Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Приграничье России
2. Приграничные регионы и государство
3. Приграничное сотрудничество
4. Интеграционный Комитет
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Приграничные районы имеют большое значение для государства. Они играют ключевую роль во внешнеэкономических связях и во внешней политике, как мосты добрососедства и сотрудничества.
В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности значение приграничных территорий как зон контакта с внешним миром резко возросло. Приграничные территории, являясь частью страны, вбирают в себя как общие тенденции ее экономического и социального развития, так и обладают особенностями их проявления, обусловленными своеобразием своего нового положения. Возникнув на староосвоенной территории, они не свободны от наследства, оставленного длительной историей заселения и хозяйственной деятельности. Разные участки приграничных районов имеют неодинаковые стартовые условия для фактического закрепления статуса приграничности. Относительно низкая концентрация хозяйства и расселения в приграничных районах привела к своеобразию формирования хозяйственных связей.
Преобладающие центростремительные тенденции принуждали даже самые отдаленные населенные пункты ориентироваться на административные центры «своей» республики независимо от их удаленности. Одним из механизмов такой регуляции были языковые ограничения, накладывавшиеся реальными условиями жизни и вписывавшимися в понятие комфортности условий жизнедеятельности (при выполнении, например, служебных обязанностей, во время учебы и т.д.).
Сравнительно невысокие тарифы, относительно плотный график движения транспорта, улучшение качества дорог по мере приближения к центру области, значительно упрощали осуществление экономических, культурных и родственных связей населения областных «окраин» с главными городами «своей» области. Современная ситуация приводит к тому, что некоторая часть местных жителей связывает реализацию своих надежд на повышение уровня жизни с границей. В наиболее благоприятном положении оказались населенные пункты, находящиеся в непосредственной близости от границы. Но не все, а только те, которые имели более выгодные стартовые условия. В качестве таких условий может рассматриваться уровень инфраструктурной обеспеченности, в том числе транспортной.
Контрольно-пропускные пункты, как правило, создаются по ходу следования наиболее важных путей сообщения, в непосредственной (насколько это возможно) близости от крупного населенного пункта. Таким образом, возникнув в местах наиболее благоприятного для развития сочетания специфических факторов, они тем самым еще более усиливают концентрацию полезных функций места и углубляют разрыв в уровне жизни и возможностях между отдельными частями района. Соответственно, по-разному будут протекать однотипные процессы, определяющие в конечном итоге и перспективы развития как каждого отдельного участка, так и всего пограничного пространства.
1. Приграничье России
«Новая» российско-СНГешная граница появилась после распада СССР. Первоначально одиночные контрольно-пропускные пункты появились со стороны бывших советских республик в непосредственной близости от населенных пунктов. Они, как правило, представляли собой вагончик и шлагбаум, создавая впечатление, что так необходимо «для порядка». Со временем количество вагончиков стало увеличиваться, каждый из них был призван выполнять определенную функцию. Граница «продвинулась» ближе к реальной, появилась таможня и пограничники. При этом растет численность занятых в пограничных службах, появляется необходимая инфраструктура.
Местные жители вскоре понимают преимущества жизни в приграничной полосе, хоть чаще говорят о недостатках. Граница начинает «кормить» наиболее предприимчивых из местного населения. Со временем граница развивается в опорный пункт обслуживания. Это очень выгодно постоянному населению границы. Преимущества заключаются и в удаленности «головных» организаций, регулирующих режим пересечения границы.
Оборудованные пункты пропуска превращаются в своеобразное «центральное место» окружающей территории. Любая молодая граница, даже если она испытывает уже не первую молодость, имеет ярко выраженные барьерные функции. Они нарастают постепенно, достигают предела насыщения, преодолев который, начинают ослабевать, уступая место сначала мембранным, а затем и контактным функциям.
До распада СССР приграничные районы представляли собой зону оттока населения. Однако уже в начале 90-х годов отметился положительный миграционный баланс по обе стороны от границы. Масштабы миграционных перемещений различны и зависят, прежде всего, от размеров территории и численности этносов. Миграции также являются важным показателем уровня экономического развития. Пик миграционной активности населения преодолен в середине 90-х годов. В целом сейчас по ту сторону «новых» границ прослеживается миграционная убыль населения, в России – прирост. Приграничные районы в этом отношении имеют больше сходств, чем территории государств в целом. Миграционные потоки остаются более интенсивными с «той стороны» стороны благодаря «азональному» фактору – вхождению в пограничные территории областного центра. Если принимать во внимание только сельское население, то тенденции отразят общегосударственные.
