Содержание
Введение
1. Правовой статус кандидата в депутаты и его представителей
1.1. Правовой статус кандидата в депутаты
1.2. Правовой статус представителей кандидата в депутаты
1.3. Правовой статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса
1.4. Правовой статус наблюдателей
2. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов
2.1. Выдвижение кандидатов
2.2. Сбор подписей в поддержку кандидатов
2.3. Регистрация кандидатов (списков кандидатов)
3. Права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов
4. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.
До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные" решения ни перед кем, ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.
В калейдоскопе стремительно сменяющих друг друга событий, жесткого противостояния и острых политических схваток мы как-то не замечаем, - а если и замечаем, то не всегда должным образом оцениваем, - что в последние 10-12 лет наша страна начала обретать иной исторический опыт смены власти.
Можно сказать очень много горьких, осуждающих и справедливых слов о том, как у нас теперь проходят выборы. Можно при этом вспомнить выборы 1989 - 1990 гг., когда на волне народного энтузиазма, в ситуации вдруг открывшихся и, как тогда казалось, безграничных возможностей общественной инициативы, избиратели крупных индустриальных и культурных центров дружно проваливали высокопоставленных аппаратчиков и их обслугу и посылали сначала в союзный, а затем и российский парламент людей независимых, нередко не приспособленных к государственной и законодательной работе, но успевших завоевать моральный авторитет в обществе и не страшившихся говорить правду. И сравнить ту исполненную романтических ожиданий политическую весну с выборами последних лет, на которых свободное волеизъявление избирателей придавлено властью денег и невесть как возродившейся номенклатуры, искажено грубыми подтасовками и искусными махинациями доброхотных и наемных умельцев.
Данная работа посвящена раскрытию общих особенностей института выдвижения и регистрации кандидатов. Общетеоретические аспекты проблемы сопровождаются как комментариями, так и анализом существующего положения дел в современной России.
Хочется отметить, что на сегодняшний день вышло множество соответствующей литературы как учебного, так и научного характера. Особенно следует отметить фундаментальный труд «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» под ред. А.В. Иванченко. Этот учебник представляет собой первый опыт систематического изложения базовых теоретических и практических представлений в области избирательных отношений.
1. Правовой статус кандидата в депутаты и его представителей
Правовой статус кандидата в депутаты и его представителей в самом общем виде можно определить как систему прав и обязанностей, закрепленных за ними законодательством и фиксирующих образцы и стандарты поведения участников избирательного процесса, которые государство считает обязательными или целесообразными в период выборов.
Правовой статус кандидата в депутаты и его представителей является специальным или родовым и отражает права и обязанности определенной категории граждан, участвующих в выборах.
Анализ законодательства Российской Федерации позволяет выделить в избирательном праве следующие виды правового статуса:
1. Правовой статус кандидата в депутаты;
2. Правовой статус доверенных лиц;
3. Правовой статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
4. Правовой статус наблюдателей. Рассмотрим их более подробно.
1.1. Правовой статус кандидата в депутаты
Правовой статус кандидата в депутаты возникает с момента его регистрации в соответствующей избирательной комиссии. Он характеризуется равенством прав и обязанностей у всех прошедших регистрацию лиц, за исключением отдельных случаев, установленных законом[1].
Для обеспечения этого равенства законом устанавливается ряд требований. Так, зарегистрированные кандидаты, занимающие высшие государственные должности категории "А", не должны использовать в ходе избирательной кампании свое должностное положение.
Те из кандидатов, которые находятся на государственной или муниципальной службе или работают в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Причем эти лица должны представить в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа не позже трех дней со дня своей регистрации.
Использование преимуществ должностного или служебного положения может выражаться:
в привлечении лиц, находящихся в подчинении кандидата или в служебной зависимости от него, в служебное время для оказания помощи кандидату в депутаты;
в использовании помещений государственных или муниципальных органов для избирательной кампании и лишении такой возможности иных кандидатов;
в пользовании средствами связи, оргтехникой и информационными услугами государственных и муниципальных органов;
в бесплатном или на льготных условиях использовании в избирательной кампании принадлежащих государственным или муниципальным органам транспортных средств;
в проведении сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе их служебных командировок;
в преимущественном по сравнению с другими кандидатами доступе к средствам массовой информации.
Со дня регистрации кандидата он получает возможность вести предвыборную агитацию, которая обязана закончиться за сутки до дня голосования. Эта агитация должна вестись в допускаемых законом формах и законными методами. Всем зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия допуска к средствам массовой информации.
Организационные формы проведения предвыборной агитации могут быть различны: использование средств массовой информации, проведение встреч и собраний с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуск и распространение агитационных печатных материалов и так далее. Важно, что кандидат и его инициативная группа вправе самостоятельно определять характер и форму своей агитации через средства массовой информации.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата или списка, в котором он числится, а прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. При повторном голосовании она возобновляется в день официального опубликования решения об этом и также должна быть прекращена за сутки до дня голосования.
Возможности доступа кандидатов к средствам массовой информации зависят от формы собственности последних. Так, если учредителями или соучредителями СМИ являются государственные или муниципальные органы и организации либо СМИ имеют налоговые льготы по сравнению с другими, то они обязаны обеспечить всем зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.
Средства массовой информации, имеющие иных учредителей, могут на договорной основе предоставлять кандидатам эфирное время или печатную площадь. При этом оплата должна осуществляться на равных условиях, то есть должна быть одинаковой для всех и осуществляться через избирательные фонды.
Законодательство устанавливает определенные условия проведения кандидатом агитации через электронные и печатные СМИ. Так, кандидаты в депутаты имеют право на получение бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, учредителями или соучредителями которых являются государственные или муниципальные органы и организации, при условии, что их телерадиовещание охватывает территорию, на которой проводятся выборы. При этом эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы могут собрать наибольшую аудиторию.
Общий объем бесплатного эфирного времени, который может быть выделен каждой российской телерадиокомпанией для проведения агитации на выборах в федеральные органы власти, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни. Региональная телерадиокомпания должна выделять не менее 30 минут, если же ее объем вещания составляет менее двух часов — не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Бесплатное эфирное время распределяется между кандидатами на равных основаниях, обычно путем жеребьевки.
В целях создания условий для наиболее полного представления программ кандидатов не менее одной трети от общего объема бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных аналогичных агитационных мероприятий. В них могут участвовать все депутаты на равных основаниях, однако такое участие является делом добровольным.
