Реферат по предмету "Психология"


Психология общения в Интернет

План Введение 1. Межличностная коммуникация в интернет-пространстве 1.1 Преимущества сетевого общения 1.2. Понятие «виртуальная реальность»
1.3. Средства общения через Интернет 2 Психологические проблемы виртуального общения 2.1. Дезадаптация 2.2. Виртуальная зависимость (Интернет-аддикция) 2.3. Агрессия в сети 3. Склонность к интернет-аддикции в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности Выводы Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Огромный скачок в развитии науки техники, которое совершило человечество за последнее столетие открыло новые просторы для деятельности человека. Так и возникновение и развитие компьютерных технологий, а впоследствии массовое распространение персональных компьютеров, которые впоследствии же стали незаменимы для человека, желающего более полной и качественной реализации своих замыслов, открыли новый вид взаимодействия "человек-компьютер". В свою очередь развитие Интернета к возможности взаимодействия "человек-компьютер" добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек". Если провести любой социологический опрос среди пользователей Интернета, то наверняка где-то около половины участников скажет, что они выходят на просторы Cети в основном для того, чтобы расширить свой круг общения. Существующие многочисленные чаты, различные форумы, виртуальные клубы по интересам и, конечно, электронная почта неопровержимо это подтверждают. Статистика говорит о том, что больше половины посетителей Интернета используют его чаще всего для отправления и получения электронных сообщений. Даже если брать в расчет только граждан нашей страны, то и здесь счет идет уже на миллионы и к тому же этот счет все время увеличивается. Таким образом, проблемы виртуального общения приобретают все большую социальную значимость. В настоящее время все технические аспекты этих проблем в основном успешно решены, включая и возможность переписываться с иностранцами, используя программу-переводчик, даже практически не зная их языка. Мощность компьютеров постоянно растет, пропускная способность каналов связи тоже. Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли "виртуальные сообщества", - миры, сформированные Интернет-общением и обладающие специфическими психологическими свойствами. Данная работа посвящена вопросу взаимодействия людей посредством Интернет, специфике такого взаимодействия, проблемам, возникающим у пользователей сети при таком общении, а также психологическим проблемам, которые чаще всего возникают у пользователей как последствия воздействия негативных сторон такого общения. Цель данной работы - ознакомление с понятием «интернет-общение», рассмотрение основных психологических проблем, возникающих у пользователей интернета. Для этого также предполагается вынести на рассмотрение такие вопросы: 1) Межличностная коммуникация в интернет-пространстве 2) Преимущества сетевого общения 3) Понятие «виртуальная реальность» 4) Средства общения через Интернет (Чаты, конференции E-Mail и пр.) 5) Психологические проблемы виртуального общения (дезадаптация, виртуальная зависимость, Агрессия в сети) 6) Склонность к интернет-аддикции в зависимости от индивидуально- психологических особенностей личности 1. Межличностная коммуникация в интернет-пространстве Преимущества сетевого общения У сетевой коммуникации имеется масса преимуществ по сравнению с общепринятыми способами личного общения. Вы можете поддерживать контакты с людьми, которые находятся на расстоянии десятков тысяч километров от вас, круг общения потенциально можно расширять до бесконечности и вам не нужно беспокоиться о своей внешности и о том, какое вы произведете впечатление: ведь пока что общение в Интернет в основном происходит с помощью текста. Здесь нет интонаций и мимики. Однако это не значит, что здесь нет чувств. Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему преодолевает чисто "интеллектуальную" сущность компьютера - и люди устанавливают эмоциональные отношения, влюбляются, ссорятся, радуются и переживают. Воображение заполняет пустоты, оставленные ощущениями. « У каждого есть своя точка зрения и право ее высказать в этом и заключается, по моему мнению, само существо интернета: у каждого свое мнение, свои интересы, свои потребности, каждый действует, что называется, "в меру своей испорченности" и каждый теоретически может свободно жить в виртуальной реальности, как ему захочется, а это очень важно - свобода личности .» ( из конференции) 1.2. Понятие «виртуальная реальность» Прежде чем приступать к вопросам общения в Интернет, следовало бы разобраться, что мы подразумеваем под самим определением «виртуальная реальность». В 1984 году Вильям Гибсон опубликовал роман "Neuromancer", в котором впервые ввел понятие киберпространства: "Киберпространство - это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды обычных операторов во всем мире " После выхода романа Гибсона постепенно киберпространством стали называть пространство, созданное всемирной телекоммуникационной сетью и другими компьютерными системами связи и коммуникации. На протяжении человеческой истории альтернативные и искусственные реальности имели много форм. Ну, скажем, тот же телевизор, который также является средством создания виртуальной реальности. Или те же компьютерные игры (в том числе сетевые), в которых существует большой ассортимент виртуальных миров – от самых простых, где игрок осуществляет выбор посредством введения «Y» или «N», до наиболее сложных – со стереоскопическим зрением, вполне реальным звуковым сопровождением и даже ощущениями. Виртуальная реальность – это интерактивное графическое (и в меньшей степени аудиальное и тактильное) представление киберпространства. 1.3. Средства виртуального общения Обычные люди вовлечены в виртуальное общение в зависимости от индивидуальных склонностей к взаимодействию и самораскрытию. Одни люди просто читают, что пишут другие, другие лезут с парой своих слов, куда только можно. Но, так или иначе, очень немногие существуют только в одном киберсообществе, и немногие используют только одно средство общения в Интернет. Ниже в таблице приведены наиболее часто используемые службы Интернет Табл 1.3.1
Средства интернет-общения
IRC Конференции Клубы ISQ E-Mail NetMeeting Iphone Теперь рассмотрим подробнее суть этих средств: IRC (Чаты) "IRC" означает "Internet Relay Chat" и представляет из себя систему, которая позволяет вести диалог с другими пользователями Internet на специальных "каналах" или лично. Каналы можно сравнить с комнатами - вы "заходите" на канал и после любая ваша фраза может быть услышана всеми, кто находится на том же канале - вне зависимости от того, что один ваш собеседник живет в Австралии, а другой - в Южной Африке. При необходимости вы можете общаться лично – только с тем, с кем желаете – в private.
По сравнению с обычным разговором, Чат имеет ряд особенностей: собеседники не видят и не слышат друг друга, т.е. не воспринимают ни интонацию, ни внешность. Каждый из участников имеет nick (псевдоним). Выбор своего "ника" - это важная часть виртуального образа. Из "ников", встречаемых на IRC, можно составить целую портретную галерею. Есть здесь литературные персонажи (Буратино, Морозко, Ассоль, Уллис, Горацио, масса Остапов, Бендеров, Винни-Пухов и Гендальфов), есть богатый животный мир (Коза, Кошечка_01, Овчарка, Клоп, Микроб), есть социальные статусы (Царь, Эмигрант, Магнат, Сержант), есть термины бытовой и вычислительной техники (РСТ38бис, int21h, Телек ) . Люди в Чате строят свое впечатление друг о друге только на основе слов, действий, реакций собеседников на происходящее. Многие, приходя на IRC, раскрепощаются. «Мне IRC дает общение в чистом виде. Здесь не видно Вашего лица. Здесь не слышно Вашего голоса и интонаций. Не видно Вашей реакции. Все, что есть - множество букв. Но, как показывает практика, это позволяет лучше понять себя, научиться лучше выражать свои мысли, быть осторожнее со словами – скудным набором смайликов не возможно полноценно передать интонацию. Попытка по-дружески «подколоть» может обернуться глобальной ссорой.» (из конференции) То, о чем можно поговорить в Чате возможно, многие никогда не обсуждают в жизни. Онако, при всех своих возможностях, полезных для профессионального пользователя, IRC всегда рассматривался системными администраторами большинства корпоративных и академических сетей как вредная забава, подлежащая искоренению на ведомственных компьютерах. Такая репутация не случайна: на каждого бизнесмена, использующего IRC для переговоров и производственных совещаний, там приходится полсотни онлайновых "прожигателей жизни", пришедших на сервер исключительно ради