Реферат по предмету "Психология"


Теория психологии народов

Введение С каждым годом возрастает число людей, посещающих зарубежные государства в ка­честве туристов и деловых партнеров. В междуна­родный бизнес активно вклю- чается все больше людей, часто не обладающих опытом международного об­щения. Ими в сферу бизнеса вносится существен­ный элемент национальной специфики. Хотя участ­ники международного общения придерживаются в общем-то сходных этических норм и правил, тем не менее национальные и культурные особенности спо­собны оказаться весьма значимыми в межличност­ных и деловых отношениях.
Обычно при близком совпадении интересов сто­рон, то есть при сотрудничестве, различия националь­ного, характера, манер поведения и образа мышления заметно не проявляют себя. Однако стоит только воз­никнуть разногласиям или конфликтам, как эти раз­личия начинают играть важную роль. Таким образом, необходимо быть гото- вым к возможному проявлению «непредвиденных» действий, поступков, решений со стороны своих иностранных коллег и заблаговремен­но выработать оптимальные тактику и стратегию во взаимоотношениях с ними. А для этого надо знать особен- ности их национального характера, специфику их образа жизни и манеры пове- дения. Под национальным характером нужно пони­мать нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Это тради­ционные формы реакции народа па окружающий мир, установившиеся нормы поведения и деятельно­сти. Это, наконец, совокупность важнейших способов регулирования общения, сложивших- ся на основании системы ценностей общества, причем эти способы усвоены как на сознательном, так и на бессозна­тельном уровне. Имеется несколько мощных факторов, способ­ных заметно влиять на нацио- нальный характер. Среди них — тип общества, в котором живут люди, их язык, доминирующая религия, психофизиологи­ческаяприрода нации, а также среда обитания Под национальным стилем следует понимать ма­неру поведения, типичную для жителей той или иной страны, а не для представителей отдельных входя­щих в нее национальностей. Так, китаец, живущий в США и выступающий от имени американской ком­пании, в известной мере может сохранить черты, при­сущие китайскому национальному характеру, и это будет влиять на его попедение при общении. Одна­ко его стиль будет скорее американским, поскольку на формиро- вание переговорных процессов в боль­шей степени оказывают влияние те усло- вия, в кото­рых человек работает, и то, от имени какой страны он выступает. 1. Жители туманного Альбиона Несмотря на островное положение Велико­британии, к ее историческому развитию «приложили руки» многие завоеватели: кельты, римляне, саксы, скандинавские викинги, норманны. В итоге сформи­ровалась английская нация, вобравшая в себя много­численные противоречивые черты. Только история дает правильные ответы на вопросы: как может быть одна нация одновременно столь аристократической и столь демократической; как приверженность тради­циям и практический расчет могут уживаться друг с другом; как лавочник способен уравновешиваться завоевателем, а обыватель — мечтателем. Итак, в английском характере воплотились ан­глосаксонская практичность с кельтской мечтатель­ностью, пиратская храбрость викингов с дисципли­ной норман- нов. Национальный характер живуч у всех народов. Но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам, которые, судя по всему, имеют нечто вроде патента на живучесть своей на­туры. Таким образом, первая и наиболее очевидная черта этой нации — стабильность и постоянство характера составля- ющих ее индивидов. Они мень­ше других подвержены влиянию времени, преходя­щим модам. Если авторы, пишущие об англичанах, во многом повторяют друг друга, то объясняется это прежде всего неизменностью основ английского характера. Важно, однако, подчеркнуть, что при всей своей стабильности характер этот состав- лен из весьма противоречивых, даже парадоксальных черт, одни из которых весьма очевидны, другие же — трудноуло­вимы, так что каждое обобщение, касающееся анг­личан, легко может быть и оспорено. Любознательность англичан позволила им по­знакомиться с лучшим из того, чем обладают другие народы, и все-таки они остались верны своим тради­циям. Являя собой воплощение конформизма, англичане в то же время сохраняют индивидуаль- ность. Нельзя утверждать, будто англичане никогда не менялись. Перемены происхо- дят постоянно, но эти различия, столь заметные внешне, не затрагивают нации. Хорошо это или плохо, но исконные черты: ан­глийской натуры по-прежнему оста- ются неким об­щим знаменателем, оказывают глубокое влияние на национальный характер и общий стиль жизни. Когда речь заходит о «жесткой верхней губе» англичанина, за этим стоят два понятия — способ­ность владеть собой (культ самоконтроля) и уме­ние подоба- ющим образом реагировать на жизнен­ные ситуации (культ предписанного пове- дения). Ни то, ни другое не было свойственно англичанам вплоть до начала XIX столетня. Невозмутимость и самообладание, сдержанность и обходительность отнюдь не были чертами английского характера для «веселой старой Англии», где верхи и низы общества скорее отличались буйным, вспыльчивым нравом, где для вызывающего поведения не было моральных запретов. Принципы «джентльменского поведения», были возведены в культ при королеве Виктории. И они возобладали над крутым нравом «старой Англии». Англичанину и теперь приходится вести постоянную борьбу с самим собой, с естественными страстями своего темперамента, рвущимися наружу. И такой жесткий самоконтроль забирает слиш­ком много душевных сил. Этим можно отчасти объяснить то, что англичане тяжелы на подъем, склонны обходить острые углы, что им присуще желание быть вне посторонних взглядов, порожда­ющее культ частной жизни. Англичанина с детства приучают спокойно сносить холод и голод, преодолевать боль и страх, обуздывать привязаннос­ти и антипатии. Считая открытое, раскован ное проявление чувств признаком невоспитанности, англичане под час превратно судят о поведении иностранцев, точно так же как и иностранцы нередко превратно судят об англичанах, принимая маску невозмутимо­сти за само лицо или же не сознавая, зачем нужно скрывать свое подлинное душевное состояние под такой маской. Англичане отличаются умеренностью, о ко­торой они не забывают как во время труда, так и в наслаждениях. В англичанине почти нет ничего показного. Он весь живет прежде всего и больше всего для себя. Его природе свойственны любовь к порядку, комфорту, стремление к умственной деятельности. Он любит хороший транспорт, свежий костюм, богатую библиотеку. Англичане простого сословия чрезвычайно дружелюбны и услужливы. Обратившегося с ка­ким-нибудь вопросом иностранца англичанин возьмет за плечо и начнет показывать ему дорогу с разными наглядными приемами, неско- лько раз повторяя одно и то же, а потом еще долго будет смотреть вслед, не веря, что спрашивающий мог так скоро все понять. Англичане не только умеют обходить все пре­пятствия, избегая ненужной ломки, но и сама работа выполняется у них с совершенным спокойствием, так что даже бли- жайший сосед часто и не подозревает, что рядом с ним кипит гигантская работа.
В стране, обуреваемой свирепыми ветрами, дож­дями и туманами, созданы условия, в которых чело­век больше чем где бы то ни было уединен в своем жилище и удален от своих ближних. Нет народа в Европе, у которого бы обычай возводился в такой неприкосновен- ный закон. Раз обычай существует, как бы он ни был странен, смешон или ориги- нален, ни один хорошо воспитанный англичанин не осме­лится его нарушить. Хотя англичанин поли­тически свободен, он строго подчиняется об­щественной дисцип- лине и укоренившимся обычаям.
Феноменом является также распространение клубов. Клуб считается домом, се­мейным святилищем, тайны которого никому нельзя нарушать безнаказанно. Изгна- ние из клуба — ве­личайший позор для англичанина. Англичанин чувствует сильную потребность в обществе, но никто лучше него не умеет уединяться среди многочисленных друзей. Не нарушая прили­чия, он спосо- бен отлично быть самим с собой среди огромной толпы, предаваться своим размышлениям, делать все, что ему угодно, никогда не стесняя ни себя, ни других. Никто не умеет так строго распределять свое время и деньги, как англичанин. Он чрезвычайно много работает но всегда находит время и отдохнуть. В часы труда он работает, не разгибая спины, напрягая все умственные и физические силы, в свобод- ное вре­мя он охотно предается удовольствиям. На каждом англичанине, где бы он аи жил, лежит печать его национальности. Куда бы он ни явился, он всюду внесет свои обычаи, свою манеру по­ведения, нигде и ни для кого не изменит сво­их привычек, он везде — у себя дома. Это ориги- нальный, самобытный, в высшей степени цельный характер. Англичанин очень тщеславен. Он уверен, что в его отечестве все идет лучше, чем у других. Поэтому он смотрит на иностранца высокомерно, с сожалени­ем и нередко с полным презрением. Этот недоста­ток у англичан развился вследствие отсутствия об­щительности и преувеличенного сознания своего превосходства над другими. Деньги - кумир англичан. Ни у кого богат­ство не пользуется таким поче- том. Каково бы ни было общественное положение англичанина, будь то ученый, адвокат, политический деятель или священнослужитель, прежде всего он коммерсант. Его первая забота всегда и везде — нажить как можно больше. Но при этой необузданной алчности и страсти к наживе англича- нин вовсе не скуп: любит жить с большим комфортом и на широкую ногу. Флегматик по натуре, он способен страстно .увлекаться всем великим, но­вым, оригинальным. Если жизнь англичанина скла­дывается таким образом, что он лишен возможности вести тяжелую борьбу с житейскими препятствиями, то он начинает страдать, невыносимой хандрой. Тог­да от давящей скуки он принимает- ся искать развле­чения , в самых странных приключениях. Идеалом англичан служат независимость, об­разованность, достоинство, чест- ность и бескорыстие, такт, изящество манер, изысканная вежливость, способ- ность пожертвовать временем и деньгами для хорошего дела, умение руководить и подчиняться, настойчивость в достижении поставленной цели, от­сутствие чван- ства. Человеку, который не любит домашних жи­вотных или которого, упаси Бог, невзлюбят они, трудно завоевать расположение англи­чан. Последние убеждены, что собака способ­на безошибочно распознать характер или на­мерения человека, которого видит впервые. Если собака проявляет неприязнь к кому-либо из гостей, в доме станут относиться к нему настороженно. Человеку, впервые попавшему в Англию, не­трудно обнаружить, как безупречно воспитаны здесь дети и как бесцеремонно ведут себя собаки и кошки. По мнению же англичан, многие народы, в частно­сти итальянцы, слишком жестоки с животными и слишком либеральны с детьми. В глубине души англичане убеждены, что ро­дителям лучше быть чересчур строгими, чем мягки­ми. Здесь еще бытует пословица: «Пожалеть роз­гу — значит испортить ребенка». В Британии при­нято считать, что наказывать детей — это не только право, но и обязанность родителей. Здесь не сты­дятся даже случаев жестокого обращения с детьми. Не случайно, что до сих пор не отменены телесные наказания в учебных заведениях этой страны. Англичане считают, что неумеренное про­явление родительской любви и нежности при­носит вред детскому характеру. В их тради­циях относиться к детям сдержан- но, даже прохладно. Это заставляет родителей обузды­вать свои чувства, а детей — волей-неволей свыкаться с этим. Даже коляску с младенцем принято ставить так, чтобы плач его не был слышен матери и не рождал у нее соблазна подойти к ребенку и успокоить его. В Англии существует давняя традиция отсы­лать детей учиться подальше от роди- тельского дома: дети едут себя лучше среди чужих людей, нежели под родитель- ским кровом. Считается, что так они скорее приучатся стоять на собственных ногах. Все члены английской семьи называют друг друга на «вы». Здесь меньше, чем где бы то ни было сентиментальных пустых девушек, жизнь которых посвящена только нарядам или чтению книг. Очень редко встречаются английские отцы-самодуры, которые, чтобы настоять на своем, портят жизнь жены и детей. Ребенок получает отличное физическое воспи­тание, его стараются закалить к житейским невзгодам и