Содержание
Введение
Роль выборов в демократической политической системе
Основные принципы свободных демократических выборов
Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах
Избирательные системы. Типология выборов
Избирательная кампания
Референдум как механизм непосредственной демократии
Виды референдумов в РФ
Выборы и избирательная система в России
Заключение
Список литературы
Введение
Статья 3 Конституции РФ гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и выборы». Так что же такое выборы и референдум, что в современном мире и в Росси принято называть политической кампанией? Ответом на эти вопросы и является данная работа.
Роль выборов в демократической политической системе
Выборы представляют собой наиболее общую и простую форму участия граждан в политике. Всеобщее избирательное право, прямое и тайное голосование, открытая конкуренция между партиями за политическую власть во время выборов наряду со свободой слова, собраний, объединений, мнений, печати относятся к основам современной
демократии [2]
Выборы - это повсеместно распространенное политическое явление, но их реальное значение в разных странах существенно различается. Русский философ И.А.Ильин отмечал, что не каждый народ и не всегда способен выделить к власти лучших при помощи всенародных выборов.1 Эффективность выборов зависит от целого ряда политических, экономических, социальных, психологических и других факторов.
К экономическим факторам относятся факторы владения собственностью, уровень зарплаты и материального благополучия, обеспечение занятости и т.д. Людям, обладающим собственностью, есть что терять и защищать, поэтому участие в выборах является для них непременным в условиях переходного периода. Однако в условиях стабильности благополучие, удовлетворенность положением может явиться также фактором неучастия.
К социальным факторам относятся такие условия, как наличие состоятельного «среднего класса», оседлость, устойчивость семейных отношений, уважение к своему труду. Духовные факторы формируют такие качества избирателей, как их политическая зрелость, образованность, ощущение своей исторически-национальной общности, уважение к закону.
Психологические факторы включают в -себя чувство коллективизма, сопричастности с делами общества, готовности к борьбе за достижение лучших условий жизни, сформированность активной жизненной позиции.
Среди политических условий, необходимых для демократических выборов, выделяют развитость гражданского общества с его структурными институтами, развитую многопартийность, устоявшуюся законодательную базу, исторические традиции.
Русская политическая культура является весьма специфической. Ей не чужды идеи парламентаризма, личной свободы, характерные для Запада. Но ей характерны и азиатские качества, такие, как отстраненность политики от повседневной жизни, следование традиционным нормам, сильное влияние общин, русская политическая культура не любит политической борьбы. Она приемлет движение лишь к качественным изменениям. Отсюда - русское долготерпение и одновременно склонность к бунту как кардинальному решению проблем в кратчайшие сроки.
Противоречивость русской политической субкультуры состоит и в том, что верность демократическим традициям сочетается с мессианской верой во всесилие политического лидера. Эти условия во многом определяют практику формирования властных органов в России в последние годы. Сохраняются попытки отмены результатов выборов.
Выборы, помимо достижения главной цели - формирования властных органов, - выполняют еще ряд важных политических функций. К ним относятся: Осознание интересов различных социальных групп. В период выборов происходит обостренное понимание людьми жизненно важных проблем. Предвыборные программы кандидатов пытаются в концентрированном виде выражать эти проблемы и тем самым способствуют не только политическому просвещению избирателей, но и формированию их активной позиции. Соревновательность интересов различных социальных групп. В процессе выборов эти интересы откритсаллизовываются, выявляется их приоритетность. Интституционализация отношений предпринимательства. Кандидат, собравший необходимое количество подписей в свою поддержку, уже приобретает собственную базу для ведения избирательной кампании, используя для этого материальные и идеологические средства, предусмотренные законом. Формирование активности населения. Как правило, политическая активность избирателей в период выборов возрастает, они более эффективно осваивают проблемы политической жизни, часто пересматривая или уточняя свои политические позиции.
Основные принципы свободных демократических выборов
Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе и социальные, условия их демократичности.
Демократические принципы избирательного права включают: Всеобщность - все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов. Возрастной ценз, ценз нетрудоспособности, моральный ценз, ценз оседлости.
