Реферат по предмету "Психология"


Психология малых групп

Содержание Введение 1. История исследования малых групп 2. Группы: их виды, размеры, структура. 3. Развитие группы. Общие качества группы.
4. Межличностные отношения в группах. 5. Коллектив как малая группа. Самоопределение личности в коллективе. 6. Идентификация и интеграция личности в коллективе. Конформные реакции 7. Сплоченность группы. 8. Эффективность групповой деятельности Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых социальной психологией в настоящее время является проблема социальных групп. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. «Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”»[1]. С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию 1. История исследования малых групп. Исследование американским психологом Н. Триплетом (1887 год) эффектности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии. Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире - эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной специальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века. Именно в этот период усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску объективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорт) во многом продолжали линию исследований, начатую Н. Триплетом. Ф. Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы, как «совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях» Отказ рассматирвать группу как определенную реальность Ф. Оллпорт объясняет отсутствием адекватных методов исследования. В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе, как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов. Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х – начала 40–х годов из ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Тае, например, Н. Шерифф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т. Ньюман исследует аналогичные проблемы, но в полевых условиях,; В. Уайт, применяя метод включенного наблюдения реализует программу «живых» групп в трущобах большого города.; Складывается теория черт, лидерства и т.и. в этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания внутреннего равновесия и сплочения). Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину, который явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К.Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни. Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом – в этот период возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приёмов управления группами. К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов, определявших развитие психологии групп, таких, как: социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход, формально-модельный подход, теория подкрепления. В нашей стране изучение малых групп имеет давнюю психологическую традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско – японской войны 1904 – 1905 гг. Решающую роль становлении психологи малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В.М.Бехтерёва, А.С.Залужского. После гражданской войны для развития психологии коллективов характерен повышенный интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди многочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена таких психологов, как П.П.Блонскиий и Д.Б.Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов. Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С.Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем группы. В работе Макаренко реализуются (хотя в упрощённом виде) важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельности, системности, развития. В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малой группы, организация, структура и управление (включая руководство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплочённость, психологический климат, мотивация групповой деятельности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием саиой группы. Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования малых групп. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп, функционирующих в сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска. 70-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповой психологии. В это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению в 70-е годы подверглась сама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплочённостью и эффективностью, психотерапией.
На протяжении третьего этапа(80-е годы) продолжались и усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения её теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.
Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истёкшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. Это – деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход. 2. Группы: их виды, размеры, структура. Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на: малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами». Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревни, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа. Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы. Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия. И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения. Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

Группа Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология, с. 194»: Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют объект исследования в социальной психологии. Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.
Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.
Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые: * социальные классы; * различные этнические группы; * профессиональные группы; * возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.). Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти. “Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы. 3. Развитие группы. Общие качества группы. Непосредственно общие качества группы: Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция). Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы. Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: * направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм; * организованность - реальная способность группы к самоуправлению; * эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы; * интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка; * волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях. Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех.[3] Рассмотрим также психологические механизмы развития малой группы. К числу психологических механизмов развития малой группы относятся: · Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей. · «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей 4.Межличностные отношения в группах. Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности, лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные — как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения — это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке. Межличностные отношения в группе можно рассматривать в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т. е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, но втором законы их преобразования и развития. Эти два подхода часто соседствуют друг с другом, взаимно дополняют друг друга, и это характерно, в частности, для дальнейшего рассмотре­ния их в учебнике. Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на входном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в кол­лективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут вмениться как личности. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».
Конформизм — широко распространенный феномен, выра­жающий собой безусловно отрицательное влияние группы на лич­ность, побуждающий ее вести себя нечестно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать.
Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует. Большие группы могут быть условными, включая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики (национальные, возрастные, половые и т.д.). В отличие от больших групп, малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Отличительной чертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения. Имеется в виду, что в малой группе есть, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которых объединяются остальные члены группы. Дифференцируя группы по характеру их организации, регулирующей взаимодействие членов группы, следует отметить, что официальная организация предполагает заданность извне структуры группы, в то время как неофициальная организация группы регулируется внутренними структурными особенностями, которые формируются вследствие психологического, а не правового взаимодействия людей. В зависимости от задач, стоящих перед психологом, малые группы можно делить · по степени близости отношений между членами группы на первичные (семья, близкие друзья) и вторичные (учебные, производственные контакты); · в зависимости от тех прав, которые предоставляются участникам группой, на паритетные (все члены группы имеют равные права) и непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей); · в зависимости от ценности группы для индивида на группы членства (где индивид присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет существующих в ней установок, отношений и т.д.) и референтные группы (выступающие для индивида как эталон, образец для поведения, самооценки). Сам факт включенности людей в группы по видам их деятельности, по характеру общественных связей становится настолько очевидным, что требует к себе пристального внимания исследователей. Можно сказать, что роль малых групп объективно увеличивается в жизни человека, в частности потому, что умножается необходимость принятия групповых решений на производстве, в жизни и т.д. Малая группа рассматривается как особого рода психологический феномен, как промежуточное звено в системе «личность – общество». 5.Коллектив как малая группа. Самоопределение личности в коллективе. Коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности, и в этом его основное психологическое отличие от остальных групп. Хорошо зная коллектив в целом, многих его членов, индивид сознательно, избирательно реагирует на мнение каждого, ориентируясь на отношения и оценки, сложившиеся в совместной деятельности, на ценности, которые приняты и утверждаются всеми. Состояние же индивида в незнакомой, случайной неорганизованной группе, в условиях дефицита информации о лицах, ее образующих, способствует повышению внушаемости. Таким образом, если поведение человека в неорганизованной случайной группе определяется исключительно местом, которое он выбирает для себя (чаще всего преднамеренно), то в коллективе существует еще одна специфическая возможность – коллективистическое самоопределение личности. Личность избирательно относится к воздействиям одной конкретной общности, принимая одно и отвергая другое, в зависимости от опосредствующих факторов – оценок, убеждений, идеалов. Не только преобладание коллективистского самоопределения и снижение конформных реакций, но и ряд других психологических явлений выделяют коллектив из числа других общностей. Существует большое многообразие коллективов, что вызывает необходимость их классификации. Наиболее целесообразным представляется проводить классификацию коллективов по основаниям, предложенным Е. А. Яблоковой (1984): • по формам собственности; • по классовой принадлежности; • по принадлежности к глобальным областям жизнедеятельнос­ти общества и превалирующей функции; • по принадлежности к сферам разделения труда и основному виду деятельности; • по месту в организационно-уровневой структуре; • по уровню развития; • по способу образования; • по величине; • по времени существования. В целом в отечественной психологии коллектив рассматривается к высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов. Формирование и развитие коллектива при­надлежит к числу организованных групповых процессов. Основными факторами формирования коллектива являются: 1) широкое применение групповых и коллективных форм орга­низации совместной деятельности, создание системы функци­ональной, материальной, информационной, организационной, управленческой взаимосвязанности и взаимозависимости чле­нов коллектива; 2) обеспечение компетентного руководства и положительного личного примера руководителя; 3) целенаправленное формирование самосознания коллектива, ориентация его на самосовершенствование и превращение в субъект управления и воспитания. Основной или вторичный коллектив имеет свои особенности. Во-первых, он, как правило, состоит из нескольких первичных коллективов и малых групп и чаще всего просто численно больше их. Во-вторых, вторичный коллектив, как правило, обладает большей экономической и политической автономностью. 6.Идентификация и интеграция личности в коллективе. Конформные реакции Коллективистическое самоопределение возникает в том случае, когда поведение личности в условиях специально организованного группового давления обусловлено не непосредственным влиянием группы и не индивидуальной склонностью к внушаемости, а главным образом принятыми в группе целями и задачами деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями. В коллективе коллективистическое самоопределение является преобладающим способом реакции личности на групповое давление и поэтому выступает как особое качество межличностных отношений, способствующее сохранению цели коллектива, а следовательно, обеспечивающее его интеграцию. В плоскости психологических исследований интегративных процессов в группе был экспериментально выявлен феномен, получивший название коллективистическая идентификация. Это феномен межличностных связей, который предполагает такую мотивацию отношений к товарищу, как к члену коллектива, когда субъект, исходя из высоких нравственных мировоззренческих принципов, реально, действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе как ко всем другим в коллективе, когда противопоставление «Я» и «ОНИ» снимается понятием «МЫ».
