Введение
Главным условием развития политологии, как и любой другой науки, является общественная потребность. Каждая наука ставит перед собой, по меньшей мере, две цели. С одной стороны, она стремится реализовать узко познавательные задачи. А с другой стороны, главная задача науки состоит в том, чтобы результаты научных исследований воплощались в практику.
Общественная потребность в политологических науках в нашей стране раньше практически отсутствовала. Общественное сознание вполне удовлетворялось мифами официальной идеологии, а органы власти и управления принимали решения или по указанию сверху, или на основе интуиции. Считалось, что возможно тотальное управление обществом, а потому ни один из общественных процессов не должен находиться вне контроля руководящих органов.
И в то же время в обществе существовало множество неуправляемых и неконтролируемых процессов, которые можно было лишь затормозить во время очередной кампании борьбы с чем-то, но не отменить.
1. Функции политологии
За последние годы появились независимые от государства социально-политические субъекты (партии, движения, неформальные группы, группы давления и т.п.), были созданы новые политические механизмы - свободные выборы, парламенты и т.д. Резко возрос спрос на точное и достоверное знание о политических процессах и силах, которые в них участвуют, о политических механизмах и способах их оптимального функционирования.
Поэтому основной функцией политологии является получение нового знания (познавательная, или гносеологическая функция). Причем это знание должно быть представлено в самых различных формах и предназначено для решения и теоретических, и практических задач.
Смысл анализа политической реальности состоит в уяснении тех важных политических проблем, которые стоят перед обществом, когда политическая действительность отличается от представлений о том, как она должна выглядеть. Исходя из общечеловеческих ценностей, политология дает оценку политическому строю, ведет поиск наиболее эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д.
Однако выводы политологии, хотя и отражают те или иные социально-политические закономерности, все же не носят характера объективной истины. Их истинность, если здесь вообще применимо это понятие, зависит от признания людьми. Так, например, суждение "Демократия - лучшая форма государства" не является объективной истиной, т.к. его нельзя проверить. Кроме того, для некоторых народов (и тем более для отдельных граждан) может быть наиболее приемлем иной тип государства, скажем, монархия или теократическая республика.
Но и само сознание людей, принятие или непринятие ими тех или иных политических теорий и идей во многом определяется уровнем материального, политического и культурного развития. Это означает, что насильно навязанные народу даже прогрессивные концепции, ценности и порядки не будут для него политической истиной, ибо в этой сфере необходимым условием является свободный выбор человека. Применительно к демократии это проявляется в том, что стремление к ней народов мира возрастает по мере повышения степени их цивилизованности.
Одновременно с этим процессом происходят и качественные изменения в характере поведения самих людей. Сейчас политическая активность - это не просто демонстрация своей сопричастности политической линии официального руководства. Это в первую очередь деятельность, направленная на выражение и реализацию собственных интересов. Формы такого поведения весьма многообразны - от писем в газеты до политических забастовок и кампаний гражданского неповиновения.
В современном обществе управление политическими процессами качественно усложняется. Традиционные способы силового давления часто дают прямо противоположные результаты, чем это предполагалось и хотелось. Поэтому инструментом политики все больше становится компромисс, который достигается между заинтересованными участниками политического процесса. Очевидно, что в этих условиях политико-социологическая информация о состоянии общественного мнения, интересах и целях различных социально-политических сил, их статусе и весе, их стратегии и тактике приобретает особую значимость для принятия политического решения. В данном случае политология выступает как важнейший канал обратной связи, подтверждающий эффективность принимаемых решений.
Тем самым политология выполняет инструментальную функцию, поскольку обозначает границы принимаемых решений и, следовательно, определяет меру политической ответственности. В этом смысле политология является непременным атрибутом политической культуры демократического общества, так как она вырабатывает критерии приемлемости политических решений.
Другая сторона этой функции состоит в обеспечении правильности принимаемых политических решений. Политическое решение должно соответствовать интересам основных участников политического процесса и ориентироваться на наиболее благоприятные для них варианты развития событий.
При этом следует иметь в виду, что даже в наиболее передовых демократических странах реальная политическая жизнь, в том числе управление обществом, далеко не во всем и не всегда строятся по рецептам политологии. Политическая практика требует не только научных знаний, но и искусства политического руководства, которое основано на организаторских способностях, умении управлять, политическом опыте, чутье и интуиции. Реальная политика во многом иррациональна, является процессом и результатом борьбы за власть, соперничества различных интересов и амбиций, поиска компромиссов и консенсуса.
Чтобы уяснить разницу между ученым-политологом и политиком-практиком, можно прибегнуть к известной поговорке о том, что в науку приходят с вопросами, а не с готовыми ответами. Наука должна дать ответы на вопросы: "Чего мы ожидаем от результатов исследований? Чему они служат?" Результаты исследований в политологии часто проводятся с учетом еще одного вопроса: "Какова предполагаемая цель ответа?"
Дело в том, что результатом политологических исследований является чуть ли не прямое их воздействие на общественное сознание. Эти результаты становятся тем особым фундаментом, который позволяет политикам-практикам использовать их для реализации самых различных политических целей. Поэтому политологи чаще, чем другие ученые, в своей работе сознательно и намеренно руководствуются партийной позицией. Хотя здесь таится другая опасность. Приверженность ученого к одному из политических течений может привести к искажению картины политической реальности.
Политическая нейтральность необходима политологии для выполнения еще одной функции - политической социализации. Эта наука является одним из каналов приобщения граждан к демократической системе политических ценностей. Политология разрушает миф о власти как некой священной реальности, мистическая природа которой недоступна пониманию рядового гражданина. Благодаря знанию, "тайны" политики становятся доступными всем, а участие в политическом процессе перестает быть священным обрядом и становится гражданской процедурой.
Политология воспитывает дух гражданства, в отличие от традиционных отношений подданничества. Гражданство предполагает, что источником политических инициатив может быть любой человек. В то же время, в рамках отношений подданничества ни одна инициатива не имеет права на существование без санкции начальства. В одном случае формируется демократическая культура участия граждан в политике, в другом - традиционная культура мобилизации индивида в общность. В первом случае власть функционирует как средство разрешения проблем, во втором - как объект священного поклонения. В одном случае регулятором поведения человека становится ответственность за принятые решения, в другом - жесткое соблюдение писаных и неписаных правил и норм. Таким образом, политология формирует идеологию гражданских прав и свобод, которая предполагает знание политической жизни, границ принимаемых решений, механизма функционирования политической власти.
Еще одной функцией политологии является прогностическая, или функция предвидения. Политология должна отвечать на вопросы, как в будущем будет выглядеть политическая реальность, какие будут происходить политические процессы и явления. Политология придает поставленным вопросам максимально контролируемую форму, и стремится излагать свои выводы максимально научно обоснованно.
Анализ социальных функций политологии показывает, что ее развитие вызвано глубокими общественными потребностями:
¯ потребностью в точном и достоверном знании о политических процессах и политической реальности в целом;
¯ потребностью в согласованных и адекватных реальности политических решениях;
¯ необходимостью социальных стабилизаторов, препятствующих излишней поляризации политических сил;
¯ необходимостью нового типа социализации, основанной не на тоталитарной идеологии, а на демократических ценностях;
¯ потребностью в предвидении политического будущего.
Политология, следовательно, является одновременно и продуктом, и средством развития демократизации общества.
2. Характеристика основных методов политологии
Специфика этой науки определяется взаимосвязью общих и частных, фундаментальных и прикладных методов. Наиболее важные из них можно разделить на три группы.
Общие методы исследования политических объектов. К этой группе в первую очередь относится социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
Нормативный или нормативно-ценностный подход основан на выяснении значения политических явлений для общества и личности, их оценке с точки зрения общего блага, справедливости и т.д. Он ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.
Структурно-функциональный метод предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), которые направлены на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями. Этот метод широко использовался К.Марксом. Он выступает в качестве одного из принципов системного анализа.
Системный метод (50-60-е гг. ХХ в., Т.Парсонс и Д.Истон) требует рассмотрения политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, целостного восприятия объекта исследования и всестороннего анализа связей между отдельными элементами в рамках широкого целого.
Институциональный метод ориентирует на изучение политических институтов - государств, партий, а также права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
Антропологический подход во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии).
Деятельностный метод предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии (этапы): определение целей; принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Этот подход служит методологической базой теории политических решений. Политика выступает как специфическая форма управления обществом и рассматривается как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений.
Критически-диалектический метод ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее самодвижения. Этот метод признается, по существу, всеми сторонниками плюралистической демократии и плюралистической организации общества в целом, т.к. плюралистическая теория основывается на принципе противоречий, конкурентного соперничества многообразных идей, ценностных ориентаций, политических, экологических и культурных институтов, индивидов и социальных групп. Этот метод является ведущим в изучении таких явлений, как социальные и политические конфликты и кризисы.
Сравнительный метод (Платон, Аристотель) предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий и т.п., с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
Субстанциональный (онтологический) подход требует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую качественную определенность политики. Как уже отмечалось, такой первоосновой обычно считают власть, либо взаимодействие отношений влияния и властных отношений.
Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявление связи прошлого, настоящего и будущего.
Вторая группа методов относится не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и другие, им подобные, методы.
Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. К ним относятся: использование статистики; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение и т.д. Эти методы так же, как и предыдущие, прямо не отражают специфики политологии, и, в основном, заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук.
Выводы
Таким образом, политология формирует идеологию гражданских прав и свобод, которая предполагает знание политической жизни, границ принимаемых решений, механизма функционирования политической власти.
Использование всех названных и некоторых других методов в политологии позволяет детально изучить и дать разнообразные, всесторонние характеристики политической реальности. Можно сделать вывод о том, что методы политологии дают способы построения и обоснования системы политической науки, составляют совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения политической действительности.
Литература
1. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. секретарь Борцов Ю.С., науч. ред. Коротец И.Д. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. – 608 с.
2.Холод В.В. Лекції з політології. – Суми, 2009. – С. 7-24, 25 – 45, 274-292.
3.Основи політичної науки. Курс лекцій. / За ред. Б. Кухти. – Львів, 2008.- С. 82-187, 188-225.
4.Введение в политологию. Наука о политике. Учебное пособие. / Под ред. Н.И. Горлача, Г.Т. Головченко. – Харьков, 2007. - С. 150-189.
5.Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник. – М.: Юрист, 2008. – С. 8-19, 20-29, 330-369.