1. Сущность, содержание и уровни методики.
2. Роль методики в педагогическом процессе и деятельности специалиста.
3. Основы методики преподавания общественных дисциплин.
4. Объективное и субъективное в преподавании экономических дисциплин.
5. Прямая и обратная связь в процессе обучения.
6. Система принципов обучения и их роль в педагогическом процессе.
7. Принцип научности и его реализация в обучении.
8. Принцип практической направленности и его роль в подготовке экономистов.
9. Сознательность и активность обучения: сущность и пути достижения.
10. Систематичность, последовательность, комплексность в обучении экономиста.
11-12. Доступность обучения: основы проявления и пути достижения. Прочность усвоения и пути ее достижения в педагогическом процессе.
13. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении: понятие и методы претворения в жизнь.
14. Методы обучения и их взаимосвязь с принципами.
15. Основные методы обучения и их характеристика.
16. Классификация форм учебного процесса.
17. Общее понятие о самостоятельной работе и ее роль в обучении.
18. Основные направления самостоятельной работы педагога.
19. Самостоятельная работа обучаемых и ее роль в овладении знаниями.
20. Основные группы экономических источников, их достоинства и недостатки.
21. Методика обработки экономических источников.
22. Роль и место лекции в учебном процессе высшей школы.
23. Требования к учебной лекции по экономическим дисциплинам.
24. Достоинства, недостатки и разновидности учебной лекции.
25. Методика подготовки учебной лекции.
26. Методика чтения учебной лекции по экономическим дисциплинам.
27. Подготовка педагога и обучаемых к семинару.
28. Структура и содержание рабочего плана преподавателя на семинар.
29. Роль, функции и виды семинаров по экономическим дисциплинам.
30. Методика проведения семинара по экономическим дисциплинам.
31. Консультации: классификация, подготовка и проведении.
32. Функции учебного контроля и требования к нему.
33. Основные виды, формы и методы учебного контроля.
34. Подготовка, организация и проведение зачете по экономическим дисциплинам.
35. Подготовка, организация и проведение экзамена по экономическим дисциплинам.
36. Особенности организации и проведения государственных экзаменов.
37. Психолого-педагогические требования и критерии оценки знаний обучаемых.
38. Наглядность как принцип обучения.
39. Классификация и характеристика средств наглядности.
40. Методика наглядного обучения.
41. Методика использования художественных средств в преподавании экономики.
42. Общие основы программированного обучения.
43. Основы и методика проблемного обучения.
44. Формы проблемного обучения и их характеристика.
45. Общее понятие о методике дистанционного управления.
46. Организация экономического образования в Украине.
50. Методика подготовки школьного урока по экономике и формы материалов к уроку.
51. Методика проведения школьного урока по экономике.
52-53. Педагогический коллектив: структура и особенности. Основные направления деятельности коллектива.
54. Формы и методы работы кафедры.
55. Основная документация ведущаяся на кафедре.
56. Основные направления повышения эффективности преподавания.
57. Роль и место педагога в жизни общества.
58. Определяющие черты личности педагога.
59. Структура педагогического мастерства.
60. Пути и методы формирования педагогического мастерства.
61. Педагогическая система прошлого.
62. Стороны педагогического процесса.
63. Метод устного изложения материала.
64. Метод обсуждения изучаемого материала.
65. Метод демонстрации.
66. Метод упражнения.
67. Общеплановые формы учебного процесса.
68. Внеплановые формы учебного процесса.
69. Вступительное слово педагога на семинаре.
70. Заключительное слово педагога на семинаре.
71. Разновидности учебных консультаций.
72. Технические средства обучения.
73. Структура обучающей программы.
74. Формы проблемного обучения.
76. Требования к учебной лекции.
77. Основные типы Учебных заведений Украины.
78. Проблемы и трудности в самостоятельной работе.
79. Требования к самостоятельной работе.
80. Формы обработки источников.
81. Группы экономических источников.
82. Направления самостоятельной работы педагога.
83. Факторы, влияющие на подготовку учебной лекции.
84. Особенности выступления на экономическую тему.
85. Правила методики использования классной доски.
87. Педагогические знания.
88. Педагогические способности.
89. Педагогическая техника.
90. Педагогический такт.
93. Основные документы кафедры.
94. Разновидности школьного урока.
95. Формы и методы учебного контроля.
1. Сущность, содержание и уровни методики.
Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).
Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в хул веке. В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким же, как к любой другой науке. Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и субъективных) закономерностей методика разрабатывает: с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.
Уровни методики.
Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровневости методики. Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения). Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения. Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин). Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.
2. Роль методики в педагогическом процессе и деятельности специалиста.
Роль и значение методики в современных условиях не только не снижается, но и возрастает. Во-первых, практически любой специалист с высшим образованием выступает не только исполнителем, но и творцом, он должен уметь квалифицированно и четко довести спои идеи и замыслы до подчиненных и коллег. Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько переплелись в современной жизни, что очень важно уметь выделять и разрабатывать экономические задачи и проблемы. В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания, информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить, что убедить — значит уже увлечь за с о бои. В-четвертых, экономическая практика на переломном этане (как никогда прежде) нуждается в теоретическом обосновании и практическом подкреплении теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из важнейших задач педагогики, а в частности -- методики. В-пятых, право преподавать должно подкрепляться соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т. ч. такими учебными дисциплинами, как: основы психологии и педагогики: психология деятельности; коммуникационные процессы обучения; методика преподавания экономики.
Роль методики в работе специалиста.
В методике преподавания общественных наук имеются черты, отличающие ее от методики преподавания, например, естественных или технических дисциплин. Они находят свое выражение в преобладании таких, форм, методов и приемов обучения, которые позволяют наиболее эффективно прививать студентам мировоззренческие и общеметодологические взгляды, идеи, аргументы, развивать дух творческого мышления, вырабатывать у них объективный подход к явлениям действительности.
Сегодня мировоззрение, методология и логико-гносеологические принципы, при всей их относительной самостоятельности, выступают в неразрывном единстве. Дело в том, что научное мировоззрение имеет громадное методологическое значение для всех наук и практической деятельности, а в методологии реализуются как мировоззренческие, так и логико-гносеологические принципы. Именно на этом диалектическом единстве и базируется в настоящее время преподавание общественных наук
3. Основы методики преподавания общественных дисциплин.
На чем же основывается методика преподавания общественных наук сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, выделим три ведущих основы: мировоззрение, методология, логико-гносеологические основы (закономерности процесса познания).
Мировоззрение педагога как основа методики преподавания.
М —система взглядов личности на окружающий мир и свое место в нем. В нем органически сочетаются как общие черты существующего строя, идеологии и морали, так и индивидуальный опыт, род практической деятельности личности. МП общ наук — не просто опора на то или иное мировоззрение, это процесс его активного формирования. Убеждение студентов фор-я под воздействием всего уклада жизни, но прежде всего (и это очень важно подчеркнуть) всем учебно-воспитательным процессом высшего учебного заведения, т. е. такой обстановкой учебы, когда получаемые знания самостоятельно осмысливаются, становятся органической частью субъективного мира личности, его личными взглядами, миропониманием. Все это будет определять и нормы поведения, и компоненты практ деят-и на длит-й период после учебы. М-е основы МП общественных наук - широкий круг вопросов, требовании, форм работы кафедр и отдельных преподавателей, обеспеч-х выс идейно-теоретический уровень учебно-воспитательного процесса.
Что такое методология преподавания?
М. - сумма требований к формам, приемам и методам преподавания, позволяющая задачи обучения вообще и изуч данной дисциплины в частности. Главн в м-ии сост в том, что методика преподавания с точки зрения методологии нацеливает преподавателей-обществоведов на тесную и органически неразрывную связь с общественно-экономической практикой, с проблемами и задачами, стоящими перед обществом сегодня. Глав-и требов М-гии преп общ наук выступают глубина, последоват, связь с жизнью и соотв профилю обучения. Все эти треб-я находят свою реал-ю в организационных, теоретических и метод-их канонах орг и построения учеб процесса (это материал последующих тем).
4. Объективное и субъективное в преподавании экономических дисциплин.
Не удивительно, что преподавание, как и любой другой вид активной творческой человеческой деятельности, являет собой синтез объективного и субъективного. К объективной стороне преподавания следует отнесги содержание данной науки (учебной дисциплины), а также исторически сложившиеся и подтверждаемые педагогической практикой принципы и методы преподавания (об этом речь пойдет в последующих лекциях). Субъективная сторона преподавания включает в себя степень овладения данным преподавателем содержанием и особенностями данной учебной дисциплины и смежных (параллельных) дисциплин, уровень методической зрелости- и педагогического мастерства, индивидуальные черты, вытекающие из его личности.
