Реферат по предмету "Право"


Понятие, назначение и свойства судебной власти

Содержание:
Введение Глава 1. Понятие и свойства судебной власти
Глава 2. Назначение судебной власти Глава 3. Функции судебной власти Заключение Список использованных источников
Введение. Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как из­вестно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего, к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государ­ства, с признанием в Конституции Республики Беларусь судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве. Самый яркий показатель правового государства – это реальная незави­симость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир. В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан, и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столк­новения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порож­дает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды — независимое звено государственной власти, которое своими специ­фическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Важнейшая задача судеб­ной власти — охранять права и свободы человека — требует демократизации судебного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на су­дебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобре­тает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуще­ствления всех функций государства, она в то же время обретает независи­мость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законода­тельной властью, принимающей демократичные законы, а также судами, ко­торые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной пра­вового государства и конституционализма, главной гарантией свободы на­рода. С 90-х годов и особенно их второй половины в Республике Беларусь начался процесс коренного обновления судебной власти, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – важнейший институт правового государ­ства. Однако не все задачи по реформированию судебной власти и исследо­ванию ее ос­новных принципов, стоявшие перед нашим государством в на­чале прошлого десятилетия, сегодня решены. Не достаточно четко разрабо­таны задачи и цели суда в современном законодательстве: существуют опре­деленные раз­личия и неточности в определении основополагающих его задач в различных ветвях судебной власти. Похожим образом обстоит ситуация и с функциями судебной власти, к классификации которых до сих пор нет кон­кретного под­хода. В этой работе прилагаются все усилия для выработки из всех приве­денных ниже источников того «стержня», который наиболее четко отразит сущность обширного понятия «судебная власть» и раскроет основы ее дея­тельности в правовом государстве. Целью настоящей курсовой работы является исследование свойств, целей, задач и функций судебной власти как одного из основополагающих институтов правового государства.

Глава 1. Понятие и свойства судебной власти. Судебная власть это предоставленные специальным органам государ­ства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции во­просов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного и гражданского судопроизводства с соблюдением про­цессуальных форм, соз­дающих гарантию законности и справедливости при­нимаемых судами реше­ний. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государст­венной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными орга­нами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохрани­тельной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не за­висит от субъективных влияний законодательной или исполнительной вла­сти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. [15, c. 84-85] Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ­ных признаков: 1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осу­ществляется государственными органами, выражает государственную волю. 2. Судебная власть принадлежит только судам – государст­венным орга­нам, образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам в лице судей. В соответст­вии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каж­до­му человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равен­ст­ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требо­ва­ний спра­ведливости независимым и беспристрастным судом. [5, cт. 10] 3. Исключительность судебной власти – следующий ее признак. Су­дебную власть вправе осуществлять только суды. [5, cт. 10] Важнейшая функция судеб­ной власти – осуществление правосудия – по Конституции Республики Беларусь при­над­лежит только суду, только суд может признать человека виновным в престу­плении и подвергнуть его уголовному наказа­нию. 4.Независимость, самостоятельность – основные характеристики су­дебной власти. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие су­дебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему госу­дарст­венных органов, не входящую в какую-либо другую государственную струк­туру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо. Независимость судебной власти выражается, в первую очередь в неза­висимости судей. Согласно ст.110 Конституции судьи независимы и подчи­няются только закону. Это значит, что судьи не подчиняются никакому по­стороннему влиянию. В своих решениях они должны следовать только Кон­ституции и закону. Поскольку законы и иные правовые акты не должны про­тиворечить Конституции (ст.7), то судьи вправе и обязаны следовать закону лишь при условии, что он соответствует Конституции (ст.112). В этом выра­жается независимость судебной власти от законодательной и правомочие су­дов по осуществлению судебного контроля за содержанием законов. Прежде, чем применить закон для разрешения конкретного дела, судья должен убе­диться, что он не противоречит конституционному регулированию.
