педантичности, изобретению различных титулов.
Как правило, немцы отличаются синтетическим складом ума, проявляют изуми- тельное терпение и добросовестность в работе, мужественно стойки в борьбе.
Лицо немца и вся его внешность только в самых редких случаях может привлечь иностранца своей веселостью, живостью и откровенностью. Напротив, немец всегда сосредоточенно молчалив, важно степенен или, по крайней мере, меланхоличен и суров. Если обстоятельства заставят вас сблизиться с немцами, вас более всего поразит в них недостаток гостеприимства.
Ни одни народ не действует так сообща, не любит так двигаться массами, как немцы. Это стадное свойство нации можно наблюдать везде и во всем. Немцы с большим успехом работают сообща в поле, на предприятиях и выполняют всякую работу быстрее, чем французы или итальянцы. При этом немецкий работник одина- ково аккуратно трудится как в начале, так а в конце работы.
Одна из наиболее выраженных черт немецкой наций — аккуратность. .Здесь немцы нередко доходят до чрезмерности. Если, например, в связи с переходом на летнее время нужно в два часа ночи перевести стрелки часов на один час вперед, то аккуратный немец сделает это именно в два часа ночи, а не накануне вечером или утром следующего дня.
Важнейшая черта немецкого характера - стремление к упорядоченности. Если древние говорили: «Пусть мир погибнет, но справедливость должна восторжес- твовать», то для немцев порядок (“орднунг”) и точность(“зоргфальт”) — прежде всего. Здесь важна и количественная, и качественная сторона дела. Немец никогда не поедет на желтый свет светофора и не перейдет улицу при красном. По обеим сторонам улицы замирают толпы людей в ожидании зеленого разрешения, несмот- ря на то, что поблизости нет машин. Если кто-то не выдерживает этого дьявольского искушения (чаще всего иностранец) и форсирует улицу, то вдогонку ему несутся гневные слова, а на другом берегу его ветречают осуждающие взгляды.
Не заметить сигналов светофора или дорожных знаков в этой стране просто невозможно: они расположены попарно, иногда по три-четыре в ряд. Современные автодороги часто имеют по три полосы в одном направлении, без пересечений и светофоров. Если хватит сил и бензина, по ним можно проехать из одного конца страны в другой, ни разу не останавливаясь. На легких поворотах полотно дороги из соображений безопасности положено под небольшим углом, а на спусках применя- ется пористое покрытие, чтобы при дожде не собиралась вода. На возвышениях часто можно видеть аккуратные сплошные заборы, защищающие дорогу от холодного ветра, формирующего гололед.
По движению немецких автобусов можно проверять часы. На дощечках под стек- лом на каждой остановке вывешено расписание с указанием времени в минутах. Проехать мимо остановки и не остановиться - здесь чрезвычайное происшествие.
Оказавшись в любое время на железнодорожном вокзале, можно быть уверенным, что в течение часа уедешь в нужном направлении. Отели расположены главным обра зом около вокзалов и всегда имеют свободные номера. Крупные города связаны сетью экспрессов «интерсити», причем пересадки с одного поезда на другой пре- дусмотрены расписанием. Если поезд случайно запаздывает, его ждут, чтобы взять подъезжающих пассажиров.
Купить железнодорожные билеты можно и в пути, предупредив об этом кондук- тора. Последний всегда в форме, с красным ремнем через плечо. На ремне сумка, где хранятся деньги, билеты, компостер, толстенные справочники — расписания поездов.
У немцев большое уважение к малому транспорту - велосипедам и мопедам. Мужчины ездят на них и модных пиджаках и при галстуках, а женщины - в туфлях на высоком каблуке. Распространены поездки на работу, в гости и даже в театр. Обращают на себя внимание старушки на колесах: седые волосы собраны сзади в пучок, платок кулёчком на голове, на носу очки. Ездить за покупками на вело- сипеде им так же привычно, как и ходить пешком. Для домохозяек на велосипедах монтируются металлические корзинки.Около школ и университетов в учебные часы ждут своих хозяев сотни велосипедов. На мостовых велосипедисты пользу- ются не только правами, но и вниманием со стороны автоводителей. Специальные дорожки для них есть, пожалуй, во всех населенных пунктах. Они тянутся даже между городами, часто в стороне от шоссе.
