Реферат по предмету "Право"


Понятие, назначение и свойства судебной власти

Содержание:
Введение Глава 1. Понятие и свойства судебной власти
Глава 2. Назначение судебной власти Глава 3. Функции судебной власти Заключение Список использованных источников
Введение. Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как из­вестно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего, к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государ­ства, с признанием в Конституции Республики Беларусь судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве. Самый яркий показатель правового государства – это реальная незави­симость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир. В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан, и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столк­новения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порож­дает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды — независимое звено государственной власти, которое своими специ­фическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Важнейшая задача судеб­ной власти — охранять права и свободы человека — требует демократизации судебного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на су­дебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобре­тает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуще­ствления всех функций государства, она в то же время обретает независи­мость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законода­тельной властью, принимающей демократичные законы, а также судами, ко­торые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной пра­вового государства и конституционализма, главной гарантией свободы на­рода. С 90-х годов и особенно их второй половины в Республике Беларусь начался процесс коренного обновления судебной власти, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – важнейший институт правового государ­ства. Однако не все задачи по реформированию судебной власти и исследо­ванию ее ос­новных принципов, стоявшие перед нашим государством в на­чале прошлого десятилетия, сегодня решены. Не достаточно четко разрабо­таны задачи и цели суда в современном законодательстве: существуют опре­деленные раз­личия и неточности в определении основополагающих его задач в различных ветвях судебной власти. Похожим образом обстоит ситуация и с функциями судебной власти, к классификации которых до сих пор нет кон­кретного под­хода. В этой работе прилагаются все усилия для выработки из всех приве­денных ниже источников того «стержня», который наиболее четко отразит сущность обширного понятия «судебная власть» и раскроет основы ее дея­тельности в правовом государстве. Целью настоящей курсовой работы является исследование свойств, целей, задач и функций судебной власти как одного из основополагающих институтов правового государства.

Глава 1. Понятие и свойства судебной власти. Судебная власть это предоставленные специальным органам государ­ства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции во­просов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного и гражданского судопроизводства с соблюдением про­цессуальных форм, соз­дающих гарантию законности и справедливости при­нимаемых судами реше­ний. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государст­венной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными орга­нами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохрани­тельной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не за­висит от субъективных влияний законодательной или исполнительной вла­сти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. [15, c. 84-85] Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ­ных признаков: 1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осу­ществляется государственными органами, выражает государственную волю. 2. Судебная власть принадлежит только судам – государст­венным орга­нам, образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам в лице судей. В соответст­вии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каж­до­му человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равен­ст­ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требо­ва­ний спра­ведливости независимым и беспристрастным судом. [5, cт. 10] 3. Исключительность судебной власти – следующий ее признак. Су­дебную власть вправе осуществлять только суды. [5, cт. 10] Важнейшая функция судеб­ной власти – осуществление правосудия – по Конституции Республики Беларусь при­над­лежит только суду, только суд может признать человека виновным в престу­плении и подвергнуть его уголовному наказа­нию. 4.Независимость, самостоятельность – основные характеристики су­дебной власти. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие су­дебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему госу­дарст­венных органов, не входящую в какую-либо другую государственную струк­туру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо. Независимость судебной власти выражается, в первую очередь в неза­висимости судей. Согласно ст.110 Конституции судьи независимы и подчи­няются только закону. Это значит, что судьи не подчиняются никакому по­стороннему влиянию. В своих решениях они должны следовать только Кон­ституции и закону. Поскольку законы и иные правовые акты не должны про­тиворечить Конституции (ст.7), то судьи вправе и обязаны следовать закону лишь при условии, что он соответствует Конституции (ст.112). В этом выра­жается независимость судебной власти от законодательной и правомочие су­дов по осуществлению судебного контроля за содержанием законов. Прежде, чем применить закон для разрешения конкретного дела, судья должен убе­диться, что он не противоречит конституционному регулированию.