Коллективистская интеграция в равной степени предполагает отказ от альтруистического всепрощения и от эгоистического потребительского отношения к окружающим. Гуманность, забота о товарище, как и требовательность к нему, - норма коллективистических взаимоотношений. Так возникает психологический климат, благоприятный для всестороннего гармоничного развития личности. Нарушением принципов коллективистической интеграции является поведение, при котором к себе и к другим в одной и той же сходной ситуации индивид применяет разные нравственные нормы и строит свои поступки, исходя из этих норм. Параметр, характеризующий факт сохранения антагонизма «Я» и «ОНИ» или снятия его в коллективистическом начале «МЫ», получил название сочувствие или соучаствование. Сочувствие как соучаствование – это коллективистическая идентификация, для которой некоторое неблагоприятное происшествие, а также связанные с ним переживания одного из членов группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на блокирование действия данного происшествия.
Когда конкретный человек, находясь в малой группе, реагирует (поступает, думает) в ней точно так же, как большинство ее членов, но не так, как он думает и поступает в подобных случаях в одиночестве, такие реакции называются конформными. Люди, проявляющие такие реакции, считаются конформистами, ибо они привыкают поступать так постоянно и конформизм становится чертой их личности. Как показывают исследования многочисленных ученых, занимающихся этой проблемой, конформные реакции составляют существенную часть поведения человека в малой группе. Из данных, публикованных разными авторами, становится ясно, что малая группа оказывает очень сильное влияние на всех своих членов. Такое влияние вызывается и осуществляется разными психологическими механизмами, в частности, таким, как «давление группы». Постоянное желание устранить разногласие с группой испытывают члены любой группы. При этом, каждый из членов группы имеет однонаправленную тенденцию приблизить своё мнение к мнению группы. Группа же имеет тенденцию приблизить экстремальную реакцию члена группы к своему мнению. И если механизм первого – это соглашение с группой, то механизм второго – увеличение давления, оказываемого на члена группы, декларирующего девиантное мнение. Это может происходить следующим образом: члены группы начинают смеяться над советами испытуемого и над ним самим, сомневаться в оскорбительной для испытуемого форме в полноценности его органов чувств и его самого и т.д., что оказывает сильное влияние на степень конформности члена группы. Давление может иметь несколько каналов, через которые индивид его ощущает. Прежде всего это собственное психологическое давление; затем – угроза осуждения; а так же другие факторы, такие как доброжелательность, индифферентность или недоброжелательность по отношению к тестируемому, возможность поощрения, награды за конформность и т.д. Таким образом, с появлением группы автоматически возникает ее давление. Очевидно, что разные по составу, возрасту и другим параметрам группы потенциально оказывают разное максимальное давление. Понятие максимального давления является чрезвычайно важным. При исследованиях по методике американского психолога С.Аша и другим методикам максимальное давление группами не создавалось, а в каждом отдельном случае применялось некоторое неизвестное по величине давление, специфическое с точки зрения канала воздействия. Даже одна и та же группа при групповом решении одних и тех же задач оказывает разное влияние на разных индивидов в течение часа. Это может происходить и вследствие усталости группы, и ее заинтересованности склонить к конформности именно этого, а не другого члена группы, и по многим другим причинам. Величина давления особо тесно связана с таким органическим свойством группы, как толерантность. Более того, по-видимому, толерантность является параметром, определяющим величину давления группы, а порицание, репрессии и т.д. – лишь средствами его осуществления. Правильным будет сказать, что величина давления является функцией от степени толерантности группы. Давление группы, в первую очередь зависит от ее физических параметров – размера, состава, единообразия поведения ее членов и т.д. Например, чем больше группа, тем меньше оказываемое давление. 7.