того, чтобы потрепаться с незнакомыми людьми на любую тему или позаниматься сетевым сексом с кем угодно. IRC - это образ жизни, отгородиться от которого не так уж просто, попав в его радиус поражения. Для человека, пришедшего туда заниматься своей работой, перспектива получить в нагрузку большую и назойливую семью незнакомых виртуалов не выглядит слишком заманчивой. Конференции. Самая большая компьютерная конференция - USENET - объединяет сотни тысяч машин по всему миру. Ее устройство напоминает доску объявлений, и, с другой стороны, газету. Никакого списка участников конференции не существует. Получать и отправлять сообщения может любой, чья машина связана с какой-нибудь другой машиной, которая получает сообщения конференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, надо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список на своей машине. Сетевое программное обеспечение, обслуживающее конференцию USENET, из всех предлагаемых сообщений выбирает сообщения, относящиеся к группам из вашего списка. Посылая сообщение, вы помечаете, к какой группе оно относится, и все, кто подписан на эту группу, ваше сообщение получат. Такое устройство конференции позволяет получать все сообщения по интересующим темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей - его прочтут те, кого оно может заинтересовать. Основные читатели и участники конференций – люди, которым важно не столько межличностное общение, сколько интеллектуальное. Как правило, это профессионалы, которые ищут здесь ответы на свои профессиональные вопросы. Такие, если и вступают в сетевой разговор, - то чаще всего для того, чтобы получить полезную информацию по интересующему их предмету. Через конференции проще всего находить единомышленников, организовывать фан-клубы, либо научные сообщества. Конференция незаменима для научных дискуссий. При помощи конференции можно обсуждать интересующую тему в такой компании, собрать которую в одном месте для личной беседы стоило бы бешеных денег и непредсказуемых затрат времени и сил. Особых психологических проблем, связанных с общением в сети, у профессионалов не возникает. Люди, ориентированные исключительно на получение деловой либо научной информации меньше всего подвержены двум основным психологическим проблемам: виртуальной зависимости или агрессии в Интернет. Зато они подвержены воздействию тех личностей, у которых такие проблемы есть. Клубы Интернет-клуб, это нечто похожее на смесь конференции и чата. В клубе вы можете иметь только один постоянный ник, который можно сменить только специальным запросом. Здесь сообщество строится и образуется довольно медленно – это клубы и для интеллектуального и для межличностного общения, здесь общаются только те люди, которые интересны друг другу, они с недоверием относятся к чужакам, а модераторы ревностно охраняют нормы клуба. Здесь невозможно просто ворваться в них так же как в чат, Вас просто выкинут или осмеют, в лучшем случае – не заметят. Поведение в них гораздо более регламентируемое – если сообщение нарушает этические нормы клуба или не относятся к теме, его удаляют, а в особо тяжёлых случаях могут вообще запретить вход в клуб. Темы строго определены и отклонения от них не приветствуются. Здесь живут, в основном, интеллектуалы, которые используют Интернет для того, чтобы расширить круг общения - но не потому, что лишены такого круга в реальной жизни, а потому, что, в принципе, пределов расширению нет, - и, чем шире круг, тем богаче все, кто в нем находится. Люди такого типа общаются в Сети достаточно интенсивно, но подходят к этому общению уравновешенно: они не зацикливаются на нем, вступают в беседу только, когда есть, что сказать, и не цепляются за саму возможность общения, если тема исчерпана. Здесь просто невозможно поселиться надолго (как, например, в чате) – круг людей довольно ограничен общими вкусами, сообщения поступают относительно редко, а болтунов, произносящих длинные монологи в пустоту здесь никто не любит, и они вынуждены избирать иное средство общения. Так же как и жители виртуальных миров, члены клубов обычно встречаются в реальности. За редким исключением, так же как в чатах, они объединены по часовым поясам, так что и в реальности не слишком далеко находятся друг от друга. Для них интерактивная жизнь в виртуальном мире становится только приятным дополнением к общению в реале.
