Реферат по предмету "Право"


Полномочия президента

Содержание 1. Введение 2. Положения Президента РФ в системе органов государственной власти 2.1 Понятие главы государства 2.2 Конституционный статус Президента РФ 2.3 Основные функции Президента РФ
3. Полномочия Президента РФ 3.1 Компетенция Президента РФ 3.2 Правовые акты Президента РФ 4. Администрация Президента РФ 5. Заключение Список литературы
1. Введение. Президент входит в систему федеральных органов государст­венной власти, занимая в ней особое место. Президент не включен напрямую ни в одну из ветвей власти — законодательную, испол­нительную, судебную. Конституцией РФ закреплена система гарантий, препятствую­щих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его все­народных прямых выборов, в их альтернативном характере, в не­допустимости занятия поста Президента более двух сроков под­ряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Прези­дента на основе решения Конституционного Суда РФ и др. В осуществлении своих функций Президент может использо­вать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции. Придание Президенту статуса главы государства вызвано объ­ективными причинами. Этого требовало повышение уровня персо­нифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесооб­разно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систе­му исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы пре­рогативы представительного органа государственной власти РФ, ставило бы исполнительную власть над законодательной. Имела значение и необходимость в условиях федерации, действия прин­ципа разделения властей обеспечивать согласованное функциони­рование и взаимодействие органов государственной власти на всех уровнях.

2. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти
2.1 Понятие главы государства. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органа­ми государственной власти. При различных формах правления полномочия главы го­сударства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других — они олицетворя­ют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т. е. выс­шие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчет­ны. Представительская функция влечет за собой определен­ные властные полномочия — например, подписывать между­народные договоры, назначать своих полномочных представи­телей в регионах страны. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависи­мости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства «царству­ет, но не управляет», и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в рес­публиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупре­зидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглав­лять ее (США) или стоять как бы вне основных властей. Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотноше­ние его функций с законодательной и исполнительной влас­тями. В демократическом правовом государстве всегда дей­ствует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относит­ся к одной из трех властей — законодательной, исполнитель­ной или судебной. Функции главы государства соприкасают­ся со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной. Другое дело — взаимоотношения главы государства с ис­полнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая на­ука и практика признают его главой исполнительной влас­ти — ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основ­ные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем прин­цип разделения трех властей, образуется особый статус гла­вы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом конституции и осуществлять . высшее представительство. Президентская власть в республиках президентского ти­па — это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законо­дательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны пар­ламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер (явление частой смены пра­вительств, характерное для парламентской формы правления с многопартийностью, получило название «министерская че­харда»). Сильная президентская власть никак не подрывает де­мократический характер правового государства — напротив, она при определенных условиях является единственно возмож­ным инструментом сохранения конституционного порядка.

2.2 Конституционный статус Президента РФ. Вправовом государстве статус главы государства макси­мально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, за­нимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные преде­лы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в реша­ющей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный статус реализуется в нормах конститу­ции, определяющих функции и полномочия главы государ­ства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязан­ностей главы государства по вопросам, отнесенным к его ком­петенции. В той мере, в какой функции и полномочия при­сущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с пар­ламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правитель­ства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).
Функции главы государства не могут быть конкретизиро­ваны полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы госу­дарства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опи­раясь на судебное толкование конституции. В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиаль­ный орган — Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значи­тельными формальными полномочиями, этот орган играл от­нюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь при­датком партийного аппарата, Председатель и секретарь подпи­сывали правовые акты без коллегиального рассмотрения. Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, приня­тая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президен­та продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельци­на определяются уже новой Конституцией. По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства. В прежней Конституции его функция была опре­делена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной форму­лы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава госу­дарства» более точно отражает и то и другое, но не свидетель­ствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в систе­ме трех властей, наличие у него некоторых собственных пол­номочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительной властью. Совершенно неосновательны поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей в смене конституционной формулы как стремлении наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт четырех десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедитель­но свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. То же подтверждается и опытом первого президентства в Российской Федерации. Характеризуя конституционный статус Президента, необ­ходимо помнить важную особенность его положения как гла­вы федеративного государства. Он выполняет функцию «пре­зидента всех россиян» независимо от того, как проголосова­ло большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный на­род России в лице своих избирателей, т. е. население избира­тельных округов и регионов, и отсюда неизбежность извест­ной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, • интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомер­ны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративно­го государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо . общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парла­мента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов. Как и в других государствах, Президент РФ обладает не­прикосновенностью. Это означает, что до отставки Президен­та против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, вероятно, будет решен вопрос о его иммунитете отношении гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них. Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конститу­ции нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках этот пост иногда существует (США), а иногда его нет (Франция). В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. явилось следствием политической борьбы. Это, од­нако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах вы­полняет вице-президент.

2.3 Основные функции Президента РФ. Основные функции Президента РФ как главы государства оп­ределены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он: 1)является гарантом Конституции РФ, прав и свобод че­ловека и гражданина; 2)в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государ­ственной целостности, обеспечивает согласованное функцио­нирование и взаимодействие органов государственной власти; 3)в соответствии с Конституцией РФ и федеральными за­конами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 4)представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Первая из основных функций Президента РФ — быть га­рантом Конституции РФ, прав и свобод человека и граждани­на. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положе­ние, при котором все органы государства выполняют свои кон­ституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому фе­деральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответ­ствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Кон­ституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Прези­дент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не. соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступ­ные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента посто­янной заботы об эффективности судебной системы и осущест­вления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь в пре­рогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Консти­туции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситу­ации. Дискреционная" власть, неизбежная в любом государ­стве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предла­гать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и сво­бод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужа­щих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т. д.
Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функ­ция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установлен­ных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискре­ционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, кото­рые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о вне­запном ядерном нападении или других грубых формах внеш­ней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, нов наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требу­ющая от Президента быстрого оперативного и адекватного ре­агирования. Каждый, кому дороги интересы России, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует свою конституционную функцию, хотя и сформулированную в весьма общих выражениях, и до­пустит территориальный распад государства, внешнее вмеша­тельство во внутренние дела или развитие сепаратизма.
Конституция РФ указывает, что осуществление этой функ­ции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычай­ного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязан­ностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует по­мнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают). Весьма сложной и ответственной является функция Прези­дента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тре­мя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным про­цедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ. Конституция РФ возлагает на Президента функцию опреде­ления основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осу­ществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона ука­зывает на то, что в определении основных направлений внут­ренней и внешней политики участвует также Федеральное Со­брание. Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе — самый болезненный нерв формирования государ­ственной политики. Однако возможностей у парламента, учи­тывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретичес­кой и экспертной базе разработку проблем внутренней и внеш­ней политики, собрать для этого необходимую информацию и т. д. в большей мере под силу Президенту, В целом процесс оп­ределения основных направлений политики государства раз­вивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собра­ния, но последнее всегда сохраняет возможность откорректи­ровать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона. Конституционные функции Президента РФ конкретизиру­ются и дополняются Законом РФ «О безопасности» (в редак­ции от 25 июля 2002 г.). Под безопасностью понимается со­стояние защищенности жизненно важных интересов личнос­ти, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы, общество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, сувере­нитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляют­ся Законом субъектами безопасности. В этом Законе закреплены некоторые функции и полномо­чия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопас­ности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и коор­динирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасно­сти. Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т.е. минуя Председателя Правительства) руководит перечислен­ными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, обес­печивающей безопасность органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службой, формированиями гражданской обороны, пограничными войсками, внутренними войсками, службой правительственной связи и информации, обеспечения безопас­ности средств связи и, информации и др. Эти силы управля­ются самостоятельными министерствами и ведомствами, ру­ководители которых подчинены Президенту РФ (Министер­ство обороны, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государствен­ная техническая комиссия, Федеральная служба железнодо­рожных войск, Государственная фельдъегерская служба). В целях консолидации усилий федеральных органов госу­дарственной власти и органов государственной власти субъек­тов РФ по обеспечению национальных интересов и безопасно­сти Российской Федерации Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопаснос­ти Российской Федерации. В этом документе сформулированы национальные интересы России, угрозы национальной безопас­ности и задачи по обеспечению национальной безопасности. Представительские функции Президент осуществляет еди­нолично. Он вправе направлять своих представителей в феде­ральные округа (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители являются должностными ли­цами, представляющими Президента. Выступая в сфере меж­дународных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие го­сударства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при на­несении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными ли­цами от имени Российского государства без поручения Прези­дента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недей­ствительными).
