Содержание:
Введение
Глава 1. Понятие и свойства судебной власти
Глава 2. Назначение судебной власти
Глава 3. Функции судебной власти
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего, к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции Республики Беларусь судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.
Самый яркий показатель правового государства – это реальная независимость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир.
В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан, и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды — независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Важнейшая задача судебной власти — охранять права и свободы человека — требует демократизации судебного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократичные законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.
С 90-х годов и особенно их второй половины в Республике Беларусь начался процесс коренного обновления судебной власти, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – важнейший институт правового государства. Однако не все задачи по реформированию судебной власти и исследованию ее основных принципов, стоявшие перед нашим государством в начале прошлого десятилетия, сегодня решены. Не достаточно четко разработаны задачи и цели суда в современном законодательстве: существуют определенные различия и неточности в определении основополагающих его задач в различных ветвях судебной власти. Похожим образом обстоит ситуация и с функциями судебной власти, к классификации которых до сих пор нет конкретного подхода. В этой работе прилагаются все усилия для выработки из всех приведенных ниже источников того «стержня», который наиболее четко отразит сущность обширного понятия «судебная власть» и раскроет основы ее деятельности в правовом государстве.
Целью настоящей курсовой работы является исследование свойств, целей, задач и функций судебной власти как одного из основополагающих институтов правового государства.
Глава 1. Понятие и свойства судебной власти.
Судебная власть это предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и гражданского судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. [15, c. 84-85]
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю.
2. Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам в лице судей. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом. [5, cт. 10]
3. Исключительность судебной власти – следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. [5, cт. 10] Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия – по Конституции Республики Беларусь принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
4.Независимость, самостоятельность – основные характеристики судебной власти. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо. Независимость судебной власти выражается, в первую очередь в независимости судей. Согласно ст.110 Конституции судьи независимы и подчиняются только закону. Это значит, что судьи не подчиняются никакому постороннему влиянию. В своих решениях они должны следовать только Конституции и закону. Поскольку законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ст.7), то судьи вправе и обязаны следовать закону лишь при условии, что он соответствует Конституции (ст.112). В этом выражается независимость судебной власти от законодательной и правомочие судов по осуществлению судебного контроля за содержанием законов. Прежде, чем применить закон для разрешения конкретного дела, судья должен убедиться, что он не противоречит конституционному регулированию.
В то же время подчинение судей Конституции и закону является гарантией независимости судей от противозаконных влияний, а также гарантией для граждан от произвола со стороны самого судьи при осуществлении правосудия.
Конституция закрепляет и другие гарантии независимости судей, которые конкретизируются в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Среди гарантий независимости судей можно выделить а) статусные, определяющие конституционно-правовой статус судьи; б) организационные, касающиеся организации судебной системы и создания судов; в) финансовые и г) процедурные, т.е. определяющие правила осуществления правосудия
5. Процессуальный порядок деятельности − важный признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Единый порядок осуществления правосудия призван обеспечить законность всей деятельности органов, реализовывающих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы затрагиваются в той или иной степени.
6. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь и другими законами. Законодательные органы не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Республики Беларусь и закону.
7. Важными социальными признаками деятельности суда являются обьективность и беспристрастность. Необъективный суд не способен осуществить правосудие. Он извращает саму идею правосудия и может превратиться в орудие произвола. Особенно опасна необъективность под влиянием каких-либо сил, стремящихся воздействовать на судей.
Беспристрастность судебной власти, проявляющаяся в отсутствии приверженности к какой-либо из сторон, способности равно относиться к их притязаниям и личности и действовать лишь в интересах истины и справедливости на основании закона и совести — фундаментальное требование нравственного и правового свойства. Судебная власть, не способная или не стремящаяся действовать беспристрастно, не заслуживает доверия общества. Те, кто ее олицетворяет, в этих условиях лишаются авторитета и морального права судить других.
8. Судебная власть должна быть компетентной. Компетентность можно характеризовать в одном из ее значений как высокий профессионализм судей, глубокое знание ими законов, требований профессиональной этики, неуклонное следование им, умение правильно разобраться в той или иной, иногда сложной и запутанной ситуации. Она включает и большой жизненный опыт, опыт применения законов, юридической деятельности еще до принятия на себя обязанностей судьи. Судья должен иметь высшее юридическое образование. Однако без постоянного совершенствования своих знаний, повышения юридической и общей культуры судья неминуемо окажется отставшим от требований, которым должен отвечать представитель судебной власти, сделается некомпетентным. Между тем люди, чьи судьбы решает судья, чьи права и интересы зависят от его решения, вправе требовать правосудия "высокого качества".
Каждый судья должен быть профессионалом высокого класса. Все судьи в Республике Беларусь обладают единым статусом (ст.84 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Но одновременно судьи разделены на квалификационные классы в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных обстоятельств. В частности, материальное обеспечение судей зависит от их квалификационного класса. Квалификационный класс судьи влияет и на оценку уровня его профессионализма. Представляется, что существующий порядок не безупречен в нравственном плане и не способствует охране авторитета судей. Он может подрывать доверие к судьям "низших" классов, хотя они, как правило, высокопрофессиональны. Что касается размеров материального обеспечения, которое, естественно, не может быть равным для всех, то их можно определять справедливо на основе других показателей.
9. Политическая нейтральность – один из необходимых признаков судебной власти в правовом государстве. Чтобы судьи при вынесении решения по любому вопросу не опирались на политические идеи и взгляды, закон всячески ограждает их от влияния политики. Судьи не могут состоять членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 36 Конституции Республики Беларусь). Дополнительные требования политической нейтральности судей закреплено и в ст. 88 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей:
«На судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой.
Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.»
Они не вправе поддерживать их (указанные выше социальные образования) материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или иных политических акциях, т.е. активно заниматься политической деятельностью.
10. Легитимность судебной власти – характеристика, по сути своей, складывающаяся из некоторых уже названных (подзаконность, строгий процессуальный порядок и т.д.), но сводящийся к другому – к доверию народа к судебной власти, к его поддержке и признании авторитета выносимых этой властью решений решений.
Глава 2. Назначение судебной власти.
В советский период развития права назначение суда вытекало из целей и задач, провозглашаемых соответствующими партийными органами. Современный же этап развития общества и государства делает необходимым пересмотр целей и задач, стоящих на современном этапе перед судебной властью — самостоятельной ветвью государственной власти, активно «оппозиционируемой» всеми исследователями двум другим — исполнительной и законодательной.
Целесообразно провести краткий сравнительный анализ проблем, стоящих перед разными представителями судебной власти в Республике Беларусь на современном этапе, закрепленных в соответствующих процессуальных источниках. Сразу же отметим, что наблюдается довольно сильное несовпадение формулировок задач, стоящих перед судебными органами, осуществляющими, вцелом, единую судебную власть.
Назначение судебной власти в международном праве. Следует отметить, что цели, стоящие перед судебной властью, формулируются в нормах международного права через понятие «право участников» судопроизводства, «право лиц», чьи права и обязанности являются предметом судебного рассмотрения. Например, ч. 1 ст. 6 «Право на справедливое судебное разбирательство» Конвенции о защите прав человека и основных свобод формулирует цели и задачи следующим образом:
«Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона…»
Поэтому, можно сказать, что цели, стоящие перед судебной властью согласно норм международного права, вытекают из прав участников процесса.
Задачи, закрепленные в законодательстве Республики Беларусь. Действующая Конституция Республики Беларусь прямых задач, стоящих перед судебной властью, не выделяет. Однако ст. 6 Конституции Республики Беларусь устанавливает самостоятельность судебной власти, ст. 21 − указывает на то, что обеспечение законных прав и свобод человека и гражданина являются высшей целью государства, а в ст. 60 − закреплен орган, обеспечивающий защиту этих прав и свобод в правовом государстве. В совокупности это позволяет сказать, что задачами судебной власти являются: [16]
1) осуществление правосудия. Пояснений по поводу содержания термина «правосудие» основной закон не содержит, однако в толковании Ожегова этот термин звучит как деятельность судов, направленная на справедливое решение дела, спора. Следует заметить, что в данном случае и задача, и сама деятельность по достижению этой задачи совпадают, поэтому главная задача суда перекликается с его главной функцией. Таким образом, можно сделать вывод, что основной задачей судебной власти является сама деятельность судебных органов по осуществлению правосудия, которая является единственной и исключительной деятельностью этих органов;
2) обеспечение непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина. Это наиболее четко сформулированная в Конституции задача судебной власти Республики Беларусь. [1, c. 39]
Во всех иных нормативных источниках цели и задачи, стоящие перед судебными органами, определяются в большей степени из полномочий самих судебных органов, однако по существу это вызвано не различиями в полномочиях судебных органов, а категориями рассматриваемых дел, т. е. особенностями применяемых норм соответствующего материального права.
