Содержание
1. Введение
2. Глава 1. История возникновения психологии индивидуальных различий
2.1. Дифференциальная психология как отрасль психологического
знания
2.1.1. Положение дифференциальной психологии в системе
отраслей психологии
2.1.2. Предмет, вопросы, цели дифференциальной психологии
2.2. Формирование дифференциальной психологии
2.2.1. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях
2.2.2. Личные особенности при вычислениях в астрономии
2.2.3. Происхождение экспериментальной психологии
2.2.4. Влияние биологии
2.2.5. Развитие статистического метода
2.2.6. Тестирование в психологии
2.2.7. Появление дифференциальной психологии
Глава 2. Современный этап развития психологии индивидуальных
различий
3. Заключение
4. Библиография
5. Приложение
1. Введение
Человек всегда понимал, что живые существа бывают различные. Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь причины этих различий, были многочисленны и являлись отражением его мировоззрения. Но во все времена он воспринимал существование этих различий как данность. Среди древнейших следов человеческой деятельности существуют свидетельства того, что люди знали об индивидуальных различиях и учитывали их. В то время, когда ещё не было письменности, уже существовали люди – первобытные художники, знахари и вожди, - которые не могли не обладать особыми способностями и личностными свойствами. На каком бы уровне развития ни находилась культура, она не может существовать без разделения труда, а следовательно, предполагает признание различий между людьми.
Интерес к индивидуальности человека был свойственен уже первым психологическим работам. Один из учеников Аристотеля – Теофраст набросал живые и меткие описания различных типов людей в трактате «Этические характеры». В работах Гиппократа и Галена делалась попытка создать первую типологию темперамента на основе преобладания тех или иных соков в организме. Наблюдения за различием в характерах и моральных установках людей можно найти в работах Локка, Монтеля, Дидро.
В отличие от широко распространённых ранее представлений об индивидуальных различиях, сформировавшихся в процессе приспосабливания к повседневной жизни, систематическое изучение таких различий появилось в психологии сравнительно недавно. Вивес, Уарте, Гельвеций заложили основы научного подхода к проблеме индивидуальности. Однако объективное изучение различий между людьми могло происходить только на основе их экспериментального исследования. Хотя у самого Вундта не было работ, направленных на выявление вариативности, но у его первых учеников – Крепелина, Кеттелла и других – появилась установка на переориентацию эксперимента в этом направлении. Так зародилась новая область психологической науки – дифференциальная психология. Её развитию способствовали также запросы практики: педагогической, медицинской и индустриальной.
Поэтому цель нашей работы – изучить специфику и особенности возникновения психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
· проанализировать литературу по данной теме;
· дать определение дифференциальной психологии, сформулировать её предмет;
· изучить и выделить основные особенности формирования психологии индивидуальных различий;
· рассмотреть условия, которые способствовали возникновению современной дифференциальной психологии;
· выяснить дальнейшие перспективы развития психологии индивидуальных различий;
· сделать выводы.
Объект исследования- система психологического знания в области изучения индивидуальных особенностей личности в историческом аспекте.
Предмет исследования- историческая перспектива психологии индивидуальных различий.
2. Глава 1. История возникновения психологии индивидуальных различий
2.1. Дифференциальная психология как отрасль психологического знания
2.1.1. Положение дифференциальной психологии в системе отраслей психологии
Загадка индивидуального своеобразия Человека волнует умы писателей и поэтов, художников и мистиков, генетиков и антропологов, биохимиков, физиков и астрономов. Дифференциальная психология — и в этом ее отличие от других областей знания о человеке — ставит своей целью не просто познание индивидуальных особенностей на основе систематизации жизненных наблюдений, путем использования исключительно художественного или статистического методов анализа, но научное изучение механизмов становления и развития человеческой индивидуальности как целостного феномена, существующего в поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей.
В современной психологии выделяются три основные взаимопересекающиеся — и вместе с тем имеющие самостоятельный научный статус — области: общая психология, дифференциальная психология (или, иначе, психология индивидуальных, типологических и групповых различий) и социальная психология. Это деление носит довольно условный характер. Промежуточное положение дифференциальной психологии — и психологии личности как ее центральной части — обусловлено закономерностями человеческого филогенеза и онтогенеза. В первом случае имеется в виду иерархическое движение психики как саморазвивающегося феномена от эволюционно-генетических (биологических) законов к социокультурным (общественным) закономерностям. Во втором — трансформация в процессе жизненного пути индивидных, природно обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляющиеся в интегральных характеристиках взаимодействия индивидуальности с миром.
Внешний статус дифференциальной психологии оказывается неразрывно связан с ее внутренним статусом. Нет ничего удивительного в том, что без малого сто лет развития этой уникальной науки привели к образованию в ее структуре трех важнейших подразделов, касающихся соответственно изучения следующих видов человеческих различий: индивидуальных (производных от анализа общепсихологических закономерностей), типологических (собственно дифференциально-психологических) и групповых (изучаемых в контексте антропологических — биологических и социальных — наук).
Таким образом, психология индивидуальных различий – это самостоятельная область современной психологии, неразрывно связанная с такими дисциплинами как психофизиология, психология личности, возрастная психология, социальная психология, генетика поведения и другими.
2.1.2. Предмет, вопросы , цели дифференциальной психологии
Психология индивидуальных различий – область человекознания, которая анализирует структуру индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа. Объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении и является предметом дифференциальной психологии.
Способности человека, его умственное развитие, особенности личностной сферы, определяющие отношения с другими людьми, были и остаются основным объектом изучения психологии индивидуальных различий.
К фундаментальным вопросам дифференциальной психологии относятся:
ü выделение существенных для психологического анализа характеристик;
ü выяснение их структуры;
ü определение природы и границ индивидуальных различий;
ü определение причин индивидуальных различий;
ü выяснение социальных и биологических причин, обусловливающих индивидуальные различия (влияние подготовки, развития, физического состояния индивидов);
ü соотношение и сосуществование друг с другом различных характеристик;
ü идиографический анализ индивидуальности (применение общих закономерностей для изучения конкретных людей), позволяющий создать уникальный и целостный психологический портрет личности.
Кроме этого, дифференциальную психологию интересует анализ природы и свойств большинства традиционных групп, - людей маргинальных и гениальных, различающихся по признакам пола, расы, национальности и культуры.
Изучение таких групповых различий преследует триединую цель. Во-первых, через конкретные группы характеризовать современное общество, поэтому их подробное исследование несёт в себе практическую пользу: информация о них может повлиять на восприятие обществом данных групп и в конечном счёте способствовать улучшению межгрупповых отношений.