В то же время подчинение судей Конституции и закону является гаран­тией независимости судей от противозаконных влияний, а также гарантией для граждан от произвола со стороны самого судьи при осуществлении пра­восудия. Конституция закрепляет и другие гарантии независимости судей, кото­рые конкретизируются в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Среди гарантий независимости судей можно выделить а) ста­тусные, опреде­ляющие конституционно-правовой статус судьи; б) организа­ционные, ка­сающиеся организации судебной системы и создания судов; в) финансовые и г) процедурные, т.е. определяющие правила осуществления правосудия
5. Процессуальный порядок деятельности − важный признак су­дебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно ре­гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Единый порядок осуществления правосудия призван обес­печить законность всей деятельности органов, реализовывающих судебную власть, законность, обоснованность и справедли­вость судебных решений, ох­рану прав лиц, чьи интересы затрагиваются в той или иной сте­пени. 6. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция су­дов, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь и другими законами. Законодательные органы не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но соз­данные ею законы должны неукоснительно соблю­даться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, не­зависимы и подчиняются только Конституции Республики Беларусь и за­кону. 7. Важными социальными признаками деятельности суда являются обьективность и беспристрастность. Необъективный суд не способен осуще­ствить правосудие. Он извращает саму идею правосудия и может превра­титься в орудие произвола. Особенно опасна необъективность под влиянием каких-либо сил, стремящихся воздействовать на судей. Беспристрастность судебной власти, проявляющаяся в отсутствии при­вер­женности к какой-либо из сторон, способности равно относиться к их притя­заниям и личности и действовать лишь в интересах истины и справед­ливости на основании закона и совести — фундаментальное требование нравствен­ного и правового свойства. Судебная власть, не способная или не стремя­щаяся действовать беспристрастно, не заслуживает доверия общества. Те, кто ее олицетворяет, в этих условиях лишаются авторитета и морального права судить других. 8. Судебная власть должна быть компетентной. Компетентность можно характеризовать в одном из ее значений как высокий профессионализм су­дей, глубокое знание ими законов, требований профессиональной этики, не­уклонное следование им, умение правильно разобраться в той или иной, ино­гда сложной и запутанной ситуации. Она включает и большой жизненный опыт, опыт применения законов, юридической деятельности еще до принятия на себя обязанностей судьи. Судья должен иметь высшее юридическое обра­зование. Однако без постоянного совершенствования своих знаний, повыше­ния юридической и общей культуры судья неминуемо окажется отставшим от требований, которым должен отвечать представитель судебной власти, сделается некомпетентным. Между тем люди, чьи судьбы решает судья, чьи права и интересы зависят от его решения, вправе требовать правосудия "вы­сокого качества". Каждый судья должен быть профессионалом высокого класса. Все судьи в Республике Беларусь обладают единым статусом (ст.84 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе су­дей). Но одновременно судьи разде­лены на квалификационные классы в за­висимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных обстоятельств. В частности, матери­альное обеспечение судей зависит от их квалификационного класса. Квали­фикационный класс судьи влияет и на оценку уровня его профессионализма. Представляется, что существующий порядок не безупречен в нравственном плане и не способствует охране авто­ритета судей. Он может подрывать дове­рие к судьям "низших" классов, хотя они, как правило, высокопрофессио­нальны. Что касается размеров матери­ального обеспечения, которое, естест­венно, не может быть равным для всех, то их можно определять справедливо на основе других показателей. 9. Политическая нейтральность – один из необходимых признаков судеб­ной власти в правовом государстве. Чтобы судьи при вынесении решения по любому вопросу не опирались на политические идеи и взгляды, закон всячески ограждает их от влияния политики. Судьи не могут состоять членами политиче­ских партий и других общественных объединений, преследующих политиче­ские цели (ст. 36 Консти­туции Республики Беларусь). Дополнительные требова­ния политической нейтральности судей за­креплено и в ст. 88 Ко­декса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: «На судью распространяются ограничения, связанные с государст­венной службой. Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального соб­рания Республики Беларусь, депутатами Палаты представителей Нацио­нального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.» Они не вправе поддер­живать их (указанные выше социальные обра­зования) материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический ха­рактер, или иных политических акциях, т.е. активно заниматься политической деятельностью. 10. Легитимность судебной власти – характеристика, по сути своей, складывающаяся из некоторых уже названных (подзаконность, строгий процессуальный порядок и т.д.), но сводящийся к другому – к доверию народа к судебной власти, к его поддержке и признании авторитета выно­симых этой властью решений решений.
