ПЛАН
Введение
Глава 1. Политический режим
Глава 2. Тоталитарный режим
§ 1. Предпосылки возникновения тоталитарного режима
и его сущность
§ 2. Разновидности тоталитаризма
Глава 3. Демократический режим
§ 1. Возникновение демократии и принципы построения
демократического режима
§ 2. Формы и разновидности демократического режима
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Мы часто слышим и употребляем слово «демократия», «демократичный человек», «тоталитарный режим». Какое содержание вкладываем мы в эти понятия? Почему так часто используем эти слова в нашей жизни?
Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.
Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях – выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой – к интересам подданных, общества. Первый род правления выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда человек рассматривается как малая и незначительная частичка. Такой тип отношений человека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к полному подчинению частной жизни потребностям политической системы. При политическом режиме, где человек обладает солидным набором средств влияния на государство (участие в выборах, самоуправление, влияние на принятие законов), образуется демократическое правление.
Актуальность избранной для исследования темы заключается в спорах и дискуссиях вокруг теории демократии и тоталитарного режима, которые не прекращались во все времена существования человеческого общества. Извечное стремление людей создать рациональное и справедливое общество порождало великих гуманистов и кровавых диктаторов, смелые реформы и опустошительные воины. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам, но может действовать и в интересах всего общества.
Целью написания данной работы является выявление важной роли и значения каждого из политического режима, каждый из которых устанавливает свои права и обязанности и для гражданина, и для общества в целом. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: определить понятие «политический режим», выявить различия между тоталитарным и демократическим режимом, рассмотрев при этом и разновидности каждого режима.
Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. 20 века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, так как это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся иногда вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка.
На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Поэтому политический режим определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества.
Один из критериев определения вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти. Идет ли этот процесс государственного властвования в установленной правовой форме или царит сплошной произвол, направлена ли эта форма на защиту основных социальных ценностей, прав и свобод граждан или служит лишь фасадом фактически, в интересах самого аппарата государства, его руководителей или даже одного лидера.
Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед человеком. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику. Поэтому существенное обновление или же коренная смена политических режимов решается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становиться также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.
Глава 2. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ
§ 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «totalitas» - цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идее.
Тоталитарный режим является, как правило, порождением первой половины 20 века, это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможные не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны (1914-1918),а политическое значение ему впервые придали руководители и идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 г. Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм». После второй мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной Европы.1
Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться
_
1 Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1996 – 427 с.
в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.
Тоталитарный режим чаще возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.
Выделяют следующие признаки, отличающие все тоталитарные государственные режимы от демократии:
· всеобщая государственная идеология 1
Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа».
· одна массовая партия, возглавляемая лидером 2
Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремиться разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Таким образом, правящая партия захватывает бразды государственного управления. Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым,
_
1 Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. И доп. М.: Юристъ, 2004. – 768 с.
2 Теория государства и права / Отв. ред. В.М.Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.
неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматическая личность.
· особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе 1
Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
В государстве используется и полицейский сыск, поощряется и широко используется доносительство. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха.
Конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались,
вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей
1 Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1996 – 427 с.
под стражей без предъявления обвинения и применение пыток.
· жестко централизованный контроль над экономикой и монополия государства на средства массовой информации1
Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тотальный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы. В экономическойжизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника. С помощью средств массовой информации при тоталитаризме обеспечиваются политическая мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима. При тоталитарном режиме содержание всех материалов средств массовой информации определяется политико-идеологической элитой. Посредством СМИ в сознание людей систематически внедряются взгляды и ценности, которые политическое руководство данной страны в данный конкретный момент считает желательными.
· монополия государства на все средства вооружения2
Происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими
1 Теория государства и права / Отв. ред. В.М.Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.
2 Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. И доп. М.: Юристъ, 2004. – 768 с.
органами правящей партии или производится по их указанию. Бюрократия
осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают законом не предусмотренные и не ограниченные полномочия. Особенно
выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура), т.е. карательные органы. Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, культурных.
Государство при тоталитаризме берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, террор, демографические и экологические потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания сознания людей, политической борьбы, иных факторов.
В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеральное устройство государства, могут возникать национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство государства.
§ 2. РАЗНОВИДНОСТИ ТОТАЛИТАРИЗМА
Различают два типа тоталитарных режимов власти:
· праворадикальный1
Тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в Италии и Германии, то есть в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в обществе существующий порядок без коренных изменений, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов. Одну из крайних форм представляет фашистский режим, который прежде всего характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной нации над другими, крайней агрессивностью.
Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью государства объявляется охрана национальной общности, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации. Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, человеконенавистный, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи. Поиск внешнего врага, агрессивность, склонность
_
1Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - №8
к развязыванию войн определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.
При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, ожесточаются санкции и вводятся особые меры, разрушающие права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты.
В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.
· леворадикальный1
Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах, где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялась через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями.