В то же время подчинение судей Конституции и закону является гаран­тией независимости судей от противозаконных влияний, а также гарантией для граждан от произвола со стороны самого судьи при осуществлении пра­восудия. Конституция закрепляет и другие гарантии независимости судей, кото­рые конкретизируются в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Среди гарантий независимости судей можно выделить а) ста­тусные, опреде­ляющие конституционно-правовой статус судьи; б) организа­ционные, ка­сающиеся организации судебной системы и создания судов; в) финансовые и г) процедурные, т.е. определяющие правила осуществления правосудия
5. Процессуальный порядок деятельности − важный признак су­дебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно ре­гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Единый порядок осуществления правосудия призван обес­печить законность всей деятельности органов, реализовывающих судебную власть, законность, обоснованность и справедли­вость судебных решений, ох­рану прав лиц, чьи интересы затрагиваются в той или иной сте­пени. 6. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция су­дов, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь и другими законами. Законодательные органы не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но соз­данные ею законы должны неукоснительно соблю­даться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, не­зависимы и подчиняются только Конституции Республики Беларусь и за­кону. 7. Важными социальными признаками деятельности суда являются обьективность и беспристрастность. Необъективный суд не способен осуще­ствить правосудие. Он извращает саму идею правосудия и может превра­титься в орудие произвола. Особенно опасна необъективность под влиянием каких-либо сил, стремящихся воздействовать на судей. Беспристрастность судебной власти, проявляющаяся в отсутствии при­вер­женности к какой-либо из сторон, способности равно относиться к их притя­заниям и личности и действовать лишь в интересах истины и справед­ливости на основании закона и совести — фундаментальное требование нравствен­ного и правового свойства. Судебная власть, не способная или не стремя­щаяся действовать беспристрастно, не заслуживает доверия общества. Те, кто ее олицетворяет, в этих условиях лишаются авторитета и морального права судить других. 8. Судебная власть должна быть компетентной. Компетентность можно характеризовать в одном из ее значений как высокий профессионализм су­дей, глубокое знание ими законов, требований профессиональной этики, не­уклонное следование им, умение правильно разобраться в той или иной, ино­гда сложной и запутанной ситуации. Она включает и большой жизненный опыт, опыт применения законов, юридической деятельности еще до принятия на себя обязанностей судьи. Судья должен иметь высшее юридическое обра­зование. Однако без постоянного совершенствования своих знаний, повыше­ния юридической и общей культуры судья неминуемо окажется отставшим от требований, которым должен отвечать представитель судебной власти, сделается некомпетентным. Между тем люди, чьи судьбы решает судья, чьи права и интересы зависят от его решения, вправе требовать правосудия "вы­сокого качества". Каждый судья должен быть профессионалом высокого класса. Все судьи в Республике Беларусь обладают единым статусом (ст.84 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе су­дей). Но одновременно судьи разде­лены на квалификационные классы в за­висимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных обстоятельств. В частности, матери­альное обеспечение судей зависит от их квалификационного класса. Квали­фикационный класс судьи влияет и на оценку уровня его профессионализма. Представляется, что существующий порядок не безупречен в нравственном плане и не способствует охране авто­ритета судей. Он может подрывать дове­рие к судьям "низших" классов, хотя они, как правило, высокопрофессио­нальны. Что касается размеров матери­ального обеспечения, которое, естест­венно, не может быть равным для всех, то их можно определять справедливо на основе других показателей. 9. Политическая нейтральность – один из необходимых признаков судеб­ной власти в правовом государстве. Чтобы судьи при вынесении решения по любому вопросу не опирались на политические идеи и взгляды, закон всячески ограждает их от влияния политики. Судьи не могут состоять членами политиче­ских партий и других общественных объединений, преследующих политиче­ские цели (ст. 36 Консти­туции Республики Беларусь). Дополнительные требова­ния политической нейтральности судей за­креплено и в ст. 88 Ко­декса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: «На судью распространяются ограничения, связанные с государст­венной службой. Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального соб­рания Республики Беларусь, депутатами Палаты представителей Нацио­нального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.» Они не вправе поддер­живать их (указанные выше социальные обра­зования) материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический ха­рактер, или иных политических акциях, т.е. активно заниматься политической деятельностью. 10. Легитимность судебной власти – характеристика, по сути своей, складывающаяся из некоторых уже названных (подзаконность, строгий процессуальный порядок и т.д.), но сводящийся к другому – к доверию народа к судебной власти, к его поддержке и признании авторитета выно­симых этой властью решений решений.
