Содержание
1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире.
2. Конституция государства.
3. Высшие государственные органы власти. Формирование, полномочия, структура (схема).
4. Форма государства.
4.1. Форма государственно-территориального устройства.
4.2. Форма правления.
4.3. Тип политического режима.
5. Форма избирательной системы.
6. Модель президентской власти.
7. Тип парламентаризма.
8. Основные политические партии (правящая, оппозиция).
9. Тип партийной системы.
10. Основные политические организации и движения.
11. Правовое положение личности.
12. Тип государства.
13. Тип политической системы и его характеристика.
14. Список литературы.
Приложение
1.Краткая справка о государстве и его роли в современном мире.
Индия - вторая по численности населения страна в мире. Более века она была колонией, "драгоценным камнем в короне Британской Империи". Добившись независимости и преодолев десятилетия экономической изоляции и отсталости, Индия в наши дни стала одной из ведущих мировых держав.
Огромный и этнически разнообразный Индийский субконтинент раскинулся с севера на юг от высочайших гор мира - Гималаев - до Аравийского моря и Бенгальского залива Индийского океана, от гор Афганистана на западе до джунглей Бирмы на востоке.
Постколониальное разделение субконтинента на Индию и Пакистан в 1947 году положило начало противостоянию между этими странами, продолжающемуся до наших дней. За это время между Индией и Пакистаном произошло три вооруженных конфликта.
Существующие религиозные, кастовые и региональные различия постоянно создавали и продолжают создавать напряженность в обществе, негативно отражаясь на политической жизни в стране, порой угрожая ее устоявшимся демократическим институтам и общественной жизни.
"Отец нации", Махатма Ганди, который возглавил борьбу Индии за независимость, был убит в 1948 г. членом экстремистской индуистской организации за то, что выступал против индо-мусульманских погромов.
Премьер-министр Индира Ганди была застрелена своим сикхским телохранителем в 1984 г. после того, как отдала приказ войскам очистить Золотой храм в Амритсаре от оккупировавших его сикхских боевиков.
В 1992 разгорелся широкомасштабный конфликт между индуистами и мусульманами после того, как индуистские экстремисты разрушили мечеть Бабри в Айодхье.
Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии, мечтал о построении социализма и потому создал громоздкую государственную структуру управления, которая все более обременяла страну.
С конца 1980-х и в 1990-х годах экономика Индии постепенно реформировалась и делалась более открытой для притока зарубежных инвестиций.
Сейчас в стране появился процветающий средний класс. Кроме того, Индия достигла больших успехов в сфере информационных технологий, причем многие местные специалисты успешно работают уже и за границей.
Индия по праву гордится своей индустрией кино, одной из крупнейших в мире. Центром ее является Бомбей (Мумбаи), который в шутку называют "Болливуд" (по аналогии с Голливудом).
Однако несмотря все эти достижения, основная масса сельского населения Индии неграмотна и продолжает жить в глубокой бедности.
Жизнь большинства нации все еще подчиняется суровым устоям кастовой системы, которая с рождения предопределяет место каждого человека в социальной иерархии, диктуя правила жизни и поведения для представителей различных каст.
Государство на юге Азии, на полуострове Индостан. Территория — 3287,6 тыс. км2 Столица — г. Дели. Население — 1 млрд. чел. (данные ООН 2004 г.), в стране насчитывается 500 народностей и племен, говорящих на 1652 языках и диалектах (на 1990 г.), в том числе хиндустанцы, телугу, бихарцы, бенгальцы, маратхи, тамилы, гуджаратцы. и др. Официальный язык — хинди, однако в этом качестве продолжает использоваться и английский язык. В приложении к Конституции дается список 18 основных региональных языков, официально употребляемых в государственном делопроизводстве. Религия — примерно 83% исповедуют индуизм, около 12% — ислам, а также христианство и сикхизм.
Ø Средняя продолжительность жизни (муж./жен.): 63 года/65 лет (данные ООН).
Ø Денежная единица: 1 индийская рупия = 100 пайсам
Ø Основные статьи экспорта: сельскохозяйственная продукция, текстильные товары, драгоценные камни и ювелирные изделия, компьютерные программы и информационные технологии, промышленное оборудование, химикаты, кожевенные изделия
Ø Среднегодовой доход на душу населения: 530 долларов (данные Всемирного Банка, 2003 г)
Ø Домен в интернете: .in
Ø Международный телефонный код: +91
2.Конституция государства.
Действующая Конституция Индии принята Учредительным собранием в 1950 г. Являясь самым большим по объему Основным Законом в мире, она представляет соединение конституционно-правовых традиций Великобритании с отдельными положениями конституций США, Ирландии, Канады, Австралии, СССР, Веймарской республики в Германии, Японии и некоторых других стран. С момента принятия в нее внесены многочисленные изменения и дополнения (около 500).
Основные принципы конституции были сформулированы лидерами Конгресса, разработка текста велась специальной комиссией, но многие положения конституции формулировались в ходе длительных дебатов в самом Учредительном собрании. Индийский национальный конгресс добился закрепления в конституции тех целей, которые он выдвигал: свобода от колониализма, равные права, политическая и экономическая справедливость, демократическое общество, достоинство личности, содействие миру между народами и др. В конституцию вошли антиэксплуататорские положения, идеи «индийского социализма», «демократического социализма», который понимался как третий путь развития, отличный от капитализма Запада и тоталитарного социализма.
Создатели индийской конституции использовали те правовые институты, которые были знакомы населению издавна (например, панчаяты) и из опыта «косвенного управления» колониальных времен (например, представительные органы в провинциях). С другой стороны, они восприняли и приспособили к индийской специфике положения конституций других стран (Великобритании, США, отчасти СССР и др.).
Конституция Индии была принята Учредительным собранием в 1949 г. и полностью вступила в силу в 1950 г.
Конституция Индии — самая объемная конституция в мире. С учетом последующих изменений она включает 465 статей, 12 крупных приложений, а также более 70 поправок. Одни поправки вносятся в текст конституции, изменяя его, другие прилагаются к ней (есть очень пространные поправки, отдельные из них близки по объему к конституции США).
Основные черты, содержания конституции. Конституция Индии содержит разные по значимости и степени гарантированности нормы, относящиеся не только к конституционному, но и к некоторым другим отраслям права. Отдельные положения конституции могут показаться несущественными (например, один из руководящих принципов политики государства: предотвращать убой коров и телят), хотя в специфических условиях Индии, с учетом верований населения, они приобретают важное значение. Конституция излишне детализирована, но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государственного строя, правового статуса личности.
В доктрине и практике Верховного суда Индии конституция рассматривается как документ, состоящий из двух частей, разных по своему значению (эти части структурно не обособлены, они выделяются аналитически). Это «основные черты (свойства) конституции», которые считаются неизменяемыми (сюда относятся, в частности, нормы об основных правах граждан и руководящих принципах политики государства), а также остальные положения конституции, которые изменяются в установленном порядке. Теория неизменяемых основных черт и структуры конституции позволяет приспосабливать ее к новым условиям при сохранении ее «каркаса», принципиальных положений.
К основным чертам содержания конституции могут быть отнесены:
1) Закрепление народного и государственного суверенитета, завоеванного в результате антиколониального движения. По существующим в политологии классификациям в Индии действует соревновательная политическая система, хотя и со значительными элементами командно-административного вмешательства со стороны государства, существует особая разновидность демократического режима — либеральный политический режим. Основная доля политической власти в Индии принадлежит национальной буржуазии. Хотя в последние годы в ее среде значительно усиливается крупный капитал, но правящий «политический класс» сохраняет прогрессивные тенденции во внутренней и (в меньшей степени) во внешней политике, проводит реформы, облегчающие жизнь широких масс.
2) Отрицательное отношение к эксплуатации и угнетению, хотя и в своеобразной трактовке. В разделе конституции о руководящих принципах политики государства или в вытекающих из них положениях говорится о праве на достаточные средства к существованию, праве на защиту от экономической эксплуатации, праве на прожиточный минимум и др. Право на защиту от эксплуатации включает три положения: о запрещении торговли людьми, принудительного труда, детского труда (ст. 24). Нужно, однако, учесть, что эти и иные антиэксплуататорские (в значительной мере ограниченные) положения сформулированы как руководящие принципы, имеющие ориентирующий характер для деятельности государственных органов: они не подлежат принудительному судебному исполнению, не относятся к основным правам. В практике Верховного суда Индии были различные решения о соотношении основных прав и руководящих принципов. В последние годы суд исходит из установки, что ни основные права, ни положения о руководящих принципах не имеют приоритета по отношению друг к другу, что нужно исходить из гармоничного учета обеих групп прав.
3) Провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняющегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп.
4) Закрепление принципа смешанной экономики, где государственный сектор играет важную роль. Однако начавшиеся после принятия конституции преобразования (национализация, аграрная реформа и др.) тормозились противодействием правых сил, использовавших содержавшиеся в конституции положения о праве собственности: оно было отнесено к основным правам. Парламент в противоборстве с Верховным судом Индии ограничил это право, а затем вообще исключил его из ч. III «Основные права» и перенес в другую часть конституции. Это дало новые возможности для реорганизации экономики страны, хотя доминирование частного сектора никто и не пытался поколебать. Экономика Индии — капиталистическая экономика со значительным государственным контролем. Конституция предусматривает ограничение и упразднение крупных монополий, действует специальное антимонопольное законодательство, но около 130 крупных монополий и в настоящее время контролируют три четверти всех частных активов. В соответствии с конституцией в Индии действует государственное планирование, в 1996 г. завершен 8-й пятилетний план развития экономики (1991—1996). Конституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный порядок, для которого характерна экономическая и социальная справедливость, о справедливом распределении материальных ресурсов, о предотвращении концентрации богатств и средств производства. Однако половина населения страны живет за чертой бедности (очень низкой по индийским стандартам), а в руках 3% сельских жителей — богатых землевладельцев — сосредоточено более половины всей земли.
5) Специфическая форма территориально-политического устройства государства — федерация, учитывающая национальные и лингвистические особенности населения, построенная, по существу, на основе автономии штатов, сочетающаяся с созданием автономных округов в некоторых штатах и характеризующаяся высокой степенью централизации.
6) Установление системы органов государства и их отношений, присущих форме парламентарной республики.
7) Сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права.
8) Политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы.
Изменение конституции. Конституция предусматривает комбинированную систему принятия поправок. Поправки к большинству статей принимаются парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки может быть внесен любым членом парламента в любую из двух палат (на деле поправки, как правило, предлагаются правительством). Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствующих), он передается президенту, который должен подписать и опубликовать закон. Многие поправки принимаются по процедуре принятия обычного закона:
простым большинством присутствующих в каждой палате. Для статей, которые считаются наиболее значимыми, применяется усложненный порядок: после принятия, но до передачи поправки на подпись президенту она должна быть ратифицирована не менее чем половиной легислатур (законодательных собраний, местных парламентов) штатов.
Если поправка невелика, она включается в текст конституции как дополнение или замена соответствующей статьи. Пространные поправки (некоторые из них насчитывают множество страниц) прилагаются к тексту конституции, хотя и не всегда публикуются как приложение к ней. В результате принятия поправок было добавлено около 80 новых статей, исключено около 20^всего было произведено около 500 различных изменений текста. Изменения, внесенные в конституцию, перестроили федеративную структуру государства, впервые включили положения о политических партиях, изменили содержание права собственности и способы ее защиты, ввели в конституцию определение Индии как социалистического государства (42-я поправка в 1975 г.) и т.д.
3.Высшие государственные органы власти. Формирование, полномочия, структура (схема).
Глава государства – Президент, избираемый на 5 лет коллегией выборщиков, состоящей из выборных членов обеих палат парламента и избираемых депутатов легислатур штатов. Президент республики Индия – доктор A.П. Дж. Aбдул Kaлaм избран 12 июля 2002 года. Количество голосов всех выборщиков – членов общенационального парламента равно числу голосов, которое имеют выборщики от штатов. Президент может переизбираться неоднократно. В соответствии с Конституцией он формально является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, неотъемлемой составной частью парламента. Он промульгирует законы, имеет право вносить законопроекты и налагать вето на принятые законы, назначает премьер-министра, по представлению последнего — членов Совета министров, созывает и распускает сессии парламента, собирает обе палаты для разрешения разногласий между ними, может досрочно распускать Народную палату. Президент также назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного суда и Высших судов штатов, Генерального прокурора. Генерального аудитора и многих высших государственных служащих, обладает правом помилования, внешнеполитических отношениях Президент осуществляет представительские функции. В сфере внутренней безопасности он вправе объявить чрезвычайное положение, ввести президентское правление в штатах и объявить чрезвычайное положение в области финансов. Указы Президента имеют силу закона. Если в течение 6 недель с начала ближайшей сессии парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу.
Законодательная власть принадлежит Президенту и парламенту, стоящему из двух палат: Совета штатов (Раджья Сабха) — 250 мест и Народной палаты (Лок Сабха) — 545 мест. Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет штатов (верхняя палата) интересы субъектов федерации.
Выборы в Совет штатов косвенные. 238 членов Совета избираются по системе пропорционального представительства выборными членами законодательных органов штатов сроком на 6 лет с ротацией 1/3 каждые 2 года. Остальные 12 членов назначаются Президентом из числа лиц с большим практическим опытом и особыми заслугами в литературе, науке, искусстве и общественной деятельности. Выборные места в Совете штатов распределяются не поровну, но и не строго пропорционально численности. Некоторые преимущества предоставляются штатам с наиболее малочисленным населением.
В отличие от Народной палаты Совет штатов не может быть распущен досрочно. Его реальное значение в политической жизни страны невелико. Пользуясь правом отлагательного вето, Совет может задержать законопроекты принятые Народной палатой (кроме финансовых) на срок до 6 месяцев. Он может также вносить в законопроекты поправки и возвращать их в нижнюю палату.
Выборы в Народную палату проводятся по мажоритарной системе относительного большинства раз в пять лег, хотя не исключается возможность и внеочередных выборов, Народная палата осуществляет контроль над правительством, которое несет перед ней коллективную ответственность. Эта функция может осуществляться посредством использования депутатами Народной палаты права запроса, обсуждения политики правительства, а также возможности вывести правительству вотум недоверия.
Кворум в каждой из палат составляет 1/10 ее состава. Законопроект проходит в палатах три чтения, после чего он направляется Президенту.
Исполнительная власть принадлежит президенту и правительству (Совет министров). По конституционному обычаю Президент назначает премьером лидера парламентской фракции той партии, которая пользуется поддержкой большинства в Народной палате. С марта 1998 г. - Атал Важпан (БДП), в марте 2003 г. избран вновь.
Манмохан Сингх был назначен премьер-министром в мае 2004 года. После неожиданной победы на выборах партии Индийский национальный конгресс.
Председатель партии, Соня Ганди - итальянка по национальности и вдова бывшего премьера Раджива Ганди - повергла своих сторонников в смятение, отказавшись от поста главы правительства. Похоже, что ее решение было продиктовано стремлением защитить партию от нападок в связи с ее неиндийским происхождением. Сама Ганди сказала, что никогда не хотела быть премьером.
Правительство формируется парламентским большинством и несет ответственность перед народной палатой и в случае выражения последней вотума недоверия может быть распущено Президентом. Однако Президент по совету премьер-министра может в этом случае досрочно распустить нижнюю палату. Правительство является, коллегиальным органом, включающим помимо премьер-министра министров, назначаемых по представлению премьера, также Президентом страны. Премьер-министр может с формального одобрения Президента изменять состав правительства и увольнять министров. Министр должен быть депутатом какой-либо из палат парламента или стать им в течение 6 месяцев.
Совет министров редко собирается в полном составе. Все вопросы руководства страной решаются Кабинетом — узким составом правительства, куда входят руководители наиболее важных отраслей управления. Обычно решения принимаются с общего согласия без формального голосования. Руководители менее важных ведомств, не являющиеся членами Кабинета, называются государственными министрами.
Система государственной власти в штатах во многом схожа с федеральной. Легислатуры штатов также имеют двухпалатную структуру.
Судебная власть. В Индии действует единая централизованная система судов, применяющих законы, как федерации, так и штатов.
Высшим органом единой централизованной судебной системы Индии является Верховный суд, который состоит из обычно старшего по возрасту главного судьи и 17 членов. В качестве суда первой инстанции он уполномочен рассматривать споры между правительством Союза и штатами, а также между штатами. Является высшей апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам.
Важнейшей функцией Верховного суда Индии является конституционный контроль. При рассмотрении любого дела Верховный суд может давать толкования конституционных положений, а формулируемое им право обязательно для всех судов страны. Он определяет действительность законов федерации и штатов, если оспаривается их конституционность.
В федеральной судебной системе также действуют апелляционные суды и низшие суды: суды сессий и суды магистратов.
Согласно Конституции члены Верховного суда назначаются Президентентом из числа виднейших юристов страны по консультации с главным судьей и министрами Кабинета. Одобрения парламентом не требуется. По достижении 65-летнего возраста они обязаны уйти в отставку, а также могут быть уволены досрочно за недостойное поведение или смещены приказом Президента по причине профессиональной непригодности. Приказ Президента о смещении члена Верховного суда должен быть поддержан решением 2/3 присутствующих членов обеих палат парламента.
Низшим звеном судебной системы являются суды панчаятов в деревнях, которые рассматривают незначительные уголовные дела.
Второй уровень судов образуют суды мунсифов. Они рассматривают только гражданские дела.
Высокий суд штата выступает в качестве суда первой инстанции и апелляционного. Высокий суд осуществляет руководство всеми судами на территории штата, включая военные и административные суды, контролирует их деятельность. Структурную схему организации власти можно найти в приложении.
4.Форма государства.
4.1.Форма государственно-территориального устройства.
По форме государственно-территориального устройства Индия — федерация, субъектами которой являются 28 штатов. Последние представляют собой крупные государственно—территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Помимо штатов в состав Индии входят 7 союзных территорий — сравнительно небольших по размеру и численности населения административных единиц центрального подчинения. В союзные Территории были выделены преимущественно бывшие неанглийские колонии (португальские и французские), которые из-за небольшой по площади территории и малочисленности населения не могли получить статуса штата. В настоящее время с правовой точки зрения союзные территории не отличаются от штатов.
4.2.Форма правления.
По форме правления Индия является парламентской республикой, использующей многие традиции английского парламентаризма.
4.3.Тип политического режима.
Тип политического режима в Индии – Консервативно-демократический.
5. Форма избирательной системы.
Основы избирательного права Индии закреплены в Конституции 1950 г., где весьма подробно регламентированы выборы президента и вице-президента. Вопросы о выборах в обе палаты парламента, а также в легислатуры штатов и местные органы власти в основном законе детально не рассмотрены. Они подлежат конкретизации в текущем законодательстве Союза (ст. 327) или штатов (ст. 328).
Избирательное законодательство независимой Индии отменило имущественный и образовательный цензы, предоставило женщинам равные избирательные права с мужчинами, частично упразднило унаследованную от англичан куриальную систему. Тем не менее в интересах правящих классов все еще сохраняются некоторые ограничения прав трудящихся.
Основной закон страны определяет лишь главные принципы избирательногоправа. Ст. 326 указывает, что выборы в Народную палату парламента и Законодательные собрания штатов производятся на основе всеобщего избирательного права совершеннолетними гражданами, которые отвечают соответствующим цензам, предусмотренным конституцией и законодательством о выборах. Активным избирательным правом пользуются индийские граждане, достигшие возраста 18 лет и проживающие в избирательном округе не менее 6 месяцев в течение года, предшествующего выборам.
Конституция Индии запрещает исключать из списков избирателей на основании религиозной, расовой, кастовой принадлежности а также по признаку пола (ст. 325). Как и в других странах, не имеют права голоса душевнобольные, лица, совершившие уголовные преступления или незаконные деяния в период выборов, и некоторые другие категории лиц.
Для Индии характерно не только использование прямых и косвенных выборов, но и сочетание их с принципами назначения и резервирования мест в выборных органах для женщин и недостаточно развитых групп населения.
Подготовку выборов в парламент страны и легислатуры штатов, а также президента и вице-президента, руководство и контроль за проведением всех выборов осуществляет назначаемая президентом Избирательная комиссия (ст. 324).
В Индии применяется система обязательной регистрации избирателей, при которой регистратор в каждом избирательном округе, в соответствии с законом, обязан сам внести в списки избирателей всех граждан, удовлетворяющих избирательным цензам. Списки избирателей регулярно пересматриваются. Большинство избирательных округов в Индии одномандатные.
В силу различий в численности населения штаты очень по-разному представлены в Народной палате.
Выборы в Индии осуществляются по мажоритарной системе относительного большинства.
Пассивным избирательным правом, т.е. правом быть избранным в депутаты Народной палаты, обладают граждане, достигшие 25 лет, за исключением: а) лиц, состоящих на платной государственной службе; б) осужденных на срок не менее 2 лет; в) объявленных судом умалишенными либо дисквалифицированных в соответствии с каким-либо иным законом. Кандидат в депутаты должен проживать в избирательном округе, по которому он баллотируется.
Для выдвижения кандидата в депутаты достаточно предложить его кандидатуру одним избирателем и поддержать ее другим, что выглядит весьма демократично. Однако, независимым кандидатам очень трудно добиться успеха на выборах без поддержки влиятельной политической партии. Кандидат в депутаты обязан внести избирательный залог в размере 500 рупий. Если же кандидат наберет менее 1 /8 голосов в своем округе, залог не возвращается, что создает большие сложности для кандидатов от партий, финансовые ресурсы которых ограничены. По признанию А.С. Наранга, "ни одна политическая партия не может удержаться у власти в Индии без поддержки крупных монополий. Избирательные расходы достигли в стране невероятных размеров". В политике и выборах большое значение имеет кастовая принадлежность кандидата в депутаты.
Закон предусматривает тайное голосование, но, как и в Великобритании, производится нумерация бюллетеней, позволяющая установить, за кого голосовал избиратель.
Выборы в Совет штатов косвенные. Возрастной ценз для кандидатов в депутаты этой палаты 30 лет. 238 из 250 членов Совета штатов избираются на 6 лет выборными членами Законодательных собраний штатов и союзных территорий. Остальные 12 депутатов назначаются президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги в области литературы, науки, искусства или общественной деятельности (ст. 80).
Совет штатов обновляется на 1/3 каждые два года. Члены этой палаты избираются по так называемой системе "единственного передаваемого голоса". Выборные места в Совете штатов распределяются не поровну, но и не строго пропорционально численности населения штатов. Некоторые преимущества предоставляются штатам с наиболее малочисленным населением, что весьма справедливо, поскольку при соблюдении строгой пропорциональности они вообще не могли быть представлены в верхней палате парламента.
Избирательные цензы для активного и пассивного избирательного права по выборам в палаты легислатур штатов, соответственно, такие же, как по выборам в нижнюю и верхнюю палаты центрального парламента.
Нижние палаты — законодательные собрания штатов могут иметь численность от 60 до 500 депутатов (ст. 170). Они избираются прямым голосованием населением штата сроком на 5 лет. Определенное число мест резервируется в соответствии со ст. 332 конституции за представителями отсталых в социально-экономическом отношении каст и племен с тем, чтобы обеспечить их представительство в законодательных собраниях.
Верхние палаты — законодательные совет штатов избираются сроком на 6 лет из граждан старше 30 лет по системе "единственного передаваемого голоса" в соответствии со следующим сложным принципом: 1 /3 всех членов совета избирается Законодательным собранием штата; 1 /3 — муниципальными органами; 1/12— выпускниками университетов, более 3 лет назад завершившими обучение; 1/12— преподавателями высшей и средней школы с не менее, чем трехлетним стажем работы, а также 1 /6 — назначается губернатором из числа лиц, имеющих особые познания в области науки, литературы, искусства, кооперативного движения или общественной деятельности. Общее число членов Законодательного совета штата, как правило, должно быть более 40 человек, но не более 1 /4 числа членов Законодательного собрания этого штата. Каждые 2 года состав Законодательного собрания обновляется на 1/3, что обеспечивает определенную преемственность и постоянство работы этого менее демократического по способу формирования, составу и характеру деятельности органа.
В настоящее время дискутируется вопрос о переходе к пропорциональной избирательной системе.
6.Модель президентской власти.
Глава государства – Президент, избираемый на 5 лет коллегией выборщиков, состоящей из выборных членов обеих палат парламента и избираемых депутатов легислатур штатов. Президент республики Индия – профессор Абдул Калан избран 12 июля 2002 года. Количество голосов всех выборщиков – членов общенационального парламента равно числу голосов, которое имеют выборщики от штатов. Президент может переизбираться неоднократно. В соответствии с Конституцией он формально является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, неотъемлемой составной частью парламента. Он промульгирует законы, имеет право вносить законопроекты и налагать вето на принятые законы, назначает премьер-министра, по представлению последнего — членов Совета министров, созывает и распускает сессии парламента, собирает обе палаты для разрешения разногласий между ними, может досрочно распускать Народную палату. Президент также назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного суда и Высших судов штатов, Генерального прокурора. Генерального аудитора и многих высших государственных служащих, обладает правом помилования, внешнеполитических отношениях Президент осуществляет представительские функции. В сфере внутренней безопасности он вправе объявить чрезвычайное положение, ввести президентское правление в штатах и объявить чрезвычайное положение в области финансов. Указы Президента имеют силу закона. Если в течение 6 недель с начала ближайшей сессии парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу.
Президент в своих действиях обязан руководствоваться рекомендациям правительства. В результате практически все основные полномочия Президент осуществляются от его имени Советом министров, а точнее — премьер министром.
Выборы вице-президента проводятся по закону раз в 5 лет коллегией выборщиков, состоящей из депутатов обеих палат индийского парламента, путем тайного голосования. Вице-президент по должности является председателем Совета штатов, но при этом не состоит депутатом парламента.
7. Тип парламентаризма.
Тип парламентаризма в Индии.
1. По форме правления – Кабинетный (т.к Индия парламентская республика).
2. По структуре парламента – Двухпалатный (Индия – федеративная республика).
3. По избирательной системе – Парламентаризм большинства (в Индии мажоритарная избирательная система).
4. По степени политического противоборства – Теневой (т.к. в стране имеется сильная оппозиция).
8. Основные политические партии (правящая, оппозиция).
Индия принадлежит к числу самых многопартийных стран мира. В стране насчитываются сотни партий, хотя обще-индийских партий не более десятка, Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством. Партии характеризуются большой пестротой, связанной с особенностями состава населения страны - классового, национально религиозного, кастового.
Долгое время в Индии действовала многопартийная система с одной доминирующей партией — ИНК, а затем ИНК(И), которая с 1989 г. начала трансформироваться в двух или многопартийную систему.
Индийский национальный конгресс (ИНК). Основана в 1885 г. Либеральными деятелями и представителями национальной интеллигенции, ИНК отражал интересы весьма широких слоев индийского общества. С 1885 г. январь 1978 г. - единая партия под названием Индийский национальный конгресс, С 1947 по 1977 гг. правящая партия. Под руководством М.К. Ганди, Дж. Исру и других политических деятелей ИНК возглавил борьбу индейцев против колониальной зависимости. Выступил главной политической силой, проводившей общенациональные преобразования в Индии.
После раскола ИНК в 1978 г. Часть конгрессистов во главе с Индрой Ганди образовали партию ИНК(И), которую она возглавляла до 1984 г., а в 1984 - 1991 гг. - ее сын Раджи Ганди (оба погибли от рук террористов). Сейчас лидером ИНК(И) :является Соня Ганди.
ИНК(И) представляет собой, по существу, движение, а не партию.
Его программной концепцией является идея "общество социалистического образца", в котором осуществляется сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и значительной роли государственного сектора, при довольно высокой регулирующей роли государства во многих сферах общественной жизни. ИНК(И) выступает против религиозной и общинной розни, ведет борьбу с бедностью, не грамотностью и кастовыми пережитками.
В настоящее время это преимущественно центристская реформистская партия. ИНК(И) остается и теперь крупнейшей партией Индии (в 1977 - 1979 ., 1989 - 1991 гг., в 1996 - 1998 гг., 1999, 2003 г. уступав власть джаната парти), хотя в 90 гг. не всегда имел абсолютное большинство мест в нижней палате и формировал то правительство парламентского меньшинства, то коалиционное правительство. В результате досрочных парламентских выборов 1998 г. ИНК(И) получил 141 место в нижней палате и находится в оппозиции.
Бхаратия джаната парти (БДП). Образована в 1980 г., правая партия, построенная на религиозно-общинной основе, стоящая на позициях индустриального национализма, кастовой обособленности, партии, возникшая на базе сторонников бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия Джан сангх.
Партия выражает интересы средних и мелких предпринимателей, торговцев, земледельцев. Она выступает за централизацию экономики, ограничение роли государственного сектора.
В результате парламентских выборов (март 1998 г.) БДП пришла к власти расформировала правительство в коалиции с рядом региональных партий (имели в целом 254 места в народной палате). Премьер-министром Индии стал лидер этой партии - А.Б. Ваджпай.
С марта 1998 г. Национальный конгресс (ИНК) находится в оппозиции по отношению к правящему коалиционному блоку партий во главе с БДП.
Джаната дал (Народная партия). Образована в 1988 г., занимает центристские позиции; большинство ее членов - выходцы из ИНК. Ее позиции близки к ИНК(И), но, будучи оппозиционной партией, она критикует правительство за высокий уровень безработицы, коррупцию, злоупотребления чиновников. Джаната дал выступает за демократизацию общественной жизни, укрепления единства сараны, за преодоление классовых и религиозных предрассудков.
После выборов 1996 г. в союзе с левыми региональными партиями ДД стало ядром правящей коалиции - объединенного фронта (ОФ).
В июле 1997 г. в ДД произошел раскол. На выборах: 1998 г. ДД понесла серьезные потери.
Левое движение представляют главным образом две партии: коммунистическая партия Индии (КПИ), созданная в 1925 г. и Коммунистическая партия Индии (марксистская) - образовалась в 1964 г. выйдя из рядов КПИ. В 1996 они вместе имели 50 мест в Народной палате.
По итогам внеочередных парламентских выборов (5 сентября - 3 октября 1999 г.) 545 депутатских мест Народной палаты парламента распределились следующим образом:
Национальный демократический альянс - 299 мест (в т. ч. Бхаратия джаната парти - 182, другие 23 партии предвыборного блока - 177);
ИНК(И) – 134;
левый альянс 42;
независимые и прочие партии - 68 мест.
По итогам частичных выборов в Совет штатов парламента (апрель 2000 г.) 245мест (233 избраны населением, 12 - назначены президентом) распределились следующим образом: НДА - 99 мест, в том числе БДП - 47, ИНК(И) - 58, прочие партии - 62, независимые - 12. Таким образом ИНК(И) продолжают находиться в оппозиции, а коалиционное правительство опять формирует правящая партия Бхаратия джаната парти (БДП) из представителей Национального демократического альянса (НДА). Премьер-министром правительства, сформированного в октябре 1999 г. вновь стал Атал Бихари Ваджпан (БДП). По итогам парламентских выборов (март 2003 г.) правящей партией продолжает оставаться БДП, а ее лидер Атал Бихари Ваджпан - премьер-министром.
9. Тип партийной системы.
Тип партийной системы - система ограниченного плюрализма.
10. Основные политические организации и движения.
Основной социально-экономической организацией предпринимателей в Индии является Федерация индийских торгово-промышленных палат. В ее рамках действует Всеиндийская организация работодателей, которая ведет переговоры с профсоюзами по вопросам труда, заработной платы, рабочего времени. Крупная организация бизнеса — Объединенные торгово-промышленные палаты Индии. В отличие от аналогичной федерации Объединенные палаты представляют не только местный, но и иностранный капитал. Действует также Федерация ассоциаций мелкой промышленности, объединяющая в основном кустарей, но ее численность очень мала (менее 100 тыс. членов).
В профсоюзах Индии состоит незначительное число рабочих и служащих (по разным данным, от двадцатой части до четверти). Отраслевых профсоюзных объединений в Индии практически нет, организации существуют, как правило, лишь на уровне предприятий. Существуют пять национальных профцентров, наиболее крупными из которых являются три:
- Индийский национальный конгресс профсоюзов - ИНКП. Создан в 1947 г. Объединяет около 4 тыс. профсоюзов, насчитывающих 6,4 млн. членов. Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП), сотрудничает с ИНК(И) и проповедует мирное сотрудничество труда и капитала, строительство демократического социализма, ненасилие, и .
- Всеиндийский конгресс профсоюзов - ВИКП. Создан в 1920 г. Объединяет 3 тыс. профсоюзов, насчитывающих 3 млн. членов. Входит во Всемирную федерацию профсоюзов (ВФП). Находящится под влиянием Коммунистической партии Индии и выдвигает требования ограничения монополий, повышения заработной платы, сокращения налогов с несостоятельных слоев населения и повышения ставок налогов для богатых и т.д.
-.Центр индийских профсоюзов - ЦИИ. Создан в 1970 г. Объединяет более 3 тыс. профсоюзов, насчитывающих более 3,2 млн. членов.
В сфере сельского хозяйства действуют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих. Обе организации находятся под влиянием различных компартий.
Большую роль играют в Индии различные религиозные объединения, в которых объединяются сторонники многочисленных религиозных учений.
В стране создана сравнительно широкая сеть средств массовой информации, но их влияние на общественное мнение ограничивается тем, что более половины населения страны неграмотно.
11. Правовое положение личности.
Основы правового статуса индийских граждан одинаковы, но определяются неравными по значению статьями конституции. Социально-экономические права формулируются, как правило, в качестве руководящих принципов политики с вытекающими отсюда отмеченными выше особенностями их судебной защиты; другие права закреплены иными статьями конституции. Фактическое осуществление всех этих прав, однако, в специфических условиях страны неодинаково и во многом зависит от сохранившихся пережитков кастовой системы, уровня развития этнических групп. Есть и некоторые правовые преимущества, предусмотренные законодательством для наименее развитых социальных слоев населения, зарегистрированных каст и племен. Основные права, согласно сложившейся доктрине, обеспечиваются конституционными гарантиями: при их нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и последний может принять принудительное решение (низовой суд не может объявить тот или иной закон неконституционным, он обеспечивает лишь осуществление основных прав). Права, закрепленные в разделе о руководящих принципах политики, такими гарантиями необеспеченны.
Конституция устанавливает равноправие граждан перед законом, запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола и места рождения.
Среди социально-экономических прав - право на защиту от эксплуатации (в трех названных выше аспектах оно фигурирует в группе основных прав), в числе руководящих принципов политики — право на достаточные средства к существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуатации, на государственную помощь в случае болезни, безработицы, право на прожиточный минимум, право детей на обязательное бесплатное обучение. В конституции говорится о праве рабочих на участие в управлении производством.
Политические права включают свободу слова, печати, право на объединение и другие традиционные политические права и свободы.
Среди личных свобод конституция называет неприкосновенность личности (хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объявлении чрезвычайного положения длительное превентивное заключение под стражу без суда), свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки и др. Конституция отменяет феодальные титулы, неприкасаемость (особенно униженное положение одной из каст).
В конституции Индии зафиксированы также основные обязанности граждан (42-я поправка). К их числу относятся: соблюдение идеалов и институтов страны, уважение государственного флага и государственного гимна, воинская обязанность, обязанность следовать идеалам национально-освободительной борьбы, содействовать гармонии и духу общего братства среди всех индийцев, развивать научный подход, проявлять гуманизм, стремиться к совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной деятельности и др. Как видно из изложенного, многие из этих обязанностей имеют не юридический, а моральный характер.
12. Тип государства.
К. Маркс и Ф. Энгельс на основе формационного подхода к типологии государства выделяют основные 4 типа государства.
1. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй.
2. Феодальное государство является исторически вторым типом государства, который отображает качественный скачек в поступательном развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество.
3. Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе. В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование современного западного общества и его государства закономерно, что при достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении эволюционным путем появляется новая социальная система, существующая с оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и его государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование, государственная система социального страхования есть свидетельство конвергенции двух социально противоположных систем.
4. Социалистическое государство представляет собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества.
Основываясь на данную классификацию, тип государства в Индии можно определить как постиндустриальное капиталистическое государство.
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности: демократия и автократия. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер. Он делит все государства на два типа:
1.Династические (антидемократические), где общая волна не выражает воли большинства населения
2. Демократические, где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство.
Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие.
По всем вышеперечисленным признакам Индия является демократическим государством.
13. Тип политической системы и его характеристика.
Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая (Индия). Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.
В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.
Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "приходская культура".
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях.
Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (Индия) и феодальные политические системы.
Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми политическими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы (Индия), авторитарные системы.
Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений (Индия);
2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
3) традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;
4) становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;
5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.
Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.
Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.
Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.
Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур (Индия).
14. Список литературы.
1. Государственно-административный аппарат независимой Индии., -М., 1975
2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993. Т. 1; М., 1995. Т. 2. В 1996 г.
3. Иностранное конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1996
4. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах М.,1994.
5. Сравнительное конституционное право. М., 1996.
6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. –М., 1997
7. Белов Г. А. Политическая система.// Кентавр. – 1995 - № 2