Реферат по предмету "Политология"


Основные конституционные обязанности

Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава 1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Понятие, сущность, юридические свойства 1.2. Конституционный строй России
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА
2.1. Понятие обязанностей гражданина 2.2. Основные конституционные обязанности Глава 3. ГРАЖДАНСТВО РФ, КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ Заключение Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ Тема обязанностей гражданина Российской Федерации показалась мне наиболее интересной для написания курсовой работы и, как потом выяснилось, достаточно сложной, в силу того, что любой нормативный акт отражает права и обязанности населения в целом или отдельных его групп. В данной курсовой работе будут рассмотрены основные, относящиеся ко всем гражданам РФ обязанности, а так же коротко рассмотрены их права, которые закреплены в первую очередь в Конституции Российской Федерации. Основной закон России – Конституция Российской Федерации (была принята 12 декабря 1993 года), в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя. «Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества»[1] При рассмотрении вопроса обязанностях нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россию, к сожалению, невозможно считать таковым. К сожалению некоторые инциденты, происходящие последнее время нам еще раз доказывают несостоятельность властей осуществлять правление, используя демократические методы. Однако, хочется надеяться, что Российская Федерация приобретет со временем черты правого демократического государства, и каждый гражданин в отдельности может посодействовать этому. Для этого прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру. Данная курсовая работа состоит из пунктов, каждый из которых раскрывает тот или иной вопрос, относящийся к выбранной мной теме. В своей курсовой работе я рассматриваю не только обязанности человека и гражданина, но и его права и свободы не случайно, а в силу того, что в основные обязанности гражданина входит соблюдение Конституции, которая в свою очередь закрепляет права и свободы граждан. Следовательно, можно сделать вывод о том, что обязанности человека и гражданина составляет соблюдение прав и свобод остальных граждан, а так же некоторые другие обязанности непосредственно связанные с этими. Итак, далее будут рассмотрены основные обязанности граждан, а так же вкратце права и свободы граждан, выявлены и проанализированы механизмы их реализации и гарантии.
Глава 1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, сущность, юридические свойства Данный пункт курсовой работы включен не случайно. Прежде чем начать говорить об основной теме данной курсовой работы, конституционных обязанностях человека и гражданина, необходимо сказать о том, что же такое Конституция РФ, для чего она предназначена, и в чем ее сущность. Итак, что же такое Конституция РФ? Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина. Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие сущностные черты. Основной сущностной чертой конституции является особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ . принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию». Особенность субъекта, принимающего конституцию обусловливает и вторую существенную черту понятия конституции – ееучредительный, первичный характер конституционных установлений. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета: единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества - политическую; экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений. Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции. Это означает, что не юридические свойства являются основой ее особого статуса в правовой системе, а наоборот, последний предопределяет юридическую специфику конституции. Она выражается: - в верховенстве конституции; - в ее высшей юридической силе; - в ее роли как ядра правовой системы; - в особой охране конституции; - в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 г. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Установление в (ст.4 ч.2) Конституции принципа верховенства Конституции Российской Федерации на всей территории России значимо в различных аспектах. В этом прежде всего отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства, в признании верховенства конституции заложена идея, не свойственная прежним советским конституциям, о подчинении государства конституции, праву.
Верховенство конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
В (ст.15) Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеют высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией. Принятие новой конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. (Ст.80) Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивает силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению. Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Российской Федерации будет изложен ниже.
1.2. Конституционный строй России Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии «конституционного строя» включа­ет нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие присуще толь­ко такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и сво­боды человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, именно поэтому я считаю необходимым несколько слов сказать и об этом, так как этот аспект непосредственно имеет отношение к рассматриваемой мной теме. Но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух услови­ях: если конституция соблюдается и если она демократическая. Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо. Нормы-принципы, включенные в главы Конституции РФ «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основ­ные группы: - гуманистические основы конституционного строя; - основные характеристики Российского государства; - экономические и политические основы конституционного строя; - основы организации государственной власти. 1. Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституци­онный строй. 2. В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. (Ст.1) Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. 3. Гражданское общество не является сферой конституци­онного права, оно утверждается самими людьми и строится на принципах свобо­ды и саморегуляции. Однако деятельность людей требует от государства опре­деленных гарантий, и, прежде всего - в экономической и политической облас­тях. Государство закрепляет эти гарантии и устанавливает определенный поря­док их обеспечения, опирающийся на незыблемые права и свободы человека и гражданина. Государство не может учреждать политическую сис­тему, ибо она в своей основе создается свободной инициативой граждан. В то­же время свободу и здесь требуется регулировать и охранять, и вмешательст­во государства в политические отношения ограничено этими целями. 4. Прочность конституционного строя в существенной степени зависит от демо­кратизма и рациональности организации государственной власти. Государствен­ная власть отличается правомочием на принуждение граждан к соблюдению пра­вопорядка. Конституция Российской Федерации относит к уровню основ конституционно­го строя такие принципы. свойства и качества государственной власти, как су­веренитет государства, разделение властей, органы государственной власти. В определенном отношении с органами государственной власти выступает местное самоуправление.