У разных участков новых границ ситуация неодинакова. У них разная степень напряженности, различный уровень и характер традиционных связей, различная интенсивность экономического взаимодействия, разные природные условия. Все это требует учета при разработке программ совершенствования расселения и формирования инфраструктуры для перспективного обустройства территории.
2. Приграничные регионы и государство
Государство обязано интенсивно влиять на развитие приграничных регионов, поскольку появление новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза и неразвитость новой приграничной инфраструктуры привели к появлению связанных с этим пограничных и приграничных проблем и угроз.
Принимая тот факт, что состояние социально-экономического развития приграничных регионов в большинстве случаев уступает внутренним регионам России, Правительство РФ постоянно подтверждает необходимости особого отношения к проблемам приграничных субъектов Федерации. На заседании Правительства РФ 6 июля 1999 г. «О проблемах приграничных субъектов Российской Федерации' были поставлены конкретные задачи перед федеральными органами исполнительной власти, имеющие ключевое значение для жизнеобеспечения регионов (определенные руководителями субъектов РФ, имеющих общие границы с государственной границей РФ).
Однако среди частных вопросов решения хозяйственных проблем и точечного стимулирования экономического роста в приграничных субъектах РФ значительное место занимают вопросы общегосударственного характера, острота которых наиболее проявляется в приграничных регионах. В частности:
- в области совершенствования миграционного, налогового, таможенного, уголовного законодательства;
- развития правовой базы международного сотрудничества с сопредельными государствами по различным направлениям, в том числе, охраны окружающей среды и урегулирования вопросов природопользования;
- вопросы совершенствования транспортных систем и создания дополнительных транспортных коридоров.
Представляется, что, с одной стороны, целесообразно отрабатывать совместно с приграничными субъектами Федерации общие проблемы Российской Федерации, так как они наиболее очевидно проявляются. Основные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации проявляются именно в приграничном пространстве:
- территориальные притязания;
- незавершенность международно-правового оформления государственной границы России;
- проявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера;
- расширение экономической и демографической экспансии;
- расхищение национальных богатств Российской Федерации, активизация контрабандной деятельности;
- массовый вывоз капитала и стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров;
- нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов;
- трансграничная организованная преступность и терроризм;
- региональные вооруженные конфликты вблизи государственной границы;
- распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах;
- аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом.
С другой стороны, необходимо выделить вопрос именно развития приграничного сотрудничества как важного инструмента решения целого ряда локальных проблем. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание общегосударственной концепции приграничного сотрудничества. Постановлением Правительства Российской Федерации № 197 от 7 марта 2000 г. была создана Межведомственная комиссия по развитию приграничного сотрудничества, целью которой является создание концепции развития приграничного сотрудничества и федеральной целевой программы развития приграничного сотрудничества на ближайший период и перспективу.
3. Приграничное сотрудничество
Необходимо отметить, что подписанная Правительством РФ и вносимая на ратификацию европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей дает определенный юридический инструментарий по заполнению правового вакуума в данной сфере. Однако следует отметить, что структурообразующим принципом конвенции является местное самоуправление (территориальные власти). Представляется, что на современном этапе решение проблемы становления приграничного сотрудничества в России должны в равной мере осуществлять как федеральное правительство и региональные власти, так и органы местного самоуправления, организации и граждане в пределах их компетенции. Структурообразующим принципом в Концепции должна стать территориальный, базисным понятием которого должна стать приграничная территория, как она определена в Законе о Государственной границе. Таким образом, приграничным сотрудничеством являются любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между РФ и любыми сопредельными государствами в решении вопросов устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий при обеспечении суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализации и защите национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее приграничном пространстве.
Приграничное сотрудничество основывается на принципах Конституции РФ, общепринятых норм и принципов международного права и реализуется в системе федеральных законов, законов субъектов РФ посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и полномочиями в этой сфере.
Составной частью приграничного сотрудничества Российской Федерации является подготовка и реализация, совместно с заинтересованными государствами, мер по обеспечению оборонной, социально-политической, экономической, экологической и информационной безопасности на внешних границах Российской Федерации.
Важнейшими предпосылками эффективности приграничного сотрудничества выступают справедливое межгосударственное разграничение, развитие международного сотрудничества, укрепление социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов РФ.
Приграничное сотрудничество осуществляется в пограничном пространстве РФ, охватывающем государственную границу РФ, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
Цель приграничного сотрудничества – реализация и защита национальных интересов России, обеспечение безопасности личности, общества и государства в приграничном пространстве РФ.
4. Интеграционный Комитет
Определенные подходы к проблеме развития приграничного сотрудничества заложены в Соглашении об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.96 г., подписанный 26.02.99 г.
В данном случае мы имеем дело с расширительным толкованием приграничного сотрудничества. Так в ст.1 Соглашения приграничный регион определен как регион в пределах административных или иных государственных территориальных образований, административно-территориальные границы которых совпадают с линией государственной границы государств-участников Соглашения.
Более того, ст.4 Соглашения обязывает предоставить на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, национальный режим населению приграничных регионов государства другой стороны по вопросам: временного проживания, занятия традиционной хозяйственной деятельностью, получения образования и других услуг, занятия малым предпринимательством.
Для устранения противоречий с федеральным законодательством, необходимо правовое ограничение пространства приграничного сотрудничества.
Отмечая тот факт, что принятие европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей явилось этапом в европейской интеграции, фактически отменяющей значение внутренних границ ЕвроСоюза, однако в такой же степени ужесточающих внешний пограничный режим, так в Бенилюкской конвенции о приграничном сотрудничестве, построенной по территориальному принципу, особое значение придается вопросам контроля за миграцией, предотвращения незаконной миграции.
В части формирования правовой базы приграничного сотрудничества, необходимость решения ряда принципиальных вопросов, включая внесение поправок в уголовно-процессуальный кодекс, иммиграционное законодательство, перераспределение функций между рядом министерств и ведомств, решение множества контрольных вопросов.
Заключение
Главным инструментом региональной политики РФ в случае приграничной территории может стать только развитие особых зон приграничного сотрудничества. Задачей федеральной целевой программы развития приграничного сотрудничества на ближайший период и перспективу должно стать создание и использование инструмента особых зон, а также координация конкретных налоговых, бюджетных, таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную приоритетность развития приграничных территорий РФ.
Федеральная целевая программа такого уровня должна иметь комплексную направленность и вероятно иметь в своем составе региональные подпрограммы. Очевидно, что сами вопросы создания правового поля приграничного сотрудничества и решения конкретных проблем необходимо решать программными средствами. Известно, что ряд регионов разрабатывал локальные программы развития приграничного сотрудничества. Существует более 10 региональных программ и ряд федеральных, затрагивающих проблемы приграничной жизни. Понимание механизмов решения проблем приграничного сотрудничества накоплено в ряде приграничных субъектов, таких как Санкт-Петербурге, Республике Карелия, Псковской области, Оренбургской области, Амурской области, Республике Дагестан.
Такие региональные программы должны стать подпрограммами общефедеральной целевой программы. В каждой конкретной региональной подпрограмме должны быть предложена как стратегия решения первоочередных проблем, так и оценка экономического и политического эффекта программных мероприятий, особенно зонирования. Необходим расчет эффективности введения налоговых и других льгот, расчет экономических последствий.
Учитывая то, что приграничное сотрудничество находится в стадии институционального становления, при разработке программы необходимо предусмотреть несколько этапов ее реализации. Очевидно, что на первом этапе целью программы должно стать создание необходимых условий для реализации Концепции государственной политики по развитию приграничного сотрудничества (которые подчас не созрели). Еще раз необходимо уточнить, что развитие приграничного сотрудничества (к примеру, европейская рамочная конвенция является этапом интеграции, фактически отменяющей значение внутренних границ Европейского Союза, однако в такой же степени ужесточающих внешний пограничный режим) должно сопровождаться параллельным ужесточением внешнего пограничного, таможенного, иммиграционного контроля.
Список использованной литературы
1. Бельдей В.А. Развитие приграничных регионов. – М.: Янус, 2005.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М, 2001.
3. Греханова М. Блеск возрождения//Эксперт-Сибирь. – М., 2004, №35 (49)
4. Карпов Н.С. Гаврилов Н.К. Россия и Евросоюз. Точки соприкосновения и конфликты// по материалам РИА-Новости от 03.2001.
5. Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Региональная экономика. – Ростов-на-Дону, 2001.
6. Морозова Т.Г. Региональная экономика. – М., 2001.
7. Программа социально-экономического развития Читинской области на 2003-2005 годы
8. Смирнов В.Золото Сибири//Рынок ценных бумаг. – 2003. – №10.
9. Федеральная целевая программа «Сокращение различие в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 г.)»
10. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, 1996–2002 годы и до 2010 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717)
11. Шилов П.Р. Россия и государства Прибалтики. Проблема вступления в Евросоюз// Обозреватель. – 2002. – № 5.