Во-вторых, сравнительное исследование разных групп поможет прояснить фундаментальные проблемы индивидуальных различий в целом. В таких группах можно увидеть как проявляются индивидуальные различия и проследить к чему они приводят. Групповые различия в поведении, рассматриваемые совместно с другими сопутствующими различиями между группами, позволяют эффективно анализировать причины различий между людьми.
В-третьих, сравнение того, как некий психологический феномен проявляется в разных группах, может способствовать более чёткому пониманию самого феномена. Выводы общей психологии, проверенные на самых различных группах, иногда оказываются не такими уж «общими». Исследование феномена во всех его разнообразных проявлениях позволяет лучше понять его суть.
Таким образом, психология индивидуальных различий занимается поиском и выделением наиболее существенных характеристик, определяющих психологический облик человека; выяснением пределов и причин изменчивости той или иной характеристики; описанием различий между группами людей; анализом уникальности конкретного человека.
2.2. Формирование дифференциальной психологии
2.2.1. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях
Большое значение для развития психологии имели концепции психики, разрабатываемые врачами, прежде всего в медицинской школе Гиппократа. Он собрал и систематизировал почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Исходя из того, что основа самого человека, его телесной организации является гуморальной, жидкостной, Гиппократ разработал своё известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырёх видов жидкости в организме- крови, слизи, желчи чёрной и желчи жёлтой. Как полагал Гиппократ, «из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым» [7,44]. Понятие меры (кразис) стало главным в концепции темперамента, при этом считалось, что отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырёх видов жидкости ведёт к ярким проявлениям того или иного темперамента.
Изучая проявления темперамента, Гиппократ ставил вопрос о его связи с образом жизни человека, понимаемом в самом широком смысле – от еды и питья до природных условий и особенностей общения. Таким образом, в учении Гиппократа впервые появились мысли о дифференциации, многообразии индивидуальных вариаций общего понятия человек. Поэтому Гиппократ был первым психологом, заговорившим об индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.
Одним из наиболее ранних примеров явного изучения индивидуальных различий, является «Государство» Платона. Основной целью его идеального государства являлось, на самом деле, распределение людей в соответствии с предназначенными для них задачами. Во второй книге «Государства» можно найти следующее утверждение: «…два человека не могут быть совершенно одинаковыми, каждый отличается от другого своими способностями, одному следует заниматься одним, другому – другим » [1,7]. Более того, Платон предложил «показательные упражнения», которые можно было бы использовать в идеальном государстве для отбора солдат. Эти «упражнения», предназначенные для отбора людей, обладающих качествами, существенными для доблести военного, представляют собой первый систематически составленный и записанный тест на профпригодность.
В работах Аристотеля значительное место отведено анализу групповых различий, в том числе, различий видовых, расовых, социальных и половых, проявляющихся в психике и морали. Многие из его работ содержат также скрытое допущение индивидуальных различий, хотя Аристотель и не проводил их развёрнутого исследования. Создаётся впечатление, что он считал наличие таких различий слишком очевидным и потому не требующим специального рассмотрения, относил эти различия частично к врождённым факторам. В своей «Этике» Аристотель описывает качества людей, обладающих избытком или дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и другими.
В средневековой схоластике индивидуальные различия привлекали к себе сравнительно мало внимания. Философские обобщения о природе разума формулировались преимущественно на теоретической, а не на эмпирической основе. Поэтому исследования индивидов, если и играли, то очень малую роль в развитии таких доктрин. Об особом интересе к дифференциальной психологии Августина Аврелия и Фомы Аквинского свидетельствует их «психология способностей». Такие способности, как «память», «воображение» и «воля» рассматриваются сейчас некоторыми учёными как предшествующие качествам и факторам, определяемым в настоящее время средствами статистического анализа тестовых значений. Эти недавно определённые факторы отличаются по ряду существенных параметров от способностей, которые были умозрительно выведены схоластической философией.
Большое значение для психологии имела книга известного испанского психолога – Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии, в качестве основных было поставлено четыре вопроса [15]:
1) Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой?
2) Какие виды дарования имеются в человеческом роде?
3) Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?
4) По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?
Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырёх элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и так далее), требующих соответствующих дарований.
Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определённым темпераментом мозга, то есть пропорцией, в которой смешаны в нём главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, Х. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трёх способностей они требуют. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда, но и здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия.
Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. Например, он выделял в качестве таких признаков жёсткость волос, особенности смеха и тому подобное. Его идея о корреляции между внутренним и внешним была, как показал последующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе: «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарования ещё в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит» [7,102].
Представители множества разновидностей ассоцианизма, процветавших с семнадцатого по девятнадцатый век, также мало что могли сказать об индивидуальных различиях. Ассоцианистов интересовал, прежде всего, механизм, посредством которого объединяются идеи и который позволяет образовываться сложным мыслительным процессам. Они формулировали общие принципы, не оставлявшие места индивидуальным различиям. Однако Бейн, последний из так называемых чистых ассоцианистов, в своих работах обратил внимание на индивидуальные различия. В своей книге «Чувства и интеллект» он пишет, что «существует естественная способность к ассоциированию, особая для каждого типа людей и отличающая индивидов друг от друга. Это свойство, подобно всем остальным характерным свойствам человеческой природы, распределено между людьми не в равной пропорции» [1,9].
В трудах и в практической деятельности группы представителей «натуралистов» в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века, включая Руссо, Песталоцци, Гербарта и Фребеля, отражается очевидное возрастание интереса к индивидуальности ребёнка. Образовательная стратегия и методы определялись не внешними критериями, а исследованием самого ребёнка и его способностей. Однако акцент по-прежнему делался скорее на подходе к каждому ребёнку как к представителю человечества, а не на том, что отличало его от других детей. Несмотря на то, что в работах просветителей можно найти немало высказываний об индивидах, отличающихся друг от друга, и об образовании, которое должно учитывать эти отличия, они подчёркивали значимость свободного, «естественного» образования скорее в противовес навязываемым извне педагогическим воздействиям, чем вследствие действительного осознания значимости индивидуальных различий. Понятие «индивидуальный» часто использовалось как синоним понятия «человеческий».
Таким образом, философские трактаты представителей доэкспериментальной психологии явились предпосылками, повлиявшими на формирование новой области исследований – дифференциальной психологии.
2.2.2. Личные особенности при вычислениях в астрономии
Первое систематическое измерение индивидуальных различий было проведено не в психологии, а в рамках гораздо более старой науки- астрономии. В 1796 году Мэскелин, астроном Гринвической астрономической обсерватории, уволил Киннебрука, своего ассистента, за то, что тот зафиксировал время прохождения звезды на секунду позже, чем он. В то время подобные наблюдения осуществлялись методом «глаз и ухо». Этот метод предполагал не только координацию зрительных и слуховых впечатлений, но и формирование достаточно сложных суждений о пространстве. Наблюдатель отмечал на часах время с точностью до секунды, затем начинал отсчитывать секунды по бою часов, наблюдая одновременно за тем, как звезда пересекает поле телескопа. Он отмечал положение звезды по последнему удару часов перед тем, как она достигала «критической» линии поля; сразу же после того, как звезда пересекала эту линию, он аналогичным образом отмечал её положение по первому удару. На основе этих наблюдений с момента прохождения звезды через критическую линию оценка делалась через десятые доли секунды. Эта процедура была стандартной и позволяла делать измерения с точностью до одной или двух десятых секунды.
В 1816 году кенигсбергский астроном Бессель прочёл в истории Гринвической астрономической обсерватории об инциденте с Киннебруком и заинтересовался личными особенностями вычислений, производимых различными наблюдателями. Изначально личностное уравнивание относилось к фиксации различия в секундах между оценками двух наблюдателей. Бессель собрал и опубликовал данные по нескольким подготовленным наблюдателям и отметил не только наличие таких личных особенностей и разницы в оценках, но также изменчивость вычислений в каждом новом случае. Это и явилось первой публикацией количественных измерений индивидуальных различий.
Многие астрономы приняли на вооружение данные Бесселя. Во второй половине девятнадцатого века с появлением хронографов и хроноскопов стало возможным измерять личные особенности конкретного наблюдателя без сравнения его с другими наблюдателями. Это была попытка свести все наблюдения к объективно корректным значениям без обращения к системе времени, привязанной к какому-либо наблюдателю, чьи наблюдения принимались за стандарт. Астрономы произвели также анализ различных условий, влияющих на особенности вычислений разных наблюдателей. Но это всё относилось скорее к проблеме астрономических наблюдений, чем к измерению индивидуальных различий, которое было предпринято позднее представителями ранней экспериментальной психологии в их исследованиях «времени реакции».
Итак, попытки астрономов делать точные измерения, используя индивидуальные различия во времени реакции, повлияли на возникновение дифференциальной психологии.
2.2.3. Происхождение экспериментальной психологии
В 1879 году Вильгельм Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Эксперименты психологического свойства уже проводились до этого Вебером, Фехнером, Гельмгольцем и другими, но лаборатория Вундта была первой, созданной исключительно для психологических исследований и предоставлявшей при этом возможности для обучения студентов методам новой науки. Естественно, она оказала существенное влияние на развитие ранней экспериментальной психологии. Лаборатория Вундта привлекала студентов из разных стран, которые, по возвращении на родину, основывали подобные лаборатории в своих собственных странах.
Проблемы, которые исследовались в первых лабораториях, свидетельствовали о сходстве экспериментальной психологии с физиологией. Изучение зрительных и слуховых впечатлений, скорости реакции, психофизики и ассоциаций- вот почти всё, в отношении чего ставились эксперименты. Первоначально психологам- экспериментаторам было свойственно игнорировать индивидуальные различия или рассматривать их просто как случайные «отклонения», ведь чем больше в феномене выражены индивидуальные особенности, тем менее точными будут сделанные в отношении него обобщения. Таким образом, степень индивидуальных различий определяла «вероятность отклонений», которые можно ожидать в проявлении общих психических законов.
Итак, возникновение экспериментальной психологии не способствовало развитию интереса к изучению индивидуальных различий. Её вклад в дифференциальную психологию должен был заключаться в демонстрации того, что психологические феномены доступны для объективного и даже количественного исследования, что психологические теории можно проверять на соответствие объективным данным и что психология может стать эмпирической наукой. Это было необходимо для того, чтобы вместо теоретизирований об индивиде могло возникнуть конкретное изучение индивидуальных различий.
2.2.4. Влияние биологии
В конце девятнадцатого века биология под влиянием дарвиновской теории эволюции развивалась очень быстро. Эта теория, в частности, способствовала возрастанию интереса к сравнительному анализу, предполагающему наблюдение за тем, как одни и те же качества проявляются у представителей разных видов. Начав с описания неких нестандартных случаев и анализа наблюдений, Дарвин и его современники, в конечном счёте, способствовали тому, что в двадцатом веке стало возможным проводить настоящие, с высокой степенью контроля эксперименты с животными. Такие исследования поведения животных оказались весьма полезными во всех отношениях для развития дифференциальной психологии. Учение Дарвина изменило сам стиль психологического мышления, стимулировало возникновение новой области психологической науки – дифференциальной психологии, импульс которой придала идея Дарвина о том, что генетические факторы (наследственность) определяют различия между людьми. Работы Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса и других учёных не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для многих областей психологии, в том числе и дифференциальной. Таким образом, с середины девятнадцатого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.
Особенно важными для дифференциальной психологии являются исследования английского биолога Френсиса Гальтона, одного из наиболее знаменитых последователей Дарвина. Гальтон первым попытался применить эволюционные принципы изменчивости, наследственности, отбора и приспособляемости к исследованию человеческих индивидов. В 1869 году он издал книгу под названием «Наследственный гений» («Hereditary Genius»), в которой, применяя хорошо известный сегодня родовой исторический метод, попытался продемонстрировать, как наследуются способности к тем или иным видам деятельности. Также он написал ещё две книги на эту тему: «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874) и «Наследственность» (1889). Решающую роль в развитии способностей к научной деятельности Ф. Гальтон приписывал наследственности, влияние же внешних условий и воспитания считал незначительным, а иногда и отрицательным.
Для Гальтона, изучавшего человеческую наследственность, вскоре стало очевидным, что для определения степеней сходства между индивидуумами их можно измерять, - каждого в отдельности, в сравнении друг с другом, целенаправленно и большими группами. Для этой цели он разработал многочисленные тесты и процедуры измерений, основав в 1882 году в Музее Южного Кенсингтона в Лондоне свою знаменитую антропометрическую лабораторию. В ней люди за небольшую плату могли измерить уровень восприимчивости своих органов чувств, моторные способности и другие простые качества.