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА
2.1. Понятие обязанностей гражданина Вот, наконец, мы и дошли до рассмотрения основного вопроса курсовой работы, рассмотрения обязанностей гражданина согласно Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Хотелось бы помимо всего прочего отметить и то, что обязанности человека и гражданина входят в понятие его правового статуса. Эти обязанности затрагивают много­образные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек. Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.
Корпоративные обязанности порождаются членством в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т. д.). Всеохватывающий круг обязанностей формируется в связан с обладанием лицом определенным статусом — рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняе­мого, свидетеля и т. п.
Все обязанности определяются в различных формах. Зна­чительная их часть устанавливается правовыми нормами. К этому причастны все без исключения отрасли права, каждая – в сфере отношений, составляющих ее предмет. Конституционно-правовое регулирование в целом также связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет в этом двоякую роль. Как и все отрасли, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта Конституционно-правовых отношений — обязан­ности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного само­управления, как обладателя многих других конституцион­но-правовых статусов. Вместе с тем, конституционное право выполняет в закрепле­нии обязанностей человека и гражданина специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на выс­шем, конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление кото­рых обеспечивает нормальное функционирование самого го­сударства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязан­ности обращены к каждому, другие только к гражданину Российской Федерации; В конституционно закрепленных основных обязанностях обобщены те наиболее концентрированно выраженные тре­бования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение гражданина к государственным и об­щественным интересам, активное включение его в охрану этих интересов. Как отмечалось выше, сущность гражданства выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответ­ственности человека и государства. Определяя установки для надлежащего социального и личного отношения гражданина к интересам государства и общества, основные обязанности носят характер правовых категорий. Их соблюдение обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за несоблюдение гражданином конституционных обязанностей зависит от характера нарушения, сферы отношений, к кото­рым оно относится. Текущее законодательство предусматри­вает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возмож­ности использовать в полной мере и конституционные права. Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина. Эти обязанности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, во-первых, имеют всеобщий характер, во-вторых, не зависят от конкретною правового статуса лица, и, наконец, в-третьих, они закрепляются на высшем, конституционном уровне. В конституционно закрепленных основных обязанностях выраже­ны наиболее важные требования – ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Так, что же такое обязанности человека и гражданина по Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года? Из прочитанного материала следует, что основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан1. Конституция Российской Федерации закрепляет обязанности человека и гражданина в нескольких статьях. Также необходимо сказать и о том, что обязанности человека и гражданина закрепленные в Конституции Российской Федерации, так же отражены и во многих Законах и нормативных актах, за их надлежащим исполнением следят определенные организации. Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закреп­ляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и нрава человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей. В ч. 2 ст. 6 Конституции закреплен принцип равенства обязанностей. В общем-то этот принцип итак достаточно понятен и не нуждается в тщательном пояснении, в практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распрос­траняется а всех граждан. Но как же быть с лицами, которые находясь на территории Российской Федерации не являются ее гражданами, или имеют двойное гражданство? Их Конституция Российской Федерации не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).
2.2. Основные конституционные обязанности Итак, далее речь пойдет конкретно о тех обязанностях, которые возлагает на нас, граждан, Конституция Российской Федерации. Как я уже сказала выше, обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации для всех едины, как, собственно говоря, права и обязанности. Конституция РФ устанавливает несколько основных обязанностей. Так, например, важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого, иною лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федера­ции зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст.15). Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Эта обязанность распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, без исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законода­тельными актами. В ней заложено более широкое содержание, ко­торое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского зако­нодательства, которое включает акты не только высшей юридичес­кой силы.
Помимо обшей обязанности соблюдать Конституцию, существу­ет и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные консти­туционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и дея­тельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность гражданам, предписывая им воздерживаться от указанных действий.
Взаимное уважение прав и свобод человека и гражданина – эта еще одна важная обязанность граждан. Обладание правами и свободами не может означать произвола при их осуществлении или злоупотребления ими. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип правопорядка. Идея правового го­сударства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утвержде­нием в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражда­нина. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно, когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло созна­тельной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав. Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Эту обязанность охраняют множество законов и нормативных актов. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Именно по этой причине вышеназванную обязанность, закрепленную в Конституции РФ можно считать элементарной. Немного хотелось бы сказать и видах налогов для полноты представления о данном виде обязанностей. Законом РФ об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. установлено, что налоги подраз­деляются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сро­ки. Самый распространенный налог - подоходный — регламентиру­ется Законом РФ о подоходном налоге с физических лиц от 7 декабря 1991 г., который периодически изменяется и дополняется. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги и сборы сочетается с определенными правами налого­плательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Консти­туция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружаю­щую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Кон­ституции), ведь от того, насколько добросовестно мы будет сохранять природу зависит вся наша жизнь. Уничтожение природных богатств ведет к уничтожению жизни вообще. Сохранение окружаю­щей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека пла­неты. Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58). Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законо­дательных актов. Так, в Законе об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. закреплена обязанность граждан соблю­дать требования природоохранного законодательства и установлен­ные нормативы качества окружающей среды. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Основах лесного законодательства Российс­кой Федерации 1993 г. 24 апреля 1995 г. вступил в силу Федераль­ный закон о животном мире, который вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользо­вания животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира, обеспечивать охрану и воспроиз­водство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность. В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие «отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечест­во - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, неруши­мость границ и прочность государственности. Но зашита Отечества и несение поенной службы - зто не одно и то же. Зашита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объяв­ления войны и всеобщей мобилизации. Рассматривая данную конституционную обязанность граждан необходимо сказать о том, что граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 фев­раля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Так же хотелось бы и сказать о том, что предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За соблюдением исполнения данной обязанности следит множетсво специальнор созаданных органов и нормативных актов, в том числе за уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность (ст. 80 и 81 УК РСФСР). Но необходимо сказать и о тех гражданах, убеждения которых не позволяют нести военную службу. Существует много таких граждан по убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в консти­туциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.). Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон.
Так же среди обязанностей установленных Конституцией Российской Федерации можно увидеть и обязанность заботиться о памятниках истории и культуры. Часть 3 ст. 44 Конститу­ции говорит именно об этой обязанности. Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регу­лируют Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г., Закон РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры 1978 г. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.
Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры. Так же Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность детей достигших совершеннолетия заботы о родителях, в случае их нетрудоспособности, а так же обязанности родителей заботиться о своих детях и их воспитании. Эта обязанность закреплена вч. 2. и 3 ст. 38 Конституции. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с пра­вовым закреплением высокоморального содержания этих конституци­онных предписаний, государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности, материальное обеспечение. Граж­данское и семейное законодательство регламентирует правоотноше­ния, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязаннос­тей, обеспечивая охрану соответствующих им прав. Так же хотелось бы сказать и о такой обязанности как получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, – обязанность обеспечить получение детьми этого образования Данная обязанность закреплена в ч. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации. Естественно, дети не могут нести ответственность за нару­шение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность и в зрелом возрасте, тем более, что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей. Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получить их детьми основное общее образование, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной. Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Обязанности – это мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией. К обязанностям гражданина РФ относятся: соблюдение Конституции и законов (основная обязанность), уважение прав и свобод других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, защита отечества и т.д. Глава 3. ГРАЖДАНСТВО РФ, КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ Тем не менее, говоря об основных правах, свободах и обязанностях нельзя не сказать о том, что является основанием к их появлению, как они возникают, а так же и о том, как они связаны с обладанием гражданства. «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»[2] - данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определенную международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия….»[3]. В соответствии со ст.6 ч.2 Конституции РФ гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает на территории Российской Федерации всей полнотой прав и свобод, а так же равно несет и определенные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Иначе говоря, все основные права граждан России отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения – принадлежностью к гражданству Российской Федерации. В качестве субъектов права можем рассмотреть лица со следующими статусами: - ГРАЖДАНЕ РФ - ИНОСТРАНЦЫ - ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Законодательство определяет гражданство как «устойчивую правовую связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.»[4]. Данное положение определяет важность принадлежности к гражданству, так как только в этом случае возникают права и свободы, защищаемые государством, где бы гражданин ни находился. Кроме того, очень важным моментом в данном определении является то, что именно признание государством и готовность защищать права и свободы характеризует государство как демократическое и правовое. Кроме того, граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории РФ, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Иначе говоря, «личные права» – каждому, «политические» – гражданам. Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что политические права – вторичны и производны от воли государства. Гражданство и связанные с ним права и обязанности возникнув (по рождению или в соответствии с установленным Законом порядком) длятся до тех пор, пока не наступит смерть гражданина или не прекратятся иным законным способом. Важно отметить, что от того, каким статусом обладает лицо – является ли оно гражданином или нет – зависит объем гарантий, которые Конституция дает по защите прав и свобод – так называемое субъективное право, когда «гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства.»[5] Говоря о наделении субъектов основными правами и свободами, можно сказать, что именно гражданин Российской Федерации «обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»[6]. Однако, права и свободы любого человека, не являющегося гражданином России признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина или лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязанность соблюдать права и свободы любого человека.
