ЗенкевичМ. А. Зенкевич родился в селе Николаевский Городок ныне Октябрьский Городок Саратовской губернии в семье юриста. Учился в Саратовскойгимназии, затем поступил на юридический факультет Петербургского университета.После окончания университета в 1915 г.два года изучал филологию в Вене и Берлине. Первые стихотворные опыты поэта,следовавшего образцам массовой революционной поэзии
тех лет, появились в печатиеще в 1906 г. в журнале Жизнь и школа ,издававшемся саратовским революционным молодежным кружком. Начиная с 1908 г. он выступает со стихами на страницахпетербургских журналов демократической ориентации - Образование , Современный мир и др. Став членом Цехапоэтов , Зенкевич активно печатается в Гиперборее , Аполлоне .
Под маркой Цеха выходит и его первый стихотворный сборник Дикая порфира 1912 . Название восходит к стихотворению Е.А. Баратынского, две строки из которого были взяты в качестве эпиграфа к книге И в дикую порфиру древних лет Державная природа облачилась . В сборнике нетолько звучала хвала миру и человеку, но явственно давали о себе знать адамистические
ощущения . Н. С. Гумилев подчеркивал, что для Зенкевичахарактерно многообещающее адамистическое стремленье называть каждую вещь поимени, словно лаская ее . Сильный поэтический темперамент, отмечал критик,влечет его к большим темам, ко всему стихийному в природе или в истории . Втоске по полнокровной, мужественной жизни, питаемой энергией земли, воображениепоэта устремляется к доисторическим .эпохам, к той первобытности, которая ещетолько ждала появления человека.
Сокровенная тайна зарождения жизни впланетарных масштабах волнует поэта. Он ощущает соприродность человеческогосущества и самой материи тем гигантам, которые населяли землю миллионы летназад. Его тревожат тварность мира, тайна темного родства светлого человеческого духа с чудовищными пращурами, следы до-бытия , присутствующие вчеловеческом подсознании.Персонажами стихотворений Зенкевича часто становятсялюди, одержимые природными инстинктами.
Поэт зачарован землей и необузданной стихийностью страстей. Его излюбленный художественный прием - метафора, в основе которой - сопоставление человеческих порывов и желанийс сильными ощущениями охотой, травлей диких зверей.Для Зенкевича с его влечением к нутряному , природному в человеке и жизни не оставалось запретных тем и образов. Егопривлекало, как писал Гумилев, все подлинно отверженное, слизь, грязь и копотьмира , и
та бесстыдная реальность образов , которой он достигал, нисколько нестрашила его. В своем стремлении к обнаженной правде он сознательноигнорировал шаблонную красивость и изящество образов. Однако, опубликовав вжурнале Гиперборей стихотворение Посаженный на кол , изобилующее детальнымописанием казни и человеческих мучений, он тем не менее, несмотря нанастойчивые просьбы, отказался прочитать его в кабаре
Бродячая собака ,сказав, что оно не для публичного чтения .Тема катастрофичности бытия подспудно присутствовала впоэзии Зенкевича, окрашивая ее приглушенно звучащим трагизмом. Разрешение этойтемы порой виделось ему в космических катаклизмах. Его стихотворения периодапервой мировой войны, вошедшие в сборник
Пашня танков 1921 , пафосом резкого неприятия дисгармонии бытия и элементамифутуристической поэтики были близки к антивоенным стихам В. В. Маяковского и В.В. Хлебникова. Зенкевич не отходит от натурализма, но в его письме заметно усиливаетсяэкспрессионистическая образность, рождая ассоциации с графикой немецкогоэкспрессиониста Отто Дикса.Природе поэтического дарования Зенкевича было чуждооткрытое лирическое самовыражение.
У критиков были основания рассматриватьтворчество поэта как насквозь рассудочное . В области техники стиха он шел полинии разрушения напевности, часто используя длинные стихотворные размеры, enjambeinent - перенос из одной стихотворной строки в другую,Ведущий к прозаизации стихотворной речи. Критик А. Свентицкий, рецензируясборник Зенкевича 1921 г отметил уходпоэта от акмеизма в дебри прозостиха , а
нередко даже просто прозы .В годы революции Зенкевич вступает добровольцем вКрасную Армию и служит в Саратове в должности секретаря полкового суда, а затем - секретаря революционного трибуналаКавказского фронта. Он не оставляет литературного творчества, включается вработу Саратовского отделения Пролеткульта и его печатного органа -журнала Культура . В 1923 г. он переезжает в Москву, сотрудничает в журнале
Работникпросвещения , а затем становится редактором иностранного отдела издательства Земля и фабрика . В 1925 г. входит всозданное С. М. Городецким объединение Московский цех поэтов . ПозднееЗенкевич работал в отделе поэзии журнала Новый мир .Нота приятия жизни продолжала звучать в творчествеЗенкевича. В характерной для него экспрессивной стилевой манере и сосвойственной ему любовью к природным аналогиям
он желал самому себе Чтобвечно к жизни голод волчий Во мне неутоленный выл .Постепенно идейной доминантой поэзии Зенкевичастановится тема социального переустройства мира, воспевание достиженийсоциалистического строительства. В начале 1930-х годов он участвует влитературном кружке научной поэзии , ориентирующемся на опыт французских поэтов 1880 - 1890-х годов - Р. Гиля, пропагандистом которого в
России был В. Я. Брюсов, Р.Аркоса, Э. Верхарна, а также самого Брюсова. Философский пафос космизма ,культивировавшийся поэтами этого направления, был близок Зенкевичу, который и вакмеистский период своего творчества вовлекал в поэзию естественнонаучные темы.Но основная деятельность Зенкевича в это время -переводы классиков мировой поэзии, современных зарубежных поэтов. В жанрепоэтического перевода Зенкевич работал долго и успешно, воспитав целую школусоветских
переводчиков.СИРЕНЫБывает, кажется ль тумансырей,Угрюмей океан и неизбежнейрейсы,Норд-ост пронзительней игоризонт серей Иль в гавань позовет маяк - согрейся, Но и морских гигантов тянетвзвыть, И жаловаться, и реветь сиреной.И к корпусу стальному ближезвать Подруг, обвитых кружевноюпеной. Тоска трансокеанская! А здесь, Как исполинской болиразрешитель,
Стихов сгоранье, взрывчатаясмесь И наглухо завинченныйглушитель!1916
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |