Содержание
Введение
1. Понятие и задачи модернизации в современном мире
2. Сущность политической модернизации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Современный этап исторического развития характеризуется тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции; трансформация тоталитарных режимов осуществляется в странах Восточной Европы, России.
С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений.
Цель контрольной заключается в том, чтобы, опираясь на теоретическую базу западных политологических школ, исследования представителей отечественной политической мысли, а) раскрыть сущность процесса политической модернизации, выявить его закономерности и особенности, проанализировать содержание современного этапа социально-политического развития России.
Осмысление теории и накопленного опыта модернизации позволяет соотнести проблемы нашей страны с общим направлением цивилизационного процесса, найти стержневой момент в анализе и прогнозировании процесса демократизации общества.
Глава 1. Понятие «модернизация»
Главная цель модернизации – новая роль России в современном мире
Россия выжила как молодая политическая нация. Теперь пора нам обрести свое место в качестве сильной, современной мировой державы.
Дмитрий Медведев,
Президент Российской Федерации:
В основе моего представления о будущем – глубокая убежденность в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе.
Больше медлить с этим нельзя. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире.
Новой России скоро будет 20 лет… Мы – молодая страна, но мы уже доказали, что Россия – состоявшееся, самостоятельное государство, с которым считается весь мир. Теперь надо сделать следующий шаг, чтобы весь мир увидел, что Россия еще и привлекательная страна, свободная, сильная и современная во всех смыслах этого слова. Жить в России должно быть почетно. Это задача, ради которой мы все можем работать вместе.
Вокруг задач модернизации создается новое, открытое для всех политическое большинство
Новая модернизация России – это тяжелый труд нации, мобилизация всех ее трудовых и творческих сил. Необходимо в кратчайшие сроки создать умную экономику, производящую уникальные знания и вещи для людей.
Экономическая, социальная, внешняя политика разрабатывается в результате сложного взаимодействия самых разных общественных групп. Следование законным интересам и учет мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений, – это обязанность государства, это обязанность демократического государства.
Нас объединяет одно, как минимум одно – понимание того, что перемены необходимы и что только от нас самих зависит, какой будет Россия для наших детей и внуков, какое место займет в будущем мире.
Президент же говорит, прежде всего, о необходимости консолидации общества, а не его растаскивании по политическим сектам. Потому что только народ, объединенный высокой целью, способен делать все необходимое для себя и своих потомков. Неконсолидированный народ всегда неэффективен, и угроза гражданских конфликтов в такой среде предельно актуальна. Давайте же осознаем свою ответственность за происходящее.
Модернизация – это строительство современной, молодой нации
Модернизация России – это строительство нации, современной и устремленной в будущее. Такая нация найдет себе достойное место в мировой семье.
Вместо прошлой построим настоящую Россию – современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда.
Успех модернизации зависит от всестороннего, полномасштабного ее характера
Задача модернизации не заключается исключительно в ускорении экономического развития, переводе экономики на инновационные рельсы. Не меньшее значение имеют и другие стороны модернизации, где создание современной инфраструктуры соседствует с модернизацией общественного сознания, где укрепление государственных институтов напрямую связано с модернизацией образования, где политическая стабильность является гарантией гармоничного развития общества.
Реализация наших стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе. Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современное образование и культура (культура в самом широком смысле этого слова) – без этого всего мы не добьемся успехов.
Модернизация не может быть частичной и местечковой. Необходима системная и комплексная модернизация всей России. Основным фактором развития страны является глубокая модернизация экономики, включающая как перевооружение производства, так и развитие прикладной и фундаментальной науки.
Системность модернизации – основа ее успешности
Новая стратегия Президента касается всех без исключения отраслей экономики, политики, общественной жизни. Она направлена на комплексное и согласованное решение задач, стоящих перед обществом.
Во-первых, мы обязаны заняться модернизацией государственного сектора.
Второе. Будет сформирована комфортная среда для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня.
Третий системный шаг, который мы должны совершить: мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характерразвития. Четвертое. Под задачи модернизации должна быть настроена и наша налоговая система, а также законодательство об обязательных страховых взносах.
Прежде чем перейти к модернизации промышленности, к реализации приоритетов, которые выбраны в целом правильно, необходимо прибраться в России. Привести дороги в порядок, коммуникации, инфраструктуру, хотя бы крупнейших городов, определяющих темпы роста обрабатывающей промышленности и качества человеческого капитала. И надо срочно разрабатывать комплексный мегапроект, в рамках которого и провести модернизацию инфраструктуры и ключевых узлов экономики и жизнеобеспечения населения страны.
Социальные приоритеты модернизации – это не только поддержка слабых, но и развитие всего социума
Цель изменений – качественное и долговременное улучшение жизни людей. Но в первую очередь необходимо следить за тем, чтобы за бортом модернизации не оказались слабые – пенсионеры, инвалиды, оставшиеся без родителей дети, а также люди, временно оказавшиеся в трудной ситуации – безработные и жители моногородов.
Нашим приоритетом была и останется поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Несмотря на падение доходов бюджета, социальные обязательства государства выполняются полностью. И дальше так и будет.
Считаю правильным: в центр работы правительства должны быть поставлены не инновации, а забота о народе. Забота о народе в широком смысле слова. Не только и не столько материальное благосостояние, но и духовность, воспитание, здоровье.
Глава 2. Сущность политической модернизации
ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Этапы переходного периода от авторитаризма к демократии
Кризис авторитарного режима и его либерализация
Расширение индивидуальных и коллективных политических прав при сохранении в политической системе авторитарных структур
Качественное изменение в политической системе, состоящее в формировании демократических политических институтов и структур, взаимодействующих на основе демократических процедур. Этот процесс включает в себя:
а) формирование конкурентной партийной системы,
б) институализация демократических механизмов государственной власти.
Период адаптации общества к новому политическому механизму, новой модели регулирования конфликтов.
Среди закономерностей переходного периода отмечается, прежде всего, в качестве исходного уровня – вызревание внутреннего кризиса авторитаризма, который охватывает государственные институты и порядок их функционирования, а также политическую элиту. Происходит снижение легитимности режима не только на уровне масс, но и на уровне элиты. Часть элиты считает неизбежным приспособление режима к меняющейся реальности. Переходный период развивается тогда, когда в элите берут верх сторонники данной позиции, которые и начинают либерализацию.
Стержневой проблемой данного периода, решение которой обеспечивает переход к демократии, выступает формирование гражданского мира. «Это понятие означает… отсутствие вооруженной конфронтации и других острых форм социального конфликта, способных дезорганизовать общественную жизнь, поддержание стабильности и согласия на уровне, приемлемом для становления и консолидации демократии» (Свободная мысль. 1994. № 12-18. С.106). Он достигается, если все социальные группы, политические силы способны реализовать требования «трех консенсусов»:
обеспечить согласие относительно прошлого,
все политические силы определяют «правила игры» в новой политической ситуации,
модель общественного переустройства, программа ее достижения должна быть принята большинством общества.
Опыт показал, что своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического реформирования; каков тип предшествующего недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного сознания.
Политическая модернизация проходит в условиях конфликта между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Неизбежно в каждой стране возникает проблема:
- идти ли путем копирования каких-либо моделей развития и акцент делать на перенесение в данную социально-политическую ситуацию уже имеющихся образцов,
- создавать оптимальный вариант политической системы, адекватный всему комплексу конкретных условий данного общества?
И теория политической модернизации, и практика дают на этот вопрос неоднозначные ответы. Наряду с противоречием, связанным с конфронтацией универсальных стандартов и традиционных ценностей, в процессе модернизации проявляется противоречие между многообразием социально-политических интересов, сформировавшихся в обществе, и возможностями политической системы принимать эффективные решения.
Эти противоречия пронизывают все сферы общественной жизни, влияют на формирование политических интересов и способы их взаимодействия. Знание противоречий модернизации позволяет выработать оптимальный вариант политической позиции, ослабляющей проявление типичных для переходного состояния кризисов. Чтобы осмыслить содержание и взаимосвязь кризисов политического развития, целесообразно поставить такие вопросы: «Как правящая элита реагирует на возросшую политическую активность различных социальных групп? Достигнуто ли в стране согласие относительно методов политической власти? Способно ли государственное управление эффективно воздействовать на общество?»
Необходимо учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита может избрать один из вариантов действия: подавление путем насилия, юридическое признание оппозиции, не только формальное признание оппозиции, но и сотрудничество с ней. Кризис участия возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти.
Одним из ключевых показателей эффективности и результативности политической системы является легитимность. Напомним, что это понятие означает признание обществом правомерности официальной власти. Поскольку в ходе модернизации создается угроза статусу основных традиционных институтов, а динамизм изменения социальной структуры порождает такую ситуацию, что не все группы получают доступ к сфере принятия решений, то взаимодействие общества и власти может принять конфликтную форму, выливающуюся в кризис легитимности. Он означает отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти.
Мозаичная картина модернизируемого общества отражается во взаимосвязи следующих процессов: разрыв между экономическими отношениями и становлением политической системы; разрыв между системой ценностей, на которых основывалась легитимность власти, и изменениями, приводящими общественные отношения в противоречия с этими ценностями; растущая неудовлетворенность, вызванная несоответствием между ожидаемыми благами и реальными последствиями правительственных решений. В контексте этих процессов естественно возникает вопрос, насколько действенно государственное управление. Для обозначения ослабления способности государства проводить свою политику используется понятие кризис регулирования конфликтов, или кризис проникновения.
Наличие противоречий, проявляющихся в развитии современного российского общества, широкая сфера распространения социальных конфликтов являются основой для проявления типичных для модернизации кризисов. Особую актуальность приобретает в наши дни изучение факторов, способствующих или нейтрализующих возможность социального взрыва. Теория политической модернизации, разработка конфликтологии переходного периода должна стать теоретической базой для формирующейся политической элиты России в проведении конструктивной политики.
Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.
Заключение
Известно, что природа переломных моментов двойственна, противоречива. Наряду с проявляющимися чертами демократизации на современном этапе России имеются все признаки авторитарной власти. Ситуация осложняется тем, что нет мощных противовесов этой углубляющейся тенденции, которые гарантировали бы постепенный характер перехода к социально ориентированной рыночной экономике, демократический тип политической системы. А поскольку в России не сложился ни один тип из «трех консенсусов», обеспечивающих гражданский мир, то весьма проблематичным является достижение социального компромисса.
России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти. И так, в осмыслении содержания современного этапа в жизни России необходимо учитывать всю совокупность факторов, определяющих отсутствие прочного гражданского мира и последовательность демократических преобразований.
Список используемой литературы
1. Региональная политика учеб. пособ. Н.И. Ларина, А.А. Кисельников 1998г.
2. Политическая регионалистика Ю.В Косов, В.В Фокина 2009 г., 192 с.
3.Стратегический анализ политики.З.Н Ожиганов уч.пособ. для студентов 2006 г. 272 с.
4. Современная мировая политика: Прикладной анализ - ("Региональная библиотека международника ") (ГРИФ) /Баталов Э.Я., Балуев Д.Г., Байков А.А. (Баталов Э.Я., Балуев Д.Г., Байков А.А.)