Уже около десяти лет каждую крупную встречу руководства международных, наднациональных организаций вроде ВТО, МВФ или ЕС сопровождают бурные и эксцентричные протесты антиглобалистов. Свежи в памяти события в Генуе в июле 2001 года, ставшие без преувеличения сказать апогеем антиглобалистских протестных акций. Напомню, в Геную съехалось тогда около 150 тысяч молодых манифестантов из стран Европы и США, благодаря чему лидеры так называемой «Большой восьмерки» превратились, по выражению итальянской газеты «Реппублика», «в восемь мандаринов забаррикадировавшихся в Старом городе» за стеной из проволоки и кордонами полицейских и армии. На уровне европейских правительств стали даже раздаваться голоса о целесообразности проведения такого рода международных мероприятий в будущем. Стоит ли превращать целый город в осажденную крепость для того, чтобы несколько человек мило побеседовали, поулыбались перед фотоаппаратами, поели вволю деликатесов и подписали заранее подготовленные документы?
Однако, несмотря на то, что протесты антиглобалистов всегда - новость №1 для всех российских электронных СМИ – так, видеоря-ды с цепями молодых людей, идущих с красными знаменами на ощерившихся щитами полицейских, мелькали в начале каждого выпуска новостей во время генуэзского саммита – из обширных, но, как всегда, бедных на содержание комментариев теледикторов трудно было понять, кто такие эти антиглобалисты. Телеканалы порой говорили совершенно противоположные вещи, кажется, в первый день саммита ОРТ заявило, что антиглобалисты – это безработные, пострадавшие от того, что западные капиталисты-владельцы транснациональных корпораций (ТНК) предпочитают нанимать рабочих из стран Третьего мира, которым много платить не надо, НТВ же убеждало россиян, что это-де студенты из обеспеченных семей, которым «просто нравится Че Гевара», что, в общем-то, по молодости простительно. Надо заметить, что не исключение, а правило: сообщения буржуазных СМИ об антиглобалистах всегда противоречивы, тенденциозны и в то же время скудны на полезную информацию.
Ответ на вопрос: кто такие антиглобалисты, что они требуют, и что они значат для Запада? - я и попытался дать в этой статье. Насколько мне это удалось, судить, понятно, читателю. Добавлю, что материалы об антиглобалистах я черпал, в основном, на «красных сайтах» Интернета, который, кстати, антиглобалистами любим и превращен в мощное оружие, вопреки его первоначальному назначению. Выбор именно «красных сайтов» был обусловлен тем, что на них, в отличие от сайтов «солидных» либеральных газет, есть положительная информация, а не только сообщения о перевернутых антиглобалистами машинах. Не могу не поблагодарить своих предшественников, которые существенно облегчили мне задачу, «подвесив» в Сети подробные обзоры по антиглобалистам и прежде всего поэта, известного деятеля российской контркультуры и консервативной революции Алексея Цветкова («Призрак антиглобализма», http://diviky.narod.ru/cv.html)
2. Кто такие антиглобалисты?
Антиглобалистское движение возникло в 1994 году и его основа-телем считается субкоманданте Маркос – выпускник факультета философии университета в Мехико, поэт, эссеист и программист. В указанном 1994 он возглавил партизанское движение индейцев (так называемую «сапатистскую армию освобождения») и захватил власть в мексиканском штате Чиапос, причем, практически бескровно. Субкоманданте Маркос стал подлинным кумиром леворадикальной молодежи Запада, своего рода современным Че Геварой. Радикалы зачитываются его стихами и эссе, где мифологические мотивы индейцев майя перемежаются с обличениями глобального капитализма, отстаиванием прав народов Третьего мира и, в частности, индейцев и призывами к революции. Для антиглобалистов характерно восприятие себя частью планетарной партизанской армии, наподобие «сапатистов» Маркоса, которая борется с глобальным капитализмом, впрочем, не обязательно силой оружия. Кстати и сам Маркос, рассматривает автомат Калашникова лишь как средство адекватно ответить на нападение, главным же своим оружием он считает Интернет.
Антиглобалистское движение неоднородно. Оно состоит из более тысячи мелких молодежных, прежде всего, студенческих группировок, в основном левацкого толка, хотя есть среди них и рабочие- представители радикальных, не вмонтированных в «Систему» профсоюзов, экологи, и даже симпатизирующие «левым» верующие - христиане и мусульмане. Среди самых крупных групп отмечу «Аттак» («Ассоциация за финансовое налогообложение на пользу гражданам»), в которую входит около 30 000 человек, и которая имеет отделения в 20 странах. Ее лидеры – Жозе Бове – французский фермер, который прославился тем, что разрушил на личном тракторе «Макдональдс» в предместье Парижа в знак протеста против вытеснения французской традиционной кухни американскими закусочными, и Сюзен Джордж – журналистка, написавшая роман-антиутопию «Рапорт Лугано», в котором описала и в некотором роде предсказала захват капиталистическими монополиями планеты и геноцид целых стран и народов. Достаточно внушительной силой является организация «Глобальное действие людей», возникшая в Европе в 1999 году и прославившаяся уличными столкновениями в Лондоне. Остальные группы менее многочисленны.
Антиглобалистов принято разделять на два лагеря – умеренных и радикалов. Умеренные представлены, прежде всего, так называемым Социальным Форумом Генуи, который включает в себя около 800 групп, выступающим за списание долгов со стран «Третьего мира», за безъядерный мир, за экологические программы и т.д. Они отвер-гают насильственные действия и выражают свой протест посредством мирных демонстраций, пикетов, концертов. Представители СФГ идут на контакт с представителями властей, к примеру, ведут с ними переговоры, когда этого требует ситуация. Показательно при этом, что именно на штаб-квартиру СФГ был совершен ночной налет полицейских в последний день генуэзского саммита.
Радикальное крыло антиглобалистов составляют малочисленные группки, практикующие более агрессивные формы борьбы с капитализмом. Среди них опять таки не все «кровожадные террористы», есть, если можно так выразиться, и «умеренно радикальные» группировки, которые удовольствуются взломами интернетовских сайтов глобальных американских кампаний типа «Пепси-Колы» или на худой конец, битьем стекол в «Макдональдсах», как это делают активисты упомянутых «Аттак» и «Глобального действия людей» или «Хактивист» (союза антибуржуазных хакеров).
К вооруженной борьбе против политиков и бизнесменов-глобалистов и к уличной «герилье», то бишь гражданской войне в городах, призывают лишь малочисленные группки маоистского и анархистского толка вроде «Черного блока» (официальное название организации «Антикапиталистический блок»), «Революционного фронта за коммунизм», «Я-Баста», «Маоистского Интернационала», «Красных скинов» и т.д., но от них, ясное дело, и больше всего шума. Это их члены в Сиэтле, Квебеке и Генуе метали в полицейских бутылки с «коктейлем Молотова» (так на Западе называют бутылки с зажигательной смесью), переворачивали и взрывали машины и т.п. Кстати, в штаб-квартиры анархистов в Генуе итальянские карабинеры так и не сунулись, что и понятно: анархисты, наверняка, были вооружены, они стали бы отстреливаться, а «отважные» карабинеры всего мира предпочитают бить дубинками безоружных людей, не могущих оказать сопротивление.
3. Как действуют антиглобалисты?