Немецкие дома, как правило, имеют гаражи, большей частью подземные — огромные многоэтажные пространства с десятками и даже сотнями машин.
Для жизни, кажется, все предусмотрено. В подвалах домов отведено место для стиральных машин, используемых за плату. Немки вручную не стирают. Машин- ная стирка осуществляется в хорошо проветриваемых комнатах, обычно запираемых, так что сохнущее белье не пропадает. По утрам домохозяйки открывают окна спален и кладут для проветривания на подоконники перины, подушки и одеяла, причем в теплую погоду это делается каждый день.
Немцы особенно тщательно готовятся к выезду на природу: никакого алко- голя, с собой берутся складной столик и стулья, предпочитается одежда светлых тонов. К примеру, иностранцы узнают на своих пляжах немецких туристов по белым носочкам.
Официанты в ресторанах и кафе вежливы, никогда не навязывают вам того, чего вы не хотите. Обязательно спросят, понравилась ли вам еда. Если в магазинах не оказалось нужной вам вещи, обязательно последует извинение продавца.
Не принято, чтобы в общем помещении (коридоры, лестничные площадки домов) постоянно горел свет. Когда нажимаешь на выключатель, свет зажигается на две-три минуты, что достаточно для того,чтобы дойти до своей квартиры или покинуть дом. Хлопнуть дверью можно лишь умышленно - все они на амортизирующих пружинах.
Для людей с тяжелыми болезнями, инвалидов предусмотрены всевозможные протезы, легкие инвалидные кресла-коляски, низкие бортовые края у тротуаров для въезда этого личного транспорта, специальные общественные туалеты. Для слепых на некоторых уличных переходах установлены аппараты звуковой сигна- лизации, сообщающие о зеленом и красном свете.
Большинство вывешенных в городах объявлений надо принимать во внимание: они не пустая формальность. Например, прохожего укусила собака, но ее хозяин не понес штрафа, поскольку на его территории висело соответствующее объявле- ние-предостережение.
Каждый квадратный метр территории страны имеет своего хозяина, причем последний несет ответственность за то, что там происходит. Если прохожий упал и сломал ногу или руку из-за того, что дорога не была убрана должным образом или имела колдобины, то он имеет право обратиться в суд за денежным вознаграждением. Стремясь оградить себя от подобных исков, хозяева, госучреждения или частные лица вывешивают определенные предупреждения типа: «Зимой дороги не очищаются и не посыпаются солью», «При сильном ветре опасайтесь падения сучьев и веток с деревьев. За ущерб не отвечаем».
Немецкий дворник тщательнейшим образом следит за порядком на вверенной ему территории - подметает, вывозит на маленьком полутракторе-полуавтомобиле в больших полиэтиленовых мешках мусор, подрезает деревья, кропотливо следит за состоянием газонов, делает мелкий ремонт в доме.
Денежные приходы и расходы семьи тщательно фиксируются в специальных тетрадях. Деньги у немца не разбросаны по карманам, а хранятся в бумажнике, что покрупнее, а остальные, что помельче — в маленьком кошельке.
Большинство мужчин и женщин одеваются хорошо, независимо от социального положения и профессии. Неаккуратность в одежде считается таким же грехом, как и небрежная работа. Поддержание опрятного вида стоит немало труда и денег, но это скалькулировано в семейном бюджете.
Моющие средства в немецкой рекламе занимают одно из ведущих мест. Если кто-то бросил в мусоропровод кухонные отходы не в целлофановом кульке, то это счи- тается вопиющим нарушением правил общежития. Кроме всего, этот кулек дол- жен быть непременно завязанным.
Особая любовь у немцев к трем вещам - к животным, музыке, цветам. Любовь к собакам у немца даже превышает любовь к порядку. Немец не посмеет сплюнуть на асфальт - так он воспитан, однако и бровью не поведет, когда его домашний любимчик выберет на тротуаре самое неподходящее место для своих отправлений. В Германии четвероногие имеют право на льготный месячный билет для проезда в дальнем транспорте, тогда как дети таких льгот неимеют.