Измеряя сенсорные процессы, Гальтон надеялся получить возможность оценивать интеллектуальный уровень человека. В сборнике «Исследование человеческих способностей», опубликованном в 1883 году, он написал: «Вся воспринимаемая нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем больше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллектуальной деятельности» [1,13]. Кроме этого, на основе обнаруженного им пониженного уровня чувствительности у идиотов он сделал вывод, что сенсорные различия «в целом должны быть наивысшими у интеллектуально одарённых» [1,13]. По этой причине измерение сенсорных возможностей, таких как зрение и слух, занимают сравнительно большое место в тестах, которые разработал и создал Гальтон. Например, он создал шкалу для визуального определения длины, свисток для проявления слуховой чувствительности к предельно высоким звукам, кинестетические тесты, основанные на сериях взвешиваний, а также тесты на прямизну движения, на скорость простых реакций и многие другие. Гальтон также впервые использовал тесты на свободные ассоциации, - технику, которую впоследствии применял и развивал Вундт. Столь же новаторским было исследование Гальтоном индивидуальных и групповых различий образного мышления. Это было первое развёрнутое применение метода анкетирования в психологии.
Свои исследования по диагностике различий в психических качествах людей Гальтон использовал для обоснования идеи о необходимости отбора наиболее приспособленных. Он утверждал, что человеческий род можно улучшить тем же путём, каким выводится новая порода собак или лошадей – путём соответствующих браков в течение нескольких поколений. Это направление он назвал евгеникой. Понятие евгеники впоследствии использовалось для выделения особой породы людей, отобранных среди тех, кто выделялся своим высоким уровнем одарённости. Эта идея была антигуманной, хотя сам Гальтон поставил её совсем не как социальную, но как важную медицинскую и психологическую проблему учёта наследственных факторов в развитии индивида.
Таким образом, Гальтон первым заговорил об индивидуальных различиях, первым создал диагностические тесты. Его попытки оценить роль наследственности в формировании психологических характеристик открыли дорогу для целого исследовательского направления, развивающегося в контексте психологии индивидуальных различий и оказывающего влияние на смежные области психологии.
Существенное влияние на формирование дифференциальной психологии оказало и развитие современной генетики. Законы наследственности Менделя, заново открытые в 1900 году, привели к возобновлению экспериментальных работ в области механизмов наследования. На дифференциальную психологию оказало многостороннее влияние в высшей степени результативное изучение наследования физических черт у животных. Развитие генетики человека позволило использовать методы статистического анализа, для того чтобы находить черты родового сходства и различия, что получило широкое применение в психологии.
2.2.5. Развитие статистического метода
Статистический анализ является одним из основных средств, которые использует дифференциальная психология. Гальтон очень хорошо понимал необходимость приспособления статистических методов к процедурам обработки собранных им данных по индивидуальным различиям. Для этой цели он предпринял попытки адаптировать многочисленные математические процедуры. Любимым изречением Френсиса Гальтона было: «Всё, что можно сосчитать, - считайте!» [7,280]. Среди принципиальных статистических проблем, которыми занимался Гальтон, была проблема нормального распределения отклонений и проблема корреляции. Карл Пирсон, который был его студентом, впоследствии разработал математический аппарат теории корреляции. Таким образом, Пирсон внёс свой вклад в развитие и систематизацию того, что раньше относилось только к области статистики.
Другим британским учёным, чей вклад существенно повлиял на развитие статистики, был Р.А. Фишер. Работая преимущественно над исследованиями в области сельского хозяйства, Фишер разработал множество новых статистических методов, которые зарекомендовали себя как в высшей степени полезные во многих других областях, включая психологию, и открыли широкие возможности для анализа данных.
Бурно развивающаяся статистика обогатила дифференциальную психологию не только такими понятиями, как статистическое значение и корреляция, но и многими другими понятиями и методиками. Благодаря появлению факторного анализа – метода группировки взаимосвязанных характеристик – изменилось представление о структуре психологических свойств. Автор факторно-аналитического подхода к исследованию личности, Раймонд Кэттел, одновременно является и создателем ряда техник факторного анализа.
2.2.6. Тестирование в психологии
Наряду со статистикой, психологическое тестирование является важным средством дифференциальной психологии. Задача психологических тестов – измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. Одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление умственно отсталых, установление отличий душевнобольных от умственно отсталых. В XIX веке этим занимались французские врачи Ж. Эскриоль и Э. Сеген.
Около 3000 лет назад существовала система приема на гражданскую службу в китайской империи. У древних греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими и умственными навыками. Сократический метод, сочетавший обучение с тестированием, во многом напоминает современное программированное обучение. В средневековье европейские университеты для присвоения ученых званий и степеней ввели соответствующие экзамены. Однако, чтобы выявить основные этапы развития современного тестирования, достаточно обратиться к XIX столетию.
Английский биолог сэр Френсис Гальтон был одним из тех, кто положил начало тестированию. Первоначальные тесты, содержавшиеся в новаторских работах Гальтона, были простыми сенсомоторными опытами. Следующий этап в развитии психологического тестирования связан с именем американца Джеймса Маккина Кэттелла. В своих работах Кэттелл объединил два параллельно развивавшихся течения: экспериментальную психологию и психологию, основанную на измерении индивидуальных различий. У Вундта в лейпцигской докторантуре Кэттелл написал диссертацию о проявлении индивидуальных различий времени наступления реакции. После этого он читал лекции в Англии, где его интерес к индивидуальным различиям получил развитие в процессе общения с Гальтоном. Возвратившись в Америку, Кэттелл организовал лаборатории для занятий экспериментальной психологией, активно распространял методики психологического тестирования.
Первые тесты на интеллект. Понятие «интеллектуальный тест» впервые появилось в статье Кэттелла «Умственные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале «Mind». В этой статье описывались серии тестов, проводившиеся ежегодно на студентах колледжа с целью определения их интеллектуального уровня. Тесты, которые предлагались в индивидуальном порядке, включали измерение мускульной силы, веса, скорости передвижения, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, времени реакции, памяти и тому подобное. Своим выбором тестов Кэттелл поддержал точку зрения Гальтона, согласно которой измерение интеллектуальных функций должно осуществляться через тестирование сенсорной избирательности и времени реакции.
Тесты Кэттелла были обычными для последнего десятилетия девятнадцатого века. Попытки измерения более сложных психологических функций, тем не менее, можно было обнаружить в тестах на чтение, вербальные ассоциации, память и элементарную арифметику. На Колумбийской выставке, проводившейся в Чикаго в 1893 году, Йастроу приглашал всех желающих испытать свои чувства, моторику, простые перцептивные процессы и сравнить полученные значения с нормативными. Несколько попыток оценить эти первоначальные тесты дали обескураживающие результаты. Индивидуальные показатели были нестабильны, они слабо коррелировали или не коррелировали вовсе с независимыми оценками интеллектуального уровня, такими как школьные оценки или академические степени.
