Реферат по предмету "Право"


Государство, его формы и механизм

Содержание Введение 1. Понятие государства и его признаки 2. Функции государства 3. Формы государственного устройства
4. Механизм государства Заключение Библиография Введение В данной работе я собираюсь вкратце изложить основную идею и признаки государства, куда входят также его функции и механизм управления. Кажется, не было времени, когда эта тема не являлась бы актуальной для человечества. На протяжении многих веков мыслителей разных национальностей и идейной принадлежности волновали вопросы причин возникновения государства, отношений личности и государства, государства и общества, выбора оптимального государственного устройства. И в наше время эти проблемы по-прежнему важны как для международной общественности, так и для российского общества. 70 лет в стране господствовала тоталитарная идеология, попирались права личности, реальная государственная власть присутствовала лишь у маленькой группы людей. Теперь, после установления в нашей стране демократического режима правления, необходимо исправить все ошибки прежнего режима, исключив возможность их повторения. Требуется создать такой механизм государственного управления, который обеспечил бы не только издание законодательных актов демократического толка, но и фактическое их исполнение, а также принятие народом участие в законодательном процессе. При написании контрольной работы в первую очередь было использовано учебное пособие «Основы государства и права» под редакцией О.Е. Кутафина, также привлекался материал из аналогичного пособия Н.Э.Павленко «Основы права» (в основном – для описания механизма государства). Так как целью данной работы не является подробное изложение поставленного вопроса, то «неразбавленный» и охватывающий в основных чертах все аспекты проблемы стиль изложения вышеупомянутых источников наилучшим образом подходит для написания данной работы. Следует также отметить точное и ясное изложение материала в этих учебных пособиях, что немало способствовало написанию данной работы. 1. Понятие государства и его признаки Существуют различные теории происхождения государства ( теологическая, патриархальная, договорная, ирригационная, марксистская, насильственная ), но здесь я приведу современную научную точку зрения на этот вопрос. Её суть в следующем: по мере занятия земледелием и скотоводством стало развиваться производство различных необходимых для этих занятий предметов труда, появились люди, управлявшие этим производством. С увеличением производства группы таких людей разрослись до целого аппарата хозяйственного управления древних городов-государств, который с расслоением общества на богатых и бедных превратился в средство защиты господствующего класса. В современном же понимании: Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения. [1.1. С.10] На разных ступенях развития человечества государство обладало различными признаками и чертами, однако можно выделить и такие признаки, которые были присущи государствам всех эпох: 1) наличие единой политической власти на территории всей страны, которая распространяется на всех, кто находится на этой территории, что влечет за собой территориально-административное деление страны; 2) наличие органов государственного аппарата, обеспечивающих управление, а в случае необходимости и принуждение; 3) наличие публичной власти, т.е. право создавать общеобязательные нормы права; 4) взимание налогов с населения страны для обеспечения государственных и общественных нужд; 5) суверенитет, т.е. независимость в принятии решений как от других государств, так и от любых внутренних организаций; 6) наличие государственной символики ( флаг, герб, официальное название, памятные даты, государственные праздники ). Государство является единственной организацией, призванной представлять общие интересы населения. Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем: а) универсальности – только решения государственной власти распространяются на все населения и общественные организации страны; б) прерогативе – возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти; в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. [1.2. C.9] 1. Функции государства Социальное назначение государства проявляется и конкретизируется в его функциях, под которыми принято понимать основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.[1.1. C.10] Через осуществление функций государство реализует свою способность воздействовать на общесоциальные отношения с целью решения различных задач. В зависимости от направленности этих задач функции государства делятся на классовые и общесоциальные. Классовые функции направлены или против какого-либо класса (классов) населения государства, или в поддержку какого-либо класса (напр., подавление сопротивления крестьян, дарование льготы определенному сословию ). Эти функции были характерны для государств древнего и средневекового типа. В современном мире развитые государства осуществляют в основном общесоциальные функции, которые подразделяются на виды по разным основаниям. По времени осуществления различают функции постоянные ( на всех этапах развития государства ) и временные, появление которых обусловлено специфическими условиями, с исчезновением которых функция отпадает ( напр., ликвидация последствий стихийного бедствия ). В зависимости от политической направленности функции государства делятся на внутренние ( деятельность внутри страны ) и внешние ( за ее пределами ). По сферам общественной жизни функции государства подразделяются на экономические, социальные, политические, а также осуществляемые в духовной сфере. На основе приведенной классификации можно выделить следующие группы функций современного государства: Внутренние функции: а) в экономической сфере – долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, взимание налогов; б) в социальной сфере – социальная защита наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, многодетных, безработных), пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, развитие общественного транспорта и строительство дорог, средств связи; в) в политической сфере – охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, предотвращение межнациональных конфликтов, помощь беженцам и вынужденным мигрантам; г) в духовной сфере – государственная поддержка искусства, национальной культуры. Существуют также функции, для осуществления которых разные государства объединяют свои усилия. К ним относятся экологическая функция ( охрана, восстановление и улучшение природных условий жизни людей ), функции обеспечения научно-технического прогресса (напр., совместное исследование космоса ) и информационного обслуживания населения.
К внешним функциям государства относятся: а) взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, культурное, военное сотрудничество с другими государствами; б) защита от нападения извне, охрана государственных границ; в) обеспечение мира на земле, предотвращение войн, разоружение.
Следует подчеркнуть, что внутренние и внешние функции тесно взаимосвязаны. 3. Формы государственного устройства Любое государство помимо его сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму. Под формой государства понимается то, как организованы государство и его органы и каким образом осуществляется государственная власть.[1.1. C.12] Для характеристики формы государства следует учитывать три аспекта: I. Форма правления, т.е. кому принадлежит верховная власть, как формируются высшие органы государственной власти и каков объем их полномочий, их взаимодействие с народом и друг другом. II. Форма территориального устройства. Сюда входят организация территориального устройства государства, отношения государства с его составными территориальными единицами. III. Политический режим, т.е. какие способы и средства используются государством для осуществления своей власти, степень участия в ней народа и положение личности в государстве. Каждое государство обязано своей формой совокупности индивидуальных исторических факторов. К тому же в разные времена преобладали разные типы государственного устройства, в частности ранее преобладали монархические формы правления, и только в последнее столетие произошел переход к республике. В зависимости от формы правления различают монархию (от гр. «единовластие») и республику (от лат.«общественное дело» ). Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу, получающему ее, как правило, по наследству и на всю жизнь. Монарх не несет юридической ответственности за свои деяния. В свою очередь монархия делится на: · Неограниченную или абсолютную монархию, при которой монарх ни с кем не делит свою власть, единолично издавая законы, назначая чиновников, верша правосудие; · Сословно - представительная монархия, где наряду с монархом существуют органы из представителей различных сословий, с которыми монарх вынужден считаться при принятии важнейших решений; · Ограниченные ( конституционные ) монархии. В них наряду с монархом существует другой высший орган. Среди таких монархий выделяют дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии суверен обладает всей полнотой исполнительной власти при том, что законодательная власть принадлежит парламенту, избранному народом. В парламентской монархии монарх ограничен в правах на исполнительную власть, которую он делит с парламентом. Республика – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом. Республики делятся на демократические, где все население страны может принимать участие в управлении государством, и аристократические, где власть осуществляет лишь привилегированное меньшинство. В современном мире существуют две основные разновидности республик: парламентская (парламентарная) и президентская. В президентской республике главой государства и исполнительной власти является президент, избираемый народом или коллегией выборщиков на определенный срок. Он формирует и возглавляет правительство, является главнокомандующим. Парламент осуществляет законодательную власть. Президент не вправе распустить парламент, а парламент может отстранить президента от должности, только если он нарушит конституцию или совершит преступление. В парламентарной республике президент, избираемый, как правило, парламентом, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство формируется парламентом и возглавляется премьер-министром, а также несет ответственность перед парламентом. Президент вправе досрочно распустить парламент. Встречаются также смешанные республиканские формы правления. По форме государственного устройства различают унитарное и федеративное государство. Территория унитарного государства делится только на административно – территориальные единицы, не обладающие признаками государства. Все эти единицы управляются из единого центра. В унитарном государстве единое законодательство, гражданство, валюта, налоги. В состав федеративного государства входят несколько государств или государственных образований (члены/субъекты федерации). В конституции федерации или федеративном договоре закрепляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов федерации. В федерации существуют две системы органов государственной власти: федеральные, власть которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, решающих в рамках федерального закона свои собственные задачи. У федерации единая столица, валюта, но двойное гражданство и два вида конституций – федеральная и конституции субъектов федерации. Также существуют такие формы государства, как конфедерация и империя. Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, заключенный ими для достижения какой-либо цели. В ней нет единой территории, единого гражданства и валюты. Общие органы могут создаваться, но принятые ими решения должны быть утверждены высшими органами власти субъектов конфедерации. Выход из конфедерации может осуществляться в одностороннем порядке. Империя – это сложное государство, созданное насильственным путем или в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. [1.1. C.17] 4. Механизм государства Для обеспечения выполнения своих функций любое государство создает специальную структурную организацию, называемую государственным аппаратом или механизмом. Механизм государства – это система взаимосвязанных и взаимодействующих органов и учреждений, наделенных властными полномочиями и материально-техническими средствами для осуществления своей компетенции, т.е. того круга вопросов, для решения которых они созданы. Орган государства – это такая его часть, которая обладает, во-первых, компетенцией, т.е. определенной совокупностью прав и обязанностей; во-вторых, правом действовать от имени государства в пределах своей компетенции; и наконец, в-третьих, возможностью применять меры государственного принуждения в пределах, определяемых компетенцией соответствующего органа. [1.2.C.12] Всю структуру государственных органов можно разбить на несколько составляющих: 1) Законодательные органы. Как правило, сюда входит парламент - высший представительный орган, избираемый населением на определенный срок. Принимает акты высшей юридической силы страны и тем самым устанавливает нормативно-правовую базу для деятельности остальных органов государства и населения. 2) Исполнительные органы – правительство, министерства, ведомства, исполнительные органы территориального управления. Основная задача этих органов направлена на обеспечение исполнения законов и других нормативных актов.
3) Судебные органы: суды, прокуратура, следственные органы. Суды и следственные органы разрешает споры о праве, которые возникают между гражданами и организациями, другими лицами при осуществлении гражданско-правовых и других отношений, а также рассматривает уголовные дела. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов государственными органами, должностными лицами и гражданами. Данный орган государства также поддерживает обвинение на суде, возбуждает уголовные дела, проводит предварительное расследование, осуществляет некоторые другие функции, связанные с укреплением законности и правопорядка в стране.
4) Органы государственного принуждения: а) полиция, милиция и иные органы внутренних дел, обеспечивающих охрану общественного порядка и осуществляющие борьбу с преступностью; б) армия как орган, охраняющий государство и общество от нападений извне, со стороны других государств, а также вооруженных выступлений внутри государства; в) разведка, которая обеспечивает охрану интересов и тайн государства и осуществляет сбор сведений, составляющих тайну других государств. 5) Глава государства. Президент призван обеспечивать согласованную деятельность законодательной и исполнительной властей. Президент обладает большими полномочиями и в отношении правительства, иных органов исполнительной власти. Заключение Государство является структурой, осуществляющей политическую организацию общества, обеспечивающей его единство и целостность. Государству присущи 5 неотъемлемых признаков: наличие границ и административно–территориального деления, наличие публичной власти, суверенитет государственной власти, монополия на принудительную власть в отношении населения и сбор налогов. Государство призвано осуществлять различные функции, возложенные на него обществом: социальные, экономические, политические, духовные, экологические - которые могут исполняться как в самом государстве, так и за его пределами. Для осуществления этих функций государству необходим определенный механизм воздействия, или аппарат государственного управления. Этот механизм распадается на несколько образующих: законодательную, судебную, исполнительную и государственного принуждения, - представленных различными органами и учреждениями. Деятельность государственного механизма во многом зависит от формы государства. По форме государства подразделяются на унитарные и федеративные, монархические и республиканские, которые в свою очередь делятся на демократические и аристократические (редко), президентские и парламентарные. В связи с переходным периодом российской политической организации как никогда важно созидание правового демократического государства, соблюдение баланса властей, тактичного внутри- и внешнеполитического поведения. Немалая часть этого пути уже пройдена, но его благополучное завершение целиком зависит от нас и нашего понимания таких вопросов. Библиография 1. Источники 1.1 Основы государства и права / Под ред. ак. Кутафина О.Е. – М.: Юристъ, 1998. 1.2 Павленко Н.Э. Основы права. – Владивосток, 2000. 2. Литература 2.1 Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юристъ, 2000. 2.2 Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М.: 1997. 2.3 Конституция Российской Федерации. – М.: Издательская группа Норма – Инфра-М, 1999. 2.4 Теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. – М.: 1997. 2.5 Четвернин В.А. Понятия права и государства. – М.: 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.