По отношению к детям в этой стране отмечаются случаи весьма жестокого обращения. Ключ к разгадке такого феномена кроется в следующем: дети до поры до времени не испытывают влечения к порядку. Это раздражает взрослых, они внедряют его силой, не останавливаясь порой и перед жестокими наказаниями. Ребенок вырастает, становится «нормальным взрослым» и воспитывает теми же методами любовь к порядку уже в своих детях.
Жизнь немецкой нации невозможно представить без пива: в расчете на душу населения немцы пьют его больше всех в мире.
В Германии много разновидностей пива - от полностью безалкогольных сортов до хмельных напитков. От иных из них голова сохраняется ясной, а ноги не слушаются своего хозяина. Сидя за столом, подвыпившие немцы любят, взявшись за руки, раскачиваться из стороны в сторону и петь.Что касается пьяных в Герма- нии, то они встречаются довольно редко, а лежащие без чувств на земле - чрезвычайное исключение.
В Германии чиновники представляют собой привилегированную категорию населения. Чиновники торжественно принимают присягу, после чего они — уже элита, хотя, может быть, продолжают выполнять ту же работу, что и служащие за соседним столом. Меняются режимы и правящие партии, канцлеры и президенты, а институт чиновничества, созданный еще Фридрихом Вильгельмом I в начале XVIII столетия, сохраняется и процветает. Представители этой касты пользуются неслыханным преимуществом - они не подлежат увольнению. Когда вам собеседник заявляет: «Я - чиновник», то этим он хочет сказать: «У меня, конеч- но, есть свое личное мнение, но я дал присягу, а потому исполняю то, что мне приказывают свыше». «Молчать» - одна из заповедей чиновников. Правовая служба, сборщики налогов, преподаватели школ и вузов, почта, транспорт, полиция, работники других органов - чиновничья элита.Чиновникам не разрешает- ся бастовать.
Среди чиновников тот считается важнее, у кого больше людей в подчинении. В этом скрыт важный фактор постоянного расширения бюрократического персонала.
Вопреки некоторым установившимся стереотипам, чувство юмора у немцев достаточ но развито, правда, немецкий юмор не назовешь тонким и искрящимся, как, напри- мер, у французов. Вот образец такого юмора. Муж бросает жене: «Марта, поставь, пожалуйста, бутылку пива в ноги деду, пусть оно охладится».
Немалую часть лучшего вечернего телевизионного времени занимает юмор, который нельзя назвать иначе, как глупый смех. Это обыгрывание действиями и на словах околотуалетных тем, бросание тортами в лицо, дурацкие невероятности и препод- несение абсурда. Излюбленой темой для народного юмора постоянно служит немец- кий чиновник.
Самый веселый и своеобразный праздник немцев - карнавал. Он проходит под девизом: «Оставим заботы на .завтра, поделимся радостью». Предшествующая началу праздника ночь не имеет себе подобных. Женщины имеют право прове- сти ее по собственному усмотрению, и никто их за это не осудит. Любой мужчина на улице может быть расцелован незнакомой женщиной, а его галстук срезан ножницами и брошен как трофей в корзинку, висящую на руке победи- тельницы.
В немецкой прессе случается достаточно вольное обращение с публикациями. Здесь газета является скорее не документом, а письменным изложением новостей и слухов. Если что-то не подтвердилось - не беда: в следующем номере можно дать новую версию. Мир изображается как криминальное шоу: из тысячи событий на передний план выдвигаются самые скандальные и жестокие. Некоторые газеты являются энциклопедиями темных сторон жизни: как можно незаметно обманывать своего супруга, какие махинации приносят деньги и славу.
Газета может вынести в заголовок, набранный аршинными буквами, любой абсурд, любые обвинения, дикую клевету. Такой заголовок обычно снабжен вопроси- тельным знаком, а следовательно, газета, мол, ничего не утверждает. Она вроде бы, наоборот, проверяет слух и таким образом борется за истину. Подозрения же, которыми газета сознательно окружает свою очередную жертву, будут сопрово- ждать заведомо невинного человека, возможно, до конца его жизни.
3. Китайцы – “нормы и правила”
Китайский национальный характер складывался веками, свое влияние оказали и конфуцианство, и отсутствие демократических традиций, и Цинь Ши-хуан (прави- тель царства Цинь, император Китая 221— 210 гг. до н. у.), и Мао Цзэдун. Нарицательными стали такие понятия, как «китайские церемонии» и «китайская дипломатия». Образ внешне невозмутимого, терпеливого, выносливого китайца в последние годы, когда в Китае дует «западный ветер», начинает усложняться. Традиционное, восточное, непоколебимое, спокойное переплетается с современным, западным, конъюнктурным, рациональным.
