Реферат по предмету "Политология"


Внешняя и внутренняя политика государства Израиль

ВВЕДЕНИЕ Целью данной работы является изучение государственного устройства Республики Израиль, выявление основных черт и особенностей внутренней политики, а также изучение политического положения страны в системе международных отношений.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 г. на территории Палестины согласно решению Генассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. о разделе Палестины на два государства — еврейское и арабское. Территория страны — 14,1 тыс.кв.км. (в границах, определенных резолюцией 181 (II) ГА ООН от 29 нояб. 1947 г. об отмене британского мандата на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств — еврейского и арабского). В результате войны 1948-49 гг. Израиль захватил еще 6,6 тыс.кв.км., а в ходе войны 1967 г. оккупировал Голанские высоты (1150 кв.км.), Западный берег р.Иордан (5878 кв.км.) и сектор Газа (363 кв.км). В 1950 г., вопреки резолюции ГА ООН (1947 г.), израильские власти объявили Иерусалим столицей государства, а в 1980 г. израильский парламент (кнессет) подтвердил, что Иерусалим, включая аннексированную в 1967 г. восточную его часть, является «единой и неделимой столицей Израиля». Большинство государств, в т.ч. Россия и другие постоянные члены СБ ООН, не признают Иерусалим израильской столицей, их посольства расположены в Тель-Авиве. Крупнейшие города: Иерусалим — 567 тыс., Тель-Авив — 357,5 тыс., Хайфа — 246,5 тыс., Холон — 153 тыс. Рамат-Ган — 123 тыс. Официальные языки — иврит и арабский. Религия большинства населения — иудаизм, распространены также ислам и христианство. По данным на 31 дек. 1998 г. население Израиля составляло 6 млн. человек. Из них: евреи — 4,7 млн., арабы — 901 тыс., христиане — 129 тыс., друзы — 99 тыс. и др. По данным на 1999 год: Население 5,883,000 Мужчин 2,923,000 Женщин 2,960,000 Площадь (тысяч кв.км) 20,8 В 1989-98 гг. в Израиль из республик бывшего СССР прибыло 769 тыс.человек. Вместе с иммигрантами, въехавшими в Израиль в 70-80-е гг., общее число составило около миллиона человек. Израиль – сильно урбанизированная страна. Большинство иммигрантов выбирает в качестве места жительства в Израиле развитые города. Инженерно-технические работники составляют самую большую долю прибывших — 78 тыс.чел. Второе место занимают учителя — 36 тыс.чел., по 16 тыс.чел. — медработники и представители творческой интеллигенции. Еще одна крупная группа — 13 тыс.чел. — это ученые. В Израиле прочно утвердился термин «русскоязычная община». Под это определение попадает все население Израиля, которое прибыло в страну из бывшего Советского Союза и стран СНГ. Их объединяет стремление к сохранению культурных связей со страной «исхода», общность языка, традиций, наличие схожих проблем. Внутри самой общины, как и в израильском обществе в целом, существует деление на «европейских», «бухарских» евреев, выходцев с Кавказа. Последние две группы придерживаются принципа компактности расселения (большая группа грузинских евреев проживает в Ашдоде, а евреев-выходцев из среднеазиатских республик — в Рамле, Офакиме). На русском языке есть периодика: 4 ежедн. газеты, 11 еженедельников, 4 ежемес. издания и около 50 местных, всего 250 тыс.экз. Действуют две радиостанции на русском языке. При наличии относительно недорогого кабельного телевидения возможен прием трех российских программ. Существование русскоязычной общины поддерживается и на бытовом уровне. Как правило, эта категория пользуется услугами врачей-выходцев из стран СНГ, мастерских и компаний с «русскими» слесарями, электриками, перевозчиками и т.д. Развит туристический бизнес, ориентированный на эту общину. Имеется сеть «русских» продуктовых магазинов и ресторанов. Под влиянием евреев, приехавших из России и стран СНГ, в израильской экономике и обществе произошел ряд изменений. Это выразилось прежде всего в создании новых рабочих мест. Сильнейший толчок получила строительная отрасль. В кратчайшие сроки возводились новые дома, кварталы и целые города. К началу 1999г. примерно 80% иммигрантов последней волны приобрели собственное жилье. Географическое положение Климат Израиля субтропический, дожди идут в основном в зимние месяцы. Средняя температура января в Иерусалиме колеблется от 5° С до 13° С, в Хайфе —от 9° до 18° С. Средняя температура июля —от 17° до 31°С в Иерусалиме и от 24° до 31° С в Хайфе. Фауна представлена 100 видами млекопитающих и 400 видами птиц. Чаще всего встречаются выдра, волк, мангуст, шакал, гиена, дикобраз, газель. В Израиле несколько популярных курортов на Средиземном, Красном и Мертвом морях, однако более всего туристов привлекают исторические достопримечательности.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Государственное устройство
Флаг Государства Израиль являет собой белое молитвенное покрывало (талит) с голубой Звездой Давида (маген-Давидом) в центре.
Герб Государства Израиль - семисвечник (менора) - напоминает растение, известное в древности под названием мория. Ветви оливы, обрамляющие менору, символизируют стремление еврейского народа к миру. Израиль — парламентская республика. За более чем 50 лет своего существования страна формально не выработала своей конституции. С конца 50-х гг. ее функции стали частично выполнять законодательные акты, именуемые Основными законами, которые по замыслу юристов и правовиков должны будут составить разделы будущей конституции как единого Основного закона Государства Израиль. В 1999 г. в межведомственном комитете по законодательству шла работа над проектами трех Основных законов в области свободы слова и прав человека. Глава государства — президент, избираемый парламентом на 5 лет (в настоящее время - Моше Кацава). Президент может оставаться на своем посту в течение двух сроков и выполняет в основном представительские функции: подписание договоров и законов, принятых кнессетом (парламент Израиля), назначение судей, прием вверительных грамот иностранных послов и т.д. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту (кнессету), состоящему из 120 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим тайным голосованием. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром, которое формально подотчетно кнессету, но реально пользуется всей полнотой власти. Правительство формируется лидером партии, получившей большинство голосов на выборах в кнессет. Ввиду того, что ни одна из политических партий после провозглашения Государства Израиль не получала в кнессете требуемого большинства (61 место) для формирования однопартийного кабинета министров, все правительства Израиля с 1948 г. являлись коалиционными. Правительство обычно формируется на четыре года. Срок его полномочий может быть сокращен после отставки премьер-министра или выражения ему вотума недоверия со стороны кнессета.
Израильское законодательство за рамками Основных законов во многом базируется на пестрой мозаике многочисленных правовых актов, доставшихся Государству Израиль в наследство от периода Османской империи и Британского мандата над Палестиной. Естественно, последующее развитие израильской государственности вносило коррективы в становившиеся со временем архаичными турецкие и британские законы, превращая их уже в чисто израильские. До 1996 г. исключительное право роспуска кнессета принадлежало самому кнессету, и ни президент, ни премьер не имели полномочий в этом вопросе. С 1996 г. премьер-министр с согласия президента получил право распускать кнессет, если сочтет, что большинство его членов находится к нему в оппозиции.