Зрителям теленовостей внушают, что антиглобалисты только и делают, что переезжают из города в город и устраивают манифестации и дебоши во время глобалистских экономических саммитов. Но этим не совсем так; хотя бы потому что далеко не у всех членов движения достаточно средств для путешествия в другую страну. Кроме того, понятно, что «легки на подъем» лишь активисты, а, очевидно, что кроме них есть еще и слои пассивных членов и сочувствующих (так что 150 000 человек, которые собрались в Генуе – это только «верхушка айсберга», в действительности антиглобалистов на Западе как минимум, раза в два больше). Основная часть анти-глобалистов, не участвующая в пикетировании саммитов, а также активисты в период между этими пикетированиями занимаются, прежде всего, так называемыми «молекулярными» акциями, которые осуществляются импровизированными, «ситуативными» группками из нескольких человек, создаваемыми для одной-двух акций. Причем, здесь мы имеем дело с сознательной тактикой, основанной на теории «молекулярных», т.е. многоцелевых, разнонаправленных ударов по капитализму, основы которой были заложены итальянским коммунистом Антонио Грамши и которая была развита ситуационистами – революционерами мая 1968 года (Э. Ги Дебор). Согласно этой теории прошли те времена, когда капитализм можно было свалить пропагандой среди рабочих и созданием централизо-ванных партий. Машина буржуазной пропаганды – телевидение, радио, газеты, комиксы – практически, сводит эту пропаганду на нет. Поэтому для того, чтобы расшатать политические и экономические конструкции капитализма, нужны одновременные удары по тысячам и тысячам его «крепящих деталей» – фирм, партий, газет и т.д., произведенные мелкими группами и даже одиночками. Работают эти группы так: объединяются два-три человека и выбирают себе цель, например, кампанию «Пепси-Кола». Дальнейшие действия состоят в раскрытии ее хищнической сущности всевозможными способами. Можно, скажем, при помощи подручных агитационных средств по-пулярно объяснять, что становится с национальными производите-лями газированных напитков после того как на рынки приходит глобалист- «Пепси» и что это означает для простых людей – работников соответствующих предприятий. Возможны авангардистская антиреклама, пикетирование предприятий, выступления в прессе и т.д. Причем, не нужно думать, что результатом этого является только «выпуск пара» у антикапиталистов и газетные сенсации. Недавно под давлением антиглобалистских акций против транснациональной корпорации «Ньюк», ее владельцы были вынуждены поднять зарплату своим рабочим на заводах в Малазии, где широко применяется труд 12-летних детей.
Кроме повседневных, «молекулярных» акций на счету антиглобалистов выпуск прокламаций, журналов и газет (самый известный – «Следим за корпорациями», издание организации «Глобальное действие людей»), проведение своих собственных саммитов и конференций. Самым крупным был, пожалуй, так называемый «Анти-Давос» - Всемирный Социальный Форум, который проводился в Бразилии, в городе Порто Алегре одновременно с глобалистским Всемирным экономическим Форумом в Давосе. На «Анти-Давос» приехало даже больше народа – около 10 000 против 3 000 участников «Давоса», причем, состав был достаточно солидным – представители 900 общественных организаций, более 400 парламентариев со всего мира, сочувствующие «левым» западные актеры, режиссеры, писатели и т.д.
Несмотря на пестроту состава антиглобалисты хорошо организованы. Как все уже убедились, за считанные дни они могут собрать в одном месте более 100 000 активистов из разных стран Европы и Америки. Во многом это объясняется их с прекрасным знанием Интернета: на баррикадах в Сиэтле-99 спонтанно возникло интернетовское информационное агентство антиглобалистов «Индимедиа», которое сейчас называют агентством связи планетарных сил сопротивления капитализму (www.indymedia.org, русская версия - www.russia.indymedia.org). Посредством него антиглобалисты не только договариваются о совместных поездках, но и сообщают о своих акциях, обмениваются планами.
Однако, о самих антиглобалистах сказано, кажется, достаточно, теперь же хочется разобраться, что они требуют и к чему стремятся?
4. Что требуют антиглобалисты?