Таким образом, мы можем определить основные права человека и гражданина, как права, закрепленные конституционно. Помимо этого, существует еще немало прав (и соответственно обязанностей – в этом проявляется дуализм права) связанных с различными статусами лиц – авторские права, права собственников и т.д. Все эти права регулируются отраслевым законодательством и, поскольку все законодательство Российской Федерации строится на приоритете Основного закона, соответствуют основным правам, закрепленным в Конституции.
«Только конституционные права и свободы имеют такой всеобъемлющий адрес – как каждый человек и гражданин, или каждый гражданин Российской Федерации»[7]. Заключение Завершая анализ прав свобод и обязанностей граждан РФ В Конституции РФ 1993 года можно сделать вывод, что в целом конституционные обязанности гржданина сотавляют существенную часть Конституции РФ. Обязанности – это мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией. К обязанностям гражданина РФ относятся: соблюдение Конституции и законов (основная обязанность), уважение прав и свобод других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, защита отечества и т.д. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу (см. пункт 6 Заключительных и переходных положений). Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика “достроила” тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни. Однако, считаем, что на данном этапе, к сожалению, очень мало внимания уделяется Конституционным обязанностям, правам и свободам, как впрочем и самой Конституции. К сожалению, сейчас редко вспоминают на практике о некоторых обязанностях, правах и свободах, закрепленных в Конституции РФ. Так же хотелось бы сказать о том, что в Конституции закреплено несколько обязанностей граждан, но, на мой взгляд, каждую из них можно назвать элементарной. Ведь без каждой из них немыслима нормальная жизнь общества. Так, например, обязанность бережно относиться к окружающей природе можно считать элементарной уже лишь потому, что охрана окружающей среды как ничто другое влияет на нашу жизнь, и от того насколько добросовестно будет выполняться нами эта обязанность, зависит вся наша жизнь, как общественная, так и биологическая. Список использованных источников 1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 2004. 2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 1998; 3. Конституция Российской Федерации (Комментарий) /Под ред. Акад. Б. Н. Топорнина — М.: Юрист, 1997 4. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.) 5. Конституция Российской Федерации. — М., 1993. 6. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н Конституционное право Российской Федерации, — М., 1996. 7. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 2002. 8. Лившиц А.С. Краткий курс по энциклопедии права. По произведениям проф. Л.И. Петражицкого. - СПб., 1998. 9. Азаров А. Я. Права человека (Новое знание). - М., 2001 10. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 2000 11. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. - СПб., 1999. 12. Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 2003. 13. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М.,1999. 14. Конституционный строй России. Выпуск 1. - М.,2002 15. Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. - М., 2000. 16. Защита прав человека в современном мире. - М., 2003. 17. Люшер.Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. - М., Универс,1998. 18. Информационная система «Гарант». [1] Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 1994, с.53 1 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 1998, стр. 244 [2] Конституция РФ 1993 г. ст. 6, ч.2 [3] Международный Пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах». [4] Закон РФ о гражданстве российской Федерации от 28.11.91 - преамбула [5] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997 г. [6] Конституция РФ 1993 г. ст. 6, ч.2 [7]Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование задачи оптимизации кооперации разработчиков
Реферат Литургический контекст живописного убранства Санкт-Петербургского Петропавловского собора
Реферат Грошово-кредитна політика Франції. Грошова система СРСР
Реферат Виховання молодших школярів на засадах християнської моралі
Реферат Структура слова
Реферат Пределы обезуглероживания металлического расплава под окислительным шлаком
Реферат «Тенденции развития регионального банковского сектора в условиях посткризисного восстановления»
Реферат Summary Of Walden Pond Essay Research Paper
Реферат Определение величины допуска на составляющие звенья размерной цепи
Реферат Основные мотивы лирики М. Лермонтова
Реферат Анализ поступления всех видов налогов и направления расходования средств федерального бюджета
Реферат Історія розвитку туризму в Україні. Види, форми, класифікація туризму
Реферат Слизистая оболочка полости рта при заболеваниях эндокринной системы
Реферат Институт раскрытия доказательств в англо-саксонской и российской системах законодательства
Реферат Политическое развитие России с февраля по октябрь 1917года. Брестский мир.