Весь жизненный уклад китайца строится на строгих нормах, правилах. Даже в быту прослеживается какая-то явная любовь ко всякого рода правилам и регули- рующим формулировкам: правила проезда в транспорте, правила посещения музеев, кинотеатров - повсюду их великое множество. Китайцы придерживаются распорядка дня - ранний подъем, ранний отход ко сну, послеобеденный сон. После обеда двух- часовой перерыв есть у школьников и студентов, у рабочих и служащих. А в лавоч- ках и магазинах, не закрывающихся на обед, продавщицы иногда спят прямо на рабочих местах, положив голову на прилавок.
В одежде китайцы непритязательны. Хотя европейская мода и врывается в китайскую действительность, ее воспринимают с оглядкой. Особенно нарядно и удобно одеты дети.
Китаец может отказать себе во многом ради вкусного обеда, на который идет как на праздник - всей семьей, с детьми, стариками, приехавшими из деревни родственниками. Такую картину можно наблюдать в любом китайском городе. Для китайца еда не просто утоление голода. Это нечто большее - ритуал, священ- нодействие. До сих пор в Китае пожилые люди вместо приветстаия обращаются друг к пруту фразой: «Вы уже поели?» А о человеке, потерявшем работу, скажут со вздохом: «Он разбил свою чашку с рисом».
Китайская кухня необычна во всем. Ее почти трсхтысячелстняя история знает ге- ниальных поваров, ставших министрами при императорском дворце, неудач- ников, казненных за невкусно приготовленное блюдо. Только в китайской кух- не можно отведать свинину, приготовленную так,что ее не отличишь от курицы, рыбу, по вкусу напоминающую баранину, и другие блюда, происхождение кото- рых вы просто не определите, и чем дальше будете от истины, тем большее удоволь- ствие доставите повару.
В Китае, пожалуй, как ни в какой другой стране, искусство кулинарии доведено до совершенства; оно вошло в быт, обычаи, стало частью древней культуры китай- ского народа.
Еще в глубокой древности китайцы смотрели на еду как на средство улучшения здоровья. В Китае считают, если человек правильно питается, то он лучше себя чувствует и противостоит болезням. Если же человек питается неправильно, его начинают одолевать разные недуги. Поэтому китайцы всегда придавали большое значение изучению разных трав и растений и их воздействию на организм человека. Первые китайские пособия, по использованию лечебных трав, так же как и первые поваренные книги, появились в Китае более чем 3500 лет назад. Содержащиеся в них рецепты передаются из поколения в поколение.
Китай — одна ив самых самобытных стран мира, но поездка туда связана с боль- шими психологическими нагрузками. Вы все время являетесь центром внимания сотен, а иногда и тысяч людей. Китайцы — очень веселые, душевные и сообрази- тельные люди, но их представления о правилах хорошего тона во многом не совпа- дают с нашими.
В Китае придают важное значение налаживанию неформальных отношений с зарубежными гостями. Вас могут спросить о возрасте, семейном положении, детях - не стоит обижаться, это искренний интерес к вам. Вас радушно пригласят в гости или в ресторан на обед, где подадут не менее 20 блюд. Не отказывайтесь демонстративно от предлагаемого вам экзотического блюда, съешьте хотя бы немного. Подача супа к столу — сигнал того, что обед близится к завершению. Гость встает из-за стола первым.
Основной напиток китайцев - рисовая водка (крепостью 55 градусов). В наро- де очень популярно красное вино каулиян. Азия — церемониальна, поэтому в Китае приняты тосты, но чокаться не обязательно. Если же чокаются, то соб- людая старое правило: младший должен чокнуться верхней частью своего бокала о ножку бокала, который поднимает старший, тем самым показывая, что он ставит себя ниже сотрапезника. Разливающий напиток должен наполнять чужие бокалы до краев, иначе это будет выглядеть как неуважение.
4. Евреи – “хуцпа”
Главные черты характера еврея — чувство собственного достоинства и всякое отсутствие робости и стеснительности. Для передачи этих качеств еврея существует даже специальный термин — «хуцпа», не имеющий перевода на другие языки. Хуцпа — особый вид гордости, побуждающий к действию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспособным или недостаточно опытным. Для еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремление бороться с непредсказу емой судьбой. Многие считают, что само существо- вание государства Израиль есть акт хуцпа. Очень важно, что носитель хуцпа ведет себя так, будто его не заботит вероятность оказаться неправым. Практически это приводит к тому, что на протяжении длительного времени человек получает больше вознаграждении за свои действия, чем если бы он от них уклонялся, и не придает значения мелким неурядицам.
Обладающий хуцпа человек легко пригласит на танец королеву бала, потребует повышения по службе и прибавки к заработной плате, будет стремиться к более высоким оценкам и более интересной работе, не боясь отказа или неудачи. Наи- более неприятная ситуация для еврея - оказаться уязвимым. Он гораздо спокойнее представителей других наций реагирует практически на все ситуации общения и те, что связаны с какой-либо неопределенностью.
Такая особенность израильтян обусловлена их культурой. На протяжении столе- тий евреи подвергались дискриминации, среди какой бы нации они ни оказа- лись. Но, отвергаемые другими людьми, они укреплялись в вере в богоизбран- ность своего народа. Эта вера усиливала чувство собственного достоинства, кото- рое не сломить ни насилием, ни отвержением.
Страх перед преследованиями заставлял евреев замыкаться в кругу своих об- щин. Семья считалась центральным эвеном жизни, а дети - смыслом существо- вания. Дети — это бесценный дар, даже если их родители обездолены и уни- жены. Дети рассматриваются как символ жизни и залог будущего нации перед угрозой уничтожения.
Многие в Израиле - бывшие иммигранты, не сумевшие реализовать свой потенциал, поэтому в детях они видят воплощение своих надежд и готовы пожер- твовать всем ради ребенка. В результате большинство израильских детей вырас- тает с верой, что они — центр вселенной. Положительное отношение к детям проявляется во многом: им разрешается вступать в разговоры взрослых, поощ- ряется демонстрация их талантов перед родными и близкими, причем вознаг- раждение следует даже тогда, когда демонстрация не слишком эффектна. Дети справедливо рассчитывают на поддержку и одобрение со стороны тех, кто их любит, а критику склонны относить за счет недостатков самого критикующего. Хотя ребенок может и не знать какого-то человека, он рассматривает его скорее как гостя, а не как «чужака». В кибуце, где дети воспитываются все вмес- те, а родители не несут за них полной ответственности, у детей формируют уве- ренность в себе и способность к лидерству. Открытость, целеустремленность и настойчивость всячески поощряются. Застенчивость и скромность у израильтян ассоциируются со слабостью, с неспособностью противостоять ударам судьбы, с пассивностью и духовным пораженчеством - как у тех евреев, которые не боро- лись за свою жизнь, а подобно безропотному стаду брели в нацистскую бойню.
Вышеназванные особенности израильского образа жизни защищают евреев от социальной тревожности и чувства собственной неполноценности, столь часто испытываемых представителями других наций.
К специфическим чертам характера евреев следует отнести невысокое чувство гордости за своих предков, слабое чувство юмора, склонность к под-начиваиию. Еврей не аитиморален, но и не высокоморален, он не особенно добр, но и не зол. Поведение евреев нередко обусловливает внутренняя борьба двух альтернативных начал - излишней заносчивости и готовности подчиняться. Интеллектуальный уровень евреев в ряде областей науки, культуры и искусства очень высок. Возможно, этим объясняется их повышенное высокомерие. Нередко последнее проявляется в стремлении поднять ценность своей личности за счет принижения личности другого. Среди евреев крайне редко встречаются насилия и еще реже убийства.