Глава 2. Назначение судебной власти. В советский период развития права назначение суда вытекало из целей и задач, провозглашаемых соответствующими партийными орга­нами. Современный же этап развития общества и государства делает не­обходимым пересмотр целей и задач, стоящих на современном этапе пе­ред судебной властью — самостоятельной ветвью государственной вла­сти, активно «оппозиционируемой» всеми исследователями двум другим — исполнительной и законодательной. Целесообразно провести краткий сравнительный анализ проблем, стоящих перед разными представителями судебной власти в Республике Беларусь на со­временном этапе, закрепленных в соответствующих про­цессуальных ис­точниках. Сразу же отметим, что наблюдается довольно сильное несовпа­дение формулировок задач, стоящих перед судебными органами, осуществляющими, вцелом, единую судебную власть. Назначение судебной власти в международном праве. Следует от­метить, что цели, стоящие перед судебной властью, формули­руются в нормах международного права через понятие «право участни­ков» судо­производства, «право лиц», чьи права и обязанности являются предметом судебного рассмотрения. Например, ч. 1 ст. 6 «Право на спра­ведливое судебное разбирательство» Конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод формулирует цели и задачи следующим образом:
«Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок незави­симым и беспристрастным судом, созданным на основании закона…» Поэтому, можно сказать, что цели, стоящие перед судебной вла­стью согласно норм международного права, вытекают из прав участни­ков процесса.
Задачи, закрепленные в законодательстве Республики Беларусь. Действую­щая Конституция Республики Беларусь прямых задач, стоящих перед судебной властью, не выделяет. Однако ст. 6 Конституции Респуб­лики Беларусь устанавливает самостоятель­ность судебной власти, ст. 21 − указывает на то, что обес­печение законных прав и свобод человека и гражданина являются выс­шей целью государства, а в ст. 60 − закреплен орган, обеспе­чивающий защиту этих прав и свобод в правовом государ­стве. В сово­купности это позволяет сказать, что задачами судебной вла­сти являются: [16] 1) осуществление правосудия. Пояснений по поводу содержания термина «правосудие» основной закон не содержит, однако в толковании Ожегова этот термин звучит как деятельность судов, направленная на справедливое решение дела, спора. Следует заметить, что в данном слу­чае и задача, и сама деятельность по достижению этой задачи совпадают, поэтому главная задача суда перекликается с его главной функцией. Та­ким образом, можно сделать вывод, что основной задачей судебной вла­сти является сама деятель­ность судебных органов по осуществлению правосудия, которая является единственной и исключительной деятель­ностью этих органов; 2) обеспечение непосредственно действующих прав и свобод чело­века и гражданина. Это наиболее четко сформулированная в Конститу­ции задача судебной власти Республики Беларусь. [1, c. 39] Во всех иных нормативных источниках цели и задачи, стоящие пе­ред судебными органами, определяются в большей степени из полно­мо­чий самих судебных органов, однако по существу это вызвано не раз­ли­чиями в полномочиях судебных органов, а категориями рассматривае­мых дел, т. е. особенностями применяемых норм соответствующего ма­тери­ального права. Конституционный Суд Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей определяет две цели деятель­ности Конституционного Суда Республики Беларусь как самостоятель­ного органа конституционного контроля: 1) обеспечение верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь; 2) соответствие нормативных правовых актов государственных ор­ганов Конституции Республики Беларусь; 3) утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении; 4) решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Рес­публики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными ак­тами. Суды общей юрисдикции. Задачи этих судов в общих чертах опи­саны в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и более четко сфор­мулированы в других нормативных актах. Общие цели стоящие перед ними выглядят так: 1) защита гарантированных Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личных прав и свобод, соци­ально-экономических и политических прав граждан, конститу­ционного строя Республики Беларусь, государственных и обще­ственных интересов, прав организаций, индивидуальных пред­принимателей; 2) обеспечение правильного применения законодательства при осу­ществлении правосудия, способствование укреплению законно­сти и предупреждению правонарушений. Однако некоторые другие нормативные правовые акты очерчивают иные задачи судов, по сути – более узкие и ограниченные, чем выделен­ные ранее, но на практике – наиболее применимые именно в данной об­ласти. Так ГПК Республики Беларусь в ст. 25 определяет задачи хозяйст­венных судов таким образом: 1) Осуществление судами правосудия по гражданским делам в со­ответствии с их компетенцией; 2) организация процесса по гражданскому делу с минимально необ­ходимыми затратами сил, средств, времени; 3) обеспечение, в пределах установленных настоящим Кодексом и иными актами законодательства, сроков решения задач гражданского процессуального законодательства. Получается, что несовпадение в определении задач наблюдается даже между ветвями судебной власти, за исключением, наверное, задачи по защите прав и законных интересов участников соответствующего су­допроизводства, которая выделена нами в качестве второй по степени значимости в действующей Конституции. Исходя из изложенного следует заметить, что большинство целей, которые закреплены в действующем гражданском процессуальном, уго­ловно-исполнительном законодательстве, обусловлены не столько теми задачами, которые действительно выполняет сама судебная власть и ко­торые следуют из основной деятельности судебных органов по отправле­нию правосудия, сколько задачами соответствующих отраслей права, от­водящих ту или иную роль судебным органам и судебной власти в целом. Анализ остальных задач позволяет сказать, что они связаны в ос­новном с результатами судебной деятельности, и их реализация зависит от выполнения двух вышеуказанных задач. В большей степени это даже не задачи, а назначение судебной власти, то есть то, ради чего она во­обще существует в правовом государстве, а также та цель, которая может быть достигнута в ходе или по окончании ее деятельности. Таким образом, основной задачей, разрешаемой судебной властью, является устранение правовых конфликтов в обществе. Выполнение этой задачи осуществляется всеми судебными органами, осуществляющими правосудие в Беларуси. Устранение правового конфликта в дальнейшем ведет к устранению и всех социальных конфликтов, либо к их «сглажи­ванию» в реальной действительности, что соответствует и задачам всего государства и государственной власти в целом.