Исполнительную власть во всех сферах государственного устройства осуществляет правительство (кабинет министров). Во главе правительства стоит премьер-министр, который по закону должен быть депутатом кнессета. Начиная с кнессета 14-го созыва (с 1996 г.), глава кабинета избирается в ходе прямого голосования. Будучи «первым среди равных», премьер-министр может сместить (или назначить) своей властью любого министра или его заместителя. В настоящее время премьер-министром является Ариэль Шарон. В отличие от главы кабинета, министр не всегда обязательно должен быть депутатом кнессета. Однако обычно все министры и как минимум половина членов кабинета должны иметь депутатские мандаты. Министр-депутат имеет право голоса в кнессете. Количество министров в правительстве, включая премьер-министра, не должно превышать 18 и не быть меньше 8 человек. Премьерские полномочия могут быть прекращены соответствующим решением кнессета при следующих обстоятельствах: если депутаты проведут решение о вотуме недоверия премьер-министру, кнессет будет не согласен с персональным составом правительства, будет вынесено решение (большинством в 80 депутатских голосов) о смещении премьер-министра, будет принято аналогичное решение (обычным парламентским большинством в 61 голос) за совершение главой кабинета морально-этического проступка. В стране насчитывается большое число политических партий, многие из которых возникли в Европе еще до образования государства Израиль. Функции надзора за деятельностью госаппарата осуществляет госконтролер, кандидатура которого подбирается и утверждается кнессетом. В своей деятельности госконтролер подответственен только парламенту и независим от правительства. Срок его полномочий — 5 лет, однако он имеет право быть переизбранным на этот пост второй раз подряд. Судебная власть осуществляется судами различных инстанций, а также различными видами трибуналов. Система судебной власти подразделяется на три уровня: Верховный суд, окружные и мировые суды. Верховный суд Израиля, или «Высший суд справедливости» (на иврите Багац), является высшей судебной инстанцией, решения которой являются обязательными не только для всех судебных органов, но и исполнительной и законодательной власти. В состав Высшего суда справедливости входят 12 судей, количество которых определено соответствующим решением кнессета. Президент Верховного суда возглавляет всю судебную власть Израиля. Несмотря на то, что вопросы законодательства являются исключительной прерогативой кнессета, Багац может обратить (и обращает) внимание парламента на «желательность» и целесообразность внесения тех или иных изменений в законодательную систему Израиля. Верховный суд также уполномочен определять, соответствует ли тот или иной законодательный акт Основным законам государства, а также объявлять недействительным любой документ, противоречащий конституционным нормам страны. Верховный суд также осуществляет функции апелляционного суда и в этом качестве заслушивает апелляции по уголовным и гражданским делам, судейские вердикты и другие решения, касающиеся парламентских выборов, дисциплинарных судебных вердиктов Ассоциации израильских адвокатов, административного задержания, жалоб заключенных и т.д. Гражданские и уголовные дела первоначально слушаются в окружных и мировых судах. Окружной суд осуществляет функции суда первой инстанции и апелляционного суда, рассматривающего судебные постановления мировых судов. В качестве суда первой инстанции окружной суд рассматривает также те дела, которые выходят за рамки компетенции мирового суда или другого судебного органа. До недавнего времени окружной суд также заслушивал дела о гражданском состоянии. Теперь эти дела переданы мировым судам, фактически выступающими в этом случае в качестве судов по семейным делам. Подобные нововведения стали частью инициированного Багац через кнессет процесса всеобщей реструктуризации судебной системы, предусматривающей постепенную трансформацию окружного суда в сугубо апелляционный суд. Эта реформа также направлена на поэтапную передачу части полномочий Верховного суда (как высшей судебной инстанции страны) окружным судам, которые будут теперь функционировать также и в качестве административных судов. Имеется 5 окружных и 29 мировых судов, в которых работают около 400 судей. Помимо общих судов существует институт трибуналов с сугубо узкой и ограниченной компетенцией: военные, религиозные, трудовые, административные и др. Религиозные трибуналы, например, занимаются делами гражданского состояния и действуют внутри признанных религиозных общин. Существуют раввинатские суды для иудеев, шариатские суды для мусульман, друзские суды и религиозные суды для официально признанных в Израиле девяти христианских конфессий. Органы местного управления. Израиль разделен на 6 административных округов (Центральный, Хайфа, Иерусалим, Северный, Южный и Тель-Авив), которые находятся под юрисдикцией окружных администраторов, назначаемых министром внутренних дел и ответственных перед ним. В Израиле 50 муниципалитетов, 147 местных и 53 районных совета. Муниципальные и местные советы избираются согласно партийным спискам по принципу пропорционального представительства, а мэры городов и председатели местных советов – прямым голосованием. Вооруженные силы. Значительная часть государственного бюджета расходуется на армию. Благодаря тому, что Израиль постоянно находится в противостоянии с соседними исламскими государствами и регулярно происходят вооруженные столкновения, армия Израиля отличается опытом, повышенной боеготовностью и является одной из лучших армий в мире, хоть и не столь многочисленной, как у более крупных государств. Большая часть бюджетных средств расходуется на новейшее вооружение, которое закупается за рубежом или производится оборонной промышленностью Израиля. Военнообязаны все молодые граждане Израиля. Юноши и девушки призываются в армию с 18 лет. Освобождение от военной службы предоставляется по религиозным и другим причинам. Юноши служат в армии 3 года, девушки – 22 месяца. После этого каждый солдат переводится в запас и приписывается к определенному подразделению. Мужчины в возрасте до 50 лет служат примерно 30 дней в году, но временами при чрезвычайных обстоятельствах этот срок увеличивается до 60 дней и более. Незамужние женщины числятся в резерве обычно до 24 лет.
Три рода войск (сухопутные, военно-воздушные и военно-морские) действуют под общим командованием Генерального штаба во главе с начальником штаба. Начальник штаба назначается правительством по рекомендации премьер-министра и министра обороны сроком на три года, который обычно продлевается еще на год.
Главный ресурс армии – хорошая подготовка солдат, многие из которых добровольно поступают в боевые части. При небольшом числе призывников и ограниченном кадровом составе армия опирается в основном на резервистов, регулярно проходящих переподготовку. Во время войны этот контингент образует костяк вооруженных сил. Женщины служат в армии вместе с мужчинами (но в боевых действиях не участвуют) в качестве техников, связистов, разведчиков, инструкторов, картографов, врачей, адвокатов и др.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИЗРАИЛЯ Отношения с исламским миром Израиль граничит с Ливаном на севере, Сирией на северо-востоке, Иорданией на востоке и Египтом на юго-западе. Западная граница проходит вдоль побережья Средиземного моря. Протяженность сухопутных границ — 759 км., морских — 1161 км. На западе территория Израиля омывается Средиземным морем, на юге — Красным морем. 14 мая 1948 г. была принята Декларация независимости Израиля. Арабские государства не признали этого решения. В ходе последовавшей войны 1948-49 гг. Израиль присоединил часть территории, отведенной ООН для арабского государства, и Западную часть Иерусалима. В результате войны 1967 г. была захвачена остальная часть территории арабского государства, весь Иерусалим, а также египетский Синайский полуостров и сирийские Голанские высоты. После заключения кэмп-дэвидских соглашений (1978 г.) и мирного договора между Израилем и Египтом (1979 г.) египтянам был возвращен Синайский полуостров. В 1985 г. Израиль вывел из Ливана основную часть своих войск, находившихся там с 1982 г. Однако вдоль границы на территории Ливана был сохранен «пояс безопасности», контролируемый израильтянами совместно с «Армией Южного Ливана» во главе с генералом А.Лахадом. Придя к власти в 1992 г., правительство И.Рабина заявило о намерении добиваться мирного урегулирования на основе принципа «мир в обмен на территории», приняло решение об ограничении строительства поселений на оккупированных территориях, пошло на взаимное признание с Организацией освобождения Палестины. 13 сент. 1993 г. в Вашингтоне между Израилем и ООП была подписана Декларация о принципах, предусматривающая введение ограниченного самоуправления на палестинских территориях (на первом этапе — в секторе Газа и г.Иерихон). 4 мая 1994 г. в Каире было подписано израильско-палестинское соглашение о принципах палестинского самоуправления в этих районах и выводе оттуда израильских войск и администрации. Это соглашение в основном выполнено. В 1994 г. было подписано соглашение о передаче палестинцам полномочий в гражданских сферах в других районах Западного берега. 26 окт.1994 г. был подписан мирный договор между Израилем и Иорданией. С приходом к власти правительства Б.Нетаньяху в 1996 г. была активизирована политика «освоения» оккупированных территорий и создания там новых поселений, взят курс на более жесткий, чем при правительстве И.Рабина-Ш.Переса, диалог с палестинцами, декларирована приоритетность задачи укрепления безопасности Израиля. Под давлением американской администрации в окт. 1998 г. в США был подписан «Меморандум Уай», предусматривающий дальнейшую передислокацию израильской армии на Западном берегу и передачу палестинцам дополнительных территорий в этом районе. После выполнения первого этапа этого соглашения Израиль объявил о дальнейшем замораживании реализации «Меморандума Уай», мотивируя свое решение неисполнением палестинцами своей части обязательств. Существует множество точек зрения на палестино-израильский конфликт. Я придерживаюсь мнения, что незаконно созданное еврейское государство с самого своего рождения ведет захватническую политику. Издание Национал-большевистской партии газета "Лимонка" (© 155, октябрь 2000) так объясняет причины палестино-израильского конфликта: "Причина - нежелание израильтян выполнить резолюцию ООН и убраться с исконно арабских территорий. Дело в том, что не все решения ООН подлежат выполнению, а лишь те, которые подкрепляются ракетами НАТО. А штатники заинтересованы как раз в сохранении юрисдикции Израиля (фактически - американской колонии) над Иерусалимом и Иорданом, куда съезжаются толпы паломников к христианским, исламским и иудейским святыням. А паломники - это миллиарды долларов ежегодно. Все дело в "святых долларах", иначе никто не стал бы городить этот несуразный Израиль на арабских землях. Сам по себе Израиль не нужен и самим евреям - в Нью-Йорке жить спокойнее, а репарации с немцев можно грести, проживая хоть в Арктике, хоть в Антарктике. Кому нужны эти палестинские апельсины? А за право брать бабки с паломников воевать будут еще долгие годы - до последнего семита". Хоть я не поддерживаю идеи ни национал-большевиков, ни антисемитов, но признаю право палестинцев на независимое государство. Израиль в свете последних событий и объявленной всемирной борьбы с терроризмом можно назвать американской колонией на исконно палестинских землях. В настоящее время отношения в очередной раз зашли в тупик. Кажущаяся эффективность дипломатических переговоров не может выдержать таких потрясений, как регулярные теракты со стороны исламских экстремистов. С другой стороны, складывается впечатление, что Израиль, прикрываясь борьбой с терроризмом хочет навсегда покончить с Палестинской автономией. Таким образом все усилия по мирному урегулированию сводятся на нет. Последние годы противостояния продемонстрировали, что тактика вторжения на палестинские территории и ликвидации палестинских военных лидеров не способна остановить волну террора и не способствует повышению безопасности израильских граждан. Палестино-израильский конфликт – один из наиболее долгих и запутанных национальных споров в мире. Это война не политических лидеров, а война двух народов, претендующих на одну территорию. Обе стороны продолжают обвинять друг друга и не желают сотрудничать без предварительных уступок со стороны противника. Каждая из сторон считает, что в случае вражеской атаки необходимо немедленно отвечать адекватным военным ударом. Причем считается, что если на теракт не последует немедленного ответа, то это будет воспринято врагом как проявление слабости и повлечет за собой повторные атаки. К тому же, каждая из сторон конфликта руководствуется примерами из истории, доказывающими эффективность ответа насилием на насилие. Как палестинцы, так и израильтяне продолжают утверждать, что противник не понимает другого языка, кроме языка войны. Так, палестинцы заявляют, что Израиль вывел свои войска из Ливана только под давлением партизан Хизбалы, а не балагодаря мирным переговорам. В это же время израильтяне видят в афганской военной кампании модель, которую необходимо реализовать и в ПА.
