Гимназия имени Сервантеса Выпускная экзаменационная работа ПОЭТ - ДЕКАБРИСТ В. К. КЮХЕЛЬБЕКЕР Автор ученица 11 Б класса Воронина Н. А. Руководитель Карчик В. Ф. учитель литературы Руководитель Клеопина Н. В. учитель истории Санкт-Петербург 1998г. О декабристах писали много и по-разному. 170 лет назад о них говорила вся просвещнная
Россия, о них переписывались монархи и правительства, составлялись секретные доклады. Об их жизни - тысячи публикаций, диссертаций, поэм и романов. Одни их ругали, другие ими восхищались. Пушкин причислял себя к декабристам, с грустью вспоминая в стихотворении Арион Нас было много на челне Судьбы этих людей противоречивы. И, думается, неоднозначно, что было бы с Россией, если бы они победили.
В критических ситуациях арест, допрос, камера, ссылка, каторга они вели себя по-разному. Меня заинтересовала судьба одного из этих людей - поэта-декабриста Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Его жизненный путь был тернист и труден. Особенно трагична судьба его произведений. На протяжении почти столетия после его смерти крупнейшие произведения поэта не были опубликованы за эти годы многочисленные исследования литературоведов - пушкинистов
вывели на свет огромное количество острот и пародий, карикатур и нелепых случаев, связанных с именем Кюхельбекера. Поэт был заранее уничтожен в глазах своих возможных читателей, которые ещ не знали и не читали его произведений. Только в 1930-е годы нашего века, трудами русского писателя Ю.Н.Тынянова 1894-1943, поэт был впервые воскрешн. Его известный роман Кюхля увидел свет в 1925 году.
Автор не только возродил к жизни многое, если не вс, что было написано Кюхельбекером, но и рассказал о нм так, что временная дистанция, отделяющая читателя от декабриста, соученика и друга Пушкина, становится легко преодолимой. Сейчас Кюхельбекера уже никто не назовт забытым поэтом его стихи издаются и переиздаются выявлены и опубликованы его письма изучаются его взгляды в области философии, литературной критики, народного творчества
и даже лингвистики. Однако стихи его порой трудны для понимания, его торжественно-ораторский стиль, античные и библейские образы кажутся архаичными. У автора выпускной экзаменационной работы возник интерес к судьбе и творчеству главного героя романа. Поэтому, когда было предложено подобрать тему выпускной работы, выбор пал на эту историческую личность. Цель исследования 1 изучение жизни, литературного творчества Кюхельбекера 2 его роль в подготовке и непосредственное участие в событиях 14 декабря 1825 года на
Сенатской площади. Задачи работы кратко изложить биографию поэта, осветить его литературную деятельность, выяснить причины формирования его декабристских взглядов и участие в восстании, рассказать о его дальнейшей судьбе и творчестве, отношение к нему современников. Методы исследования 1 работа с первоисточниками, 2 обзор имеющейся литературы по данной проблеме, 3 личностная оценка, объекта исследования 4 обобщение имеющихся материалов.
Практическая значимость работы материалы работы могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках истории и литературы, а также основой для написания выпускного дипломного проекта в гуманитарном ВУЗе исторического или литературного профиля с последующей доработкой. Проект автореферата и оглавление было представлено автором по сети Internet, получено предварительное соглашение на использование материалов при комплектовании лазерного
диска Рефераты года. В работе автором изложена биография поэта, литературная деятельность. Раскрыты причины формирования его декабристских взглядов. Отдельное место в работе отведено участию Кюхельбекера в восстании на Сенатской площади, его дальнейшей судьбе и творчеству в ссылке. Источниковую базу работы составляют книги Воспоминания
Маркевича о встречах с Кюхельбекером в 1817-1820 гг Восстание декабристов. Материалы, Декабристы в воспоминаниях современников, Их вечен с вольностью союз литературная критика и публицистика декабристов, Декабристы эстетика и критика, Кюхельбекер В.К. Путешествие, дневник, статьи, Декабристы и их время, Пушкин переписка, Дельвиг А.
А Кюхельбекер В.К. избранное. Так же использована монографическая литература - Декабристы Нечкина, Мятеж реформаторов Гордин Я.А Движение декабристов Нечкина, Наставникам за благо воздадим Руденские М. и С и художественная - Кюхля Тынянов Ю.Н Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и использованной литературы,
представлено 12 иллюстраций. В первой главе автор рассказывает о семье поэта и его лицейских годах. В.К.Кюхельбекер родился в Петербурге 10 июня 1797 года. Отец его, саксонский дворянин, статский советник Карл фон Кюхельбекер, был образованным человеком, учился праву в Лейпцигском университете одновременно с Гте и Радищевым, был агрономом, специалистом по горному делу,
в юности писал стихи. Он переселился в Россию в 70-х годах XVIII века. В Петербурге он управлял Каменным островом, принадлежавшим великому князю, позже императору Павлу I, и был первым директором и устроителем Павловска. Мать поэта - Юстина Яковлевна фон Ломен, была очень дружна с сыном. Именно она с детских лет поощряла его занятия поэзией.
Сестра, Юстина Карловна 1789-1871, была самой старшей в семье, е роль в судьбе братьев столь велика, что об этом сразу же нужно сказать несколько слов. Выйдя замуж за Григория Андреевича Глинку 1776-1818 профессора русского и латинского языков в Дерптском университете, она оказалась в культурной русскоязычной среде, что, в конечном счте, определило интересы е брата Вильгельма. Кюхельбекер был принят в
Лицей по рекомендации Барклая де Толли - родственника матери. Но на первых порах ему пришлось не легко. Неуклюжий, рассеянный, к тому же глуховатый, он по началу служил предметом ежедневных насмешек товарищей, подчас вовсе не беззлобных. Кюхельбекер хорошо учился, лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию. В его оценочном листе сплошные отличные оценки, только по математике, физике и фехтованию он не блистал.
