В формировании правильных взаимоотношений медицинского психолога с больными, их родственниками, коллегами имеет значение, во-первых, духовный, а во-вторых, внешний облик. Начнем с внешнего облика и постепенно выявим его связь с духовным потенциалом личности медицинского психолога. Одежда выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского психолога, в частности можно даже сказать что определяют, степень ее заботы. Внимания к больному, способность к сопереживанию.
Если смотреть с медицинской точки зрения то еще Гиппократ указывал, что врачам следует «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Нельзя забывать, что больные хотят видеть медицинского работника (будь то медицинская сестра, врач, или другой какой медицинский работник – а в данном случае это медицинский психолог) идеальным специалистом, но если они обнаруживают недостатки в его внешнем виде, то относят их к его профессиональной деятельности. Медицинский психолог (опять таки как и любой мед. работник) не должен допускать небрежности при работе с нездоровыми людьми. Если касаться этических аспектов работы медицинского психолога, то порой бывает и у психологов (людей хорошо подкованных в психологическом плане) неприятное ощущение при виде неприятного пожилого или нездорового человека. Но всякий избравший труд медицинского работника (в том числе и медицинский психолог) должен твердо помнить, что в медицине нет грязной работы.
В данной работе мне приходиться часто ссылаться, на Гиппократа, ведь медицинский психолог это в первую очередь работник Медицины. И вот что он говорит о внешнем виде мед. работника: «Что касается внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию» (Гиппократ). Не будет доверия к мед. работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Очень скоро становится понятной больному искренность и там, где он видит нарочитую вежливость, навязчивую услужливость, «дежурную» улыбку. Мед. работник должен уметь держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно и без видимых усилий расположить к себе больных – во всем быть естественными красивым. Как мне кажется, такое описание качеств медицинского работника очень ярко характеризует и раскрывает то, каким должен быть медицинский психолог. Я считаю, что внешность психолога (и не только медицинского) должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину, сочетать мягкую строгость с красивой простотой форм и оставаться в известных пределах неизменной. Отклонения могут быть лишь незначительные.
Внешний вид должен гармонично дополнять внутреннюю привлекательность психолога, успокаивать больного вызывать приятные впечатления у его родственников, помогать установлению с ними хороших, доброжелательных отношений.
Взаимоотношения между больным и медицинским психологом зависят не только от индивидуальных особенностей больного, его психики, но и от личности и поведения медицинского психолога, его общей и профессиональной культуры, соблюдения принципов этики и индеонтологии. Основная ответственность за характер этих взаимоотношений, столь важных для успешного лечения, всегда ложится на психолога. Он обязан, строя свои взаимоотношения с больным, учитывать особенности его личности, переживания.
Образно говоря, лечение начинается с регистратуры и приемного покоя, с места ожидания предстоящего обследования. Обстановка приема больного должна быть четкой, деловой и вместе с тем простой. В кабинете психолога и коридорах должна быть тишина, воздух всегда свежий. Оформление кабинетов, залов ожидания преследует единственную цель успокоить больного, сообщить ему чувство уверенности.
Прямая обязанность медицинского психолога, разрушить психологическую преграду в контакте с больным, вызвать его доверие, создав обстановку участия и теплоты. Следует помнить, что больной, особенно при первой встрече с медицинскими работниками, очень внимательно следит за каждым их жестом, выражением лица и речью, старается уловить в их словах и поведении нечто такое, что располагает к доверию и откровенности. В зависимости от того, насколько стремление больного рассказать о себе будет понято и поддержано во время первой беседы, настолько прочен, окажется контакт психолога с больным в дальнейшем. Только после установления контакта с больным можно переходить к оценке результатов анализов и других вспомогательных методов обследования. Необходимо, чтобы больной понял, что медицинских работников, к которым он пришел за помощью, интересуют не только вопросы диагностики, но и обратившийся к ним человек.
Особое значение имеют культура речи психолога, а также содержание беседы. При ответах на вопросы больного нельзя ограничиваться общими фразами, так как это вызовет у него тревогу за исход болезни, сомнение в квалификации специалиста.
Доверие больного к медицине может быть подорвано, к примеру, в том случае, если он заметит, что между врачом и медицинским психологом натянутые отношения, если психолог во время приема допускает не относящиеся к делу реплики. У больного могут возникнуть сомнения в компетенции медицинских работников, в целесообразности сделанных ими назначений, особенно если прием проходит сухо, формально, без должного выслушивания и осмотра больного.
Из расстройств психики наиболее часто у больных возникает чувство тревоги, даже страха за исход заболевания. При этом разные люди в зависимости от возраста и профессии, интеллекта, степени культурного развития и характера относятся к своему недугу по-разному. По этому медицинский психолог должн уметь войти в контакт с больным и своим поведением, беседами с больным поднимать у него настроение и укреплять веру в успешное лечение.
Медицинские работники, в частности медицинские психологи, должны формировать у больного правильное отношение к своей болезни, как к опасной, так и неопасной, стремясь всячески повысить активность больных в рамках разумной борьбы с болезнью.
Отрицательное влияние на психику больного оказывает тревога, которая воспринимается как сигнал начинающейся или усиливающейся опасности для жизни.
При выяснении отношения к болезни важна оценка личности и поведения больного. Например, повышенная мнительность, впечатлительность больного требуют от медицинского психолога специальных предосторожностей. В ряде случаев это выясняется путем опроса больного и его родных, при наблюдении за поведением больного. Если у больного подавленное настроение, необходимо попытаться выяснить причины подавленности, морально поддержать больного. Следует быть осторожным при депрессивном синдроме (угнетенное, тоскливое настроение, особенно по утрам, двигательная и идеомоторная заторможенность), так как не исключена возможность суицидальной попытки. Иногда при пониженном настроении у больного, находящегося на стационарном лечении, особенно важно учесть, как могут действовать на него посещения родных, друзей. Эти сведения следует сообщить врачу, чтобы выработать тактику регулярности посещения. Важно также учитывать отношение больного к соседям по палате и при необходимости менять окружение.
Итак, подведем некоторые выводы:
1. В число задач медицинского психолога входит изучение влияния психического состояния на соматическое и соматических заболеваний на психику больного. Решение этой задачи имеет существенное значение для изучения этиологии (причины) и патогенеза (механизмы развития) ряда болезненных состояний.
2. Мы видим, что, взаимосвязь «души « и «тела», иначе психических процессов и организма, является основной проблемой философии и медицины. Впервые эта проблема нашла материалистическое обоснование в трудах великих отечественных ученых-физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. И.П. Павловым экспериментально доказана непрерывная связь между психическим и соматическими процессами.
3. Общеизвестно, что сильные эмоции сопровождаются сердцебиением, приэтом отмечается покраснение или побледнение лица (в зависимости от того, происходит спазм или расширение сосудов). Характер и интенсивность этих проявлений зависят от особенностей личности и организма. Психические влияния могут вызвать головную боль или другие функциональные нарушения в организме.
Список использованной литературы
1. Натвеев В.Ф. Основы медицинской психологии этики и деонтологии М.: Наука, 1990. 214с.