Глава 2. Назначение судебной власти. В советский период развития права назначение суда вытекало из целей и задач, провозглашаемых соответствующими партийными орга­нами. Современный же этап развития общества и государства делает не­обходимым пересмотр целей и задач, стоящих на современном этапе пе­ред судебной властью — самостоятельной ветвью государственной вла­сти, активно «оппозиционируемой» всеми исследователями двум другим — исполнительной и законодательной. Целесообразно провести краткий сравнительный анализ проблем, стоящих перед разными представителями судебной власти в Республике Беларусь на со­временном этапе, закрепленных в соответствующих про­цессуальных ис­точниках. Сразу же отметим, что наблюдается довольно сильное несовпа­дение формулировок задач, стоящих перед судебными органами, осуществляющими, вцелом, единую судебную власть. Назначение судебной власти в международном праве. Следует от­метить, что цели, стоящие перед судебной властью, формули­руются в нормах международного права через понятие «право участни­ков» судо­производства, «право лиц», чьи права и обязанности являются предметом судебного рассмотрения. Например, ч. 1 ст. 6 «Право на спра­ведливое судебное разбирательство» Конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод формулирует цели и задачи следующим образом:
«Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок незави­симым и беспристрастным судом, созданным на основании закона…» Поэтому, можно сказать, что цели, стоящие перед судебной вла­стью согласно норм международного права, вытекают из прав участни­ков процесса.
Задачи, закрепленные в законодательстве Республики Беларусь. Действую­щая Конституция Республики Беларусь прямых задач, стоящих перед судебной властью, не выделяет. Однако ст. 6 Конституции Респуб­лики Беларусь устанавливает самостоятель­ность судебной власти, ст. 21 − указывает на то, что обес­печение законных прав и свобод человека и гражданина являются выс­шей целью государства, а в ст. 60 − закреплен орган, обеспе­чивающий защиту этих прав и свобод в правовом государ­стве. В сово­купности это позволяет сказать, что задачами судебной вла­сти являются: [16] 1) осуществление правосудия. Пояснений по поводу содержания термина «правосудие» основной закон не содержит, однако в толковании Ожегова этот термин звучит как деятельность судов, направленная на справедливое решение дела, спора. Следует заметить, что в данном слу­чае и задача, и сама деятельность по достижению этой задачи совпадают, поэтому главная задача суда перекликается с его главной функцией. Та­ким образом, можно сделать вывод, что основной задачей судебной вла­сти является сама деятель­ность судебных органов по осуществлению правосудия, которая является единственной и исключительной деятель­ностью этих органов; 2) обеспечение непосредственно действующих прав и свобод чело­века и гражданина. Это наиболее четко сформулированная в Конститу­ции задача судебной власти Республики Беларусь. [1, c. 39] Во всех иных нормативных источниках цели и задачи, стоящие пе­ред судебными органами, определяются в большей степени из полно­мо­чий самих судебных органов, однако по существу это вызвано не раз­ли­чиями в полномочиях судебных органов, а категориями рассматривае­мых дел, т. е. особенностями применяемых норм соответствующего ма­тери­ального права. Конституционный Суд Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей определяет две цели деятель­ности Конституционного Суда Республики Беларусь как самостоятель­ного органа конституционного контроля: 1) обеспечение верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь; 2) соответствие нормативных правовых актов государственных ор­ганов Конституции Республики Беларусь; 3) утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении; 4) решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Рес­публики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными ак­тами. Суды общей юрисдикции. Задачи этих судов в общих чертах опи­саны в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и более четко сфор­мулированы в других нормативных актах. Общие цели стоящие перед ними выглядят так: 1) защита гарантированных Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личных прав и свобод, соци­ально-экономических и политических прав граждан, конститу­ционного строя Республики Беларусь, государственных и обще­ственных интересов, прав организаций, индивидуальных пред­принимателей; 2) обеспечение правильного применения законодательства при осу­ществлении правосудия, способствование укреплению законно­сти и предупреждению правонарушений. Однако некоторые другие нормативные правовые акты очерчивают иные задачи судов, по сути – более узкие и ограниченные, чем выделен­ные ранее, но на практике – наиболее применимые именно в данной об­ласти. Так ГПК Республики Беларусь в ст. 25 определяет задачи хозяйст­венных судов таким образом: 1) Осуществление судами правосудия по