Глава 3. Функции судебной власти. Определенная сложность в исследовании функций судебной деятель­ности заключается в том, что сам термин «функция» употребляется неодно­значно. При изучении функций того или иного явления в качестве исходного берется латинское слово «functio» (совершение, исполне­ние), которое, к сожалению, не отражает сущность нужного нам вопроса. Обра­тимся к языкознанию для определения круга вопросов, которые необходимо осветить в данной части работы. Итак, толковый словарь русского языка дает несколько определений данного слова, но, опуская различные узкоспециаль­ные пояснения, остано­вимся на нужном нам: «Обязанность, круг деятельно­сти». В таком случае под функциями судебной власти следует понимать ее обязан­ности, диапазон полномочий и порядок ра­боты соответствующих судебных органов, которые дополняют друг друга и не существуют друг без друга. К основным функциям в таком случае следует отнести: осуществление правосудия; судебный контроль; конституционный контроль. Правосудие – наиболее важная и объемная функция судеб­ной деятельности, представляет собой деятельность неза­висимого суда по надлежащему рас­смотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, граждан­ских и иных дел и правовых вопросов по применению на основе закона, го­сударственного принуждения к правонарушителям или оправ­данию неви­новных в целях укрепления законности и право­порядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.
Правосудие, как правовое понятие, характеризуется сле­дующими призна­ками: · реализуется только судом (ст.112 Конституции Республики Беларусь), о чем шла речь выше, и составляет основу судебной деятель­ности. Из этого следует, что в Республике Беларусь ни один орган или общественная ор­ганизация, кроме суда, не правомочны рассматри­вать судебные дела;
· реализуется только способами, указанными в законе, т.е. путем конститу­ционного, гражданского, администра­тивного или уголовного су­допроизвод­ства; · осуществляется независимыми судами в соответствии с законодательст­вом и в точном соответствии с ним (ст.112 Конституции); · реализуется в процессуальной форме, в основе которой судебная деятель­ность, связанная с исследованием факти­ческих данных, материа­лов, доказа­тельств, с допросом значительного числа лиц, с необходимо­стью обеспече­ния их прав и обязанностей. В связи с чем, деятельность суда по разбирательству дел строго регламентирована законодательством. Рассмотренные признаки свидетельствуют о своеобразии, которое отличает правосудие от других функции судебной деятельности. Правосудие имеет место только тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для дан­ного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв справедли­вое решение. Судебный контроль – функция судебной деятельности, обусловленная пра­вом граждан на судебную защиту и обжа­лование в суд решений и действий (или бездействия) орга­нов государственной власти, органов местного само­управ­ления, общественных объединений и должностных лиц и зак­репленная Конституцией Республики Беларусь (сост. 59, 60). Осо­бенность судебного контроля заключа­ется в том, что он осуществляется по инициативе физиче­ских и юридических лиц. Судебный контроль, осуще­ствляемый органами су­дебной власти, явля­ется видом госу­дарственного контроля. Объективность информации, полу­ченной при рассмотрении судом дела по жалобе, обеспечи­вается тем, что инициатором обращения в суд является гражданин или иное физическое или юридическое лицо, а не орган государственной власти или местного само­управле­ния. Суд (как орган государственной власти) не заин­тере­сован в ис­ходе дела, что обеспечивает объективный сбор информации для принятия решения. Таким образом, судебный контроль − это конституционно закрепленная функция судебной деятельности, выражающаяся охране судами конституци­онной, общей и хозяйственной юрис­дикции, конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечении режима законности, верховен­ства и прямого действия Конституции Республики Беларусь, осуществляемая в о процессуаль­ном порядке в целях восстановления и охраны законных прав и интересов человека и общества. Конституционной контроль - функция судебной деятель­ности, занимающая особое положение в числе других функ­ций судебной