Сплоченность группы. Сплоченность – высшее проявление гармонии человеческих отношений. Но многосложность человеческих отношений неизбежно порождает конфликты. Конфликт не всегда препятствует сплоченности людей, в него втянутых. В отечественной психологии сплоченность рассматривается с разных позиций. В рамках принципа деятельности этим занимается школа А.В. Петровского. В ее разработках сплоченность представляется как процесс развития внутригрупповых связей, соответствующих уровневому развитию групповой деятельности. На первом уровне (соответствующем поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне развития (соответствующем второму слою структуры малой группы – «ценносто-ориентированному единству») происходит совпадение основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция членов группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности. Ведущим способом выявления сплоченности является регистрация взаимодействий, коммуникативных актов, взаимных выборов и предпочтений. Базирующихся на симпатиях и антипатиях членов группы. Итак, между количеством, частотой и интенсивностью контактов в группе и ее сплоченностью существует прямая связь, а поэтому количество и сила взаимных положительных или отрицательных выборов – это свидетельство сплоченности. При этом даже не предполагается, что частота и количество межиндивидуальных контактов, а также их продолжительность могут быть как раз следствием сплоченности группы. Источники групповой и индивидуальной активности, формирование установок, ценностных ориентаций и норм – все это, таким образом, рассматривается как производное от уровня межличностного общения и эмоциональной окраски коммуникаций. Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью. Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом: Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями. Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями. Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Коллектив - взаимодействия опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет). В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами. Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой (Современная зарубежная СПС - с. 197). Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений. Это хорошо видно на схеме: личность вне группы личность в слаборазвитой группе личность в коллективе личность в корпорации Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в группах. + - положительное в личности и межличностных отношениях - - отрицательное в личности и межличностных отношениях ¯ - поворот отношений в любую сторону « - отношения. Это пример взаимоотношений в микрогруппе - диаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми. По этой причине более представительной моделью отношений является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе триаде. Их возможные варианты: + + + + - + + + - - - - + + + + - - Несовместимые Согласованные +
+ + + - - Идеальные 8.Эффективность групповой деятельности Социально-психологические характеристики группы можно разделить на два класса: формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей, и содержательные, не­посредственно отражающие взаимоотношения в данной группе, ее психологию. К формальным можно отнести число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы. К содержательным — межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство. Формальные особенности группы характеризуют ее параметры, не затрагивающие непосредственно психологию людей. Наряду с содержательными они оказывают влияние на успешность групповой работы. Психологические состояния людей непосредственно влияют на работу группы, однако изме­нять их очень трудно, и к тому же они зависят от формальных характеристик группы, например от ее композиции. Формальными аспектами групповой работы управлять легче, но они лишь косвенно влияют на групповую деятельность — через психологию составляющих ее людей. Следовательно, важно помимо прочего найти ответ и на вопрос, каким образом взаимосвязаны формальные и содержа­тельные характеристики группы. Тем не менее можно выстроить различные факторы, определяю­щие успешность групповой работы, по их логическому приоритету. В соотношении формальных и содержательных характеристик группы с точки зрения их совместного влияния на успешность работы на первое место все же следует поставить содержательные, причем не все, а только те, которые характеризуют группу как развитый коллектив. Вслед за ними следует, по-видимому, располо­жить формальные и общие содержательные характеристики группы Решая вопрос о соответствии деятельности группы предъяв­ляемым к ней требованиям, в каждом конкретном случае необходи­мо четко различать два разных уровня такого соответствия: пра­вовой, или нормативный, и моральный, или сверхнормативный Первый уровень — это соответствие группы, результатов ее работы обязательным требованиям, которые предъявляются к группе зако­ном, а второй — социальным ожиданиям, выраженным в форме нравственных суждений и общественных идеалов. Последнее мы будем называть сверхнормативным, имея в виду под нормами офи­циально узаконенные, юридически оформленные стандарты, и счи­тать, что сверхнормативную деятельность проявляет такая группа, которая перед обществом и людьми берет на себя дополнительные моральные обязательства и бескорыстно их выполняет. Каковы же практические пути повышения эффективности группо­вой деятельности? Установлено, что величина группы не оказывает прямого и однозначного влияния на успешность ее деятельности. Однако уве­личение или уменьшение количества членов в зависимости от за­дачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы. Психологические следствия увеличения или уменьшения количества членов группы различны, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные: 1. С увеличением группы в ней появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью. Это создает благоприятные условия для широкого и разностороннего обсуждения различных вопросов. 1. Чем больше группа, тем легче распределить обязанности между ее членами в соответствии с их возможностями и способностями в интересах дела. 2. Большая по численности группа может собрать и перерабо­тать за одно и то же время большее количество информации. 3. В большой группе большее число людей может участвовать в выработке и принятии решения, взвешивании и оценке его положительных и отрицательных сторон. 4. С ростом группы обычно повышается ее «ресурс талантов». Это увеличивает вероятность принятия оптимальных решений. Для задач, имеющих много альтернативных вариантов решения, это обстоятельство представляется весьма существенным. Отрицательные: 1. С увеличением числа членов группы может уменьшаться ее сплоченносгь, возрастает вероятность образования и распада на группировки. Это существенно затрудняет достижение единства по обсуждаемым в группе вопросам. 2. Большой группой трудно управлять, организовывать взаимодействие ее членов, налаживать между ними нормальные деловые и личные взаимоотношения. 3. Рост группы может привести к увеличению расхождений во мнениях и обострению взаимоотношений. 4. При увеличении группы статус и авторитет одних ее чле­нов растет, других — уменьшается, увеличивается психологическая дистанция между ними. Возможности для развития и использо­вания своих способностей, удовлетворения потребностей в общении, самовыражении, признании у одних членов группы возрастают, у других — уменьшаются, что создает неблагоприятные условия для развития личности. 5. С увеличением группы средний вклад каждого участника в итоги совместной деятельности обычно снижается. На успех работы группы в немалой степени влияет задача, стоящая перед ней. Следует отметить, что задача определяет струк­туру взаимодействия членов группы в процессе их совместной рабо­ты, а структура, в свою очередь, влияет на ее итоги. Композиция, т. е. индивидуальный состав, влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологиче­ского развития как коллектива. При одном и том же составе группа может быть психологически совместимой и несовместимой, работо­способной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной
Высокоразвитые группы с неоднородной композицией — со значи­тельными индивидуально-психологическими различиями участни­ков — лучше, чем однородные, справляются со сложными пробле­мами и задачами. Благодаря различиям в опыте, в подходах к реше­нию задач, в точках зрения, мышлении, особенностях восприятия, памяти и т. п. их участники с разных сторон подходят к решению задач. В результате увеличивается число идей, разнообразных вари­антов решения и, следовательно, вероятность эффективного выполне­ния поставленной задачи.