Для проведения предвыборной агитации кандидаты в депутаты могут получать, кроме бесплатного, и платное эфирное время. Оно должно предоставляться на условиях договора за плату, размер которой един для всех кандидатов и определяется не позднее того дня, когда начинается выдвижение кандидатов или списков кандидатов. При этом каждый кандидат вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени свою долю.
Для проведения агитации кандидаты могут использовать и традиционные печатные средства массовой информации. Для этого периодические печатные издания, за исключением предназначенных для публикации официальных материалов и нормативных актов, как безвозмездно за счет средств их текущего бесплатного финансирования, так и на платной основе должны выделять печатные площади. Порядок их предоставления устанавливается федеральным законодательством или законами субъектов Российской Федерации. Исключением из общего правила являются специализированные печатные издания (детские, технические, научные и др.), которые могут отказаться от публикации агитационных материалов при условии их полного неучастия в избирательной кампании.
Важную роль в предвыборной агитации кандидатов играют массовые мероприятия. Наиболее часто для этого используются собрания и встречи с гражданами, публичные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации и шествия. Возможно также проведение концертов и иных зрелищных мероприятий. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в их проведении, ^обеспечивать безопасность всех, кто на них присутствует. В частности, по заявлению кандидата они обязаны в трехдневный срок рассмотреть вопрос о выделении помещения для встреч с избирателями.
Заявки организаторов демонстраций и шествий рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации
Инициативу в обеспечении помещениями, пригодными для проведения массовых мероприятий, может проявить и соответствующая избирательная комиссия. Если на территории действия избирательной комиссии имеются помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, кроме зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, то по ее просьбе они могут в установленное время безвозмездно предоставляться для пользования кандидатам. При этом собственник такого помещения не вправе в этом отказать, если он предоставлял его хотя бы раз одному из кандидатов.
Зарегистрированные кандидаты вправе также выпускать свои агитационные печатные материалы. При этом их копии должны обязательно предоставляться в соответствующую избирательную комиссию и содержать выходные данные издания (наименование изготовителя, заказчика, объем тиража, дату выхода в свет) Без этой информации распространять агитационные материалы запрещается
В случае выпуска подложных или не имеющих выходных данных агитационных материалов избирательная комиссия либо сама принимает меры по пресечению их распространения, либо обращается в правоохранительные или иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии этих материалов.
Следует отметить, что избирательные комиссии обязаны контролировать соблюдение порядка предвыборной агитации всеми кандидатами, не допускать злоупотреблений с их стороны. Особое внимание обращается на предотвращение злоупотреблений свободой массовой информации. Кандидаты в ходе своей агитационной кампании не должны возбуждать социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывать к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, осуществлять пропаганду войны и насилия
Кандидатам и их уполномоченным представителям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, предоставлять какие-либо безвозмездные или льготные услуги.
В ходе агитации кандидаты не вправе обещать избирателям предоставление денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ и услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом Недопустимым для кандидата признается с момента регистрации и до опубликования результатов выборов занятие благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа.
Если в ходе избирательной кампании средства массовой информации опубликовали материалы, которые наносят ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата в депутаты, то они обязаны предоставить ему возможность выступить с опровержением или дать иные разъяснения в защиту его репутации до конца избирательной кампании. В противном случае у кандидата появляется основание для привлечения средств массовой информации к судебной ответственности.
Если же сам кандидат в депутаты злоупотребляет свободой массовой информации, то избирательная комиссия, иные органы и организации, граждане могут обратиться в суд с просьбой об отмене регистрации кандидата. Избирательная комиссия также вправе обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности либо отменить свое решение о регистрации кандидата
Одним из важнейших вопросов избирательной кампании является ее финансирование. Действующее законодательство предусматривает смешанное финансирование, которое осуществляется как из государственного бюджета, так и за счет создания кандидатами собственных избирательных фондов[2].
Особо следует отметить, что создание избирательных фондов по финансированию избирательной кампании является для кандидата обязательным. Если же кандидат баллотируется только в составе списка кандидатов избирательного блока, объединения или партии, создание таких фондов не предусматривается. Источниками формирования избирательных фондов могут являться собственные средства кандидата, специально выделенные ему средства, средства избирательного объединения, добровольные пожертвования граждан и юридических лиц, а также средства, которые предоставляются кандидату после его регистрации соответствующей избирательной комиссией. Законодательством устанавливается жесткий запрет на возможность финансирования кандидатов со стороны иностранных государств, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды от несовершеннолетних, органов государственной и муниципальной власти, юридических лиц, имеющих в уставном капитале государственную или муниципальную долю свыше 30 процентов, а также пользующихся льготами по уплате налогов и сборов Из числа жертвователей исключаются воинские части, правоохранительные органы, благотворительные организации, религиозные объединения, а также анонимные лица.
Предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата и других физических и юридических лиц, а также максимальные размеры расходования этих средств устанавливаются федеральным законодательством или актами субъектов Федерации.
Право распоряжения средствами избирательного фонда принадлежит исключительно сформировавшему этот фонд кандидату. Он имеет право получать сведения из отделения Сбербанка о поступлении средств в его фонд и обязан вести их учет и контролировать все расходы.
Денежные средства избирательных фондов кандидатов имеют целевое назначение и поэтому могут использоваться только для покрытия расходов, связанных с избирательной кампанией. Причем использование иных денежных средств, кроме поступивших в избирательные фонды, запрещается. В случае обнаружения нарушений этого запрета соответствующая избирательная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата либо обратиться в суд, если выборы уже прошли, с представлением о признании избрания кандидата недействительным.
С целью контроля порядка формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов в течение 30 дней после опубликования итогов выборов в избирательную комиссию должен быть представлен их отчет о размерах, источниках создания и всех произведенных из него затратах. Эти отчеты затем передаются в средства массовой информации для публикации.
Для беспрепятственного осуществления предвыборной деятельности статьей 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.
Так, администрация или руководители органа или организации, в которых работает или служит кандидат, обязаны по его заявлению или рапорту освободить его в период предвыборной кампании от работы на любое время. В этом случае соответствующая избирательная комиссия из средств, выделенных на подготовку и организацию выборов, выплачивает ему денежную компенсацию.
Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть уволен по инициативе администрации или работодателя с работы или переведен без его согласия на другую работу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж работы по специальности. Кроме того, кандидат не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
В случае если прокурор дал согласие на привлечение к уголовной ответственности или арест, он обязан известить избирательную комиссию, которая зарегистрировала кандидата.
Если кандидат придет к выводу, что в ходе избирательной кампании или голосования были нарушены избирательные права граждан, то решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и избирательных комиссий могут быть обжалованы в суде. С такой жалобой могут обратиться также избиратели или доверенные лица.
Жалобы на решения и действия избирательных комиссий могут быть поданы и в вышестоящую избирательную комиссию. Следует особо отметить, что в случае своего избрания кандидат не может отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан.
1.2. Правовой статус представителей кандидата в депутаты
Наряду с кандидатом в избирательной кампании активно участвуют и его представители, к которым следует отнести его доверенных лиц, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей.
Их правовое положение во многом зависит от статуса кандидата, а полномочия возникают и прекращаются вместе с регистрацией или утратой кандидатом своего статуса. Доверенные лица назначаются кандидатом после его регистрации. Для этого он должен обратиться с письменным заявлением в избирательную комиссию, приложив к нему письменное согласие быть доверенным лицом. Доверенными лицами могут быть граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.
Предельная численность доверенных лиц у кандидата устанавливается избирательным законодательством
На период со дня регистрации доверенного лица и до опубликования общих итогов выборов администрация или работодатель обязаны предоставить ему неоплачиваемый отпуск. Доверенные лица имеют право:
осуществлять агитационную и иную деятельность в пользу своих кандидатов, представлять их предвыборные платформы;
выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях; присутствовать на заседаниях избирательных комиссий", находиться на избирательных участках, в том числе на участках в воинских частях, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;
знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;
обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб;
получать необходимую помощь от государственных органов и органов местного самоуправления в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями.
Следует отметить, что на заседании избирательной комиссии любого уровня, как правило, могут присутствовать не более двух доверенных лиц кандидата в депутаты.
Доверенным лицам кандидатов в депутаты запрещается вмешиваться в работу избирательных комиссий; расписываться в помещении для голосования за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени в комнате (кабине) для тайного голосования. Они также не должны участвовать в освещении выборов через СМИ в случае, если они являются журналистами либо должностными лицами редакции СМИ.
Кандидат в депутаты, назначивший доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, для чего он должен направить в
соответствующую избирательную комиссию уведомление об отзыве для аннулирования удостоверения, выданного отзываемому доверенному лицу Взамен отозванных кандидат в депутаты вправе в установленном порядке назначить новых доверенных лиц
1.3. Правовой статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса
В соответствии со статьями 24, 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат в депутаты после его регистрации окружной избирательной комиссией может назначить по одному члену с правом совещательного голоса в окружную, территориальные и участковые избирательные комиссии того одномандатного избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован. В случае если на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации возложены полномочия окружной избирательной комиссии, кандидат, зарегистрированный по этому одномандатному избирательному округу, назначает члена комиссии с правом совещательного голоса также и в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
Деятельность члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается с момента получения соответствующей избирательной комиссией заявления кандидата в депутаты о назначении члена комиссии, в которых указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц), место работы, род занятий и место жительства члена избирательной комиссии.
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства и регламента соответствующей избирательной комиссии. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе, принимать участие в заседаниях избирательной комиссии; вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, требовать проведения по ним голосования.
Кроме того, он имеет право задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу, знакомиться с документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не может участвовать в голосовании при принятии решения комиссией, а также принимать участие в подсчете голосов избирателей на избирательном участке в день голосования.
Полномочия членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий с правом совещательного голоса продолжаются до окончания регистрации кандидатов при выборах депутатов Государственной Думы следующего созыва в случае, если кандидат, назначивший их, получил депутатский мандат. Полномочия остальных членов данных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования общих итогов выборов. Срок полномочий членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих избирательных комиссий.
1.4. Правовой статус наблюдателей.
В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами с правом решающего голоса протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные туда кандидатами в депутаты.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом в депутаты. В документе указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, место жительства, а также номер избирательного участка, на который он направляется. Выданный документ действителен при предъявлении паспорта либо удостоверения личности, его заменяющего. Следует отметить, что предварительное уведомление участковой избирательной комиссии о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
Наблюдатель, присутствующий в месте голосования, вправе:
находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в том числе на избирательном участке в воинской части;
участвовать в осмотре избирательных ящиков перед их опечатыванием и конвертов с избирательными бюллетенями, оставленных на избирательном участке досрочно проголосовавшими избирателями;
присутствовать при проведении голосования избирателей вне помещения для голосования в случае невозможности избирателей по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам прибыть Р помещение для голосования;
знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования и получать их копии, заверенные в установлений порядке,
обращаться к председателю участковой избирательной комиссии с предложениям и замечаниями по вопросам организации голосования;
обжаловать действий (бездействие) участковой избирательной комиссии в территориальную и вышестоящие избирательные комиссии или в суд.
Наблюдатель не вправе:
расписываться в помещении для голосования за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени в комнате (кабине) для тайного голосования;
совершать действия мешающие членам участковой избирательной комиссии осуществлять свои функции.
Анализ статуса кандидата в депутаты и его представителей свидетельствует о демократизме российской избирательной системы. Однако вряд ли можно утверждать, что ее реформирование закончено. Поэтому в перспективе следует ожидать появления новых норм гарантий, обеспечивающих реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации[3].
2. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов
2.1. Выдвижение кандидатов
Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Это "завязка" избирательной кампании, в значительной степени определяющая весь ее дальнейший ход. Важнейший вопрос здесь — о субъектах права выдвижения кандидатов. Прежде, согласно общему для всех уровней выборов правилу, установленному Федеральным законом от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежало избирательным объединениям и непосредственно избирателям (ст. 17) В соответствии со статьей 28 нового Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее — Федеральный закон об основных гарантиях) право выдвижения принадлежит избирателям соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательным объединениям, избирательным блокам. Разница между этими формулировками на первый взгляд небольшая. На самом же деле Федеральный закон об основных гарантиях существенно изменяет и уточняет круг субъектов выдвижения кандидатов, и в этом можно убедиться, сравнив и проанализировав другие статьи прежнего и нового законов.
По прежнему закону избирательным объединением считалось общественное объединение, устав которого предусматривал участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до дня объявления выборов. В принципе, в выборах (особенно это важно при выборах федеральных органов государственной власти) должны участвовать объединения, для которых главное — "поход во власть", иными словами, политические партии и другие политические объединения. Но как определить, что такое политическая партия? Это должен сделать федеральный закон о политических партиях, давно подготавливаемый Государственной Думой. В избирательном же законе 1994 года определяющим стал формальный признак — содержание в уставе общественного объединения положения, свидетельствующего о намерении этого объединения участвовать в выборах. Вот и получилось так, что на прошедших в 1995 году выборах Государственной Думы имели право выдвигать своих кандидатов Ассоциация глухих художников России, Ассоциация летного состава России, Всероссийское общество трезвости и здоровья и тому подобные формирования, которые, по существу, политическими организациями не являлись. Поэтому новый Федеральный закон об основных гарантиях существенно ограничил участие таких объединений в выборах. Так, право участия в выборах имеют, как и раньше, избирательные объединения, но само понятие "избирательное объединение" получило теперь совсем другое толкование. Избирательное объединение — это политическое общественное объединение (политическая партия, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а его действующий устав зарегистрирован не позднее чем за один год (а не за шесть месяцев, как было раньше) до 1 дня голосования (ст. 2), что обеспечивает более основательную подготовку создания политического объединения и его возможность эффективнее участвовать в выборах.