5. Прямая и обратная связь в процессе обучения.
Обучение — это сложный процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемых. При этом деятельность обучающего - преподавание, деятельность обучаемых -учение. Обучение как процесс проявляется в двухстороннем взаимодействии: с одной стороны - от преподавателя к обучаемым через преподавание (обучение и воспитание); с другой - от обучаемых к преподавателю через «обратную связь».
6. Система принципов обучения и их роль в педагогическом процессе.
Принципы обучения — руководящие идеи и положения, определяющие требования к содержанию, организации и методике процесса обучения. Впервые о принципах как кредо преподавателя свои идеи высказал выдающийся педагог Ян Амос Коменский. В отечественной педагогике и методике принципы как система были сформулированы на педагогической конференции в Ленинграде в 1950 г. Принципы не являются теоретически застывшими канонами, они постоянно выполняют определенные функции в педагогическом процессе. Во-первых, именно они отражают основные закономерности процесса обучения. Во-вторых, они обеспечивают отличительные особенности действий обучающих и обучаемых. В-третьих, "они содержат основные педагогические требования к подготовке обучаемых. Наконец, в-четвертых, их соблюдение является условием успешной профессиональной деятельности педагога.
7. Принцип научности и его реализация в обучении.
Так, путями реализации принципа научности являются: четкое и ясное определение личных позиций самим преподавателем; убедительное изложение идейного смысла и практического предназначения дисциплины, раздела, темы, занятия; постоянное внимание мировоззренческой и интеллектуальной сторонам обучения; научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов (как отечественных, так и зарубежных) ; отказ от устаревших концепций и взглядов, но не огульный, а аргументированный, на основе анализа, научная организация всего учебного процесса.
8. Принцип практической направленности и его роль в подготовке экономистов.
Принцип практической направленности педагог реализует в том случае, если он: раскрывает особенности, динамику и тенденции развития экономики в современных условиях; показывает место и роль данной специальности в современной экономической жизни; использует последние практические наработки в области своего учебного курса; постоянно вносит элементы психологической подготовки и регуляции к будущей практической работе.
9. Сознательность и активность обучения: сущность и пути достижения.
Немало возможностей для практической реализации Принципа сознательного "и активного усвоения знаний, в частности:
— акцентирование внимания на общественную значимость обучения вообще и учебы по данной специальности в частности;
— разъяснение теоретической и практической значимости дисциплины и темы занятия;
— заинтересовывание обучаемых поощрением их инициативы в учебе.
9. Сознательность и активность обучения.
Немало возможностей для практической реализации принципа сознательного и активного усвоения знаний, в частности: акцентирование внимания на общественную значимость обучения вообще и учебы по данной специальности в частности; разъяснение теоретической и практической значимости дисциплины и темы занятия; заинтересовывание обучаемых поощрением их инициативы в учебе.
10. Систематичность, последовательность, комплексность в обучении экономиста.
Для того, чтобы на деле реализовать принцип систематичности, последовательности (комплексности) изложения материала, педагог должен: сам глубоко знать весь свой курс, его структуру, идею, последовательность разделов; постоянно ставить перед собой конкретные цели на каждое занятие; весь новый материал излагать только на базе старой информации; новый материал должен готовить обучаемых, к восприятию последующего, еще более нового материала; в учебном процессе избегать или хотя бы сокращать до минимума паузы между разделами, темами, между теоретическими и практическими занятиями по учебному курсу (а также и между дисциплинами экономического цикла).
11-12. Доступность обучения: основы проявления и пути достижения. Прочность усвоения и пути ее достижения в педагогическом процессе.
Принцип доступности (посильности) обучения обязывает педагога до начала проведения занятий детально разобраться с уровнем общей и экономической грамотности и подготовленности слушателей, детально познакомиться со всей программой обучения и местом своей дисциплины в ней. Тогда в ходе занятий преподаватель не должен излагать все то без остатка, что сам знает по предмету обучения и не подходить к оценке знаний слушателей по мерке своих собственных знаний; он всегда должен помнить, что слишком облегченное обучение — расхолаживает, а непосильное — губит всякое желание учиться и интерес к учебе. Стремясь не допускать не посильности в учебе у обучаемых, настоящий учитель всегда заботится о доступности по глубине, объему и наглядности. Найти «золотую» середину в доступности своего труда— и мечта, и обязанность, и заслуга педагога.
13. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении: понятие и методы претворения в жизнь.
Несмотря на внешнюю противоречивость, реализация принципа коллективизма и индивидуального подхода к обучению осуществляется в единстве такими педагогическими путями: — учитывать индивидуальные особенности обучаемых, по не подстраиваться под них; — обучая всех, не забывать ни тех, кто в силу ряда факторов ушел вперед, ни тех, кто пока отстает; — отдельно и конкретно заниматься теми, кто ушел счет, далеко вперед (чтобы не допускать охлаждения к учебе), и теми, кому кажется, что они отстали безнадежно (чтобы не позволить им опустить руки и отказаться от дальнейшей учебы); — быть доступным и понятным для любого из учеников.
14. Методы обучения и их взаимосвязь с принципами.
Под методами понимается осн способы совместная деят обучаешего и обучаемых в пед процессе. Вместе стем, именно конкретные методы выступают инструментом реализации принципов обучения. Рассмотрим осн методы обучения: -устное изложение материала; - обсуждение изучаемого материала; -показ (демонстрация); -упражнения; -практическая работа; - самостоятельная работа.
+ см. 6 билет
15. Основные методы обучения и их характеристика.
Устное изложение как метод обучения.
Устное изложение материала — метод воздействия преподавателя на обучаемых словом. Устное изложение может быть рассказом (в учебном смысле слова), объяснением, инструктированием; самым классическим примером данного метода является учебная лекция.
Метод обсуждения изучаемого материала.
Обсуждение изучаемого материала—двухсторонний педагогический процесс как повторения, закрепления прошлого материала, так и получения новых дополнительных знаний. Реализоваться этот метод может беседой, классно-групповым занятием, семинаром, собеседованием, конференцией (в средней школе — урок-беседа, урок-опрос).
Показ как метод обучения.
Показ (демонстрация) — такая организация занятия, когда-либо слово преподавателя подкрепляется наглядными материалами, либо наглядные материалы обосновываются, комментируются преподавателем. Данный метод применяется самостоятельно, либо как методический прием в ходе лекции или семинара. Разновидности метода: личный показ преподавателем, показ учебно-вспомогательным персоналом, демонстрация средств наглядности.
Упражнение как метод обучения.
Упражнения — сознательный многократный повтор тех или иных действий обучаемых под руководством педагога, Они могут быть вводные, основные, итоговые. Разновидность этого метода — тренировка
16. Классификация форм учебного процесса.
Методы и формы учебы находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. В самом деле:
с одной стороны — если методы это инструменты обучения, то формы — организационная сторона учебного процесса; с другой — если методы наполняют формы конкретным содержанием, то формы — придают методам своеобразие, усиливают или ослабляют их действие. От чего зависят формы, что они выражают? Во-первых, состав и группировку обучаемых (курс, поток, академ. группа, подгруппа). Во-вторых, структуру занятия, т. е. тот педагогический замысел, который был разработан для данного занятия по данному предмету. В-третьих, место и продолжительность учебного мероприятия. В-четвертых, особенности действий и роль обучаемых на данном занятии. Сегодня формы учебного процесса подразделяются на общие (всеобщие), используемые всеми учебными заведениями, независимо от предмета, и специфические, применяемые лишь для определенного направления обучения.
17. Общее понятие о самостоятельной работе и ее роль в обучении.
Не только самому глубоко овладеть экономической теорией, но и суметь добротно и доходчиво довести свои знания до других без самостоятельной каждодневной работы— вещь для преподавателя не только утопичная, но и профессионально недопустимая. Еще в предисловии к 1-му тому «Основы Магваизма» великий Макс завещал: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Под самостоятельной работой (в широком смысле слова) понимается вся работа по овладению знаниями, вся умственная деятельность.
Место самостоятельной работы в жизни и деятельности педагога.
Она способствует профессиональному становлению и росту педагога (а предела в этом, как известно, нет); обеспечивает глубокие и прочные знания — вначале по своей учебной дисциплине, а затем — и по смежным; приучает к систематическому творческому труду; формирует и развивает навыки научного исследования; воспитывает собранность, целеустремленность и волю.
18. Основные направления самостоятельной работы педагога.