5. Корейцы – “жизнь земная”
Республика Корея относится к числу весьма густонаселенных стран. При этом около 35 процентов населения сосредоточено в двух крупнейших городах — столице Сеуле и Пусане. В стране переплелись традиционные представления, обычаи, верования, с одной стороны, несовременный прагматизм, открытость веяниям с Запада и Востока - с другой. Столетиями для развития духовной сферы Кореи остается характерной трансформация пришедших извне идей применительно к собственным представлениям и ценностям. Именно поэтому в Корее сосущес- твуют такие разные религии, как буддизм, даосизм, конфуцианство, христианство, заметно видоизменившиеся в местных условиях. Высшей ценностью для корей- цев всегда была жизнь земная с присущими ей радостями и горестями. Именно поэтому многие южнокорейцы хотя и считают себя приверженцами той или иной религии, в жизни больше полагаются на традиционные обычаи или суеверия, а в особенно ответственный момент не преминут посоветоваться с шаманом.
Наиболее распространенной религией является буддизм. В настоящее время влияние буддизма настолько сильно, что даже день рождения Будды считается национальным праздником. Весьма сильное влияние на корейское общество, на государственность оказало конфуцианство. К важным элементам созданного китайским мудрецом VI в. до н. э. морально-этического учения относится система подчинения младших старшим, жены -мужу, подданных - королю. Эта доктрина проповедует почтение к предкам, верность друзьям, высоко ставит знания и опыт, неразрывно связана со сложной системой церемониальных отношений. Конфуцианские традиции буквально пронизывают и современное южнокорейское общество, проявляясь в таких его чертах, как глубокое уважение к должности и возрасту, к уровню образования и научным заслугам, подчиненное положение женщины, высокая значимость социальной стабильности и соблюдение иерархии, большая роль правил этикета.
Христианство стало проникать в Корею с католическими миссионерами в XVII веке. Корейская христианская община и сегодня является весьма влиятельной силой.страны.
На пути модернизации Республика Корея практически не растеряла традицион- ные обычаи и понятия. Важнейшей особенностью общества остаются сильно патри архальные традиции, цементирующие родственные связи. Строго соблюдается иерархия отношений внутри семьи:все ее члены обязаны беспрекословно слушать- ся главу. В старой Корее высшей ценностью считалась верность сына родителям, жены - мужу. Нравственным образцом считалось сохранение женской верности даже умершему жениху.
В сегодняшней жизни, в том числе деловой и политической, родственные связи по-прежнему играют немаловажную роль: члены клана поддерживают между собой тесный контакт. Обязательным, например, является участие в поминовении пред- ков, которое проводится либо в их доме, либо на могилах, куда собираются все потомки, иногда преодолевая значительные расстояния. Корейские кланы имеют тщательно разработанную генеалогию, включая информацию о заслугах и примечательных событиях жизни предков, даже отстоящих на добрый десяток поколений.
В культуре и быту корейцев сильны традиционные обряды, праздники и обычаи. Много обычаев и ритуалов связано с жизненными вехами человека.Тор- жественно отмечают сто дней со дня рождения ребенка и первую годовщину. Ребенка в этот день одевают в специальный костюм, девочек даже гримируют, сажают перед столом с различными предметами, и тот из них, за которым младе- нец потянется, многое скажет о будущей жизни. Чрезвычайно торжественно отмечают 60-летие - возраст наибольшего уважения.
Красив и торжествен обряд бракосочетания. Раньше никого не удивляли браки в 10 — 12 лет. В настоящее время возраст жениха чаще всего 27 лет, невесты — 23 года. При выборе спутника жизни учитываются в первую очередь не романтические, а клановые, экономические и другие соображения. Остается значительным удельный вес браков по сватовству. Это процесс длительный, включающий выяснение совместимости молодых людей по датам рождения, консультации с гадалкой. Лишь после этого организуется первая встреча жениха и невесты — обычно в доме невесты, иногда в ресторане, но только не в доме жениха. Затем устанавливается. дата свадьбы. За несколько дней до нее жених посылает невесте коробки с подарками. Свадьбу, как правило, играют в доме невесты, причем традиции регламентируют порядок поклонов, приветствий, уго- щений и даже то, что, гася свечу, ее ни в коем случае нельзя задувать. Свадьба продолжается несколько дней, попеременно у жениха и невесты.
Следует упомянуть и о похоронах. Для Кореи с ее культом предков это чрезвы- чайно важно. Принято заранее быть готовым к этому печальному событию, загодя позаботиться о гробе и о специальной одежде из льна, в которую оде- вают умершего. Члены клана, друзья приносят не только соболезнования, но и деньги для помощи семье в расходах. Сами похороны весьма торжественны, сопровождаются колокольным звоном, печальным пением. Существует целая теория правил выбора места для могилы. Так, сзади могилы должна быть гора, а впереди — равнина, лучше с рекой. На могилу ставится надгробие в виде каменного столбика, причем его размеры свидетельствуют о степени почтения потомков к покойному. В течение трех лет соблюдается траур, проводятся специальные обряды поминовения.