Федеральный закон об основных гарантиях определяет |рамки выдвижения кандидатов "внутри" избирательных объединений. Некоторые лидеры политических объединений при подготовке закона стремились доказать неправомерность такого ограничения их самостоятельности, указывая, что кандидаты должны выдвигаться партиями и другими политическими объединениями в соответствии с порядком, определенном в их уставах, и что нормы внутрипартийной жизни — это прерогатива партии Все это так, однако надо учитывать и то, что выдвижение кандидатов связано с осуществлением пассивного избирательного права, которым граждане Российской Федерации обладают в соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации, на защите которой должно стоять государство. Вот почему избирательными законами установлено, что выдвижение кандидатов избирательными объединениями производится на высших форумах этих объединений и тайным голосованием. Разумеется, сами по себе эти правила полностью не могут гарантировать истинную демократичность порядка выдвижения (и это подтверждает практика), так как многое здесь зависит от "климата" в партии или в другом политическом объединении, от отношений их центральных и периферийных органов, политического веса и авторитета лидеров и других факторов, но все же они обеспечивают те минимально равные стартовые возможности, которые необходимы для справедливого и честного соревнования избирательных объединений уже на первых стадиях избирательной кампании
Вообще выдвижение избирательными объединениями списков кандидатов имело, а в определенной степени имеет и сейчас, ряд "неудобных" моментов, прежде всего для избирателей
Во-первых, сам по себе список кандидатов предполагает голосование не за личности, а за линию партии или объединения, что в условиях современной России, когда партийные программы довольно расплывчаты и часто повторяют друг друга, не является для избирателей критерием выбора (это показывают социологические опросы[4]).
Во-вторых, на выборах в Государственную Думу по спискам как в 1993 году, так и в 1995 году для провинциалов отводились места преимущественно "на задворках" Многие из них могли стать депутатами только при такой победе на выборах, которая принесла бы соответствующей партии если не все, то почти все мандаты, что, конечно, нереально На выборах 1993 года по спискам всех партий и движений среди кандидатов в депутаты Государственной Думы проживающих в Москве было 20,1 процента, а среди получивших мандаты депутатов — уже около 60 процентов. Чтобы избежать этого, в Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы 1995 года была внесена норма, согласно которой федеральный список (полностью или частично) обязательно должен разбиваться на региональные группы депутатов по субъектам или группам субъектов Российской Федерации Это, по замыслу законодателя, должно было приблизить федеральный список к избирателям, поскольку при разбивке его на региональные группы в бюллетень вносились обычно фамилии местных кандидатов Кроме того, законом установлено, что если избирательное объединение не разбивает часть списка на региональные группы, в нем должно быть не более 12 кандидатов Это правило — тоже в пользу провинциальных кандидатов, поскольку, как показала практика выборов, в "головной" части списка остаются наиболее влиятельные кандидаты из столичной элиты, которым и достаются в первую очередь голоса избирателей, поданные за список в целом.
Результаты выборов депутатов Государственной Думы по этим правилам в 1995 году дали определенные результаты В Государственную Думу были избраны представители 80 из 89 субъектов Российской Федерации И все же численность в ней москвичей и тех, кто живет в Подмосковье, составила более трети Больше всего москвичей среди депутатов от ЛДПР (47,1 %) и объединения "ЯБЛОКО" (42,2 %) Значит, нужны дополнительные меры, в том числе законодательные, чтобы таких "перекосов" у избирательных объединений, выдвигающих списки кандидатов, не было
В-третьих, большое значение имеет то, что предусмотрена возможность выдвижения кандидатов одновременно и по списку, то есть в общефедеральном округе, и в одномандатных округах Это дает двойное преимущество ряду кандидатов от избирательных объединений перед независимыми кандидатами, выдвинутыми в одномандатных округах Законодатель счел необходимым создать преимущество кандидатам от избирательных объединений, исходя при этом из политических соображений — необходимости утверждения в стране многопартийности "Двойная баллотировка" предоставляет партиям, движениям, их блокам возможность маневрировать своими кадрами, создавая дополнительные возможности для тех кандидатов, которые им особенно нужны в парламенте и одновременно проверяя их личную популярность путем закрепления своих позиций в избирательных округах, хотя это и нарушает принцип равных условий для всех кандидатов на выборах — принцип, которому необходимо неукоснительно следовать на всех стадиях избирательного процесса
В-четвертых, выдвижение кандидатов списком "неудобно" для избирателей и потому, что большинство из них им не знакомо и они не могут оценить их деловые и личные качества. В лучшем случае им известны три-четыре фамилии, возглавляющие список и обеспечивающие ему соответствующую политическую окраску. Избиратель понимает, что основные кандидаты будут всячески поддерживать своих лидеров (хотя это абсолютно не гарантировано), а вот что они сами могут сделать в законотворческой сфере — избирателю неизвестно
Для радикального решения этой проблемы необходимо изменить порядок выдвижения кандидатов партиями и политическими движениями так, чтобы избиратели имели бы возможность голосовать и за партию (движение), и отдельно за кандидатов партии (движения) В мировой практике известно немало таких способов выдвижения кандидатов. Один из них — система единственного передаваемого голоса Она предполагает, что при выдвижении кандидатов списком избиратель голосует за одного из кандидатов этого списка, одновременно указывая, кому из других кандидатов он отдает предпочтение. Когда определенный кандидат набирает необходимое число голосов, он объявляется избранным, а все голоса, полученные им сверх необходимого для избрания количества, передаются кандидату, набравшему наибольшее после него число отметок о предпочтении. В свою очередь, если этот кандидат собрал голосов больше установленного минимума, он отдает остаток голосов следующему "по предпочтению" кандидату и так далее.
