Реферат по предмету "Психология"


Словарь по психологии

Атараксия (греч. ataraxia) — античное понятие, обозначающее состояние невозмутимости. В греческой этике им обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об обществе) и высказывать какие–либо суждения о них. При этом, как считалось, происходит переориентация человека на восприятие каждого момента жизни во всей его полноте и нахождение истинной радости, заключенной в нем.
Абулия (от греч. a – отрицат. частица, bule – воля) — психопатологический синдром. Характеризуется вялостью, нарушением волевого импульса, отсутствием желания и побуждения к какой–либо деятельности. Может обусловливаться органическими причинами (глубокой олигофренией, поражениями головного мозга) или психическими заболеваниями (депрессией, шизофренией, циркулярным психозом, наркоманией). Также наблюдается при некоторых пограничных состояниях, при психоневрозах. Абулия может рассматриваться как индикатор начала психического заболевания. Бакэ (от фр. baque – чан) — психотерапевтический прием, автор Ф. Месмер. Основан на метафоре „животного магнетизма“. Заключается в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышке которого через специальные отверстия вставлены железные стержни. Больные берутся руками за эти стержни или прикладывают их к больному органу. Магнетизер должен коснуться чана и передать через него свою энергию, чтобы его целительное действие было оказано на всех пациентов одновременно. Вспышки памяти (калька с англ. flashback) — феномен памяти, автор — канадский нейрохирург У. Пенфилд. Внезапное и неконтролируемое воспроизведение в сознании ярких зрительных или слуховых образов, которые переживаются как образы воспоминаний, а не актуального восприятия. Возникают при раздражении электрическим током височной доли головного мозга. Гениальность (от лат. genius – дух) — высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных установлений. Гомеостаз (от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность) — процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма можно выделить нервно–психический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности. Деавтоматизация навыка — невозможность выполнять без сознательного контроля навык, который был ранее автоматизирован. Этот процесс может быть обусловлен сбивающим влиянием внешних воздействий, происходящем со временем естественным забыванием элементов навыка. Евгеника (от греч. eugenes – породистый) — улучшение человеческого вида за счет контроля за генофондом, автор Ф. Гальтон. Одной из основных задач ставится задача повышения рождаемости одаренных людей. Основные разработки ведутся в следующих направлениях: расшифровка генома человека, оплодотворение в пробирке, генная инженерия и др. Основывается на данных генетики и психогенетики. Женевская школа генетической психологии — направление в изучении психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже. В центре находятся проблемы происхождения и развития интеллекта — формирования фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность); особенностей детской логики; сходства и различия психики ребенка и взрослого; переходов от одних форм мыслительной деятельности к другим. Для анализа этих проблем был разработан специальный метод психологического исследования — метод клинической беседы, в которой изучаются не внешние признаки явления, а процессы, приводящие к их возникновению. Применение этого метода позволило обнаружить новые психологические феномены, в частности феномен эгоцентризма ребенка: на всех уровнях развитие интеллекта ребенка осуществляется за счет перехода от эгоцентризма через децентрацию к более объективной умственной позиции. Структуры интеллекта формируются благодаря развитию действия. У ребенка до 2 лет внешние материальные действия, осуществляющиеся развернуто и последовательно, при постоянном повторении схематизируются. В дошкольном возрасте они с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) переносятся во внутренний план, где происходит их сокращение и координация с другими действиями, а в младшем школьном возрасте они превращаются в операции. Таким образом аналог операций на сенсомоторном уровне, конкретные и формальные операции представляют собой три фундаментальные структуры интеллекта, которые определяют весь ход психического развития. В развитии детского мышления находят отражение общебиологические способы жизнедеятельности организма (ассимиляция, аккомодация, адаптация). Изучение процессов обучения подвели представителей Женевской школы к тому выводу, что благодаря обучению можно ускорить усвоение понятий, но это всегда зависит от исходного уровня развития. Порядок формирования фундаментальных структур интеллекта постоянен, но сроки их достижения могут изменяться под действием внешних факторов. Генетическая психология тесно связана с генетической эпистемологией, где законы развития интеллекта у ребенка переносятся на область научного познания. К Женевской психологической школе принадлежат также Б. Инельдер, Е. Шеминский и др. Законы Р.М. Йеркса и Дж.Д. Додсона — эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Во втором законе определяется, что при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Выявлены в экспериментах по изучению научения мышей. Зрительная маскировка — ухудшение распознавания признаков предмета актуального восприятия при предъявлении другого стимула, который может действовать одновременно с основным (симультанная зрительная маскировка), предшествовать ему (прямая маскировка) или следовать за ним (обратная маскировка). Импринтинг — понятие, введенное К. Лоренцом, обозначающее раннее запечатление у животных. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей. Йост (Jost) Адольф (1870 – 1920) — немецкий психолог, специалист в области экспериментальной психологии. Работал в Геттингене.
Клеточный ансамбль (от фр. ensamble – вместе) — объединение нейронов, специализирующихся на рецепции определенных свойств предметов и явлений окружающего мира. Существуют клеточные ансамбли первого, второго и третьего уровней. В частности, в зрительной коре кошки и обезьяны обнаружены нейроны, реагирующие одни — на линии определенной ориентации, другие — на линии определенного размера, третьи — на углы и т.д. Автор Д. Хебб.
Лата — этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется нарушением в экстремальной ситуации поведения, которое разворачивается по типу повторения действий, фраз и жестов других (эхолалия, эхопраксия), автоматическим выполнением приказов, стереотипным повторением отдельных предложений. Все это происходит на фоне резкого возрастания возбуждения, обусловливающего возникновение галлюцинаций (Yap P.M. „Latah reaction“, „J. O. Mental Science“, 1952, 98, p. 515–564). Первоначально такое поведение было описано у малайцев (прежде всего у женщин), в дальнейшем аналогичные результаты были получены и в других культурах, в частности, у жителей Сибири такое нарушение было изучено А.А. Токарским под именем „мерячение“. Причины появления данного синдрома недостаточно понятны, предполагается, что значительную роль здесь может играть суггестивное воздействие. Леворукость — врожденное или вынужденное использование левой рукой в качестве ведущей. Макропсия (от греч. markos – большой и opsis – зрение) — субъективно воспринимаемое увеличение размеров удаленных предметов. Возникает при поражении теменно–затылочных отделов зрительного анализатора, но также наблюдается в норме, когда индивид предпринимает усилия к уменьшению аккомодации глаза. Нистагм (от греч. nystagmos – дремота) — ритмические движения глазного яблока, состоящие из медленного движения в одном направлении и быстрого возврата. Парафазия (от греч. para – возле, около, phasis – речь) — нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи. Выделяют литеральную, вербальную парафазии. Ретроспекция (от лат. retro – назад и specto – смотрю) — мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд. Расщепление Я (Ich-Spaltung) - теоретический конструкт, служащий для определения сущности шизофрении, по мнению автора, Э. Блейлера, при расщеплении Я происходит отрыв друг от друга различных групп аффектов, идей, действий. Сверх–Я (Uber Ich, Super–Ego) — теоретический конструкт структуры психического З. Фрейда. Аспекты личности, содержание которых образовано интериоризацией системы социальных (моральных) норм на основе поощрения или наказания родителями. Высшая, но принадлежащая бессознательному, инстанция структуры психического, выполняющая роль внутреннего цензора. Возникает после исчезновения Эдипова комплекса. Танатофобия (от греч. thanatos – смерть + phobos – страх) — навязчивый страх внезапной скоропостижной смерти. Умственный возраст — понятие, введенное А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. для характеристики интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором — по среднестатистическим данным — решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912 г. В. Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому. Фантомный образ (от фр. fantome – призрак) — иллюзорное ощущение в ампутированной части тела. Характеризуется возникновением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной конечности. Эти эффекты могут быть временными, существующими только в послеоперационный период, когда происходит дегенерация соответствующих нервных волокон, и хроническими, обусловленными образованием инкапсулированных рецепторов на месте перерезки нервных волокон. Характерология (от греч. charakter – примета, черта, признак и logos – наука, учение) — научная дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Цубо-терапия (tsubo–therapy) (от яп. цубо – одна из разновидностей кувшинов и греч. theraрeia – лечение) — форма имажинативной психотерапии. Основана на связывании негативных переживаний с неодушевленным предметом, а именно с цубо. Включает в себя ряд этапов, на каждом из которых требуется визуализировать взаимодействие с предметом и пережить соответствующие эмоции. Это следующие этапы: подготовка; пассивная визуализация различных кувшинов; вхождение внутрь кувшина; действие с разными кувшинами; вход в разные кувшины, наполненные различными негативными эмоциями; вход и выход из кувшина с оставлением эмоций внутри и запечатыванием кувшина; дистанцирование от кувшина. Чувство жажды — органическое ощущение, связанное с возбуждением питьевого центра мозга, который представлен клетками, расположенными, расположенными в основании септальной области мозга и в примыкающих участках передней гипоталамической области. Чтение с губ — распознавание речевых сообщений при помощи зрительного восприятия видимых движений речевых органов. Шкала I — E (от англ. internal–external – внутренний–внешний) — психодиагностический опросник, автор — Дж. Роттер. Шкала для выявления локуса контроля. Первоначально содержала 29 пунктов, каждый из которых был представлен двумя противоположными суждениями, характерными либо для интерналов, либо для экстерналов. Эксплозивность (от фр. explosion – взрыв) — клиническое нарушение. Готовность к внезапному, неадекватно сильному, взрывного характера, проявлению аффекта. Больной, мучимый теми или иными отрицательными переживаниями (например, угрожающими галлюцинациями), сдерживает до определенного момента свою аффективную реакцию, но при этом происходит как бы аккумулирование аффекта до тех пор, пока какой–либо, часто совершенно незначительный, повод не приведет к бурному эмоциональному отреагированию. Особенно часто проявляется при эпилепсии, острой шизофрении, а также у психопатов, алкоголиков. В нормальных случаях — при нервной перегрузке. Синоним — взрывная реакция. Юридическая психология — общий раздел психологии, изучающий психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. Включает в себя отрасли: криминальную психологию, судебную и исправительную. Явления тревожного ряда — понятие, введенное Ф.Б. Березиным для обозначения смены эмоциональных состояний при нарастании тревоги. При относительно небольшой степени тревоги возникают ощущения внутренней напряженности, настороженности, дискомфорта. После этого происходит смена состояния повышенной чувствительности на состояние внутренней напряженности, раздражительности, когда ранее нейтральные стимулы начинают приобретать значимость и окрашиваются в отрицательные эмоции. Затем развивается собственно тревога, как чувство нелокализованной опасности. На следующей стадии происходит связывание чувства неопределенной опасности с конкретными предметами. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Наконец, развивается ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, что порождает эмоции ужаса и панические действия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.