Конституционный Суд Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей определяет две цели деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь как самостоятельного органа конституционного контроля:
1) обеспечение верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь;
2) соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь;
3) утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении;
4) решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
Суды общей юрисдикции. Задачи этих судов в общих чертах описаны в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и более четко сформулированы в других нормативных актах. Общие цели стоящие перед ними выглядят так:
1) защита гарантированных Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личных прав и свобод, социально-экономических и политических прав граждан, конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, прав организаций, индивидуальных предпринимателей;
2) обеспечение правильного применения законодательства при осуществлении правосудия, способствование укреплению законности и предупреждению правонарушений.
Однако некоторые другие нормативные правовые акты очерчивают иные задачи судов, по сути – более узкие и ограниченные, чем выделенные ранее, но на практике – наиболее применимые именно в данной области. Так ГПК Республики Беларусь в ст. 25 определяет задачи хозяйственных судов таким образом:
1) Осуществление судами правосудия по гражданским делам в соответствии с их компетенцией;
2) организация процесса по гражданскому делу с минимально необходимыми затратами сил, средств, времени;
3) обеспечение, в пределах установленных настоящим Кодексом и иными актами законодательства, сроков решения задач гражданского процессуального законодательства.
Получается, что несовпадение в определении задач наблюдается даже между ветвями судебной власти, за исключением, наверное, задачи по защите прав и законных интересов участников соответствующего судопроизводства, которая выделена нами в качестве второй по степени значимости в действующей Конституции.
Исходя из изложенного следует заметить, что большинство целей, которые закреплены в действующем гражданском процессуальном, уголовно-исполнительном законодательстве, обусловлены не столько теми задачами, которые действительно выполняет сама судебная власть и которые следуют из основной деятельности судебных органов по отправлению правосудия, сколько задачами соответствующих отраслей права, отводящих ту или иную роль судебным органам и судебной власти в целом.
Анализ остальных задач позволяет сказать, что они связаны в основном с результатами судебной деятельности, и их реализация зависит от выполнения двух вышеуказанных задач. В большей степени это даже не задачи, а назначение судебной власти, то есть то, ради чего она вообще существует в правовом государстве, а также та цель, которая может быть достигнута в ходе или по окончании ее деятельности.
Таким образом, основной задачей, разрешаемой судебной властью, является устранение правовых конфликтов в обществе. Выполнение этой задачи осуществляется всеми судебными органами, осуществляющими правосудие в Беларуси. Устранение правового конфликта в дальнейшем ведет к устранению и всех социальных конфликтов, либо к их «сглаживанию» в реальной действительности, что соответствует и задачам всего государства и государственной власти в целом.
Глава 3. Функции судебной власти.
Определенная сложность в исследовании функций судебной деятельности заключается в том, что сам термин «функция» употребляется неоднозначно.
При изучении функций того или иного явления в качестве исходного берется латинское слово «functio» (совершение, исполнение), которое, к сожалению, не отражает сущность нужного нам вопроса. Обратимся к языкознанию для определения круга вопросов, которые необходимо осветить в данной части работы. Итак, толковый словарь русского языка дает несколько определений данного слова, но, опуская различные узкоспециальные пояснения, остановимся на нужном нам: «Обязанность, круг деятельности».
В таком случае под функциями судебной власти следует понимать ее обязанности, диапазон полномочий и порядок работы соответствующих судебных органов, которые дополняют друг друга и не существуют друг без друга. К основным функциям в таком случае следует отнести: осуществление правосудия; судебный контроль; конституционный контроль.
Правосудие – наиболее важная и объемная функция судебной деятельности, представляет собой деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов по применению на основе закона, государственного принуждения к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.