Работа преподавателя над собой. Ее основными направлениями должны являться: 1) изучение руководящих педагогических документов (приказов, декретов, инструкций, положений); 2) изучение учебно-методических материалов по предмету преподавания (учебный план, рабочая программа, тематический план, частная методика); 3) работа над литературой и источниками по своей профессии; 4) постоянное обогащение психолого-педагогических знаний, умений, навыков; 5) работа над учебными материалами: текстами лекций, рабочими планами 'проведения семинаров; 6) методическая работа (частные методики, методические разработки и пособия); 7) научно-исследоват работа (подготовка диссертаций, монографий, учебников и учеб пособий).
19. Самостоятельная работа обучаемых и ее роль в овладении знаниями.
Обладающие некоторым опытом, встречаются с рядом трудностей, которые современные социологи и психологи объединяют в четыре группы: трудности ориентировки; трудности синтезирования; психолого-лингвистические трудности и трудности практического применения. Рассмотрим их подробнее: 1) Ориентировочные трудности. Это самые существенные трудности. Они связаны с общими проблемами и трудностями сегодняшнего дня. Главные из них состоят в следующем: — во-первых, нет полной, четкой ориентации в обилии современных данных: что нужно вообще для общего развития, что нужно для своего личного «банка данных», что нужно для передачи обучаемым); во-вторых, к сожалению,, слабая практика у большинства молодых преподавателей в работе над источниками и пособиями (сегодня даже выпускники высшей школы такой практики не получают); в-третьих, слабые навыки в умении делить получаемую информацию на определяющее, главное, важное, второстепенное; в-четвертых, недостаточно достоверное и полное представление о генезисе, динамике и тенденциях современных экономических явлений и процессов; в-пятых, недостаточно прочный опыт в выявлении подтекстов, недомолвок, скрытого смысла. 2) Трудности синтезирования. Как часто вместо стройной системы у нас в голове сумбур отдельных фактов, цифр, дат, которые не помогают, а мешают усвоению личностью новой информации. Трудности такого рода находят свои проявления в следующем: во-первых, неумение из отдельных фактов «выстроить» цепочки, а затем и всеобщую систему взглядов и знаний по своему предмету; во-вторых, слабости в привлечении и обобщении знаний по смежным, однонаправленным наукам и учебным дисциплинам — для подкрепления преподаваемой дисциплины.
3) Психолого-лингвистические трудности. Говоря об этой группе трудностей, следует подчеркнуть, что происходящее в последнее время сверх активное насаждение иностранных терминов и производных понятий подчас ставит в тупик даже хорошо владеющих родным языком; с другой стороны — опасение прослыть ретроградом, употребляя только устоявшиеся термины и понятия и боязнь не совсем точно применить ультрасовременные толкования порождает буквально психолого-лингвистический комплекс.
20. Основные группы экономических источников, их достоинства и недостатки.
Для опред круга необходимых источников необходимо, прежде всего, четко определить предмет каждой из эк наук, т. к. именно из предмета науки можно выделить круг источников, необходимых для познания данной науки. Дело в том, что исследование источников может быть заботой самостоятельной научной дисциплины — источниковедения. Это — особая научная дисциплина, разрабатывающая теорию и методику изучения и использования источников, поэтому она имеет не только свой самостоятельный и при этом специфический предмет, но и свое место в системе общественных наук. Что же связывает экономические науки с источниковедением? 1. экономические науки, рассматривая производительные силы и производственные отношения социально-экономической жизни человечества, естественно обращаются к прошлому, о котором можно судить только по накопленным источникам. 2. даже рассматривая современность, исследователь, в т. ч. и педагог, не может опираться только на личные восприятия — без соответствующих источников и здесь не обойтись. Основные виды: труды теоретиков экономики, справочники, статистические источники, учебники и пособия, общественная и экономическая периодика.
21. Методика обработки экономических источников.
Начиная использовать источник, надо провести его анализ: 1) изучить историю его написания; 2) установить место и время его написания; 3) максимально узнать об авторе (авторах) источника; 4) установить обстоятельства, вызвавшие необходимость появления источника.
Получение этих данных облегчит понимание тех или иных характерных черт и особенностей источника, позиции автора. Работая непосредственно над текстом источника, необходимо придерживаться определенной методической последовательности: 1. Прежде всего, работа должна быть привязана к определенной теме (нельзя изучать вообще). 2. Чтобы иметь полное, а не отрывочное представление, надо полностью прочитать работу, раздел, главу. 3. При повторном прочтении выделить ведущие положения, составить (при необходимости — даже письменно) логическую схему прочитанного. 4. Отработать источник в зависимости от задач дальнейшего использования в той или иной форме.
22. Роль и место лекции в учебном процессе высшей школы.
Лекция (от латин.) lectio — чтение) — специфическая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний. Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности: она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины; вооружает студентов методологией изучения данной науки;
— лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук; органично сочетает обучение с воспитанием; нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления. Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что: во-первых, курс лекций по предмету передает основное его содержание; во-вторых, именно лекции определяют не только содержание, но и идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного процесса; в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса. Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не менее 50% времени каждой экономической дисциплины. Виды: обзорные, проблемные, предметные.
23. Требования к учебной лекции по экономическим дисциплинам.
1. Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении.
2. Лекция должна безусловно выходить за рамки даже самого свежего и удачного учебника.
3. Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов.
4. Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка.
5. Лекция должна быть яркой и убедительной. Таковы самые главные черты учебной лекции как ведущей формы учебного процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.
24. Достоинства, недостатки и разновидности учебной лекции.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: эго наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно. Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем сильнее влияние лектора на конкретного обучаемого. Эта неоднозначность не раз приводила не только к острым дискуссиям о роли и месте лекций, но и к периодическим запретам на нее.
25. Методика подготовки учебной лекции.
Обычно всю работу по подготовке учебной лекции делят на три этапа: предварительная подготовка, подготовка текста, работа над текстом лекции. Предварительная подготовка - изучение соответствующей документации. Как ни опытен ни был преподаватель, он должен постоянно тать все руководящие документа Министерства образования Украины, своего вуза, кафедры, предметно-методической комиссии. Естественно, педагог должен в деталях изучить тематический план, программу своего предмета, форму и содержание занятий, которые были ДО и будут После лекции. После этого педагог изучает все известные ему по теме источники: монографии, учебники, учебные пособия, Законы и др официальные документы, справочники, энциклопедии, словари. В хорошей лекции обязательно должно найти. место для образов из литературы и искусства, для элементов разрядки. Вторым этапом будет подготовка текста лекции. В методике обычно принято, что 2-х часовая лекция включает 2 — 4 вопроса, 4-х часовая — 3—5 вопросов. Сформировав главные цели лекции и разделив собранные материалы по вопросам, формулируются основные положения каждого вопроса, аргументы и доказательства, цифры и иллюстрации, логические, связки и переходы от одних положений к другим. Так постепенно формируется черновой вариант текста. Наконец, начинается работа над подготовленным текстом. Проверяется, нет ли упущений в тексте, пробелов, непонятно сформулированных или объясненных положений. Подготовленный материал тщательно проверяется по времени. Для того, чтобы сознательно управлять собранным материалом, обычно текст «поднимают»: ставят знаки приоритета, меняют размер, шрифт, цвет букв, используют различные системы подчеркивания, особыми значками отмечают материал «про запас».
26. Методика чтения учебной лекции по экономическим дисциплинам.
Даже, если студенты в целом знакомы с литературой, желательно подчеркнуть материалы по данной теме, назвать свежие источники, публикации и периодики. Все это обычно называют организационной, вводной частью лекции, на которую рекомендуют тратить до 10 минут (не более). Затем лектор излагает содержание лекции. Основные положения (базовые определения) даются четко, с диктовкой. Аргументы и доказательства доводятся четким членением, отточенными формулировками, не допускающими различных толкований. Факты, иллюстрации — обязательный элемент учебной лекции. Обычно на каждое положение их приводят 1—2 (на большее, как правило, нет времени), хотя желательно всегда иметь их в запасе. Особый разговор о цифрах. Лекция по экономике без цифр — это декларация, при том бездоказательная. С Другой стороны — водопад цифр может полностью утопить теорию вопроса. Большинство методистов и психологов считают, что оптимальным соотношением можно признать 1--2 цифры на минуту лекции. Безусловно, этот норматив не может быть догмой, т. к. есть экономические темы, где без нескольких десятков цифр вообще ничего не докажешь. Использование доски в ходе лекции — заметный рычаг повышения методического уровня лекции. Важно делать это методически правильно и обоснованно: использовать всю площадь доски, соблюдать последовательность записей, все, что пишется, иметь в руках, а не бегать за каждой цифрой от доски к кафедре и назад. Можно рекомендовать карточки небольшого формата, легко помещаемые на ладони.