Таким образом в обобщенном виде тоталитарный политический режим можно представить как систему насильственного господства партийно-государственной бюрократии над обществом и личностью, всеобщего контроля правящей партийной номенклатуры над экономикой, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой сферами. При тоталитарном режиме искажается историческое прошлое, отрицаются традиционные
формы жизнеустройства, морали.
1Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - №8
Глава 3. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ
Демократия – (от древнегреческого DEMOS – народовластие и CRUTOS – власть)– это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству, идеал общественного устройства, свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность, социальное и политическое движение за народовластие.
В политической жизни общества демократия была и остается высшим типом политического режима, так как она характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Начальную классификацию демократического режима дали философы античности. Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли свой вклад не только современные политические демократы, но и их предшественники.
Принято считать, что одним из важнейших стабилизирующих факторов демократии, определенной гарантией демократического пути развития государства является наличие в стране среднего класса. Как правило, к среднему причисляют:
1) управленческий и административный персонал
2) научных и инженерно-технических работников
3) городских и сельских местных собственников
4) мелких и средних предпринимателей
5) высокооплачиваемых работников сферы обслуживания
Демократический тип общественного строя отличается от тоталитарного политического режима следующими формально-юридическими принципами:
· суверенитет народа1
В демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Суверенный народ, которому принадлежат верховенство и полнота государственной власти, сам определяет свое отношение к социальной действительности и выражает его посредством государства и права, самостоятельно устанавливает рамки и формы государственно-правового «вторжения» в различные сферы общественной жизни. Именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.
· периодическая выборность2
Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому, необходимое условие демократического государства – лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не пожеланию.
· народовластие3
При демократическом режиме обеспечивается максимально широкое участие населения в управлении делами государства. Участие населения в делах законодательной власти обеспечивается путем демократических выборов – всеобщих, равных, прямых или косвенных при тайном голосовании – законодательных государственных органов. Участие
_
1 Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1996 – 427 с.
2Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - №8
3 Теория государства и права / Отв. ред. В.М.Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.
населения в деятельности исполнительной власти достигается, как правило,
провозглашением и гарантированностью равного доступа к государственной
или гражданской службе при условии наличия соответствующей квалификации (независимо от расы, национальности, пола, религиозной принадлежности, места жительства, рода занятий). Участие населения в отправлении правосудия может быть обеспечено двумя путями. Первый заключается в равном доступе к должностям профессиональных судей при соблюдении правил, второй – в создании таких институтов, как суды присяжных и коллегии судебных заседателей при профессиональных судьях.
· гарантии основных прав человека1
В современной политической науке и политико-правовых документах права человека принято подразделять на: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Кроме того, принято различать права индивидуальные, которые человек может осуществлять один, самостоятельно (например, право на труд) и права коллективные, реализуемые только совместно с другими людьми (например, право на объединение).
Гражданские права – это неотъемлемые права человека, присущие ему как свободной личности. К ним обычно относят: право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, включая право на жилище, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, право на защиту чести и достоинства, свободу передвижения и выбора места жительства и некоторые другие.
Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в управлении государственными делами. Это – право избирать и быть
1Арон Р. Демократия и тоталитаризм М., 1993
избранным, право участия различными способами в принятии и реализации политических решений, свобода слова, свобода объединений, свобода собраний, митингов, шествий, свобода печати, право на информацию, свобода совести.
Свобода слова – одно из важнейших прав человека. Граждане демократических государств живут с убеждением, что с помощью открытого обмена мнениями и идеями правда в конечном счете победит неправду, ценности и аргументы друг друга будут лучше понятны. Свобода совести означает право исповедовать любую религию, придерживаться атеистических убеждений или занимать нейтральную позицию. Эта свобода стала признаваться после длительного противоборства различных религий. В демократических странах законы не позволяют заставить человека признать официальную церковь или отказаться от своей веры. Возможны различные варианты отношений государства и церкви: церковь может быть отделена от государства или являться как бы частью государственной структуры, но независимо от этого за человеком признается свобода совести. Свобода объединений предполагает право людей свободно объединяться в любые ассоциации (союзы, общества, движения, партии, блоки), состоять в них и действовать при условии, что эти объединения не преследуют цели и не осуществляют деятельность, запрещенные конституцией и законами.
Экономические права обеспечивают свободу хозяйственной инициативы. Они весьма обширны: право собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на труд, свобода интеллектуальной деятельности (научного, технического, художественного и т.п. творчества).
Социальные и культурные права должны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность: право на жилище, право на охрану здоровья, право на образование, свобода творчества, право пользования культурными ценностями, право на благоприятную окружающую среду (иногда его относят к особым экологическим правам).
· равенство перед законом1
Демократические государства гарантируют равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, политических и иных убеждений и других обстоятельств, запрещают любые формы и виды дискриминации.
· справедливое судопроизводство2
Для судебной власти характерны следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса. Все равны перед законом и судом, поэтому судьи не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения.