суровому климату страны. Он обучен муже­ству, терпению, способен выносить всевозможные лишения и физические страдания. Люди других народов, если они много перенес­ли и испытали в своей жизни, обыкновенно стара­ются избавить своих детей от подобных испытаний и страданий. Англичанин - никогда: какой бы борьбой ни приобрел он свое благосостояние, он никогда не станет стараться избавить детей от тяжелых испытании. Отец является властелином и главой семей­ства. Он пользуется в семье полнейшим авторите­том. Воля отца исполняется детьми беспрекослов­но. Между детьми в английской семье нет равенства. Основная доля наследства достается старше му сыну - поэтому братья редко отно­сятся друг к другу искрение и дружелюбно. Женившись, дети никогда не живут в доме родителей. Точно так же никогда не жи- вут вместе два женатых брата. Еще живя под родительским кровом, каждый сохра- няет соб­ственный уголок, вторжение в который счи­тается насилием С 19—20 лет юноши и девушки начинают са­мостоятельную жизнь. В этой ранней самостоя­тельности английской молодежи много хорошего, но в то же время эта лихорадочная страсть к наживе, суровая борьба и тяжелый труд только для того, что­бы свить себе теплое гнездышко, убивают в юноше романтические стремления и он на всю жизнь оста­ется прежде всего приобретателем. Английские девушки очень просты в общении, несмотря на свои обширные познания, обычно за­стенчивы в обществе. Вообще, англичанки скорее хорошие подруги, любящие сестры, добрые товари­щи, прекрасные хозяйки, но далеко не светские жен­щины. Они не обдадут вас потоками красноречия, сарказмов и остроумия француженок и составляют им совершенную противоположность. 2. Немцы - “зоргфальт унд орднунг” Современные немцы пользуются репутацией нации с хорошим характером. Им присущи чест­ность и домовитость. Из всех цивилизованных на­ций немцы легче всего и дольше всего способны подчиняться правительствам, под властью которых они живут, больше всего далеки от жажды перемен и сопротивления существу- ющим порядкам. Но при этом немец - человек всех местностей и клима­тов. У него нет страстной привязанности к родине, и он легко переселяется в другие места. В чужих землях, где поселяются немцы, они скоро заключают с местными народами нечто вроде гражданского союза, который, благодаря единству, языка, а отчас­ти и религии, превращает переселенцев в небольшой народ, который под началом высших влас­тей при спокойном, справедливом управлении выгодно отличается от других народов - прилежанием, чистоплотностью и бережливостью.
По своему темпераменту немцев нужно от­нести к флегматикам. Им присущи холодная рассудительность и выдержка в преследова­нии целей, а также способ- ность переносить связанные с этим трудности. Характерная черта немца в обиходе — скром­ность. Он больше, чем другие народы изучает чужие языки. В науках часто является первооткрывателем. Его результаты позже нередко с шумом используют другие. У немцев нет выраженной национальной гордости. Негативная сторона немцев - склонность к подражанию, невысокое мнение о своей оригинальности, страсть к методичнос- ти, педантичности, изобретению различных титулов.
Как правило, немцы отличаются синтетическим складом ума, проявляют изуми- тельное терпение и добросовестность в работе, мужественно стойки в борьбе. Лицо немца и вся его внешность только в самых редких случаях может привлечь иностранца своей веселостью, живостью и откровенностью. Напротив, немец всегда сосредоточенно молчалив, важно степенен или, по крайней мере, меланхоличен и суров. Если обстоятельства заставят вас сблизиться с немцами, вас более всего поразит в них недостаток го­степриимства. Ни одни народ не действует так сообща, не любит так двигаться массами, как немцы. Это стадное свойство нации можно наблюдать везде и во всем. Немцы с большим успехом работа­ют сообща в поле, на предприятиях и выпол­няют всякую работу быстрее, чем французы или итальянцы. При этом немецкий работник одина- ково аккуратно трудится как в начале, так а в конце работы. Одна из наиболее выраженных черт немецкой наций — аккуратность. .Здесь немцы нередко дохо­дят до чрезмерности. Если, например, в связи с пере­ходом на летнее время нужно в два часа ночи пере­вести стрелки часов на один час вперед, то аккурат­ный немец сделает это именно в два часа ночи, а не накануне вечером или утром следующего дня. Важнейшая черта немецкого характера - стремление к упорядоченности. Если древние гово­рили: «Пусть мир погибнет, но справедливость долж­на восторжес- твовать», то для немцев порядок (“орднунг”) и точность(“зоргфальт”) — прежде всего. Здесь важна и количественная, и качественная сторона дела. Немец никогда не поедет на желтый свет светофора и не перейдет улицу при красном. По обеим сторонам улицы замирают толпы людей в ожидании зеленого разрешения, несмот- ря на то, что поблизости нет машин. Если кто-то не выдерживает этого дьявольского искушения (чаще всего иностранец) и форсирует улицу, то вдогонку ему несутся гневные слова, а на другом берегу его ветречают осуждающие взгляды. Не заметить сигналов светофора или дорожных знаков в