Считается, что данная система — одна из самых демократических. Ее преимущества, по мнению специалистов, таковы. "1) избранный орган отражает — с отклонением в несколько процентов — степень влияния политических партий или других общественных группировок среди избирателей; 2) любая партия или другая группа, собрав большинство голосов, получит и большинство мест; 3) элемент азарта исключен; 4) избирателю предоставляется возможность выбирать кандидатов, руководствуясь как их личными качествами, так и партийной принадлежностью"[5]
Некоторые положения нового Федерального закона об основных гарантиях, затрагивающие порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, требуют уточнения. Характерный пример — пункт 2 статьи 30, согласно которому возможно выдвижение кандидатов (списков кандидатов) при выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации на федеральных съездах (конференциях) избирательных объединений.
Федеральный закон об основных гарантиях внес немало нового в порядок выдвижения кандидатов не только избирательными объединениями, но и непосредственно избирателями. Это особенно ясно, если сравнивать не только статью 17 старого закона, но и статью 19 с нормами нового законодательного акта Согласно статье 19 прежнего Федерального закона выдвижение кандидата непосредственно избирателями осуществляется путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом В этой же статье устанавливалось, что инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей) Причем о своей инициативе он (они) уведомляли избирательную комиссию, на которую возложена обязанность последующей регистрации кандидата Из этой формулировки трудно было понять, идет ли в них речь только о самовыдвижении кандидата или также о выдвижении его группой избирателей. Не ясно и то, каково правовое значение коллективной инициативы сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении то ли это акт выдвижения кандидата группой избирателей, то ли организационная мера, помогающая избирательной комиссии держать под наблюдением ход сбора подписей Однозначно ответить на это было невозможно, о чем свидетельствовали, в частности, законы субъектов Российской Федерации о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" В некоторых из них содержались требования, направленные на формализацию групп избирателей В то же время в ряде законов (например, в Законе о выборах в органы местного самоуправления Иркутской области) право выдвижения кандидатов предоставлялось только избирательным объединениям, избирательным блокам и группам избирателей Право избирателей на самовыдвижение здесь не предусматривалось вовсе Законы некоторых субъектов Российской Федерации определяли, что для выдвижения кандидатов необходимо проводить собрания избирателей, и устанавливали минимальное число их участников.
Новый Федеральный закон об основных гарантиях внес достаточную ясность в эти вопросы Согласно статье 29 выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов Кроме того, в этой же статье указано, что законы субъектов Российской Федерации не могут содержать такое требование к выдвижению кандидата (кандидатов) непосредственно избирателями, как необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников.
Таким образом, новый Федеральный закон, как и прежний, устанавливает, что при выдвижении кандидатов как по собственной инициативе, так и по инициативе неформализованных групп избирателей требуется процедура уведомления избирательных комиссий. Вместе с тем остался не совсем четко решенным вопрос о форме уведомления Сравнивая процедуры выдвижения кандидатов избирательными объединениями и непосредственно избирателями, как они закреплены в новом законе, можно заметить, что при выдвижении кандидатов избирательными объединениями избирательная комиссия, куда поступают списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, заверяет их, после чего начинается сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (п. 4 ст. 30). Следовательно, заверение списков является в данном случае дополнительным моментом избирательной процедуры, юридическим фактом, позволяющим продолжить избирательные действия (сбор подписей)
Предусматривая уведомление избирательной комиссии о выдвижении кандидата, статья 29 Федерального закона об основных гарантиях не оговаривает, как оно должно быть оформлено документально
2.2. Сбор подписей в поддержку кандидатов
В общем, это довольно архаичная для многих государств процедура. Существуют другие способы, позволяющие избежать случайностей в подборе кандидатов, поручительства уважаемых в обществе людей, различные варианты залога и так далее В России процедура сбора подписей в поддержку кандидатов производилась с первых же свободных выборов и существует в настоящее время До принятия нового Федерального закона об основных гарантиях процедура сбора подписей имела существенные недостатки. Во-первых, не выдерживала критики практика сбора подписей в поддержку кандидата по месту работы, где подчиненные так или иначе зависят от начальника, который может оказывать на них давление (особенно в военных и военизированных структурах, где существует субординация) Как показала практика (и судебные дела), никакие попытки "стерилизовать" эти отношения не дали результатов
Во-вторых, в законах о выборах федеральных органов и органов государственной власти ряда субъектов Российской федерации, а также органов местного самоуправления указывалось, что избирательные комиссии лишь "в случае сомнений" в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей организуют проверку подписных листов, хотя, как показала практика, подписные листы могут быть сфальсифицированы так, что никаких сомнений у комиссий их достоверность не вызывает. В прежнем законе не было установлено, что комиссии обязаны проверять правильность сведений, зафиксированных в подписных листах, не были прописаны даже основные правила такой проверки Поэтому комиссии действовали на свой страх и риск, подчас безрезультатно и не знали, что делать при обнаружении различного рода подделок
В-третьих, Федеральный закон об основных гарантиях 1994 года устанавливал минимальное количество подписей, которые необходимо собрать в пользу кандидатов, но не ограничивал их максимальное количество, что нередко загружало избирательные комиссии ненужной работой по проверке подписей, в несколько раз превышающих необходимое минимальное количество
Теперь эти и другие недостатки в правовом регулировании порядка сбора подписей устранены Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа При этом федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может определяться предельное количество представляемых подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов), которое не должно превышать установленное законом необходимое для регистрации количество подписей более чем на 15 процентов
В Федеральном законе об основных гарантиях нет указания на то, что сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства, но нет и прямого запрета на проведение сбора подписей в этих местах Сказано лишь, что подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на свое выдвижение, то есть среди его потенциальных избирателей Следовательно, если подписи собираются на предприятии, где работают избиратели другого избирательного округа, их подписи не могут приниматься во внимание Кроме того, запрещается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение к сбору подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписей Запрещен сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата (п. 6, ст. 31)
Таким образом, при сборе подписей в поддержку кандидата должны соблюдаться определенные условия, призванные гарантировать "чистоту" процедуры Кроме того, в законе оговаривается поведение кандидатов при сборе подписей, в частности, кандидатам, в том числе еще не зарегистрированным, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения Использование преимуществ должностного или служебного положения подразумевает следующие действия кандидата, способствующие его выдвижению привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время таких действий, использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, в случае, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях, использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности (этот запрет не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране), проведение сбора подписей государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок, преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей
2.3. Регистрация кандидатов (списков кандидатов)
С одной стороны, регистрация кандидатов — юридический фактор, открывающий следующий этап избирательной кампании, с другой стороны — организационный Регистрацию кандидатов следует рассматривать как протяженный во времени процесс проверки избирательными комиссиями соответствия фактического порядка выдвижения кандидатов тому, который установлен законом
Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована. И тут возможны разные решения. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, — наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку избирателей Второе — письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов). Третье — наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу
Но достаточно ли этих документов? В соответствующей комиссии уже есть данные о кандидате его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства, представление при уведомлении комиссии о намерении кандидата (кандидатов) быть выдвинутым в состав соответствующего органа или на соответствующую выборную должность. Очевидно, при необходимости эти данные следует при регистрации уточнить. Практика показывает, что этих данных для регистрации кандидатов недостаточно. Чтобы иметь более полное представление о кандидате, который предлагается для голосования избирателям, целесообразно предусмотреть в соответствующем федеральном законе, законе субъекта Российской Федерации необходимость представления в избирательную комиссию, собирающуюся регистрировать кандидата, еще и основные сведения биографического характера, в частности, об образовании, семейном положении кандидата, имеет ли он гражданство иностранного государства (двойное гражданство), отбывал ли наказание в местах лишения свободы по приговору суда (имеет ли неснятую судимость). Кроме того, кандидату следовало бы представлять в избирательную комиссию письменное обязательство о прекращении деятельности, не совместимой со статусом депутата в случае избрания, копию декларации о доходах за два года, предшествующих году выборов по установленной законом форме, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, — копию специальной декларации о расходах с отметкой налогового органа об их принятии.
С учетом практики выборов последних лет (особенно в органы местного самоуправления) стоит обсудить вопрос о целесообразности представления кандидатом не только данных о неснятой судимости, но и судимости вообще, в том числе снятой. Еще в дореволюционной России согласно правилам о выборах уездных земских гласных права участвовать в избирательных съездах лишались многие категории лиц, подвергшиеся суду за преступные деяния, в том числе за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества и тому подобное, даже если после состоявшегося осуждения они были освобождены от наказания за давностью. Кроме того, лишались права участия в избирательном собрании отрешенные по судебным приговорам от должности — в течение трех лет со времени отрешения хотя бы после состоявшегося осуждения они были освобождены от наказания за давностью и тому подобное[6]. Именно нынешнее состояние нашего общества, когда криминальные элементы могут участвовать в выборах, заставляет изучать и использовать правовой опыт не только России, но и других стран, находящихся или находившихся в таком же кризисном положении, что и наша страна. Нельзя применять к современной России нормы и принципы демократии, существующие в странах, уже прошедших трудные периоды своей истории, когда нормы и принципы этой демократии еще только вырабатывались, причем зачастую отнюдь не мирным путем.
Хорошо, что новый Федеральный закон об основных гарантиях установил прямую обязанность проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах. Это поможет освободиться от практики, когда иные "мастера" сбора подписей проставляют в подписных листах данные об избирателях, почерпнутые из доступных им источников, расписываясь за каждого такого избирателя, от прямых фальсификаций данных, взятых "с потолка", и тому подобных нарушений.
Федеральный закон об основных гарантиях не устанавливает подробной процедуры проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов). Он определяет лишь ее основные моменты, в частности, указывает на то, что процедура проверки должна предусматриваться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, причем проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей, предельная величина которой устанавливается федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата (списка кандидатов) количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата (списка кандидатов). О каждом проведении проверки должны извещаться все представившие установленное количество подписей для регистрации кандидата (списка кандидатов) кандидаты, представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов. При проведении проверки подписей, представленных каждым избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов), представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата (списка кандидатов) до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.Как конкретно проводить проверку подписей, в частности выборочную проверку? Возможных вариантов здесь много. Вот один из них.
Выборочной проверке подлежат не менее 15 процентов от необходимого для регистрации количества достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Подписные листы отбираются для проверки по жребию на заседании избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на отобранных листах.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
Для проверки достоверности подписей члены избирательной комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется, проводится не менее чем тремя членами избирательной комиссии. При этом вызов избирателей в избирательную комиссию для проверки достоверности их подписей не допускается.
Недостоверными считаются подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день выборов, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо органа местного самоуправления, удостоверяющей этот факт; подписи избирателей без указания всех необходимых данных (сведений); подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе. Подпись признается подложной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя признать подпись в подписном листе собственной. Указанный протокол заверяется подписями не менее чем трех членов избирательной комиссии.
При проведении выборочной проверки в случае обнаружения среди проверяемых подписей недостоверных в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 10 процентов недостоверных подписей от числа проверенных регистрация кандидата не производится.
В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей избирательная комиссия вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами[7].
Одно из существенных правил, которое соблюдается при регистрации кандидатов, направлено на обеспечение альтернативности выборов. Дело в том, что этот главный принцип демократических выборов нельзя соблюсти, если в избирательном опросе не будут соревноваться минимум двое кандидатов или два списка кандидатов, поэтому избирательные законы определяют, что, в случае если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.
Если такая ситуация создастся в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в связи с тем, что он нарушил избирательный закон, на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. Законом субъекта Российской Федерации при наступлении данных обстоятельств может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании[8].
3. Права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
Все кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их представители обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законом. Во-первых, они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные должности категории «А», а также выборные муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного положения.
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому (на государственных предприятиях, учреждениях) или гражданско-правовому договору (т.е. в частных фирмах), на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Они представляют в соответствующую избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации либо копию документов, удостоверяющих, что в этот срок было подано заявление об освобождении от своих обязанностей. Соответствующая избирательная комиссия выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Если кандидатами в президенты зарегистрирован Президент Российской Федерации, баллотирующийся на второй срок, или Председатель Правительства Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации, они продолжают выполнять свои полномочия, но не вправе использовать преимуществ своего должностного положения.
Нарушениями, связанными с использованием преимуществ должностного и служебного положения, признаются:
1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
4) бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
5) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными и муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
При этом имеются в виду организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и периодические печатные издания, учредителями или соучредителями которых являются государственные или муниципальные органы. Это требование распространяется также на средства массовой информации, которые финансируются не менее чем на 15% из бюджета учредившей их организации, учреждения.
Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Данное правило не действует при использовании этими кандидатами бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания.
Запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации должностным лицам, журналистам и творческим работникам организаций телерадиовещания и редакций средств массовой информации, если они являются зарегистрированными кандидатами. Запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ уполномоченным представителям по финансовым вопросам зарегистрированных кандидатов или уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, членов, уполномоченных представителей инициативных групп, выдвинувших зарегистрированных кандидатов.
Соблюдение этих ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий.
Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) должны идти на выборы с программой своей будущей деятельности.
