Реферат по предмету "Политология"


Технологии избирательной кампании

ВСТУПЛЕНИЕ
МОДЕЛИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ МОДЕЛЬ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПАРТИЙНАЯ МОДЕЛЬ
НЕСТРУКТУРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ
КЛЮЧЕВЫЕ РЕШЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ
ПРЕДВЫБОРНЫЙ ШТАБ
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
Диагностика избирательного округа
Обследование общественного мнения, анализ структуры электората и выделение целевых групп
Анализ своих сильных и слабых сторон, изучение конкурентов
Выявление полного перечня ресурсов, которыми обладает избирательное объединение
Разработка имиджа
Разработка формализованных целей избирательной кампании
Разработка концепции избирательной кампании
Разработка предвыборной программы и платформы
Разработка стратегии
Тактика избирательной кампании
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ПЛАНА РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ
Наглядная агитация и сувенирная продукция
Почтовая рассылка
Использование телевидения в избирательных кампаниях
РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА КАМПАНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Вступление. Скажу честно, что когда эта тема попалась мне на глаза, я с трудом представляла, о чем надо писать. Только после того, как я нашла часть источников, начала в них разбираться, поняла, что думала и искала не в том направлении. В процессе поиска информации я просто немного забыла, отвлеклась от точной формулировки темы «Технологии избирательной кампании». Когда бралась за эту тему, я считала, что надо писать об избирательной системе, мне показалось это интересным. Но, поняв суть темы, я нисколько не расстроилась, скорее данный вопрос стал для меня еще более интересным для рассмотрения. Выборы – это то, что предстоит вскоре пережить нашей стране. Я никогда раньше не принимала участия в выборах, но прекрасно видела, что им сопутствует. Опять на улицах появятся огромные плакаты, призывающие голосовать за того или иного кандидата. Листовки с лозунгами, призывами будут раздавать на каждом шагу, будут бросать в почтовые ящики. В различных телевизионных программах будут выступать политики, ругать других и хвалить себя. Очередной кандидат станет утверждать, что именно лучше всех понимает нужды народа, что просто жизненно необходимо выбрать именно его, что он поднимет заработную плату и пенсии, что он включит в домах свет и отопление. Будет огромное количество рекламы, которая начнет всех раздражать. И мне стало очень интересно узнать, зачем столько рекламы, столько листов бумаги, для чего это нужно. Говорят ли кандидаты правду, расхваливая себя и ругая других. Мне стало интересно, как происходит подготовка к выборам, как принимаются те или иные решения, кто этим занимается. Сколько стоит предвыборная кампания, сколько времени она занимает, сколько сил тратят на это специалисты, верят ли они в идеи того кандидата, той партии, для которых разрабатывают стратегию и тактику борьбы за голоса граждан. И похожи ли избирательные технологии, используемые в России, на западные, может быть они построены по их образу и подобию? Одинаковые ли схемы действий используют разные кандидаты или существует много технологий. Мне захотелось найти ответы на все свои вопросы, что я и попыталась сделать в данной работе.
Модели избирательных кампаний Под избирательной технологией обычно понимают совокупность логически взаимосвязанных моделей, методов и конкретных способов подготовки, организации и проведения избирательных кампаний, направленных на достижение определенного результата на выборах. Рассмотрим наиболее часто используемые модели избирательных технологий предвыборной борьбы: 1. Рыночная 2. Административно-командная 3. Организационно-партийная 4. Неструктурированная 5. Комплексная Эти модели различаются как по набору методов выборной борьбы, так и, что является главным, по основным ресурсам, используемым в ходе этой борьбы. Рыночная модель. В этой модели кандидат или избирательное объединение рассматривается как товар, который консультанты и организаторы кампаний должны продать покупателям-избирателям, используя для этого различные методы рекламы и пропаганды. Обычно такие кампании бурно развиваются в короткий промежуток времени официальной избирательной кампании. При этом избиратели чаще всего рассматриваются как статисты, как объект манипулирования с помощью методов политической рекламы, а сами кандидаты «превращаются» в сконструированный политическими маркетологами «имидж», часто весьма далекий от личности реального кандидата. Вообще же в условиях рыночной модели выборов на главное место выходит не кандидат-товар, а консультант-маркетолог-продавец, задачей которого является создание такой привлекательной обертки - имиджа, которая позволяет сбыть избирателю товар. Основным ресурсом таких рыночных кампаний являются деньги, которые тратятся как на оплату консультантов, так и на интенсивную рекламную кампанию, прежде всего в СМИ. Рыночные модели могут существовать только в условиях демократического общества, где обеспечивается свободный доступ к средствам массовой информации дня любого, кто платит деньги. По оценкам специалистов, успешная кампания рыночного типа на региональном уровне стоит заказчику 150-200 тыс. долларов США при наличии квалифицированной команды. В случае отсутствия последней, никакие деньги обычно не приводят к успеху. Однако серьезные избирательные кампании выигрываются не только деньгами и наемными командами, но и, прежде всего, самим кандидатом. Многие кампании проиграны именно из-за переоценки возможностей технологического обеспечения кампаний. Конечно, такую модель вполне возможно организовать и успешно реализовать в современных условиях, но мне кажется, что любая избирательная кампания должна быть основана, прежде всего, на реальной личности кандидата, на его реальной политической программе и не реальных обещаниях. Иначе он просто потеряет веру избирателей и на следующих выборах они найдут для себя другую кандидатуру. Административно-командная модель. Главный ресурс в этой модели - реальная власть. Поэтому пользователями такой модели реально могут стать лишь кандидаты или избирательные объединения, обладающие властно-распорядительными полномочиями, т.е. близкие к органам исполнительной власти. Эта модель избирательной кампании практически неизвестна на Западе, но нынешние российские администраторы умело используют опыт, накопленный еще в советское время. Грамотное использование административно-командных ресурсов в некоторых регионах может обеспечить выигрыш всей кампании. Однако в условиях демократизации общества сфера применения этих методов постепенно сужается. Их абсолютизация может привести к негативному результату.
Таким образом, административные методы проведения кампании могут создать видимость высокой предвыборной активности, однако достигнут реального результата лишь при совпадении ряда дополнительных условий: личной заинтересованности в успехе всей исполнительной вертикали, наличии в такой кампании изрядной доли интеллекта, умении проводить пропагандистские мероприятия, поддержки этих мероприятий, в конечном итоге, финансовыми ресурсами. Поэтому ориентация исключительно на силы работников аппарата администрации обычно приводит к поражению. При этом опыт показывает, что даже сильному руководителю полностью мобилизовать властные ресурсы удается только к самому концу кампании, какой бы продолжительности она ни была. Всегда не хватает одной недели.
Организационно-партийная модель. Метод, в которой основной упор делается на работу региональных организационных структур того или иного избирательного блока или партии. Здесь главным ресурсом избирательной кампании является организация. Основное отличие от предыдущих моделей заключается в том, что работа строится по принципу «постоянного присутствия» в регионе, районе, городе, поселке и т.д. Агитационная деятельность как бы никогда не прекращается, несмотря на наличие или отсутствие официально объявленной выборной кампании. Особенно эффективно это получается у представителей КПРФ, опирающихся на разветвленную сеть партийных организаций на региональном и местном уровне и сотни тысяч добровольных активистов, разделяющих идеологию КПРФ, либо просто по привычке выполняющих эту функцию, которая для многих людей служит мощным средством социализации, подтверждения принадлежности к большой и мощной организации, служит фактором самоутверждения для «потерявшихся» в реформах людей. Основной ресурс такой кампании - многие тысячи активных и подготовленных пропагандистов, постоянно работающих в массах. Этот ресурс невозможно получить за один или несколько месяцев, он нарабатывается десятилетиями. Главные действующие фигуры в этой модели – партийные активисты и организационные структуры. Кампания, построенная по организационно-партийному принципу, является одним из самых эффективных методов выборной борьбы не только в России, но и в странах Запада. «Кампании выигрываются не деньгами, а организациями», - говорят американские консультанты. Однако кампании этого типа доступны лишь крупным, богатым, «старым» партиям и блокам. Лишь они имеют достаточно сил и средств, чтобы поддерживать в активном состоянии необходимое число региональных структур. Обычно стратегия и тактика избирательной кампании разрабатываются в центральных партийных органах и доводятся отдельными фрагментами до региональных структур для исполнения, однако местные организации всегда имеют большое поле для творчества, проявления инициативы. Именно это, а также способность местных отделений учитывать в агитации и пропаганде менталитет жителей, выявлять их насущные потребности, и определяет успех. Неструктурированная модель. Такие выборные кампании были характерны для начального этапа демократизации в нашей стране. По этому принципу строились кампании многих кандидатов в 1989, 1990,1993 годах. Успех некоторых из них объяснялся самоотверженностью и бескорыстием групп поддержки, способных окупить все недостатки организации. И все же основной ресурс такой кампании - сам кандидат. По мере стирания резких граней между партиями и кандидатами в их программах и политической окраске, уменьшения энтузиазма в ожидании быстрых изменений в жизни, бескорыстная поддержка кандидатов все более снижается. Однако в каждой новой кампании появляются один-два кандидата, исповедующих именно эту модель. Чаще всего они сами планируют и исполняют все агитационные акции. Иногда они действительно верят, что именно они или их идеи способны всколыхнуть массы и обеспечить победу, чаще же всего в политику их приводит вопрос: «А чем я хуже других?». В отдельных регионах успехи неструктурированных кампаний все еще возможны, однако, в целом, они не выдерживают конкуренции с серьезно подготавливаемыми выборными предприятиями. Комплексная модель. В современной политической практике редко встречаются избирательные кампании, использующие лишь одну из представленных выше моделей. Реальная жизнь сложней и многообразней. Элементы тех или иных моделей можно найти в организации и проведении любых выборов, однако в полной мере использовать преимущества всех из перечисленных подходов удается далеко не в каждой кампании. Основным фактором здесь является наличие ресурсов у кандидатов и организаторов. Одной из разновидностей комплексной модели является тотальная кампания, яркий образец который продемонстрировала команда Б.Н.Ельцина на выборах 1996 года. Основной предпосылкой успешного проведения тотальной кампании - наличие практически «неограниченных» ресурсов по всем направлениям избирательной деятельности и, прежде всего, финансовых, административных, людских. Последнее особенно важно, так как любое количество ресурсов, использованных без грамотной идеи и стратегии, может оказаться бесполезным. На первом этапе кампании, когда команда Б.Ельцина выдвинула идею объединения всех слоев общества вокруг президента Ельцина во имя стабильности и согласия, рейтинг Б.Ельцина практически не рос, несмотря на активную пропаганду. И только тогда, когда была выдвинута идея активной борьбы с коммунистической угрозой и началось массированное запугивание избирателей возвратом старых порядков, Б.Н.Ельцин стал набирать очки. По оценкам экспертов, прямые финансовые и материальные затраты на рекламную компанию Б.Ельцина на два порядка превысили расходы всех остальных кандидатов вместе взятых. Однако, невзирая на полное финансовое доминирование, поддержку исполнительной вертикали, региональной элиты и средств массовой информации, несмотря на активную работу собственной организационной структуры (штабов поддержки президента) Б.Н.Ельцину могло просто не хватить времени. Время - это тот единственный ресурс, который нельзя увеличить. В данном случае заслуга команды Б.Н.Ельцина - в том, что она сумела построить избирательную стратегию так, что ко дню выборов именно Б.Н.Ельцин казался россиянам наиболее предпочтительным кандидатом в Президенты. Подводя итог, можно сказать, что на выборах побеждает не модель, а люди, умеющие выдвигать привлекательные для избирателя идеи, четко ставить цели и добиваться их, мобилизуя дня этого все имеющиеся ресурсы.
Ключевые решения в избирательной кампании. Избирательную кампанию можно рассматривать как непрерывный процесс принятия и исполнения управленческих решений. Как и в любой сложной системе именно ключевые решения определяют успех или неуспех конечного результата. Среди этих решений такие, как: решение о вступлении в предвыборную борьбу, решения о создании коалиций и блоков, формирование и утверждение концепции и стратегии избирательной кампании, решение по формированию выборного штаба, смете расходов на проведение избирательной кампании, утверждение программы и лозунгов, речи кандидата, назначение доверенных лиц и т.д. Понятно, что ошибки на стадии принятия решения приводит к нежелательным последствиям. Соответственно повышаются требования к методам принятия ответственных решений. Ушли в прошлое те времена, когда сами кандидаты выступали в качестве менеджеров и начальников штабов, разработчиков рекламных материалов и главных исполнителей пропагандистских акций. Все это было характерно для первых свободных избирательных кампаний в России.
Теперь кампании уже не выигрываются в одиночку. Лишь слаженная работа команды приносит успех. Так, несколько самых крупных партий и движений занимались научной разработкой проблематики избирательных технологий перед выборами 1995 года. У «Яблока» этим занимался Институт Геополитических Исследований, у КПРФ – левый информцентр. На НДР работали практически все государственные учреждения, связанные с разработкой данной проблемы[1].
К сожалению, в настоящее время многие кандидаты практически полностью устраняются от процесса принятия решений по своей избирательной кампании, передоверив все основные решения консультантам. В этом случае решения часто имеют много недостатков. Консультанты в основном применяют стандартные подходы к проведению любой кампании. Редко учитывают местные особенности, не проявляют интерес к опыту наработанному местными специалистами. Ими выбираются именно те подходы, которые требуют крупных финансовых затрат. В то же время участие в процессе принятия решения - одна из важных составляющих положительной мотивации команды, поддерживающей кандидата. Поэтому наиболее приемлемый вариант - это тесная совместная работа над принятием важнейших решений самого кандидата и его команды, привлекаемых консультантов и экспертов. К сожалению, редко кто, даже из опытных консультантов по избирательным технологиям владеет эффективными методами принятия коллективных решений. Современные подходы в применении таких методов состоят в одновременном рассмотрении четырех основных элементов: деятельности индивидов, участвующих в процессе принятия решения и владеющих определенной информацией; группы, как качественно иной целостности; задач, решаемых данной группой и применяемых методов организации коллективной работы. В избирательных технологиях часто полностью выпадают необходимые этапы подготовки и принятия решений. Например, практически никогда не создается достаточно полный набор альтернатив - возможных действий в период избирательной кампании. Большинство мероприятий планируется исходя из аналогов других кампаний, а также тех навыков, умений и связей, которыми обладают планировщики.
Избирательная кампания. С момента проведения первых выборов, непрерывно совершенствовались технологии избирательных кампаний. По мере того как росло значение выборов в политической жизни, также росло значение избирательных технологий, накапливался опыт борьбы – побед и поражений. В настоящее время в странах Запада накоплен значительный опыт организации и проведения предвыборных кампаний. Разнообразные методы политической борьбы получили свое оформление в принципах избирательного маркетинга, разработанных в США. Рыночная модель проведения выборных кампаний стала базой для создания методов политического маркетинга. Однако способы структурирования и планирования основных этапов кампании, принципы коммуникации между политиками и гражданами оказались универсальными и эффективными и для других моделей избирательных кампаний. В широком плане политический маркетинг - совокупность теорий и методов для определения целей и задач политических объединений и влияния на поведение граждан. В этом смысле избирательный маркетинг - лишь составная часть политического маркетинга, имеющая более ограниченную цель - помочь политическим партиям и кандидатам разработать и провести эффективную избирательную кампанию. Основной целью избирательного маркетинга является разработка приемов выборной борьбы, которые помогают, используя минимум средств, добиться в ходе выборной кампании именно такого числа голосов избирателей, которое необходимо дня победы. Предвыборный штаб Независимо от уровня выборов участник предвыборного марафона первым делом формирует костяк команды (предвыборного штаба) и начинает работу по исследованию электоральных предпочтений, настроений избирателей, общей ситуации в стране (регионе), отслеживает и собирает информацию о вероятных соперниках. Предвыборный штаб– основной аналитический и исполнительный орган избирательной кампании, призван реализовывать все основные функции предвыборной деятельности. В связи с этим структура штаба выстраивается в соответствии с основными необходимыми функциями. Основные функции штаба следующие: 1. менеджерские: планирование, организация, распределение работ, мотивация, контроль, коррекция процесса, управление программами и информационными потоками, представительство и лоббирование; 2. информационно-аналитическая; 3. рекламная, в том числе агитационно-пропагандистская; 4. связи с общественностью; 5. материально-техническое обеспечение; 6. юридическая; 7. сбор средств на кампанию; 8. финансово-бухгалтерская; 9. обеспечение работы оперативных групп; 10. обеспечение безопасности. Формирование штаба должно быть закончено по основным фигурам примерно за один - два месяца до официального начала кампании. Практика показывает, что структура штаба строится, исходя из опыта и способностей включенных в него людей. Основное требование к ключевым фигурам штаба - полное доверие к ним со стороны кандидата. Необходимо также выполнить основные рекомендации по ролевой структуре и психологической совместимости членов штаба. Создание оптимальной ролевой и психологической структуры коллектива для таких временных коллективов, как штаб, имеет очень важное значение. Ведь штаб должен начать интенсивно работать с первого дня после создания, и времени на притирку людей и характеров обычно не остается. Для формирования такого коллектива не обязательно приглашать профессиональных психологов. Но кандидат должен знать и учитывать, что мотивы работы в команде у людей разные и что даже его лучшие друзья не всегда способны пожертвовать и на короткое время личными амбициями рада блага кандидата. Распределение функций и ответственности в штабе обычно строится на двух принципах: первых из них – это выполнение членами штаба тех обязанностей которое у них лучше всего получаются и к выполнению которых они лучше всего подготовлены предыдущим опытом работы, и второй принцип - необходимость распределения между членами штаба всех основных функций и направлений деятельности. Из сотрудников структурных подразделений штаба могут организовываться временные проблемные группы для выполнения отдельных конечных по времени функций. Например, обычно создается комитет стратегического планирования, который и отвечает за весь процесс принятия ключевых решений, разработки стратегии и тактики и разработки конкретных программ кампании. В состав комитета входят руководители подразделений. Возглавляет комитет стратегического планирования обычно лидер партии, так как именно он должен определять и утверждать ключевые решения по кампании. Подразделения штаба имеют четко разделенные функции.[2] Теневой кабинет. Как правило, каждый партийный лидер, решивший идти на выборы, приходит к этому решению не по наитию и капризу, а в результате каких – то консультаций с представителями предпринимательских структур, институтов власти, руководителями СМИ. Именно эти люди, которые напрямую не участвуют в избирательной кампании и часто даже предпочитают не «светится» рядом с кандидатом, образуют его теневой кабинет. От них зависит финансирование избирательной кампании, программные установки партии, многие её действия в случае избрания.
Руководитель кампании.Осуществляет общее руководство кампанией, обеспечивает согласованную работу всех его структурных подразделений. Он работает в тесном контакте с кандидатами, имея к ним круглосуточный доступ. Руководитель кампании имеет право принятия решений по тактике кампании, содержанию печатных и иных агитационных материалов. Руководитель кампании - единственный человек в команде, имеющий право сказать «нет» лидеру партии. Руководитель кампании и его команда полностью отвечают за проведение кампании.
Руководитель главного штаба кампании.Подчиняется непосредственно руководителю кампании, руководит действиями оперативных групп на территории столицы, контролирует распространение агитационных материалов, проведение телефонных опросов и телефонной агитации, координирует связь с региональными штабами кампании, обеспечивает сохранность и работоспособность аппаратуры штаба. Кроме того, контролирует размещение в типографиях заказов на печатную продукцию. Руководитель штаба отвечает за бесперебойную работу всех служб штаба, всех региональных штабов, контролирует непрерывную доставку им всего необходимого – вплоть до продуктов питания и клея. Информационно-аналитический сектор. Подчиняется руководителю кампании и начальнику главного штаба кампании. В его состав обычно входят: компьютерная и техническая группа, отдел досье, аналитическая группа, пресс-служба. Отдел досье, аналитическая группа.Работают со списками избирателей, осуществляет необходимые другим службам и руководителям выборки, обеспечивают оперативные группы и штаб картами округов и участков, списками избирателей. Обеспечивают модемную и факсимильную связь с региональными штабами. Собирают и анализируют публикации в газетах, записывают выступления, ролики, передачи кандидатов других партий, получают от оперативных групп образцы агитационных материалов соперников, анализируют их и пытаются прогнозировать ходы конкурентов. Эти же отделы осуществляют выборку из сводок информационных агентств, публикаций в газетах, статистических сборников всех необходимых лидерам партии и их команде фактов. Занимается изучением ценностей, стереотипов, ожиданий избирателей, следит за изменением их предпочтений. Выявляет наиболее благоприятный имидж партии, (кандидата). Тщательно исследуются социально - экономические, политические, экологические и д. р. проблемы территории на которой пройдут выборы. Надо отметить, что данные вопросы отслеживаются и изучаются непрерывно. Пресс-служба.Иногда входит в состав информационно-аналитической группы, иногда выделяется в отдельное направление, подчиняется соответственно, либо руководителю кампании, либо начальнику информационно-аналитической группы. Готовит статьи в газеты, листовки, буклеты, плакаты, интервью и выступления лидеров партии, контролирует подготовку видео роликов и аудио роликов. Обеспечивает подготовку лидеров партии к прямым эфирам и дебатам. Если штаб кампании принимает решение, пресс-служба готовит экстренные выпуски рекламных газет. Эта служба готовит лидеров к ответам на неприятные вопросы соперников и прессы, которые она должна попытаться предугадать. Группа доверенных лиц. Договариваются о встречах лидеров на предприятиях, по месту жительства избирателей, самостоятельно проводят встречи с избирателями (публичные выступления от имени партии). Осуществляют представительские функции от имени объединения в регионах. Региональные штабы кампании. Располагаются в столицах субъектов федерации, представляют интересы избирательного объединения в регионе. Руководители региональных штабов обеспечивают всем необходимым работу оперативных групп, планируют и координируют их действия, проводят телефонные опросы, размещают агитационные материалы в местных СМИ. Во многом повторят работу главного штаба, но на региональном уровне. Ежедневно отчитываются перед руководителем главного штаба кампании. Бухгалтер кампании. Обеспечивает и контролирует все денежные расчеты в ходе избирательной кампании. Юридический отдел. Юридическое обеспечение кампании. Клуб избирателей. Руководитель клуба подчиняется непосредственно руководителю избирательной кампании. Должен располагаться в самом центре города, иметь большую вывеску и упрощенный вход. Играет роль общественной приемной. Оперативные группы. Подчиняются руководителю кампании и начальникам штабов, в зоне ответственности которых они действуют. Действуют на территории всего избирательного округа, занимаясь непосредственной агитацией, расклейкой плакатов, листовок, объявлений о встречах, раздачей буклетов и листовок. Они работают по схеме «от двери к двери», работают в общественных местах – магазинах, аптеках, вузах, школах и т. п. Участвуют в качестве группы поддержки на встречах кандидатов – партийцев, доверенных лиц с избирателями. Группа добровольных помощников. Оказывает помощь практически всем подразделениям штаба. Основная масса используется в качестве агитаторов. Референт.Подчиняется непосредственно лидеру избирательного объединения, координирует свои действия и с руководителем кампании. Следит за соблюдением лидером графика кампании. Компьютерная и техническая группа. Соответствующие обеспечение всех структур штаба. Разработка стратегии избирательной кампании Параллельно с формированием штаба ведется разработка стратегии избирательной кампании. Термин «стратегия» ведет свое происхождение из военного искусства и означает «искусство достижения цели, выдвигаемой войной для вооруженных сил, посредством наилучшей подготовке к войне и группировке операций … стратегия – искусство подготовки вооруженного фронта и выдвижения перед ним частных, промежуточных целей достижение которых вело бы с затратой наименьших сил и средств к достижению конечной цели.»[3]. Начинается разработка стратегии с диагностики округа (для избирательного объединения, кандидата в президенты – экономического и социально-политического положения страны), обследования общественного мнения, анализа структуры электората и выделения целевых групп, своих слабых и сильных сторон, изучения соперников, выявления полного перечня ресурсов которыми обладает избирательное объединение, в общем, сбор и реалистичный анализ факторов которые могут оказать влияние на ход голосования. На основе этих данных вырабатывается имидж партии (кандидата), формализованные цели и концепции кампании, разрабатывается стратегия, выбирается тактика. Заканчивается разработка стратегии процессом планирования то есть переведением теоретических разработок в конкретный план действий. Упрощенно задачу, стоящую перед аналитиками и имиджмейкерами избирательных объединений можно представить так: выяснить, какими избиратели видят своих избранников, разработать соответствующих имидж своих лидеров, избирательных объединений и методику внедрения его в сознание избирателей. Диагностика избирательного округа. Разработка стратегии избирательной кампании начинается с реалистичного анализа основных факторов, способных повлиять на исход выборов: состояние экономики, настроения избирателей, их традиционных предпочтений, действующих в округе политических сил[4]. Оценивается относительная важность каждого фактора, определяется степень негативного или позитивного влияния на ход предвыборной кампании, адаптируется план избирательных мероприятий к реальным условиям округа.
Основными составляющими диагностики являются: - структура избирательного округа: география, основные производственные характеристики, демография, статистика; - история голосований (особенно последних) и анализ избирательных кампаний различных политических сил с точки зрения их эффективности влияния на окончательные итоги голосования по округу;
- анализ структуры и предпочтений электората, с выделением «целевых» групп потенциальных сторонников и противников кандидата, методов работы с различными социальными слоями; - социально-экономическая диагностика регионов с выделением главных и корневых проблем, определяющих благосостояние и настроение избирателей. Хорошая диагностика позволяет построить электоральную карту регионов с описанием главных проблем, стоящих перед жителями каждого конкретного города, поселка, предприятия квартала дома (эти данные используются для составления программы и речи кандидата); - диагностика политических и иных сил и влияний, которые могут оказать влияние на исход голосования с описанием методов взаимодействия с ними в нужном для кандидата направлении; - описание регионального менталитета, традиций, стереотипов поведения и мышления жителей регионов с рекомендациями по учету этого менталитета при разработке языка политической коммуникации; - анализ конкурентов; - анализ настроений элиты, в том числе исполнительной власти и способов воздействия на неё; - анализ наиболее информативных точек регионов (мест, лиц, банков данных) для получения информации по ходу избирательной кампании; - выводы по образу политика, за которого могла бы проголосовать основная часть населения; - анализ мнений избирателей по оценке популярности своего кандидата и рекомендаций по корректировке образа; - основные СМИ, их политическая окраска и рейтинги популярности. Результаты диагностики округа представляются в виде электоральной карты регионов, где на административной карте должны быть по областям, районам, городам представлены основные социально-демографические и профессиональные группы населения, наиболее острые проблемы, политические предпочтения и ожидания избирателей данной территории. Обследование общественного мнения, анализ структуры электората и выделение целевых групп. Кроме необходимой дифференциации избирателей по различным социально-демографическим, профессиональным, экономическим, этническим, территориальным, психологическим и другим группам со сходными мотивами избирательного поведения, так же выделяются целевые группы, на их привлечение к голосованию за «своего» кандидата будет направлена вся агитационная машина кампании. Определение целевых групп – это поиск ответа на вопрос для кого и как будет проводиться избирательная кампания. Неправильно направленная кампания может закончиться полным крахом, даже в изначально хорошей предвыборной ситуации. Существуют две причины, по которым необходимо определить конкретную «целевую группу» избирателей: для того чтобы избежать рассеивания избирательной концепции и сэкономить средства кампании. По мере того, как партия или кандидат пытается достучаться до все более широкой аудитории, концепция такой партии или кандидата становится, все более рассеянной и менее значащей для каждой из отдельных частей этой аудитории. Задача, стоящая перед избирательным объединением (кандидатом) в процессе определения «целевой группы» избирателей – направить усилия предвыборной кампании на тот круг избирателей, который способен принести именно то число голосов, которое было запланировано. Экономия ресурсов не менее серьезное основание для поиска «целевой группы». Если избирательное объединение (кандидат) распространяет усилия своей кампании на всех избирателей в округе, то ресурсы кампании впустую расходуются на тех, кто при любых условиях не проголосует за него. Анализ структуры электората представляет собой исследование, в ходе которого население разбивается на группы по принципу схожести мотивов голосования и предпочтений того или иного избирательного объединения (кандидата) пред другим, после чего определяется для каких из выявленных групп концепция избирательной кампании может оказаться наиболее действенной. Анализ проводится по таким характеристикам, как: возраст: студенты, молодые семьи, люди среднего возраста, пенсионеры. род занятий: рабочие завода «Дженерал моторс», независимые фермеры, инженеры, государственные служащие, предприниматели, военные и члены их семей и т. д. образование: интеллигенция, люди с высшим образованием, без образования. национальность: англичане и не английские компактные этнические объединения, мужчины и женщины. смешанные группы: работающие женщины в возрасте от 27 до 45 лет со средним образованием, не работающие женщины в возрасте от 20 до 47 лет, с высшим образованием, потерявшие работу. Выделив свою «целевую группу» избирателей, её размер сравнивается с числом голосов необходимым для победы на выборах. Следует отметить, что электоральный анализ затруднен тем, что отсутствует доступная и точная информация о демографическом распределении населения региона. После определения «целевой группы» необходимо провести более подробный анализ входящих в нее избирателей. Следует обратить внимание на следующие факторы: 1. Ценностные ориентации. Какие ценности объединяют избирателей «целевой группы»? Например, что для них более важно: социальная защищенность или экономические перспективы? Общественный порядок или личная свобода? Стабильность или реформы? Какие из взглядов «целевой группы» разделяют избиратели других групп? Какие ценности отличают эту «целевую группу» от других групп? 2. Настроения. Оптимистично или пессимистично настроены избиратели по отношению к будущему? Доверяют ли они губернатору, правительству, другим социальным институтам? Улучшилось или ухудшилось материальное положение избирателей по сравнению с 1995 годом? 3. Основные вопросы. Какие вопросы могут заставить избирателей сделать необходимый кандидату выбор? Диагностика дает общее представление о том, какие вопросы больше всего волнуют избирателей - экономические, социальные или внешнеполитические. 4. Предпочтительная политика лидера. Какие качества хотели бы избиратели видеть в своих лидерах? Импонирует ли им надежный, опытный или же молодой, динамичный лидер, который может устроить небольшую «встряску»? Избиратели хотели бы видеть лидера из радов интеллигенции или же того, кому понятны заботы и нужды «простого» человека? Выбор «целевой группы» и анализ электората не могут базироваться на догадках, они должны быть основаны на добросовестном исследовании. Анализ своих сильных и слабых сторон, изучение конкурентов. При анализе своих слабых и сильных сторон, как и при изучении конкурентов, заполняется один и тот же вопросник. После заполнения вопросника стараются выделить черты и детали биографии, которые характеризуют кандидата в выгодном свете. О противниках информация начинает накапливаться в момент выдвижения либо при проведении съезда избирательного объединения. Информация о соперниках, их программах и действиях обновляется и пополняется вплоть до выборов. Разделы, где требуются оценки каких-либо качеств соперника, могут заполняться отдельно несколькими знающими его людьми для последующего синтеза оценок. Собранное по этим параметрам досье позволяет в значительной мере предвидеть действия и заявления соперников, нащупать их уязвимые места.
Выявление полного перечня ресурсов, которыми обладает избирательное объединение. Обычно говорят лишь о финансовых, временных, властных и людских ресурсах, и в этой сфере ограничиваются рассмотрением тех ресурсов, которые лежат на поверхности. Можно согласится с тем, что эти ресурсы главные, но в реальности перечень ресурсов гораздо больше:
- финансы; - люди; - время; - информация; - структуры исполнительной власти; - природные условия; - исторические связи, аналогии; - влияние на СМИ; - межличностные отношения с элитой; - экономическая ситуация; - этнические группы населения; - материальные средства, имеющиеся в сфере влияния (избирательного объединения) кандидата; - политические партии, движения – союзники; - особенности регионального менталитета жителей; - друзья лидеров партии, кандидата и команды; - семья и родственники; - личный имидж кандидата; - избирательные комиссии; - региональные и местные организационные структуры партий; - личный опыт и знания; - отношения с федеральным центром и главами областей; - инфраструктуры регионов; - социально – экономическая программа кандидата; - идеологическая платформа кандидата; - профессиональные кадры активистов; - интеллект и знание политических технологий; - доверие жителей и т. д. Одним из важнейших ресурсов избирательной кампании является время. В общем случае чем раньше кандидат или партия начинает пропагандистскую кампанию, тем лучше. Приведу пример выборов в Государственную Думу 1995 года. Осенью 1994 года отдельными движениями были проведены съезды, конференции которые можно рассматривать как начало подготовки к избирательной кампании. Партии левой ориентации 15-17 сентября 1994 г. провели конференцию «Русский рубеж: от Калининграда до Курил», «демократы» 23 –25 в Москве провели свой учредительный съезд Объединенного демократического центра[5]. Включение в предвыборный марафон остальных партий проходило практически вплоть до выборов. Социал-демократы, например, так и не сумели развернуть агитационной кампании, в последнюю неделю, уже не рассчитывая на успех, давали советы своим сторонникам за кого голосовать. Короткая кампания обычно требует больше финансовых затрат, чем та, которая развивается в течение достаточно длительного времени. От того насколько полно выявлены и эффективно использованы ресурсы избирательной кампании, порой зависит успех или поражение на выборах. Разработка имиджа. Оценка личных качеств кандидата и диагностика представлений о нем, сложившихся у жителей является основой для принятия решения о формировании или корректировке образа кандидата. На этом этапе решается вопрос о степени личного участия кандидата в рекламно-агитационной кампании. Если внешность и коммуникационные качества кандидата позволяют ему «набрать очки» в личном общении с избирателями или выступая по телевидению и радио, то это один из важнейших ресурсов кампании. Если же таковых качеств у кандидата нет, то в дело вступают имиджмейкеры, которые формируют необходимый образ кандидата и продвигают его через каналы информации, прежде всего СМИ. В практике политического консультирования это называется медиатизацией кандидата. Сформированный таким способом «имидж» кандидата часто не имеет ничего общего с реальными личностными качествами политика. Теоретик концепций имиджелогии В.Шепель выделяет имидж и образ. Если образ, по Шепелю, это обобщающая характеристика личности, устойчивые ее индивидуальные качества, обусловленные историческим периодом времени, принадлежность к определенному слою общества, типичным условиям жизнедеятельности, то имидж - это досадная часть образа, в которой манеры и мимика выступают в качестве наиболее впечатляющих архитектурных элементов. Например, имидж Ю.М. Лужкова ассоциируется с хорошим хозяйственным, простым и доступным человеком, который по субботам в своей кожаной кепке объезжает свои объекты и здесь же высказывается по тем, или иным политическим проблемам. Имидж Е.М. Примакова - это образ мудрого, мягкого и заботливого человека, своеобразного российского Дэн Сяопина, стоящего над борьбой правых и левых и способного предотвратить социальный и политический коллапс. Но, в случае его заочного представления через СМИ – это неважно. Избиратель имеет дело лишь с искусственно созданным имиджем политика, а не им самим. Когда же кандидат выступает перед аудиторией вживую, зрители, прежде всего, оценивают: внешность выступающего, степень выраженности мужских или соответственно женских качеств, выразительность поведения (мимику, жестикуляцию), уверенность, убежденность в том, что он говорит, профессиональные ораторские качества (темп и четкость речи, раскованность, ораторские приемы) и лишь затем содержание выступления. Язык играет большое значение для выработки положительного имиджа того или иного лидера. Слово может быть использовано лидером, как оперативное средство влияния, как средство изменения общественного мнения по какому либо конкретному политическому вопросу. Сама по себе удачная речь, независимо от того, кто ее произнес, может оказать большое влияние на электорат. Удачно составленная и произнесенная хорошим оратором речь, перед публикой, в которой он делится планами на будущее, проект поддерживающий тот или иной курс, благотворно влияет на политически несформировавшиеся умы электората, и следовательно на его политический рейтинг. Уже сам факт выступления может принести лидеру определенные дивиденды. Чаще всего это происходит когда, политический лидер уже обладает популярностью и значительной личной власти. Всякое повторное предъявления даже нового лидера заставляет, относится к нему более позитивно. Таким образом, говорить, конечно, очень важно, но гораздо важнее, что именно говорить (на злобу дня). Если претендент говорит то, что хочет услышать электорат, то его рейтинги быстро растут, если к этому он имеет хорошую дикцию, доходчиво, ярко, легко объясняет, то ему обеспечен успех. Кроме названных качеств зрители реагируют на харизматические качества личности, заставляющие их верить и чувствовать воодушевление при общении с выступающим. Формирование образа политика сложный процесс, чем талантливее, ярче личность политика, тем меньше ему нужна «правка». Харизматические личности обладают гипнотической способностью воздействовать на людей – этому научить нельзя. В формировании образа политика участвуют многие элементы: личность кандидата и биография, его индивидуальная «легенда», политическая платформа, избирательная программа, состав команды поддержки, текст основной речи кандидата и т. п. Следует выделить личностные качества лидера, которые нравятся и не нравятся электорату. Среди качеств лидера, которые нравятся электорату, можно назвать: честность, открытость ума, смелость, находчивость, скромность. Среди качеств, которые не нравятся электорату: жажда власти, слабость, предубежденность, безрассудность, сверхполитизированность, аморальность, эгоизм.
Разработка формализованных целей избирательной кампании. Хорошо структурированный и продуманный план избирательной кампании предполагает формализованное (количественное) определение целей кампании. Необходимо приблизительно определить нужное для победы количество голосов и источники этих голосов. Количество необходимых для победы голосов определяется количеством избирателей участвующих в голосовании и количеством и силой оппонентов. Так, если имеется несколько соперников примерно равной силы, то для победы понадобится меньше голосов, чем при одном оппоненте, поскольку соперники разделят голоса между собой. Если ожидается низкий процент участия избирателей в выборах, то будет достаточно меньшего числа голосов. Иногда результаты предыдущих кампаний, подкрепленные результатами опросов жителей, могут помочь сформулировать определенные предположения. Например, в случае, если кандидат единственный представитель демократических сил, а остальные – яркие представители других политических взглядов. Однако в большинстве случаев приходится руководствоваться собственными, часто весьма приблизительными оценками возможной явки избирателей на выборы и шансов оппонентов.
Разработка концепции избирательной кампании. Под концепцией избирательной кампании понимается основная идея, основной «образ» планируемой кампании, выраженный в системе связанных и вытекающих один из другого взглядов на путь достижения поставленной перед избирательной кампанией целей. Формирование концепции базируется на результатах диагностики округа, оценки предпочтений электората, личных возможностей кандидата и его ресурсов, сильных и слабых сторон конкурентов. В концепции должны быть заложены ответы на вопрос: «Почему избиратель должен проголосовать за нашего кандидата и как этого добиться?». Концепция включает в себя следующие темы: - технологическую модель проводимой кампании; - принципы распределения усилий и финансовых затрат (ритм кампании); - основные «оси» кампании; - основную рекламную тему кампании. Обычно суть кампании заключена в нескольких предложениях, описывающих наиболее характерные стороны планируемых действий. Технологическая модель проводимой кампании. Основные модели проведения избирательных кампаний известны, это рыночная, организационно-партийная и административная. Выбор той или иной кампании определяется ресурсами кандидата. В приоритетном положении оказываются те кандидаты, которые имеют возможность использовать идеи и преимущества всех трех моделей Принципы распределения усилий и финансовых затрат. На основании диагностики округа еще до начала разработки концепции выясняется степень известности и имидже кандидата (партии) в данном избирательном округе, о степени рекламонасыщенности и «СМИ - насыщенности» региона, о менталитете жителей, о наиболее приемлемом для избирателей образе кандидата. Анализируется также поведение соперников и направленность их рекламы, учитываются свои собственные финансовые и иные ресурсы. Так если кандидат (партия) достаточно известен в регионе (стране), то нет необходимости в бурном начале кампании, скорее всего такой кандидат начнет свою кампанию в спокойном темпе, постепенно повышая интенсивность рекламной кампании к её финишу. В то же время при появлении нового кандидата правильной стратегией будет прямо противоположная, с бурным началом и соответственно значительным вбросом материальных и финансовых средств с целью быстрого ознакомления избирателей с личностью кандидата. Основные «оси» кампании. Обычно планируется ведение кампании по нескольким «осям», среди них могут рассматриваться «оси», связанные с идеологическими принципами кандидата (партии), позволяющими быстро выявить основу «своего электората». Ведение кампании на идеологической основе позволяет резко политизировать электорат, придать кампании большую энергетику. Другая «ось» может быть связана с программными установками кандидата по решению социально – экономических проблем избирателей. Эта «ось» обращена, прежде всего, к рациональным основам выбора избирателями своего кандидата. Еще одна «ось» кампании связана с личностью и имиджем кандидата. Ведь многие избиратели голосуют вовсе не по идеологическим или рационально – экономическим соображениям, а основываясь прежде всего на том впечатлении, которое производит «образ» кандидата. Неважно, действительно ли созданный «образ» соответствует личности кандидата. Главное, что бы избиратели в него верили. Наиболее характерные и эффективные приемы ведения избирательной кампании на основе этой «оси» - все кампании ЛДПР, опирающиеся на шоуменские качества В. Жириновского. Основная рекламная тема кампании. Обычно в рекламе избирательной кампании звучит несколько тем, отражающих программно–идеологические установки кандидата и взгляды избирателей. Однако всегда есть одна ударная тема, которая должна получить своё отражение в лозунге кампании. Этот афористичный лозунг является сердцевиной кампании и предлагается уже на стадии формирования концепции избирательной кампании. Можно выделить несколько элементов, которые характеризуют «сильную» концепцию. 1. Лаконичность. 2. Достоверность. 3. Актуальность. 4. Контрастность. 5. Обращение к сердцу избирателя. 6. Направленность. 7. Многократное повторение. 8. Понятность. Разработка предвыборной программы и платформы. Программа и избирательная платформа кандидата являются одним из основных ресурсов кампании. В странах старой демократии именно программа в большинстве случаев становится основанием для голосования основной части избирателей «за» или «против» кандидата. В нашей стране все не так. Большинство российских избирателей голосует исходя не из рациональных мотивов, а на основе сиюминутного эмоционального состояния. Основываясь на таком подходе избирателей к голосованию, многие политики стали провозглашать принцип отказа от какой-либо содержательной программы, подменяя ее краткой, на 1-2 страницах избирательной платформой, содержащей в основном идеологические знаковые символы. Однако наличие хорошей, обоснованной программы, ориентированной на конкретные нужды, необходимо. Ведь именно она позволяет сплотить вокруг кандидата думающую часть населения, создать команду единомышленников, единственно, что и может привести кандидата к победе. Привлекательная избирательная платформа и основная тема рекламной кампании должна логично вытекать из программы кандидата. Поэтому составление программы кандидата - ответственный момент подготовки к кампании. Структуру программы можно строить по следующей схеме: 1. Констатация существующих проблем с обязательными цифровыми выкладками, если речь идет об экономике, социальной сфере или росте преступности. 2. Основные меры по решению этих проблем, необходимые, по мнению кандидата. 3. Возможное личное участие кандидата в осуществление этих мер (выдвижение законопроекта, реализация программы социальной помощи и т.п.).
4. Призыв к избирателям поддержать кандидата голосованием за него. ("Если Вы согласны с этими предложениями, поддержите их своим голосованием за Иванова"). Существует много источников выявления общественных потребностей, включая личное общение с избирателями, анализ прессы, ситуационные анализы специалистов по отдельным проблемам. В любом случае необходимо избегать практики составления этого важнейшего стратегического документа только исходя их своих собственных умозрительных или эмоционально-окрашенных представлений о том, «что надо и чего не надо» избирателю.
Технология разработки предвыборной программы включает ряд этапов: 1. Выявление существующих в обществе, конкретном избирательном округе проблем. 2. Определение путей и методов решения этих проблем. 3. Разработка программы. 4. Апробация программы и моделирование возможной реакции различных слоев населения на ее основные положения. 5. Уточнение, конкретизация положений программы, подчеркивание ее многоплановости и многовариантности. Разработка стратегии. Результатом проведения всех этих мероприятий (диагностика округа, обследование общественного мнения, анализ структуры электората и выделение целевых групп, своих слабых и сильных сторон, изучение соперников, выявление полного перечня ресурсов которыми обладает избирательное объединение, разработка имиджа избирательного объединения (кандидата), формализованных целей и концепции кампании) становится разработка стратегии. Общая стратегическая линия, в зависимости от уровня выборов, должна быть готова за год, два до выборов. Во Франции, например, при парламентских выборах этот срок составляет год[6]. В настоящий момент выделяют несколько видов стратегий. Крейсерская стратегия. Больше всего используется теми кандидатами, которые однозначно лидируют с самого начала кампании, и которым необходимо сохранить свои позиции на протяжении всей кампании. Эта стратегия предполагает, что избирательная кампания будет поводиться планово, ровно, в одном темпе в течение всего времени. Стратегия рывка. Этот прием используется теми кандидатами, которые не пользуются широкой известностью в начале избирательной кампании. Стратегия заключается в том, чтобы сделать рывок на ранней стадии, за несколько месяцев до выборов. Для этого на одну – две недели закупается большое количество рекламного времени в центральных и региональных теле – радиокомпаниях, заказывается множество газетных публикаций, распространяется большое количество агитационной продукции. Проводятся: поездки лидеров (кандидата) по регионам, громкие акции, пресс конференции, съезды и т. д. Стратегия большого события. Эта стратегия предназначена для привлечения внимания журналистов, которые будут освещать в СМИ ход предвыборной кампании кандидата бесплатно. В данном случае налицо экономия финансовых средств и энергии. Данная стратегия строится на основе нескольких крупных мероприятий (политических акций, спецпроектов и т.д.), которые проводятся в ходе всей кампании. В ходе этих акций можно устраивать пресс-конференции с заявлениями, разоблачающими его соперников, громкими обращениями, телешоу, публичные дебаты со своими оппонентами и др. Можно использовать известных и популярных в стране личностей, VIP персон, выступающих в поддержку кандидата. Большим плюсом в этом случае являются такие нюансы: - эти события можно планировать заранее самим кандидатом и его командой и тщательно готовить; - эти мероприятия обязательно привлекут внимание журналистов и появятся в СМИ. Стратегия «гребенки». Основана на проведении ряда «рывков» и относительно спокойных «стадий» в течение всей кампании, с постепенным повышением общей интенсивности рекламной деятельности к финалу. Постоянно чередуются пики и спады интереса к конкретному политику. Длительный период высокой интенсивности пропагандистских акций приводит к падению интереса, затем отторжению или равнодушию избирателей к кандидату. Поэтому интенсивные этапы рекламы должны быть достаточно коротки, чтобы не вызывать раздражения избирателей, но и достаточно часты, чтобы избиратель не забыл политика и относился к нему как к старому знакомому. Тактика избирательной кампании. Разработка тактических шагов обычно жестко привязывается к стратегическим этапам кампании и предполагает сначала генерирование предложений по реализации стратегии широким кругом сторонников, а затем тщательный отбор предложений узким кругом ответственных лиц. Каждое мероприятие, включаемое в план подробно тестируется следующими вопросами: ЧТО? (содержание мероприятия). ЗАЧЕМ? (какую цель стратегии реализует). КОГДА? (срок исполнения). СКОЛЬКО СТОИТ? (сравнивается с имеющимися ресурсами). ГДЕ? (привязка к территории, месту проведения). КТО? (кто будет разрабатывать и проводить мероприятие). КАК? (метод проведения). КАК ОЦЕНИТЬ? (как оценить эффективность и результативность проведения для дальнейшей корректировки действий). КТО КОНТРОЛИРУЕТ? (кто из ответственных лиц курирует это мероприятие). В целом тактические цели, на решение которых направлен тактический план – это набор отдельных промежуточных результатов, суммирование которых позволяет достичь стратегической цели. Разработка стратегии и плана рекламной кампании Большинство современных, в том числе региональных, кампаний начинаются и развиваются при помощи рекламы. Кандидаты и организаторы их предвыборных кампаний имеют в своем распоряжении большое количество всевозможных средств и приемов, с помощью которых проводится рекламная кампания. Речь может идти о брошюрах, бюллетенях, анкетах, письмах, рекламных щитах, плакатах, наклейках, спичечных коробках, значках, рекламе в газетах им журналах и, конечно, на телевидении и радио. Этот список может быть бесконечным. Организаторы предвыборных кампаний используют практически все технологические приемы и новинки, которые могут более эффективно донести их идеи до избирателей. В самом начале кампании ее организаторы должны разработать план всей рекламной деятельности, который может являться составной частью тактического плана. Именно согласно ему должны будут распределяться средства и закупаться время и рекламные площади в средствах массовой информации. Конечно, могут возникать ситуации, когда кампания будет вынуждена отклониться от составленного плана. Тем не менее, такие планы составляются как можно раньше, и их стараются придерживаться в хода всей кампании, внося изменения по мере необходимости. Сложно переоценить преимущества предварительного планирования. Решения, которые принимаются в ранних стадиях кампании, обычно более рациональны и хладнокровны, как правило, они более объективны и основываются не на предположениях, а на проверенных фактах. Если решения принимаются в разгар схватки, вдогонку происходящим событиям, то они оказываются менее продуманными, стоят дороже и реже приводят к успеху. Список наиболее эффективных форм политической рекламы: - положительное мнение избирателей о кандидате
- публичное заявление видных политиков и авторитетных кампаний о поддержке кандидата - благоприятная бесплатная политическая реклама в средствах массовой информации - хорошие выступления на различных форумах и политических дебатах - распространение агитационных материалов кандидата
- обращение к избирателям с призывом голосовать за кандидата - распространение агитационных материалов по домам с одновременной агитацией в пользу кандидата - распространение агитационной литературы добровольными помощниками по почтовым ящикам - агитационная кампания, осуществляемая по почте и направленная на определенные группы избирателей - общая агитационная кампания по почте - наилучший способ - иллюстрированный агитационный материал - политическая кампания в небольших округах - радиореклама - проведение политической рекламы на телевидении - подготовка рекламных щитов для установки во дворах домов и рекламных щитов размером 1м х 1м 1м х 2м - политическая реклама в газетах - подготовка бамперных наклеек - агитационные стенды - значки и небольшие сувениры Подробнее остановимся на некоторых формах рекламных кампаний. Наглядная агитация и сувенирная продукция В понятие наглядной агитации, которая еще называется графической, обычно включают вывески, плакаты, таблички, рекламные щиты, транспаранты, наклейки, значки и т.д. Ее эффективность особенно велика, когда: - необходимо добиться узнаваемости и популярности имени кандидата; - требуется очень быстро создать определенное представление о кандидате. Если эти задачи входят в список стратегических или тактических целей кампании, то надо продумать варианты ее использования. Обычно в наглядной агитации используется лишь несколько слов, как правило, имя или девиз кандидата, основная идея кампании: «Ельцин - наш Президент», «Голосуй, или проиграешь!» Наглядная агитация очень важна для поддержания духа и энтузиазма сторонников кандидата. Если агитационные материалы раздаются на мероприятиях, митингах и т.п., то они будут воодушевлять активистов и сотрудников кампании, создавать связь между кандидатом и его сторонниками. Во многих кампаниях сотнями закупаются значки, наклейки и плакаты не только для поднятия духа своих сотрудников, но и для поднятия духа кандидата! Небольшие затраты на наглядную агитацию часто оправдываются значительным улучшением настроения и работоспособности сотрудников кампании и добровольцев. Если работу по размещению наглядных материалов провести правильно, то это заставит избирателей поверить в возможности и силы кандидата. Большинство консультантов будет против постепенной раздачи плакатов и наклеек. Вместо этого необходимо предпринять усилия, чтобы они разошлись в больших количествах и одновременно. Например, сегодня в округе нигде не видно плакатов кандидата. Но вдруг на следующий день кажется, что ими заклеен чуть ли не каждый дом. Внезапное появление их большого количества увеличивает эффективность, бросается в глаза избирателям, и часто говорит им, что за кандидатом стоят большие силы, с помощью которых можно было так быстро расклеить столько плакатов. Агитационные листовки. Их можно разделить: 1. по способу передачи информации - на настенные и предназначенные для раздачи в руки, 2. по содержанию - на агитационные и презентационные. Отдельно выделяются сигнально-информативные небольшого формата и объёма информирующие о существовании кандидата и призывающие голосовать за него. Настенная состоит, как правило, из 10-15 предложений и 2-3 лозунгов. Листовка предназначенная для раздачи в руки, содержит либо биографию кандидата, либо его программу. Объем такой листовки 20 –30 предложений. Агитационные – воздействуют на подсознание, стремясь побудить избирателя проголосовать за данного кандидата. Презентационные листовки отвечают на два вопроса: кто кандидат и зачем он нужен избирателям данного округа. Содержат до 25 предложений. Общее количество не превышаем 20% от общего объема листовок. В листовках не используются трудно произносимые слова, двусмысленные сокращения, отрицания, союзы и предлоги. Листовки с карикатурами на политических оппонентов, как правило, плохо воспринимаются, а порой вызывают реакцию духа противоречия. Плакаты. Для расклейки на стенах, кроме листовок используются плакаты, формат обычного плаката А3-А2, он содержит – большую фотографию кандидата и слоган кампании. Необходимо отметить что, сейчас в странах Запада эти формы агитации теряют былое значение. Это связано с все возрастающей ролью телевидения. Почтовая рассылка Этот вид политической рекламы, который часто называют «direct mail», позволяет быть избирательным и конкретным в обращении к каждому избирателю. Кандидат может изложить свои взгляды на трех или четырех страницах, что дает возможность развернутого разговора. Часто почтовые кампании используются как эффективное средство привлечения дополнительных денежных средств. Эффективная почтовая кампания требует, прежде всего, тщательно выверенных списков избирателей. Если Вы уже с самого начала используете эти списки, то, конечно, знаете, кто глава семьи в квартире, сколько ему лет, сколько у него детей, чем он занимается и какие проблемы он считает самыми важными. Подобная информация совершенно необходима для составления личного письма, которое может произвести благоприятное впечатление на избирателя. Каждому избирателю посылать такое письмо не нужно. Необходимо, чтобы одно попало в семью или хотя бы на одну лестничную клетку. Соседи будут обмениваться мнениями, и ваша информация будет доведена до жителей. Обычно считается, что для города охват прямой рассылкой 20% избирателей вполне достаточен. Однако местные особенности могут скорректировать эти цифры. Например, в ходе президентской кампании А.Лебедя было разослано около 1,5 миллиона писем. Следует, однако, помнить что конкуренты также могут использовать агитацию с помощью писем. В этом случае вам надо тщательно выверять момент их направления, чтобы агитационный эффект не был погашен письмами соперников. Потенциал использования почтовой кампании на региональном и местном уровне достаточно высок. Но . Российские реалии иногда превращают хорошо задуманную акцию в свою противоположность. Причины - плохая работа почты. Ваши послания попадают не тому человеку, не вовремя, в измятом виде. Они вскрываются или уничтожаются вашими оппонентами, теряются в ворохе листовок, которыми забит ваш почтовый ящик. У многих избирателей этот метод агитации вызывают раздражение тем, что кандидат как бы вмешивается в их личную жизнь. К тому же такая реклама достаточно дорога. Поэтому такая кампания должна быть хорошо и профессионально проведена, чтобы быть успешной. Использование телевидения в избирательных кампаниях. С развитием информационных технологий все большую роль в агитационной кампании играет телевидение. Первым президентом который использовал телевидение был Рузвельт, это произошло еще в 1936 году. В 1996 году, президентские выборы в США продемонстрировали полный триумф телевидения, и торжество американских технологий – когда менялся не сам кандидат, а его образ на телеэкране. В рамках одного из социологических опросов проведенного в Америке, выяснялось, откуда избиратели черпают информацию о политиках? В результате были получены следующие ответы:
- из теледебатов (60%); - из ток-шоу (45%); - партийные съезды, служили источником информации у 25%[7]. Во время выборов телевидение используется для: размещения скрытой политической рекламы, теледебатов, телеобращений, участия в ток-шоу. Во всех странах, где есть государственные каналы, правящие партии имеют на них режим наибольшего благоприятствования.