Впрочем, и члены клубов, как и участники конференций, уязвимы для агрессии в сети, просто эта агрессия выражается более цивилизованными способами (пародии, язвительные замечания, попытки ввести в словесную перепалку, интеллектуальная драка с продолжением – по e-mail и т.д.)
ICQ "I Seek You" - "Я тебя ищу" или просто «аська» - это программа, позволяющая общаться со своими друзьями в on-line в реальном времени. Действует по принципу e-mail, только ещё быстрее. Чем-то такой способ общения напоминает перебрасывание записками. Можно посылать им сообщения, файлы, вызывать на чат, вызывать у себя и посылать приглашение им для запуска сетевых программ (сетевые игры, IPhone, Netmeeting), которые нужно указать в конфигурации своего ICQ. Пользуясь ICQ, можно включить Invisible Mode и общаться только с теми, кого хочешь здесь видеть. А функция ignore тут безотказно работает против любых приставал, пытающихся сделать ICQ продолжением традиций анонимного и бесцельного чатового трепа . E-MAIL Наиболее универсальное средство компьютерного общения. Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой, за исключением того, что электронное письмо приходит сразу после отправки. Это её преимущество, и это придаёт общению следующие особенности: v особый этикет (даже в научных и деловых письмах): более неформальный стиль общения, часто не используется даже обращение к адресату, зато используется набор смайликов и сокращений, которые позволяют в какой-то мере проинтонировать сообщение. v быстрота отправки и приёма позволяет тут же получить обратную связь и в свою очередь отреагировать, – так что общение в целом более продуктивно, нежели с помощью обычной почты. v возможна отправка копий письма сразу нескольким адресатам, так что в целом это средство скорейшего распространению информации. v С помощью e-maіl можно передавать не только текстовую информацию, но и графические, аудио и видео файлы, т.е. обмениваться информацией иного рода. v E-mail – одно из средств построения взаимоотношений в сети NetMeeting Программа, позволяющая общаться голосом через Интернет. Если хорошая скорость, разговор идет как по телефону. Вы заходите на специальный сервер этой службы и можете выбирать собеседника ( а их там достаточно много). Можно также вызвать человека по его интернетному адресу (у него должна быть предварительно запущена эта программа). Поддерживает одновременно несколько собеседников. Iphone Чем-то похож на NetMeeting, но поддерживает видео передачу. Ещё более прост в использовании. Из-за меньшей популярности на "серверах ожидания собеседников" меньше людей и быстрее этот список людей подгружается. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Дезадаптация Дезадаптированные - люди, в силу разных причин лишенные реального, не виртуального, круга общения. Раньше такие люди оставались на обочине жизни, никем не замеченные и не оцененные, для многих это кончалось трагически. Сегодня у них появилась животворная отдушина. Пусть виртуальное общение - это суррогат, но, в отсутствие любого другого, оно выполняет свою функцию духовного лекарства для таких людей, но в тоже время помогает уходить от решения в реальной действительности, создаёт виртуальную зависимость, схожую с зависимостью от табака, алкоголя и даже наркотиков – такая виртуальная жизнь наносит ущерб физическому, психическому здоровью человека, а так же – его материальному благосостоянию. Дезадаптированный человек сегодня может "уйти" в Интернет, где по другую сторону экрана окажутся живые люди, которым нет разницы, как вы выглядите, какой у вас социальный статус, это лёгкое общение. Все это на первых порах часто создает иллюзию ненужности реальных контактов, которые протекают гораздо сложнее, чем в виртуальном пространстве. Виртуальная среда с неизбежностью порождает многосторонние виртуальные взаимоотношения. В сети, как и в жизни, наиболее плодотворно и психологически безопасно "виртуальные" отношения развиваются именно тогда, когда они становятся частью реальных, не подавляя их. Это действует