Правосудие, как правовое понятие, характеризуется следующими признаками:
· реализуется только судом (ст.112 Конституции Республики Беларусь), о чем шла речь выше, и составляет основу судебной деятельности. Из этого следует, что в Республике Беларусь ни один орган или общественная организация, кроме суда, не правомочны рассматривать судебные дела;
· реализуется только способами, указанными в законе, т.е. путем конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства;
· осуществляется независимыми судами в соответствии с законодательством и в точном соответствии с ним (ст.112 Конституции);
· реализуется в процессуальной форме, в основе которой судебная деятельность, связанная с исследованием фактических данных, материалов, доказательств, с допросом значительного числа лиц, с необходимостью обеспечения их прав и обязанностей. В связи с чем, деятельность суда по разбирательству дел строго регламентирована законодательством.
Рассмотренные признаки свидетельствуют о своеобразии, которое отличает правосудие от других функции судебной деятельности. Правосудие имеет место только тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв справедливое решение.
Судебный контроль – функция судебной деятельности, обусловленная правом граждан на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и закрепленная Конституцией Республики Беларусь (сост. 59, 60). Особенность судебного контроля заключается в том, что он осуществляется по инициативе физических и юридических лиц. Судебный контроль, осуществляемый органами судебной власти, является видом государственного контроля. Объективность информации, полученной при рассмотрении судом дела по жалобе, обеспечивается тем, что инициатором обращения в суд является гражданин или иное физическое или юридическое лицо, а не орган государственной власти или местного самоуправления. Суд (как орган государственной власти) не заинтересован в исходе дела, что обеспечивает объективный сбор информации для принятия решения.
Таким образом, судебный контроль − это конституционно закрепленная функция судебной деятельности, выражающаяся охране судами конституционной, общей и хозяйственной юрисдикции, конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечении режима законности, верховенства и прямого действия Конституции Республики Беларусь, осуществляемая в о процессуальном порядке в целях восстановления и охраны законных прав и интересов человека и общества.
Конституционной контроль - функция судебной деятельности, занимающая особое положение в числе других функций судебной власти. Определяющее значение обусловлено: во-первых, целями создания (обеспечение верховенства Конституции Республики Беларусь, конституционно установленного разделения и баланса властей, защита прав и свобод личности); во-вторых, возлагаемыми на орган судебного конституционного контроля полномочиями; в-третьих, распространением его юрисдикции на орган законодательной и исполнительной власти; в-четвертых, постоянным осуществлением данной функции в своеобразной процессуальной форме. [17, c. 397]
В Республике Беларусь судебным органом конституционного контроля является Конституционный Суд Республики Беларусь.
В литературе выделяют различные виды конституционного контроля:
а) предупредительный и репрессивный: предупредительный (предварительный) - проверка конституционности законов после принятия парламентом, но до утверждения и вступления в силу; репрессивный (последующий) - проверка конституционности вступивших в силу, действующих нормативно-правовых актов;
б) абстрактный и конкретный: абстрактный - проверка конституционности акта или его отдельного положения без связи с каким-либо конкретным делом; конкретный - проверка конституционности акта или его отдельного положения в связи с определенным делом, рассматриваемым судом или иным органом, в котором этот акт или правоположение применяется или оспаривается;
в) материальный и формальный:
· материальный - проверка Конституционным Судом Республики Беларусь соответствия Конституции содержания оспариваемого акта, правоположения;
· формальный контроль - проверка соответствия конституции правомочности органа издать оспариваемый акт, процедуры его принятия, опубликования и введения в действие.
Судебный конституционный контроль осуществляется на основании норм Конституции Республики Беларусь и главы 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Таким образом, функции судебной деятельности − осуществление правосудия, судебный и конституционный контроль. Эти действия разрешают возникающие конфликты как внутри общества, так и между обществом и государством. Результат указанных действий – вынесение справедливого решения, требующее неукоснительного исполнения и соблюдения.
Однако описание функций судебной системы было бы не полным, если бы мы коснулись только функций суда. Так, впрочем, делают большинство авторов, тем не менее, в функции судебной власти непременно следует включать и функции судебно-исполнительных органов. Размер работы не позволяет раскрыть сущность каждого из них, поэтому лишь приведем список правоохранительных функций судебно-исполнительной деятельности, а также их функций по укреплению и развитию судебной власти: соблюдение законности, социальной справедливости и незыблемости принципов демократического правового государства; сохранение социально-экономических, политических, национально-государственных, национально-культурных и духовных конституционных устоев государственности, общественного устройства, неделимости, суверенитета и статуса самостоятельности Республика Беларусь на международной арене; обеспечение реальности Конституции Республика Беларусь, незыблемости и авторитета власти как таковой и судебной власти, суда как самостоятельных субъектов власти, с одной стороны, и как гарантов правосудия, социальной справедливости и конституционных прав и свобод граждан, с другой стороны; осуществление профилактической функции.
