Реферат по предмету "Психология"


Сознательное и бессознательное

Содержание. I. Введение II. Основная часть. 1. Сознание. 1-1. Происхождение сознания
1-2. Сущность сознания 2. Бессознательное. 2-1. Понятие бессознательного 2-2. Бессознательное по З. Фрейду 2-3. Коллективное бессознательное по К. Г. Юнгу 3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного III. Заключение IV. Список литературы Введение. Одной из величайших загадок, над разгадкой которой уже не одно столетие трудятся учёные мужи всего мира, является тайна человеческого разума. Этого прекрасного дара, которым обладает человек и благодаря которому он владеет полётом в мир мечты и фантазии, в прошлое и в грядущее, благодаря которому он достиг столь высокого уровня развития и может воплощать в жизнь самые дерзновенные свои замыслы. Но что – же представляет собой наша психика, тайна которой с глубокой древности волновало людские умы? В античном мире психика получила название «души». Гераклит считал душу «искоркой вечно живого огня». Платон трактовал душу как «созерцательницу идей». Аристотель считал душу «формой, способом организации живого тела». В XVII веке Рене Декарт ввёл понятие сознания. Он трактовал его как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). Он говорил, что в душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» - неосознаваемых восприятий. Так произошло первое структурирование человеческой психики. Наиболее полное разграничение психики человека на сознательное и бессознательное вёл австрийский учёный Зигмунд Фрейд. Он назвал сознательное и бессознательное соотносительными понятиями, выражающими особенности работы человеческой психики. В современной терминологии представление об уровнях строения психики по Фрейду можно описать следующим образом: бессознательное - принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности; подсознательное - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа; досознательное - содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий; сознание - рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции. Быть сознательным - это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период - мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (latent), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Под бессознательным мы можем понимать две разные вещи. Во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания или при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). Во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые. К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. Сознание. Становление сознания. Сознание современного человека является итогом многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Биологической предпосылкой становления сознания человека была эволюция психики животных, без которой невозможно было бы формирование людской психики. Сознание могло появиться только как функция высокоразвитого мозга, формировавшегося под влиянием труда и речи. Мозг как орган сознания развивался параллельно развитию руки как органа труда. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, планирующей практические действия. Осязательные ощущения с развитием трудовой деятельности уточнялись и обогащались. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И теперь, прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его способ осуществления, и результат. Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове: труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей. С возникновением труда формировалось человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Но только при осмыслении участниками труда связи своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели возможно разделение трудовых усилий. Сознание человека формировалось вместе с возникновением общественных отношений, требующих подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов. “Революцией”, породившей человеческое сознание стало возникновение речи. Животные не обладают сознанием, равно как и не обладают речью. То немногое, что животные способны передать друг другу (предупреждение об опасности, призыв к совместным действиям или выражение своего состояния, например голода или жажды) можно передать и, не прибегая к помощи речи. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является конкретная ситуация, присутствующая в данный момент. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась потребность сказать что - либо друг другу. Звуки, произносимые в той или иной ситуации, ассоциировались с возникающим в мозгу тем или иным образом. Так человеческая речь приобрела важнейшее своё качество – абстрактность.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют единство, они предполагают друг друга в своём существовании так же, как внутреннее идеально оформленное содержание предполагает внешнюю материальную форму. Язык - непосредственная действительность сознания, мысли. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как её чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Нельзя отделить сознание от языка, не разрушая их.
Посредством языка происходит процесс оперирования понятиями, протекает переход от восприятий и представлений к понятиям. Человек фиксирует свои мысли и чувства в речи и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как лежащий вне его идеальный объект. Человек более отчётливо уясняет свои мысли и чувства, выражая их через речь. Он понимает себя, только испытав понятность своих слов на других. Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные для каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако нельзя называть абсолютной зависимость мышления от языка. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать стиль и форму мышления. Сущность сознания. Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Ядро сознания, его основа, его способ существования – это знание. Сознание принадлежит субъективно, оно принадлежит не окружающему миру, а человеку. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, его те или иные стороны, его связи, его законы. Поэтому сознание можно назвать субъективным образом объективного мира. Сознание это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего осознавать себя индивида. В то же время оно - осознание природы. Сознанию человека присущи следующие стороны: самосознание, самоанализ, самоконтроль. Они формируются лишь тогда, когда человек начинает выделять себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», не что иное, как осознанное бытие. Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики? Первая его характеристика дана уже в самом его названии: сознание - совокупность знаний об окружающем нас мире. Следовательно, в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания. Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и того, что принадлежит его «не-я». Человек - единственное живое существо, способное осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование себя самого. Человек производит сознательную самооценку себя самого в целом и своих поступков. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве. Это отделение осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Когда человек приступает к какой-либо деятельности, он ставит перед собой те или иные цели, к достижению которых он стремится в процессе данной деятельности. При этом он складывает и взвешивает её мотивы, принимает волевые решения, учитывает ход выполнения действий и т. д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания. Наконец, четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. Что же касается философских характеристик сознания, то в современной трактовке – это способность на­правлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно со­средоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, кото­рые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам. Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызван­ные взаимодействием «я» человека с внешним миром, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек, не просто переживает, но отдает себе отчет в этом отчёт и наделяет переживание смыс­лом. Другой пример: психическая процедура «я мыслю» не является тождествен­ной сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чём бы то ни было под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, определил цель его внимания к данному пред­мету и т.д. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности челове­ка из природы, из сообщества других людей. Без «я» нет со­знания, поэтому оно присуще толь­ко людям. Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно должно приобрести характер замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Под влиянием внешнего мира у человека возникают различные потребности, которые человек удовлетворяет в процессе практической деятельности. Отражаясь в голове человека, потребности приобретают характер цели - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.
Бессознательное. Понятие бессознательного. Кроме осмысленных, осознанных действий, человек порой совершает поступки, о причине которых он может только смутно догадываться. Такие действия человек совершает под влиянием бессознательного. Бессознательное образует низший уровень психики и является совокупностью психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль над совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят следующие психические явления: ответные реакции, которые вызываемые неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, сновидения, оговорки, бред, галлюцинации. Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен выполнить некоторые действия, например, подойти к одному из сотрудников и развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя он не мог объяснить причину столь странного поступка. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохо завязан, выглядели явно неубедительными не только для окружающих, но и для него самого. Тем не менее, в связи с тем, что всё происходившее с ним во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно. Бессознательное по Фрейду. Австрийский учёный Зигмунд Фрейд создал модель личности, представленную комбинацией трёх элементов: "Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей; "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; "Сверх - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности". Фрейд установил прямую связь между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Он представил бессознательное как могущественную силу, деятельность которой антагонистична деятельности сознания. За сознанием Фрейд открыл область человеческой психики, долгое время остававшуюся вне поля зрения психологии, мир вытесненных или попросту забытых переживаний, мир бессознательного. Это было нечто, не вписывающееся в «сознательное», поведенческие характеристики, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке. В общем плане психика представлялась Фрейду, как некая система, состоящая из нескольких компонентов, таких, как сознание, бессознательное и предсознательное. Но Фрейд отнюдь не считал эти компоненты равнозначными. Центральной сферой психики он считал бессознательное. Именно оно определяло мотивы деятельности человека. А сознанию отводилась роль некой инстанции, надстраивающейся над бессознательным. Сознательное своим происхождением обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Следовательно, согласно Фрейду, сознательное является не сутью психики, а лишь таким её качеством, которое "может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам". Фрейд трактовал бессознательное как «глубинный слой бессознательных влечений, психическую "самость", основу деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей». Фрейд считал, что глубинный, природный слой психики ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, противостоящей "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я". Говоря о сведениях, полученных о бессознательном в ходе работы с пациентами, Зигмунд Фрейд подчёркивал, что эти сведения нося по большей части негативный характер, и что описывать бессознательное можно, только противопоставляя его сознательному: «Мы приближаемся к пониманию Оно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия». Также он говорил об отсутствии для бессознательного понятия времени: «Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения». «Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если хотите, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами. Все эти инстинкты, требующие выхода, полагаем мы, находятся в Оно. Кажется даже, что энергия этих инстинктивных импульсов находится в другом состоянии, чем в иных душевных областях, она более подвижна и способна к разрядке, потому что иначе не могли бы происходить те смещения и сгущения, которые характерны для Оно и совершенно не зависят от качества заряженного (Besetzte) - в Я мы назвали бы это представлением. Я является той частью Оно, которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции». Фрейд осознавал трудности, встающие на пути овладения бессознательным. Он долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений". «Первичными влечениями» Фрейд называл основные побудители человеческой деятельности, то, что заставляет людей действовать. В качестве основы "первичных влечений", движущей силы бессознательного Фрейд принял сексуальные влечения. За подтверждением своей гипотезы он обратился к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории. В древнегреческом мифе об Эдипе, по мнению Фрейда, содержатся не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные комплексы, которые с детства заложены в человеке. Согласно фрейдовскому "эдипову комплексу", мальчик постоянно испытывает влечение к своей матери и видит в отце реального соперника. В более поздних работах Фрейда понятие "сексуальные влечения" заменяется понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь и так далее. В конечном счете, он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных "влечений", где доминирующую роль играют так называемые "инстинкт жизни" (Эрос) и "инстинкт смерти" (Танатос).