Программа кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) не должна провозглашать идеи расовой, национальной, религиозной, социальной, в том числе классовой исключительности либо вражды, содержать призывы к насильственному изменению существующего конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики, прав и свобод человека, совершению иных действий, противоречащих Конституции и законам Российской Федерации.
При нарушении указанных требований соответствующая избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, а в случае выдвижения такой программы после регистрации - отменить ее.
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата (кандидатов).
Избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей (в том числе по финансовым вопросам) соответствующими избирательными комиссиями.
Кандидаты, баллотирующиеся только по спискам избирательных объединений (блоков), не вправе создавать собственные избирательные фонды.
Федеральными и региональными законами устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата.
Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. В противном случае соответствующая избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата (списка кандидатов).
Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат обязан не позднее чем через 30 дней после окончания выборов представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах, источниках и о расходовании своего избирательного фонда.
Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право проводить встречи со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме.
Собрания избирателей организуются участковой избирательной комиссией совместно с низовыми органами государственной власти и местного самоуправления.
Собрания и встречи кандидатов с избирателями проводятся в нерабочее время.
Государственные органы и органы местного самоуправления должны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Однако предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, запрещается.
Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) для проведения массовых мероприятий.
Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, организации и учреждения.
К использованию бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) должны быть допущены на равных основаниях.
На условиях договора, за плату зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) эфирное время должно предоставляться без ограничения. Агитационные материалы в периодических печатных изданиях должны публиковаться с указанием бесплатно или за счет избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (блока) они помещены.
Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) вправе выпускать агитационные печатные материалы. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (список кандидатов).
Распространение анонимных печатных материалов запрещается.
Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации (собрания и встречи с гражданами; публичные дебаты и дискуссии; митинги, демонстрации, шествия).
Зарегистрированный кандидат не может проводить предвыборную агитацию в период или в местах, когда и где ее проведение запрещено федеральным законодательством.
Это влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение предусмотренных законом правил поведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и(или) радиовещание, а равно оказание предпочтения в информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, какому-либо кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо имеют право на получение в соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации списка избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования.
Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам), уполномоченным представителям, а также иным организациям, участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей; вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.
Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем допускается нормативными правовыми актами.
Зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения (блоки), их уполномоченные представители, другие участники избирательного процесса не вправе заниматься в ходе избирательной кампании благотворительной деятельностью. Им запрещено обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложением об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям. Благотворительная деятельность не должна осуществляться также от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (блоков) их уполномоченных представителей и доверенных лиц.
Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, распространяющие заведомо ложные сведения о своих конкурентах, порочащие честь и достоинство кандидатов, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Зарегистрированный кандидат должен вести предвыборную агитацию, соблюдая правила, установленные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации о выборах.
4. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата
Федеральное и региональное избирательное законодательство предусматривает гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.
Во-первых, администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования итогов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
Зарегистрированным кандидатам, замещающим государственные должности категории «А», а также выборные муниципальные должности, учитывая важность соблюдения принципа равенства прав зарегистрированных кандидатов и в целях создания оптимальных условий реализации избирательных прав граждан, рекомендуется изыскивать возможность ухода в отпуск на период избирательной кампании.
В случае освобождения от работы, службы соответствующая избирательная комиссия за счет средств федерального (регионального, муниципального) бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивают зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере его средней месячной заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия), но не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.
Отказ администрации (работодателя) предоставить предусмотренный законом отпуск для проведения агитационной и иной предусмотренной законодательством о выборах деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), равно как и отказ администрации (работодателя) освободить в установленном законом порядке от работы кандидата влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Денежная компенсация выплачивается зарегистрированному кандидату за время освобождения от основной работы на основании приказа по основному месту его работы или службы о предоставлении неоплачиваемого отпуска.
Во-вторых, кандидат, зарегистрированный кандидат должен получить от соответствующей избирательной комиссии положенные ему денежные средства, которые переводятся на его специальный избирательный счет в Сберегательном банке Российской Федерации. За несвоевременное перечисление средств кандидатам, зарегистрированным кандидатам на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных полномочиями на перечисление средств, кредитных учреждений, отделений связи, избирательных комиссий налагается штраф в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Кандидат, зарегистрированный кандидат имеет право распоряжаться средствами своего избирательного фонда как лично, так и через назначенного им уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата считается созданным со дня открытия, а ликвидируется в день закрытия специального избирательного счета в филиале Сберегательного банка Российской Федерации.
Кандидат, зарегистрированный кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом отвечает: 1) за незаконное (нецелевое) использование денежных средств помимо собственного избирательного фонда; 2) за принятие пожертвований от организаций, если это запрещено законом; 3) за превышение установленных законом предельных сумм расходования денежных средств из избирательного фонда на не предусмотренные законом цели. Такие действия влекут наложение штрафа на этих лиц в сумме, равной трехкратному размеру использованных денежных средств.
Кандидат, зарегистрированный кандидат отвечает за использование помимо средств избирательного фонда незаконной материальной поддержки со стороны граждан, юридических лиц, их филиалов, представительств и иных подразделений, а также за использование анонимной материальной поддержки (т.е. без указания источника ее происхождения). Такие действия влекут наложение штрафа на кандидата, зарегистрированного кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.
По окончании избирательной кампании кандидат, зарегистрированный кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом обязаны представить отчет об использовании средств избирательного фонда в соответствующую избирательную комиссию. Непредоставление в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и размерах поступлений (пожертвований) в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение выборов, либо представление неполного отчета, либо неполное предоставление таких сведений, либо предоставление недостоверных сведений отчета, влечет наложение штрафа на этих лиц в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
В-третьих, не допускается распространение информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением (блоком) этого положения, избирательная комиссия выносит ему предупреждение либо обращается в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов).
В-четвертых, зарегистрированный кандидат может обжаловать распространение агитационных печатных, аудиовизуальных материалов без его письменного согласия или анонимных агитационных материалов.
Обнародование (опубликование) в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при отсутствии либо непредоставлении зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации в тех же теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, или в тех же периодических печатных изданиях опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В-пятых, зарегистрированный кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов при пользовании любыми видами транспорта общего пользования за исключением такси и заказных рейсов в пределах территории своего избирательного округа, а если речь идет о кандидате в Президенты Российской Федерации или о кандидате, зарегистрированном по общефедеральному избирательному списку, в пределах территории Российской Федерации. При этом зарегистрированному кандидату возмещается стоимость проездных билетов при поездках на пригородном (не более 30 поездок) и на междугородном (не более 89 поездок от места жительства, указанного в заявлении о согласии баллотироваться, до центра субъекта Федерации и обратно) транспорте - по предъявлении проездных билетов, а также стоимость проездных билетов при поездках на городском транспорте - по предъявлении проездных билетов за соответствующий срок.