Осуществление всех вышеперечисленных функций судебной властью и ведет к обращению ее именно в ветвь власти, полноценную и самодостаточную, которая в силах являться противовесом для двух иных политических ветвей власти в государстве.
Заключение
Действенность концепции правового государства достигается за счет идей, положенных в основу развития государственности в цивилизованном гражданском обществе. Отправной точкой для этого послужила практика господства права, закона в государстве как противовеса деспотии и произволу власти. Сам исходный принцип правового государства с давних пор заложен именно в гуманистических целях и функциях, которым должна быть подчинена вся его организация. Раскрытие названного принципа обеспечивается использованием трех известных классических концепций, дающих главные направления функционирования правового государства.
Развитые современные страны накопили опыт реализации указанных концепций. Сложились представления о принципах, которые раскрывают сущность правового государства и должны закрепляться на конституционном уровне. Одними из важнейших среди них являются верховенство закона и независимость суда. Обеспечить его независимость – значит реализовать одну из основ правового государства. Судебная система – это тот государственный механизм, который в наибольшей мере создает гарантии для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Создатели теории разделения власти придавали суду первостепенное и совершенно самостоятельное значение в обеспечении законности, справедливости и свободы при условии, если судебная власть не будет зависеть от других. Ныне есть все основания утверждать, что в Республике Беларусь судебная власть как самостоятельная ветвь выступает именно как власть, а не как простая сумма полномочий судебных органов, а это еще один пройденный нашей страной этап на пути к формированию правового государства. [9, c. 43; 10, c. 118-119]
Таким образом, изучив данную тему, использовав нормативные правовые акты, литературу ведущих правоведов можно сделать вывод, что в современных условиях в процессе изменения политико-правовой системы Республики Беларусь судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе государственной власти. Судебная власть представляет собой систему органов, обеспечивающих защиту права и правосудия, причем каждый из элементов судебной системы – Конституционный суд, Высший Хозяйственный суд и Верховный суд имеют собственное функциональное предназначение.
Список использованных источников
1. Лебедев, В.М. Судебная власть в современной России. Проблемы становления и развития / В.М. Лебедев − СПб, 2001.
2. Соколов, А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика /А.Н. Соколов − Курск: Изд-во Курского гос. технического университета, 1994. − 456 с.
3. Мартышин, О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России /О.В. Мартышин // Государство и право, 1996.— N 5.
4. Лейст О.Э. Гражданское общество и современное государство / О.Э. Лейст, И.Ф. Мачин // Вестник Московского университета. Сер.11: Право, 1995.− N 4.
5. Всеобщая Декларация Прав человека: Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 дек. 1948 г. − М.: Права человека, 2006. − 12 c.
6. Лебедев, В.М. Правосудие / В.М. Лебедев // Российская Юстиция, 1999. − №9. − стр.2-4.
7. Беленков Р.А Правоохранительные органы / Р.А Беленков. − М.: Приор, 2000г. − 168 с.
8. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти / В.В. Ершов // Государство и право, 1992. − № 8.
9. Ржевский В.А. Судебная власть в российской федерации: конституционные основы организации и деятельности / В.А. Ржевский, Н.М. Чепурнова. − М., 1998. − С. 43.
10. Ржевский В.А. Роль судебной власти в правовом государстве / В.А. Ржевский // Основы государства и права: Учебное пособие. − Ростов н/Д, 1995. − С. 118-119.
11. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 15.03.2007.
12. Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика / А.Н. Соколов. − Курск: Изд-во Курского гос. технического университета, 1994.
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права/ В.Н. Хропанюк.− М., 1996 г.
14. Дегтярев, С. Л. Цели и задачи судебной власти на современном этапе /С. Л. Дегтярев. //Правоведение. − 2005. − № 6. − С. 99 – 108.
15. Баглай, М.В. Конституционное право РБ / М.В. Баглай. − М.: Спартак., 2001.