Интересны национальные традиции в архилектуре, учитывающие буддистские каноны. Жилой дом корейца одноэтажный, в виде букв Г, П или квадрата. Окон немного, комнаты разделены перегородками, двери раздвижные. Особенность корейского жилища - теплый пол, обогреваемый проложенными под ним дымо- ходными трубами. Мебели мало, в основном вся жизнь семьи проходит на полу. Крыша (обычно из черепицы) сооружается по специальным законам, имеет загну- тые края, создавая запоминающийся облик корейских зданий. Большинство же новых зданий строятся в современном стиле, включая множество небоскребов в Сеуле и других городах.
6. Межнациональные различия в мимике и жестах
При межнациональном общении, в случае отсутствия языкового понимания, на первый план могут выходить мимика и жесты. Совокупность мимики, жестов и поз — это настоящий, хотя и бессловесный, язык. Но, как и всякий язык, он у каж- дого народа свой. Один и тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное толкование. Вот здесь-то и становятся возможными разные недоразумения. Так, жест приглашения у японцев совпадает с нашим жестом прощания. Указательный же жест японца является жестом попрошайки для американца.
Представители народов Южной Европы касаются друг друга в процессе обще- ния, в то время как это не характерно для народов Восточной Азии и практически исключено для индийцев и пакистанцев. С точки зрения латиноамериканца, не касаться при беседе партнера означает вести себя холодно. Итальянцы убеждены, что так ведут себя недружелюбные люди. Японцы же считают, что касаться собе- седника человек может только при полной потере самоконтроля либо выражая не- дружелюбие или агрессивные намерения, Поэтому, если во время переговоров с японцами вам вздумается по-дружески похлопать партнера по плечу, вы рискуете нажить себе самого большого недруга.
Жест, которым русский сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорва- та означает признак успеха и удовольствия. Если в Голландии вы повернете указа- тельным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас не поймут - здесь этот жест означает остроумно сказанную фразу. Говоря о себе, европеец показы- вает на грудь, а японец - - на свой нос.
В США «ноль», образованный большим и указательным пальцами, означает «Все о'кэй», в Японии - деньги, а в Португалии и некоторых других странах этот жест практикуется как неприличный.
Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Англии будет расценено как выражение скептицизма.
Француз и итальянец, если считают идею глупой, выразительно стучат по своей голове. Немец, шлепая себя ладонью по лбу, как бы говорит этим: «Да ты с ума сошел». А британец и испанец этим же жестом показывают, что они довольны собой. Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, то это означает, что он по достоинству оценил ваш ум. Палец же в сторону указывает на то, что у вас «не все в порядке с головой».
Постукивание итальянцем указательным паль-цом по носу означает: «Берегитесь, впереди опасность, они что-то замышляют». Этот-же самый жест в Голландии означает: «Я пьян» или «Ты пьян», а в Англии - конспирацию и секретность.
Движение пальца из стороны в сторону в США, Италии может означать легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано. В Голландии этот жест означает отказ. Если же надо жестом сопроводить выговор, то указательным пальцем водят из стороны в сторону около головы.
В некоторых странах Африки смех — это показатель изумления или даже заме- шательства, а вовсе не проявление веселья.
В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Однако с этим надо быть предельно осторожным в ближневосточных странах: не вздумайте протянуть кому-либо деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, левая рука считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собесед- нику.
Вывод прост – при общении с представителем другого народа следует быть осторожным не только в действиях, но и в жестах, мимике.
Список использованной литературы
1. Гнатенко П. И. Национальный характер. – Днепропетровск, 1992.
2. Анарина Н. Г. Три статьи о китайском менталитете. – М., 1993.
3. Арутюнян Ю. В. Этносоциология. – М., 1994.
4. Сухарев В. А., Сухарев M. B. Психология народов и наций. – М.,1997.
5. Толорая Г. Д. Республика Корея. – М., 1993.