ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Мелкорозничная торговая сеть.
Мелкорозничная торговая сеть - это торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.
Предприятия мелкорозничной торговли делятся на стационарные и передвижные.
Предприятия стационарные мелкорозничной торговли размещаются с вооружениях из облегченных сборно-разборных конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью и мобильностью, т. е. возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению; не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов.
Недостатками мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и удобств для торгового пер совала.
Передвижная мелкорозничная торговля может осуществляться вразвоз и вразнос. Для передвижной мелкорозничной торговли используются специально оборудованные приспособленные к торговле автомашины, ручные тележки, лотки и др. Их использование наиболее эффективно при обслуживании населения сельских районов и в местах массового скопления людей в городах.
Автомагазины нашли широкое применение при продаже тканей, хозяйственных товаров, книг, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров, обуви и др., а также при продаже основных групп продовольственных товаров.
Салон автомагазина оснащается специальным оборудованием, предохраняющим товар от порчи и смешения при транспортировании.
В последнее время наибольшее распространение получает торговля через автомагазины предприятиями, производящими молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары.
Это современные, хорошо оснащенные кассовым и холодильным оборудованием, автомагазины. Их устройство позволяет покупателям легко и беспрепятственно ознакомиться с предлагаемым ассортиментом.
Торговля вразнос осуществляется с лотков, сборно-разборных столиков и других простейших устройств.
Мелкорозничные торговые предприятия размещаются на рынках, вокзалах, в зоне приложения сил, в зоне отдыха и в других местах наибольшего сосредоточения населения. Они также располагаются там, где магазины отсутствуют и их строительство нецелесообразно.
При размещении мелкорозничных торговых точек учитывается их профиль, наличие других предприятий торговли, плотность населения и другие факторы.
Через мелкорозничную сеть производится продажа продовольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных условий продажи), продукции массового питания (хлебобулочные, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, бутерброды и др.).
Запрещается реализация через мелкорозничную сеть скоропортящихся товаров при отсутствии средств охлаждения. Каждое предприятие мелкорозничной торговли открывается с разрешения органа исполнительной власти и на отведенном ему месте. На право торговой деятельности предприятие приобретает лицензию.
Физические лица, реализующие товары через мелкорозничную сеть, должны быть зарегистрированы как граждане-предприниматели и иметь лицензию на право торговой деятельности.
Часы торговли в мелкорозничной сети муниципальной собственности устанавливаются местными органами исполнительной власти в зависимости от размещения и товарной специализации предприятий, с учетом необходимости обслуживания населения в утренние и вечерние часы, когда закрыты магазины.
Часы торговли мелкорозничных предприятий иных форм собственности определяются собственником.
Предприятие стационарной мелкорозничной торговли (павильоны, киоски) должно иметь вывеску (или трафарет), в корой указывается его наименование (если оно имеется), профиль, режим работы, организационно-правовая форма (принадлежность), номер лицензии и дата ее выдачи.
Для передвижной мелкорозничной торговли обязателен трафарет с указанием принадлежности, номера и даты выдачи лицензии.
Торговое оборудование
Важным условием эффективной работы магазинов и мелкорозничной сети является оснащение их оборудованием. От его выбора зависят ассортимент товаров, сохранность их качества, удобство работы персонала, а следовательно, и культура обслуживания покупателей.
Каждое мелкорозничное предприятие должно иметь соответствующие инвентарь и оборудование, а торгующее скоропортящимися продуктами — средства охлаждения.
Мебель играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она используется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров, и должна отвечать эксплуатационно-техническим, эргонометрическим, экономическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим требованиям.
Эксплуатационно-технические требования предусматривают наряду с удобством мебели для покупателей и продавцов обеспечение наглядной выкладки товаров и достаточной емкости. Торговая мебель должна быть прочной и устойчивой, обеспечивать надежность соединительных деталей и узлов.
Эргонометрические требования учитывают при конструировании мебели, исходя из антропологических данных (среднего роста и пропорций тела человека). Высота, ширина и длина оборудования должны минимизировать утомляемость торговых работников при заполнении его товаром и обслуживании покупателей.
Экономические требования предполагают простоту конструкций, делающую экономным производство и удобной эксплуатацию. Мебель должна изготовляться из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием современных производственных технологий. Важным условием снижения стоимости и повышения экономичности торговой мебели являются организация ее массового индустриального производства, прост га технологического процесса, возможность замены отдельных деталей и узлов в процессе ремонта.
Эстетические требования предъявляются к форме, пропорциям, цвету и конструктивным особенностям торговой мебели. Оборудование должно быть малозаметным; по форме, пропорциям, цвету и конструктивным особенностям гармонировать с общим оформлением торгового предприятия.
Санитарно-гигиенические требования предусматривают, что устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для изготовления этой мебели, не должны затруднять ее чистку в процессе эксплуатации и уборки помещений. В связи с этим мебель должна иметь доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних углублений, зазоров и выступов.
В палатках и киосках, торгующих продовольственными товарами, прилавки должны быть покрыты линолеумом, клеенкой, пластиком или другим водонепроницаемым материалом. Поверхности с пластиковым покрытием протираются влажным тампоном. Мыть мебель обильно смоченным тампоном нельзя, так как жидкость, затекая в цели между деталями, приводит к разбуханию деревянных и ржавлению металлических частей. Удаление загрязнений с окрашенных поверхностей мебели рекомендуется производить только путем сухой уборки.
Мебель для торговых предприятий классифицируется по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции.
По месту применения: для торговых залов подсобных помещений и мелкорозничных предприятий.
По назначению: для приемки товаров по качеству, подготовки товаров к продаже, показа товаров (витрины); для выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины); транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями; для обслуживания покупателей.
По товарному профилю — универсальная и специализированная.
По конструкции торговую мебель изготовляют наразборную и сборно-разборную. Размеры и конструкция ее должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация.
Наиболее распространенными типами торговой мебели для мелкорозничной торговой сети являются пристенные горки, которые устанавливаются вдоль стен для показа товаров, и прилавки, которые используются для отпуска различных товаров. Они бывают с витриной и без нее. У прилавков-витрин , в отличие от прилавков, частично или полностью застеклена верхняя часть для выкладки и демонстрации товаров, с внешней стороны прилавка неширокая полка для сумок покупателей, а со стороны продавца — выдвижные ящики, полки открытые или с раздвижными дверцами — для хранения товаров и инвентаря.
К торговой мебели относятся и лотки, которые должны быть обеспечены складными подставками. Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.
ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ
Торговый инвентарь является дополнением торгово-технологического оборудования предприятий, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций Рациональное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и повышению производительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения.
Инвентарь должен быть простым, прочным, не громоздким, дешевым, удобным в эксплуатации, отвечать эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
По назначению торговый инвентарь делится на следующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки; проверки размеров и качества товаров; подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям; для выкладки и рекламы товаров. Широкое применение имеют счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический и противопожарный инвентарь.
Инвентарь для вскрытия тары включает различные приспособления, при помощи которых производится вскрытие деревянной, металлической и мягкой тары. В эту группу входят съемники обручей, гвоздодеры-ножницы для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты, набойки бондарные, хозяйственные топоры, молотки и клещи.
Съемник обручей — для съема с бочек верхнего уторного обруча.
Фигурный рычаг-гвоздодер предназначен для выемки доньев из утора бочек после съема верхнего уторного обруча. Для этих целей используется заостренный фигурный конец рычага.
Бондарная набойка — для насадки и снятия обручей с деревянных бочек.
Гвоздодер-ножницы является комбинированным цельнометаллическим инструментом, используемым для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты и проволоки.
Молоток-гвоздодер-ножницы — для бесполомочного вскрытия деревянной, картонной и другой тары.
Молоток-топорик-гвоздодер — для вскрытия негабаритных ящиков, контейнеров, решетчатой и другой тары.
Гвоздодер-молоток состоит из молотка с прорезью для выдергивания гвоздей и металлической или деревянной ручки.
Гвоздодер ударный — для выдергивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над поверхностью.
Гвоздодеры обыкновенные на одном или на обоих концах имеют прорезь для выдергивания гвоздей.
Топоры хозяйственные, молотки и клещи применяются как вспомогательный инвентарь.
В качестве инструмента для вскрытия металлической тары служит ключ для металлических бочек, при помощи которого открывают резьбовые металлические пробки.
Для вскрытия льняных и бумажных мешков, картонной тары, товаров в паковочной ткани служит нож для вскрытая мягкой тары.
К инвентарю для проверки размеров и качества товаров относятся пробоотборники для взятия проб товаров (сыпучих товаров, масла, сыра и др.); овоскопы и виноскопы. при помощи которых производится проверка качества яиц и вин на просвет, а также измерительные инструменты (кронциркули, штангенциркули, микрометры, нутрометры, шаблоны (для сортировки лимонов по размерам). В эту группу инвентаря входят приспособления и приборы для проверки электротоваров, электроламп, электробатарей, точности хода часов и антенное устройство для проверки работы телевизионных приемников.
Инвентарь для подготовки товаров к продаже включает широкий набор различных инструментов и приспособлений.
Топоры мясорубные применяют для разруба крупных мясных туш мяса, рыбы и птицы.
Пилы-ножовки необходимы для распиловки костей, туш мороженого мяса.
Ножа производственные — образуют обширную группу режущих инструментов, используемых в подсобных помещениях и на рабочих местах продавцами. Они имеют различную конфигурацию лезвия, ручки и разные размеры. Их подразделяют на 3 группы: для разделки мяса, птицы, рыбы; гастрономические и хлеборезные. К ножам для разделки рыбы относят большие мясницкие ножи, ножи секачи, ножи рубаки, ножи обвалочные для выемки костей и рыборазделочные.
Ножи гастрономические выпускаются преимущественно с длинными и узкими лезвиями, это гастрономический (колбасный), филейный и кухонные ножи, а также ножи для резки ветчины, сыра и масла, комплекты ножей-струн для резки монолитов масла.
При разрубе и разделке туш и полутуш мяса, рыбы и птицы используются стулья-колоды, которые имеют деревянные или металлические ножки, а также разделочные доски овальной или прямоугольной формы, склеенные из брусков или монолитные. Стулья -колоды и доски изготовляются из твердых лиственных пород дерева. Для подготовки непродовольственных товаров к продаже применяют гладильные доски, утюги, щетки для чистки одежды, ножницы, приспособления для фасовки гвоздей и шурупов.
К инвентарю для отпуска товаров покупателям относят различные режущие инструменты (топоры, ножи, ножницы), инструменты для взятия товаров (вилки торговые, лопатки, щипцы, совки).
Инвентарь для примерки: стопомеры и рожки для обуви; кольца-измерители и зеркала для головных уборов; метры и полуметры, приспособления для прокалывания отверстий в ремешках для часов; и др.
Инвентарь для упаковки товаров: приспособления для упаковки обоев и резки шпагата, склеивающая лента и держатель.
Инвентарь для выкладки и рекламы продовольственных товаров представляет собой лотки для полуфабрикатов и готовых товаров, окорята витринные, подставки, кронштейны и корзинки для показа бакалейных и кондитерских изделий, консервов, фруктов, овощей и др.
Рекламно-выставочный инвентарь в непродовольственных магазинах: манекены и полуманекены, динамические рекламные установки, подставки различного рода, планшеты для образцов мелких товаров, держатели для одежды, декоративные элементы, а также приспособления для «немой» справки.
Вспомогательный инвентарь: приспособления для точки, правки и хранения ножей; совки, воронки, насос для перекачки жидкостей, лестницы (стремянки), лопаты роликовые для картофеля.
Точка и правка производственных ножей производится при помощи мусата, представляющего собой круглый шлифованный металлический стержень с деревянной ручкой. Кроме мусатов используют специальные приспособления с наждачными кругами и электроприводом. Для хранения производственных ножей в подсобном помещении или на рабочем месте продавца служат специальные держатели, состоящие из двух алюминиевых уголков. Уголки соединены между собой двумя болтами с таким расчетом, что между ними образован паз для укладки ножей.
Совки применяют при расфасовке и продаже сыпучих и кондитерских товаров, ягод и др.
Воронки — для наливания жидкостей в емкости с узким горлом.
Перекачка растительного масла в подсобном помещении предприятия производится при помощи насоса.
Лестницами (стремянками) пользуются при эксплуатации высоких стеллажей, горок и других видов торгового оборудования. Бывают складные и лестницы-подставки.
Роликовая лопата служит для перевалки и затаривания картофеля и овощей.
Пломбир необходим для пломбирования свинцовыми, пластмассовыми или мастичными пломбами.
Инвентарь для уборки и санобработки помещений:окономойки, тележки с набором приспособлений для уборки, щетки, совки и мусоросборники. При уборке помещении торговых предприятий используются также пылесосы, половые щетки и щетки-слитки, тряпкодержатели, различные скребки, совки, ведра.
Счетный инвентарь представлен микрокалькуляторами, счетами конторскими, монетницами, кассой для доплаты.
Противопожарный инвентарь используется для тушении пожаров. Это пенные и углекислотные ручные огнетушители, гидропульт (ведра, бочки с водой, ящики с песком, а также наборы противопожарных инструментов (багры, лопаты, топоры и т.д.), размещаемые на специальных щитах.
ТОРГОВОЕ ХОЛОДИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Применение холода способствует сохранению первоначальных свойств пищевых продуктов и некоторых видов продовольственных товаров. В качестве источника холода в торговле используют естественный, искусственный и сухой лед, льдосоляные смеси и холодильные машины.
Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли.
Самое широкое распространение на розничных торговых предприятиях получило машинное охлаждение. Оно наиболее совершенно в санитарно-гигиеническом отношении и позволяет получить стабильный и легко регулируемый температурный режим.
Получение холода с помощью холодильной машин: основано на кипении при низких температурах специальных холодильных агентов. Холодильный агент, кипящий при низкой температуре, отводит от охлаждаемого тела или среды тепло и передает его при последующей конденсации паров в окружающую атмосферу при относительно высоких температурах.
К торговому холодильному оборудованию относятся холодильные камеры, торговые холодильные шкафы, охлаждаемые витрины, прилавки и прилавки-витрины.
По назначению торговое холодильное оборудование делят на следующие основные группы:
• для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы закрытые прилавки);
• для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины);
• демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).
По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости, холодильное оборудование принято подразделят на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре О — 2°С.
Для торгового холодильного оборудования приняты условные буквенные обозначения: К — камера; Ш — шкаф; П — прилавок; ПВ — прилавок-витрина; В — витрина; X -холодильный(ая); С — среднетемпературный(ая); С - среднетемпературный(ая); Н — низкотемпературный (ая); Ю — в южном исполнении. Цифры после букв указывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.
Холодильные камеры имеют сборно-разборную конструкцию. Устанавливают их в складских помещениях магазинов и хранят в них продукты в течение 3—5 суток. Выпускают камеры двух типов: КХС (для охлажденных продуктов) и КХН (для замороженных продуктов) с охлаждаемым объемом 6,12 и 18 м3.
В охлаждаемых камерах поддерживается температура от 0 и до 8°С, в низкотемпературных — до -18°С.
Холодильные шкафы устанавливают на рабочем месте продавца или в складских помещениях небольших магазинов. Они имеют встроенные холодильные агрегаты.
Холодильные витрины служат для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов. Они используются в основном в магазинах самообслуживания для крат повременного хранения, демонстрации и продажи предварительно охлажденных и упакованных гастрономических товаров.
Холодильные прилавки предназначены для кратко временного хранения, демонстрации и продажи охлажден ных гастрономических товаров в универсамах. Бывают сред нетемпературные (ПХС) и низкотемпературные (ПХМ).
В магазинах самообслуживания используют открытые прилавки с воздушной завесой.
Холодильные прилавки-витрины служат для кратковременного хранения, демонстрации и продажи охлаждаемых продуктов. В них имеется 2 охлаждаемых отделения — камера и витрина. Камера прилавка предназначена для хранения ими сменного запаса скоропортящегося товара. В витрине выкладывают товары, предназначенные для демонстрации и на выбор покупателям.
ТОРГОВОЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Для осуществления операций, связанных с приемкою товаров, подготовкой их к продаже и отпуском, применяется торговое измерительное оборудование: весы, гири меры длины и объема.
Весы — это прибор, предназначенный для измерения массы товара. Основными признаками их классификации! служат: принцип действия; место и способ установки; вид, указательного устройства; вид отсчета показаний взвешивания; способ снятия показаний.
В зависимости от принципа действия различают рычажные и электромеханические весы. Наиболее распространены в торговле рычажные весы. Их механизм состоит из основных, передаточных и вспомогательных рычагов, соединенных с помощью призм, подушек, серег, колец и тяг. Электромеханические весы устроены на основе принципа автоматического преобразования усилия от взвешиваемого груза в электрический сигнал, поступающий в электронный блок. Из электронного блока информация о цене, массе и стоимости товара выводится на блок индикации с цифровым табло.
По месту и способу установки весы делят на настольные, передвижные и стационарные.
По виду указательного устройства - на гиревые, шкальные, шкально-гиревые, циферблатные и цифровые, электронные.
По виду отсчета показаний взвешивания весы бывают визуальным отсчетом и с документальной регистрацией.
По способу снятия показаний различают весы с местным и дистанционным способами снятия показаний, характеристика основных технических и эксплуатационных данных различных весов заложена в их условную буквенно-цифровую индексацию. Например, индекс И 10Ц13 имеет следующую расшифровку: Р — весы рычажные; Н — настольные; 10 — наибольший предел взвешивания — 10 кг; Ц — циферблатные; 1 — с визуальным отсчетом; 3 — с местным способом снятия показаний.
Магазины оснащают в основном настольными циферблатными и товарными весами. Используются также весы настольные — обыкновенные и электронные.
К весам предъявляются метрологические и эксплуатационные требования. Метрологическими требованиями являются: точность взвешивания, чувствительность, постоянство показаний и устойчивость.
Весы следует считать точными в том случае, если они дают показания измерения массы с отклонением от истинных в пределах допустимой погрешности, которая устанавливается в законодательном порядке. Нормы погрешности на точность взвешивания определены в стандартах для каждого типа весов.
Чувствительность весов — это способность их выходить из состояния равновесия при самом незначительном увеличении или уменьшении нагрузки в точках приложения.
Постоянство показаний взвешивания — свойство весов давать одинаковые показания при многократном взвешивании одного и того же груза. В стандартах определены допустимые значения вариаций показаний нагруженных весов. Например, для настольных гиревых весов грузоподъемностью 10 кг в зависимости от интервалов взвешивания это значение от 2,5 до 5 г.
Устойчивостью весов называется свойство их самостоятельно возвращаться в первоначальное положение при выведении из состояния равновесия.
Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к весам, — это, во-первых, способность весов исправно и безотказно выполнять свои функции в течение всего срока эксплуатации; во-вторых, наглядность показаний, т.е. хорошая обозримость и читаемость их показаний; в-третьих, максимальная скорость взвешивания — свойство весов быстро приходить в состояние равновесия.
Кроме того, весы должны отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям, которые предусматривают их изготовление из материалов, являющихся нейтральными по отношению к взвешиваемым товарам и окружающей среде. Их конструкция и отделка поверхностей деталей не должны препятствовать чистке и мытью.
На предприятиях мелкорозничной торговой сети наиболее часто используются следующие модели весов.
• Весы настольные циферблатные РН-10Ц13У предназначены для взвешивания товаров массой от 100 г до 10 кг. Они обладают достаточной наглядностью взвешивания. Масса грузов в пределах от 100 до 1000 г определятся по показаниям стрелок на циферблате, свыше 1000 г – с помощью гирь и показаний стрелок.
• Весы настольные циферблатные РН-3Ц13У имеют предел взвешивания от 40 до 3000 г. Фиксация значения массы взвешиваемого груза осуществляется при помощи стрелки на круглой шкале циферблата.
• Весы циферблатные ВЦЛ-10М предназначены для взвешивания овощей и фруктов, предел взвешивания — от 500 г до 10 кг. Масса груза определяется по показаниям стрелки циферблата.
В магазинах широко применяются электронные весы — настольные одноплощадные весы виброчастотным датчиком и цифровым указателем массы и стоимости, которые служат для взвешивания товаров и автоматического определения их стоимости. В конструкции весов использованы современные интегральные схемы, бесконтактные переключатели, обеспечивающие высокую надежность весов и скорость взвешивания.
Эксплуатируют их при температуре воздуха в помещении в пределах от 10 до 40°С и относительной влажности воздуха не более 80%. Наибольший предел взвешивания - 3 кг, наименьший — 2 г, дискретности ввода цены — 1 коп., а диапазон ввода цены — 4 разряда. Время и измерения массы и вычисления стоимости — 2 с. Весы имеют следующие погрешности в процессе эксплуатации: при взвешивании от 20 г до 1 кг — ±2 г; от 1 до 3 кг — ±4 г. Весы удобны в эксплуатации, имеют хорошую обозримость и читаемость показаний.
Для измерения массы товаров на весах применяют гири общего назначения и условные. Торговые гири выпускаются массой 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 г. и 1, 2, 5, 10 кг. Их форма, основные размеры и допустимые отклонения от номинальной массы установлены стандартом. Для каждого типа весов выпускается определенный набор гирь. Условные гири служат для определения массы товара не товарных весах. Их изготовляют в виде плоских цилиндров с радиальным вырезом, который служит для надевания гири на гиредержатель весов. Эти гири имеют массу 100, 200, 500 г. и 1, 2, 5 кг. На их поверхности указывается условная масса, превышающая номинальную в 100 раз.