Множество подобных тестов было собрано европейскими психологами этого периода, в том числе А. Эрном, Э. Крепелином и Г. Эббингаузом в Германии, Гуччарди и Д. Феррари в Италии. О необходимости использовать тесты при обследовании психически больных людей писал и российский учёный Г.И. Россолимо. А. Бине и В. Анри в своей статье, опубликованной во Франции в 1895 году, подвергли критике большинство известных тестов за излишнее внимание к сенсорике и придание слишком большого значения способностям к специальным видам деятельности. Кроме того, они утверждали, что не следует стремиться к высокой точности при измерениях более сложных функций, поскольку в этих функциях индивидуальные различия проявляются в большей степени. Для подтверждения своей точки зрения Бине и Анри предложили новые серии тестов, охватывающих такие функции, как память, воображение, внимание, сообразительность, внушаемость и эстетические чувства. В этих тестах уже можно распознать то, что в будущем привело к развитию знаменитых «интеллектуальных тестов» Бине.
Интеллектуальные тесты. В 1904 году французский министр народного образования создал комиссию для изучения проблемы отставания в учёбе среди школьников. Специально для этой комиссии А. Бине и Т. Симоном в 1905 году была разработана первая интеллектуальная шкала для вычисления общего коэффициента индивидуального уровня интеллектуального развития. В 1908 году Бине доработал эту шкалу, при использовании которой тесты группировались по возрастному признаку и подвергались тщательной эмпирической проверке. Например, для трёхлетнего возраста отбирались тесты, которые в состоянии был пройти ребёнок трёх лет, для четырёхлетнего возраста- тесты, доступные для ребёнка четырёх лет, и так далее, до тринадцатилетнего возраста. Полученные результаты у детей, прошедших тестирование по данной шкале, были затем объявлены нормами, присущими соответствующему «интеллектуальному возрасту», то есть возможностями нормальных детей определённого возраста, рассмотренными Бине. Третий вариант шкалы Бине-Симона появился в 1911 г. Шкала эта по сравнению с предыдущей содержала незначительные изменения: перестановку отдельных тестов, новые тесты для некоторых возрастных уровней, и была продлена до взрослого уровня.
Тесты Бине-Симона привлекли к себе внимание психологов всего мира ещё до того, как в 1908 году шкала была усовершенствована. Они были переведены на многие языки. В Америке эти тесты претерпели различные изменения и модификации, самой известной из которых стала модификация, разработанная под руководством Л.М. Термена из Стэнфордского университета и получившая известность как тест Стэнфорд- Бине. Это была та шкала, в рамках которой впервые было использовано понятие интеллектуального коэффициента (IQ – intelligence quotient), введённого Штерном в 1911 году как соотношение между интеллектуальным и фактическим возрастом. Современную версию этой шкалы называют шкалой Термена- Меррилла, она по-прежнему является наиболее широко используемой системой тестирования интеллекта человека. Особый интерес представляет также вариант Кюльманна – Бине, в котором возрастной диапазон был сдвинут вниз до уровня трёх месяцев.
Одновременно с тестами для детей и психически больных людей стали разрабатывать задания для профессиональной ориентации и профессионального отбора. Одним из ведущих учёных, занимавшихся этой проблемой, был основатель психотехники Г. Мюнстерберг. Он считал, что индивидуальные различия между людьми должны проявляться и в их профессиональной деятельности, а потому существуют профессии , наиболее подходящие или, наоборот, неподходящие для конкретного человека. Исходя из этого, он разработал диагностические методики по проведению профессионального отбора. Свои взгляды на профессиональную ориентацию и организацию психологической службы на предприятии Мюнстерберг изложил в работе «Основы психотехники» (1914). Тесты на профессиональную пригодность создавались на основе результатов, полученных при обследовании наиболее успешных специалистов в конкретной области. Они требовали иного подхода, чем интеллектуальные методики, поэтому наряду с вербальными заданиями появляются и тесты на исследование наглядно-действенного и образного мышления, других психических процессов.
Групповое тестирование. Другим важным направлением развития психологического тестирования было развитие групповых шкал. Шкалы Бине и их более поздние модели называются «индивидуальные тесты», то есть предназначены для тестирования только одного испытуемого за один раз. Эти тесты таковы, что проводить их может лишь очень хорошо подготовленный специалист. К групповому тестированию эти условия непригодны. Появление шкал группового тестирования было, вероятно, главным фактором роста популярности психологического тестирования. Эти тесты не только позволяют тестировать одновременно большие группы людей, но и являются гораздо более лёгкими в применении.
Стимулом для развития группового тестирования послужила настоятельная потребность исследования полуторамиллионной армии США, возникшая во время первой мировой войны к 1917 году. Военные задачи требовали достаточно простой процедуры для быстрого распределения рекрутов в соответствии с их интеллектуальными способностями. Армейские психологи ответили на запрос тем, что создали две групповые шкалы, получившие название как «армейская-альфа» и «армейская-бета». Первая предназначалась для общего пользования, вторая представляла собой невербальную шкалу, разработанную для тестирования неграмотных новобранцев и иностранных призывников, которые не владели свободно английским языком.
Последующее развитие. После окончания первой мировой войны происходило бурное развитие множества доступных для использования тестов, разработка всё новых методов и их применение к самым разным аспектам поведения. Групповые интеллектуальные шкалы создавались для всех возрастов и типов испытуемых, начиная с тех, кто ходит в детский сад, и до студентов старших курсов. Вскоре к ним добавились дополнительные тесты для выявления специальных способностей, например к музыке или механике. Ещё позже появились многофакторные системы исследования в результате разностороннего изучения человеческих качеств. Важным является то, что вместо единственных, общих для всех результирующих значений, таких как IQ, многофакторные системы позволяют получать данные по целому комплексу основных способностей.
Параллельно с этим происходило распространение психологического тестирования неинтеллектуальных качеств, - через использование личных наработок, проективных техник (методик) и других средств. Этот тип тестирования начался с создания во время первой мировой войны «Бланка данных о личности» Вудвортса и стал быстро развиваться, включая в себя измерения интересов, убеждений, эмоций и социальных качеств. Но хотя для создания соответствующих тестов были затрачены огромные усилия, успех был меньше, чем при разработке тестирования способностей.
Тестовые понятия. Как и в статистике, в психологических тестах существуют определённые базовые понятия. Одним из них является понятие нормы. Никакие результирующие значения психологических тестов не имеют смысла до тех пор, пока они не сравниваются с тестовыми нормами. Эти нормы возникают в процессе стандартизации нового теста, при прохождении через него большого количества испытуемых, представляющих ту популяцию, для которой данный тест был разработан. Затем полученные данные используются как стандарт для оценки показателей индивидов. Нормы могут выражаться по-разному, например: как интеллектуальный возраст, как проценты или как стандартные значения, - но все они позволяют исследователю, сравнивая результаты испытуемого с результатами стандартизированной выборки, определить его «положение». Соответствуют ли его результаты средним по группе? Являются ли они более высокими или более низкими по сравнению со средними значениями, и если да, то насколько?
Другим важным понятием является надёжность теста. Она подразумевает, насколько стабильные результаты он способен давать. Если индивид проходит повторное исследование в другой день или проходит то же самое тестирование в другой форме, то насколько может измениться результат? Надёжность обычно определяется корреляцией результатов, полученных в двух случаях одним и тем же индивидом. На надёжность теста, естественно, не могут не влиять случайные отклонения относительных результатов тестирования конкретного индивида. Влияние же подобных отклонений на групповые результаты не имеет отношения к надёжности теста.
Одним из самых главных вопросов, который возникает при психологическом тестировании, является вопрос о валидности теста, то есть о том, насколько он действительно измеряет то, что должен измерять. Валидность можно установить, сравнивая результаты данного теста с многочисленными данными, полученными другими способами, - со школьными оценками, индексом трудовой успешности, или лидерскими рейтингами.
Данные по нормам, по надёжности и валидности теста должны быть собраны в то время, когда тест проходит испытания, то есть до того как он может быть передан для всеобщего использования.
Метод теста прочно вошёл в науку, получив большое практическое применение, а дальнейшее совершенствование техники разработки и применения тестов, распространение их на исследование важнейших психологических параметров (памяти, мышления, личности) изменили общий облик психологии, дав возможность сформировать систему объективных методов психологического исследования людей.
2.2.7. Появление дифференциальной психологии
К началу двадцатого века дифференциальная психология начала обретать конкретные формы. В 1895 году Бине и Анри опубликовали статью под названием «Психология индивидуальности» («La psychologie individuelle»), которая представляла собой первый систематический анализ целей, предмета и методов дифференциальной психологии. Это не выглядело претенциозным, поскольку отражало реальный статус данной отрасли психологии в то время. Они писали: «Мы начинаем обсуждение нового предмета, сложного и практически неисследованного» [1,27]. Бине и Анри в качестве главных проблем дифференциальной психологии выдвинули две: во-первых, изучение природы и степени индивидуальных различий в психологических процессах и, во-вторых, открытие взаимоотношений психических процессов индивидуума, которое может дать возможность классификации качеств и возможность определения того, какие функции являются наиболее фундаментальными.
Одним из основателей дифференциальной психологии является Вильям Штерн. В 1900 году появилась первая редакция книги Штерна по дифференциальной психологии «Психология индивидуальных различий» («Uber Psychologie der individuellen Differenzen»). В первой части книги рассматриваются сущность, проблемы и методы дифференциальной психологии. К предмету этого раздела психологии Штерн отнёс различия между индивидами, расовые и культурные различия, профессиональных и общественных групп, а также половые. Основополагающую проблему дифференциальной психологии он характеризовал как триединую. Во-первых, какова природа психологической жизни индивидов и групп, какова степень их различий? Во-вторых, какие факторы определяют эти различия или воздействуют на них? В этой связи он упомянул наследственность, климат, социальный или культурный уровень, образование, адаптацию и так далее. В-третьих, в чём проявляются различия? Можно ли зафиксировать их в написании слов, мимике лица и так далее? Штерн рассмотрел также такие понятия, как психологический тип, индивидуальность, норма и патология. С помощью методов дифференциальной психологии он дал оценку интроспекции, объективному наблюдению, использованию материалов истории и поэзии, культурологическим исследованиям, количественному тестированию и эксперименту. Во второй части книги содержится общий анализ и некоторые данные, касающиеся индивидуальных различий в проявлении ряда психологических качеств- от простых сенсорных способностей до более сложных психических процессов и эмоциональных характеристик. Книга Штерна в существенно переработанном и расширенном виде была переиздана в 1911 году, и ещё раз- в 1921 под названием «Методологические основы дифференциальной психологии». Дальнейшее развитие эта концепция получает в трудах американского психолога Анны Анастази, выпустившей обобщающую исследования первой половины двадцатого века фундаментальную монографию под названием "Дифференциальная психология"(1958).
В Америке для исследований методов тестирования и сбора данных по индивидуальным различиям были созданы специальные комитеты. На своём съезде в 1895 году Американская психологическая ассоциация образовала комитет «для рассмотрения возможности сотрудничества между различными психологическими лабораториями по вопросам сбора психических и физических статистических данных» [1,29]. На следующий год Американская ассоциация научного развития образовала постоянный комитет для организации этнографического исследования белого населения Соединённых Штатов. Кэттелл, являвшийся одним из членов этого комитета, отмечал важность включения психологических тестов в это исследование и необходимость координации его с исследовательской работой Американской психологической ассоциации.
В русле основного потока исследований лежало и применение вновь создаваемых тестов к разнообразным группам. Келли в 1903 году и Норсворс в 1906 сравнили нормальных и слабоумных детей по результатам тестов на сенсомоторные и простые психические функции. Их открытия пролили свет на продолжавшее иметь место деление детей по их способностям и позволили утверждать, что слабоумные не составляют отдельной категории. В 1903 году вышла книга Томсона «Интеллектуальные различия полов», содержавшая результаты проводившегося в течение нескольких лет разнообразного тестирования мужчин и женщин. Это было первое всеобъемлющее исследование психологических различий полов.
Также впервые было проведено тестирование сенсорной остроты, моторных возможностей и некоторых простых психических процессов у представителей различных расовых групп. Отдельные исследования появились ещё до 1900 года. В 1904 году появилась оригинальная статья Спирмена, который выдвинул свою двухфакторную теорию психической организации и предложил статистическую технику для исследования проблемы. Эта публикация Спирмена открыла область исследования взаимоотношения качеств, открыла дорогу для современного факторного анализа.
Большое значение для развития дифференциальной психологии имели и работы советского психолога Александра Фёдоровича Лазурского, который является основоположником дифференциальной психологии в России. Совместно с А.П. Нечаевым он создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. Впоследствии Лазурский на протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева.
В 1897 году в журнале «Обозрение психиатрии» была опубликована первая статья Лазурского, посвящённая проблеме индивидуальных различий, - «Современное состояние индивидуальной психологии». Рассматривая достижения этой науки, он подчёркивал, что её целью является исследование того, как видоизменяются «душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях» [7,470].