Возмещение зарегистрированному кандидату транспортных расходов производится соответствующей избирательной комиссией за счет средств федерального (регионального, муниципального) бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Однако зарегистрированный кандидат не может получить выплату денежной компенсации и возмещение транспортных расходов до того момента, пока он не представит в соответствующую избирательную комиссию итогового финансового отчета.
В-шестых, установлены гарантии трудовых прав зарегистрированных кандидатов. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
В-седьмых, зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
Заключение
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты является, можно сказать без всякого преувеличения, одной из основных стадий избирательного процесса. Именно на этой стадии появляются физические лица - граждане Российской Федерации, претендующие на то, чтобы в результате выборов занять выборную должность или стать членом представительного учреждения в системе органов государственной власти или местного самоуправления.
Действовавший в период между 6 декабря 1994 года и 19 сентября 1997 года, то есть, именно в то время, к которому относятся рассматриваемые ниже судебные дела, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» установил следующее понятие кандидата: «кандидат - кандидат на должность Президента Российской Федерации, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президент) субъекта Российской Федерации или в выборной орган местного самоуправления, избираемый гражданами Российской Федерации».
Институт выдвижения и регистрации кандидатов является одной из составных стадий избирательной системы нашей страны и его регулирование не может рассматриваться изолированно от других институтов избирательной системы. Это обстоятельство предопределяет то, что лица, обращающиеся в суд за защитой прав по вопросам выдвижения и регистрации кандидатов, одновременно нередко обосновывают свои требования ссылками и на нарушения иных избирательных прав граждан, например и чаще всего, права на предвыборную агитацию, несоблюдение избирательными комиссиями своих обязанностей и т.п.
По всем этим вопросам нередко возникают споры, решать которые приходится судам.
Наиболее существенные и типичные судебные решения по вопросам выдвижения и регистрации кандидатов рассматриваются далее в этом разделе обзора. При этом предпринята попытка сгруппировать их по признаку основного предмета спора. Однако деление судебных дел по этому признаку весьма условно, прежде всего, потому, что жалобщики стремятся усилить свою аргументацию по основной возникшей у них проблеме путем своеобразного нагромождения претензий, относящихся к другим институтам избирательного права.
Далее рассматриваются дела, связанные
- с отказом избирательных комиссий зарегистрировать кандидатов, не надлежащим образом оформивших представленные документы;
- с отменой регистрации кандидатов, неправильно оформивших представленные документы;
- с отменой регистрации кандидатов, использовавших преимущества своего должностного (служебного) положения;
- со спорами, возникающими в связи с неправильным (или неточным) оформлением документов избирательными комиссиями;
- с несоответствием законов субъектов Российской Федерации федеральным законам.
Из всего вышесказанного можно сделать оптимистический вывод: наше избирательное законодательство находиться в постоянном развитии, и, судя по результатам, развивается умеренными темпами в сторону улучшения фона как для избирателей, так и для кандидатов.
Список использованной литературы
1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М., 1998.
2. Белов Г.А. Политология. Учебн. пособие. – М.: ЧеВо, 2000.- 304 с.
3. Васильев В. И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. М.-БЕК, 1995.
4. Васильев В.В., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании. М.: «Коммерсантъ». - 1999.
5. Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и технологические аспекты// Государство и право. 1997, №8.
6. Вешняков А Законы о выборах у нас и в мире // Рос. Федерация. М., 1999. N 18. С. 14-16.
7. Выборы в Государственную Думу: Правовые проблемы: Сб. статей / Отв. ред В. И. Васильев, А. Е. Постников. М.: БЕК, 1995.
8. Денис В. Выборы как индикатор политических процессов в постсоветской России // Власть. М., 2000. №3.
9. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История. Теория. Практика. М.: Весь Мир, 1997.
10. Избирательная реформа. Опыт, проблемы, перспективы. М., 1993.
11. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации/Отв.редактор А.В. Иванченко. М.: Издательство НОРМА, 1999.
12. Как выбирать депутатов Государственной Думы: [Заседание "круглого стола"] // Журнал российского права. 1997. № 7.
13. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция. – 2001. – с. 37-42, 83-93.
14. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. Учебное пособие. – М.: Юриспруденция. – 1999. – с. 117-150.
15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001.
16. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий/Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999
17. Лебедева Т. Ю. Путь к власти. Франция : выборы президента. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 184 с.
18. Лысенко В.И. Некоторые проблемы российского избирательного права.// Государство и право.-1995, №8
19. Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными бюллетенями//Политический маркетинг. 2002, №1.
20. Михалева Н. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. М.: 1999.
21. Модельные законы о выборах в субъектах Российской Федерации / Центр, избират. комиссия РФ. Рос. центр обучения избирательным технологиям. Вып. I. M., 1998.
22. Новиков Ю. А. Избирательная система России — 90 лет истории. М.: Манускрипт, 1996.
23. Основы социологии и политологии. Учебн. пособие / Под ред. А.О. Бороноева, М.А. Василика. – М.: Гардарика. 2001. – 408 с.
24. Петров Н. Выборы органов представительной власти // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. N4. – с. 27-32.
25. Постников А. Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА • М—НОРМА, 1996.
26. Постников А.Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1999.
27. Представительная демократия и электорально-правовая культура / Под ред. Ю. А- Веденеева, В. В. Смирнова. М.: Весь Мир, 1997.
28. Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С. А. Авакъяна. М.: Изд-во МГУ, 1998.
29. Путь наверх (Всегда ли дороги к победе проторенные и с фонарями – самые короткие?). Саратов, ООО «Научная книга», 2000. – 84с.
[1] См.- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Ст. 34.
[2] См. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Ст 46, 47.
[3] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федера-ции. Учебник для вузов. Отв. редактор — доктор юридических наук А.В.Иванченко. — М.: Издательство НОРМА, 1999. — с. 192-205.
[4] См, например Независимая газета, 1997, 19 июля.
[5] Лейкман Э , Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем М., 1958. С. 157.
[6] Полн. собр. законов Российской империи. 1911. Кн. 1. Т II. Ст. 27.
[7] См. также: Модельные законы о выборах в субъектах Российской Федерации. Вып. 1. М., 1998 С 48, 113.
[8] 10. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федера-ции. Учебник для вузов. Отв. редактор — доктор юридических наук А.В.Иванченко. — М.: Издательство НОРМА, 1999. — с. 316-331.