Усилиями электронных прокапиталистических СМИ по всему миру у обывателя было создано стойкое убеждение, что антиглобалисты не имеют никакой четкой программы и способны лишь на вы-крики о необходимости изменить мир. На самом деле это, мягко говоря, натяжка. Трудно отрицать, конечно, наличие разногласий в среде антиглобалистов, однако, общий знаменатель у них все же имеется. Более того, имеются даже совместные документы антиглобалистов, как, например, петиция, принятая на альтернативной конференции в Женеве, где, в частности, говорится: «Мы требуем радикальных изменений МВФ и Мирового Банка, потому что они виновны в мировой бедности и увеличении неравенства… Открытости и демократизации МВФ и МБ… Политика МВФ и МБ должна уважать и поддерживать права человека!». Итак, антиглобалистов не устраивает ситуация, когда 7 так называемых «развитых» стран мира (страны Западной Европы, Япония и США), практически управляют всем миром, контролируют мировые организации типа ООН, Всемирного Банка или МВФ, под лицемерными предлогами «помощи беднейшим странам» выделяют им кредиты под такие проценты, что эти страны попадают в финансовую кабалу, под лозунгом «свободы торговли» разрушают их экономику, явно неконкурентоспособную по сравнению с западными гигантами-концернами, нещадно эксплуатируют их население на заводах ТНК. Антиглобалистам не нравится, что западные правительства во главе с США явно и тайно вмешиваются в дела других стран, устанавливают выгодные им режимы, объявляя их «прогрессивными» (как, например, в Чили в 70-е годы и в Югославии в наши дни), занимаются информационной войной и шельмованием. Кроме того, антиглобалисты озабочены состоянием дел на самом Западе, где, как ясно уже многим, надвигается системный кризис экономики, на биржах с каждым годом наблюдается все большая нестабильность, а «средний класс» - опора западного общества стремительно тает. Скажем, в США за последние 10-15 лет людей со средним уровнем достатка стало значительно меньше, зато выросло количество супербогатых (с тринадцати в 70-х годах до ста тридцати в 90-х) и очень бедных, живущих лишь на пособие. А планы правительства США превратить весь Новый Свет в единую экономическую зону, похоже, вообще покончат с временным, длившемся несколько последних десятилетий, благополучием рабочих США. Ведь как только для североамериканских капитали-стов станут абсолютно доступными рынки дешевой рабочей силы в Мексике, Центральной и Южной Америке, с требованиями своих, отечественных профсоюзов они просто перестанут считаться.
Правда, положительные идеалы у различных группировок антиглобалистов существенно различаются. Умеренные требуют от западных правительств немедленного списания всех долгов стран Третьего мира, прекращения экспансии западных товаров на их рынки и открытия западных рынков для товаров развивающихся стран, улучшения положений рабочих на ТНК по всему миру, «отвязки» национальных валют от американского доллара, изменения налогообложения в странах Запада и поощрения национальных производителей. Левые радикалы – неокоммунисты и анархисты требуют мировой коммунистической революции. Они утверждают, что пока существует рыночная экономика, основанная на частной собственности на средства производства, богатые страны будут продолжать наживаться на бедных и пропасть между богатым Севером и бедным Югом будет увеличиваться. С точки зрения «левых», капиталисты заинтересованы лишь в своей прибыли, а справедливого распределения товаров и ресурсов можно достичь лишь при плановой экономике. При этом они подчеркивают, что речь идет об «ис-тинном социализме», а не о «бюрократической карикатуре на социализм, которая была в СССР».
Вместе с тем не надо думать, что это – чисто эмоциональный протест, вызванный явной несправедливостью политики транснациональных корпораций в Третьем мире. Антиглобалистский протест уходит корнями в особое философское направление, являющееся правопреемником философии «новых левых» 60-х годов (Г. Мар-кузе, Ж.П. Сартра, Э. Ги Дебора и др.), хотя и здесь, конечно, нельзя говорить об однородности.
