Реферат по предмету "Историческая личность"


ДЖАМБУЛ ДЖАБАЕВ

Выдающийся казахский поэт-импровизатор Джамбул Джабаев родился 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. У Джамбула не было возможности получить образование, но, благодаря его умению анализировать увиденное и выражать свои мысли в стихотворной форме, он и его песни становятся известными всей казахской степи (поэту только исполнилось 16 лет). С этого времени Джамбул становится постоянным участником песенных состязаний - айтысов.


Многие из его айтысов с казахскими и кыргызскими акынами вошли в сокровищницу казахского устного народного творчества. Наиболее известны айтысы Джамбула с Бактыбаем, Ай-кумыс, Сарыбасом, Шашубаем и Кулмамбетом. В этом ряду выделяется айтыс Джамбула со знаменитым Куланаяном Кулмамбетом. После победы над Кулмамбетом, которого он победил благодаря тому, что прославлял не правителей своего рода и волостных


старшин, а людей, защищающих интересы всего казахского народа, Джамбул стал самым почитаемым и популярным акыном своего рода. Будучи продолжателем традиций, заложенных в творчестве знаменитого акына Суюнбая, Джамбул в своих произведениях выражал надежды и чаяния простого народа, прославлял подвиги батыров, выступал непримиримым противником феодального гнета и насилия.


Удивительна судьба Джамбула Джабаева. Пожалуй, история не знает ей аналога: в 90 лет он стал всемирно известным и еще 10 лет провел в стремительном творческом полете, а затем стал объектом спора и сомнений – был ли Джамбул вообще. Воистину фортуна лукава и переменчива. В течение 10 лет Джамбулом восхищались, его переводили на многие языки и большими тиражами издавали как в бывшем СССР, так и за рубежом. О нем слагали стихи и поэмы, писали рассказы и очерки, создавали


фильмы и симфонии. Среди тех, кто писал о Джамбуле, были Р, Роллан, М. Шолохов, В. Тычина, Н. Тихонов, К. Симонов и другие видные поэты, писатели, ученые. Почти столетний путь прошел акын со своим народом. Вместе со всем казахским народом он был призван Октябрьской социалистической революцией к строительству новой жизни. Талант Джамбула расцветал вместе с великими преобразованиями, которые изменяли облик казахского


народа, поднимали на небывалую высоту казахскую поэтическую культуру. Окрепшая, ставшая самостоятельной казахская литература способствовала совершенствованию таланта Джамбула. На грани устно-поэтического и литературного творчества стоит акын-импровизатор Джамбул в годы советской власти. Творчество Джамбула впитало в себя все лучшее из идейно-художественного наследия крупнейших народных акынов, непосредственным же учителем


Джамбула был знаменитый Суюмбай. Джамбул относится к числу тех акынов, которые сла­гали свои песни еще в первые дни Октябрьской революции. Многие из его произведений бытовали устно и не были за­писаны. И надо сказать, что во всех ранних произведениях и произведениях, созданных в позднейшие годы, тема со­ветского патриотизма была основной. С чувством горячей любви воспевать современную действительность — это зна­чит хорошо видеть и знать пути развития советского об­щества, верить в его светлое будущее.


Джамбул, принимая активное участие в жизни своего народа, стремился как можно больше знать и видеть, и благодаря этому его произведения явились настоящим зеркалом современной действительности. Выросший в ус­ловиях аульной местности Джамбул находился в гуще трудового народа, вместе с ним он встречал и провожал бурю и солнечные дни больших исторических событий прошлого и настоящего. Джамбул хорошо знал многие уголки Ка­захстана, побывал он и в некоторых местах


Советского Сою­за. Акын всюду внимательно всматривался в жизнь народа, стремился пополнить свои знания и пред­ставления о советской действительности. Для него нет ничего интереснее, чем победоносная борьба советских людей за построение ком­мунизма, нет ничего любимее, чем могущественная, великая советская Родина. И поэтому мы можем точно сказать, что именно это и было источником песен Джамбула. Джамбул – яркий символ расцвета творческих сил казахского народа в советскую эпоху.


Джамбул родился тогда, когда были живы Жуковский и Гоголь. Он был современником Герцена и Тургенева, Некрасова и Чернышевского. Джамбул родился тогда, когда в России существовало крепостное право, когда писали гусиными перьями, ездили в старинных дормезах и о казахской Степи имели мало представления. У Джамбула много произведений, по существу состоящих целиком из афоризмов.


Свое языковое богатство Джамбул черпает из современного разговорного языка. В художественном языке Джамбула мы находим особенности, присущие письменной поэзии и новому казахскому литературному языку, который в советское время получил широкое развитие, обогатился. В своих произведениях Джамбул широко использует и те международные интернациональные слова, которые заняли свое законное место в современном казахском литературном языке и в устной разговорной речи: «колхоз»,


«коммунизм», «большевик», «радио», «метро», «завод», «самолет» и др. Они мастерски переплетаются с образными выражениями и занимают прочное место в его поэзии. Джамбул – выдающийся мастер слова. Он умело использует свой богатый языковой материал в произведениях, освещающих различные стороны нашей многогранной действительности. По мере развития и формирования поэтического мастерства у


Джамбула использование изобразительных средств в основном развивается в трех направлениях. К первому направлению можно отнести использование им фольклорных образных выражений и изобразительных средств без каких-либо изменений, обработок, переделок. Второе направление как бы ставило перед собой цель – использовать изобразительные средства устной народной литературы, а также языковые ценности своих дореволюционных произведений при создании новых в обработанном,


обновленном виде, соответственно новой тематике, новым идейно-художественным оттенкам и окраскам. Третье направление – Джамбул создает совершенно новые изобразительные образы, новые изобразительные средства. Черты, характерные для устной поэзии, чаще всего встречаются в его дореволюционном творчестве. Произведения Джамбула вошли в сокровищницу замечательнейших образцов мирового фольклора, они принадлежат всему прогрессивному человечеству. При изучении поэтического мастерства


Джамбула следует обратить внимание на богатство языка его поэзии, на примеры удачного использования словарного состава казахского языка, на отдельные обороты, сочетания слов и т.д. В поэзии Джамбула, в зависимости от темы, в тех или иных песнях использованы и архаизмы, и диалектизмы, и неологизмы. У Джамбула встречаются такие устаревшие слова, как «сұржебе» (вид стрелы), «көк берен» (оружие, сабля), «дулыға» (богатырский металлический шлем), «адырна»


(тетива), «шора» (знатный по происхождению человек), «кіреуке» (вид кальчуги), «кеусен» (вид налога). Джамбул Джабаев – фигура трагическая, как это модно сейчас говорить. Он был одновременно поэтом-художником и поэтом, выполнявшим социальный заказ партии и государства, он прославлял казарменно-феодальный социализм, который принес народам неисчислимые бедствия и т.п. Думается, что это – не главное. Для понимания и оценки творчества


Джамбула необходимо вскрыть причину, породившую литературу, которая служила государству и партии, была их орудием, став частью официальной партийно-государственной идеологии советской власти. Джамбул сочетал в себе два типа поэта-импровизатора: жырау и акына. Он начинал свою творческую жизнь как акын аула. В 15 лет сочинил первые песни и в течение последующих 85 лет не переставал импровизировать. Сколько произведений им было сочинено и исполнено за это время, не


счесть. К сожалению, его песни, толгау, айтысы и дастаны стали записываться только с 1936 года, когда он буквально в один день стал известен на весь Советский Союз, благодаря публикации в газете «Правда» (7 мая) его большого толгау «Моя Родина» («Туған елім»), в котором он вкратце рассказал об истории казахов, их судьбах в прошлом и охарактеризовал современную жизнь Казахстана 20-30-х годов.


Лишь после этого к Джамбулу прикрепили литературных секретарей, которые теперь стали регулярно записывать новые импровизации акына, а также старые его произведения из собственных уст Джамбула. Как литературное явление Джамбул многосторонен. Он был поэтом, он был акыном-импровизатором, получившим в социалистических условиях всесоюзное признание. Джамбул не только прославил казахский народ своим искусством, но он сам, как поэтическое явление, был


создан народом, вложившим в него свои думы и песни. По самой природе таланта, по условиям своей поэтической жизни Джамбул – плоть от плоти, кость от кости народных масс. Много вопросов для литературоведческой науки выдвигает творчество Джамбула. Представляет немалый научный интерес вопрос о соотношении устно-политических и литературных


традиций у Джамбула, поскольку он явился новатором казахского творчества, автором песен, оказавших известное влияние на письменную казахскую поэзию, на поэзию других советских народов. Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет Джамбул решил жить самостоятельно. Во время «уразы» (магометанского поста) он ходил по юртам и пел «жарапазан» (обрядовую песню). Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к знаменитому акыну


Суюнбаю, который, выступав песню Джамбула, сказал: «У тебя есть способность быть акыном. Ты обладаешь хорошим голосом. Слова, которые ты поёшь, выбраны очень удачно». Джамбул стал учеником Суюнбая. Акын, выезжая в аулы, брал с собой ученика. Сперва Джамбул исполнял песни, сложенные учителем, затем он стал петь и свои собственные. Он готовился к состязаниям с акынами. Для этого он изучал историю своей родины, сказания казахского


героического эпоса, песни раздольной степи. И песнь его становилась всё сердечнее, всё сильнее воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я пел о себе, я одновременно пел о народе». Постепенно ширились слава Джамбула. Песня в степи - большая сила. Песни Джамбула летели по степям, как ветер. Местные казахские богачи боялись его песен. «Так прожил я до 55 лет рассказывает Джамбул. -…В 55 лет я стал сутул, как старый беркут, глаза - померкли, а голос


ослаб. Вместо домбры у меня в руках появилась палка. Вместо широкой степи - узкая постель». Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни. Он услышал имя Ленин и стал свидетелем победоносного шествия Красной Армии. Преображалась его родная степь. И вот престарелый певец, который, казалось, уже завершал свой творческий и жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав прилив свежих сил, взял я в


руки домбру. Вернулась моя молодость, и я запел». Эта возвращённая революцией творческая молодость певца-акына нашла своё выражение в многочисленных ярких песнях и поэмах, посвящённых новой жизни в обновлённой казахской степи. Во всех твоих произведениях, больших и малых, Джамбул остаётся верен традициям поэзии Востока-цветистой и пёстрой, как убранство и быт народов Азии, богатой сравнениями и метафорами, изобилующей мудрыми изречениями.


Явления истории и культуры других народов Джамбул умеет делать глубоко своими, национальными. Так, Пушкин у него становится «акыном», Калинин - «аксакалом» (т.е.«белобородым» - самым старшим), Горький тоже прибли- жен к степям, к Казахстану: «В степном озаренном лучами краю о солнечном Горьком я песню пою». В дни войны Джамбул слагает песни о борьбе советских Людей и фашизмом. Стихи Джамбула, посланные им в Осажденный гитлеровцами


Ленинград ( «Ленинградцы, дети мои»), были поддержкой для героических защитников города. Когда нависла угроза над Сталинградом, акын пел своё «Письмо сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб сын поэта Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую отомстить за него захватчикам. Джамбул Джабаев умер в июне 1945 г не дожив всего нескольких месяцев до своего столетия.


Джамбул Джабаев (1846 - 1945) Джамбул - знименитый акын-импровизатор, родился он в Семиречье у подножия горы Джамбул Хан, в нынешнем Коктерекском районе Джамбулской области. Отец его - Жапа был батраком. Сам Джамбул также с юных лет испытал нужду и горе, однако ничто ему не смогло помещать рано научиться играть на домбре. Первым его учителем был известный народный акын


Суюмбай. Джамбул под его руководством разучивает и исполняет бытующие в народе песни, жыр, исторические поэмы, айтысы акынов и др. Джамбул вступает в айтыс со многими акынами. Так, в 1881 г. он встречался с Кулмамбетом, в 1898 г с Сарбасом, в 1902 г с Досмагамбетом, в 1909 г с Шашубаем, и во всех этих айтысах он выходил победителем. Слава Джамбула широко распространилась во всем Жетысу и в


Киргизии. Народ всюду оказывал ему почет и уважение. В 1916 г. Джамбул сложил свои песни о повстанцах, сочувствуя их борьбе. Полный расцвет поэтического таланта Джамбула наступил после Великой Октябрьской социалистической революции. Джамбул в советское время сложил огромное количество песен и поэм. Начиная с поэмы "Бег времени", сложенной еще в 1927 г и кончая глубоко патриотическими


песнями и, толгау периода Великой Отечественной войны все его произведения посвящены отображению социалистической действительности, героической борьбы советского народа, дружбы народов. Писатели Казахстана постоянно оказывали идейно-художественное влияние на творчество Джамбула. Они тщательно записывали его импровизации, знакомили акына с лучшими образцами художественной литературы, читали ему переводы произведений русских поэтов, разъясняли политические, исторические события,


знакомили с общественной жизнью страны, с ее экономикой и культурой. Джамбул неоднократно бывал в Москве, встречался с видными деятелями советской культуры, известными поэтами. 0н совершил поездку на Кавказ, побывал во многих уголках родного Казахстана. С 1936 г. произведения Джамбула получили широкое распространение не только на казахском языке, но и в переводах на русский язык. Благодаря русским переводам его произведения стали достоянием


всех народов Союза ССР и переводятся на многие языки стран народной демократии, в зарубежных странах. Много раз издавались произведения Джамбула отдельными книгами: "Олен-жырлар" (1937 г 1938 г.) "Суранши-батыр" (1939 г. и 1940 г.), "Путешествия на Кавказ" (1938 г.), "Произведения Джамбула" (т; 1, 1940 г.), "Болат тонды батыр" (Батыр, одетый в броню,


1940 г.), "Майдан жыры" (1942 г.), "Алынбас Камал" (Неприступная крепость, 1943 г.), "Песни войны" (1944 г.), "Камал бузган к,ахарман" (Герой, взявший крепость, 1945 г.). Полное собрание сочинений (1946 г.), "Стихи и поэмы" (1948 г.). Полное собрание сочинений "


Толык шыгармалары" в 3-х томах (1955 г.) и др. Песни и поэмы Джамбула любимы всем советским народом. Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили народное искусство Джамбула. 0н был награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени. В 1946 году Джамбул был удостоен звания лауреата


Сталинской премии. Высокую оценку творчеству акына давали виднейшие советские писатели М. Шолохов, А. Толстой, а также прогрессивные зарубежные писатели. Известный французский писатель Ромэн Роллан в день 75-летнего юбилея писал Джамбулу: "От сердца Западных Альп к сердцу степей Казахстана братский привет Джамбулу - певцу казахского народа и нового человечества" (газ. "


Казахстанская правда" от 22 V. 1938 г.). Датский писатель Мартин Андерсен Нексе также горячо приветствовал казахского певца. "Вы самый счастливый человек писал он пусть здравствует ваше сердце в вечно молодой, свободной и счастливой советской стране, сердце человека, пережившего интересную и богатую жизнь от кочевого образа до высокой передовой советской культуры". В 1938 г. народ избрал


Джамбула своим депутатом в Верховный Совет КазССР. В годы Великой Отечественной войны Джамбул сложил ряд патриотических песен, призывающих советских людей к героической борьбе и великой победе. Писатель В. Вишневский, поэт А. Прокофьев и др. особо отметили могучую силу толгау "Ленинградцы, дети мои!", которое воодушевило жителей осажденного


Ленинграда. Джамбул умер 22 июня 1945 года и погребен на своей родине - в колхозе им. Джамбула Алма-Атинской области. Над могилой устроен куполообразный мавзолей. В 1946 году в республике отмечалось 100-летие со дня рождения Джамбула. По постановлению Совета Министров КазССР дом его превращен в литературно-мемориальный музей. В нем, наряду с личными вещами акына, хранятся рукописи, книги, картины и другие материалы, имеющие


отношение к его творчеству. Именем Джамбула названы культурные учреждения, школы, библиотеки, район, где он жил, город Аулие-Ата ныне носит его имя – Джамбул. Записано со слов народного певца Казахстана орденоносца Джамбула. Песни рождались в аулах степных… Песни истерзанной рабством страны. Песни в столетьях ползли, как пески, Песни печали, нужды и тоски.


Семьдесят лет я сквозь слёзы пел! В юртах дырявых, в голодной толпе, В холодных кстау и в нищих аулах О жизни тяжёлой, как груз саксаула, О жизни крутой, как оленья гора, Пела надтреснутая домбра! Радость моя пришла в Октябре, Радость принес московский декрет, Я с новою песней пришел на котан, И вместе с Джамбулом запел


Казахстан, С тех пор, как юнец, я от счастья горю, Я родине лучшие песни дарю. Как сад Гюлистана], степь зацвела, Богатую юрту мне жизнь дала, Чудесный она постелила ковёр Мне от Син-Цзы до Уральских гор, Она мне разгладила складки на лбу. Шагает помолодевший Джамбул. Народу его навсегда отданы


Богатства великой счастливой страны. Медь Карсакпая, свинец Каратау, Долины цветущего Алатау, Сокровища белой алтайской руды И чёрное золото Караганды, Эмбы горючей густые фонтаны, Реки, моря и леса Казахстана, Хлопок Чимкента, потоки отар. Душистые яблоки Алма-Ата. Больше глаза мои не встречали


Прежнего горя, нужды и печали. Рука степняка поезда повела В бескрайных пустынях Бетпак-Дала. В степях по аулам несется молва — Акына Джамбула встречает Москва. Товарищ Молотов! В дар прими Простые, нехитрые песни мои. В сердце я имя твое сохранил, Великого Ленина ученик, Великого Сталина верный друг!


С ними и ты мое счастье ковал, С ними и ты декрет подписал, Ты радость вселил в миллионы сердец. Привез эту радость народа певец. Струны Джамбула звенят по Москве: «Тебе от колхозных аулов привет! Тебе от счастливых степей привет! Тебе от народа сердечный привет!»



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценка условий труда на рабочем месте инженера-электронщика
Реферат Бухгалтерский учет 2 Концепция и
Реферат Оцінка аналіз та планування продуктивності праці на підприємстві
Реферат Поняття про норми охорони праці техніки безпеки та виробничої санітарії
Реферат Организация налогообложения Муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница"
Реферат Приемно адаптерный прибор пожарной сигнализации
Реферат по Охране труда 2
Реферат Помещения и здания по взрыво и пожарной опасности
Реферат Поняття охорони здоров я на виробництві та її правове забезпечення
Реферат Понятие пожар и пожарная безопасность
Реферат Понятие гражданской обороны
Реферат Пожарная охрана в начале XX века
Реферат The Yellow Wallpaper Essay Research Paper Insanity
Реферат по БЖД
Реферат Особенности применения системы Директ-костинг на примере ОАО ПЕНЗМАШ