гражданским делам в со­ответствии с их компетенцией; 2) организация процесса по гражданскому делу с минимально необ­ходимыми затратами сил, средств, времени; 3) обеспечение, в пределах установленных настоящим Кодексом и иными актами законодательства, сроков решения задач гражданского процессуального законодательства. Получается, что несовпадение в определении задач наблюдается даже между ветвями судебной власти, за исключением, наверное, задачи по защите прав и законных интересов участников соответствующего су­допроизводства, которая выделена нами в качестве второй по степени значимости в действующей Конституции. Исходя из изложенного следует заметить, что большинство целей, которые закреплены в действующем гражданском процессуальном, уго­ловно-исполнительном законодательстве, обусловлены не столько теми задачами, которые действительно выполняет сама судебная власть и ко­торые следуют из основной деятельности судебных органов по отправле­нию правосудия, сколько задачами соответствующих отраслей права, от­водящих ту или иную роль судебным органам и судебной власти в целом. Анализ остальных задач позволяет сказать, что они связаны в ос­новном с результатами судебной деятельности, и их реализация зависит от выполнения двух вышеуказанных задач. В большей степени это даже не задачи, а назначение судебной власти, то есть то, ради чего она во­обще существует в правовом государстве, а также та цель, которая может быть достигнута в ходе или по окончании ее деятельности. Таким образом, основной задачей, разрешаемой судебной властью, является устранение правовых конфликтов в обществе. Выполнение этой задачи осуществляется всеми судебными органами, осуществляющими правосудие в Беларуси. Устранение правового конфликта в дальнейшем ведет к устранению и всех социальных конфликтов, либо к их «сглажи­ванию» в реальной действительности, что соответствует и задачам всего государства и государственной власти в целом.

Глава 3. Функции судебной власти. Определенная сложность в исследовании функций судебной деятель­ности заключается в том, что сам термин «функция» употребляется неодно­значно. При изучении функций того или иного явления в качестве исходного берется латинское слово «functio» (совершение, исполне­ние), которое, к сожалению, не отражает сущность нужного нам вопроса. Обра­тимся к языкознанию для определения круга вопросов, которые необходимо осветить в данной части работы. Итак, толковый словарь русского языка дает несколько определений данного слова, но, опуская различные узкоспециаль­ные пояснения, остано­вимся на нужном нам: «Обязанность, круг деятельно­сти». В таком случае под функциями судебной власти следует понимать ее обязан­ности, диапазон полномочий и порядок ра­боты соответствующих судебных органов, которые дополняют друг друга и не существуют друг без друга. К основным функциям в таком случае следует отнести: осуществление правосудия; судебный контроль; конституционный контроль. Правосудие – наиболее важная и объемная функция судеб­ной деятельности, представляет собой деятельность неза­висимого суда по надлежащему рас­смотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, граждан­ских и иных дел и правовых вопросов по применению на основе закона, го­сударственного принуждения к правонарушителям или оправ­данию неви­новных в целях укрепления законности и право­порядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.
Правосудие, как правовое понятие, характеризуется сле­дующими призна­ками: · реализуется только судом (ст.112 Конституции Республики Беларусь), о чем шла речь выше, и составляет основу судебной деятель­ности. Из этого следует, что в Республике Беларусь ни один орган или общественная ор­ганизация, кроме суда, не правомочны рассматри­вать судебные дела;
· реализуется только способами, указанными в законе, т.е. путем конститу­ционного, гражданского, администра­тивного или уголовного су­допроизвод­ства; · осуществляется независимыми судами в соответствии с законодательст­вом и в точном соответствии с ним (ст.112 Конституции); · реализуется в процессуальной форме, в основе которой судебная деятель­ность, связанная с исследованием факти­ческих данных, материа­лов, доказа­тельств, с допросом значительного числа лиц, с необходимо­стью обеспече­ния их прав и обязанностей. В связи с чем, деятельность суда по разбирательству дел строго регламентирована законодательством. Рассмотренные признаки свидетельствуют о своеобразии, которое отличает правосудие от других функции судебной деятельности. Правосудие имеет место только тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для дан­ного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв справедли­вое решение. Судебный контроль – функция судебной деятельности, обусловленная пра­вом граждан на судебную защиту и обжа­лование в суд решений и действий (или бездействия) орга­нов государственной власти, органов местного само­управ­ления, общественных объединений и должностных лиц и зак­репленная Конституцией Республики Беларусь (сост. 59, 60). Осо­бенность судебного контроля заключа­ется в том, что он осуществляется по инициативе физиче­ских и юридических лиц. Судебный контроль, осуще­ствляемый органами су­дебной власти, явля­ется видом госу­дарственного контроля. Объективность информации, полу­ченной при рассмотрении судом дела по жалобе, обеспечи­вается тем, что инициатором обращения в суд является гражданин или иное физическое или юридическое лицо, а не орган государственной власти или местного само­управле­ния. Суд (как орган государственной власти) не заин­тере­сован в ис­ходе дела, что обеспечивает объективный сбор информации для принятия решения. Таким образом, судебный контроль − это конституционно закрепленная функция судебной деятельности, выражающаяся охране судами конституци­онной, общей и хозяйственной юрис­дикции, конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечении режима законности, верховен­ства и прямого действия Конституции Республики Беларусь, осуществляемая в о процессуаль­ном порядке в целях восстановления и охраны законных прав и интересов человека и общества. Конституционной контроль - функция судебной деятель­ности, занимающая особое положение в числе других функ­ций судебной власти. Определяющее значение обус­ловлено: во-первых, целями создания (обеспечение верхо­вен­ства Конституции Республики Беларусь, конституционно установленного разделения и баланса властей, защита прав и свобод лич­ности); во-вторых, возлагаемыми на ор­ган судебного кон­ституционного контроля полномо­чиями; в-третьих, рас­про­странением его юрисдикции на орган законодатель­ной и исполнительной власти; в-четвертых, постоянным осуще­ствлением данной функции в свое­образной процессуальной форме. [17, c. 397] В Республике Беларусь судебным органом конституцион­ного контроля явля­ется Конститу­ционный Суд Республики Беларусь. В литературе выделяют различные виды конституционного контроля: а) предупредительный и репрессивный: предупредительный (предварительный) - проверка кон­ституционности законов после принятия парламентом, но до утверждения и вступления в силу; репрессивный (последующий) - проверка конституци­онности вступив­ших в силу, действующих нормативно-право­вых актов; б) абстрактный и конкретный: абстрактный - проверка конституционности акта или его отдельного по­ложения без связи с каким-либо конкрет­ным делом; конкретный - проверка конституционности акта или его отдельного по­ложения в связи с определенным делом, рассматриваемым судом или иным органом, в котором этот акт или правоположение применяется или оспаривается; в) материальный и формальный: · материальный - проверка Конституционным Судом Республики Беларусь со­ответствия Конституции содержания оспа­риваемого акта, пра­воположения; · формальный контроль - проверка соответствия консти­туции право­мочности органа издать оспариваемый акт, про­цедуры его принятия, опубликования и введения в действие. Судебный конституционный контроль осуществляется на основании норм Конституции Республики Беларусь и главы 2 Кодекса Республики Беларусь о судо­устройстве и статусе судей. Таким образом, функции судебной деятельности − осу­ществление правосу­дия, судебный и конституционный кон­троль. Эти действия разрешают возни­кающие конфликты как внутри общества, так и между обществом и государ­ством. Результат указанных действий – вынесение спра­ведливого решения, требующее неукоснительного испол­нения и соблюдения. Однако описание функций судебной системы было бы не полным, если бы мы коснулись только функций суда. Так, впрочем, делают большинство авторов, тем не менее, в функции судебной власти непременно следует вклю­чать и функции судебно-исполнительных органов. Размер работы не позво­ляет раскрыть сущность каждого из них, поэтому лишь приведем список правоохранительных функций судебно-исполнительной деятельности, а также их функций по укреплению и развитию судебной власти: соблюдение законности, социальной справедливости и незыблемости принципов демо­кратического правового государства; сохранение социально-экономических, политических, национально-государственных, национально-культурных и духовных конституционных устоев государственности, общественного уст­ройства, неделимости, суверенитета и статуса самостоя­тельности Республика Беларусь на международной арене; обеспечение реальности Конституции Республика Беларусь, незыблемости и авторитета власти как таковой и су­дебной власти, суда как самостоятельных субъектов власти, с одной стороны, и как гарантов правосудия, социальной справедливости и конституционных прав и свобод граждан, с другой стороны; осуществление профилактической функции. Осуществление всех вышеперечисленных функций судебной властью и ведет к обращению ее именно в ветвь власти, полноценную и самодостаточ­ную, которая в силах являться противовесом для двух иных политических вет­вей власти в государстве.