5. Теоретики антиглобализма
Одним из предтеч современной идеологии антиглобализма явля-ется американский экономист, мыслитель и общественный деятель Линдон Х. Ларуш. За свои диссидентские взгляды, явно расходящиеся с господствующим в Америке неолиберализмом, он просидел 5 лет в тюрьме по сфабрикованному спецслужбами обвинению, но под давлением международной общественности был досрочно отпущен. В настоящее время он выпускает интернет-издание «Интеллектуальное обозрение», руководит Шиллеровским Институтом (Германия), занимающимся проблемами глобализации. Главный труд Ларуша – книга «Физическая экономика», где он резко крити-кует концепции экономического либерализма, монетаризма и постиндустриализма и противопоставляет реальную, «физическую экономику», строящуюся на производстве реальных благ (материальных продуктов) и виртуальную, финансово-спекулятивную эко-номику, делающую деньги из денег, ничего не добавляя к материальному базису страны. Ларуш – резкий противник философии «постиндустриального общества», которая утверждает, что на смену индустриальному промышленному капитализму пришел строй, где главное место занимает сфера услуг и информационные технологии и поощряет культ потребления. По мнению Ларуша это ведет к тому, что экономика становится спекулятивной и превращается в фи-нансовую пирамиду, которая рано или поздно должна рухнуть. Именно такова, по мнению Ларуша, экономика современных США, она держится только на том, что правительство допечатывает новые и новые доллары, благо, доллар не «привязан» к золотому запасу. Пока удается избежать кризиса за счет нещадной эксплуатации слаборазвитых стран, но долго так продолжаться не может, предупреждает Ларуш. Его идеал – общество, где господствует труд, а не капитал, так как только в этом случае, убежден американский мыслитель, можно говорить о человеке как о творце. Интересно, что Ларуш радикальный сторонник научно-технического прогресса, он считает, что знаменитые рассуждения ученых «Римского клуба» о «пределах роста» (т.е. о необходимости остановить развитие техники, иначе Землю ждет экологическая катастрофа) – не более чем уловка идеологов Запада, рассчитанная на Третий мир; пускай, мол, все остается как есть: западные страны - технологически развитыми и богатыми, а южные и восточные – отсталыми и бедными.
Однако, Ларуш, как я уже говорил, только предшественник антиглобалистов, к тому же, его влияние ограничено. Подлинным вла-стителем умов антиглобалистов является словенский философ и публицист Славой Жижек. В настоящее время он работает в «Институте культурологических исследований» (Германия), где является одним из руководителей проекта «Антиномии постмодернистско-го разума». Пожалуй, он единственный современный леворадикал, который имеет некоторое признание в буржуазных, «официальных» кругах Запада. Во всяком случае, несмотря на его недвусмысленные протесты против натовской агрессии в Югославию и терпимое отношение к идеям Ленина (в 2001 году он провел в Германии научную конференцию, посвященную Ленину и ленинизму, повергнув тем самым в шок западных журналистов), его привечают европейские официозные издания типа «Зюддойче цайтунг». Его взгляды представляют собой синтез западного марксизма и структуралистского психоанализа Жака Лакана.
Основной огонь критики Жижека направлен на идеологические «священные коровы» неолиберализма – принципы пацифизма, мультикультурализма и толерантности. Жижек стремится доказать, что оборотной стороной «абстрактного пацифизма» Запада, т.е. стремления во что бы то ни стало установить мир, закономерно становится военная агрессия (как в Ираке и Югославии), что призывы Запада быть терпимым, толерантным к другим культурам оборачиваются новой, скрытой формой расизма – неорганическим «отрефлектированным расизмом». Представляют большой интерес размышления Жижека о причинах усиления в наши дни национализма и фундаментализма. Он отказывается рассматривать национализм как феномен возрождения национальных культур, по мнению Жижека, национализм вырастает из иного корня – из ситуации постмодерна. Современные люди, живущие в мегаполисах, говорят, одева-ются, ведут себя более или менее одинаково, стандартно, реакцией на эту репрессивную унифицированность постмодеринистского человека и является национализм, стремление к исключительно национальной самоидентификации, практически, уже без связи с на-циональными корнями.
Нельзя сказать, что Жижек противник западной демократии, напротив, он радикальный демократ с постмодернистскими мотивами; все дело в том, что сам Запад в своей политической практике все больше отходит от им же провозглашаемых идеалов демократии и либерализма, что видно на примере натовской агрессии в Югославию или поддержки США авторитарных режимов, когда им это выгодно. Итак, Жижек в духе старых «новых левых» обвиняет Запад ни в чем ином как в переходе к «скрытому фашизму» под вывеской либерализма.
Среди других идейных лидеров антиглобалистов отметим из-вестного лингвиста и политолога Ноума Хомски, а также суфия и анархиста Хаким Бея. Заражены идеями антиглобализма и, соответственно, несут их художественными средствами в массы многие деятели западной творческой интеллигенции, включая даже некоторых звезд Голливуда. Это не говоря уже о том, что среди радикальных антиглобалистских групп, по прежнему, почитаются авторитетными и усиленно штудируются тексты классиков «левой идеи»: Бакунина, Кропоткина, Маркса, Ленина, Троцкого, Адорно, Маркузе Ги Дебора и др.