В настоящее время возвратной ценз в большинстве стран составляет 18 лет, в некоторых странах он выше - 21 (Малайзия, Марокко, Боливия, Камерун, Ямайка), в некоторых ниже - 16 (Бразилия и Иран), 17 (Индонезия). В США, например, в 1787 году право голоса предоставлялось только белым мужчинам-собственникам, имущественный ценз исчез лишь к концу XIX века. Женщины получили право голоса лишь в 20-м году под влиянием Октябрьской революции в России, а черные - к концу 60-х годов. До 1970 года в ряде штатов существовал ценз на грамотность. Всеобщее избирательное право утвердилось в демократическом мире непосредственно после второй мировой войны. Равенство - каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. Равенство избирательных прав также предполагает равенство избирательных округов. Так в США считается приемлемым, если на выборах в конгресс разница в количестве жителей избирательных округов не превышает 2%, в ФРГ на 1^. В России на выборах в Гос. Думу 1995 года численность избирателей в округах колебалась от 400 тысяч в густонаселенных районах до 300 тысяч в Якутии и 172 тысяч в Туве. Неправильная нарезка округов может быть эффективным средством для манипулирования голосами избирателей. Тайна выборов - решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от всевозможного преследования, подкупа. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использование специальных машин. Прямое (непосредственное) голосование - избиратель принимает решение о непосредственном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.
На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким относятся: Свобода выборов, предполагающая, прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы. Периодичность и регулярность выборов. Равенство возможностей политических партий и кандидатов.
Прежде всего это равенство материальных и информационных ресурсов. Оно обеспечивается установлением максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничение размера взносов от организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении, радио и т.д. [10]
Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах
Соблюдение указанных принципов свободных выборов непосредственно зависит от типа политической системы. В некоторых случаях важной гарантией соблюдения демократических принципов выборов могут выступать внешние факторы: международный контроль, оккупационные войска демократических государств. Хотя обычно характер выборов определяется внутренними для страны условиями. Без системной обеспеченности - наличия целого комплекса взаимосвязанных факторов - выборы как относительно самостоятельная политическая процедура могут использоваться в далеких от демократии и даже прямо противоположных ей целях.
В современном мире выборы широко применяются авторитарными и тоталитарными режимами. Главным социальным назначением выборов в таких условиях является укрепление соответствующих типов политического господства с помощью манипулирования сознанием собственных граждан и (или) международным общественным мнением. В таком случае выборы не определяют состав правительства.
Тоталитарные режимы используют неконкурентные выборы, главной особенностью которых является наличие одного кандидата (или одного избирательного списка), выставляемого правящей группой или партией., в тоталитарных политических системах коммунистического типа они выполняют главным образом функции политической пропаганды, разъяснения официальных целей и ценностей политики; мобилизация масс на их достижения; демонстрации сплоченности партии и народа, вождей и масс посредством единодушной поддержки и всеобщего участия в выборах, формирования массовых иллюзий участия в политике и демократизма политического строя.
В авторитарных государствах выборы выступают демократическим фасадом, прикрывающим монополию на власть узкой группы лиц или одного человека. Здесь применяются как неконкурентные, так и полуконкурентные выборы. Последним присущи такие черты, как допущение к выборам лишь угодных или, по крайней мере, лояльных к власти кандидатов и партий, ограничение компетенций избираемых с помощью выборов институтов власти.
Современные недемократические режимы обычно используют целый комплекс способов фальсификации результатов выборов и превращение их в инструмент манипулирования, средство организации самообмана собственных граждан и введение в заблуждение международного общественного мнения.
В тех авторитарных государствах, где складывается благоприятное для нее соотношение сил и хотя бы в основном обеспечиваются принципы свободных выборов, они являются наилучшим инструментом демократизации общества.
Выборы обеспечивают наиболее безболезненный для граждан и всего общества мирный переход к демократии. По самой своей сути они исключают политическое насилие. Кроме того, выборы - наиболее эффективное средство ликвидации авторитарного режима и прихода к власти демократических сил. Важнейшее значение выборов как инструмента перехода к демократии связано также с утверждением ими основополагающих прав и свобод личности, общечеловеческих ценностей. [10]
Избирательные системы. Типология выборов
Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов, а также определения результатов голосования при выборах представительных органов, ряда высших органов государства и должностных лиц (прежде всего при выборах президента), а также представительных органов субъектов федерации в федеративном государстве, органов автономных образований, органов местного самоуправления, их глав.
Избирательная система - составная часть политической системы, она подразделяется на структурные компоненты:
- Избирательное право - теоретико-юридический компонент;
- Избирательная процедура (избирательный процесс) - компонент практическо-организационный.
Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва выбранных представителей, не оправдавших доверие избирателей.
Активное избирательное право - право избирать выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.
Пассивное избирательное право - право избираться в выборные государственные органы и органы местного самоуправления.
Пассивное избирательное право обычно предоставляется только гражданам данного государства. Необходимой предпосылкой права быть избранным является обладание активным избирательным правом. Имущественные цензы для осуществления пассивного избирательного права установлены в Канаде, Аргентине, Бельгии, Коста-Рике. Наиболее часто встречается возрастной ценз, причем при выборах* в верхние палаты парламентов этот ценз особенно высок: в США, Японии, Индии пассивным избирательным правом при выборах в нижнюю палату обладают граждане, достигшие 25 лет, в верхнюю - 30 лет, во Франции и Румынии - соответственно 23 и 35 лет, в Италии - 25 и 40 лет, в Чехии -21 и 40 лет. Статья 81, п.2 Конституции РФ говорит: «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет». Статья 97, п.1: «Депутатом государственной думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах».
В соответствии с принципами тактируемого в широком смысле слова избирательного права можно дать классификацию выборов. Так, выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления - региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того они бывают очередные, внеочередные, дополнительные.
Классификация выборов по принципам избирательного права: Всеобщие - ограниченные (цензовые); о Равные - неравные; Прямые - косвенные; С тайным - с открытым голосованием.
К моменту утверждения всеобщего избирательного права в развитых странах сложились три типа избирательных систем, мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Любая из них представляет собой порядок формирования выборных органов власти и систему распределения мест в выборных органах после определения результатов голосования.
В начале наибольшее распространение имела мажоритарная избирательная система (фр. majoritaire, majorite - большинство, от лат major - большой) - порядок определения результатов голосования, при котором избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным.
При мажоритарной системе абсолютного большинства кандидат считается избранным, если он получил по округу более половины всех голосов (50% + 1 голос). Такая система существует в Австралии. Такое большинство предусмотрено российским законодательством при выборах президента, глав администраций субъектов РФ.
Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии, в России при выборах депутатов в представительные органы власти (Гос. Дума, Законодательные собрания).
При мажоритарной системе квалифицированного большинства победитель должен получить заранее установленное большинство, превышающее половину голосов - две трети, три четверти и т.д. [9]
К числу достоинств мажоритарной системы относят. Сравнительная легкость формирования правительства и его большая стабильность. Это достигается в основном за счет распределения парламентских мандатов среди крупных партий - победителей, отсеивания мелких партий. Формирование устойчивых связей между избирателями депутатами.
Основные недостатки мажоритарной системы: Значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти; Партия, получившая на выборах меньше голосов, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест; Две партии, набравшие одинаковое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов.
Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Распространена в странах Латинской Америки, применяется при выборах парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо половины состава нижней палаты (ФРГ, РФ).
В большинстве стран, применяющих пропорциональную систему, к распределению мандатов допускаются только те политические партии, списки которых получили свыше 5% голосов избирателей (мировая практика).
Существуют две разновидности пропорциональной системы: избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны, избирательные округа не выделяются, депутатские мандаты распределяются с учетом влияния партии в избирательных округах.
К достоинствам данной системы относится то, что в сформировавшихся с ее помощью органах власти представлена реальна картина политической жизни общества, расстановки политических сил. [8]
Основные недостатки пропорциональной избирательной системы:
- Возникают сложности в формировании правительства, по причине отсутствия доминирующей партии, меньшая стабильность правительства.
- Весьма слабая связь между депутатами и избирателями, голосующих не за конкретных кандидатов, а за партию.
- Независимость депутатов от своих партий. [5]
Многие страны, стремясь использовать достоинства как мажоритарной, так и пропорциональной системы и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, другая - по пропорциональному принципу. Подобная избирательная система применялась в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.
В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.
Избирательная кампания
Избирательная кампания - это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов).
Существует несколько видов избирательных кампаний: кампании по выборам в федеральные, региональные и местные органы власти, органы исполнительной и законодательной власти. Каждый из видов избирательной кампании имеет свои особенности и традиции, которые могут изменяться в зависимости от региональных и национальных факторов. Однако существуют и общие правила организации и управления избирательной кампанией, которые придают им институциональную значимость.
Основные элементы избирательной кампании: Анализ политической конъюнктуры и «избирательного рынка», определение слабых и сильных мест кандидата и его соперников, выработка стратегии кампании; Составление графика кампании; Подготовка программы; Создание структуры управления кампанией; Формирование бюджета кампании; Разработка тактики кампании, подготовка пропагандистского обеспечения кампании, определение методов работы с избирателями и СМИ.
Избирательные кампании, независимо от типов выборов имеют одинаковые этапы, границы которых определяются законами о выборах. Они выглядят следующим образом:
- Определение даты проведения выборов;
- Выдвижение кандидата, формирование его команды;
- Сбор подписей в поддержку кандидата;
- Регистрация кандидата;
- Составление социально-психологической и политической матрицы избирателей округа;
- Разработка предвыборной программы кандидата и широкое ознакомление с ней избирателей;
- Составление плана агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями;
- Мониторинг избирательной кампании;
- Формирование денежного фонда кандидата, мобилизация организационно-технических средств;
- Обеспечение контроля в день голосования, оперативного сбора информации о ходе голосования;
- Проведение заключительного социально-политологического исследования.
Дату проведения выборов в центральные органы власти, как правило, определяет глава государства, в региональные органы -законодательные собрания региона.
Центральным действующим лицом в избирательной кампании является кандидат. В РФ право выдвижения кандидатов предоставляется политическим партиям и движениям, общественным организациям, группам избирателей, собравшим определенное количество подписей в поддержку кандидата или партийного списка. Регистрация кандидатов в избирательных кампаниях заканчивается за 40 дней до дня выборов. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени. В этом плане большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX века так называемого «австралийского» бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возможность фальсификации результатов выборов.
Кандидат создает свою команду. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды при всех других благоприятных условиях надежды кандидата на победу нереальны.
Проведение выборов обеспечивается государственными структурами: избирательными комиссиями, органами исполнительной власти, судами, прокуратурой. Они обеспечивают составление списков избирателей, оформление избирательных участков, печатание бюллетеней, организацию голосования, соблюдение законности, подведение итогов выборов, извещение избирателей результатах выборов.
Для серьезного политика немыслимо вступление в предвыборную борьбу без анализа как потребностей избирателей, так и своих возможностей.
Опыт избирательных кампаний показывает, что не менее важен и имидж кандидата. Предварительные исследование составляют психологический портрет будущего кандидата по мнению избирателей.
Мониторинговые исследования обычно проводятся 3-5 раз в период между регистрацией и днем голосования. Они дают информацию о готовности избирателей участвовать в выборах (если нужное число избирателей не примет участие в выборах (25% или 50%) в условиях России, то выборы считаются несостоявшимися и вся процедура избирательной кампании повторяется с самого начала), об известности кандидата и его авторитете, о содержательности предвыборной кампании кандидата.
Законодательством предусмотрен определенный денежный фонд, который кандидат может использовать на проведение избирательной кампании. Этот фонд создается из личных средств кандидата, вкладов соответствующей партии или движения, спонсорских пожертвований. При этом предусмотрено, что кандидат не может расходовать денег больше, чем это предусмотрено законодательством, хотя это требование нарушается даже при проведении президентских выборов. Так, для проведения президентских выборов 1996 года законодательно были предусмотрены расходы в сумме 14,4 млрд. рублей, однако штабом Б.Н.Ельцина было израсходовано 74 триллиона рублей (14,8 млрд. долларов), в то время, как в США на выборы президента в 1996 году было израсходовано 0,8 миллиарда долларов. [11]
Референдум как механизм непосредственной демократии
Наиболее распространенная форма участия населения в решении политических вопросов - референдум (от лат. referendum - «то, что должно быть сообщено»). Референдум - всенародное голосование (опрос) по какому-либо важному вопросу государственной жизни.[2]
Родиной референдума обычно считают Швейцарию, хотя некоторые исследователи полагают, что есть все основания считать референдумами плебисциты Луи наполеона 1851 и 1852 гг., так как с юридической точки зрения различий между референдумом и плебисцитом (от лат. plebiscitum - «решение народа») нет; это полные синонимы. Имеются лишь стилистические различия; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер.
В XX веке сферы применения референдума расширилась. Он используется для принятия конституции и поправок к ним (конституционный референдум), одобрения законопроектов (законодательный референдум), изменения формы правления, получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важных международных и внутригосударственных решений (консультативный референдум), а в ряде стран (Швейцария, США) - для решения местных вопросов.
Необходимо отметить, что референдум не является повсеместным и обязательным институтом. Референдум не применяется в тех англосаксонских странах, где всегда господствовала идея верховенства парламента, хотя в самой Великобритании в последние десятилетия он в единичных случаях проводился. Очень редко использовался референдум в Бельгии. Не используется референдум и во многих азиатских странах.
Референдум никогда не проводился в США на федеральном уровне, в Нидерландах и других странах, но в Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном уровне).
Для проведения референдума устанавливаются определенные условия. Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т.д. Во Франции инициатива референдума, как сложилось в результате толкования конституции и практики, принадлежит президенту: он объявляет референдум по своей инициативе и формулирует выносимые на референдум вопросы. В Италии для проведения референдума необходимо собрать 500 тыс. подписей избирателей, в Венгрии с такой инициативой могут выступить 50 депутатов парламента, в Италии — группа органов местного самоуправления — 5 из 20 областных советов. Эта инициатива, однако, не означает, что референдум будет обязательно проведен.
Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Если необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других — президент; все это связано с тем, что на институт референдума серьезно влияет форма правления в государстве (парламентская или президентская республика). Однако нередко парламент или президент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей (например, в Белоруссии — 10 % избирателей данной территории).
На референдум, как правило, выносится вопрос (реже — несколько вопросов), предполагающий положительный («да») или отрицательный ; («нет») ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.
Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения. Также, нужно отметить, что вопрос (или ряд вопросов) вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер.
Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу или может быть проведен второй раз по этому вопросу только через определенный промежуток времени (например, в Испании через 3 года). Таким образом, законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано со значимостью принятого на референдуме решения, а также последствий, которые может нести это решение.
Организация референдума аналогична организации выборов (списки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референдуму, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса. Как и на выборах, бесплатно предоставляется эфирное время и место в периодических изданиях политическим группировкам, выступающим за или против предлагаемого решения (время и место в изданиях предоставляется всем поровну или, как в Испании, пропорционально численности парламентских фракций).
Голосование осуществляется только с помощью официальных бюллетеней, изготовленных уполномоченными на то государственными органами (на выборах могут использоваться и неофициальные бюллетени). Прибегают также к избирательным машинам, специальным ЭВМ. Если по закону голосование на выборах является обязательным, то оно обязательно и для референдума. Санкции аналогичны, вследствие того, что законодательство о выборах и референдумах тесно связаны, исходят, как правило, из одних принципиальных положений.
Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (-50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автономии Шотландии в Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе).
Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий, избирательных советов, комиссий по референдуму (в разных странах употребляются различные названия), на нарушения их избирательных прав. Эти жалобы рассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовывать результаты референдума предоставляется только политическим группировкам. Окончательное решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная инстанция страны (верховный суд), во многих странах Латинской Америки — верховные (высшие) избирательные трибуналы, иногда — высшие административные суды.
Виды референдумов в РФ
В политико-правовой науке типология видов референдумов осуществляется о различным основаниям. Можно представить некоторые из них. По масштабности, охвате той или иной территории выделяют общенациональные референдумы, проводимые в пределах всей государственной территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах Федерации или административно-территориальных единицах. В зависимости от предмета выделяют конституционные и законодательные референдумы.
От предмета референдума также зависит деление последних на факультативные и обязательные. Факультативный референдум можно проводить, а можно и не проводить. Его назначение зависит от усмотрения органа, компетентного назначать референдум, либо от наличия установленной конституцией или законом иной инициативы. При этом предметом данного типа референдума может стать любой вопрос или проект государственного решения, за исключением тех, вынесение которых на референдум запрещено конституцией или законом.
Обязательный референдум проводиться в тех случаях, когда иным образом решения по определенному вопросу не может быть принято. Выделяют две его разновидности: абсолютно обязательный референдум, когда референдум считается необходимым в качестве одной из стадий процесса выработки и утверждения определенного решения; и относительно обязательный референдум, который предусматривает в качестве обязательного средства разрешения разногласий между конституционными органами власти по определенному вопросу.
В особую группы выделяют консультативные референдумы. Следует однако заметить, что сущность консультативного референдума во многом противоречит природе самого референдума как высшего непосредственного выражения власти народа, обладающего юридической силой. Данный референдум точнее будет назвать всенародным опросом.
Право выдвижения инициативы проведения референдума РФ зависит от его вида: в отношении конституционного референдума -Конституционному собранию, в отношении других видов референдума -определенной части избирательного корпуса (не менее 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 10% из них). Указанные субъекты не могут выступать с новой инициативой проведения референдума в период между назначением референдума и официальным опубликованием его результатов.
Единственным субъектом, правомочным назначить референдум, выступает президент РФ (статья 84 Конституции).
Общими принципами организации референдума РФ можно назвать следующие: Референдум проводиться на всей территории РФ; В основе проведения референдума лежит всеобщее равное и прямое волеизъявление граждан РФ при их тайном голосовании; Реализуется свобода волеизъявления граждан; Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, специальных уполномоченных органов по подготовке и проведению референдума осуществляется на основании принципов открытости и гласности; Языками проведения референдума признаются русский язык как государственный и государственные языки республик, а так же языки народов РФ на территории их компактного проживания; Референдум финансируется за счет средств федерального бюджета; Нормативно-правовой основой проведения референдума является конституция, ФКЗ «О референдуме РФ» и иные соответствующие им федеральные законы; Действует принцип ответственности за нарушение законодательства о референдума РФ; Правопрепятствующими фактами, исключающими проведение референдума, являются: а) условия военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также 3-х месячный срок после его отмены; б) в течении года со дня официального опубликования результатов референдума не допускается проведение повторного референдума с той же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Проведение референдума РФ проводится в несколько этапов. Формируются комиссии - органы, уполномоченные к осуществлению подготовки, проведения и определения итогов референдума, что и составляет их основные функции. Законом определены 4 уровня этих органов: Центральная комиссия референдума РФ (Центризбирком РФ), комиссии субъектов РФ по проведению референдума, территориальные комиссии и участковые комиссии. Создаются участки референдума. Их функциональное назначение заключается в организации граждан, имеющих право на участие в референдуме, по территориальному принципу с целью обеспечения голосования и подсчета голосов. Составляются списки избирателей — граждан, имеющих право на участие в референдуме РФ, - по участкам референдума. Проводится агитационная и разъяснительная работа. Осуществления агитации запрещено в день проведения референдума и в предшествующий ему день. Собственно процедура проведения референдума включает процедуру голосования, подсчета голосов и определения итогов.
Опубликование результатов референдума проводится не позднее 3 дней после их определения. Опубликованию подлежит принятое решение, а также итоги голосования в целом по РФ, а также по каждому субъекту РФ. В случае признания референдума состоявшимся принятое на нем решения вступает в силу со дня официального опубликования. [3]
Выборы и избирательная система в России
Выборы и избирательная система в России имеют достаточно давнюю (считая с Новгородской феодальной республики и земских соборов XVI - XVII вв.), но прерывистую историю (с длительными эпохальными интервалами, связанными с деспотическими формами государственного правления).
В начале XX века мощный подъем демократического движения (первая русская революция) привел к закону о выборах в первую Государственную Думу от 11 декабря 1905 г. Закон этот, трудно назвать демократическим, так как он обеспечивал неравное представительство разным слоям населения. Еще хуже был закон1907 г. За весь период своего существования (1906 - 1907) Государственная дума избиралась 4 раза, дважды распускалась царем досрочно. Права этого представительного органа были существенного ограничены.
В советскую эпоху с переходом к однопартийной системе, а затем ликвидации внутрипартийной оппозиции, выборы приобрели чисто формальный характер, превратились в «выборы без выбора».
Лишь в конце 1980-х гг. положение начало радикально меняться. Сначала в очень ограниченном масштабе на выборах в местные органы власти в 1987 г., а затем широко в 1989 г. На выборах Съезда народных депутатов стало применяться альтернативное голосование - у избирателей появился выбор между двумя или несколькими кандидатурами. Однако и тогда, на выборах 1989 г., часть мест (750 из 2250) была уже зарезервирована за КПСС и фактически подчиненными ей общественными организациями, с указанием кому сколько мест, что, в сущности, являлось модификацией все той же куриальной системы, применявшейся в начале века. Выборы народных депутатов Р год спустя отвергли такой порядок как антидемократический.
17 марта 1991 года состоялся первый в истории страны всенародный референдум, а 12 июня того же года - первые в истории России президентские выборы.
В период нестабильности в стране 26 марта 1993 г. На внеочередном экстренном IX Съезде народных депутатов РФ было принято решение о проведении 25 апреля 1993 г. Всенародного референдума. На него выносилось 4 вопроса: о доверии президенту РФ, о доверии народным депутатам, Съезду и Верховному совету, об одобрении проводимой правительством с 1992 г. Социально-экономической политики, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Большинство принявших участие в референдуме граждан высказались за доверие президенту и народным депутатам, не одобрили правительственную политику и выступили против досрочных выборов. [6]
12 декабря 1993 г. Проводился всенародный референдум по принятию Конституции РФ. На него на безальтернативной основе был внесен президентский проект Конституции. Накануне его формально одобрило Конституционное совещание, созданное президентом Итогами референдума стали, более 58% принявших участие в референдуме избирателей высказались за принятие Конституции, это около 1/3 всех граждан страны, имеющих право голоса. [7]
Нынешняя избирательная система России сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993 - 1995 гг., начавшейся всенародным голосованием по проекту Конституции. В Конституции (ст. 32) провозглашается: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Пункт 3 статьи 32 определяет круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в РФ. Всеобщее, равное и прямое избирательное право закрепляется в ст.81 Конституции. В Рф активное избирательное право принадлежит всем гражданам РФ, достигшим 18-летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, и граждан, содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Правом быть избранными в Государственную Думу РФ обладают граждане, достигшие 21 года, правом быть избранными президентом -достигшие 35 лет, при условии десятилетнего постоянного проживания на территории РФ. Субъекты вправе установить ценз местожительства.
Выборы президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны. В Государственную думу избирается 450 депутатов, из них 225 - по одномандатным округам (один округ - один депутат), 225 - по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае выбирается личность, а во втором - партия.
В РФ действует смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства. В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу.
Довольно жесткие количественные требования предусматриваются и на этапе предвыборной кампании. Так, кандидат на место в Думу должен собрать не менее 200 тыс., а на пост Президента - не менее 1 млн подписей своих сторонников, при этом на один Субъект Федерации должно приходиться не более 7% требуемого общего числа подписей, или же внести денежный залог.
Если же таких «миллионеров» окажется несколько и не один из них не сумеет привлечь в 1 туре более половины участвовавших в голосовании избирателей, то не позднее чем через 15 дней после подсчета голосов назначается второй тур, в котором борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. [1]
Заключение
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. Милль, идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.
Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует определить роль и значение референдума как самой яркой формы непосредственного волеизъявления народа.
Подводя некоторые итоги, можно отметить, что сегодня, когда доверие к демократии в России подорвано, когда «нет консенсуса о том, является ли парламентская демократическая организация власти лучшей в российских условиях»1, когда низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и неразвита экономическая база общества, нельзя говорить однозначно о роли референдумов в процессе становления и развития демократического правового государства в России.
Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.
Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии согласованного законодательства. Тем не менее, зачастую законодательство субъектов федерации противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают пробелы и коллизии в праве. Хотелось бы отметить и то, что до сих пор не принят закон о местных референдумах, который бы значительно помог систематизировать местное законодательство.
Большую остроту обозначенной проблеме придает отсутствие системы согласования между органами власти субъектов Федерации и федеральными органами власти при принятии решений о проведении всероссийского референдума по вопросам совместного ведения. Кроме того, от органов власти на местах во многом зависит психологический фактор, определяющий, в конечном счете, придут люди голосовать или нет.
Кроме того, юридическая природа правовых актов, принимаемых с помощью референдума и государственными органами, одинакова - они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа - верховного обладателя власти.
Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность.
Только с усвоением народом демократических ценностей важнейший демократический институт референдума начнет играть все более и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового государства в России1. Сегодня идет совершенствование законодательства о референдумах, в России, и как показывает практика, институт референдума широко используется, а значит происходит становление и развитие демократического государства и роль и место в этом референдума велика.
К тому же в демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда; кроме чрезвычайные ситуаций, не может быть - достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть -быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.
Коль скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных компаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах, поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.
Список литературы
Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2001. - 270 с. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. - М.: NOTABENE, 2000 - 1024 с. Доленко Д.В. и др. Политология: Учебник. - М.: Дело, 2002. - 424 с. Конституция Российской Федерации. -М.: Акалис, 1996. - 48 с. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. - М.: ИТРК РСПП, 1998. - 480 с. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. - М.: издательство Проспект, 2003 - 520 с. Отечественная история (1917 - 2001): Учебник/ Отв. ред. Узнародов И.М. - М.: Гардарики, 2002. - 557 с. Полис (Политические исследования), 2003, №3. - М.: Наука, 2003 - 192 с. Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений. Под редакцией Полуниной Г.В. - М.: Акалис, 1998. - 280 с. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 447 с. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект пресс, 2001. - 559 с.