27. Подготовка педагога и обучаемых к семинару.
Успех и эффективность любой из форм семинара достигается только упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к семинару включает в себя как подготовку преподавателя, так и подготовку слушателей. Подготовка преподавателя объединяет теоретическую и методическую области. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, посетить лекции (если он их не читает), отработать для себя лично наиболее важные и сложные моменты темы. С точки зрения методической он обязан тщательно разобраться как с общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями предстоящего. Кроме того, на его «совести» лежит не только доведение плана семинара до обучаемых, но и выдача им таких методических рекомендаций, которые обеспечат и эффективность, и качество занятия. Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знакомстве с темой и планом семинара, уяснении его замысла и методических особенности, сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем студенты приходят на консультации к преподу.
Подготовка обучаемых к семинару.
Основными видами с/р студентов являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных и дипломных работ. Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя: 1) обучение с/р: в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях; 2) управление с/р: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества работы; 3) контроль за с/р: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия; 4) коррекция с/р: групповая и индивид.
28. Структура и содержание рабочего плана преподавателя на семинар.
Наименование темы и основных вопросов семинара; время и его расчет; рабочие подвопросы (проблемы) по каждому вопросу семинара; возможные дополнительные вопросы или варианты для письменного контроля; текст вступительного слова; наметки (теоретические) для заключительного слова; примерные тезисы ответов на вопросы (если собственный опыт преподавания дисциплины еще не велик).
29. Роль, функции и виды семинаров по экономическим дисциплинам.
Нам представляется, что основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так.
1. Учебно-познавательная функция — закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.
2. Обучающая функция — школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.
3. Побудительная функция — побуждение на основе анализа состояния подготовки к более активной и целеустремленной работе.
4. Воспитывающая функция — формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.
5. Контролирующая функция — контроль за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы студентов. Скажем откровенно, многие педагоги и методисты именно эту функцию считают первоочередной.
30. Методика проведения семинара по экономическим дисциплинам.
При подготовке и проведнии семинарских занятий необходимо учитывать специфику современного изучения экономических дисциплин. Наиб существен из них являются 1, сложность переживаемого социально-экономического момента естественно вызывает многозначность, а порой — и противоположность аргументов и оценки. И преподавателю не следует впадать в волюнтаризм, давить своим авторитетом — пусть лучшим судьей будет сама жизнь. 2, необходимость нестандартных аналитических выступлений резко повышает удельный вес запланированных, заказанных выступлений, что выдвигает большие трудности для преподавателя в ходе их подготовки. 3, большой удельный вес формул и расчетов выдвигает проблему элементарных знаний в области математики, информатики, физики и др. естественных наук.
31. Консультации: классификация, подготовка и проведении.
На консультации отводится 4% от всех часов на предмет очникам, 12%—заочникам—на каждую группу; кроме того, по 2 часа на группу перед экзаменом (Приказ Министра образования Украины № 195 от 7 июня 1996 г.). В практике сложилась такая классификация консультаций: а) по содержанию: проблемные, обзорные, методические; б) по назначению: предсеминарские, предзачетные. предэкзаменационные; в) по объему: поточные, межгрупповые, групповые, индивидуальные.
Проблемные консультации призваны оказать помощь в усвоении наиболее сложных проблем, вопросов, источников. Обзорные—охватывают материал ряда тем или раздела учебного предмета. Методические — раскрывают методику изучения литературы, учебного материала или написания реферата, контрольной, курсовой, выпускной или дипломной работы.
Методика консультации.
В педагогической практике сложился определенный комплекс методических правил проведения консультаций. 1. Уважать обучаемых. Преподаватель не должен отождествлять знания студентов со своими и спокойно реагировать на любые (по сложности) вопросы. 2. Не идти на поводу у обучаемых. Иногда студенты стараются использовать консультацию для получения ответов на вопросы, не вызывающие сложностей или охватывающие весь перечень вопросов семинара, зачета, экзамена. 3. Быть честными со студентами и с самим собой. Любой педагог может встретиться с таким вопросом, на который или не знает ответа, или знает очень приблизительно. В этом случае честнее отказаться от ответа, пообещав сделать это в следующий раз. 4. Консультация — не повторение лекции. Нельзя читать лекции во время консультации — надо задавать вопросы и отвечать на них, надо советовать, а не научать. 5. Нельзя стесняться просить помощи у более опытных коллег.
32. Функции учебного контроля и требования к нему.
К основным функциям контроля можно отнести: он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого; способствует приведению знаний в систему; помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного курса в целом; стимулирует сознательное и активное отношение к учению, воспитывает чувство ответственности за достигнутые результаты; помогает развитию памяти и мышления у студентов; вызывает необходимость в работе с источниками, учебниками, приучает учиться использовать полученные знания для практической деятельности; дает материал преподавателю для совершенствования содержания и методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности. Анализ хода и итогов контроля дает возможность в известной мере судить о постановке учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.
Требования к контролю в учебном процессе.
ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента. СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.
33. Основные виды, формы и методы учебного контроля.
По видам и формам контроль подразделяется на:
текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие, контрольная работа); промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен, — если он не единственный); итоговый (заключительный экзамен по предмету, государственный экзамен, защита дипломной работы).
По методике проведения контроль бывает:
— устным (методом устного опроса);
— письменным (путем письменных ответов);
— путем защиты разработанных рефератов;
— в виде деловой игры.
34. Подготовка, организация и проведение зачете по экономическим дисциплинам.
Особенностью зачета в плане подготовки является то, что специального времени студентам не предоставляется, — они используют личное время. Перечень вопросов, выносимых на зачет, разрабатывается и утверждается на кафедре и доводится до студентов не менее, чем за 2 недели до дня зачета. Зачет может приниматься лектором или преподавателем, проводящим практические занятия. Знания на зачете оцениваются «зачтено» — «не зачтено»; если это специально оговорено учебной программой — четырех бальной системой.
35. Подготовка, организация и проведение экзамена по экономическим дисциплинам.
Экзамены по экономическим наукам обычно проводятся по билетам. Перечень вопросов и вариантов задач (а не сами билеты) доводятся до студентов не позднее, чем за месяц до экзаменов. Экзамены принимает лектор (один или с ассистентами). Перед экзаменом проводится обязательная консультация. Для подготовки к экзамену студентам предоставляется 2—3 учебных дня (для гос. экзамена—3—5 учебных дней). Экзаменационный билет включает 2--3 вопроса (вместо одного из них задача); государственный экзаменационный билет — не менее 3-х вопросов. Если зачет (экзамен) проводится в устной форме—в, классе могут одновременно находиться не более 5 сдающих, если в письменной форме — группа в полном составе или даже поток. При этом количество преподавателей, проводящих экзамены (зачеты), должно быть не менее одного преподавателя на учебную группу.
36. Особенности организации и проведения государственных экзаменов.
Подготовка на гос экзамен – 3-5 учебных дня. Экзаменационный билет должен содержать не менее 3-х вопросов. Для государственных экзаменов учебные группы делятся на подгруппы; расчет учебного времени на каждую подгруппу — не более 6 учебных часов (см. Приказ Министерства образования Украины № 195 от 7 июня 1996 г.).
37. Психолого-педагогические требования и критерии оценки знаний обучаемых.
Оценка выполняет такие учебно-воспитательные функции, как: свидетельство степени подготовленности данного студента; оценка способностей каждого обучаемого; сравнение возможностей слушателей учебной группы; право на получение стипендии и ее размер. Отсюда не только сложность, но и психолого-педагогическая важность объективности и точности выставления оценок. Разумеется, не только группы учебных дисциплин, но даже отдельные учебные курсы имеют свою специфику в оценках. Оценка, ее объективность — это совесть преподавателя. Если она будет неоправданно высокой, студенты перестанут работать над собой, надеясь на поблажки в будущем, если же она будет неоправданно занижена--студенты или разуверятся в своих способностях к учебе, или будут всячески избегать этого преподавателя.
38. Наглядность как принцип обучения.
Наглядность в преподавании — это комплекс педагогических мероприятий и средств, воздействующих на различные органы чувств обучаемых. Поскольку у любого обучаемого целый комплекс органов чувств—только максимально комплексное их включение в ходе обучения принесет подлинный успех. Принцип наглядности — это такая организация учебного процесса, при которой обучаемые усваивают знания и формируют навыки и умения на основе чувственного восприятия изучаемого материала. Необходимость наглядности в обучении обусловлена тем, что «живое созерцание»: зрительные, слуховые, осязательные и др. ощущения и восприятия — являются началом, первым этапом любого познания, в т. ч. и учебного. Отсюда целями наглядности являются:— формирование правильных представлений об изучаемом с помощью комплексного воздействия на психику обучаемых; — активизация мыслительных процессов и учебной активности студентов. Формы наглядности по источнику подразделяются на внутренние и внешние.
39. Классификация и характеристика средств наглядности.
1. Внутренняя наглядность.
2. Внешняя наглядность.
При этом внешняя наглядность столь разнообразна и многопланова, что по видам она подразделяется на натуральную, словесно-образную и изобразительную. Натуральная или естественная — это использование предметов, образцов, экспонатов такими, какие они есть на самом деле. Словесно-образная наглядность — это использование художественных образов, ярких сравнений и т. д. Изобразительная наглядность — это применение искусственно созданных пособий (заменителей реальных предметов) для обучения.
40. Методика наглядного обучения.
1. Мера: излишнее применение средств наглядности не менее, а более вредно, чем недостаточное. 2. Логичность, учебная осмысленность. Для этого иногда приходится неоднократно продумывать моменты и последовательность применения средств наглядности. 3. Педагогическая и психологическая строгость. Нельзя устраивать ярмарку средств наглядности, внимание студентов должно быть направлено только на один объект—или педагога, или средство наглядности. 4. Личное знание всех средств и умение пользоваться всем, что применяется. Это, кстати, касается и классной доски: неумелое, небрежное пользование ей принесет только вред. Поэтому, для тех, у кого не получаются быстрые записи на доске, рекомендуется подготовить ее еще в перерыве и закрыть листом бумаги. 5. Удобство и для себя, и для обучаемых. Сколько бы ни было технических и нетехнических средств — главное, чтобы были нормальные условия для работы. Класс—это рабочее место для всех участников педагогического процесса.
41. Методика использования художественных средств в преподавании экономики.
Задачи: 1) Повышение интереса к изучаемому материалу. 2) Расширение кругозора. 3) Формирование художественных вкусов. 4) Выработка навыков разносторонней аргументации. 5) Воспитание на художественных средствах.
Методы: 1) цитирование; 2) пересказ (мб с иллюстрациями).
Требования и правила: 1) Соблюдение меры, 2) Связь с предметом, 3) Разнообразие жанров, 4) Учитывать степень знаний обучаемых.
42. Общие основы программированного обучения.
Принципы: 1) Чёткая дозировка учебного материала (порции). 2) Обязательная самостоятельная работа. 3) Индивидуализация темпа и объёма. 4) Постоянство контроля. 5) Возможность использования технических средств (информационные, контролирующие, обучающие) и формализованных документов (таблицы, справочники).
Обучающая программа и её элементы.
Элементы:
- обучающая программа
- нормативный учебный материал
- рекомендации по С/М действиям обучаемых
- огранизация обучения, формы и методы контроля.
Достоинства и недостатки программированного обучения.Недостатки: 1) Слабость связи педагога с обучаемыми. 2) Стандартизация вопросов и ответов. 3) Вынуждено ориентироваться на слабых или сильных. 4) Консервативность
43. Основы и методика проблемного обучения.
Проблемное обучение – обучение, основанное на познавательном интересе и самостоятельном творческом мышлении обучаемых. Автор: Адольф Дистервег. Бум проблемного обучения – на 60-е-70-е г.г. Факторы: 1)Наступил рост объёма информации. 2) Наступил период пересмотра концепций, категорий, понятий. У нас – 1986г. Горбачёвс. 3) Рост подготовленности молодых поколений. 4) Отставание учебной литературы.
44. Формы проблемного обучения и их характеристика.
Проблемная лекция. Проблемный семинар. Проблемная сам раб. Деловая игра.
Проблемная лекция
Используется в случае:
1) Для показа проблем, не разрешённых наукой.
2) Если выделяются наиболее сложные разделы и вопросы курса, не отражённые учебниками.
3) Если проблема освещена наукой, но существует несколько точек зрения.
Проблемный семинар.
1) Применяется при трудности: всё нормально, но разбирается один непонятный вопрос.
2) Выбирается то, что в учебнике не изложено или изложено плохо.
Деловая игра.
Формы: 1) Ролевая – отрабатывается выполнение роли. 2) Ситуативная – что в этой ситуации может сделать к-л специалист.
45. Общее понятие о методике дистанционного управления.
Дистанционное обучение на примере ЕШКО (Европейская Школа Корреспондентского Обучения). Филиал школы в Украине находится в Харькове. Поступление происходит на основе купона – заявки, посылаемого по адресу школы. ЕШКО присылают предварительный бесплатный первый урок. Если будущему студенту понравилась данная методика обучения, он подписывает контракт с ЕШКО на прохождение всего курса обучения. Сроки обучения м/б разными (от 2-х мес до нескольких лет). В случае, если студент принял решение о расторжении контракта, он уведомляет администрацию за 3 месяца. Интенсивность обучения м/б различной. Периодически присылаются учебные материалы, содержащие урок, кассету к ему, и контрольные задания (они, будучи выполненными, отсылаются обратно; результаты обязательно приходят к студенту). В конце курса выдаётся сертификат об окончании.
46. Организация экономического образования в Украине.
Основные документы по вопросам образования в Украине:
1. ЗУ “Об образовании”
2. УПУ “ Об основных направлениях реформирования высшего образования в Украине ” (12.09.95)
3. Положение “Об организации учебного процесса в ВУЗах Украины” (КМУ).
4. Положение “Об организации учебного процесса в КНЭУ”
Основные типы учебных заведений эк образования в Украине.
- 14 классических университетов (многопрофильность)
- 45 специализированных универов (в т.ч. 2 экономических (КНЭУ и Одесский))
- 75 гос институтов (КЭИ)
- 740 учебных заведений 1-2 степени аккредитации.
- негосударственные ВУЗы.
Уровни экономического образования.
1. Младший специалист (техникум, колледж)
2. Бакалавр и специалист (институты, университеты)
3. Магистр
50. Методика подготовки школьного урока по экономике и формы материалов к уроку.
Предмет – основы экономических знаний. Метод изучения экономики в СШ – классно-урочный (Я.А. Каменский). Основа метода – школьный урок.
Урок – это организация формы учебной работы в СШ, с помощью которой решаются учебно-воспитательные задачи.
Сегодня в СШ применяются несколько типов уроков:
1) Урок – рассказ.
2) Урок – беседа (простейший семинар).
3) Урок – опрос.
4) Урок – повторение.
5) Урок – лекция.
Структура школьного урока:
1. Организационная часть
2. Контрольная часть (опрос, вызов к доске)
3. Сообщение нового материала (рассказ, беседа)
4. Закрепление новых знаний
5. Обязательно домашнее задание
Существует 3 формы документа: предоставляется – педагогу-методисту, завучу, директору школы:
§ План-конспект проведения урока (тема, вопросы, вопросы для контроля, дом задание)
§ План-сценарий проведения урока (Подробная роспись урока)
§ Опорный конспект проведения урока
51. Методика проведения школьного урока по экономике.
Особенности проведения урока:
1. Соединение в одном занятии элементов вузовских лекций и семинаров.
2. Психолого-возростная специфика учеников.
3. Более жесткая дозировка материала, отсюда более низкий темп изложения
4. Особенности педагогического такта и пед техники.
Факторы успеха школьного урока: Период учебного года; День недели.
Технология проведения урока: Организационная часть; Контрольная часть урока.
52-53. Педагогический коллектив: структура и особенности. Основные направления деятельности коллектива.
Качество преподавания во многом зависит от постановки и состояния работы кафедры. Вся деятельность кафедры подразделяется на выполнение внешних и внутренних функций. Внешние функции — организационно-методическая работа, обеспечивающая учебно-воспитательный процесс: обучение, воспитание, психологическую подготовку, самостоятельную и научно-исследовательскую работу студентов и организацию внеаудиторных мероприятий с ними. Внутренняя — внутрикафедральная работа. Включает в себя направления: профессиональный рост преподавателей, б т. ч. работа с молодыми преподавателями; воспитательная работа с членами кафедрального коллектива; методическая работа кафедры и предметно-методических комиссий; научно-исследовательская работа преподавателей и кафедры в целом.
Организационно-методическая работа кафедры, в свою очередь, представляет собой совокупность идейно-теоретической, учебно-воспитательной, научно-методической и организационной работы. Исходя из этого, именно кафедра является главным звеном, центром учебно-методической работы в вузе.