К сожалению, история этого противостояния показывает, что стороны так и не усвоили, что круг насилия может быть разорван только сообща, в тесном сотрудничестве, предполагающем существенные взаимные уступки, а не посредством демонстрации силы. Новая попытка мирного урегулирования
01.05.2003 с разницей в полтора часа израильскому премьеру Ариэлю Шарону и палестинскому премьер-министру Махмуду Аббасу был представлен план ближневосточного урегулирования «Дорожная карта». Ее реализация станет самым тяжелым испытанием как для только что вступившего в должность Аббаса, так и для недавно переизбранного Шарона. План «Дорожная карта» разрабатывался больше года четверкой ближневосточных посредников (ООН, США, Россия, Евросоюз). Основная цель «Дорожной карты» – создание независимого палестинского государства к 2005 году. первая часть плана предполагает принятие палестинцами усилий по немедленному прекращению насилия, затем они должны начать демократические преобразования. Израильтяне, со своей стороны, должны прекратить блокаду палестинских территорий, прекратить строительство поселений на Западном берегу и в секторе Газа, вывести войска из палестинских городов. Можно сказать, что «Дорожная карта» не нужна ни палестинским (да и арабским в целом), ни израильским руководителям. Первые теряют многомиллиардную помощь нефтяных монархий и многочисленных «благотворительных» и «гуманитарных» фондов типа организации Бен Ладена, на деле финансирующих джихад. Если беженцы вернутся, а Палестина станет независимой, то с какой стати ей помогать? А без помощи, причем всеобъемлющей, Палестина просто существовать не сможет, и европейско-американская «гуманитарка» не заменит полновесные аравийские или ливийские нефтедоллары. Кроме того, нельзя забывать, что сотни миллионов или даже миллиарды долларов шли прямо в карманы арафатовской верхушке, и отказываться от них никто не захочет. Значит, «Дорожная карта» будет саботироваться палестинским руководством, как саботируются все попытки мирного урегулирования на протяжении последних пятидесяти лет. Для Израиля «Дорожная карта» означает не только потерю территорий и вынужденное признание независимости нищей и агрессивной Палестины с ветеранами-террористами во главе. Она означает также по меньшей мере 250 тысяч беженцев-евреев из поселений, подлежащих ликвидации. Беженцев озлобленных и хорошо вооруженных, умеющих воевать. И столкнутся они с многомиллионным потоком возвращающихся в Израиль арабов – внуков и правнуков тех, кто бежал из своих домов в 1948–1968 годах. Такие встречи вряд ли предполагают объятия и цветы. Кроме социальной катастрофы из-за резкого роста безработицы и падения стоимости рабочей силы настанет катастрофа экономическая: миллиарды долларов, получаемые Израилем от США, перестанут поступать, так как помогать «мирному» Израилю не будет причины. Развал экономики и финансовый крах приведут к падению обороноспособности страны, что в ближневосточных условиях означает военное поражение. Может ли такая перспектива устраивать израильскую элиту? Ни в коем случае. Значит, она будет саботировать исполнение «Дорожной карты» точно так же, как палестинская.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, современное Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 года. Как государство не был признан арабским миром, в ответ, вопреки решениям ООН, захватил прилегающие арабские территории, после чего находился в состоянии практически постоянной войны с соседними арабскими государствами и Организацией освобождения Палестины, борющейся за создание автономного Палестинского государства. Попытки мирного урегулирования затянувшегося противостояния пока ни к чему не приводят.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ зависимости экономики города Череповца от финансово-хозяйственной деятельности градообразующей компании ЧерМК ОАО "Северсталь"
Реферат Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпий
Реферат Соня и Раскольников
Реферат Правовой статус сельскохозяйственных земель
Реферат Dos Essay Research Paper DOS Disk Operating
Реферат Расчет и проектирование покрытия по клееным деревянным балкам для неотапливаемого здания
Реферат Языковые средства выражения значений ирреальности в английском языке
Реферат Разработка элективного курса "Основы искусственного интеллекта"
Реферат Односторонние сделки в механизме гражданско-правового регулирования
Реферат Общение как особого рода деятельность
Реферат Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме "Гроза"
Реферат St Bernadette
Реферат Кредитование сельскохозяйственных предприятий в системе финансовых отношений
Реферат Совершенствование управления развитием муниципального хозяйства
Реферат Социально-культурные и институциональные основания российского политического режима