В работе «Очерк науки о характерах» (1909) Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию « научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. Позиция Лазурского во многом отличалась от взглядов Штерна, Бине и Гальтона, так как он считал необходимым не ограничиваться прикладными исследованиями и доказывал важность формирования основ научной теории индивидуальных различий.
Утверждение индивидуальной психологии как теоретической дисциплины, как подчёркивал Лазурский, значения опыта, прежде всего наблюдения и эксперимента, о важной роли которых писал учёный. При этом он рассматривал эмпирические данные о деятельности различных психических процессов не изолированно, а в системе, доказывая, что главной задачей экспериментального исследования является построение целостной картины человека. Исходя из наклонностей, способностей, темперамента и других индивидуальных качеств человека, можно построить полную, естественную классификацию характеров, которая и составит, по мнению Лазурского, основу новой науки. Он ввёл понятие об эндопсихической и экзопсихической сферах душевной жизни, на основании диагностики которых можно составить индивидуальный портрет человека. Развёрнутое изложение основных положений его характерологии и типологии личности было дано в вышедшей уже после смерти учёного книге «Классификация личностей» (1922).
Ещё один советский учёный Б.М. Теплов открыл новую главу в исследовании психофизических основ индивидуальных различий. Опираясь на учение Павлова о свойствах типа нервной системы, он выдвинул серьёзную программу диагностики типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку, и разработка теоретически обоснованных и опирающихся на объективную методику путей исследования индивидуально – психологических различий людей.
Также проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии занимался видный отечественный психолог, доктор психологических наук, Мерлин В.С. Он выдвинул принцип «много-многозначной зависимости» психических явлений от физиологических, который позволил раскрыть сложный, опосредованный характер взаимоотношений между различными уровнями организации индивидуальных особенностей личности – нейродинамическим, психодинамическим и личностным. Исследования в этой области привели к созданию концепции темперамента человека («Очерк теории темперамента», 1964; «Очерк интегрального исследования индивидуальности», 1986).
Таким образом, в самостоятельную отрасль науки психология индивидуальных различий, получившая название дифференциальная психология, стала оформляться только в начале ХХ века. Цель этого направления заключалась в том, чтобы создать строгие стандартизированные методы и процедуры для оценки индивидуально-психологических различий, главным образом в области интеллекта, на основе которых предполагалось проводить предварительный профессиональный отбор и индивидуализировать процесс обучения. Основные методы дифференциальной психологии, получившие название тестов, создавались для решения конкретных практических задач.
Психология индивидуальных различий в России начала строиться на принципиально иных методологических основаниях. Она отмежевалась прежде всего от тестологии и своё главное внимание направила на поиск теоретической концепции, которая могла бы лечь в основу научной дифференциальной психологии. В своих теоретических исканиях психологи обратились к доказавшему свою плодотворность учению И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы. Так стали зарождаться отдельные элементы нового научного направления – дифференциальной психофизиологии, поставившей первоначально своей целью доскональное изучение свойств нервной системы у человека и выяснение их роли в детерминации устойчивых индивидуально-психологических различий между людьми.
Глава 2. Современный этап развития психологии индивидуальных различий
Анализируя становление психологии индивидуальных различий и её современный уровень, можно объединить исследования, проводящиеся в русле этой психологической области, в три большие группы.
Первая группа исследований связана с анализом структуры психологических свойств. Какие психологические характеристики имеет смысл рассматривать как наиболее важные для психологического облика человека и как они связаны между собой – вот те основные проблемы, которые рассматриваются в этих исследованиях. В работах этого направления индивидуальные различия выступают не только как предмет исследования но и как условие, дающее возможность использовать статистические процедуры, с помощью которых производится структурирование психологических особенностей.
Второе направление исследований связано с поиском причин происхождения индивидуальных различий в психологических особенностях. Исследования этой группы являются наиболее многочисленными и касаются анализа биологических и социальных детерминант индивидуальных различий, роли наследственности и среды в формировании таких различий, динамики индивидуальных различий в процессе развития.
Третье направление исследований представляет собой идиографический анализ индивидуальности. В данном случае объектом психологического исследования является отдельный субъект, а не группа, как это происходит при номотетическом подходе, реализуемым двумя первыми направлениями.
Зона ближайшего развития дифференциально-психологической теории определяется характером методологических задач первостепенной важности. Так, многие исследователи отмечают, что развитие программы по изучению структуры человеческого генома приближается к своей завершающей стадии - определению причинно-следственной взаимосвязи между генетическим и психологическим уровнем признаков индивидуальности. Сейчас уже очевидно, что различия между людьми уходят корнями в генетические основы личности. На современном этапе важность приобретает не простая констатация факта наличия связи между геном и соответствующим поведенческим признаком, но выявление последствий определенной локализации гена в генетической структуре (Hamer, 1997). Следующим шагом, после принятия положения о связи между отдельным геном в человеческом мозге и индивидуальными различиями в личностных чертах, становится положение о том, что генетическое влияние не детерминирует поведение человека, но выражается в подтвержденном статистическими моделями предположении о необходимости учета этого влияния для определенного спектра в диапазоне поведенческой изменчивости (Lykken et al., 1993).
С другой стороны, концепции о генетической детерминации личностных черт встречаются с экспериментально подтвержденными социальными психологами и интеракционистски- ориентированными исследователями фактами о силе воздействия на поведение личности ситуационных переменных (Posner, Levitin, 1997). Возникает необходимость интегрирования полученных относительно разных уровней индивидуальности данных в единую, концептуально и эмпирически непротиворечивую, модель. Вполне возможно, что теоретической основой для разработки такой модели окажется иерархический подход, рассматриваемый в контексте динамической организации процессов функционирования индивидуальности на "нижних" и "верхних" уровнях.
Выявление реальных механизмов, формирующих различия между людьми, позволяет обратиться к природе взаимовлияния трех важнейших факторов человеческой жизни — генетической предрасположенности, социального обусловливания и структур Субъективного Жизненного Опыта, дифференцирующих и интегрирующих в процессе развития человека воздействие Природы и Социума. Оформленное в удобном для практического использования виде научное знание о человеческих различиях становится уже сейчас базой для создания программ обучения, позволяющих соотнести высший уровень развития навыков с потенциальными возможностями субъекта; для разработки методов медицинской — в том числе, психиатрической и психотерапевтической — коррекции неблагоприятных природных и социальных влияний на индивидуальное поведение; наконец, для внедрения превентивной диагностики, способствующей выявлению на ранних стадиях формирования патологических деформаций характера и личности в целом.
Итак, сто лет развития дифференциальной психологии в преддверии XXI века становятся прологом появления интегральной Науки о Человеческих Различиях.