Нельзя не отметить особенность кафедры как коллектива: с одной стороны—как и любой -трудовой коллектив она строится на основе субординации: есть руководитель (в крупных коллективах—и заместитель), есть подчиненные по вертикали; с другой -— деятельность основывается на совместном творчестве и взаимном контроле, демократическом решении всех вопросов жизни и деятельности.
54. Формы и методы работы кафедры.
— межкафедральные, кафедральные научные, методические, научно-практические конференции, совещания;
— заседания кафедры (как правило, не реже 2 раз в месяц);
— совещания предметно-методических комиссий, если таковые образованы в составе кафедры;
— открытые занятия (когда коллектив кафедры посещает занятия одного из преподавателей с последующим обсуждением его итогов);
— пробные занятия — молодые преподаватели в порядке контроля готовности проводят занятия с коллегами по кафедре (без студентов);
— личные стажировки преподавателей;
—работа учебно-методического кабинета кафедры. Важнейшей, ведущей формой работы кафедры являются ее заседания. На них обсуждаются наиболее важные вопросы учебно-воспитательного процесса, внутрикафедральной работы, вопросы теории и методики. По каждому вопросу проводится свободное обсуждение и принимается решение, протоколы заседаний кафедры оформляются письменно и хранятся на кафедре.
55. Основная документация ведущаяся на кафедре.
В своей работе кафедра опирается на указы Президента Украины, Закон Украины «Об образовании», постановления Кабинета Министров Украины, приказы и директивы Министерства образования Украины, Положение об организации учебного процесса в высших учебных заведениях Украины, Устав высшего учебного заведения, постановления ученого совета и распорядительные документы вуза.
1)Планы работы. 2)Рабочие и учебные программы всех дисциплин кафедры. 3)Журнал контрольных и взаимных посещений. 4)Индивидуальные планы препод-ов. 5)Протоколы заседаний кафедры.6)Выписки из расписаний.
56. Основные направления повышения эффективности преподавания.
Хотелось бы подчеркнуть важнейшие из них:
— тщательно готовить и на высоком уровне проводить все порученные занятия;
— систематически повышать свою научную квалификацию;
— принимать активное участие в научно-исследовательской работе и руководить НИР студентов;
— постоянно оказывать помощь студентам в организации и методике самостоятельнойработы;
— предъявлять высокую, справедливую требовательность;
— активно участвовать в обсуждении всех вопросов, проявлять инициативу и творчество;
— постоянно поддерживать связи со студенческими коллективами;
— изучать морально-политические и деловые качества студентов своего потока (группы);
— служить образцом, примером для подражания во всем.
57. Роль и место педагога в жизни общества.
Профессия учителя, воспитателя-педагога, всегда была одной из наиболее важных, почетных и сложных профессий. Почему?
Во-первых, именно через педагога осуществляется передача опыта, знаний и умений, накопленных предыдущими поколениями.
Во-вторых, именно педагогу общество доверяет самое ценное — его будущее.
В-третьих, педагог—одна из центральных фигур формирования личности будущих творцов материальных и духовных благ.
В-четвертых, педагог — не только организатор, но и основной' исполнитель в учебно-воспитательном процессе человечества.
Человечество всегда считало титул учителя одним из самых почетных: лучшие умы древности Платон, Сократ, Аристотель — носили титул учителей; пророка и мессию Иисуса Христа ближайшие сподвижники называли не богом, не святым, а учителем.
Был разработан статус государственных отличий за безупречный педагогический труд: — за 10 лет—медаль «За трудовую доблесть»; — за 15 лет—медаль «За трудовое отличие»; — за 20 лет — орден «Знак Почета»; — за 25 лет — орден Трудового Красного знамени; — за 30 лет — орден Ленина.
Наиболее выдающимся педагогам, в т. ч. великому учителю Украины — Василию Александровичу Сухомлинскому, было присвоено высшее звание страны— Герой Социалистического Труда. В настоящее время но примеру США, Великобритании и ряда других стран в России учреждено и ежегодно присуждается почетное звание «Лучший учитель года»; в Украине существуют почетные звания «Заслуженный учитель Украины» и «Заслуженный работник высшей школы Украины».
58. Определяющие черты личности педагога.
1. Нравственная культура—это твердое и последовательное мировоззрение; ясная и яркая направленность (на работу вообще, на передачу знаний, навыков, умений, на постоянный творческий рост); это идейно-политическая зрелость.
2 Страстная убежденность. Человек не убежденный никого не убедит, человек холодно-равнодушный никого за собой не увлечет.
3. Высокая профессиональная подготовка, широкий общекультурный кругозор, постоянное стремление к новым знаниям. В наше стремительно меняющееся время даже самая высокая профессиональная подготовка не гарантирует спокойной жизни педагогу. Без обновления знаний сегодня трудно любому работнику, а педагогу — вообще невозможно.
4. Инициатива, самостоятельность, новаторство. Педагог по самой своей сути должен быть постоянно готов и настроен на инновации как по содержанию, так и по форме своего труда.
5. Высокая дисциплина, исполнительность, ответственность за порученное дело. Недостатки и брак преподавателя — это прорехи в работе будущего специалиста.
6. Безукоризненный моральный облик. Только педагог, не имеющий моральных изъянов в глазах студентов, может рассчитывать на то, что каждое его слово дойдет до ума и сердца учеников.
59. Структура педагогического мастерства.
определенные условия (предпосылки).
1. Задатки в смысле особенностей строения мозга, органов чувств и движений. Вы вероятно обращали внимание, что даже в детских играх кто бывает то тем, то другим, а кто только учителем, водителем, милиционером. 2. Общественные условия. Общественный заказ, общественный престиж и признание, отношение общества к данной профессии. 3. Генетика. Несмотря на споры, влияет ли генетика, в какой мере или не влияет совсем, все же это влияние есть, и педагогические династии, как музыкантские, научные и другие—в нашей жизни не редкость. 4. Направленность—система устойчивых побуждений, определяющих деятельность и активность личности во взаимодействии с окружающей средой. Без желания можно стать только простым исполнителем; творцом, педагогом—никогда!
60. Пути и методы формирования педагогического мастерства.
Предела в педагогическом мастерстве еще никто не достигал. Тем не менее, самостоятельная забота о росте своего профессионального мастерства—и обязанность, и дело чести каждого педагога. Самым главным и неисчерпаемым путем развития мастерства является практическая педагогическая деятельность —никто не может стать мастером, не упражняясь, в мастерстве. Не менее эффективным путем является профессиональная учеба и повышение квалификации. Общепринятой нормой сегодня является пятилетняя периодичность профессионального роста. Постоянным фактором роста мастерства является изучение опыта коллег, обмен достижениями и находками. В любом педагогическом коллективе всегда есть более опытные педагоги, готовые поделиться всем, что знают и умеют. Наконец, неисчерпаемым источником мастерства является самообразование, саморазвитие, само формирование педагога. Жизненным девизом каждого педагога должен быть ежедневный труд, ибо без труда даже самые мощные задатки, даже самые выдающиеся способности никогда не перерастут в мастерство.
61. Педагогическая система прошлого.
Ж.Ж.Руссо жил в 18в.-известный французский просветитель, философ, писатель, педагог. В пед.взглядах Руссо придерживался той мысли, что воспитание д.б. естественным, т.е. соответствовать возрасту ребёнка, осуществляться в естественных условиях. Руссо выдвинул идею свободного воспитания, выступая против авторитаризма в воспитании, отрицал наказание. Основным фактором воспитания детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Руссо выделил основные периоды в развитии человека и наметил задачи воспитания для каждого из них.
1.от рождения до появления речи; 2.от появления речи до 12 лет; 3.от 12 до 15 лет; 4.от 15 лет до совершенства.
1.Руссо дал многочисленные указания по уходу за детьми в раннем возрасте, которые имеют целью закаливание организма. Словарь ребёнка должен соответствовать запасу его идей и конкретных представлений.
2.Гл.задачей воспитания в этом периоде-создание условий для выработки более широкого круга представлений. Ребёнок должен учиться, но без использования книг. Он должен на практике усвоить элементы астрономии, географии, геометрии и арифметики.
3.На этом возрастном этапе Руссо считал вредным давать читать детям книги. Он считал, что труд-средство и цель воспитания. Каждый ребёнок должен овладеть к.л.полезным ремеслом, чтобы иметь впоследствии возможность зарабатывать себе на жизнь.
4.С 15 лет осуществляется формирование нравственного облика, поэтому нравтсвенное воспитание на данном этапе должно носить практический характер. Одним из важных средств нравственного воспитания явл-ся чтение исторических сочинений, биографии великих людей.
