СОДЕРЖАНИЕ
1. Что такое политический конфликт?
2. Многонациональность России как особая черта ее
политической системы
3. Экономическая политика как составляющая
политического конфликта
Заключение
Литература
1.ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ?
Если принять за границу современной политической жизни России начало перестройки под руководством Горбачева М.С. (1985-86), то за прошедшие 15 лет можно без труда увидеть, что сложившуюся обстановку следует определить как конфликтную ситуацию. Внутри этого периода так же нетрудно различить несколько фаз в развитии политического конфликта. Собственно горбачевская стадия, длившаяся 6 лет, характеризуется прежде всего активизацией свободолюбивых настроений, которые выразились в форме открытых (публичных) народных выступлений (митинги, забастовки и т.п.), а также в форме острой полемики в средствах массовой информации. Как известно, этот короткий и бурный период политической жизни в России завершился сменой основных опор, на которых стояла советская власть. Результаты задуманной Горбачевым политической реформы, как это можно утверждать сей- час достаточно уверенно, оказались во многом полезными, а, главное, - необратимыми.
Я считаю, что самым важным результатом политической реформы Горбачева явилось открытие ранее засекреченных материалов о советской политической истории, выразившееся на разных уровнях. Общество было втянуто в процесс непрерывного и интенсивного получения информации о собственном происхождении и образе жизни. Началась активная работа общественного и политического сознания. Этому процессу в немалой степени способствовала публикация философско-публицистических книг русских эмигрантов (например, книг А.Авторханова, А.Янова и др.), зарубежных историков (в частности, знаменитая «Жатва скорби» Р.Конквеста), советских политических деятелей, а также многих ранее запрещенных произведений художественной литературы. Джинн был выпущен из бутылки.
Подобный процесс был в значительной степени закреплен и укреплен с приходом к власти Ельцина Б.Н. Сейчас можно видеть, что и его реформы отличались противоречивостью, непоследовательностью, оказались незавершенными, но в то же время они не были напрасными. Конфликт в политической жизни ельцинского периода достиг закономерной остроты. Следует вспомнить события сентября-октября 1993 года, которые можно охарактеризовать как мини-гражданскую войну. Это был опасный политический конфликт, сопровождаемый человеческими жертвами во время вооруженных столкновений противостоящих политических сил.
Политический конфликт в любом обществе любой эпохи возникает вследствие несовершенства политической системы. Понятие политического конфликта – понятие, проистекающее из данной в настоящий момент политической ситуации. Именно из такого понимания политического конфликта мы исходим в нашем реферате. «Политическая система общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации. Общественные отношения в процессе осуществления политической власти определяют содержание деятельности учреждений и организаций, составляющих политическую систему. Она формируется в процессе деления общества на классы и появления государства и в ходе исторического развития классового государственно организованного общества становится все более разветвленной» (1).
Исходя из данного определения, мы можем утверждать, что политический конфликт в современной России во многом обусловлен тоталитарной системой власти, существовавшей в рамках СССР на протяжении 70 лет. Несколько поколений людей, выросших за годы существования этой власти, почувствовали на себе влияние политической системы, основанной на нивелировании личности.
2. МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ РОССИИ КАК ОСОБАЯ ЧЕРТА ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Советская империя, ее политическая и общественная, а также и экономическая системы были осложнены той особенностью, что Советский Союз состоял из множества наций и народностей. В мире существуют многонациональные страны, и все они так или иначе сталкиваются с необходимостью решать вопросы межнациональных и даже межрасовых отношений, как, например, в США. США решили эту проблему путем национального согласия.
Что ждет нашу страну? «Модернизационный прорыв, осуществленный за годы Советской власти, был сопряжен с колоссальной миграционной динамикой. Возможно, ни одна другая страна в мире (за исключением США) не знала таких масштабов «горизонтальной мобильности», как Советский Союз. При этом меры переселения имели как добровольный, так и принудительный характер. Во всяком случае вплоть до 70-х годов основным направлением миграционных потоков было перемещение населения с запада на восток – из России в республики Средней Азии, в Сибирь и на Дальний Восток» (2). В настоящий момент именно проблема межнациональных отношений во многом определяет появление «горячих точек» в России. «С распадом СССР резко измененились направление, масштабы и мотивация миграционных потоков. Непосредственным следствием межнациональных конфликтов как в СССР, так и в России стало появление проблемы беженцев и вынужденных мигрантов. Сотни тысяч людей оказались вынужденными покинуть места их проживания из-за опасности за свою жизнь и жизнь своих близких. Многие были изгнаны из своих сел и городов либо с помощью прямого насилия, либо благодаря созданию атмосферы, невозможной для обычной повседневной жизни. Причем в России находили и находят прибежище не только русские, но и представители всех национальных групп, оказавшихся в безвыходном положении в прежних местах их проживания. С начала 90-х годов массовые потоки беженцев хлынули в Россию из всех горячих точек: бежали армяне из Азербайджана и азербайджанцы из Армении, турки-месхетинцы из Казахстана, таджики из Таджикистана, осетины из Грузии, грузины из Абхазии» (3).
В сущности российский народ как нация формировался на громадном географическом пространстве вследствие того, что русских изгоняли из Европы. В русском сознании навсегда осталась мысль о привязанности к Европе, но и представлении о том, что за это надо платить готовностью к эмиграции. Все это вместе взятое стало основой для политического конфликта в современной России. Национальная политика, которую до сих пор проводит правительство России, ориентированная на пресловутое равноправие, на самом деле заводит в тупик малые народы России. Я считаю, что политический конфликт в современной России во многом связан прежде всего с решением национального вопроса. В процессе построения политической структуры государственного существования следует учитывать особенности национальной истории и национального характера тех, кто входит в состав государства. Как говорит А.Г. Здравомыслов, «такой способ национальной самоидентификации обусловлен тем, что индивид не выбирает нацию. Она ему задана вместе с рождением, умением говорить и культурным ареалом, который очерчивает рамки его жизненного пути и «задает» общечеловеческие стандарты социализации. Национальное бытие проникает в индивидуальное сознание с речью, с усвоением умения общаться с людьми. Индивид начинает говорить не на абстрактном языке и не на эсперанто, а на своем «родном» языке, овладение которым им не замечается. Только после того, как он освоил свой язык и многие иные навыки поведения, он узнает о том, что есть люди, которые не понимают его языка и язык которых недоступен его пониманию без специальных усилий и посредников. Свой язык он усваивает как некоторую природную данность, как умения дышать, ходить, удовлетворять естественные потребности. Отсюда и возникает иллюзия естественной принадлежности к национальному целому» (4).
Все это вступило в резкое противоречие с национальной политикой Советской власти уже на первых порах ее существования. А.Зубов пишет: «Гениальное изобретение Ленина – национально-территориальная федерация прекрасно на протяжении всех семи коммунистических десятилетий исполняла возложенную на нее задачу перемешивания наций, уничтожения национальных корней культуры. Но «прекрасно» национально-территориальная федерация исполняла возложенную на нее задачу до тех пор, пока единство территории обеспечивалось внеправовыми методами тоталитарного господства над словами и действиями граждан» (5). Иначе говоря, «союз нерушимый» держался только на угрозе карательных мер в отношении нарушителей. Нам не давали враждовать. И как только начались реформы по либерализации политического строя, «свободные республики» в ужасе, через кровь и боль разбежались друг от друга.
При условии удачного решения вопроса межнациональных отношений (а такой опыт в мире имеется) можно надеяться на лучшее будущее уже для нынешней молодежи. Нужно только осознать, что в многонациональном государстве необходимо неуклонно и энергично соблюдать и проводить в жизнь реформы, основанные на общегосударственном народном интересе, чтобы достичь благотворного равновесия между свободой и здоровой национальной идеологией. Это особенно актуально для России, пережившей тяжелейшую историю в ХХ веке и живущей сейчас в экстремальных условиях.
До середины 1993 г. основными регионами вынужденного переселения были Таджикистан, Азербайджан, Грузия и Чечня. Наиболее ожесточенными фазами межнациональных вооруженных столкновений оказались: Нагорный Карабах (1988 – 1991), Таджикистан (1992 – 1993), Абхазия (1992 – 1993). Самой длительной стадией (и самой мучительной) в развитии межнационального конфликта непосредственно в Российской Федерации стала Чечня. Массовый отток русскоязычных здесь начался с 1990 года, когда сессия ВС Чечено-Ингушетии приняла Декларацию о суверенитете республики. Миграционные потоки увеличились в 1991 г., когда президентом был избран Д.Дудаев и значительно активизировалось дистанцирование Чечни от России. Две последовавшие затем войны в Чечне свидетельствуют о том, насколько серьезным и глубоким оказался конфликт внутри самой Российской Федерации, столь гордо объявившей о собственном суверенитете.
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Другое, не менее тяжелое условие для преобразований в современной России, - мечта нашего общества о «российском экономическом чуде», вселившаяся в сердца людей со времен перестройки. Общепризнано, что экономический потенциал страны еще далеко не исчерпан. Но для его реализации необходимы солидарность общества, национальное согласие, вера народа в то, что власть действует в интересах большинства, а не идет на поводу доктринеров от экономики, не сообразующихся ни с реальностью, ни с традицией. «Однако, - как отмечают В.Волконский и Г.Пирогов, - власть не смогла удержать высвободившуюся энергию в созидательном русле. И вместо анализа процессов, не укладывающихся в известные схемы, и выработки концепций реформы, адекватной реальностям и специфике страны, значительная часть нашей интеллигенции охотно и бездумно восприняла готовую поверхностно-привлекательную, чисто либеральную, а фактически примитивно-подражательную парадигму» (6).
В России образовался идеологический вакуум после краха коммунистической догматики, и это сразу повлекло за собой невообразимую путаницу теорий, убеждений, концепций как в отношении реформирования политического строя в стране, так и в отношении переустройства экономической жизни. В.Волконский и Г.Пирогов пишут: «Главный водораздел в идейных установках оппозиции, на наш взгляд, проходит между теми, кто верит в возможность возрождения России на путях взвешенной модернизации (более «буржуазной» или «социалистической» – не столь важно), и теми, кто видит выход скорее в новой идеологии (в первую очередь – социолог С.Кургинян и его единомышленники). Альтернативой модернизационного пути, по их мнению, может стать объединение народа доминирующей сверхценной идеей, обеспечивающей прорыв в лидеры цивилизации на основе мобилизационной модели экономики. Мы не сторонники подобной модели. На наш взгляд, возрождение России – в эффективном усвоении системы рыночных отношений…» (7). Согласимся с этим взглядом, ибо история человечества давно уже демонстрирует соответствие демократическому государственному строю рыночной экономики, несмотря на все ее недостатки, проиллюстрированные в той же истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все, о чем говорилось выше, в значительной степени осложняет процесс преобразований, касающихся прежде всего политического строя в стране, который, как мы уже отмечали, характеризуется острой конфликтностью. Пока неясно, какой выход смогут обеспечить основные политические силы России, насколько согласуются их действия с народом, ведущим жалкий (нищий) образ жизни, но очевидно, что все мы живем в другой стране, что преобразования все равно происходят на всех главных уровнях существования общества. И все это требует серьезного социологического анализа. Вызывает опасения некоторая неопределенность политики нового президента В.В.Путина, в частности, относительно дальнейшего партийного строительства. Наметившееся сближение двух крупных партий («Единство» и «Отечество – вся Россия») таит в себе подоплеку чисто политического союза (скорее всего преждевременного) с целью, как нам представляется, ликвидации мелких партий. Об этом свидетельствует все еще вполне респектабельное существование Коммунистической партии, с которой вновь образованный партийный альянс может вступить в контакт в любой момент для выработки совместной концепции дальнейшего политического и экономического движения в России. Кажущееся спокойствие политической жизни последних месяцев может скрывать в себе мину замедленного действия. Политический конфликт в стране приобретает сейчас новую форму – скрытой от народа политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С.510.
2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М., 1997. – С.100.
3. Там же. – С.102.
4. Там же. – С. 114.
5. Зубов А. Будущее российского федерализма // Знамя.- 1996. - №3. – С.180.
6. Волконский В., Пирогов Г. Российская экономика на распутье // Новый мир. – 1996. - №1.- С. 117.
7. Там же. – С.116.