3. Заключение
Таким образом, в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами, мы пришли к следующим результатам:
1. Предпосылками, повлиявшими на формирование новой области исследований – дифференциальной психологии, являлись философские трактаты представителей доэкспериментальной психологии, попытки астрономов делать точные измерения, используя индивидуальные различия во времени реакции, развитие экспериментального метода в психологии, важные открытия в области биологии и статистики, развитие средств психологического тестирования.
2. Дифференциальная психология с самого начала складывалась как количественная дисциплина, изучающая не каузальную (причинную), а стохастическую (вероятностную) закономерность. Но это не дает оснований считать ее менее важным или менее перспективным направлением, чем психология экспериментальная. Статистическая закономерность позволяет предсказывать явления в силу того, что вероятностные связи свойственны самой природе вещей, а не привносятся в нее произвольными операциями ума. Но таблицы, графики, формулы "заговорят" только тогда, когда математические величины будут соотнесены с реальностью (в психологии — с психической реальностью).
3. Переходя от вероятностных моделей к причинным объяснениям, дифференциальная психология также вынуждена была принять некоторые предположения о природе, характере и основании того, что измеряется. Гальтон полагал, что индивидуальные вариации детерминированы эволюционно-биологическим потенциалом испытуемых. Законы индивидуальной психологии истолковывались тем самым как воспроизведение общебиологических законов наследственности.
4. В течение короткого периода времени после 1900 года был заложен фундамент фактически всех отраслей дифференциальной психологии. Направления, в которых развивается современная психология индивидуальных различий, частично были предопределены открытиями в таких смежных с ней областях, как биология и статистика, а также последовательным развитием психологического тестирования. Кроме этого, на развитие направлений современной дифференциальной психологии повлияла антропология и социальная психология- области, имеющие с ней много точек соприкосновения.
5. Такие первооткрыватели в области статистических методов, как Гальтон, Пирсон и Фишер, вооружили представителей дифференциальной психологии эффективными методиками анализа данных. Наиболее важными статистическими понятиями, используемыми в дифференциальной психологии, являются понятия статистического значения и корреляции. Психологическое тестирования, уходящее своими корнями к работам Гальтона, получило развитие в работах Кэттелла, Бине, Термена и армейских психологов первой мировой войны, создавших первоначальные шкалы для группового тестирования уровня интеллектуального развития. На более поздних стадиях стали развиваться тестирование специальных способностей, многофакторные системы и измерения неинтеллектуальных качеств. Главными тестовыми понятиями являются понятия нормы, надёжности и валидности. Теоретические выводы, полученные дифференциальной психологией, важны для решения многих практических задач: отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития способностей индивидов и других.
4. Библиография
1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М., 2001. – 752с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. – М.,1982. – 318с.
3. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997. – 328с.
4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. – 510с.
5. Купер К. Индивидуальные различия. – М., 2000. – 527с.
6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 1999. – 532с.
7. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – 544с.
8. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии: Учебное пособие. – СПб., 1998. – 136с.
9. Никольская А.А. А. Бине как один из основателей экспериментальной психологии // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 90-97.
10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.1. – Ростов-на- Дону, 1996. – 415с.
11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.2. – Ростов-на- Дону, 1996. – 413с.
12. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2000. – 776с.
13. Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. – М., 1989. – 272с.
14. Сонин В.А. Словарь персоналий. Психологи от А до Я. – М., 1997. – 160с.
15. Уарте Х. Исследование способностей к наукам. – М., 1960. С.20.
16. Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы. – М., 1998. – 336с.
17. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985. – 575с.
18. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996. – 409с.
5. Приложение
Список дополнительной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М., 2001.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. – М., 1984.
4. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. – М., 1998.
5. Белицкая Г.Э. Типология проблемности социального мышления личности: Автореф. канд. дис. – М.,1991.
6. Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №1. С. 47-53.
7. Белоус В.В. Темперамент как инвариант. – Пятигорск, 1997.
8. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. – Пятигорск, 1996.
9. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т.12. №6. С. 3-11.
10. Брушлинский А.В. Психологическая наука и проблема субъекта // Тр. Ин-та психологии РАН / Под ред. А.В. Брушлинского и др. М., 1995. Т.1. Кн.1. С. 6-20.
11. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. – М., 1964.
12. Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. 1995. Т.16. №1. С. 64-74.
13. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997.
14. Купер К. Индивидуальные различия. – М., 2000.
15. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. – СПб., 1912.
16. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М., 1995.
17. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.
18. Лейтес Н.С. Одарённые дети // Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 1977. С. 54-63.
19. Леонгард К. Акцентуирование личности. – Киев, 1981.
20. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 1999.
21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1977.
22. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003.
23. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии: Учебное пособие. – СПб., 1998.
24. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
25. Мерлин В.С. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 1977.
26. Мироненко И.А. Дифференциальная психология: конспект лекций. – СПб., 2000.
27. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1976.
28. Никольская А.А. А. Бине как один из основателей экспериментальной психологии // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 90-97.
29. Орлинкова Н.В. Самостиль и типология интегральной индивидуальности // Тезисы докладов II Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1998. С. 49-51.
30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов, 1996.
31. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: Коллект. моногр. / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
32. Психология и психоанализ характера / Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 1997.
33. Психология индивидуальности в трудах В.С. Мерлина и её развитие в современном человекознании: коллект. моногр. / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
34. Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2000.
35. Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер – М., 1982.
36. Равич-Щербо И.В. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 1977.
37. Россолимо Г.И. Психологические профили. – СПб., 1910.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. Т.2. – М., 1989.
39. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.
40. Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. – М., 1989.
41. Русалов В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты / Под ред. Б.А. Вяткина. – Пермь , 1988. С. 5-10.
42. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Метод. пособие. М., 1997.
43. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1991. Т.12. №5. С. 3-17.
44. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. –СПб., 2001.
45. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. – М., 1991.
46. Уарте Х. Исследование способностей к наукам. – М., 1960.
47. Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. – М., 1988.
48. Филипченко Ю.А. Гальтон и Мендель. – М., 1924.
49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
50. Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы. – М., 1998.
51. Штерн В. Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста. – СПб., 1997.
52. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб. – М., 1995.
53. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996.
54. Anastasi A. Differential Psychology. – N.Y., 1958a.
55. Binet A., Henri V. La psychologie individuelle. – Annee psychologique, 1895, 2.
56. Cattel R.B. Handbook of multivariable experiment psychology. – Chicago, 1966.
57. Eysenk H.J. The structure of human personality. – L., 1971.
58. Galton F. Psychometric experiments. – Brain, 1879, 2.
59. Galton F. Inquiries into Human Faculty and its Development. – L., 1883.