этой стране просто невозможно: они расположены попарно, иногда по три-четыре в ряд. Современные автодороги часто имеют по три полосы в одном направлении, без пересечений и светофоров. Если хватит сил и бензина, по ним можно про­ехать из одного конца страны в другой, ни разу не останавливаясь. На легких поворотах полотно доро­ги из соображений безопасности положено под не­большим углом, а на спусках применя- ется пористое покрытие, чтобы при дожде не собиралась вода. На возвышениях часто можно видеть аккуратные сплошные заборы, защищающие дорогу от холодного ветра, формирующего гололед. По движению немецких автобусов можно про­верять часы. На дощечках под стек- лом на каждой остановке вывешено расписание с указанием вре­мени в минутах. Проехать мимо остановки и не остановиться - здесь чрезвычайное происшествие. Оказавшись в любое время на железнодорож­ном вокзале, можно быть уверенным, что в течение часа уедешь в нужном направлении. Отели располо­жены главным обра зом около вокзалов и всегда имеют свободные номера. Крупные города связаны сетью экспрессов «интерсити», причем пересадки с одно­го поезда на другой пре- дусмотрены расписанием. Если поезд случайно запаздывает, его ждут, чтобы взять подъезжающих пассажиров. Купить железнодорожные билеты можно и в пути, предупредив об этом кондук- тора. Последний всегда в форме, с красным ремнем через плечо. На ремне сумка, где хранятся деньги, билеты, компостер, толстенные справочники — расписания поездов. У немцев большое уважение к малому транс­порту - велосипедам и мопедам. Мужчины ездят на них и модных пиджаках и при галстуках, а жен­щины - в туфлях на высоком каблуке. Распро­странены поездки на работу, в гости и даже в театр. Обращают на себя внимание старушки на колесах: седые волосы собраны сзади в пучок, платок кулёч­ком на голове, на носу очки. Ездить за покупками на вело- сипеде им так же привычно, как и ходить пеш­ком. Для домохозяек на велосипедах монтируются металлические корзинки.Около школ и университетов в учебные часы ждут своих хозяев сотни велосипедов. На мостовых велосипедисты пользу- ются не только правами, но и вниманием со стороны автоводителей. Специаль­ные дорожки для них есть, пожалуй, во всех населен­ных пунктах. Они тянутся даже между городами, часто в стороне от шоссе. Немецкие дома, как правило, имеют гаражи, большей частью подземные — огромные много­этажные пространства с десятками и даже сотня­ми машин. Для жизни, кажется, все предусмотрено. В подвалах домов отведено место для стиральных машин, используемых за плату. Немки вручную не стирают. Машин- ная стирка осуществляется в хо­рошо проветриваемых комнатах, обычно запирае­мых, так что сохнущее белье не пропадает. По утрам домохозяйки открывают окна спален и кла­дут для проветривания на подоконники перины, подушки и одеяла, причем в теплую погоду это де­лается каждый день. Немцы особенно тщательно готовятся к выезду на природу: никакого алко- голя, с собой бе­рутся складной столик и стулья, предпочитается одежда светлых тонов. К примеру, иностранцы узнают на своих пляжах немецких туристов по белым носочкам. Официанты в ресторанах и кафе вежливы, никогда не навязывают вам того, чего вы не хотите. Обязательно спросят, понравилась ли вам еда. Если в магазинах не оказалось нужной вам вещи, обяза­тельно последует извинение продавца. Не принято, чтобы в общем помещении (кори­доры, лестничные площадки домов) постоянно горел свет. Когда нажимаешь на выключатель, свет зажи­гается на две-три минуты, что достаточно для того,чтобы дойти до своей квартиры или покинуть дом. Хлопнуть дверью можно лишь умышленно - все они на амортизирующих пружинах. Для людей с тяжелыми болезнями, инвалидов предусмотрены всевозможные протезы, легкие ин­валидные кресла-коляски, низкие бортовые края у тротуаров для въезда этого личного транспорта, спе­циальные общественные туалеты. Для слепых на некоторых уличных переходах установлены аппара­ты звуковой сигна- лизации, сообщающие о зеленом и красном свете. Большинство вывешенных в городах объявле­ний надо принимать во внимание: они не пустая формальность. Например, прохожего укусила соба­ка, но ее хозяин не понес штрафа, поскольку на его территории висело соответствующее объявле- ние-предостережение. Каждый квадратный метр территории страны имеет своего хозяина, причем последний несет ответ­ственность за то, что там происходит. Если прохожий упал и сломал ногу или руку из-за того, что дорога не была убрана должным образом или имела колдобины, то он имеет право обратиться в суд за денежным вознаграждением. Стремясь оградить себя от подоб­ных исков, хозяева, госучреждения или частные лица вывешивают определенные предупреждения типа: «Зимой дороги не очищаются и не посыпаются со­лью», «При сильном ветре опасайтесь падения сучьев и веток с деревьев. За ущерб не отвечаем».
Немецкий дворник тщательнейшим образом следит за порядком на вверенной ему территории - подметает, вывозит на маленьком полутракторе-полуавтомобиле в больших полиэтиленовых мешках мусор, подрезает деревья, кропотливо следит за со­стоянием газонов, делает мелкий ремонт в доме.
Денежные приходы и расходы семьи тщатель­но фиксируются в специальных тетрадях. Деньги у немца не разбросаны по карманам, а хранятся в бумажнике, что покрупнее, а остальные, что помель­че — в маленьком кошельке. Большинство мужчин и женщин одеваются хорошо, независимо от социального положения и профессии. Неаккуратность в одежде считается таким же грехом, как и небрежная работа. Поддер­жание опрятного вида стоит немало труда и денег, но это скалькулировано в семейном бюджете. Моющие средства в немецкой рекламе зани­мают одно из ведущих мест. Если кто-то бросил в мусоропровод кухонные отходы не в целлофановом кульке, то это счи- тается вопиющим нарушением правил общежития. Кроме всего, этот кулек дол- жен быть непременно завязанным. Особая любовь у немцев к трем вещам - к животным, музыке, цветам. Любовь к собакам у немца даже превышает любовь к порядку. Немец не посмеет сплюнуть на асфальт - так он воспитан, однако и бровью не поведет, когда его домашний любимчик выберет на тротуаре самое неподходящее место для своих отправлений. В Германии четвероногие имеют пра­во на льготный месячный билет для проезда в дальнем транспорте, тогда как дети таких льгот неимеют. По отношению к детям в этой стране отмеча­ются случаи весьма жестокого обращения. Ключ к разгадке такого феномена кроется в следующем: дети до поры до времени не испытывают влечения к порядку. Это раздражает взрослых, они внедряют его силой, не останавливаясь порой и перед жестоки­ми наказаниями. Ребенок вырастает, становится «нормальным взрослым» и воспитывает теми же методами любовь к порядку уже в своих детях. Жизнь немецкой нации невозможно предста­вить без пива: в расчете на душу населения немцы пьют его больше всех в мире. В Германии много разновидностей пива - от полностью безалкогольных сортов до хмельных напитков. От иных из них голова сохраняется ясной, а ноги не слушаются своего хозяина. Сидя за столом, подвыпившие немцы любят, взявшись за руки, раскачиваться из стороны в сторо­ну и петь.Что касается пьяных в Герма- нии, то они встречаются довольно редко, а лежащие без чувств на земле - чрезвычайное исключение. В Германии чиновники представляют собой привилегированную категорию населения. Чинов­ники торжественно принимают присягу, после чего они — уже элита, хотя, может быть, продолжают выполнять ту же работу, что и служащие за соседним столом. Меняются режимы и правящие партии, канцлеры и президенты, а институт чиновничества, созданный еще Фридрихом Вильгельмом I в нача­ле XVIII столетия, сохраняется и процветает. Пред­ставители этой касты пользуются неслыханным преимуществом - они не подлежат увольнению. Когда вам собеседник заявляет: «Я - чиновник», то этим он хочет сказать: «У меня, конеч- но, есть свое личное мнение, но я дал присягу, а потому исполняю то, что мне приказывают свыше». «Мол­чать» - одна из заповедей чиновников. Правовая служба, сборщики налогов, преподаватели школ и вузов, почта, транспорт, полиция, работники других органов - чиновничья элита.Чиновникам не разрешает- ся бастовать. Среди чиновников тот считается важнее, у кого больше людей в подчинении. В этом скрыт важный фактор постоянного расширения бюрократического персонала. Вопреки некоторым установившимся стереотипам, чувство юмора у немцев достаточ­ но развито, правда, немецкий юмор не назо­вешь тонким и искрящимся, как, напри- мер, у французов. Вот образец такого юмора. Муж бросает жене: «Марта, поставь, пожалуйста, бутылку пива в ноги деду, пусть оно охладится». Немалую часть лучшего вечернего телевизион­ного времени занимает юмор, который нельзя назвать иначе, как глупый смех. Это обыгрывание действиями и на словах околотуалетных тем, бросание тортами в лицо, дурацкие невероятности и препод- несение абсурда. Излюбленой темой для народного юмора постоянно служит немец- кий чиновник. Самый веселый и своеобразный праздник нем­цев - карнавал. Он проходит под девизом: «Оста­вим заботы на .завтра, поделимся радостью». Пред­шествующая началу праздника ночь не имеет себе подобных. Женщины имеют право прове- сти ее по собственному усмотрению, и никто их за это не осу­дит. Любой мужчина на улице может быть расцело­ван незнакомой женщиной, а его галстук срезан ножницами и брошен как трофей в корзинку, вися­щую на руке победи- тельницы. В немецкой прессе случается достаточно воль­ное обращение с публикациями. Здесь газета явля­ется скорее не документом, а письменным изложе­нием новостей и слухов. Если что-то не подтверди­лось - не беда: в следующем номере можно дать новую версию. Мир изобра­жается как криминальное шоу: из тысячи событий на передний план выдвигаются самые скандальные и жестокие. Некоторые газеты являются энцикло­педиями темных сторон жизни: как можно незамет­но обманывать своего супруга, какие махинации при­носят деньги и славу. Газета может вынести в заголовок, набранный аршинными буквами, любой абсурд, любые обвинения, дикую клевету. Такой заголовок обычно снабжен вопроси- тельным знаком, а следовательно, газета, мол, ничего не утверждает. Она вроде бы, наоборот, про­веряет слух и таким образом борется за истину. По­дозрения же, которыми газета сознательно окружает свою очередную жертву, будут сопрово- ждать заведо­мо невинного человека, возможно, до конца его жизни.



















3. Китайцы – “нормы и правила” Китайский национальный характер складывался веками, свое влияние оказали и конфуцианство, и отсутствие демократических традиций, и Цинь Ши-хуан (прави- тель царства Цинь, император Китая 221— 210 гг. до н. у.), и Мао Цзэдун. Нарицательными стали такие понятия, как «китайские церемонии» и «китайская дипломатия». Образ внешне невозмути­мого, терпеливого, выносливого китайца в последние годы, когда в Китае дует «западный ветер», начинает усложняться. Традиционное, восточное, непоколеби­мое, спокойное переплетается с современным, запад­ным, конъюнктурным, рациональным. Весь жизненный уклад китайца строится на строгих нормах, правилах. Даже в быту прослежива­ется какая-то явная любовь ко всякого рода прави­лам и регули- рующим формулировкам: правила про­езда в транспорте, правила посещения музеев, кино­театров - повсюду их великое множество. Китайцы придерживаются распорядка дня - ранний подъем, ранний отход ко сну, послеобеденный сон. После обеда двух- часовой перерыв есть у школьников и студентов, у рабочих и служащих. А в лавоч- ках и магазинах, не закрывающихся на обед, продавщицы иногда спят прямо на рабочих местах, положив голову на прилавок.
В одежде китайцы непритязательны. Хотя европейская мода и врывается в китайскую дей­ствительность, ее воспринимают с оглядкой. Осо­бенно нарядно и удобно одеты дети. Китаец может отказать себе во многом ради вкусного обеда, на который идет как на праздник - всей семьей, с детьми, стариками, при­ехавшими из деревни родственниками. Такую картину можно наблюдать в любом китайском городе. Для китайца еда не просто утоление голода. Это нечто большее - ритуал, священ- нодействие. До сих пор в Китае пожилые люди вместо приветстаия обращают­ся друг к пруту фразой: «Вы уже поели?» А о человеке, потерявшем работу, скажут со вздохом: «Он разбил свою чашку с рисом».
Китайская кухня необычна во всем. Ее почти трсхтысячелстняя история знает ге- ниальных поваров, ставших министрами при императорском дворце, неудач- ников, казненных за невкусно приготовлен­ное блюдо. Только в китайской кух- не можно отведать свинину, приготовленную так,что ее не отличишь от курицы, рыбу, по вкусу напоминающую баранину, и другие блюда, происхождение кото- рых вы просто не опре­делите, и чем дальше будете от истины, тем большее удоволь- ствие доставите повару. В Китае, пожа­луй, как ни в какой другой стране, искусство кули­нарии доведено до совершенства; оно вошло в быт, обычаи, стало частью древней культуры китай- ско­го народа. Еще в глубокой древности китайцы смотрели на еду как на средство улучшения здоровья. В Китае считают, если человек правильно питается, то он лучше себя чувствует и противостоит болезням. Если же человек питается неправильно, его начинают одо­левать разные недуги. Поэтому китайцы всегда при­давали большое значение изучению разных трав и растений и их воздействию на организм человека. Первые китайские пособия, по использованию ле­чебных трав, так же как и первые поваренные книги, появились в Китае более чем 3500 лет назад. Со­держащиеся в них рецепты передаются из поколе­ния в поколение. Китай — одна ив самых самобытных стран мира, но поездка туда связана с боль- шими психоло­гическими нагрузками. Вы все время являетесь цен­тром внимания сотен, а иногда и тысяч людей. Ки­тайцы — очень веселые, душевные и сообрази- тель­ные люди, но их представления о правилах хорошего тона во многом не совпа- дают с нашими. В Китае придают важное значение налажи­ванию неформальных отношений с зарубежными гостями. Вас могут спросить о возрасте, семей­ном положении, детях - не стоит обижаться, это ис­кренний интерес к вам. Вас радушно пригласят в гости или в ресторан на обед, где подадут не менее 20 блюд. Не отказывайтесь демонстративно от предлагаемого вам экзотического блюда, съешьте хотя бы немного. Подача супа к столу — сигнал того, что обед близится к завершению. Гость встает из-за стола первым. Основной напиток китайцев - рисовая вод­ка (крепостью 55 градусов). В наро- де очень по­пулярно красное вино каулиян. Азия — церемо­ниальна, поэтому в Китае приняты тосты, но чо­каться не обязательно. Если же чокаются, то соб- людая старое правило: младший должен чок­нуться верхней частью своего бокала о ножку бо­кала, который поднимает старший, тем самым пока­зывая, что он ставит себя ниже сотрапезника. Раз­ливающий напиток должен наполнять чужие бокалы до краев, иначе это будет выглядеть как неуваже­ние. 4. Евреи – “хуцпа” Главные черты характера еврея — чувство собственного достоинства и всякое отсутствие робости и стеснительности. Для передачи этих качеств еврея существует даже специальный термин — «хуцпа», не имеющий перевода на другие языки. Хуцпа — особый вид гордости, побуждающий к действию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспособ­ным или недостаточно опытным. Для еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремле­ние бороться с непредсказу емой судьбой. Мно­гие считают, что само существо- вание государ­ства Израиль есть акт хуцпа. Очень важно, что носитель хуцпа ведет себя так, будто его не заботит вероятность оказаться неправым. Прак­тически это приводит к тому, что на протяже­нии длительного времени человек получает больше вознаграждении за свои действия, чем если бы он от них уклонялся, и не придает значения мелким неурядицам. Обладающий хуцпа человек легко пригласит на танец королеву бала, потребует повышения по службе и прибавки к заработной плате, будет стре­миться к более высоким оценкам и более интерес­ной работе, не боясь отказа или неудачи. Наи- более неприятная ситуация для еврея - оказаться уязвимым. Он гораздо спокойнее пред­ставителей других наций реагирует практически на все ситуации общения и те, что связаны с какой-либо неопределенностью. Такая особенность израильтян обусловлена их культурой. На протяжении столе- тий евреи под­вергались дискриминации, среди какой бы нации они ни оказа- лись. Но, отвергаемые другими людь­ми, они укреплялись в вере в богоизбран- ность сво­его народа. Эта вера усиливала чувство собствен­ного достоинства, кото- рое не сломить ни насилием, ни отвержением. Страх перед преследованиями заставлял ев­реев замыкаться в кругу своих об- щин. Семья счи­талась центральным эвеном жизни, а дети - смыс­лом существо- вания. Дети — это бесценный дар, даже если их родители обездолены и уни- жены. Дети рассматриваются как символ жизни и залог будущего нации перед угрозой уничтожения. Многие в Израиле - бывшие иммигранты, не сумевшие реализовать свой потенциал, поэтому в детях они видят воплощение своих надежд и готовы пожер- твовать всем ради ребенка. В результате боль­шинство израильских детей вырас- тает с верой, что они — центр вселенной. Положительное отноше­ние к детям проявляется во многом: им разрешается вступать в разговоры взрослых, поощ- ряется демон­страция их талантов перед родными и близкими, причем вознаг- раждение следует даже тогда, когда демонстрация не слишком эффектна. Дети спра­ведливо рассчитывают на поддержку и одобрение со стороны тех, кто их любит, а критику склонны отно­сить за счет недостатков самого критикующего. Хотя ребенок может и не знать какого-то человека, он рассматривает его скорее как гостя, а не как «чужа­ка». В кибуце, где дети воспитываются все вмес- те, а родители не несут за них полной ответственности, у детей формируют уве- ренность в себе и способ­ность к лидерству. Открытость, целеустремленность и настойчивость всячески поощряются. Застенчи­вость и скромность у израильтян ассоциируются со слабостью, с неспособностью противостоять ударам судьбы, с пассивностью и духовным пораженчеством - как у тех евреев, которые не боро- лись за свою жизнь, а подобно безропотному стаду брели в нацистскую бойню. Вышеназванные особенности израильского образа жизни защищают евреев от социальной тре­вожности и чувства собственной неполноценности, столь часто испытываемых представителями дру­гих наций. К специфическим чертам характера евреев следует отнести невысокое чувство гордости за сво­их предков, слабое чувство юмора, склонность к под-начиваиию. Еврей не аитиморален, но и не высоко­морален, он не особенно добр, но и не зол. Поведе­ние евреев нередко обусловливает внутренняя борьба двух альтернативных начал - излишней заносчивости и готовности подчиняться. Интеллектуаль­ный уровень евреев в ряде областей науки, культуры и искусства очень высок. Возможно, этим объясня­ется их повышенное высокомерие. Нередко послед­нее проявляется в стремлении поднять ценность своей личности за счет принижения личности другого. Среди евреев крайне редко встречаются насилия и еще реже убийства.
5. Корейцы – “жизнь земная” Республика Корея относится к числу весьма густонаселенных стран. При этом около 35 процен­тов населения сосредоточено в двух крупнейших городах — столице Сеуле и Пусане. В стране переплелись традиционные представления, обычаи, верования, с одной стороны, несовременный прагма­тизм, открытость веяниям с Запада и Востока - с другой. Столетиями для развития духовной сферы Кореи остается характерной трансформация при­шедших извне идей применительно к собственным представлениям и ценностям. Именно поэтому в Корее сосущес- твуют такие разные религии, как буд­дизм, даосизм, конфуцианство, христианство, заметно видоизменившиеся в местных условиях. Высшей ценностью для корей- цев всегда была жизнь земная с присущими ей радостями и горестями. Именно поэтому многие южнокорейцы хотя и считают себя приверженцами той или иной религии, в жизни больше полагаются на традиционные обычаи или суеверия, а в особенно ответственный момент не преминут посоветоваться с шаманом.
Наиболее распространенной религией являет­ся буддизм. В настоящее время влияние буддизма настолько сильно, что даже день рождения Будды считается национальным праздником. Весьма сильное влияние на корейское обще­ство, на государственность оказало конфуцианство. К важным элементам созданного китайским мудре­цом VI в. до н. э. морально-этического учения отно­сится система подчинения младших старшим, жены -мужу, подданных - королю. Эта доктрина пропове­дует почтение к предкам, верность друзьям, высоко ставит знания и опыт, неразрывно связана со сложной системой церемониальных отношений. Конфуциан­ские традиции буквально пронизывают и современ­ное южнокорейское общество, проявляясь в таких его чертах, как глубокое уважение к должности и возра­сту, к уровню образования и научным заслугам, подчи­ненное положение женщины, высокая значимость со­циальной стабильности и соблюдение иерархии, боль­шая роль правил этикета. Христианство стало проникать в Корею с ка­толическими миссионерами в XVII веке. Корей­ская христианская община и сегодня является весь­ма влиятельной силой.страны. На пути модернизации Республика Корея практически не растеряла традицион- ные обычаи и понятия. Важнейшей особенностью общества ос­таются сильно патри архальные традиции, цемен­тирующие родственные связи. Строго соблюдает­ся иерархия отношений внутри семьи:все ее члены обязаны беспрекословно слушать- ся главу. В ста­рой Корее высшей ценностью считалась верность сына родителям, жены - мужу. Нравственным образцом считалось сохранение женской верности даже умершему жениху. В сегодняшней жизни, в том числе деловой и политической, родственные связи по-прежнему иг­рают немаловажную роль: члены клана поддерживают между собой тесный контакт. Обязательным, например, является участие в поминовении пред- ков, которое проводится либо в их доме, либо на могилах, куда собираются все потомки, иногда преодолевая значительные расстояния. Корейские кланы имеют тщательно разработанную генеалогию, включая ин­формацию о заслугах и примечательных событиях жизни предков, даже отстоящих на добрый десяток поколений. В культуре и быту корейцев сильны традици­онные обряды, праздники и обычаи. Много обычаев и ритуалов связано с жизненными вехами человека.