Реферат по предмету "Право"


Центральный банк РФ с точки зрения финансового права

Содержание 1. Правовой статус ЦБ РФ 2. Обязательные нормативы, устанавливаемые ЦБ РФ 3. Контроль ЦБ РФ за деятельностью кредитных учреждений 4. Приложение 1 (Федеральный закон от 10.07.2002г. № 86-Ф3 «О ЦБ РФ»)
Правовой статус ЦБ РФ Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности ЦБ РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России) от 10 июля 2002, а также нормативными актами Банка России. Предусмотренные законодательством функции и полномочия Банк России исполняет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, установленными законодательством, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Банк России в своей деятельности независим от Правительства РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или иное не предусмотрено федеральным законом. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Налоги и сборы уплачиваются им в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные акты Банка России по вопросам, отнесенным к его компетенции российским законодательством, обязательны для органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение. Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Данное положение не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка РФ, а также в капиталах ряда банков, созданных на территориях иностранных государств. Если уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка РФ не снижает эту долю до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, то оно осуществляется Банком России по согласованию с Правительством РФ , а если сокращает до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, то такое уменьшение или отчуждение доли участия осуществляется лишь на основании федерального закона. Уменьшение или отчуждение долей участи Банка России в уставных капиталах банков, созданных на территории иностранных государств, осуществляется в порядке и сроки, определяемые Банком России по согласованию с Правительством РФ. Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членов иных коммерческих или некоммерческих организация, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Банк России подотчетен лишь Государственной думе Федерального собрания РФ. Государственная дума по представлению Президента РФ назначает сроком на четыре года Председателя Банка России; по представлению последнего, согласованному с Президентом РФ, назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров; направляет и отзывает представителей Государственной думы в Национальном банковском совете; рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение; рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решения; принимает решение о проверке Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его структурных подразделений (на основании предложений Национального банковского совета); проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка (при предоставлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики). Банк России тесно связан с правительством РФ, участвует в разработке государственной экономической политики. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр министерства экономического развития и торговли или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Подобно о Банке России существенно расширил полномочия Национального банковского совета – коллегиального органа Банка России. Из 12 членов Национального банковского совета два направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ, три – Государственной думой, три – Президентом РФ, три- правительство РФ. В состав Совета входит также Председатель Банка России. Компетенцией Национального банковского совета являются: · рассмотрение годового отчета Банка России; · рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы России; · рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и их проекта; · назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов; · ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров Банка России по основным вопросам деятельности банка: реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; банковского регулирования и надзора; реализации политики валютного регулирования и контроля; организации системы расчетов в России; исполнения сметы расходов Банка России; подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела; · определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности; · внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его учреждений. В Совет директоров Банка России входят председатель Банка и 12 членов, работающих на постоянной основе в Банке России. Он выполняет следующие функции: · во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и их проект, обеспечивает их выполнение; · устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций и банковских групп; определяет величину резервных требований; · принимает решения об осуществлении выплат Банком России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках России, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
· определяет лимиты операций на открытом рынке; устанавливает порядок формирования резервов кредитными организациями; · вносит в Государственную думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России; · определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
· устанавливает правила проведения банковских операций и бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы России. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Обязательные нормативы, устанавливаемые ЦБ РФ (функции Банка России) Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России) от 10 июля 2002 года определены три цели деятельности Банка России (см. ст. 3). Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Для достижения указанных целей Банк России выполняет следующие функции (см. ст. 4). Все приведенные в данной статье функции Банка России можно сгруппировать в 5 функций, которые в основном совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран: 1. проведения денежно-кредитной политики; 2. монопольной эмиссии наличных денег и организации их обращения; 3. банка банков; 4. банка правительства; 5. внешнеэкономическую. Подобно центральным банкам других стран главной функцией Банка России является проведение денежно-кредитной политики. Вторая функция Банка России – монопольная эмиссия наличных денег (банкнот и монет) и организация их обращения. В отличии от промышленно развитых стран удельный вес наличных денег в России очень велик – 34,5% денежной массы по агрегату М2[1], поэтому эмиссионная функция Банка России имеет особенно большое значение. Контроль за ростом денежной базы, 70,4% которой составляют наличные деньги[2] является важной составляющей регулирования Банком России денежной массы. Банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на территории РФ. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в безналичной форме) обладают де-факто таким же статусом законного платежного средства, как и наличные рубли. Для организации наличие денежного обращения на территории Российской Федерации Банк России: · осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды; · устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; · устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, порядок уничтожения банкнот и монет Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монет; · определяет порядок ведения кассовых операций. Выполняя функцию «банка банков», Банк России принимает на хранение кассовые резервы коммерческих банков, оказывает им кредитную поддержку, являясь для них кредитором последней инстанции. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. В соответствии с Законом «О Центральном банке РФ (Банка России)» регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций (ст. 56). Контроль ЦБ РФ за деятельностью кредитных учреждений Действующая в России система пруденциального[3] надзора в целом соответствует ключевым принципам эффективного банковского надзора, определенным Базельским комитетом по банковскому надзору («Комитетом Кука»). Банк России осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям: · постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов; · принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций и ведение Книги государственной регистрации кредитных организаций, выдача им лицензий на осуществление банковских операций, приостановление действия и отзыв указанных лицензий; · установление обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами; · регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности, нормативов рисков по активным и пассивным операциям банков); · регулирование размеров и определение порядка учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам; · определение порядка формирования и размера образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов гражданам в соответствии с федеральными законами; · регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами; · проверки кредитных организаций (их филиалов), направление им обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применение предусмотренных Законом о Банке России санкций по отношению к нарушителям; · осуществление анализа деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы России; в случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные Законом о ЦБ РФ, а также по решению совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций. В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России; в период деятельности этого представителя (до момента создания ликвидационной комиссии или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего) кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с ними.
Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы РФ. Он координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в России. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В настоящее время действует Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 года № 2-П.
Согласно Закону о Банке России общий срок совершения платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации. Банк России организует межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения, служит расчетным центром банковской системы страны. Подобно центральным банкам других стран, Банк России выполняет функцию банка Правительства РФ – банкира, финансового консультанта и агента. На его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения ведет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено федеральными законами) посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. Он может предоставлять краткосрочные кредиты Правительству России (для покрытия в кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете. За исключением случаев, когда это предусматривается данным Законом, Банк России не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Он так же не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В то же время следует отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ[4] кредиты Банка России, а также приобретенные им на первичном рынке долговые обязательства РФ, ее субъектов и муниципальных образований не могут быть источником финансирования бюджетного дефицита. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России осуществляет операции по обслуживанию государственного долга РФ и операции с золотовалютными резервами в соответствии с федеральными законами. Согласно Бюджетному кодексу РФ управление государственным внутренним долгом (определение суммы, порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств) осуществляется Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга производит Банк России и его учреждения путем совершения операций по размещению долговых обязательств Правительства РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Банк России выполняет внешнеэкономическую функцию по следующим основным направлениям: · представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях; участвует в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств; взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами России, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями; · Определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ; · Определяет порядок ведения расчетов с международными организациями, иностранными государствами; · Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует его составление; · Управляет международными резервами страны, стремиться поддерживать международные резервы на уровне, достаточном для обеспечения шестимесячного импорта плюс погашения предстоящих платежей по международной задолженности России[5]; · Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; · Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; · Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. Доклад по защите контрольной работы В своей контрольной работе я рассматривала тему «Центральный Банк РФ» с правовой точки зрения, для чего изучила общеобразовательную учебную литературу, инструкции, положения и регламенты центрального банка РФ, а так же Федеральный закон «О центральном банке РФ» от 10 июля 2002, который указан в приложении к данной контрольной работе. Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и свое наименование. В своей деятельности Банк России не зависим от Правительства РФ, т.е. государство не отвечает по обязательствам Банка, а Банк, в свою очередь не отвечает по обязательствам государства. Банк России подотчетен лишь Государственной думе Федерального собрания РФ. Банк России осуществляет расходы за счет собственных доходов. Руководство Банка России включает в себя Совет директоров и Председателя Банка России. Какие же функции выполняет Центральный банк? В соответствии с федеральным законом «О Центральном банке РФ» от 10 июля 2002 года, Банк России выполняет следующие функции: - проведение денежно-кредитной политики - монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения - банка банков, т. е. надзор за деятельностью банков, их кредитование и хранение их кассовых резервов по мере необходимости - банка правительства, т. е. функцию банкира, финансового консультанта и агента. - внешнеэкономическая функция (международное денежное обращение) Банк России осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними следующим образом: - надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов
- государственная регистрация кредитных организаций - установление правил проведения банковский операций, бухучета и отчетности - регламентация обязательных экономических нормативов (лимиты в кассах, нормативы рисков по активам и пассивам) - валютное регулирование
- регистрация эмиссий ценных бумаг - применение санкций по отношению к нарушителям предписаний Банка России - анализ деятельности кредитных организаций Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы РФ. Он так же устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. [1] На 1 июля 2004; см.: бюллетень банковской статистики. 2004. №8. С. 37. [2] На 1 июля 2004; см.: бюллетень банковской статистики. 2004. №8. С. 38. [3] От англ. рrudence – осторожность, благоразумие, расчетливость. [4] Вступил в силу 1 января 2000 года. [5] Управление резервами осуществляется в соответствии с принятыми советом директоров «Основными принципами управления валютными резервами Банка России». Главной целью деятельности по управлению резервами является обеспечение оптимального сочетания сохранности, ликвидности и поддержания доходности резервных активов. При определении целевой валютной структуры резервов Банк России не руководствуется текущей курсовой конъюнктурой мировых валютных рынков. К основным критериям, на основе которых принимаются решения о целевой валютной структуре, относятся: валютная структура внешнего долга России, в том числе структура платежей в краткосрочной перспективе; структура основных мировых рынков государственных облигаций и ряд других факторов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.