3. Полномочия Президента РФ.
3.1 Компетенция Президента РФ. Президент в соответствии с Конституцией РФ обладает широ­ким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы го­сударства и обеспечивающих ему возможность выполнять закреп­ленные за ним функции.
Президент имеет полномочия, связанные с формированием фе­деральных органов государственной власти и участием в их деятельности. Составляющий одну из основ конституционного строя Россий­ской Федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо не являющийся выборным орган государственной вла­сти был обязан своим «рождением» только одной ветви власти. Та­кой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оп­равдал. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ в формирова­нии федеральных органов государственной власти участвуют и Президент, и Федеральное Собрание — парламент. Это достигает­ся двумя путями: либо Президент назначает определенных долж­ностных лиц с согласия парламента, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент. В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практи­чески реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Пра­вительства и федеральных министров по предложению Председа­теля Правительства. Президент определяет систему и структуру федеральных орга­нов исполнительной власти; сам непосредственно руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной вла­сти в рамках своих конституционных полномочий. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. Назначает же судей и Генерального прокурора Со­вет Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 102; ч. 1 ст. 128 Конституции РФ). В порядке, установленном федеральным законом, Президент на­значает судей других федеральных судов. Подобный порядок формирования федеральных органов госу­дарственной власти должен явиться гарантией против их ориента­ции на одну из ветвей власти. С этой же целью закрепляется участие Президента в формиро­вании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции РФ). Президент назначает пять членов (третью часть) Центральной избирательной комиссии, в числе других субъектов может вносить предложения о кандидатах на долж­ность Уполномоченного по правам человека. Полномочия Президента связаны не только с формированием государственных органов, но и с различными формами участия в их деятельности. На Президента Конституцией РФ возложен и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84). Так, он назнача­ет выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Президент подписывает и обнародует федеральные законы, об­ладает правом отлагательного вето (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ). При отклонении федерального закона мотивы принятого Пре­зидентом решения должны быть сообщены обеим палатам Феде­рального Собрания. Право вето Президент использовал много­кратно, преимущественно по мотивам несоответствия норм при­нятых законов положениям и принципам Конституции и наруше­ния этими законами прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. По данному основанию Президент возвращал в палаты ряд актов. Президент вносит законопроекты в Государственную Думу; он наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ нормативных ак­тов, предусмотренных в ст. 125 Конституции, о толковании Кон­ституции. Он также имеет право наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции РФ, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. С целью определения порядка реализации права законодатель­ной инициативы Президента и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента было утверждено Положение о порядке взаимодействия Прези­дента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе. Им определены задачи Администрации Президента, ее структурных подразделений, задачи полномочных представите­лей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Го­сударственную Думу, по представлению законопроектов на засе­даниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклоне­нии им федеральных законов; по обоснованию кандидатур, вноси­мых Президентом на соответствующие, предусмотренные Консти­туцией РФ должности, и проч. Полномочные представители Президента имеются в обеих палатах Федерального Собрания, а также в Конституционном Суде РФ. Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной с деятельностью исполнительной власти. Президент по Конституции не является главой исполнитель­ной власти. Поэтому действовавшая ранее конституционная нор­ма о том, что он «руководит деятельностью Совета Министров», не воспринята в Конституции 1993 г. Однако специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномо­чий таковы, что делают неизбежными достаточно активные кана­лы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения по­следнего в установленных Конституцией случаях могут быть от­менены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Пра­вительство слагает свои полномочия (ст. 116 Конституции РФ). Президент в соответствии с Конституцией, федеральными кон­ституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ве­дающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, ино­странных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликви­дации последствий стихийных бедствий и некоторых других, ут­верждает по представлению Председателя Правительства положе­ния о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия. Согласно с ч. 1 ст. 112 Конституции РФ Председатель Прави­тельства после своего назначения представляет Президенту пред­ложения о структуре федеральных органов исполнительной вла­сти, т.