Рисование же его не привлекало. Кюхельбекер всегда был готов делиться знаниями с друзьями. Его стихи и поэмы встречаются почти в каждом номере лицейского журнала со странным названием Лицейский мудрец. Его лучшими друзьями были Пушкин и Дельвиг. Всем лицеистам выписывалась специальная литература, в соответствии с их наклонностями и будущей профессией. Кюхельбекер мечтал об учительстве, поэтому для него выписывались словари, книги по педагогике
и психологии. 9 июня 1817 года в Лицее прошл первый выпуск. Вильгельм Кюхельбекер был удостоен серебряной медали. Во второй главе автор анализирует начало литературной и трудовой деятельности поэта. Сразу по окончании Лицея он поступает в Главный архив иностранной коллегии и одновременно начинает читать лекции по русской литературе в Благородном пансионе, при
Главном педагогическом институте, активно сотрудничает в журналах, едет во Францию, где происходит его встреча с Гте, служит на Кавказе, издат альманах Мнемозина. Голова его заполнена творческими планами, которым не суждено, было сбыться в связи с событиями 14 декабря 1825 года. В третьей главе автор раскрывает причины формирования взглядов Кюхельбекера, как декабриста, рассказывает о связях с
Северным обществом, рассматривает основные положения Конституции Муравьева и отношение к ней Кюхельбекера. Вильгельм был принят в Северное общество за месяц до восстания, в ноябре 1825 года. Хотя он не знал деталей программы общества, у него была своя чткая продуманная программа, полностью согласная с идейными исканиями декабристов. Кюхельбекер выделял следующие побудительные причины, укоренившие
в нм вольнодумный образ мыслей и заставившие вступить в тайное общество злоупотребления государственных чиновников особенно в судопроизводстве, угнетение крестьян помещиками, совершенный упадок в торговле и промышленности, развращение нравов и невежество народа, неизбежные в состоянии рабства, поверхностное воспитание и обучение юношества и крайнее стеснение российской словесности лекция о блистательных качествах русского народа и о русском языке была прочитана в
Париже в 1821 году. Четвртая глава посвящена событиям на Сенатской площади 14 декабря 1925 года и участию в них Кюхельбекера. Последняя, пятая глава, повествует о дальнейшей судьбе и творчестве В.К.Кюхельбекера в ссылке. Кюхельбекер единственный из всех декабристов попытался бежать и удачно добрался до самой Варшавы. Но царская полиция хорошо знала его приметы
Росту высокого, сухощав, глаза навыкате, волосы коричневые, рот при разговоре кривится, бакенбарды не растут, борода мало зарастает, сутуловат. В Варшаве поэт был арестован - и то по собственной неосторожности. Приговором Верховного суда Кюхельбекеру была назначена смертная казнь, заменнная впоследствии двадцатилетними каторжными работами. Поэта продержали в одиночном заключении около десяти лет. Он сидел в Петропавловской, Шлисельбургской, Динабургской,
Ревельской и Свеаборгской крепостях, где им были написаны драмы Ижорский, Прокофий Ляпунов, Иван купецкий сын поэмы и множество стихотворений. Большинство произведений Кюхельбекера увидело свет только после революции. В 1836 году поэта выслали в Забайкалье, где он и жил долгие годы, борясь с нищетой, не прерывая литературных занятий. Далее автор рассказывает о ссылке Кюхельбекера в
Сибирь. Этот суровый край и его новый быт стали для Кюхельбекера источником вдохновения. В середине июня 1845 года Вильгельм Карлович тяжело заболел. Друзья были обеспокоены состоянием здоровья Кюхельбекера. Общими усилиями они добились разрешения на переезд поэта в Тобольск, где бы он мог получить медицинскую помощь.
7 марта 1846 года Кюхельбекер прибыл в Тобольск. Но поправить здоровье оказалось невозможным. 11 августа 1846 года, в 11 часов 30 минут ночи поэт-декабрист умер от чахотки. Закончился славный и тягостный путь последнего из трх лицейских поэтов, Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Он был талантливым и мужественным человеком. Память жива о нм. Миллионы людей с интересом читают и будут читать его произведения.
Значит, жил, радовался и страдал он не зря. Верность революционным идеалам, участие в борьбе с самодержавием никогда не будут сочтены Кюхельбекером ошибочными и ненужными. В главе Заключение автор обобщает сказанное, подводит итоги и делает выводы. Вс, чем жил и дорожил Кюхельбекер - мечты и порывы, дружба, любовь, искусство, идеи и идеалы вс это родилось в атмосфере декабризма и было, возможно, только на том этапе истории, который вынес его и его
друзей на Сенатскую площадь. Упоение, испытываемое Кюхельбекером в последние дни перед восстанием, и самозабвение, охватившее его на Сенатской площади, порождены тем, что теперь герой - пусть ненадолго, но безраздельно - слит с историей, с е поступательным движением. 14 декабря кончилась определнная эпоха русской жизни, и с ней кончилась жизнь Кюхельбекера, хотя мрачное его существование длилось ещ многие годы.
Кюхельбекер - это ещ один пример того, что активная причастность человека к истории, к освободительному движению не обрекает его на утрату своей индивидуальности, а напротив, обогащает его как личность, придавая высший смысл его существованию Гимназия имени Сервантеса ПОЭТ - ДЕКАБРИСТ В. К. КЮХЕЛЬБЕКЕР АВТОРЕФЕРАТ Автор ученица 11 Б класса Воронина Н. А. Руководитель Карчик В. Ф. учитель литературы
Руководитель Клеопина Н. В. учитель истории Санкт-Петербург 1998г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |