Реферат по предмету "Психология"


Особенности изменения личности в период геронтогенеза

Оглавление Введение 1. Особенности изменения личности в период геронтогенеза 1.1. Психофизиологические изменения в пожилом возрасте 1.2. Эмоциональное переживание старения как условие формирования личностных особенностей
1.3. Основные стратегии совладания в период геронтогенеза. 2. Экспериментальное исследование 2.1. Исследование стратегий совладания одиноких и замужних женщин 2.2. Результаты исследования и их обсуждение Заключение Список литературы Приложение Введение В настоящее время в высокоразвитых странах возросла продолжительность жизни людей, удлинился период старости, который занимает около трёх десятилетий. Однако в психологической науке этот период изучен несравненно меньше, чем первая треть жизни человека. И всё же за последние два десятилетия психологи создали значительный материал, выявляющий характеристики психологического облика пожилого человека. В словаре С.И.Ожегова “пожилой”- “начинающий стареть”, “старость” - “период жизни после зрелости, в которой происходит ослабление организма” и, наконец, “старый” - “достигший старости”. Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании чётко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в старческом возрасте. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость - достижение некоторого предела этих изменений. Эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне - человек выходит на пенсию, меняется социальный статус; на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним. Целью является изучение эмоциональной сферы и стратегий совладания человека в трудной ситуации. Задачи: 1. Исследование теоретической литературы. 2. Изучение психофизических изменений в период геронтогенеза. 3. Основные деструктивные проявления в эмоциональной сфере пожилого человека. 4. Стратегии отношения и приспособления к старению. 5. Эмпирический подбор методик и опробирование их на женщинах пожилого возраста. Объектом является изменение личности в период геронтогенеза. Предметом является стратегии совладания пожилых людей с трудными ситуациями. Гипотеза : Пожилые женщины с разным семейным положением могут иметь различные стратегии совладания. 1. Особенности изменения личности в период геронтогенеза 1.1. Психофизиологические изменения в пожилом возрасте В психологии нет чёткого определения границ позднего периода жизни. Как правило, учёные выделяют группу пожилого возраста - от 60 до 75 лет , неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию. Для людей, входящих в эту группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности, а наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально - психологической адаптации и вызываемыйэтим психологический дискомфорт. Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение времени реакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности, охватывающих как большинство сенсорных функций, так и моторику, восприятие нового, запоминание - всё поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях. Причины психологических изменений (Биррен) : Первичное старение (внешнее) - это нормальный процесс, не отягощённый хроническими болезнями. Вторичное старение (внутреннее) - старение связано с патологическим ухудшением здоровья и сопровождается разнообразными хроническими заболеваниями, влияющими на функционирование мозга. На оба эти процесса оказывает влияние стиль жизни: стрессы, морально - этические принципы, и т.д. Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС. Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения [11, 147]. Изменения силы и подвижности психических процессов в старости сугубо индивидуально. В основе индивидуального характера изменений психической деятельности в старости лежат как гетерохронность в нарушениях памяти, интеллекта, так и жизненный опыт, индивидуальные качества, качества личности, присущие конкретному человеку. Это способствует формированию собственных механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям. Поздний возраст - заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. В настоящее время существуют различные определения старения. Одни из авторов рассматривают старение как постепенное ослабление реактивности клеток за счёт изменения физико-химической структуры клеточного вещества. По мнению других, старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Определяют старение и как изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к снижению выживания и приспособления. Старение - процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма. Причиной снижения адаптации стареющего организма является ослабление функций всех систем - нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др. Процесс старения представляет собой генетически запрограмированный процесс, сопровождающийся определёнными возрастными изменениями в организме. В период геронтогенеза происходит постепенное ослабление деятельности организма, ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Все изменения в период старения носят индивидуальный характер [9, 359]. Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными и качественными изменениями перестройки биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Старение - процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях строения организма. 1) Прежде всего, это уровень всего организма в целом - то, что мы наблюдаем визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, “садится” голос, становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, ихменяется форма грудной клетки. В психологии, характере, поведении человека, - а всё это тоже относится к целостным свойствам организма и может наблюдаться при непосредственном общении - появляются свои изменения. Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных.
Эти наблюдаемые изменения во внешности и личности человека отражают глубинную перестройку его организма. 2) Уровень который составляют отдельные органы и системы. Уменьшается жизненный объём лёгких, теряется эластичность кровеносных сосудов, грубеют и снижают чувствительность все составляющие органы слуха, сокращается объём необходимого для пищеварения желудочного сока, в костях появляется много извести, делающей их более хрупкими, уменьшается объём мышечной массы, отмирающие в органах клетки уже не заменяются новыми, имеющими такие же свойства, а заменяются мало специализированной соединительной тканью и разрастающимися жировыми клетками.
3) Клеточный уровень организма. С возрастом они делятся всё реже и реже, а это значит, что ткани теряют способность к самообновлению. В клетках уменьшается содержание воды, следовательно, увеличивается вязкость содержащейся в них жидкости, уменьшается скорость происходящих в них химических реакций, жизненно необходимых организму, т.е. ограничивается производство и снабжение организма теми веществами, которые ему нужны. Применительно к позднему возрасту следует различать такие понятия, как “психическая старость” и “физическая немощность”. Первое понятие связано с особенностями изменения структуры личности старого человека, а второе - с протеканием биологических процессов в организме. Нельзя рассматривать биологическое одряхление как жёстко связанное с личностными изменениями [3, 153]. На ранних этапах старения человек остро переживает любые признаки старческих изменений, а в позднем возрасте часто утрачивается критическое отношение к возрастным изменениям, себе, окружающим. 1.2. Эмоциональное переживание старения как условие формирования личностных особенностей Одним из основных стрессоров людей пожилого возраста можно считать отсутствие чёткого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости. Существенными оказываются такие психологические аспекты, как: изоляция, самоизоляция, отражающие осознание одиночества как непонимания, безразличия со стороны окружающих. Принятие или непринятие одиночества уходит корнями в более ранние периоды жизни, в старости хе лишь отчётливо проявляются и обостряются отрицательные черты характера. Помимо психологического дискомфорта, жизнь в одиночестве осложняет решение разнообразных жизненных проблем, и без того усложнённых в связи со снижением психофизических возможностей человека и ухудшением его материального благополучия [10, 213]. У пожилых людей наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, разрыв с обществом, знакомыми и близкими людьми сопровождается у них тягостными переживаниями, с другой - они стремятся отгородиться от окружающих для того, чтобы защитить свой собственный мир и стабильность от вторжения посторонних. Зачастую эти противоположные тенденции - тягостное переживание одиночества и стремление к изоляции - сочетаются, определяя сложные и противоречивые чувства пожилого человека. 2 типа одиночества: 1. Когда оно не является психологической проблемой, а представляет внешние условия жизни, к которым надо приспособиться и в которых надо активно жить; 2. Одиночество - отчуждение, выпадение из жизни, с возникновением чувства ненужности [7, 76]. Многие самостоятельно живущие пожилые и старые люди не испытывают гнетущего чувства одиночества, им даже нравится, что они свободны и живут одни. Но есть категория лиц старших возрастов, для которых одинокое проживание - это трагедия, особенно, когда начинают одолевать болезни. Социальные контакты в этом случае выступают как источник удовлетворения, а их отсутствие вызывает упадок духа. Характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. Ослабление эмоциональной сферы лишает новые впечатления красочности и яркости, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний. Пять основных позиций пожилых людей: 1. Конструктивная - люди всю жизнь спокойны и довольны всем, старость и одиночество они переживают благополучно; 2. “Зависимая” - позиция у людей, которые всю жизнь зависели от кого-то, это пассивные, слабовольные люди, чувствующие себя в старости обиженными и одинокими; 3. “Защитную” - позицию склонны занимать гордые, независимые люди, они не принимают ни от кого помощи, но старость ненавидят; 4. Позиция “враждебности к миру” - свойственна гневливым старикам, обличающим и обвиняющим всех; они цепляются за работу, ищут виноватых в их старости и болезнях, испытывают чувство отвращения к старости; 5. Позицию “враждебности к себе и своей жизни” - занимают пассивные старики, склонные к депрессии, они чувствуют себя одинокими и ненужными [4, 70]. Типичным для этого возраста является возрастно - ситуационная депрессия - равномерное и стойкое понижение настроения. субъективно оно переживается как чувство пустоты, ненужности, неинтересности всего происходящего, остро негативного восприятия собственного будущего. Человек всё чаще пребывает в подавленном, грустном настроении без наличия для этого объективных оснований. Возрастают обидчивость и тревожная мнительность, а отрицательные эмоциональные реакии на те или иные неприятности становятся довольно затяжными. Шахматов Н.Ф, выделяет три основных варианта проявления возрастной депрессии: 1. Ипохондрическая фиксация на болезненных ощущениях. Человек постоянно прислушивается к болезненным симптомам, живо обсуждает их с окружающими. Возможно сверхценное отношение к медицинским препаратам и способам лечения. Воспринимая признаки старости как симптомы болезни, человек отрицает собственное старение. 2. Идеи о притеснении. Отношение окружающих представляется несправедливым. Человеку кажется, что все вокруг его притесняют - морально и физически. Основное чувство - это обида, а мысль - “от меня все хотят избавиться”. 3. Тенденция к вымыслам, свидетельствующим о своей особой значимости.Здесь пожилой человек стремится рассказывать действительные эпизоды из своей жизни с преувеличением своего в них участия или целиком выдумывает их [7, 60]. Если старческое беспокойство, эмоциональное отстранение и в какой-то степени депрессия выполняют своеобразные защитные функции, то чувство ненужности способствует как психологическому, так и биологическому увяданию. Ему часто сопутствует чувство незащищённости. К сожалению, эти чувства типичны для современных пожилых людей. Но при этом следует отметить, что часто они не соответствуют реальной жизненной ситуации человека. Он может иметь вполне заботливых родственников или даже с ними, приносить им ту или иную реальную пользу, но всё равно остро испытывать чувство ненужности. В этом возрасте человек часто испытывает чувство ненужности. Возможны два источника этого чувства. Первый - когда человек перестаёт быть нужным самому себе и проецирует это ощущение на окружающих. Второй - это слабость человека. Ему необходимо постоянное подтверждение своей нужности, чтобы ощущать своё существование: “Я нужен - значит, я существую”. Оба источника взаимосвязаны.
Специфика старости (Б.М.Пухальской) , в целом уровень страхов в старческом возрасте повышается потому, что, с одной стороны, они накапливаются в течении жизни, с другой - угрозу представляет приближение конца. Понятно, что основным является страх смерти. Страх смерти представляет собой один из видов индуцированного страха, так как ни один человек не имеет подлинного опыта смерти [11, 151].
Индивидуальные различия в отношении к смерти у пожилых людей обусловлены их жизненными ценностями, адаптированностью к жизни, состоянием здоровья. Смерти боятся люди, не принявшие старость как неизбежный этап жихни, не адаптированные к ней. Каждый человек подходит к итоговой черте со своим грузом ошибок и разочарований, но как минимум два аргумента в пользу жизни являются общими для многих. Во - первых, жизнь кончается значительно раньше физической смерти человека, если он перестаёт радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний. Во - вторых, гораздо предпочтительней считать удачи и успехи и постараться не вспоминать обиды, промахи и удары судьбы. Некоторые исследователи полагают, что многие формы поведения, традиционно приписываемые старым людям: резкие реакции, склонность к размышлениям, замкнутость, критика окружения, - можно трактовать как способы собственной борьбы со страхами и беспокойством. По И.Б.Новику, старение выступает связующим механизмом жизни и смерти. Пожилой человек ощущает присутствие близкой смерти. И переживание этого присутствия носит глубоко личный характер, вносит свой вклад в ощущение одиночества стариков. Действительно, часто одиночество в старости вызвано не объективным отсутсвием близких людей, но невозможностью разделить с ними присутствие в их сознании скорого ухода из жизни. У многих обостряется страх смерти, что проявляется либо в категорическом избегании пожилыми темы смерти, либо в постоянном обращении к ней в форме “скорей бы умереть, уже надоело жить, зажилась и т. п.”. Можно предположить, что именно старость должна нарушить имеющийся у человека стереотип отрицания смерти, т.е. стемление жить так, как будто будешь жить вечно. Как отмечала Дж. Рейнуотер, когда человек принимает неизбежность собственной смерти, то и страх смерти отпадает сам собой. Конечно, в различные исторические эпохи отношение к смерти менялось. И с изменением последнего в истории изменяется отношение к смерти. Ф.Арьес выделял пять этапов в изменении установок людей по отношению к смерти. Первый - “все мы умрём”. Это состояние “приученной смерти”, которую люди трактовали как естественную неизбежность. Уход из жизни не воспринимался как полный разрыв, так как люди не ощущали пропасти между миром живых и мёртвых. Второй - “смерть своя” - человек начинает в смерти открывать собственную индивидуальность, поскольку представление о страшном суде над родом человеческим сменяется новым представлением о суде над индивидом, который происходит в момент его кончины. Третий - “смерть далёкая и близкая” - характеризуется крахом механизмов защиты от природы. К смерти возвращается неукрощённая дикая сущность. Четвёртый - “смерть твоя”. С ослаблением веры в загробные кары меняется отношение к смерти: её ждут как момента воссоединения с ранее ушедшим любимым человеком. Романтизм способствует превращению страха смерти в чувство прекрасного. Пятый - “смерть перевёрнутая” - переживается только представителями высокоразвитых государств. Страх смерти в Ххв. развивается до такой степени, что она вытесняется из коллективного сознания. Отечественный писатель М.М.Зощенко писал, что “отношение к смерти - это одна из важнейших проблем, с которой непременно сталкивается человек в своей жизни. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться, поздно сожалеть, что мысли о смерти застали в расплох”. Известные исследователи по проблеме смерти и умирания С.Грофф и К.Грофф утверждали: “Старость и смерть рассматриваются не как неотъемлемые часи жизненного процесс, а как поражение, болезненное напоминание об ограниченности нашей власти над природой. Неизлечимо больной и умирающий человек в нашей культуре считантся проигравшим, и так же считает он сам” [11, 145]. Отношение смерти по словам К.Дюркхайма : “Стареющий человек живёт в преддверии смерти. В том, как он это воспринимает, проявляется его зрелость”. Стадии переживания состояния близости к смерти ( Р.Нойеса ): 1. Сопротивление - происходит осознание опасности, появление чувства страха, направленность на борьбу с опасностью. В момент осознания тщетности попыток выжить и отказа от сопротивления страх исчезает и человек начинает ощущать спокойствие. 2. Обзор жизни - следует непосредственно за отказом от активного сопротивления. Обзор жизни проходит в форме панорамы воспоминаний, сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающих всё прошлое человека. 3. Стадия трансцендентности - логическое следствие происшедшего обзора жизни. Люди воспринимают своё прошлое со всё большим отдалением. В конце концов они способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и вместе с тем в ней различима каждая деталь. Затем преодолевается даже и этот уровень, и умирающий, как бы выходя за пределы самого себя, испытывает трансцендентальное состояние, иногда обозначаемое как космическое сознание. Этапы переживания смерти ( Кюблер-Росс) : 1. Отрицание - человек отказывается принять возможность своей смерти. Узнав о том, что его болезнь смертельна, он уверякт себя, что это ошибка и диагноз поставлен неправильно. 2. Гнев - человек задаёт вопрос: “Почему именно Я?”. Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращённые к врачам, к каким-либо другим людям или к судьбе вообще. 3. Торг - человек ищет способы преодоления жизни и обещает всё что угодно в обмен на продление своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие, обращаясь к Богу, обещают начать в случае выздоровления праведную жизнь. 4. Депрессия - умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадёжности. Человек горюет о предстоящей смерти и о разлуке с родными и близкими. 5. Принятие - на последней стадии человек смиряется со своей судьбой с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится весёлым, у него в душе воцаряется мир и спокойное ожидание конца [9, 389]. 1.3. Основные стратегии совладания в период геронтогенеза Стратегия совладания - реакция людей на стрессовые факторы с целью избегать их разрушительного действия. Основные категории: 1. Совладание , сосредоточенное на решении проблем. 2. Когнитивная стратегия совладания - усилия по управлению значимостью стрессовой ситуацией. 3. Эмоционально - сфокусированное совладание, включающее управление симптомами стресса [6, 267]. Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе. Характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, “представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учёта благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные, и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения”.
Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Основные типы психического старения (по Ф.Гизе): 1. Старик - негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старения; 2. Старик - экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путём наблюдений за изменениями;
3. Инровертированный тип, для которогохарактерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою [2, 60]. Индивидуальная реакция человека на старение может определять как степень последующего приспособления к нему, так и особенности развития личности в преклонном возрасте. Британский психолог Д.Б.Бромлей выделила пять типов присрособления личности к старости: 1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешан, спокоен, удовлетворён эмоциональными контактами с окружающими, критичен в отношении самого себя, полон юмора и терпимости в общении с другими. Он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, рассматривает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений. 2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейная Среда обеспечивает им чувство безопасности, даёт ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешанности и различных стрессов. 3. Защитная установка, которой характерно преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, истремление к “самообеспеченности” и неохотному принятию помощи от других людей. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания. Они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиления внешней деятельности. 4. Установка враждебности к окружающим присуща “разгневанным старикам”, которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению - близким, друзьям, обществу в целом. Они не реалистчны в своём восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся её. 5. Установка враждебности направленная на самого себя, характерна для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против своей старости, напротив, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали, соединённые с чувством одиночества. Собственное старение оценивается реалистично, смерть трактуется как избавление от страданий. Эти типы старости и отношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразие индивидуальностей [9. 362]. В осознании большинства людей старость прочно слилась с обликом немощного человек, а жалобы на болезни в пожилом возрасте являются чуть ли не проявлением “правила общения”. Пожилые люди пытаются завладеть вниманием окружающих за счёт своих “болячек”. Это не всегда наивное средство, и используют его люди в пожилом возрасте для решения одной из самых сложных жизненных задач - задачи переживания возрастающей зависимости от других людей, для решения которой нужно умение выживать при уменьшении физических ресурсов. 2. Экспериментальное исследование 2.1. Исследование стратегий совладания одиноких и замужних пожилых женщин Целью исследования является изучение и проведение сравнительного анализа стратегий совладания людей пожилого возраста в зависимости от их семейного положения. Объектом являются одинокие и замужние пожилые женщины. Гипотеза: Замужние и одинокие пожилые женщины могут иметь различные стратегии совладания. В исследовании принимало участие 15 человек, из которых 7-замужних и 8-одиноких пожилых женщин в возрасте от 60 до 75 лет. Для данного исследования была отобрана методика копинг-тест (Лазарус) включающая в себя 8 шкал ( копингов), из которых 2 направлены на решение проблем (решение проблем и поиск социальной поддержки), 6 шкал нацелены на эмоции. Данная методика представляет собой один вопрос: (“Оказавшись в трудной ситуации, Я”), и пятьдесят ситуаций, которые возможно с ним происходили. Испытуемым предлагалось выбрать один из вариантов ответов: никогда, редко, иногда, либо часто. К каждому варианту ответов присуждался балл, который подсчитывался и переводился в проценты. Первая шкала - конфронтативный копинг - агрессивные усилия по изменению ситуации, предполагает определённую степень враждебности и готовности к риску. Вторая шкала - дистанцирование, т.е. когнитивные усилия по отделению от ситуации и уменьшению её значимости. Третья шкала - соконтроль - усиливание по регулированию своих чувств и действий. Четвёртая шкала - поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Пятая шкала - принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме, сопутсвующей темой попыток её решения. Шестая шкала - бегство - избегание. Мысленные и поведенческие усилия напрвленные на бегство или избегание проблемы. Седьмая шкала - планирование решения проблемы. Производятся проблемно - фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. Восьмая шкала - положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозные аспекты. Если больше 60% - повышенный копинг; Если меньше 40% - дефицит. 2.2. Результаты исследования и их обсуждение Данные по копинг-тесту (Лазарус), показывают, что у замужних пожилых женщин повышенный копинг наблюдается по шкалам: поиск социальной поддержки, положительная переоценка и планирование решения проблемы, а дефицит копинга наблюдается по шкале: избегание ( см.Приложение 1). Для них очень важно ощущать себя компетентными людьми при общении, социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации. Общение с людьми повышают самооценку и облегчают их социализацию вне группы. Значительное влияние оказывает на соц. поддержку супруг, он помогает предотвратить психическое расстройство и помогает противостоять стрессу. По результатам теста у одиноких пожилых женщин повышенный копинг наблюдается по шкалам: положительная переоценка , поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы и самоконтроль, а дефицит наблюдается по шкале: избегание (см.Приложение 1). Для одиноких женщин наиболее значимым является создание положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, они большое внимание удиляют религии. Вера в Бога даёт надежду на то, что с окончанием физического существования души не прекратится, а приобретает какую-то новую форму. Важным является и социальная поддержка, общение с соседями или родственниками просто необходимо для пожилого человека.
Заключение Народная мудрость утверждает, что “старость - не радость”. Категоричность афоризма делает его уязвимым, ибо он не учитывает всей сложности и многогранности явления. Это скорее мнение , и как таковому ему может быть противопоставлено иное мнение. Старость только начинает осмысливаться человечеством как возраст, таящий в себе большие резервы и возможности.
Жизнь в старости наверняка нелегка, но она должна отходить от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это - стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и своё психическое развитие, о котором не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении новые ценности и качества. Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. У пожилых есть одно качество, которого нет у молодого поколения : это - мудрость жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди науки. Люди в пожилом возрасте нуждаются в социальной поддержке, она позволяет им ощущать себя компетентными людьми, при этом необходимо признавать потребность пожилых в “контроле самоопределения” и найти альтернативные способности обеспечить улучшение условий их жизни. Социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к позднему периоду жизни. Список литературы 1. Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет.- М.: 1998.-197с. 2. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. № 6. 60-71с. 3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости.-М.: 1990.- 254с. 4. Гехт И.А. Одинокая старость и одиночество в старости // Психология старости и старения. 2001. № 3. 68-75с. 5. Крайг Г. Психология развития.- Спб.: 2000. - 6. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. - М.: 2002. - 288с. 7. Малкина - Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. - М.: 2005. - 368с. 8. От рождения до смерти / Под ред. Реана А.А. - М.: 2003. - 416с. 9. Психология развития / Под ред. Марцинковской Т.Д. - М.: 2001. - 352с. 10.Тульчинский М.М. Психология позднего возраста. - М.: 1993. - 324с. 11.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: 2002. - 208с. 12. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. - М.: 1989. - 203с. 13. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: 1998. - 183с. Приложение 1 Таблица 1: Стратегии совладания Шкалы Замужние пожилые женщины Одинокие пожилые женщины конфронтативный 53,1% 50,6% дистанцирование 49,2% 54,8% самоконтроль 50,3% 61,8% поиск социальной поддержки 73,7% 70,1% принятие ответственности 46,4% 42,7% избегание 36,8% 32,8% планирование решения проблемы 70,6% 65,2% положительная переоценка 71,4% 73,8%


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История освоения Дальнего Востока
Реферат Аспекты соотношения лингвистики и эстетики
Реферат Компьютерные технологии в строительстве
Реферат Турция 4
Реферат Рыночный механизм ценообразования
Реферат Закрытое акционерное общество, как форма организации хозяйствующего субъекта
Реферат Камерний хор "Оранта". Концертна діяльність та творчі принципи роботи
Реферат Горбатый-Шуйский, Александр Борисович
Реферат 2. Подготовительный этап
Реферат Неврология. Потенциалы головного мозга
Реферат Кутузовский фонтан 1913 год
Реферат Старуха Изергиль Максима Горького
Реферат Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны Медицинское обеспечение
Реферат 1-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Механизмы регулирования социально-экономического развития регионов России» Конференции | Экономика, Управление, Финансы
Реферат Исторические особенности политического процесса в России