Тор- жественно отмечают сто дней со дня рождения ребенка и первую годовщину. Ребенка в этот день одевают в специальный костюм, девочек даже гри­мируют, сажают перед столом с различными предме­тами, и тот из них, за которым младе- нец потянется, многое скажет о будущей жизни. Чрезвычайно тор­жественно отмечают 60-летие - возраст наиболь­шего уважения. Красив и торжествен обряд бракосочетания. Раньше никого не удивляли браки в 10 — 12 лет. В настоящее время возраст жениха чаще всего 27 лет, невесты — 23 года. При выборе спутника жизни учитываются в первую очередь не романтические, а клановые, экономические и другие соображения. Остается значительным удельный вес браков по сватовству. Это процесс длительный, включающий выяснение совместимости молодых людей по датам рождения, консультации с гадалкой. Лишь после этого организуется первая встреча жениха и невесты — обычно в доме невесты, иногда в ресторане, но толь­ко не в доме жениха. Затем устанавливается. дата свадьбы. За несколько дней до нее жених посылает невесте коробки с подарками. Свадьбу, как правило, играют в доме невесты, причем традиции регламен­тируют порядок поклонов, приветствий, уго- щений и даже то, что, гася свечу, ее ни в коем случае нельзя задувать. Свадьба продолжается несколько дней, попеременно у жениха и невесты. Следует упомянуть и о похоронах. Для Кореи с ее культом предков это чрезвы- чайно важно. Принято заранее быть готовым к этому печальному со­бытию, загодя позаботиться о гробе и о специальной одежде из льна, в которую оде- вают умершего. Члены клана, друзья приносят не только соболезнования, но и деньги для помощи семье в расходах. Сами похо­роны весьма торжественны, сопровождаются коло­кольным звоном, печальным пением. Существует целая теория правил выбора места для могилы. Так, сзади могилы должна быть гора, а впереди — равнина, лучше с рекой. На могилу ставится надгробие в виде каменного столбика, причем его размеры сви­детельствуют о степени почтения потомков к покой­ному. В течение трех лет соблюдается траур, прово­дятся специальные обряды поминовения. Интересны национальные традиции в архилек­туре, учитывающие буддистские каноны. Жилой дом корейца одноэтажный, в виде букв Г, П или квадрата. Окон немного, комнаты разделены перегородками, двери раздвижные. Особенность корейского жили­ща - теплый пол, обогреваемый проложенными под ним дымо- ходными трубами. Мебели мало, в основном вся жизнь семьи проходит на полу. Крыша (обычно из черепицы) сооружается по специальным законам, имеет загну- тые края, создавая запоминающийся облик ко­рейских зданий. Большинство же новых зданий стро­ятся в современном стиле, включая множество небо­скребов в Сеуле и других городах. 6. Межнациональные различия в мимике и жестах При межнациональном общении, в случае отсутствия языкового понимания, на первый план мо­гут выходить мимика и жесты. Совокупность ми­мики, жестов и поз — это настоящий, хотя и бес­словесный, язык. Но, как и всякий язык, он у каж- дого народа свой. Один и тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различ­ное толкование. Вот здесь-то и становятся воз­можными разные недоразумения. Так, жест приглашения у японцев совпадает с нашим жестом про­щания. Указательный же жест японца является жестом попрошайки для американца. Представители народов Южной Евро­пы касаются друг друга в процессе обще- ния, в то время как это не характерно для народов Восточной Азии и практически исключено для индийцев и пакистанцев. С точки зрения ла­тиноамериканца, не касаться при беседе парт­нера означает вести себя холодно. Итальянцы убеждены, что так ведут себя недружелюб­ные люди. Японцы же считают, что касаться собе- седника человек может только при пол­ной потере самоконтроля либо выражая не- дружелюбие или агрессивные намерения, Поэтому, если во время переговоров с япон­цами вам вздумается по-дружески похлопать партнера по плечу, вы рискуете нажить себе самого большого недруга.
Жест, которым русский сокрушенно демонст­рирует пропажу или неудачу, у хорва- та означает при­знак успеха и удовольствия. Если в Голландии вы повернете указа- тельным пальцем у виска, подразу­мевая какую-то глупость, то вас не поймут - здесь этот жест означает остроумно сказанную фразу. Го­воря о себе, европеец показы- вает на грудь, а япо­нец - - на свой нос.
В США «ноль», образованный большим и ука­зательным пальцами, означает «Все о'кэй», в Япо­нии - деньги, а в Португалии и некоторых других странах этот жест практикуется как неприличный. Немцы часто поднимают брови в знак восхи­щения чьей-то идеей. То же самое в Англии будет расценено как выражение скептицизма. Француз и итальянец, если считают идею глу­пой, выразительно стучат по своей голове. Немец, шлепая себя ладонью по лбу, как бы говорит этим: «Да ты с ума сошел». А британец и испанец этим же жестом показывают, что они довольны собой. Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указа­тельный палец вверх, то это означает, что он по до­стоинству оценил ваш ум. Палец же в сторону ука­зывает на то, что у вас «не все в порядке с головой». Постукивание итальянцем указательным паль-цом по носу означает: «Берегитесь, впереди опасность, они что-то замышляют». Этот-же самый жест в Голландии означает: «Я пьян» или «Ты пьян», а в Англии - конспирацию и секретность. Движение пальца из стороны в сторону в США, Италии может означать легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано. В Гол­ландии этот жест означает отказ. Если же надо жестом сопроводить выговор, то указательным пальцем во­дят из стороны в сторону около головы. В некоторых странах Африки смех — это показатель изумления или даже заме- шательства, а вовсе не проявление веселья. В общении мы не придаем особого значе­ния левой или правой руке. Однако с этим надо быть предельно осторожным в ближне­восточных странах: не вздумайте протянуть кому-либо деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, левая рука счи­тается нечистой, и вы можете нанести ос­корбление собесед- нику. Вывод прост – при общении с представителем другого народа следует быть осторожным не только в действиях, но и в жестах, мимике. Список использованной литературы 1. Гнатенко П. И. Национальный характер. – Днепропетровск, 1992. 2. Анарина Н. Г. Три статьи о китайском менталитете. – М., 1993. 3. Арутюнян Ю. В. Этносоциология. – М., 1994. 4. Сухарев В. А., Сухарев M. B. Психология народов и наций. – М.,1997. 5. Толорая Г. Д. Республика Корея. – М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.