примерно также, как общение по телефону, которое тоже может вызвать проблемы, если оно поглотит все другие формы. Интернет представляет более сильный инструмент той же природы. Для человека со здоровой психикой электронная почта, чат или ICQ становится частью форм общения и используется скорее как удобное средство связи, наряду с телефоном и факсом. Пользователи с серьезными психологическими проблемами могут пойти по "простому" пути, избрав виртуальное общение как основное. Таким образом они только усугубляют свои проблемы. Типичная ситуация: он или она не умеет общаться, заводить друзей, и испытывает непреодолимую робость в общении с представителями противоположного пола. И тут на помощь приходит Сеть. Место, где вам рады, где вы с легкостью найдете единомышленников, друзей или, на худой конец, собеседников. Зачем поддерживать старые связи, зачем думать о повседневных проблемах и строить реальные отношения, когда есть такая возможность быть выслушанным и понятым? И World Wide Web может стать настоящей паутиной, из которой очень нелегко вырваться. Виртуальная зависимость (Интернет-аддикция) Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен (заболевание/синдром) "(нарко) зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD)[8]. Появился очень об­разный термин Netaholic, или Интернет-аддикт. Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 от­ветов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999гг. были созданы исследо­вательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт). Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости: 1. Навязчивое желание проверить e-mail. 2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет. 3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет. 4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет. Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате
употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Другие исследо­вания называют цифры 2-6%. Отмечаются особенности Интернет-зависимости - это не химическая зависимость, т.е. не приводящая к разрушению организма, по воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. Отмечается что если для формирования традицион­ных видов зависимости требуютс годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.
Внимательно исследуются механизмы возникновения Интернет-зависимости. Так, очень интересно высказывание Дж. Сулера: "Киберпространство - один из способов изменения состояния сознания. Как и в измененном состоянии сознания вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, кажется реальным - часто даже более реальным, чем действительность". Это утверждение позволяет провести параллель между Интернет-зависимостью и зависимостями от химических веществ, изменяющих состояние сознания. Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети. Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций, включая пользование электронной почтой, чатами, ICQ. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации -информационный вампиризм. Наиболее разрушительной Интернет-зависимость оказалась для семейных отношений, так как у зависимого человека начинают появляться новые он-лайн знакомые. Существует проблема "компьютерных вдов" это жены людей, увлеченных компьютером. Бывает, что семья распадается на две части - муж с компьютером "проживают" в одной комнате, жена с ребенком - в другой. Есть много мнений относительно оценки Интернет-зависимости. Похожие ситуации были в свое время с неприятием паровоза или автомобиля, т.е. срабатывал некий консерватизм общества, не готового к тому, чтобы принять новое культурное явление. Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно патологическое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так называемых аддиктов ощущением потока. Под последним исследователи понимают эмоции, появляющиеся у пользователей при нахождении в Сети. Несомненно, зависимые от Сети нуждаются в квалифициро­ванной помощи. На Западе широко развито обращение за помощью в специализированные Интернет-сайты, функционируют группы по типу "Анонимных Алкоголиков" для Интернет-зависимых, зависимых от компьютерных игр. Среди психотерапевтов широко обсуждалась возможность ле­чения пациентов он-лайн. И большинство согласно с тем, что для нормального психотерапевтического процесса необходим личный контакт терапевта с клиентом. В Сети возможно исключительно психологическое консультирование, этакий виртуальный телефон доверия, помощь здесь и сейчас. Очевидно, проблема Интернет-зависимости существует. В помощи пси­хотерапевта нуждаются те, кто игнорирует повседневные заботы, у кого оказывается разрушенной бытовая жизнь. Агрессия в сети Первые посетители Интернета были люди примерно одного круга, близкие и по образованию, и по культуре, и по интересам. Это были технари, и в Сеть они шли в первую очередь с целью решить свои профессиональные вопросы или удовлетворить профессиональный интерес. Когда - пусть даже в виртуальной реальности - встречаются два профессионала, их общение строится на принципах взаимоуважения и взаимной корректности. Однако наряду с массовой популяризацией сеть наводнилась пользователями, поведение которых далёко от нормы. Яркий тому пример – агрессоры, их девиантное поведение в Интернет помогает сублимировать свои наклонности, которые не могут быть выражены в реальности. Таких в интернете очень много, так как они редко несут ответственность за последствия своих действий, а возможностей для реализации деструктивного поведения в сети предостаточно. Среди них есть технари, которые получают удовольствие, а нередко и материальную выгоду от действий, которые наносят материальный урон пользователям Интеренет (крэкеры и киберпанки). И есть люди, которые не могут выразить свою агрессию техническими средствами, они сублимируют её в сетевых играх (типа Quake и пр.), но одновременно и черпают её оттуда. При неблагополучной и некомфортной ситуации в их некомпьютерной жизни, мир сетевых игр становится для них средством ухода от реальных проблем, что создаёт предпосылки для виртуальной зависимости. Ну и, конечно, просто психопатологи, которые избирают Интернет средством реализации своих деструктивных наклонностей. Однако в сети их поведение более ярко выражено, поскольку в виртуальном пространстве можно действовать инкогнито. Эта анонимность в коммуникации может подтолкнуть людей, которые никогда бы не повели себя каким-то неподобающим образом публично, реализовать свои деструктивные фантазии в Сети. Люди с легкостью способны находить единомышленников в киберпространстве, какими бы экзотическими, странными ни были их интересы, и создавать на основе этого группы, которым нет аналогов в реальной действительности. «Общение через сеть освобождает от всяких ограничений, которые накладывает общество. Например, в реальной жизни нужно быть всегда вежливым, а ведь так хочется порой нахамить кому-нибудь или просто сделать какую-нибудь гадость. После этого даже чувствуешь себя лучше, поднимается настроение. И на самом деле не важно, разоблачат тебя или нет.» (из конференции) 3. Склонность к интернет-аддикции в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности Разумеется, что не все индивидуумы одинаково склонны к приобретению интернет-зависимости (как и в случае со всеми прочими аддикциями). Важную (а зачастую решающую роль) в данном случае играют определенные психологические особенности личности. К примеру, есть предположение, что интроверты больше подвержены приобретению виртуальной зависимости чем экстраверты, главным фактором в данном случае выступает неактивность, неумение строить коммуникации, что характерно для интроверсии. Доказательством этому служит ниже приведенное экспериментально-психологическое исследование, проведенное в 2001г Ю.А. Кленовой
Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет - зависимостью (По материалам дипломной работы Ю.А. Кленовой "Психологические аспекты коммуникации в Интернете" (Калининградский государственный университет, кафедра социальной педагогики и управления образованием, 2001).
Цель исследования - выявление связи между интроверсией, коммуникативной установкой и тенденцией к Интернет-зависимости. Гипотеза исследования: интроверсия и коммуникативная установка личности связана со склонностью к Интернет-зависимости. Объект исследования: 31 пользователь сети Интернет, из них 58,1% (18 человек) - мужчины, 41,9% (13 человек) - женщины. Средний возраст составил 26,2 года. Минимальный возраст испытуемых - 19 лет, максимальный - 42 года. 32,2% (10 человек) и 51,6% (16 человек) имеют неоконченное и полное высшее образование соответственно, и 16,1% (5 человек) имеют средне - специальное образование. Средний стаж использования Интернета - 31,8 месяца, максимальный - 60 месяцев, минимальный - 9 месяцев. 16,1% (5 человек) - женаты/замужем. 22,6% испытуемых являются специалистами по компьютерным сетям. В целом, социально-демографические показатели испытуемых экспериментальной группы сопоставимы с аналогичными исследованиями, что свидетельствует о репрезентативности выборки. Методики исследования 1) Для выявления Интернет-зависимости была использована шкала Интернет-зависимости из опросника "Поведение в Интернете" А. Жичкиной. Методика была разработана, апробирована и стандартизирована ученымикафедры социальной психологии факультета психологии МГУ в 1999 году. Шкала Интернет-зависимости включает 7 утверждений, испытуемый должен выбрать тот вариант ответа, который лучше всего подходит для описания поведения испытуемого в Интернете. 2) Для исследования интроверсии - экстраверсии у пользователей сети Интернет был использован личностный тест - опросник Г. Айзенка EPI, адаптированный А. Г. Шмелевым, стандартизированный для тестирования в Интернете Д. Сатиным и В. Ромеком (80;133), [89, 90]. Включает в себя 57 утверждений, с которыми испытуемым нужно согласиться или не согласиться. Методика содержит 3 шкалы: искренность, интроверсия-экстраверсия, нейротизм. Для нашего исследования целесообразно использование показателей по шкале интроверсия - экстраверсия. 3) Для диагностики уровня коммуникативной установки испытуемых была выбрана методика диагностики коммуникативной установки В. Бойко. Методика выявляет признаки негативной установки, такие как: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в отношениях к людям; обоснованный негативизм суждениях о людях; брюзжание; негативный личный опыт общения окружающими. В рамках исследования был использован показатель общего среднего бала, свидетельствующий о коммуникативной установке в целом. Процедура исследования. Исследование проводилось посредством Интернета. Анонс исследования проводился через форум калининградского чата www.chat.kaliningrad.ru; через форум чата www.besedka.ru; через Интернет-пейджер ICQ; через рассылку писем по электронной почте e-mail. Испытуемым, согласившимся участвовать в исследовании, высылался по электронной почте пакет анкет формленных в программе Excel, с сопроводительной инструкцией. Результаты исследования Показатели по шкале "Интернет-зависимость" выявили следующие группы испытуемых, пользователей сети Интернет: 6,4% (2 чел) - абсолютные неаддикты, 41,9% (13 чел.) - не склонны к аддикции, 48,4%(15 чел.) - склонны к аддикции, 3,2% (1 чел.) - аддикты. Показатели по шкале "интроверсия - экстраверсия" вывили следующие группы испытуемых: 22,6% (7 чел.) - интроверты, 41,9% (13 чел.) - потенциальные интроверты, 25,8% (8 чел.) - амбвивалетнность интроверсии-экстраверсии, 6,4% (2 чел.) - потенциальные экстраверты, 3,2% (1 чел.) - экстраверты. Показатели общего среднего балла коммуникативной установки выявили следующие группы испытуемых: 22,6% (7 чел.) - отсутствует негативная коммуникативная установка, 77,4% (24 чел.) - присутствует выраженная коммуникативная установка. Итак, сводные показатели по шкалам Интернет - зависимости, интроверсии - экстраверсии и коммуникативной установки указывают на их выраженность. Т. е., мы у испытуемых наблюдалась экспериментальной группы тенденцию к Интернет-зависимости, потенциальную интроверсию и негативную коммуникативную установку. Для проверки выдвинутой нами гипотезы, для выявления взаимосвязи между Интернет-зависимостью и экстраверсией - интроверсией и интернет-зависимостью и коммуникативной установкой воспользуемся методом анговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту и направление связи между исследуемыми признаками. Было показано, что корреляция между Интернет-зависимостью и интроверсией - экстраверсией сильная и высокозначимая (r=0,88). Корреляция между Интернет-зависимостью и коммуникативной установкой также сильная и высокозначимая (r=0,95). Вывод Таким образом, выдвинутая гипотеза о связи интроверсии и коммуникативной установки с особенностями коммуникации в Интернете подтвердилась. А именно, особенности протекания коммуникативных процессов в сети Интернет, продуктом которых является Интернет - зависимость, а в рамках нашего исследования склонность к Интернет - зависимости, связаны с индивидуально - психологическими особенностями пользователей: интроверсией и негативной коммуникативной установкой. ВЫВОДЫ Таким образом рассмотрев вопросы, касающиеся сетевого общения, проблем людей, находящихся в этой сети, можно сделать вывод, что ни в коем случае нельзя давать однозначную оценку такому социально-психологическому явлению, как общение посредством Интернет. При рассмотрении психологических проблем пользователей, возникающих либо усиливающихся посредством интернет-общения, на первое место опять же выступает психология индивидуальность. То, что хорошо и полезно для одного, является деструктивным и вредным другому. Поэтому хочу завершить весьма интересной цитатой, взятой из интернет-форума: «…что касается проблем Интернета, как поднятых, так и не затронутых здесь, все недостатки, несовершенства интернета, как и его возможности - это несовершенства и недостатки общества, интернет - это своеобразное зеркало, причем очень "прямое" зеркало, которое отражает наше общество без всяких прикрас, ведь все, кто попадает в интернет - искренни в своих желаниях и потребностях . а вообще интернет - это здорово, безумно интересно, привлекательно, перспективно, полезно, широко и любопытно я пока еще ничего не скажу-буду смотреть, как народ отреагирует, но .маленькое замечание .:-) Эпизод о двух людях сидящих за двумя соседними компами не просто реален - это реальность. У меня даже был случай, когда (привет!) я впервые встретился в ''живую'' со своим виртуальным другом, и мы не нашли (из-за естественного брат чатланин поймет смущения) ничего лучше, как заняться сетевым общением за одним компьютером . вскоре мы, конечно, перешли на более традиционные способы коммуникации ,сдружившись ''реально'' ,но факт остается фактом: не стоит путать божий дар с яичницей , а сетевое общение с реальными у того и у другого есть достоинства и недостатки . Салют, всем!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: Литература: 1. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. 2. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.
3. Петрова Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? //Hard'n'Soft. - 1996. - N7. 4. Петрова Н.П. "Виртуальный театр ДДТ" глазами его создателей // Мир ПК. – 1998/ 5. Искусство общения в Интернет, или сказкотерапия в действии // Мир ПК. – 1998. Интернет – источники 1. www.netaddiction.com/parents.htm 2. www.psychology.ru/internet 3. www.expert.ru/expert/special/educat/psyho.htm 4. www.psychology.ru/internet/ecology/04.htm 5. www.psycholоgy.ru/internet/round/140400/04_persona.htm 6. www.psychology.ru/internet/round 7. www.flogiston.ru Личные наблюдения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация математических моделей, используемых в экономике и менеджменте
Реферат С чего начиналась русская поэзия
Реферат Міжнародно–правовий захист соціально–економічних прав людини
Реферат А. А. Данилов Юрий Иванович кораблев
Реферат Компьютерное сопровождение технологии вышивания крестиком
Реферат Операції комерційного банку в іноземній валюті
Реферат Профилактика заражения компьютера
Реферат Механизация ухода за посадками картофеля в колхозе "Октябрь" Клецкого района Минской области с разработкой рабочего органа для междурядной обработки
Реферат Краткий исторический обзор формирования государственного аппарата Китая, правовые основы английской буржуазной революции
Реферат Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.)
Реферат Selfdefense In Criminal Cases Essay Research Paper
Реферат Общение:застенчивость и обаяние
Реферат Игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков
Реферат Айтматов ч. - Проблемы экологии в современной литературе
Реферат Процессор