власти. Определяющее значение обус­ловлено: во-первых, целями создания (обеспечение верхо­вен­ства Конституции Республики Беларусь, конституционно установленного разделения и баланса властей, защита прав и свобод лич­ности); во-вторых, возлагаемыми на ор­ган судебного кон­ституционного контроля полномо­чиями; в-третьих, рас­про­странением его юрисдикции на орган законодатель­ной и исполнительной власти; в-четвертых, постоянным осуще­ствлением данной функции в свое­образной процессуальной форме. [17, c. 397] В Республике Беларусь судебным органом конституцион­ного контроля явля­ется Конститу­ционный Суд Республики Беларусь. В литературе выделяют различные виды конституционного контроля: а) предупредительный и репрессивный: предупредительный (предварительный) - проверка кон­ституционности законов после принятия парламентом, но до утверждения и вступления в силу; репрессивный (последующий) - проверка конституци­онности вступив­ших в силу, действующих нормативно-право­вых актов; б) абстрактный и конкретный: абстрактный - проверка конституционности акта или его отдельного по­ложения без связи с каким-либо конкрет­ным делом; конкретный - проверка конституционности акта или его отдельного по­ложения в связи с определенным делом, рассматриваемым судом или иным органом, в котором этот акт или правоположение применяется или оспаривается; в) материальный и формальный: · материальный - проверка Конституционным Судом Республики Беларусь со­ответствия Конституции содержания оспа­риваемого акта, пра­воположения; · формальный контроль - проверка соответствия консти­туции право­мочности органа издать оспариваемый акт, про­цедуры его принятия, опубликования и введения в действие. Судебный конституционный контроль осуществляется на основании норм Конституции Республики Беларусь и главы 2 Кодекса Республики Беларусь о судо­устройстве и статусе судей. Таким образом, функции судебной деятельности − осу­ществление правосу­дия, судебный и конституционный кон­троль. Эти действия разрешают возни­кающие конфликты как внутри общества, так и между обществом и государ­ством. Результат указанных действий – вынесение спра­ведливого решения, требующее неукоснительного испол­нения и соблюдения. Однако описание функций судебной системы было бы не полным, если бы мы коснулись только функций суда. Так, впрочем, делают большинство авторов, тем не менее, в функции судебной власти непременно следует вклю­чать и функции судебно-исполнительных органов. Размер работы не позво­ляет раскрыть сущность каждого из них, поэтому лишь приведем список правоохранительных функций судебно-исполнительной деятельности, а также их функций по укреплению и развитию судебной власти: соблюдение законности, социальной справедливости и незыблемости принципов демо­кратического правового государства; сохранение социально-экономических, политических, национально-государственных, национально-культурных и духовных конституционных устоев государственности, общественного уст­ройства, неделимости, суверенитета и статуса самостоя­тельности Республика Беларусь на международной арене; обеспечение реальности Конституции Республика Беларусь, незыблемости и авторитета власти как таковой и су­дебной власти, суда как самостоятельных субъектов власти, с одной стороны, и как гарантов правосудия, социальной справедливости и конституционных прав и свобод граждан, с другой стороны; осуществление профилактической функции. Осуществление всех вышеперечисленных функций судебной властью и ведет к обращению ее именно в ветвь власти, полноценную и самодостаточ­ную, которая в силах являться противовесом для двух иных политических вет­вей власти в государстве.
Заключение Действенность концепции правового государства достигается за счет идей, положенных в основу развития государственности в цивилизованном гражданском обществе. Отправной точкой для этого послужила практика господства права, закона в государстве как противовеса деспотии и произ­волу власти. Сам исходный принцип правового государства с давних пор за­ложен именно в гуманистических целях и функциях, которым должна быть подчинена вся его организация. Раскрытие названного принципа обеспечива­ется использованием трех известных классических концепций, дающих глав­ные направления функционирования правового государства.
Развитые современные страны накопили опыт реализации указанных концепций. Сложились представления о принципах, которые раскрывают сущность правового государства и должны закрепляться на конституционном уровне. Одними из важнейших среди них являются верховенство закона и независимость суда. Обеспечить его независимость – значит реализовать одну из основ правового государства. Судебная система – это тот государст­венный механизм, который в наибольшей мере создает гарантии для осуще­ствления прав и свобод человека и гражданина. Создатели теории разделения власти придавали суду первостепенное и совершенно самостоятельное зна­чение в обеспечении законности, справедливости и свободы при условии, если судебная власть не будет зависеть от других. Ныне есть все основания утверждать, что в Республике Беларусь судебная власть как самостоятельная ветвь выступает именно как власть, а не как простая сумма полномочий су­дебных органов, а это еще один пройденный нашей страной этап на пути к формированию правового государства. [9, c. 43; 10, c. 118-119]
Таким образом, изучив данную тему, использовав нормативные право­вые акты, литературу ведущих правоведов можно сделать вывод, что в со­временных условиях в процессе изменения политико-правовой системы Рес­публики Беларусь судебная власть все более отчетливо занимает собст­вен­ное, независимое, равноправное положение в системе государственной вла­сти. Судебная власть представляет собой систему органов, обеспечиваю­щих защиту права и правосудия, причем каждый из элементов судебной сис­темы – Конституционный суд, Высший Хозяйственный суд и Верховный суд имеют собственное функциональное предназначение.
Список использованных источников 1. Лебедев, В.М. Судебная власть в современной России. Проблемы станов­ления и развития / В.М. Лебедев − СПб, 2001. 2. Соколов, А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика /А.Н. Соко­лов − Курск: Изд-во Курского гос. технического университета, 1994. − 456 с. 3. Мартышин, О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государ­ства в России /О.В. Мартышин // Государство и право, 1996.— N 5. 4. Лейст О.Э. Гражданское общество и современное государство / О.Э. Лейст, И.Ф. Мачин // Вестник Московского университета. Сер.11: Право, 1995.− N 4. 5. Всеобщая Декларация Прав человека: Принята и провозглашена резолю­цией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 дек. 1948 г. − М.: Права человека, 2006. − 12 c. 6. Лебедев, В.М. Правосудие / В.М. Лебедев // Российская Юстиция, 1999. − №9. − стр.2-4. 7. Беленков Р.А Правоохранительные органы / Р.А Беленков. − М.: Приор, 2000г. − 168 с. 8. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти / В.В. Ер­шов // Государство и право, 1992. − № 8. 9. Ржевский В.А. Судебная власть в российской федерации: конституцион­ные основы организации и деятельности / В.А. Ржевский, Н.М. Чепурнова. − М., 1998. − С. 43. 10. Ржевский В.А. Роль судебной власти в правовом государстве / В.А. Ржев­ский // Основы государства и права: Учебное пособие. − Ростов н/Д, 1995. − С. 118-119. 11. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ре­сурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 15.03.2007. 12. Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика / А.Н. Соко­лов. − Курск: Изд-во Курского гос. технического университета, 1994. 13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права/ В.Н. Хропанюк.− М., 1996 г. 14. Дегтярев, С. Л. Цели и задачи судебной власти на современном этапе /С. Л. Дегтярев. //Правоведение. − 2005. − № 6. − С. 99 – 108. 15. Баглай, М.В. Конституционное право РБ / М.В. Баглай. − М.: Спартак., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности перевозок негабаритного груза
Реферат Исследование целей управления 2
Реферат Социально биологические основы физической культуры
Реферат Статистико-экономический анализ реализации продукции животноводства
Реферат Специальные виды литья
Реферат Креативное творческое мышление
Реферат Программно-аппаратный комплекс для проведения специальных комплексных проверок электронных устройств
Реферат My Experience Essay Research Paper To whom
Реферат Фінансовогосподарська діяльність електродепо Оболонь комунального підприємства Ки
Реферат Идеальное государство Платона как нереализуемый идеал
Реферат Философское мировоззрение Аристотеля
Реферат Свободный рынок
Реферат Сущность и содержание бухдела. Источники правового регулирования III уровня. Элементы технологии
Реферат Анализ дебиторской и кредиторской задолженности 8
Реферат Сборник задач по расчету погрешностей электрических измерений