Я считаю, что Фрейд преувеличивал роль сексуальных влечений в поведении человека, абсолютизируя их роль. Ведь по Фрейду, в конечном счете, вся деятельность человека сводится к выполнению действий, совершению поступков, надиктованных бессознательным, исходящих из стремления к удовлетворению самых низменных своих желаний. Фрейд буквально не оставлял людям ничего светлого и возвышенного в их стремлениях и побуждениях, вследствие чего человек должен был практически инстинктивно строить свою деятельность, направленную на потакание ненасытному ОНО, бурлящему котлу человеческих страстей, страхов и желаний.
Коллективное бессознательное по К. Г. Юнгу. У Зигмунда Фрейда был ученик – швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, который в 1913 году выступил оппонентом своего учителя. Сущность их расхождений сводилась к пониманию природы бессознательного. Юнг считал неверным сведение всей человеческой деятельности к биологически унаследованному сексуальному инстинкту. Он говорил, что инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер. Эти идеи составляют основу всех представлений человека. Они лишены внутреннего содержания и являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название "архетипы", которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду. Архетипы - формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. «В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие "изначальные" образы, как их удачно однажды назвал Якоб Буркхардт, т.е. унаследованные возможности человеческого представления в том его виде, каким оно было издавна. Факт этого наследования объясняет тот по сути дела странный феномен, что известные сказочные образы и мотивы повторяются на всей Земле в одинаковых формах. Он объясняет далее, как, например, наши душевнобольные оказываются в состоянии репродуцировать точно такие же образы и взаимосвязи, которые нам известны из старинных текстов». Но по наследству передаются представления, по наследству передается лишь возможность представления, а это большая разница. Юнг проводит дифференциацию уровней развития психики. Наряду с такими инстанциями, как "Я", "индивидуальное бессознательное" и "коллективное бессознательное", он выделяет: "Персону" (Persona) - своеобразную маску, которую надевает личность в ответ на требования общества. Если "Я" тождественно "Персоне", то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего определенную социальную роль, навязанную ему обществом; "Аниму" (Anima) - абстрактный образ, представляющий женский "архетип" в мужчине; "Анимус" (Animus) - абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине; "Тень" (der Schatten) - "архетип", состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием низменных, темных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления "Тени" могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской "Персоны" или вытесняются в "индивидуальное бессознательное"; "Самость" (der Selbst) - центральный "архетип" личности. Вокруг неё концентрируются все психические свойства человека. Сфера "Самости" - нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности. Юнг различал личное и коллективное бессознательное, называя их двумя различными слоями бессознательного. «Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т.е. чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания. Оно соответствует часто встречающемуся в сновидениях образу Тени». Изначальные образы - это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни, вроде жизни частичных душ, что мы легко можем видеть в тех философских или гностических системах, которые имеют своим источником познания восприятие бессознательного». Говоря об архетипах Юнг, показывал присутствие во многих религиях и философиях идеи чистой первородной энергии: Платоновский «вечный живущий огонь», «хаома» - божественную благодать персов, «мулунга» - дух, демоническая сущность, олицетворяющая примитивное понятие энергии у полинезийцев, Святой Дух, исходящий с неба огненным столпом в Евангелиях. Эти тождественные представления Юнг приводил в качестве примера архетипа. «Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. В соответствии с этим, таким образом, кажется, что дело обстоит так, как если бы то, что запечатлевается в бессознательном, было бы исключительно субъективным представлением фантазии, вызванным физическим процессом. Можно было бы поэтому предположить, что архетипы суть многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций. Такое допущение, естественно, лишь уводит от решения проблемы. Ничто не мешает нам предположить, что некоторые архетипы встречаются уже у животных и что они, следовательно, основываются на специфике живой системы вообще и, таким образом, суть лишь выражение жизни, чей статус уже не поддается дальнейшему объяснению. Как представляется, архетипы - это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов. Дело в том, что всегда, когда некоторый архетип являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда несет в себе некоторое особое "влияние" или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, т.е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер». Взаимоотношения сознательного и бессознательного. Какими различными ни казались бы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга. Их можно рассматривать только как единое целое, как сказал об этом Зигмунд Фрейд: "У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания". Сущность диалектики сознательного и бессознательного рассматривал ещё Платон. У него есть миф о вознице и упряжке из двух коней. Этот образ олицетворяет человеческую душу. Один из коней в упряжке породистый, благородный, поддающийся управлению, другой – дикий, рвущийся идти собственным путём любой ценой. Возница символизирует разумную часть души, кони – два типа мотивов: низшие и высшие побуждения. Разум, по мнению Платона, призван согласовать эти два мотива, в связи с чем он испытывает большие трудности из – за несовместимости низменных и благородных влечений.
О сложности взаимоотношений Я и Оно говорил Зигмунд Фрейд. «Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывать в следах своих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но между потребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха». Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно - неукротимые страсти.
Также Фрейд говорит о точке зрения, по которой Я является частью Оно, которая «модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою энергию оно заимствовало у Оно, и мы имеем некоторое представление относительно методов, можно даже сказать, лазеек, благодаря которым оно продолжает отнимать, энергию у Оно». Если у Оно есть притязания к какому – то объекту, Я идентифицирует себя с этим объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя. «Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. В общем, Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Но между Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается. Между антагонистичными частями человеческой личности происходит постоянный конфликт. Я приходится балансировать на грани между желаниями Оно, цензурой Сверх–Я и требованиями общества. Тремя тиранами являются: внешний мир, Сверх-Я и Оно. Если понаблюдать за усилиями Я, направленными на то, чтобы служить им одновременно, а точнее, подчиняться им одновременно, вряд ли мы станем сожалеть о том, что представили это Я в персонифицированном виде как некое существо. Оно чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует появлением страха. Благодаря своему происхождению из опыта системы восприятия, оно призвано представлять требования внешнего мира, но оно хочет быть и верным слугой Оно, пребывать с ним в согласии, предлагая ему себя в качестве объекта, привлекать его либидо на себя. В своем стремлении посредничать между Оно и реальностью оно часто вынуждено одевать бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликты Оно с реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу наблюдает строгое Сверх-Я, которое предписывает ему определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, и наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх-Я, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него, и мы понимаем, почему так часто не можем подавить восклицания: жизнь не легка! Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно». О сложности отношений сознательного и бессознательного может свидетельствовать следующее высказывание Зигмунда Фрейда: «Даже часть Я (один бог ведает, насколько важная часть Я может быть бессознательной), без всякого сомнения, бессознательна». На взаимосвязи сознательного и бессознательного базируется психоанализ. Суть психоанализа состоит в методе катарсиса, или самоочищения, то есть перенесения некоего травмирующего воспоминания или образа из области бессознательного в сознательное. Укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. «Там, где было Оно, должно стать Я». Заключение. На этом я хочу подвести итоговую черту под описанием сознательного и бессознательного, того что определяет наше поведение, наши поступки, Того, от чего зависят наши самые сокровенные желания, и того, что эти желания контролирует. Человека называют совершенным творением природы, её венцом. И бесспорно, наша психика, наша душа, то, что отделяет человека от животного мира – уникальное и удивительно сложное явление. Но с другой стороны разве можно считать идеалом человека, когда даже части его психики противоположны друг другу, когда человеку приходится балансировать на тонкой грани между удовлетворением потребностей, моралью и требованиями общества? Список использованной литературы. 1. Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции 1-15, СПб., Алетейя СПб, 1999 г.2. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980 г.3. Зигмунд Фрейд. Лекции по психоанализу. М., 1980 г.4. Карл Густав Юнг. Психология бессознательного. М., 1987 г.5. Карл Густав Юнг. Психоаналитические типы. М., 1967.6. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психология. М., 2002 г.7. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование станции технического обслуживания для грузовых автомобилей
Реферат Теоретический анализ возможностей метода проектов в реализации и развитии творческих способностей школьников
Реферат История возникновения и развития баскетбола
Реферат Истоки и крушение теории Родиона Раскольникова в романе Достоевског
Реферат Функції ринку та форми їх реалізації 2
Реферат Моделирование информационно-коммуникативного пространства
Реферат Функционирования фирмы как основное субъекта рыночной экономики
Реферат Пушкин А.С. "Каменный гость" (Литературоведческий анализ одной из маленьких трагедий)
Реферат Измерение социальных установок
Реферат Совершенствование маркетинговой деятельности на примере предприятия
Реферат Работа с программой Photoshop
Реферат Экологический анализ прудов Кикнурского района
Реферат Доходы населения и социальная политика государства 3
Реферат Civil War Essay Research Paper Small battles
Реферат Стандарт XML. /Укр/