Идея Руссо отвоспитании человека проникнута духом гумманизма и демократизма. Руссо был за развитие у детей самостоятельного мышления, выдвигал требования связи обучения с жизнью, с личным опытом.
62. Стороны педагогического процесса.
Педагогический процесс — это неразрывный синтез двух его сторон — учения и преподавания. Учение в самом общем смысле слова является одним из основных видов деятельности личности (наряду с общением, трудом, игрой).
Учение (в узком, психолого-педагогическом плане)—это целенаправленная деятельность обучаемых, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике.
Но для успешного решения всех задач необходимо, чтобы учение было организованным и целенаправленным процессом. Иначе получится так, как описал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь .
Следовательно, процесс учения кто-то должен организовать, управлять им. Именно эта роль отводится педагогу, а второй стороной педагогического процесса становится научение, чаще называемое преподаванием.
Преподавание — это управление познавательной деятельностью обучаемых, в результате чего они усваивают знания, приобретают умения и навыки
При этом успех обучения (да и всего педагогического процесса) напрямую зависит от степени активности как обучаемого, так и обучающего.
Исходя из этого выделяется три фактора успеха педагогического процесса: 1) чему обучают; 2) кто и как обучает; 3) кого обучают (кто учится).
Во-первых, успех учения целиком зависит от того материала, который преподается, должен быть понят, усвоен и остаться в памяти; как от содержания материала, так и от объема и системы преподнесения.
Во-вторых, отношение к учению, его успешность находятся в прямой зависимости от опыта, знаний, методического мастерства педагога, его личностных характеристик, конкретной (частной) методики, применяемой в каждом отдельном занятии (цикле занятий).
В-третьих, результаты учебы не могут не зависить от того, кого учат, т. е. контингента обучаемых.
В данном случае речь прежде всего идет об индивидуальных характеристиках психического развития обучаемого (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося отношения к учению вообще и изучению данного предмета, от его склонностей и интересов. В связи с этим в педагогической психологии используется понятие обучаемость.
Обучаемость — это общая умственная способность к усвоению основ наук или восприимчивость к обучению.
Естественно, все психически здоровые юноши и девушки способны к обучению. Но конкретные условия жизни каждого студента своеобразны и неповторимы, отсюда те своеобразие и неповторимость системы интеллектуальных свойств, которые и определяют успешность обучения.
В эту систему входят такие индивидуальные качества, как: обобщенность мыслительной деятельности, самостоятельность и гибкость мышления, смысловая память, характер связей наглядно-образных и отвлеченных компонентов.
63. Метод устного изложения материала.
Устное изложение материала — метод воздействия преподавателя на обучаемых словом. Устное изложение может быть рассказом (в учебном смысле слова), объяснением, инструктированием; самым классическим примером данного метода является учебная лекция.
Основными дидактическими требованиями по применению этого метода являются:
— высокая идейность и научность;
—тесная связь с жизнью, социально-экономической практикой;
— убедительность и логичность;
— эмоциональность, яркость и ясность речи;
— умелое сочетание с другими методами;
— высокая действенность;
— проблемность изложения (минимум готовых рецептов). Естественно, каждое применение этого метода требует глубокой и тщательной подготовки.
64. Метод обсуждения изучаемого материала.
Обсуждение изучаемого материала — двухсторонний педагогический процесс как повторения, закрепления прошлого материала, так и получения новых дополнительных знаний. Реализоваться этот метод может беседой, классногрупповым занятием, семинаром, собеседованием, конференцией (в средней школе — урок-беседа, урок-опрос).
Этот метод также предъявляет ряд требований педагогу:
— умение интересно и проблематично поставить вопросы;
— постоянное управление ходом занятия:
— инициирование дискуссионности обсуждения;
— стимулирование и качества, и активности на занятии студентов;
— предельно объективная оценка участников обсуждения;
— четкая постановка задач на будущее.
65. Метод демонстрации.
Показ (демонстрация) — такая организация занятия, когда либо слово преподавателя подкрепляется наглядными материалами, либо наглядные материалы обосновываются, комментируются преподавателем. Данный метод применяется самостоятельно, либо как методический прием в ходе лекции или семинара.
Разновидности метода: личный показ преподавателем, показ учебно-вспомогательным персоналом, демонстрация средств наглядности.
За внешней простотой необходимо и в этом случае соблюдать определенные методические требования:
— тщательность отбора материалов (экспонатов);
строгость в соблюдении меры и наглядности показа;
— умелое сочетание слова педагога и показа.
66. Метод упражнения.
Упражнения — сознательный многократный повтор тех пли иных действий обучаемых под руководством педагога. Они могут быть вводные, основные, итоговые. Разновидность этого метода — тренировка.
Для максимальной результативности этого метода необходимо четко следовать правилам:
— постоянно поддерживать интерес к упражнению;
— строго соблюдать последовательность, ритм и постепенность психологических и физических нагрузок;
— постоянно обучать студентов навыкам самоконтроля и самооценки;
— обеспечивать состязательность в ходе занятий.
67. Общеплановые формы учебного процесса.
1. лекции;
2. семинарские, практические занятия;
3. работа на компьютерах;
4. индивидуальное собеседование;
5. рефераты, контрольные, курсовые работы;
6. самостоятельная работа студентов;
7. консультации преподавателей;
8. производственная, педагогическая, преддипломная практика:
9. зачеты, экзамены, защита работ.
68. Внеплановые формы учебного процесса.
Внеплановые (не имеющие четкой периодичности):
1. конференции,
2. симпозиумы,
3. экскурсии,
4. встречи с интересными людьми,
5. факультативы,
6. конкурсы,
7. соревнования.
69. Вступительное слово педагога на семинаре.
Вступительное слово преподавателя. Оно должно быть задающим генератором для семинара. Его обычная структура включает название темы, ее место в учебной программе и значение для практики; замысел, цели, порядок прохождения вопросов семинара; возможные практич. и даже персональные рекомендации перед нач занятия.
70. Заключительное слово педагога на семинаре.
Заключительное слово, п р е п о.д а в а т е л я., Исключительный, необходимый элемент, любого семинара, закономерный педагогический, методический и воспитательный его итог. Обычно его начинают с теоретических итогов изучения темы, в т. ч. и прошедшего семинара Затем преподаватель дает общую оценку семинара: степень разрешенности целей и замысла семинара, полноту раскрытия учебных вопросов, уровень активности и самостоятельности студентов. Затем следует персональный анализ и оценка выступлений на семинаре и в теоретическом, и в методическом отношениях. Наконец, ставятся задачи (даются рекомендации) по дальнейшей работе. Вот почему заключительное слово (хотя бы в набросках) должно готовиться заранее.
71. Разновидности учебных консультаций.
1. по содержанию – теоретические (что учить), методические.
2. по функциям – предсеминарские, предзачетные, предэкзаменационные.
3. по организации – по инициативе обучаемых, по инициативе педагога
4. по масштабу – поточные, групповые, индивидуальные
72. Технические средства обучения.
Экранные и звуковые средства наглядности, в педагогике получили видовое название — технические средства обучения (ТСО). Многолетние исследования ведущих педагогов, психологов, методистов Москвы позволили им сделать такой примерный расчет применения ТСО на двухчасовой лекции по общественным наукам.
73. Структура обучающей программы.
Элементы:
- обучающая программа
- нормативный учебный материал
- рекомендации по С/М действиям обучаемых
- огранизация обучения, формы и методы контроля.
74. Формы проблемного обучения.
1) Проблемная лекция.
2) Проблемный семинар.
3) Проблемная сам раб.
4) Деловая игра.
76. Требования к учебной лекции.
1. Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении.
2. Лекция должна безусловно выходить за рамки даже самого свежего и удачного учебника.
3. Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов.
4. Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка.
5. Лекция должна быть яркой и убедительной. Таковы самые главные черты учебной лекции как ведущей формы учебного процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.
77. Основные типы Учебных заведений Украины.
- 14 классических университетов (многопрофильность)
- 45 специализированных универов (в т. ч. 2 экономических (КНЭУ и Одесский))
- 75 гос институтов (КЭИ)
- 740 учебных заведений 1-2 степени аккредитации.
- негосударственные ВУЗы.
78. Проблемы и трудности в самостоятельной работе.
1) Ориентировочные трудности.
2) Трудности синтезирования.
3) Психолого-лингвистические трудности.
79. Требования к самостоятельной работе.
— планомерность (каждый раз педагог должен четко знать, зачем он это делает);
—соблюдение режима, т. е. оптимальное соотношение труда и отдыха (недогрузка и перегрузка в умственной деятельности одинаково пагубны);
—регулярность и последовательность (работа над собой должна стать органической потребностью);
—сознательная активность (не плестись в хвосте жизни, а активно искать новое, бороться за собственный теоретический рост);
— работать не только на себя, но и на обучаемых (чтобы всегда было чему учить, но при этом что-то обязательно должно оставаться для себя).
80. Формы обработки источников.
Работая непосредственно над текстом источника, необходимо придерживаться определенной методической последовательности.
1. Прежде всего, работа должна быть привязана к определенной теме (нельзя изучать вообще).
2. Чтобы иметь полное, а не отрывочное представление, надо полностью прочитать работу, раздел, главу.
3. При повторном прочтении выделить ведущие положения, составить (при необходимости — даже письменно) логическую схему прочитанного.
4. Отработать источник в зависимости от задач дальнейшего использования в той или иной форме, например:
— структурный план (когда необходима лишь общая логика источника);
— выписки (когда подбираются основные оценки и аргументы автора);
— тезисы (когда источник войдет составной частью в •гекст лекции);
— конспект—сжатое и логически последовательное изложение содержания работы (когда к источнику приходится обращаться неоднократно и с достаточной полнотой).
81. Группы экономических источников.
труды теоретиков экономики, справочники, статистические источники, учебники и пособия, общественная и экономическая периодика.
82. Направления самостоятельной работы педагога.
Работа преподавателя над собой. Ее основными направлениями должны являться:
1) изучение руководящих педагогических документов (приказов, декретов, инструкций, положений);
2) изучение учебно-методических материалов по предмету преподавания (учебный план, рабочая программа, тематический план, частная методика);
3) работа над литературой и источниками по своей профессии;
4) постоянное обогащение психолого-педагогических знаний, умений, навыков;
5) работа над учебными материалами: текстами лекций, рабочими планами 'проведения семинаров;
6) методическая работа (частные методики, методические разработки и пособия);
7) научно-исследовательская работа (подготовка диссертаций, монографий, учебников и учебных пособий).
83. Факторы, влияющие на подготовку учебной лекции.
В практике, естественно, проявляется целый ряд факторов, которые влияют на подготовку лекции и должны учитываться как самим преподавателем, так и его старшими коллегами.
Прежде всего, это содержание и место в курсе данной лекции (вводная, заключительная, узловая, проблемная и т. п.). Не менее важен объем времени, имеющийся на подготовку (по сложившимся из практики нормам на разработку принципиально новой 2-х часовой лекции положено до 80 рабочих часов; на переработку читавшейся — до 20 часов).
Наконец, безусловным фактором является опыт преподавателя, его умение работать над собой. Конечно, надо учитывать при этом уровень здоровья, психологическое состояние, моральную ситуацию в коллективе.
84. Особенности выступления на экономическую тему.
Лекция, как правило, начинается с объявления темы, плана, целей лекции. Это необходимо сделать четко, внятно, повторить несколько раз, чтобы студенты все могли записать.
Даже, если студенты вцелом знакомы с литературой, желательно подчеркнуть материалы по данной теме, назвать свежие источники, публикации и периодики. Все это обычно называют организационной, вводной частью лекции, на которую рекомендуют тратить до 10 минут (не более).
Приносить с собой на лекцию литературу или не приносить, до сих пор дискутируют специалисты по методике. Видимо, можно согласиться с тем, чтобы преподаватель показал 1—2 наиболее интересные и новые книги. С другой стороны, вряд ли оправдано, когда преподаватель, буквально сгибаясь под тяжестью десятков фолиантов, еле-еле доносит их до аудитории.
Здесь же возможно доведение до студентов задания и рекомендаций по дальнейшей работе, хотя это может быть сделано и в самом конце лекции.
Затем лектор излагает содержание лекции. Основные положения (базовые определения) даются четко, с диктовкой. Аргументы и доказательства доводятся четким членением, отточенными формулировками, не доспускающими различных толкований.
Факты, иллюстрации — обязательный элемент учебной лекции. Обычно на каждое положение их приводят 1—), хотя желательно всегда иметь их в запасе.
Особый разговор о цифрах. Лекция по экономике без цифр — это декларация, при том бездоказательная. С другой стороны — водопад цифр может полностью утопить теорию вопроса. Большинство методистов и психологов считают, что оптимальным соотношением можно признать 1—2 цифры на минуту лекции.
Безусловно, этот норматив не может быть догмой, т. к. есть экономические темы, где без нескольких десятков цифр вообще ничего не докажешь.
Одна из важнейших и наиболее сложных проблем лекции — темп. Темп изложения основного материала должен позволить студентам не только осмысливать важнейшую часть лекции, но и делать необходимые записи в тетрадях. Лекция — не диктовка, но и не скороговорка; темп меняется в зависимости от цели и характера информации, сообщаемой в данный момент.
О приемлемости или недоступности темпа преподаватель может судить только поддерживая постоянный контакт с аудиторией. Если студенты дружно бросили ручки — темп слишком высок, если аудитория разговаривает, смотрит по окнам, скучает — темп неоправданно низок.
Использование доски в ходе лекции — заметный рычаг повышения методического уровня лекции. Важно делать это методически правильно и обоснованно: использовать всю площадь доски, соблюдать последовательность записей, все, что пишется, иметь в руках, а не бегать за каждой цифрой от доски к кафедре и назад. Можно рекомендовать карточки небольшого формата, легко помещаемые на ладони.
85. Правила методики использования классной доски.
Использования классной доски в ходе лекции-заметный рычаг повышения методического уровня лекции. Важно делать это методически правильно и обосновано: использовать всю площадь доски, соблюдать последовательность записей, все, что пишется, иметь в руках, а не бегать за каждой цифрой от доски к кафедре и назад. Можно рекомендовать карточки небольшого формата, легко помещаемые на ладдони.
87. Педагогические знания.
На нервом плане для педагога глубокие знания преподаваемой науки, но этого мало — необходимы достаточно серьезные знания о смежных науках, представления о взаимодействующих учебных курсах. Кроме этого нужна соответствующая методическая и психолого-педагогическая подготовка.
88. Педагогические способности.
Личные способности, неразрывно связанные с чертами, качествами личности педагога:
— расположенность к детям, ученикам— выдержка, самообладание, умение владеть собой Дидактические способности — умение учить:
— способность объяснять
— способность спрашивать и оценивать;
– способность отбирать материал для изложения, использовать эрудицию и кругозор
Организационно-коммуникативные способности. Они связаны с организацией учебно-воспитательного процесса и общением с учениками:
— организаторские способности
— коммуникативные способности
- перцептивные способности (педагогическая наблюдательность)
— способность изучать учеников, проникать в их внутренний мир;
— суггестивные способности — способности воздействовать, влиять на обучаемых, повести их за собой, навязать им свою волю;
89. Педагогическая техника.
Это совокупность средств и приемов воздействия педагога на обучаемых. Элементами педагогической техники являются: речь—главный инструмент педагога (тон, сила, темп, частота и культура речи); мимика (лицо—зеркало души педагога); жесты (педагог— не статуя, но и не ветряная мельница); артистизм (настоящий педагог сродни хорошему актеру — он исполняет занятие, как актер—роль); культура поведения в классе, показа наглядных пособий.
90. Педагогический такт.
Это сложное профессиональное качество педагога, которое характеризуется педагогически целесообразной мерой отношений с учениками и воздействия на них.
Педагогический такт проявляется: — в высоко моральном отношении к обучаемым; — в сочетании требовательности с уважением, контроля с доверием; — в правильном сочетании применения одобрения и осуждения; — в чутком, отзывчивом, естественном обращении с людьми.
93. Основные документы кафедры.
1)Планы работы. 2)Рабочие и учебные программы всех дисциплин кафедры. 3)Журнал контрольных и взаимных посещений. 4)Индивидуальные планы преподавателей. 5)Протоколы заседаний кафедры. 6)Выписки из расписаний.
94. Разновидности школьного урока.
Среди уроков по основам экономических знаний м.выделить следующие:1.уроки формирования новых знаний; 2.уроки обобщения и ситематизации изучимого; 3.уроки контроля знаний, умений; 4.уроки практического применения знаний, умений. Так же можно выделить нестандартный подход к типам уроков:1.уроки – соревнования; 2.уроки типа КВН; 3.уроки игры (деловые); 4.уроки пресс-конференции.
95. Формы и методы учебного контроля.
текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие, контрольная работа); промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен, — если он не единственный); итоговый (заключительный экзамен по предмету, государственный экзамен, защита дипломной работы).