Существует несколько моментов проведения избирательной рекламной кампании с использованием СМИ, которые необходимо учитывать: а) реклама в СМИ требует больших финансовых, временных, человеческих, интеллектуальных и энергетических затрат; б) несмотря на большую эффективность рекламы в СМИ, строить только на ней всю избирательную кампанию нельзя; в) все современные СМИ представляют лишь прекрасную возможность донести образы и идеи кандидатов до электората и частота появления кандидата в СМИ не является при этом самоцелью. Реклама в СМИ в большинстве кампаний выполняет основную пропагандистскую и агитационную функцию. К сожалению, реклама в СМИ стоит очень дорого, поэтому необходимо тщательно выбирать направления и время ее использования. Необходимо закупать время на ТВ и полосы в газетах как можно раньше. В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируется законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации и т.д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов. Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общий период времени отводимого на СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании. Перед выборами 1995 года в России такие партии, как КПРФ, КРО, «Власть – народу» вели избирательную кампанию на общефедеральном уровне в основном путем проведения пресс-конференций и выступлений лидеров на собраниях избирателей. На региональном уровне КПРФ сполна использовала свой козырь в виде огромного количества организованных в партийные ячейки активистов, готовых работать за идею, сделав упор на проведении так называемых, акций «от двери к двери», применяла подворный, поквартирный обход, за каждым активистом было закреплено от 5 до10 домов. Большая членская база делала затраты на проведение этих акций (в иных случаях очень дорогостоящих) минимальными. Избирательная кампания КПРФ нарочито советская по форме - митинги, пропаганда чисто идеологического характера партии, традиционные, знакомые с детства людям лозунги, внешний вид листовок, сереньких, плохо отпечатанных, красные флаги. Даже с учетом некоторых ошибок, избирательная кампания КПРФ была близка к западной модели, за ее действиями в период выборов ощущалась серьезная подготовка. КПРФ вела себя как классическая, сформировавшаяся партия, грамотно работающая на свой электорат и заботящаяся о его приращении, силами своих региональных отделений распространяла собственную прессу и интенсивно проводила встречи своих кандидатов с избирателями, позаботилась о грамотной организации наблюдения в день выборов. НДР переняла опыт: от КПСС подход к кадровой политике, управление организацией, повседневной работы. Западный опыт: стратегия социальной адресный рекламы, создание привлекательного имиджа лидера, использование популярных деятелей современной отечественной культуры, оснащение техническими средствами, ведение мониторинга, анализ кампаний конкурентов и своей. С другой стороны, было достаточно откровенных провалов - Мартин Шакум (кандидат по одномандатному округу) пример бездарной избирательной кампании. Затратив гигантские средства на центральное телевидение, заклеив округ шикарными плакатами – вызвал неприязнь избирателей и в итоге провалился на выборах. Разработка финансового плана кампании Организаторов избирательной кампании в первую очередь волнует вопрос о способах сбора средств на ее проведение. Для этого необходимо определить структуру бюджета кампании, расходы, которые должны содержаться в смете: - на покупку «информационного пространства» в СМИ; - на публикацию предвыборных материалов (программ, листовок, плакатов); - на организацию митингов, собраний избирателей; - на почтовые расходы; - на оплату услуг внешних экспертов и консультантов и работу собственной команды кандидата; - на арендную плату за помещение штаб-квартиры, охрану, транспорт; - на поездки кандидата и его представителей по округу; - на проведение благотворительных акций; - на конкретные процедуры работы с электоратом и т.д. Список расходов должен быть как можно более подробным, чтобы не оказалось, что не хватает средств на какие-либо важные мероприятия. Закон требует вести учет как всех поступлений в избирательный фонд, так и расходования его средств. Поэтому крайне важно составлять скрупулезный бухгалтерский отчет поступлений и расходов по форме, которую можно получить в окружной избирательной комиссии. Экспертная оценка российских избирательных кампаний показывает, что обычно кандидаты-победители тратят на кампанию на порядок значительно больше средств, чем проходит через избирательный фонд кандидата и, конечно же, значительно больше, чем выделяют избирательные комиссии на эти цели. Реальная стоимость кампании партиями и кандидатами держится в тайне. Однако подсчеты расходов, связанные с выборами в России ведутся давно. И здесь уже созданы свои мифы. Например, обратимся к мнению журналиста Натальи Тимаковой, которая считает, что стоимость консультантов, разрабатывающих стратегию и тактику кампании обходится кандидату от 50 до 150 долларов в час. Два месяца работа двух консультантов обойдется кандидату в 72 000 долларов. 500 тысяч штук простого карманного календаря стоит примерно 100 000 долларов, 300 тысяч черно-белых листовок также 100 000 долларов. Стоимость четверти полосы в одном печатном издании 2 раза в неделю за два месяца стоит 160 000 долларов. 10-минутный репортаж по радио тянет на 2 000 долларов. Стоимость рекламного ролика - 30 000 долларов. Общая сумма расходов на рекламу партии в выборах федерального уровня, по оценке журналистки, составляет более трех миллионов долларов. Понятно, что без достаточного финансирования не может идти речи о качественном проведении избирательной кампании. Этому элементу кампании за рубежом уделяется особое внимание, что нашло свое выражение в разработке составной части избирательного маркетинга, направленной на сбор средств и получившей название – «фаунд рейзинг». По "фаунд рейзинг" существует огромное количество пособий, но не всегда эти рекомендации применимы к российским условиям. Основное направление в России в последние годы - это поддержание постоянной связи с потенциальными спонсорами, которым регулярно высылаются все публикации о кандидате, его программы, пресс-релизы, - даритель как бы ставится на информационное обслуживание, становится сопричастным к делам кандидата. Крупных спонсоров приглашают на съезды партии, встречи групп поддержки кандидата.
Так в начале своей деятельности ЛДПР разослала крупным и средним бизнесменам письма со своей программой и предложением жертвовать деньги на партийное строительство. Определенный взнос давал возможность спонсору присутствовать на съезде партии, встретиться с В.Жириновским и т.д.
«Демократический выбор России» перед выборами в Госдуму-95 разработал шкалу, в соответствии с которой та или иная сумма взноса давала спонсорам возможность: получения информации о работе партии, получить приглашение на съезд и другие партийные мероприятия, принимать участие в политсовете Движения, быть включенным в партийный список, в том числе в первую пятерку. Богатые люди жертвуют на политику исходя из разных побуждений. Но в России присутствуют два основных мотива: страх и желание получить прибыль. Очень часто поэтому крупные спонсоры жертвуют в кампании кандидатов и партий, придерживающихся противоположных идеологических воззрений. Западные рекомендации, работающие в том числе и на российской почве, можно свести к следующим принципам: 1. Для того, чтобы получить деньги, вы должны просить их. 2. Вы получите только то, что просите, или даже меньше, но никак не больше. 3. Кандидат является наилучшей фигурой для проведения мероприятий по сбору денежных средств. Кандидат, который не просит денег, обычно проигрывает кампанию. 4. Запрашивайте сумму в 2 раза больше, чем вы ожидаете получить. В этом случае вы получите ожидаемое или даже больше. 5. Сбор денежных средств - это постоянное занятие. Денег никогда не бывает слишком много. Сбор денег надо ставить на профессиональную основу. Это особая сфера деятельности. 6. Людям нравится, когда к ним обращаются за деньгами. Это льстит их тщеславию. 7. Кандидат баллотируется и этим уже оказывает каждому большую услугу. Люди уже в долгу перед ним. Собирайте причитающиеся «долги». 8. Деньги, вложенные в политическую кампанию кандидатов, могут принести прибыль. Кроме того, речь идет о политической власти, которую не оценить никакими деньгами. 9. Люди могут дать деньги на популярное дело. Начните кампанию с привлечения денежных средств от наиболее известных лиц, затем добейтесь, чтобы они привлекли к этому других жертвователей из числа единомышленников. 10. Всегда просите, чтобы жертвователь рекомендовал 2 или 3 кандидатуры, к кому еще можно обратиться. Всегда благодарите как в устной форме, так и благодарственным письмом. 11. Просите деньги на конкретное дело: выпуск телеролика, изготовление плакатов, проведение собрания. Люди хотят знать, куда пойдут их деньги.
Заключение Политический мир конца ХХ и начала ХХI веков невозможно представить без демократии. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определенные люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Во всем мире наиболее цивилизованной формой правления в обществе считается республика, особенностью которой является как раз формирование органов власти путем выборов. В декларации принятой Межпарламентским Союзом 26 марта 1994 года в Париже, говорится, «… демократия - подлинное, широкое и мирное соревнование между индивидуумами и организованными группами за важнейшие позиции государственной власти посредством регулярных, свободных и справедливых выборов"»[8]. Современная Россия до сих пор переживает трудное время становления демократии, идет ломка стереотипов оставшихся от тоталитарного прошлого. При переходе от тоталитаризма к демократии, по всей видимости, неизбежным является этап авторитарного государства, уже в настоящее время на местном уровне обозначились эти тенденции. В связи с этим особое значение приобретают существующие в нашей стране институты гражданского общества, как связующие звено, которое может вывести Россию к демократии, эволюционным путем, без революционных потрясений. Один из таких институтов – выборы. Свободные выборы являются одним из важнейших и неотъемлемых условий демократии. Научиться правильно использовать избирательные технологии мы можем в странах Запада, где институт выборов возник намного раньше, чем в России. Не зря применительно к экономическому развитию принято говорить о «выгодах отсталости». Более отсталые страны имеют возможность развиваться быстрее, если перенимают технические достижения более сильных в экономическом отношении государств. В сходном смысле можно отметить и некоторые преимущества запоздалого политического развития. Страны, занятые сейчас строительством институтов политической демократии, способны воспользоваться опытом других государств. Подлинно демократические выборы невозможны без выработки и соответствующего развития и использования избирательных технологий или политического маркетинга в западном варианте. Политический маркетинг обозначает разнообразную организационно-техническую и управленческую деятельность по регулированию экономических, социальных и политических отношений. Задача политического маркетинга заключается в том, чтобы наиболее выгодно преподнести своего претендента, нейтрализовать соперников и приложить максимум организационно-пропагандистских усилий, чтобы избиратели «купили» именно данный рекламируемый «товар». Избирательные технологии являются своеобразным индикатором по которому можно судить об уровне развития избирательной системы. Поэтому изучение и развитие избирательных технологий является актуальнейшей задачей в современной России. Не зря при каждой администрации, начиная с президентской и заканчивая районной, существует информационно-аналитический отдел, одной из главных задач которого является именно изучение избирательных технологий. Во время поиска в интернете я очень часто видела объявления о проведении семинаров, конференций по теме «Технологии избирательной кампании», предназначенные для студентов, преподавателей и просто интересующихся людей. Встречала сайты различных учебных заведений и компаний, которые предлагали курсы обучения данным технологиям. Я поняла, что эта тема сейчас интересует многих людей в нашей стране. Люди хотят знать, изучать опыт других демократических государств в избирательных технологиях, перенять опыт специалистов в вопросах предвыборной борьбы. Избирательные технологии не сразу появились в тех формах, к которым мы привыкли. Они постепенно развивались, из года в год, совершенствовались параллельно с появлением новых технологий в тех областях, с которыми непосредственно связаны. Средства массовой информации все глубже проникают в жизнь современного человека, а ведь СМИ стали неотъемлемой частью раскрутки кандидатов на выборах всех уровней. СМИ помогают нам не только узнать о программах политиков, партий, но и доносят до нас их реальные действия. С появлением и развитием интернета у кандидатов появилось еще больше возможностей донести до народа свои идеи. Теперь у политиков есть возможность создавать свой предвыборный штаб из людей, которые знакомы с теорией проведения избирательных кампаний. Существуют специальные центры, которые занимаются продвижением кандидатов, при чем у них уже появились значительные списки выборов, участие в которых они принимали. И все это опять таки можно найти в интернете, не отходя от своего компьютера собрать команду. Сейчас очень много возможностей для рекламы. Ни одни современные выборы не обходятся без юношей и девушек, раздающих листовки с политической рекламой в особенно многолюдных местах. А совершенствование законодательства в области выборов позволяет развиваться честным избирательным технологиям. Конечно, не все гладко и замечательно, постоянно появляются сообщения в СМИ в подтасовке результатов выборов. Это может означать тщетность всех усилий кандидатов и трату огромных денежных средств в пустую. Но это не означает, что от института выборов следует отказаться в будущем. Как раз наоборот. Ведь подобные случаи происходят преимущественно в тех странах, где к выборам не окончательно привыкли, где не окончательно разработаны все механизмы, в странах бывшего СССР, например. В США, Канаде, странах Европы таких проблем практически не возникает, что говорит о высоком развитии избирательных технологий. Развивающимся странам, странам с молодой демократией, нашей стране необходимо следовать примеру старших собратьев в вопросах не только экономических, но и политических. Я считаю, что технологии избирательной кампании будут развиваться и дальше, будут совершенствоваться и единственно верный и справедливый способ прихода к власти в будущем – демократические выборы. Это только мое мнение, мой прогноз, но я надеюсь, что и через много лет я смогу выразить свое мнение о том, кого я хочу видеть в руководстве страной.

Список используемой литературы. 1. Браун Л. Имидж - Путь к успеху. Спб: Питер Пресс, 1996. 2. Бухарин. Н. Ситуация в России после выборов в Государственную Думу 17 декабря 1995 года : Политологический прогноз / / Власть. М., 1995. N 7. 3. Выборы-96: роль телевидения / / США : Экономика. Политика. Идеология. М., 1996. N 2.
4. Гоулд. Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании/ /Политические исследования. М., 1993. №4. 5. Денис В. Выборы как индикатор политических процессов в постсоветской России/ /Власть. М., 1998. №3. 6. Зазыкин ВТ., Колосов С.В Фуре Р.Ф. Психологические факторы повышения активности избирателей с помощью телевизионных передач рекламного характера. М.: Студия Викон, 1996 7. Зенкин С. Выборы в Государственную Думу: долгий путь к закону / / Рос Федерация. М., 1995. N 13. 8. Зотова З.М. Избирательная кампания: технологии проведения. М.: Российский центр избирательных технологий, 1995. 10. Клямкин И. Предвыборный лабиринт / / Власть. М., 1995. N 5. С. 26-33. 11. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.: Институт государства и права РАН, 1995. 12. Колюшин Е. Финансирование выборов / / Рос. Федерация. М., 1995. N 22. 13. Лапаева В. Выборы 1995 г.: Опыт участия политических партий в избирательном процессе / / Законодательство и экономика. - М., 1996. - Вып. 3/4. 14. Левчик Д. А. Основные элементы актуализации имиджа кандидата в депутаты в ходе подготовки и проведения избирательной кампании / / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит. науки. М., 1995. N 2. 15. Максимов А. Как эффективно провести избирательную кампанию. М. 1995. 16. Пейн К., Хед К., 0'Коннел Ш. Стратегия планирования избирательной кампании. М.: Национальный демократический институт международных отношений (США), 1995. 17. Слепенков И.Н. и др. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М.: Российский центр избирательных технологий, 1995. 18. Сухопаров А. Магическое слово "выборы" / / Человек и закон. М., 1995. N 9. 19. Ушакин, С.А. Речь как политическое действие / / Полис. М., 1995. N 5. [1] Россия: партии, выборы, власть. Под. ред. Красного В. Н. М., 1996. С. 167. [2] Максимов А. Как эффективно провести избирательную кампанию. М. 1995. С. 17 [3] Энциклопедический словарь русского библиографического института братьев А. И Н. Гранат и К°/ Под ред.; до 33 т. проф. Ю. С. Гамарова, проф. В. Я. Железнова, проф. М. М. Ковалевского, проф. С. А. Муромцева. М., 1910-1948. Т. 41. С. 691. [4] Ф. Гоулд. Стратегическое планирование избирательной кампании/ /Политические исследования. М., 1993. №4. С. 45. [5] Независимая газета/ / 27 сентября 1994. С. 2. [6] Ф. И. Ковлер. Франция: партии и избиратели. М., 1994. С. 95. [7] Jamieson R. N. Packaging the presidency. New York. Oxford. 1996. P. 26. [8] Salmore S. A. Salmore B. G. Candidates, parties, and companigs. Washington, 1989. P. 9.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :