Реферат по предмету "Политология"


Политическая власть и механизм ее функционирования

Содержание Введение Глава 1 Понятие, структура и характеристика власти 1.1 Определение и структура власти 1.2 Соотношение политики и власти Глава 2 Политическая власть
2.1 Понятие политической власти 2.2 Политическая и государственная власть Заключение Список литературы Приложение 1 Приложение 2
Введение Понятие власти является одним из центральных в теории государства и права, так и политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.[1] Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации. Объектом данной работы является власть, а именно политическая власть, то есть её осуществление и роль как в мире, так и в нашей стране. В силу того, что политическая власть - это сложное и сравнительно недавно сложившееся понятие, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено, была поставлена цель: рассмотреть данное понятие, разрешить имеющие место спорные вопросы и закрепить теоретические и практические знания. На основе выше сказанного были поставлены следующие задачи: 1. Дать определения власти в целом; 2. Определить её содержание и значения; 3. Соотнести два разных, но неразрывно связанных понятия - политика и власть, для определения сущности и главенствующей роли одного из понятий; 4. Дать понятие политической власти и определить её особенности; 5. Соотнести и разграничить политическую и государственную власти. Глава 1 Понятие, структура и характеристика власти
1.1 Определение и структура власти В политической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббс считал, что власть - это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время X. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Луке, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий "А" тем или иным образом воздействует на "Б". П. Моррис уточняет, что власть - не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А. Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок вещей. Г. Лассуэлл и А. Каплан в книге "Власть и общество" подчеркивают, что власть есть участие в принятии решений. Для Т. Парсонса власть - это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. Р. Арон считает, что власть - это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями. Б. Рассел определят власть как производство намеренных результатов.[2] Дидро правовые начала государственной власти обосновывает ее суверенностью, построенной на общественном договоре. Государственная власть, по его мнению, возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном. "Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти"[3]. Главная цель государства есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.[4] Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие - подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других - командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти - индивидуальной и организации - в точке соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение. Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном. Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать -значит налагать свою волю на волю других. Власть - это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Выделяются универсальные свойства власти: • ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах;
• ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим - государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Поэтому можно выделить различные виды власти:
• экономическая и политическая; • светская и церковная; • законодательная, исполнительная и судебная; • центральная, региональная, местная; • государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.[5] Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулирующая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть — государственную. Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть - это не продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и так далее, ни государственная — к политической. Государство выполняет и не политические задачи, которые, однако, могут приобретать политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и так далее).[6] Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространять на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способны действовать, выполнять распоряжения. Потому выражения типа "власть денег", "власть вещей", "власть идей", "власть над природой" — это не более, чем метафора, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и так далее.[7] Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и тому подобном. Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает не ситуаций, когда объект и субъект власти совмещают в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самостоятельных процессов в обществе, например, саморегулирования, самостоятельности, самоуправления.[8] Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами более высокого уровня — политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готов брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для различного рода благ: высокого дохода, привилегии, выгодных связей и так далее.[9] К субъектам политической власти относятся: • социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, создания органов власти "снизу"; • государство; • политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные — опосредованные. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создать свой "теневой кабинет"); • правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определено. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется; • групповое и индивидуальное лидерство; • личная власть; • отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов; • толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.[10] От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества. Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение естественно присуще людям. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. В широком смысле аппарат политической власти включает в себя законодателя (им может быть и парламент, и единоличный правитель), правительственно-административные и финансовые органы, полицию, вооруженные силы, суд, карательные учреждения. Все высшие полномочия публичной политической власти могут быть соединены в одном лице или органе власти, но могут быть и разделены. В узком смысле аппарат власти, или аппарат управления, — это совокупность органов власти и должностных лиц, исключая выборных членов законодательного собрания (органов народного представительства) и судей.[11] Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения. Например, патрицианский и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих.[12]

1.2 Соотношение политики и власти Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание — проблема политическая, независимо от того, решается она путём выборов, назначений, захвата.
Как правило, власть не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели. Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры власти самых разных масштабов — от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые правители, осуществляют свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть — причиной политики. Можно сказать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств. Политика в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Это - важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей и интересов. Эффективная, мудрая, реалистическая политика - залог процветания и благосостояния нации, стабильности общества. Главное в политике (сердцевина, ядро) - государственная власть, ее завоевание, удержание и использование. Все основные общественные силы, партии, движения обычно стремятся к власти, борются за власть или контроль над нею, за смену курса, удовлетворение своих программных требований. Власть - наиболее ценная и желанная "добыча" в различных революциях и переворотах. При этом борьба за удержание государственной власти бывает не менее острой, а иногда и более жестокой и яростной, чем борьба за ее завоевание. Поэтому теория политики - это в значительной мере теория государственности. Вокруг данного стержня вращается все остальное. Государство - ядро, нервный узел всей политики.[13] Правители всегда стремились создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. Ни одно правительство не может полностью полагаться на физическую силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и репрессий можно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям приводит к массовому гражданскому неповиновению. Первой предпосылкой добровольного согласия является твёрдая уверенность народа в том, что представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают, и претворяют в жизнь свои решения, путём законных государственных интересов, не посягая на то, что справедливо считается частным и личным. Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и практического значение. В конкретных политических ситуациях за всеми вопросами политики, так или иначе, стоят вопросы власти, ее сохранения и удержания. Так, перед выбором власть зачастую проводит популистскую политику заигрывания с народом, пустых обещаний; демонстрирует отеческую заботу о бедных, больных, благо, в нашем отечестве их немало. Заинтересованные в сохранении данной власти иностранные государства шлют своих визитеров самого высокого уровня с обещанием кредитов, с денежной поддержки существующего режима и так далее. Само завоевание и удержание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами — постановкой задач, выбором целей, средств, методов борьбы и так далее.[14]
Глава 2 Политическая власть
2.1 Понятие политической власти Для того чтобы власть выполняла общественные функции, была прочной и стабильной, она должна быть институциализирована, то есть, закреплена в определенных институтах, учреждениях, формах. Тем самым воспроизводятся и закрепляются отношения властвования и подчинения, разделение управленческого труда и связанные с ними привилегии. Тем самым устанавливается оптимальная социальная иерархия, лестница, и занятие тех или иных ступенек этой лестницы позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.[15] Формой общественной организации власти является господство. Господство определяется как механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующую и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанций между ними, выделение особого аппарата управления. Господство — это политический порядок, при котором од командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Господство включает экономические, политические, идеологические аспекты. Многие политологи считают экономическое господство наиболее важным, ибо это власть собственников средств производства, денег, других общественных богатств. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, используются для подкупа политиков, для влияния на средства массовой информации и так далее. Политическая власть санкционирует экономическое господство. Потому государственная власть есть верховенство экономически господствующих сил. Идеологическое господство призвано обосновать этот порядок, оправдать его, представить как справедливый и гуманный.[16] В современных демократических государствах всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией, участие трудящихся в принятии производственных решений, в распределении прибыли, налоговой политикой государств и другими способами. В этих странах достаточно санкционированная политическая власть, способная подчинить экономическую власть собственным целям, иметь первенство над экономикой. Политическая власть не допускает монополизации средств массовой информации в руках определённых лиц и группировок, а также правительства, ибо это может помочь определенной группировке длительное время сохранять свое господство, невзирая на неэффективность экономической и иной политики. Демократический строй предполагает разделение господства путем формирования множества центров экономического влияния, разделения власти между государством, партиями, группами интересов, а также самой государственной властью на законодательную, исполнительную и судебную, утрачивает культурно-информационного плюрализма, достаток образования. Политическое господство проявляется обычно как средство приобретения социального господства, то есть привилегированного положения в обществе. Высокая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям для себя и своих детей. Богатство, в свою очередь, повышает шансы на вхождение в политическую элиту, доступ к образованию, средствам массовой информации.[17] Таким образом, происходит накопление власти, усиление господства. Альтернативой господству является самоуправление общества, однако, оно возможно в небольших пределах и территориях, а не в рамках современных государств.
Своими словами можно определить политическую власть как разновидность социальной власти, которой присуши свои признаки, принципы и функции. Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных на его жизни. Командование и исполнение — два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общество, правительства и массы, партий и лидеров и так далее.
Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные.[18] Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях: макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций; среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения регионального, областного и районного масштаба; микроуровне, охватывающим непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.[19] От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытости или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократию. Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие: • поддержание общественного порядка и стабильности; • выявление, ограничение и разрешение конфликтов; • достижение общественного согласия (консенсуса); • принуждение во имя социально значимых целей и сохранения •стабильности; управление делами общества.[20] Из выше сказанного, мне ближе всего мнение Венгерова, который определяет политическую власть как способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбу, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения.
2.2 Политическая и государственная власть Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса, социальной группы над другими. Некоторые учёные отождествляют политическую и государственную власть. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть". Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8). Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.[21] Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой -необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями (Г.Н. Манов).[22] Государственная власть: 1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной); 2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов); 3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей); 4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5) устанавливает систему налогов; 6) организует население по территориальному признаку; 7) характеризуется легитимностью и легальностью. Например, профессор М.И. Байтин считает синонимами термины "политическая" и "государственная" власть. По его мнению, политическая власть в собственном смысле - власть, которая исходит из государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. Другие же ученые, например профессор Ф.М. Бурлацкий, профессор Н.М. Кайзеров различают эти категории и употребляют понятие "политическая власть" в более широком смысле, чем власть только государственная, поскольку политическую власть осуществляют все звенья политической системы, а не только одно её звено - государство.[23] Я считаю, что о понятии «политическая власть» можно говорить с точки зрения науки и философии, так как в практическом смысле яркая реализация отсутствует. Не могу отрицать, что в чем - то согласен и поддерживаю мнение Бурлацкого Ф.М. и Кайзерева Н.П., это действительно, на мой взгляд, два разных понятия, но какое из них шире? И что из чего вытекает? Необходимо не упускать и тот факт, что политическая власть реализуется через государственную и как следствие, теория о том «политическая власть» и «государственная власть» синонимы имеет право на существование. Под государственной властью принято понимать публично - политическое отношения господства и подчинения между субъектами, опирающееся на отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. И как следствие - государственная власть более узкое понятие, чем политическая власть так как включает в себя только некоторые функции политической власти. Например, функциям политической власти используемые государственной: поддержание общественного порядка и стабильности, выявление, ограничения и разрешение конфликтов, достижения общественного согласия (консенсуса), принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности, управление делами общества.
Необходимо отметить, что государственная власть имеет сходные особенности с политической властью: публична, универсальна и в определённой степени суверенна. Так же отмечу, что государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определённое искусство управления, то есть осуществлять политику.
В политическую систему государство в целом входит как политическое, структурное, территориальное образование общества, а не только какими-либо отдельными его органами. Государство - действительно важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями, органами местного самоуправления.[24] Из выше сказанного, можно сделать выводы: • государственная и политическая власти - два разных понятия, при этом государственная власть более узкое понятие чем политическая власть; • политическая власть проявляется через государственную -своими основными функциями, которые в следствии становятся в ряд с важнейшими функциями государственной власти и тесно взаимодействуют с ними. • определено власти в целом, её содержание и значения; • соотнести два разных, но неразрывно связанных понятия - политика и власть, для определения сущности и главенствующей роли одного из понятий; • дано понятие политической власти и определены её особенности; • соотнесено и разграничено понятие политической и государственной власти. Следует отметить, что отдельные аспекты темы требуют дальнейшего и более глубокого освещения, как например, более четкое разграничение политической и государственной власти.
Список используемой литературы 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. 2. Власов Ю.Н., Кейзеров Н. М. Политика и власть: Курс лекций. - М.: Пропаганда, 2008. 3. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, - М., "Юристь", 2009. 4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права М., 2001. 5. Алексеев С.С. Теория государства и права: начальный курс М., 1994. 6. Венгеров А.Б. - Теория государства и права М., 1998. 7. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2004. — 832 с. 8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - Учебник 2001 9. Маликов М.К. Гносеологические основы политологии: Учебное пособие, Уфа, 1998. 10. Юридический Энциклопедический Словарь, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия" -М.: 2000 г. 11. Социально-политический журнал № 3 1996 г.
Приложение 1

Функции политической власти
Приложение 2

Виды власти [1] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, - М. "Юристь". 2009. [2] Маликов М.К. Гносеологические основы политологии: Учебное пособие, Уфа, 1998. [3] История политических учений. Ч. 1. М., 1971. С. 181 [4] Хропанюк В.Н. Теория государства и права М, 2001. [5] Власов Ю.Н., Кейзеров Н. М. Политика и власть: Курс лекций. - М.: Пропаганда, 2008. [6] Алексеев С.С. Теория государства и права: начальный курс М., 1994 [7] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, - М., "Юристь", 2009. [8] Власов Ю.Н., Кейзеров Н. М. Политика и власть: Курс лекций. - М: Пропаганда. 2008. [9] Венгеров А.Б. Теория государства и права М 1998 [10] Маликов М.К. Гносиологические основы политологии: Учебное пособие, Уфа, 1998. [11] В. С. Нерсесянц. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов .— М.: Норма, 2004. — 832 с. [12] Радугин А. А. Политология. - М.: Центр 1996 [13] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - Учебник 2001 [14] Власов Ю.Н., Кейзеров Н. М. Политика и власть: Курс лекций. - М.: Пропаганда, 2008. [15] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - Учебник 2001 [16] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М "Юристь". 2009. [17] Власов Ю.Н., Кейзеров Н. М. Политика и власть: Курс лекций. - М.: Пропаганда, 2008. [18] Радугин А.А. Политология. - М: Центр 1996. [19] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, - М, "Юристь", 2009. [20] Венгеров А.Б. Теория государства и права М., 1998 [21] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - Учебник 2001 [22] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - Учебник 2001 [23] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, - М., "Юристь", 2009. [24] Венгеров А.Б. Теория государства и права М., 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Принципы построения финансовой отчетности
Реферат Принципы учета затрат на производство
Реферат Кризис феодально-крепостнической системы в России первой половины 19 века
Реферат Особенности выращивания крупного рогатого скота, свиней и птицы
Реферат African Empires 2001600 Essay Research Paper There
Реферат Принципы и формы бухгалтерского учета на предприятии
Реферат Miles Davis Essay Research Paper There are
Реферат Международная торговля банковскими услугами
Реферат Проведение аудита предприятия и исправление ошибок в учете
Реферат Безопасность труда на предприятии
Реферат Проведение ревизионной инвентаризации
Реферат Особенности средневековой и современной философии
Реферат Сравнительный анализ конституционного права РФ и некоторых стран Европы
Реферат Проверка учета займов и кредитов
Реферат Проблемы собираемости информации об аффелированных лицах