6. Смысл антиглобализма
Движение антиглобалистов интересно и важно прежде всего упорным стремлением разбить вдребезги красивую сказочку западной пропаганды о наступление эпохи гуманизма, прогресса и согласия, о некоем хэппи-энде истории (недаром ведь на Западе так «раскручивают» сейчас работу американца японского происхождения Фукуямы «Конец истории», где проводится мысль о том, что капитализм североамериканского образца есть вершина исторического прогресса, уже наступившее «светлое будущее», так что стремиться уже ни к чему не надо, а надо оберегать и укреплять американизм). Антиглобалисты совершенно справедливо указывают, что шикарная жизнь богатых и среднего класса «развитых стран», которую уси-ленно пропагандируют западные и прозападные СМИ как эталон жизни – лишь красивый фасад, за которым грязь, кровь и страдания миллионов и миллиардов человек. Когда коммунисты говорили о том, что сегодняшнее благоденствие Запада куплено дорогой ценой – нищетой, мучениями и смертями в странах-пролетариях, т.е. в Третьем мире, и наши, и западные либеральные интеллектуалы отмахивались от них как от назойливых мух. Теперь тоже самое говорят молодые люди с самого Запада и еще как говорят – не суконным, лапидарным языком советской пропаганды, а ярко, эксцентрично, карнавально! Причем, чем сильнее на Западе прессинг «либерального информационного тоталитаризма», приклеивающего ярлык «экстремизма» ко всему, что выходит за границы либерального поля, тем сильнее протест свободомыслящей западной молодежи. Оказывается даже западные СМИ с их мощнейшими технологиями «манипуляции сознанием», разработанными научными институтами, не всесильны, и это, как говорится, радует и вселяет определенный оптимизм. Другой вопрос: смогут ли только лишь одни антиглобалисты свалить капитализм? Думаю, не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что ответ на этот вопрос может быть лишь отрицательным. Слишком они разрознены, слишком увлечены эмоциональным протестом… И кроме того, не будем забывать, что антиглобалисты – сугубо западный феномен, выражающий внутренний кризис самой западной культуры. Заметьте, что они бьют западный официоз его же оружием, то бишь упрекают глобальные компании и организации в нарушении тех же принципов, которые они во всеуслышанье провозглашают – принципов суверенитета народов, прав и свобод человека, равенства в правах. Заметьте, что западные антиглобалисты в принципе не против глобализма как такового, т.е. идеи планетарного, унифицированного общества, «плавильного котла наций», они только за справедливое глобальное общество, где нет наций-эксплуататоров и наций-эксплуатируемых. Т.е. антиглобалисты находятся с некоторыми вариациями в поле тех же самых западных идей, которые породили глобализм, конфликт же между ними носит в полном смысле слова диалектический характер.
Противостоять мировому, глобальному капитализму и его пре-тензиям поглотить все страны и народы можно лишь сплоченными усилиями стран, которым планетарный капитал отвел роль рабов «золотого миллиарда». Вряд ли нам удастся спастись и отстоять свое достоинство и суверенитет, если молодые ребята с более или менее благополучного Запада будут выходить на улицы с гитарами и флагами и идти против водометов «копов», а их сверстники из России сидеть дома, смотреть проамериканское ТВ и считать за счастье устроиться в разносчиком в «Макдоналдс» за оплату, вдвое меньшую, чем в Америке. Молодых россиян часто упрекают за то, что они во всем подражают Западу. А я думаю, что их бы стоило упрекнуть в том, что они, наоборот, катастрофически отстали от западной молодежи. На современном Западе дорогие костюмы, места менеджеров в банках, «Кока-Кола» и гамбургеры уже лет десять как не в моде. Теперь там в моде флаги с Че Геварой, антибуржуазные проклама-ции в Интернете и горящие чучела Буша и Комдесю. Думаю, и для нас это более чем актуально.