Заключение Действенность концепции правового государства достигается за счет идей, положенных в основу развития государственности в цивилизованном гражданском обществе. Отправной точкой для этого послужила практика господства права, закона в государстве как противовеса деспотии и произ­волу власти. Сам исходный принцип правового государства с давних пор за­ложен именно в гуманистических целях и функциях, которым должна быть подчинена вся его организация. Раскрытие названного принципа обеспечива­ется использованием трех известных классических концепций, дающих глав­ные направления функционирования правового государства.
Развитые современные страны накопили опыт реализации указанных концепций. Сложились представления о принципах, которые раскрывают сущность правового государства и должны закрепляться на конституционном уровне. Одними из важнейших среди них являются верховенство закона и независимость суда. Обеспечить его независимость – значит реализовать одну из основ правового государства. Судебная система – это тот государст­венный механизм, который в наибольшей мере создает гарантии для осуще­ствления прав и свобод человека и гражданина. Создатели теории разделения власти придавали суду первостепенное и совершенно самостоятельное зна­чение в обеспечении законности, справедливости и свободы при условии, если судебная власть не будет зависеть от других. Ныне есть все основания утверждать, что в Республике Беларусь судебная власть как самостоятельная ветвь выступает именно как власть, а не как простая сумма полномочий су­дебных органов, а это еще один пройденный нашей страной этап на пути к формированию правового государства. [9, c. 43; 10, c. 118-119]
Таким образом, изучив данную тему, использовав нормативные право­вые акты, литературу ведущих правоведов можно сделать вывод, что в со­временных условиях в процессе изменения политико-правовой системы Рес­публики Беларусь судебная власть все более отчетливо занимает собст­вен­ное, независимое, равноправное положение в системе государственной вла­сти. Судебная власть представляет собой систему органов, обеспечиваю­щих защиту права и правосудия, причем каждый из элементов судебной сис­темы – Конституционный суд, Высший Хозяйственный суд и Верховный суд имеют собственное функциональное предназначение.
Список использованных источников 1. Лебедев, В.М. Судебная власть в современной России. Проблемы станов­ления и развития / В.М. Лебедев − СПб, 2001. 2. Соколов, А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика /А.Н. Соко­лов − Курск: Изд-во Курского гос. технического университета, 1994. − 456 с. 3. Мартышин, О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государ­ства в России /О.В. Мартышин // Государство и право, 1996.— N 5. 4. Лейст О.Э. Гражданское общество и современное государство / О.Э. Лейст, И.Ф. Мачин // Вестник Московского университета. Сер.11: Право, 1995.− N 4. 5. Всеобщая Декларация Прав человека: Принята и провозглашена резолю­цией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 дек. 1948 г. − М.: Права человека, 2006. − 12 c. 6. Лебедев, В.М. Правосудие / В.М. Лебедев // Российская Юстиция, 1999. − №9. − стр.2-4. 7. Беленков Р.А Правоохранительные органы / Р.А Беленков. − М.: Приор, 2000г. − 168 с. 8. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти / В.В. Ер­шов // Государство и право, 1992. − № 8. 9. Ржевский В.А. Судебная власть в российской федерации: конституцион­ные основы организации и деятельности / В.А. Ржевский, Н.М. Чепурнова. − М., 1998. − С. 43. 10. Ржевский В.А. Роль судебной власти в правовом государстве / В.А. Ржев­ский // Основы государства и права: Учебное пособие. − Ростов н/Д, 1995. − С. 118-119. 11. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ре­сурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 15.03.2007. 12. Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика / А.Н. Соко­лов. − Курск: Изд-во Курского гос. технического университета, 1994. 13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права/ В.Н. Хропанюк.− М., 1996 г. 14. Дегтярев, С. Л. Цели и задачи судебной власти на современном этапе /С. Л. Дегтярев. //Правоведение. − 2005. − № 6. − С. 99 – 108. 15. Баглай, М.В. Конституционное право РБ / М.В. Баглай. − М.: Спартак., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.