е. о том, какие конкретно исполнительные органы будут действовать. В рамках проводимой в настоящее время в России ад­министративной реформы Президент произвел качественные из­менения в системе и структуре федеральных органов исполнитель­ной власти. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. были установлены следующие виды исполнительных органов: феде­ральные министерства; федеральные службы и федеральные агентства и конкретизированы пределы полномочий каждого вида указанных органов, их взаимоотношения. В результате зна­чительно сокращено количество министерств, пирамида исполни­тельной власти выглядит иначе.
В соответствии со своими конституционными полномочиями Президент осуществляет руководство деятельностью пятью мини­стерствами, с подведомственными им федеральными службами и агентствами, а также семью федеральными службами и агентства­ми непосредственно. Остальные федеральные министерства, феде­ральные службы и агентства относятся к ведению Правительства (10 министерств и около 50 федеральных служб и агентств, частью которых руководит Правительство непосредственно).
Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 78) осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Важной предпосылкой успешной реализации этой задачи является конституционное ус­тановление, согласно которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в стране (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Деятельность Президента, Правительства, других федераль­ных органов исполнительной власти строится на строгом учете принципов федерализма, обеспечения конституционно закреп­ленной сферы их самостоятельности. Не случайно в ч. 2 ст. 77 Кон­ституции РФ так определены параметры единства системы испол­нительной власти в Российской Федерации — оно касается сферы полномочий Российской Федерации (они указаны в ст. 71 Консти­туции РФ) и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения Федерации и ее субъектов. В сферу совместных полномочий; которые закреплены за субъ­ектами Федерации, а также их исключительных полномочий (ст. 73 Конституции РФ) федеральные органы вторгаться не мо­гут — здесь субъекты Российской Федерации обладают всей полно­той государственной власти. Эти начала и должны определять взаимоотношения федераль­ных и региональных органов исполнительной власти. В обеспечении Президентом осуществления полномочий феде­ральной власти на всей территории Российской Федерации ответ­ственная роль принадлежит полномочным представителям Пре­зидента в федеральных округах. Институт полномочных предста­вителей за все время функционирования в России Президента пре­терпел определенные изменения. Первоначально была учреждена должность полномочного представителя в субъекте Федерации, затем — полномочные представители в регионе (охватывающем несколько субъектов). Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. было произведено изменение и учрежден институт полномочного представителя Президента в федеральном округе1. Этим же Ука­зом было утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Необходимость указанного преобразования обусловлена потребностя­ми создания лучших условий для реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности дея­тельности федеральных органов государственной власти и контроля за исполнением их решений. Образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Даль­невосточный. Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом и ему подчинен. По своему статусу представитель яв­ляется должностным лицом, представляющим Президента в феде­ральном округе, обеспечивающим в нем реализацию его полномо­чий. Полномочный представитель и его заместители — федераль­ные государственные служащие входят в состав Администрации Президента. Заместители назначаются и освобождаются Руково­дителем Администрации. В задачи полномочного представителя входит организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней по­литики государства, определяемой Президентом; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений феде­ральных органов государственной власти; обеспечение реализа­ции кадровой политики Президента и регулярное представление ему докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в феде­ральном округе. Полномочный представитель координирует деятельность фе­деральных органов в округе; организует их взаимодействие с орга­нами субъектов Федерации; анализирует эффективность деятель­ности правоохранительных органов; осуществляет контроль за ис­полнением федеральных законов; согласовывает назначение кан­дидатов на должности, входящие в компетенцию Президента. Властными, административными полномочиями представи­тель не наделен. Однако он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполне­ния указов и распоряжений Президента, ход реализации феде­ральных программ; имеет право беспрепятственного доступа в лю­бые организации в федеральном округе. Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляется Администрацией Президента. Руководитель Администрации осуществляет оперативное руково­дство деятельностью полномочных представителей. В обеспечении тесной постоянной связи Президента с субъекта­ми Федерации важную роль играет Государственный совет Рос­сийской Федерации. Он был образован в связи с изменением поряд­ка формирования Совета Федерации Федерального Собрания. Ра­нее в него входили по должности главы законодательных и главы исполнительных органов государственной власти субъектов Феде­рации. По действующему закону членами Совета Федерации явля­ются избираемые законодательными (представительными) орга­нами субъектов Федерации и назначаемые высшим должностным лицом (главой исполнительного органа государственной власти) представители, работающие в Совете Федерации на постоянной ос­нове. С целью обеспечения активного участия в решении общефе­деральных проблем субъектов Федерации и был образован Госу­дарственный Совет. Его образование вызвано и необходимостью обеспечить наиболее эффективный учет интересов и потребностей субъектов Федерации. Указом Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено По­ложение о Государственном Совете Российской Федерации. По своему статусу Государственный Совет является совеща­тельным органом, содействующим реализации полномочий Пре­зидента по вопросам обеспечения согласованного функционирова­ния и взаимодействия органов государственной власти. На его за­седаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государствен­ное значение, касающееся взаимоотношений Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вно­сятся предложения Президенту. По предложению Президента Совет рассматривает проекты указов, имеющих общегосударственное значение, вопросы испол­нения Конституции Российской Федерации, федеральных зако­нов, указов; оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета. В состав Государственного Совета входят председатель и чле­ны — на общественных началах.
Председателем Совета является Президент, членами — по должностям высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Фе­дерации. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного Совета из семи его членов. Его состав определя­ется Президентом, причем ротация состава осуществляется один раз в полгода.
Учреждена и должность Секретаря Государственного Совета. На общественных началах им является один из заместителей руководителя Администрации Президента. Секретарь не входит в состав Государственного Совета'. Решения Совета принимаются путем достижения консенсуса в ходе обсуждения. По решению председателя может проводиться голосование. Государственный Совет заседает один раз в квартал, а Президи­ум — один раз в месяц. Государственный Совет может создавать постоянные и временные рабочие группы для разработки каких-либо проблем и внесения предложений по их решению. Характеризуя полномочия Президента по отношению к орга­нам исполнительной власти субъектов Федерации, следует ука­зать, что Президент вправе приостанавливать действие актов орга­нов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их про­тиворечия Конституции РФ и федеральным законам, междуна­родным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина — до решения этого вопроса соответствующим судом. Так, указами Президента ' РФ от 9 сентября 2000 г. были приостановлены действия указов Президента Республики Адыгея от 30 мая 1994 г. «О мерах по ог­раничению миграции в Республику Адыгея» и от 22 августа 1996 г. «Об административной ответственности за нарушения ус­тановленного порядка приобретения права на место жительства, порядка пребывания и права регистрации в Республике Адыгея» как противоречащие Конституции и законодательству РФ; Ука­зом от 11 июня 2000 г. было приостановлено действие постановле­ния губернатора Тверской области от 28 сентября 1999 г. «О тари­фах на электрическую энергию для населения области» в связи с тем, что оно издано в нарушение федерального закона. В подобных случаях Президент предлагает отменить такого рода акты. Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государствен­ной власти субъектов. В случае не достижения согласованного ре­шения он может передать разрешение спора на рассмотрение соот­ветствующего суда (ст. 85 Конституции РФ). В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октяб­ря 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 4 июля 2003 г.), Президент управомочен своим указом выносить преду­преждение законодательному органу субъекта Федерации об уст­ранении установленных решением суда нарушений Конституции РФ и федеральных законов. Если в течение трех месяцев со дня предупреждения решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта. Президент вправе в предусмотренных Федеральным законом случаях отрешить от должности высшее должностное лицо (руко­водителя высшего исполнительного органа). Как глава государства Президент обладает широкими полномо­чиями во внешнеполитической и военной областях. Он осуществ­ляет руководство внешней политикой; определяет основные ее на­правления, ведет переговоры и подписывает международные дого­воры РФ; подписывает ратификационные грамоты, принимает ве­рительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает диплома­тических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответст­вующими комитетами или комиссиями палат Федерального Соб­рания РФ. Президент утверждает военную доктрину Российской Феде­ рации; является Верховным Главнокомандующим Вооруженны­ми Силами РФ; назначает и освобождает высшее командованиие Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; форми­рует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого оп­ределяется федеральным законом. Совет Безопасности является конституционным органом, осу­ществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведе­ния единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Аппарат Совета Безопасности — самостоятельное подразделение Администрации Президента — имеет статус управ­ления Президента. В случае агрессии против Российской Федерации или непосред­ственной угрозы агрессии Президенту предоставлено право вво­дить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Феде­рации и Государственной Думе. С соблюдением последнего усло­вия Президент уполномочен объявлять и о введении на террито­рии России чрезвычайного положения. Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям отно­сятся решение вопросов гражданства, предоставления политиче­ского убежища; награждение государственными наградами Рос­сийской Федерации, присвоение почетных званий Российской Фе­дерации и высших специальных званий; осуществление помило­вания. Указом Президента РФ от 6 января 1999 г. утверждено Поло­жение о государственных наградах Российской Федерации. Госу­дарственными наградами Российской Федерации являются: зва­ние Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Государственных наград могут быть удостоены граждане Рос­сийской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Президент издает указы об учреждении государственных на­град; о награждении ими; вручает награды; образует Управление Президента по государственным наградам и Комиссию по государ­ственным наградам. Система наград постоянно пополняется. На декабрь 2000 г. сис­тема государственных наград включала в себя 14 орденов, 18 меда­лей, три знака отличия и 68 почетных званий. Конституцией РФ к полномочиям Президента отнесено право назначения всероссийского референдума.
3.2. Правовые акты Президента РФ. Президент для реализации своих функций и полномочий осу­ществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей тер­ритории Российской Федерации. Акты Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности: 1) сама формула «не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам» отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ постановления Правительства издаются «на ос­новании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Россий­ской Федерации»;
2) в отношении указов Президента в Конституции РФ не преду­смотрена их отмена. Соответствие указов Конституции и феде­ральным законам может быть установлено только Конституцион­ным Судом в порядке конституционного судопроизводства; 3) указы Президента могут восполнять пробелы в правовом ре­гулировании по вопросам, требующим законодательного реше­ния, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничива­ется периодом до принятия соответствующих актов законодате­лем. Данный вывод вытекает из постановления Конституционно­го Суда РФ от 30 апреля 1996 г.
Издание указов и распоряжений — основная форма, посредст­вом которой реализуются конституционные полномочия Прези­дента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненорма­тивными. Только нормативные акты Президента могут быть ос­порены в Конституционном Суде РФ. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ указами Прези­дента осуществляется включение в ст. 65 Конституции РФ новых наименований субъектов Федерации. Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих государ­ственную тайну или сведения конфиденциального характера). Официальным считается их опубликование в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Порядок опубликования определяется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Пре­зидента Российской Федерации, Правительства Российской Феде­рации и нормативных правовых актов федеральных органов ис­полнительной власти».
4. Администрация Президента РФ Для выполнения своих полномочий Президент формирует Ад­министрацию, что закреплено на конституционном уровне (п. «и» ст. 83). Ее статус, структура, задачи и организация деятельности регулируются Положением об Администрации Президента Рос­сийской Федерации, утверждаемым указом Президента. Администрация по своему правовому статусу является госу­дарственным органом, обеспечивающим деятельность Президента и осуществляющим контроль за исполнением его решений. В рамках проводимой в стране административной реформы претерпела реорганизацию и Администрация Президента. Это на­шло выражение в Положении об Администрации Президента Рос­сийской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 5 апреля 2004 г.1 В состав Администрации входят Руководитель Администрации; два заместителя Руководителя Администра­ции — помощники Президента; помощники Президента; пресс-секретарь Президента; руководитель протокола Президента; пол­номочные представители Президента РФ в федеральных округах; советники Президента; полномочные представители Президента в Совете Федерации Федерального Собрания, в Государственной Думе, Конституционном Суде РФ; старшие референты; референты Президента и иные должностные лица, а также управления Пре­зидента и иные самостоятельные подразделения Администрации. В число самостоятельных подразделений входят: Аппарат Со­вета Безопасности; Аппарат советников Президента; Государст­венно-правовое управление Президента; Канцелярия Президента (на правах управления); Контрольное управление Президента; Ре­ферентура Президента (на правах управления) и другие подразде­ления (всего числом 18). Большую роль в эффективном осуществлении Президентом своих полномочий играют многочисленные совещательные и кон­сультативные органы, образуемые Президентом из специалистов соответствующих отраслей и действующие на общественных нача­лах. Так, при Президенте действует Комиссия по правам челове­ка, Совет по культуре и искусству, Совет по науке и высоким тех­нологиям, Совет по борьбе с коррупцией, Совет по взаимодейст­вию с общественными объединениями и многие другие. Для обеспечения деятельности Президента Администрация создает все необходимые организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие ус­ловия, без которых невозможны осуществление полномочий гла­вы государства, связь Президента РФ с другими федеральными ор­ганами государственной власти и органами государственной вла­сти субъектов Федерации. При Президенте образуются и действуют большое число кон­сультативных органов (комиссий, советов), осуществляющих предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений для Президента в соответствии с установленной компетенцией.

5. Заключение Но надо не забывать, что по прежнему многое зависит от главы государства, и то как он поведет дальнейшую политику во многом предопределит состояние страны в целом. Да, много говорится о наделении президента чересчур огромными полномочиями. Но я хочу заметить, что история Россия показывает, что сильный лидер с огромной властью может вывести нашу страну из любого кризиса. Поэтому я считаю, что это если и надо говорить об уменьшении власти Президента то это должно быть личное мнение других, хотя и оно имеет право на жизнь. А если говорить о возможности злоупотребления властью Президентом РФ, то это зависит от конкретной личности, от чистоты помыслов. Сегодняшний Президент В.В. Путин, я считаю является примером для истории России и может, вскоре занять место наравне с Петром I. После 70-летнего застоя вызванного правлением верхушки лидеров коммунистической партии сегодняшнему человеку, я думаю приятно видеть сравнительного молодого, полного сил главу государства. Чего стоит пример общения В.В. Путина с гражданами РФ в Прямом эфире. Наблюдаются огромные тенденции сближения Президента РФ с гражданами России. Наконец лидер нашего государства действительно может называться избранным с согласия всего народа и представителем всего государства.
Список литературы 1. Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин. «Конституционное право России». Москва, «ЮРИСТЪ», 2005. 2. М.В. Баглай. «Конституционное право Российской Федерации». 4-е издание, Москва, «НОРМА», 2003. 3. И.И. Радченко. «Президент в конституционном строе Российской Федерации». Москва, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.