· свобода средств массовой информации3
К средствам массовой информации относятся газеты, журналы, радио, телевидение. Основная цель средств массовой информации в любом обществе – информационно-просветительская. Эта их функция приобретает особое значение в демократическом обществе, поскольку, чтобы принимать разумные решения, люди должны обладать объективной информацией. В демократических странах печатная продукция, теле- и радиопрограммы в
1 Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. И доп. М.: Юристъ, 2004. – 768 с.
2Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - №8
3 Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1996 – 427 с.
значительной степени являются реакцией на реально существующие или
ожидаемые требования и интересы общества. В отличие от тоталитаризма в
демократическом обществе существует многообразие точек зрения, позиций,
мнений. СМИ призваны осуществлять контроль за действиями правительства и других институтов власти. Поэтому отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды и позиции. Многие политические партии, движения, группы, ассоциации имеют свои средства массовой информации: газеты, журналы, теле- и радиопрограммы. Большую роль СМИ играют во время предвыборной компании, когда народу предстоит выбор тех, кто будет управлять страной, принимать законы. Поскольку не все кандидаты ясно излагают свою программу, часто выдвигают невыполнимые обещания, важно, чтобы журналисты, обозреватели, корреспонденты разъяснили их взгляды населению, представили их в объективной форме, прокомментировали их.
· множественность политических партий1
Демократические формы правления, в отличие от тоталитарного режима, предполагают широкое участие населения в жизни страны. Отдельные люди, разнообразные объединения, группы, ассоциации, партии, не обязательно входящие в правящие структуры, могут оказывать влияние на политику своего государства. Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни заключается в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общности на уровне общих интересов всей социальной целостности. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают. В основном партии представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений.
1Арон Р. Демократия и тоталитаризм М., 1993
При демократическом режиме государство деидеологизировано, т.е. никакая идеология, будь то религиозная или светская, не может быть признана обязательной, господствующей, официальной. В условиях демократии признается и гарантируется экономическая свобода личности.
Таким образом, в демократическом обществе каждая отдельная личность или коллектив должны уважать мнения и желания окружающих, терпимо относиться к различиям, существующим между людьми, признавать другие, отличные от собственных позиций, взгляды, точки зрения. Демократия – это не раз и навсегда установленная система. Это механизм, создающий возможность посредством споров и дискуссий совершенствовать общество, выявлять противоречия, неизменно в нем существующие, и преодолевать их.
§ 2. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Различают две формы демократии. Прямая демократия предполагает, что все граждане непосредственно участвуют в принятии и исполнении решений. В общественных организациях и других коллективах прямая (непосредственная) демократия реализуется на общих собраниях их членов. В современных государствах активно функционируют два института непосредственной демократии: референдум и выборы.
Референдум – это всенародное голосование по какому-либо вопросу. Посредством референдума могут приниматься конституции, законы, а также выявляться мнение народа (например, выхода той или иной территории из состава государства). Референдумы проводятся по инициативе главы государства, парламента, правительства, а также граждан, если в поддержку данного предложения будет собрано необходимое (установленное законом) количество подписей. Поэтому именно референдум позволяет каждому гражданину выразить свое отношение к определенной проблеме.
Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии законами, в целях формировании органа государственной власти, органа местного самоуправлении или наделения полномочиями должностного лица. Граждане участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом участие является свободным и добровольным. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.
Непосредственная демократия всегда дополняется представительной, при которой граждане перепоручают принятие и реализацию решений своим избранным представителям.
Как разновидности демократического режима можно выделить президентский и парламентский, гуманистический и либерально-демократический режимы. Из них наиболее современный – либерально демократический режим. Он отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни. В экономической сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно–денежной, рыночной организации экономики. Государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.
Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывая эти интересы, создает специальные процедуры учета этих интересов. Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности.
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения, народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных компаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме, а в государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Разумеется, либеральный режим имеет свои проблемы, главные среди них – социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство возможностей. Использование этого режима наиболее эффективно становиться возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если оценивать политические режимы по соотношению действующих сил, различных по главным принципам своего существования, то, конечно, оптимальным является демократический режим. Потому что в условиях этого режима народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония.
При тоталитарном же режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем. Стираются различия между личным и общественным, индивидуальным и публичным, так как тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на контроле всех сфер жизни, включая образование, здравоохранение, средства массовой информации.
В демократическом государстве народ является источником власти, в то время как в тоталитарном власть принадлежит одной правящей партии или политическому лидеру, в большинстве случаев харизматическому. При демократии существуют различные партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения. Народные инициативы, обсуждения, демонстрации становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Тоталитарный режим допускает лишь только одну правящую партию, другие же стремиться запретить, используя в своих целях полицейский сыск.
Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений. Обстановка в мировом сообществе свидетельствует, что тоталитарный режим исторически и политически изжил себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. Таким образом, демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет основные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм М., 1993
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. М., 1999.
3. Общая теория права и государства: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 427 с.
4. Российская юридическая энциклопедия. – М., 1999.
5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. – 768 с.
6. Теория государства и права / Отв.ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.
7. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - №8 / Кожухов А.П.