Неоднородность композиции группы, если она слабо развита, Затрудняет взаимопонимание, выработку общей позиции. В таких условиях неоднородность состава приводит к возникновению противоречий и конфликтов в сфере личных взаимоотношений. Наряду с упорядочением деятельности таких групп их целесообразно делить на рабочие подгруппы, состоящие из людей, психологически совме­стимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и разде­ление труда между подгруппами внутри группы. В однородных группах люди обычно больше удовлетворены и стремятся к общению. В особенности это относится к кратковременным объединениям школьников. В трудных ситуациях, вызывающих повышенную эмоциональную, психологическую и физическую напряженность, в условиях дефицита времени, отводимого на решение задачи, при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают психологически однородные группы, так как здесь участники понимают друг друга с полуслова. Зависимость успеха группы от стиля лидерства также находится в непосредственной связи с уровнем социально-психологического развития группы. Для группы, приближающейся к уровню развития коллектива, имеющей органы самоуправления, способной к самоорганизации деятельности, эффективнее будут коллегиальные формы руководства, предполагающие демократичный, а в некоторых ситуациях — даже либеральный стиль лидерства В группах, находящихся на среднем уровне развития, лучшие результаты дает гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и либеральности. В относительно слаборазвитых группах, не готовых к самостоятельной работе, не способных к самоорганизации деятельности и имеющих сложные, конфликтные отношения, предпочтительнее ди­рективный стиль руководства с элементами демократичности. Дирек­тивный стиль как временная мера может оказаться полезным и в среднеразвитых группах при их работе в сложных ситуациях. Следует, однако, помнить, что слишком частое, психологически не обоснованное применение директивного (или авторитарного) стиля лидерства в среднеразвитой группа отрицательно сказывается на настрое людей, снижает эффектив­ность групповой работы. Такой стиль ограничивает самостоятель­ность и особенно плохо сказывается на решении творческих задач, требующих глубокого мышления. Немаловажное значение для успешной работы группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональная окраска межличност­ных контактов, другие формы взаимодействия и взаимоотношений по-разному сказываются на эффективности групповой работы. Хоро­шие эмоционально-межличностные отношения членов группы чаще всего способствуют их успешной совместной работе. Однако в груп­пах разного уровня социально-психологической зрелости эти взаимо­отношения проявляют себя по-разному. При сравнительно простых задачах, ставших привычными для членов группы, не требующих от них больших совместных усилий, не вызывающих эмоциональной напряженности, личные взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. Если же группе предстоят непривычные дела, требующие сложных, согласованных, скоординированных усилий, порождающие повышенную эмоциональную напряженность (особенно стрессовую ситуацию), то лучше в работе проявляют себе более развитые в социально-психологическом отношении группы. Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятельности. Существует несколько таких форм организации: коллективно-кооперативная, организованная на началах тесного вза­имодействия и взаимозависимости участников группы в работе, инди­видуальная, базирующаяся на самостоятельной работе каждого, скоординированная, при которой каждый работает самостоятельно, но соотносит процесс и результаты своей работы с деятельностью остальных участников группы. Выбор той или иной формы орга­низации совместного труда определяется в основном двумя факторами: задачей, стоящей перед группой, и уровнем ее социально-психологической зрелости. В большинстве случаев, за исключением некоторых видов индивидуально сложных творческих работ, предпочтение отдается коллективно-кооперативной форме организации сов­местной деятельности. Она обладает потенциально максимальным сверхаддитивным эффектом, наилучшим образом мобилизует интеллектуальные, эмоциональные и физические ресурсы членов группы, улучшает возможности восприятия, переработки ими информации и принятия оптимальных решений. Эта же форма организации работы лучше других предупреждает возможность появления ошибочных ре­шений. При сложной творческой работе предпочтительнее индивидуальная и скоординированная формы организации совместной , деятельности, эпизодически сочетающиеся с коллективно-коопера­тивной формой организации труда. В повышении успешности групповой деятельности немаловажная роль принадлежит групповым дискуссиям. В них должны принимать участие все члены группы. Для того чтобы дискуссия была достаточно эффективной, необходимо с самого начала четко определить ее цель — от простого обмена мнениями по какому-либо вопросу до принятия и реализации сложного решения. Метод групповой дискуссии для принятия оптимальных реше­ний особенно полезен при обсуждении вопросов, по которым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки зрения. При организации и проведении групповой дискуссии надо учи­тывать ряд обстоятельств, от которых зависит ее успешность. Прежде всего членам дискуссионной группы должны быть разъяс­нены цели и задачи их совместной работы, определены процедура и время ее проведения. Для того чтобы дискуссия была конкретной, Конструктивной и плодотворной, нужно заранее ограничить предмет обсуждения, постоянно следить за тем, чтобы в процессе дискуссии ее участники не отклонялись от заданной темы. Работа в дискуссионной группе должна строиться на началах взаимного доверия, открытости, проводиться в атмосфере добро­желательности, при которой даже самые экстравагантные, стран­ные мнения не отбрасываются с порога, не вызывают отрицательной реакции, реплик, унижающих человеческое достоинство автора Психологически правильная организация групповой дискуссии включает несколько последовательных этапов работы: 1. Формулировка и уточнение сути обсуждаемого вопроса. Количество участников здесь должно быть сравнительно небольшим, от трех до пяти человек, чтобы в условиях минимума коммуникаций можно было быстро прий­ти к единому мнению 2. Высказывание альтернативных идей о путях и способах решения поставленного вопроса. Все поступив­шие предложения фиксируются, систематизируются и в виде кратко­го резюме утверждаются в конце групповой дискуссии на данном этапе (с согласия всех участников).
3. Обсуждение достоинств и недостатков каждого из предложений, поступивших на предыдущем этапе дискуссии. Персональная критика, затрагивающая личность автора, категорически запрещается. 4. Взвешивание всех «за» и «против» предложенных вариантов решения. Они рассматривают посту­пившие предложения вместе с аргументами за и против каждого из них, выбирают наиболее удачные, а из них — наилучшее, до­рабатывают его при необходимости, дополняя положительными мо­ментами, имеющимися в других предложениях.
5. На основе наилучшего из выбранных предложений разрабатываются программа и план дальнейших действий. Для того чтобы дискуссия протекала успешно, следует обратить особое внимание на подбор и подготовку ведущего. Роль ведущего требует специальных умений и навыков, она не допускает вмешательства в происходящее. Ведущий должен внимательно следить за ходом обсуждения, анализировать и оценивать его, взвешивать пра­вильность приводимых участниками аргументов и фактов, верность их поведения, степень достижения в процессе дискуссии той цели, которая была намечена вначале. Время от времени ведущий берет слово и делится с участниками своими мыслями. У ведущего дискуссию почти всегда имеется несколько полезных для обсуждения идей, но ему не следует спешить их высказывать. Чтобы дискуссия не остановилась в том случае, когда мнения участ­ников расходятся, ведущий должен уметь вовремя направить разговор так, чтобы достичь хотя бы предварительного, временного согла­сия по обсуждаемому вопросу и продолжать обсуждение. Завершая дискуссию, ведущий должен еще раз обратить внимание ее участников на результаты обсуждения. Ими могут стать различия во мнениях, позициях, их изменение, произошедшее в результате обсуждения, меры, к которым необходимо прибегнуть в будущем для нахождения лучших решений проблемы, еще большего сближения позиций участников по обсуждаемым вопросам. Затем ведущий подводит итоги дискуссии. Важным заключительным моментом организации и проведения группового обсуждения проблем, повышения эффективности группо­вой дискуссии является оценка ее итогов самими участниками. Для получения информации о пользе дискуссии членам группы мож­но задать вопрос: «Насколько полезным для вас было состоявшееся обсуждение?» ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» - Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214 Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе. Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов: внегрупповые (физические и социальные) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения) внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки) Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1974. 2.Еникеев И. М. «Общая и юридическая психология». Часть 1. М.,2001 3.Немов Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического колеектива.— М., 1988 4.Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студ. выс.пед.учебн.завед. Кн.1 – М.:Просвещение:1994 5.Рогов Е. И. «Общая психология». Курс лекций. 6.Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974. 7.Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М.: Политиздат. 1975. 8.Социальная психология под редакцией А.П.Журавлева. М.: 2002 9.Стрижак Л. Н. «Психология и педагогика». Учебное пособие 10.Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985. 11.Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 1991. и педагогика». Учебное пособие [1] Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М., просвещение, 1991. [3] Г.М. Андреева Социальная психология, М. 1974, с.195.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.